УО “Белорусский государственный педагогическийуниверситет
имени М. Танка”
Дипломная работа:
Методика использованиядидактических игр на уроках математики в начальной школе
Содержание
Введение… 2
Глава1 Проблема игровойдеятельности в педагогической и методической литературе… 5
1.1. Понятие об игре и её видах… 5
1.2. Особенности использования игр в 1 классе… 8
Глава2 Методикаиспользования дидактических игр на уроках математики в 1 классе при изучениитемы “Нумерация чисел
впределах сотни”… 12
2.1. Исследование отношения детей и учителейк дидактическим
играм на уроках математики… 12
2.2. Особенности использования дидактическихигр при
объяснении нового материала… 15
2.3. Способы использования дидактических игрпри закреплении
материала… 24
2.4. Особенности применения дидактических игрпри обобщении
знаний учащихся… 34
Заключение… 40
Литература… 42
Приложение… 43
Введение
Проблемы методов обучениясегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множествоисследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение –ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главныезадачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни,к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно,что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активностиучеников в этом процессе. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболееэффективные методы обучения для активизации и развития у учащихсяпознавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросовсвязано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особоезначение уделяется дидактическим играм на уроках математики.
Данная проблема широко рассматривается в работе В.А.Сухомлинского “Овоспитании”. В этой книге он знакомит нас со своими мыслями о воспитании детейв семье и школе, в том числе автор пишет об использовании игры: “…Игра – этоогромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительныйпоток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающаяогонёк пытливости и любознательности.”[1] Продолжая работуСухомлинского, в своей работе “Психология игры” Эльконин Д.Б. пишет, что игравлияет на развитие психических процессов: “Значение игры не ограничивается тем,что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности исвязанные с ними задачи. В игре возникает новая психологическая форма мотивов”.[2]Продолжая работу Эльконина, Амонашвили Ш.А. в своей книге “В школу — с шестилет” описывает опыт обучения шестилетних детей в школах, а также рассматривает проблему использования игры на уроках: “Дидактическая игра, если не делать изнеё самоцель, может выполнить свою исключительную роль усиления сложногопроцесса учения, ускорения развития,”[3] что и определяетактуальность нашей работы.
Цель курсовой работы– определить наиболее эффективные методы использования дидактических игрна уроках математики в 1 классе. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
— дать понятие о дидактической игре;
— раскрыть особенности использования дидактических игр;
— исследовать отношение детей и учителей к дидактическим играм на уроках математики;
- изучить особенности использования дидактических игр при объяснении новогоматериала на уроках математики в 1 классе при изучении темы “Нумерация чисел впределах сотни”;
- выявить эффективные способы использования дидактических игр при обобщенииматериала.
Объектом исследования является процесс обучения математике младшихшкольников.
Предметом исследованиявыступаетсовокупность методов, способов и средств обучения, которые использует учительна уроках математики в начальной школе.
При написании курсовой работыбыли использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:
1) теоретический анализ психологическойи педагогической литературы по проблеме (изучены работы В.А.Сухомлинского,Д.Б.Эльконина, Ш.А.Амонашвили);
2) анкетирование с целью выявленияотношения детей к играм на уроках математики (анкеты прилагаются);
3) анкетирование с целью выявленияотношения учителей к играм на уроках (анкеты прилагаются);
4) анализ и обобщение передового опытапо проблеме (изучен опыт работы учителей Е.А.Бочек, В.И.Поповой);
5) анализ собственного опыта работы в 1“А” классе школы №121 г.Минска.
/>Глава1 Проблемаигровой деятельности
в педагогической и методической литературе
1.1. Понятие об игре иеё видах
Игра имеет особое важное значение в жизни детей дошкольного и младшегошкольного возраста. С.А.Шацкий, высоко оценивая значение игры, писал: “Игра,эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодойжизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре,этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядроразумной школы детства.”
