Реферат по предмету "Отечественная литература"


Вчера, сегодня, завтра в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад"

Вчера, сегодня, завтра в пьсе А. П. Чехова «Вишневый сад».
Прошлое страстно глядится
в грядущее А. А. Блок
Пьеса Чехова «Вишневый сад» написана в период общественного подъема масс в 1903 году. Она открывает нам еще одну страницу его многогранного творчества, отражая сложные явления того времени. Пьеса поражает нас своей поэтической силой, драмматизмом, воспринимается нами как острое обличение социальных язв общества, разоблачение тех людей, чьи мысли и поступки далеки от нравственных норм поведения. Писатель ярко показывает глубокие психологические конфликты, помогает читателю увидеть отображение событий в душах героев, заставляет нас задуматься о смысле истинной любви и истинного счастья. Чехов легко переносит нас из нашего настоящего в далекое прошлое. Вместе с его героями мыживем рядом с вишневым садом, видим его красоту, ясно ощущаем проблемы того времени, вместе с героями пытаемся найти ответы на сложные вопросы. Мне кажется, что пьеса «Вишневый сад»- это пьеса о прошлом, настоящем и будущем не только ее героев, но и страны в целом. Автор показывает столкновение представителей прошлого, настоящего и заложенного в этом настоящем будущего. Лопахин отрицает мир Раневской и Гаева, Трофимов – Лопахина. Думаю, что Чехову удалось показать справедливость неизбежного ухода с исторической арены таких, казалось бы, безвредных лиц, как хозяева вишневого сада. Так кто же они, владельцы сада? Что связывает их жизнь с его существованием? Чем дорог им вишневый сад? Отвечая на эти вопросы, Чехов раскрывает важную проблему – проблему уходящей жизни, ее никчемность и консерватизм.
Раневская – хозяйка вишневого сада. Сам вишневый сад служит для нее «дворянским гнездом». Без него жизнь для Раневской немыслима, с ним связана вся ее судьба. Любовь Андреевна говорит: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мой отец и мать, мой дед. Я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и уж если так ужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом». Мне кажется, что она страдает искренне, но вскоре я понимаю, что она на самом деле думает не о вишневом саде, а о своем парижском любовнике, к которому решила поехать вновь. Я был просто поражен, когда узнал, что она уезжает на деньги, присланные Анне ее ярославской бабкой, уезжает, не задумываясь над тем, что она присваивает себе чужие средства. И это, по-моему, эгоизм, но какой-то особенный, придающий ее поступкам видимость добродушия. И это, на первый взгляд, так. Ведб именно Раневская заботится болше всех о судьбе Фирса, соглашается дать деньги взаймы Пищику, именно ее Лопахин любит за некогда доброе отношение к нему.
Гаев, брат Раневской, тоже представитель прошлого. Он, как бы дополняет Раневскую. Гаев отвлеченно рассуждает об общественном благе, о прогрессе, философствует. Но все эти рассуждения пустые и вздорные. Пытаясь утешить Аню, он говорит: «Проценты мы заплятим, я убежден. Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! Счастьем мщим клянусь!» Полагаю, Гаев, и сам не верит в то, что говорит. Я не могу не сказатть о лакее Яше, в котором я замечаю отражение циничности. Он возмущен «невежеством» окружающих, говорит о своей невозможности жить в России: «Ничего не поделаешь. Здесь не по мне, не могу жить.… Насмотрелся на невежество – будет с меня». По-моему, яша оказывается сатирическим отражением своих хозяев, их тенью.
Утрату Гаевым и Раневской усадьбы, на первый взгляд, можно обьяснить их беспечностью, но скоро в этом меня разубеждает деятельность помещика Пищика, который изо всех сил старается сохранить свое положение. Он привык, что деньги сами регулярно идут ему в руки. Ивдруг все нарушается. Он отчаянно пытается выйти из такого положения, но его попытки пассивны, как и у Гаева с Раневской. Благодаря Пищику я понял, что ни Раневская, ни Гаев не способны ни к какой деятельности. На этом примере Чехов убедительно доказал читателю неизбежность ухода в прошлое дворянских усадеб.