У философов своя точка зрения на игру, они утверждают: “Игра – это особаяформа детской жизни, выработанная или созданная обществом для управленияразвитием детей, в этом смысле она есть особое педагогическое творение”. Щедровицкий Г.П. пишет, что игра есть:
1.особое отношение ребёнка к окружающему миру;
2.особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается какего субъективная деятельность;
3.социально заданный и усвоенный ребёнком вид деятельности;
4.деятельность, в ходе которой происходит усвоение самого разнообразногосодержания и развитие психики ребёнка;
5.социально-педагогическая форма организации всей детской жизни.[4]
Д.Б.Эльконин даёт такое определение игры: “Человеческая игра – это такаядеятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми внеусловий непосредственно утилитарной деятельности.”[5]
Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственноговоспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личностишкольника переживания.
Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, всвою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры справилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатываетсяпривычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание,стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминаютновое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений,понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру согромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактическиеигры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Онииспользуются в качестве одного из способов обучения различным предметам вначальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на урокахматематики.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаяськоторой, дети учатся.[6] Дидактическаяигра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности,которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Даннаяигра является ценным средством воспитания действенной активности детей, онаактивизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессупознания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют своисилы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебныйматериал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаётрадостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Вдидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицируетпредметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез,делает обобщения.
Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, котораяотличает её от всякой другой деятельности.[7]Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровыедействия и правила.
Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действияспособствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявитьсвои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достиженияцелей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Онирегулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая играимеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игрезаконченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебнойзадачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителярезультат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся восвоении знаний или в их применении.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой иотсутствие любого из них разрушает игру.
1.2. Особенностииспользования игр в 1 классе.
Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело.Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребёнка. Игровое действие позволяетосваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности,постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешаетсвободному освоению знаний.
Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах,являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость,которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.
Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.[8]
1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия,уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей.Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение иодобрение действий учащихся.
2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана иподготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если онатребуется.
3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиесяподготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляетсябольшая самостоятельность.
4. Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираютсятак, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группедолжен быть лидер.
В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числалидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся.
Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новыхигр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков,насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением заработу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки,игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.
Особенно широко используются игры на уроках при обучении детей шести-семилетнеговозраста, поскольку ведущей деятельностью детей до поступления была игра, а споступлением в школу происходит смена ведущей деятельности на учебную. Надоиметь в виду, что очень эффективными являются игровые формы обучения,различного рода дидактические игры. В этих условиях переход от одной ведущейдеятельности к другой происходит безболезненно. Надо шире практиковатьзанимательные игровые формы обучения, которые вызывают большой интерес у детей(например, игру в магазин при обучении математике, обведение контуров рисункапри обучении письму, игру с куклами и мячами на уроках по развитию речи и т.д.[9])
Даже слаборазвитые, робкие и застенчивые дети охотно включаются в подобныеигры. При этом надо чётко представлять себе, какую именно дидактическуюнагрузку несёт содержание той или иной игры, и постепенно совершенствовать этудидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной дидактической игры детиболее успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий.
Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. И в дальнейшемученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и трудсерьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный.[10]
Младший школьник мыслит наглядно-образно, поэтому необходимо приприменении дидактических игр использовать наглядность. Игра должна быть занимательной,интересной для детей, но ни в коем случае нельзя принудительно заставлять детейиграть. Это не даст желаемого результата ни в развивающем, ни вобразовательном плане.
В игре детям следует предоставлять большую самостоятельность, в то жевремя на них нельзя возлагать и большую ответственность. Важно, чтобы ребятасами следили за выполнением правил, чтобы каждый участник игры чувствовалответственность перед коллективом.[11]
Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё этовремя не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленнойзадаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить.чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали. Обычнопри таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другаякартина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи.[12]
В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровеньего развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Учительдолжен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборезадания, постановке вопроса: одному дать задание надо легче, другому – труднее,одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполнесамостоятельного решения. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые:иногда такой ребёнок знает правильный ответ, но от робости не решаетсяответить, смущенно молчит. Учитель помогает ему преодолеть застенчивость,одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобыприучить выступать перед классом (коллективом).
Дидактические игры особенно необходимы в воспитании и обучении детейшестилетнего возраста. В них удаётся сконцентрировать внешне даже самыхинертных детей. В начале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к томуучебному материалу, без которого участие в игре невозможно. Как показываютнаблюдения за детьми шестилетнего возраста, наибольших успехов достигают теучителя, которые отводят на игру третью часть урока. Недооценка или переоценкаигры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При недостаточномиспользовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интереск обучению, при её чрезмерном использовании ученики с трудом переключаются наобучение в неигровых условиях.
/>Глава2Методика использования дидактических игр на уроках математики в 1 классе при изучениитемы “Нумерация чисел в пределах сотни”
2.1.Исследование отношения детей и учителей к дидактическим играм на урокахматематики
Одной из поставленных задач курсовой работы было выявление отношенийучителей и учащихся к дидактической игре. В результате этого в школе №121 былопроведено анкетирование учителей и учащихся. В анкетировании приняло участие 14учителей. В процессе опроса были выявлены следующие данные:
Вопрос №1:главное не самое главное
второсте-
пенное никакого места не занимает
не задумы-
вался над этим не знаю 8 57% 6 43% - - - - /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
На вопрос №1: “Какое местозанимает игра в развитии личности ребёнка”. 57% опрошенных учителей считает“самое главное”, 43% — “не самое главное”.
Вопрос №2: “Вы в своейпедагогической практике много времени отводите дидактической игре в учебномпроцессе?” 57% учителей ответило “очень много”, а 43% — не очень много, нодостаточно.много не очень много
только на уроках матема-
тики сегодня это никому не нужно
не задумы-
вался над этим не знаю 8 57% 6 43% - - - - /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
По мнению основной массы опрошенных учителей (10 чел. – 71,4%), главнойтрудностью в проведении дидактической игры является отсутствие в школенеобходимых условий. И лишь 28,6% учителей не имеют трудностей в проведениидидактических игр. По этому вопросу можно составить следующую таблицу.отсутствие в школе необходимых условий
равноду-
шие детей
не задумыва-
лись над этим не знаю нет 8 57% - 2 14% - 4 29% /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Вывод: учителя положительно относятся к дидактической игре и активноиспользуют её в своей педагогической деятельности, несмотря на объективныетрудности в проведении, и не считают игру пустой тратой времени.
Но для того, чтобы дидактическая игра прочно влилась в учебный процесс,необходимо обеспечить школу (особенно начальную), соответствующими техническимисредствами обучения и пособиями для проведения такого рода игр.
В школе №121 также были проанкетированы учащиеся начальных классов. Вопросе приняло участие 32 ученика из шести классов по произвольному выбору. Втаблице указаны те ответы, которые выбрали ученики.Какие уроки ты больше всего любишь? Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке: Как часто в вашем классе на уроках бывают игры: Как ты относишься к игре на уроке? Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке? люблю все уроки 12
работы с учебни-
ком 6 очень часто 8 очень хочется участв. 32 очень большая 12
с использо-
ванием схем, таблиц, картин 8 таблиц, схем, картин 2 часто 8 большая 12
с использо-
ванием: 10
различ-
ных игр 18 не очень часто 16 не очень большая 4 главное, чтобы на уроке было интересно 2 самосто-ятельных работ 6
неболь-
шая 4
Из всего этого можно сделать вывод: учащимся начальной школы нравятся всеуроки, положительно относятся к использованию игры на уроках. Если бы учащиесябыли учителями, то более 50% использовали бы на своих уроках игры. Ипрактически основная масса детей считает, что игра на уроках приносит большуюпользу и с удовольствием в них участвуют.
Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не вкачестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развитияпсихических процессов.
2.2.Особенности использования дидактических игр при объяснении нового материала
Игра ценна только в томслучае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущностивопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактическиеигры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем,отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Практика показывает, что занимательный материал применяется на разныхэтапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления,повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда,когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебнымматериалом, соответствующим дидактическим целям урока.[13]
В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторенияи закрепления изученного материала и крайне редко применяются игры дляполучения новых знаний.
При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны бытьзаложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.
При изучении раздела “Нумерация чисел первого десятка” используютсяпрежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образованиякаждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе можно применить игру “Составимпоезд”:
Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путёмприбавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующегочисла.
Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из нихвыполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученикговорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, выполняя роль второго вагона,цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди).Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один,получится два”. Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляютпример на сложение: “Два да один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляютсяпо одному. а класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два безодного – это один”[14].
На основе использования игры “Составим поезд” учащимся предлагают считатьчисло вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считатьчисла можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одногопредмета и не сосчитать его дважды.
Также при знакомстве детей с приёмом образования чисел можно использоватьигру “Живой уголок”.
Дидактическая цель: ознакомление детей с приёмом образования чисел приодновременном закреплении пространственной ориентации, понятий “больше”,“меньше”.
Средства обучения: изучение животных.
Содержание игры: учитель говорит: “В нашем живом уголке живут кролики: серыйи белый, кролики грызут морковь. Сколько кроликов грызут морковь? (два, ответфиксируется показом цифры 2). Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый ибелый). К ним прибежал ещё один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше)Сколько кроликов теперь едят морковь? (три, ответ фиксируется показом цифры 3)Перечисли их (один белый и ещё один белый, и ещё один серый, всего три). Какихкроликов больше, белых или серых? (белых) Почему их больше? (их два, а два этоодин и один). Почему 2>1? (два идёт при счёте после числа 1). Аналогичноможно рассматривать образование последующих чисел.[15]
При изучении нумерации в пределах десяти необходимо довести до пониманиядетей, что последнее названное при счёте число обозначает общее количество всейгруппы предметов. С этой целью следует проводить игры “Лучший счётчик”,“Хлопки”. С помощью этих игр дети устанавливают соответствие между числом ицифрой.
“Лучший счётчик”
Содержание игры:учитель на магнитном моделеграфе по секторам соответственно размещает от 1 до10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, учитель предлагает детямсосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называетсялучшим счётчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики –соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметовменьше и на сколько.
“Хлопки”
Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе размещает по секторам от 1до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитатьчисло рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыторисунков, и показать нужную цифру. (учитель задаёт ритм хлопков).
Изучая числа первого десятка, важно сравнивать каждое предыдущее число споследующим и наоборот. Для этого предназначены игры “Лучший счётчик”, “Числои цифру знаю я”.
Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе поочередно открывает секторза сектором, дети считают число цифр в каждом из них и показывают учителюсоответствующую карточку с цифрой, а затем сравнивают число цифр в двухсоседних секторах магнитного моделеграфа.
Работа над составом числа начинается в разделе “Нумерация чисел первогодесятка”. Состав чисел от одного до пяти дети в этот период должны знать напамять, состав чисел 6-10 можно рассматривать на наглядной основе, на следующемэтапе дети знакомятся с составом чисел на основе сложения по памяти. Натретьем этапе дети воспроизводят состав чисел на основе выявленной закономерности:числа, стоящие на одинаковых местах (слева и справа) в числовом ряду,составляет в сумме последнее число в этом ряду.
В этот период большую помощь учащимся в изучении состава чисел окажетигра “Числа, бегущие навстречу друг другу”:
Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1 до 10по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу,образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этимичислами. Например:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0 + 10 = 10 10 + 0 =10
1 + 9 = 10 9 + 1=10
Учитель спрашивает: “Что интересного вы заметили при составлении примеров?Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева вчисловом ряду, составляют в сумме число 10”.
При изучении нумерации чисел в пределах 20 можно выделить 4 этапа:
1. Образование чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу ивычитание единицы из последующего числа. Игра “Составим поезд”.
2. Образование чисел из десятков и единиц. Здесь можно предложить игру“Математическая эстафета”.
3. Анализ состава чисел в пределах 20. Можно использовать игру “Узнай,сколько палочек в другой руке” (описание игры в п.3).
4. Письменная нумерация чисел в пределах 20. На этом этапе можнопредложить игру “Стук-стук” (описание игры в п.3).
“Математическаяэстафета”
Дидактическая цель: ознакомление с образованием чисел из десятка иединиц.
Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников из приложенных к учебникуматематики для подготовительного класса.
Содержание игры: учитель делит класс на 3 команды по рядам и проводитигру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощьюкругов и треугольников, второй из этой же команды называет цифрой обозначенноечисло, третий – его состав, четвёртый показывает число на карточках.