На смену энертным гаевым приходит ловкий коммерсант и ушлый делец Лопахин. Мы узнаем, что он не длагородного сословия, чем несколько кичится: «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, в желтых башмаках». Осознавая всю сложность положения Раневской, он предлагает ей проект по реконструкции сада. В Лопахине ясно чувствуется та активная жилка новой жизни, которая постепенно и неотвратимо оттеснит на задний план жизнь бессмысленную и никчемную. Однако автор дает понять, что Лопахин не является представителем бубущего; он исчерпает себя в настоящем. Почему же? Очевидно, что Лопахиным руководит стремление личного обогащения. Исчерпывающую характеристику ему дает Петя Трофимов: «Вы богатый человек, скоро будете миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен!» Лопахин, покупатель сада, говорит: « Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят здесь новую жизнь». Эта новая жизнь представляется ему почти такой же, как жизнь Раневской и Гаева. В образе Лопахина, Чехов показывает нам, насколько хищническое капиталистическое предпринимательство античеловечно по своей природе. Все это невольно наталкивает нас на мысль, что стране необходимы совсем другие люди, которые будут вершить иные великие дела. И эти другие люди – Петя и Аня.
Одной мимолетной фразой Чехов дает понять, что представляет собой Петя. Он – «вечный студент». По-моему, этим все сказано. Автор отразил в пьесе подъем студенческого движения. Именно поэтому, полагаю, и появился образ Пети. Все в нем: и жидкие волосы, и неопрятный вид – казалось бы, должно вызывать отвращение. Но этого не происходит. Напротив, его речи и поступки вызывают даже некоторую симпатию. Чувствуется, как привязаны к нему дейтвующие лица пьесы. Одни относятся к Пете с легкой иронией, другие- с нескрываемой любовью. Ведь именно он является олицетворением будущего в пьесе. В его речах слышится прямое осуждение отмирающей жизни, призыв к новой: «Дойду. Дойду или укажу другим путь, как дойти». И указывает. Указывает его Ане, которую горячо любит, хотя искусно скрывает зто, понимая, что ему предназначен другой путь. Он говорит ей: «Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны как ветер». Петя вызывает глубокие раздумья у Лопахина, который в душе завидует убежденноити этого «облезлого барина», которой ему самому так недостает.
В конце пьесы Аня и Петя уходят восклицая: «Прощай, старая жизнь. Здравствуй, новая жизнь». Эти слова Чехова каждый можетпонимать по-своему. О какой новой жизни мечтал писаиель, как он себе ее представлял? Для всех так и осталось загадкой. Но одно верно и правильно всегда: Чехов мечтал о новой России, о ноом вишневом саде, о Гордой и свободной личности. Идут годы, меняются поколения, а мысль чеховская продолжает тревожить наши умы, сердца и души.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основы производственной деятельности дилера по продукции АО Стройдормаш г.Калининград
Реферат История болезни - Акушерство (история родов)
Реферат Разработка мероприятий по продвижению ресторанных услуг на примере предприятия Латина-Лабамба
Реферат Система управленческого учета ЗАО "ОНХМ-2"
Реферат Морфофункциональныи анализ временной колонии на примере гидроида moeris1a maeotica
Реферат Методы социологического исследования общий обзор
Реферат Финансово-экономические вопросы реализации комплексной целевой программы социально-экономического развития Причерноморского региона
Реферат Политическая концепция в учении Джона Локка.
Реферат Историко-культурная характеристика Дальнего Востока России
Реферат Санітарні вимоги до працівників та робочого місця
Реферат Редуктор трехступенчатый
Реферат Психологические особенности адаптации студентов к условиям обучения в вузах
Реферат Маркетинговые исследования программа маркетингового исследования
Реферат Концепция любви в рассказах И.А.Бунина
Реферат Основные представления о специальной и общей теории относительности