Аналогичные упражнения выполняют из второй и третьей команд. Победит такоманда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.
При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобынаучить считать и записывать числа.
Установлению связи между устной и письменной нумерацией поможет известнаяигра “Молчанка”.
Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках двузначныечисла, а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молчаучителю или записывают в тетради.
Для глубокого осознания принципа поместного значения цифр используютсяиллюстративные (с помощью цифр) рассказы “Спор цифр” и “Как запутался Серёжа?”.
“Как запутался Серёжа?”
Серёжа научился писать числа в пределах сотни. Однажды вечером отецположил перед Серёжей на стол 4 палочки слева и один десяток связанных палочексправа и предложил мальчику написать, сколько палочек всего. Серёжа написалчисло 41. Правильно ли написал число Серёжа? Как он рассуждал?
“Спор цифр”.
Однажды цифры поспорили с нулём и стали его дразнить: Ты хотя тоже цифра,но ровнехонько ничего не значишь! Вот ученик возьмёт цифру 2 и поставит двакубика, а возьмёт тебя и ничего не поставит.
— Правда, правда, ни-че-го – сказала пятёрка.
— Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка, — затараторили цифры.
— Глупые вы, ничего не понимаете, — сказал ноль, — Вот единица. Я встанурядом с тобой справа. Чем ты теперь стала? Отвечай!
Ноль встал справа рядом с единицей, и она стала … (десяткой).
— Вот я стану рядом с тобой справа, пятерка, что ты будешь обозначать?Отвечай! – Ноль встал справа рядом с пятёркой, и стала она … (пятью десятками,50)
Ноль становится рядом справа с каждой цифрой и требовал ответить, чем онастала.
— Я увеличиваю каждую из вас, а вы меня ничевочкой называли. Неблагодарные!Подумайте хорошенько, и вы поймёте, что я для вас значу. Когда вас нет, я васвсегда заменяю. Можете ли вы написать ответ в таких примерах: 5–5=…, 7-7=…? Ану-ка, попробуйте! Никого из вас нельзя здесь поставить.
Задумались цифры и перестали дразнить ноль. Но цифрам всё же захотелосьпоспорить, и они затеяли спор между собой.
— Я больше всех значу, — заявила девятка, — я не какая-то единица.
Единица засмеялась, подскочила к девятке слева и закричала:
— Кто теперь больше, ты или я? Отвечай! (получилось 19)
— Я десяток, а ты только девять; десять ведь больше девяти. Что,молчишь?
Подбежала семёрка, прогнала единицу и сама стала слева. Получилось (79).
— Я семь десятков, 70, понимаешь?
Так все цифры становилисьрядом с девяткой и все оказывались больше неё. Удивилась девятка, смутилась…
Учитель спрашивает:
— Правильно ли спорят цифры? Какой вывод можно сделать?
— Девятка больше всех, когда цифры живут отдельно. Когда они становятсярядом друг с другом, дело меняется. Самое главное – это место цифр в числе. Напервом месте справа пишутся единицы, на втором справа – десятки.
Цифры поняли и с тех пор перестали спорить, кто из них больше.
Примечание: на уроке инсценировку “Спор цифр” может прочитать учительили ученик, а во внеклассной работе её можно и драматизировать: за автора читаетучитель, один ученик становится нулём, девять детей изображают цифры. В этойигре дети усваивают зависимость значения цифры от занимаемого его места.
Приведённые примеры далеко не исчерпывают всего разнообразия игр. Учительможет придумывать свои игры, используя местный материал, учитываяиндивидуально-психологические особенности своих детей.
При написании курсовой работы использовался материал, накопленный приработе в подготовительном классе “А” школы 121, на уроках математики в классепроводились различные дидактические игры. Например, на уроке по теме “Составчисла 5” проводилась дидактическая игра “Подарки Петрушки”:
Дидактическая цель: ознакомить с составом числа 5.
Средства обучения: иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша;воздушные шары, вырезанные из цветного картона.
Содержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришёл Петрушка своздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Весёлый Карандаш (надоску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Петрушка решилподарить шары Незнайке и Весёлому Карандашу. Как он может подарить их?
Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют удоски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные детипоощряются.
При изучениитемы состав числа 10 была проведена игра
“Украсимёлку игрушками”:
Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Средства обучения: рисунок ёлки; маленькие иллюстрации ёлочек для учащихся.
Содержание игры: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжатьёлку. И нам с вами тоже надо нарядить ёлку. Наша ёлка – математическая. Надоску вывешивается плакат с ёлкой. На верхушке — звезда с числом 10. Но невсе ветки украшены игрушками, надо повесить ещё недостающие шарики так, чтобына каждом ярусе сумма чисел была равна 10. Дети выходят к доске и наряжаютёлку. Учитель должен поощрять слабых детей.
Данные дидактические игры помогли учащимся осмысленно усвоить составчисла. Дети чувствовали себя свободно, непринуждённо, с интересом участвовали виграх.
2.3.Способы использования дидактических игр при закреплении материала
На уроках закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведениесвойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использованиесредств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговариваниевслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закрепление материала формапроведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной.Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования. Для проведениясоревнования учитель в таблице на доске звёздочками отмечает дружную работукоманд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо командыослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее число очков,учитель должен спросить такого ученика из этой команды, который ответитправильно и заработает звезду. В конце урока учитель вместе с детьми подводяитоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, чтоспособствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большимтактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не входе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления от игры.
Для закрепления устной нумерации в пределах 100 используется игра “Цепочка”, при проведении которой дети каждого ряда (команды) на основе иллюстративногоматериала образуют числа в пределах 100, соревнуясь друг с другом.
“Цепочка”
Содержание игры: учитель выставляет для каждого ряда (команды) на подставкудоски карточки, изображающие числа вида:Дес. Ед. Дес. Ед. Дес. Ед. l l l l l l l l l l l
Учащиеся каждого ряда (команда) считают единицы каждого разряда и поцепочке называют проиллюстрированные числа (сначала ученик первой, потом второйи третьей команды). Потом учитель ставит другие карточки, иллюстрирующие числавторого десятка и ученики по цепочке называют их. Игра продолжается аналогично.
Выигрывает команда, которая допустит меньше ошибок в образованиидвузначных чисел. Для подведения итогов игры учитель отмечает в таблицезвёздочками правильные ответы учащихся.
Для закрепления состава чисел можно предложить следующие игры: “Арифметическийлабиринт”, “Угадай-ка!”, Эстафета”. Смысл этих игр заключается в том,что дети проговаривают все случаи состава числа 10 и выигрывает тот, ктоназовёт наибольшее число комбинаций. Можно провести игру в виде соревнования порядам. Также здесь можно предложить игру “Контролёры”.
Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.
Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролёра удоски следят за правильностью ответов: один – первой команды, второй — другойкоманды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмическихнаклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называютхором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счёт про себя(например 6 – прибавил 1, 7 – прибавил 2, 8 – прибавил 3). Затем они называютчисло выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2группы и называется состав числа. Учитель говорит: “Восемь – это…”, ученикипродолжают: “Пять и четыре”. Контролёры показывают зелёные круги в правой руке,если согласны с ответом, красные – если нет. В случае ошибки упражнениеповторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу сделатьнесколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания дозаданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чиселна основе хлопков.
Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несёт элементыфизической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.
При закреплении состава десятичного состава двузначных чисел используютсяигры “Сколько палочек в другой руке?”, “Хлопки”.
“Сколькопалочек в другой руке?”
Дидактическая цель: закрепление знания десятичного состава двузначногочисла.
Средства обучения: набор отдельных палочек и пучков палочек.
Содержание игры: вызванный ученик берёт пучок палочек в одну руку, аотдельные палочки – в другую руку и показывает их классу. Дети угадывают ихколичество и показывают карточку с соответствующим числом.
Затем задание усложняется: надо угадать, сколько отдельных палочек вруке, если в другой – пучок, и составить пример на сложение. Например, учениквзял 15 палочек, положив пучок из 10 палочек в правую руку и 5 отдельныхпалочек в левую. Дети составляют пример на сложение 10+5=15.
“Хлопки”
Цель игры: закрепление знания десятичного состава двузначного числа.
Средства обучения: набор определённых палочек и пучков палочек.
Содержание игры: учитель вызывает двух детей к доске. Ученик, стоящий справа,обозначает единицы, а стоящий справа – десятки. Учитель называет двузначноечисло, правый ученик хлопками обозначает число единиц в этом числе, а левый –число десятков. Все остальные ученики выполняют роль контролёров. Они сигналят,если десятичный состав числа показан учениками неверно.
Как уже упоминалось в п.2 при изучении нумерации чисел в пределах 20выделяют 4 этапа. Один из этапов – это письменная нумерация чисел в пределах20. Здесь можно предложить игру “Стук-стук”.
Дидактическая цель: закрепление знаний по нумерации чисел в пределах 20.
Средства обучения:на доске изображена таблица с двумя разрядами:Десятки Единицы
Содержание игры: учитель молча стучит указкой один раз в разряде десятков инесколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают учителюсоответствующее число на карточке с цифрами.
Для закрепления навыков счёта можно предложить игру “Слушай и считай”:
Содержание игры: у каждого из учеников набор карточек с числами от 1 до 10.У учителя палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающемугромкий звук, определённое число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять ипоказать карточку с числом, соответствующим количеству ударов.
Можно условиться, что играющие, услышав удары, должны поднять карточку счислом, недостающим, например, до десяти (ударов было три, поднять карточку счислом 7). Затем устанавливается другое правило: показать надо не число,соответствующее числу ударов, а два соседних числа – меньшее и большее. Можнопредложить и другой вариант игры: учитель сначала ударит палочкой по одномупредмету 8 раз, а по другому – 3 раза. Это значит, что учащиеся должны отвосьми отнять три и показать карточку с числом 5. Игра требует тишины ивнимания, поэтому можно предложить ребятам, прислушиваясь к числу ударов,закрывать глаза.
В теме “Нумерация чисел первой сотни” для усвоения порядка следованиячисел при счёте, порядковых и количественных отношений между смежными числамиможно использовать игры “Считай дальше с любого числа”, “Назови соседейчисла”,“Кто быстрей сосчитает? ”.
“Считайдальше с любого числа”
Эта игра поможет избавиться от ошибки, когда ученик называет число спереходом через круглый десяток, например, 67, 68, 69, 70 (а не шестьдесят десять).
“Назовисоседей числа”
Эта игра даёт возможность каждое число первой сотни рассматривать неизолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.
Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).
Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, то другому участнику игры, ате, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называеткакое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа– 20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).
Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющийдолжен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить кнему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий долженназвать числа
10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).
Эту игру можно провести и с двумя мячами: большим и маленьким (илиразного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, кпримеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3.Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутатьдействия.
“Кто быстрей сосчитает?”
Игра развивает зоркость, внимание.
Содержание игры: на доске вывешиваются два одинаковых плаката, на которыхзаписаны в произвольном порядке числа. Например, от 61 до 90 (от 11 до 30 ит.п.). Например, требуется назвать и указать на таблице по порядку все числаот 61 до 90. Можно соревноваться и двумя командами, по одному человеку откаждой. Затем победители соревнуются между собой и определяется лучший счётчик.
Примерный вид плаката:90 75 71 63 66 67 82 86 68 76 87 61 73 89 81 74 88 65 77 84 80 69 78 62 70 64 83 72 79 85
Также на этапе закрепления можно предложить следующие игры:
“Загадка”
Дидактическая цель: закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичныйсостав числа.
Содержание игры: учитель загадывает загадку “Серебристая пила в небе ниточкувила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у ниткираспушил?”. Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы.Прочитайте слово и запишите его. 5 ед. 6 ед. 8 ед. 3 дес. К Д Ч 76, 98, 75, 38, 95, 35 7 дес. Т Л М 9 дес. И Ю Ё Ответ: лётчик.
“Гном”
Дидактическая цель: закрепить умение детей заменять двузначное числосуммой его разрядных слагаемых.
Содержание игры: Помоги гному найти дорогу к дому. Куда идти: вперёд илиназад – об этом числа говорят. Замени каждое число суммой разрядных слагаемых ив таблице найди букву. Составь слово, прочитай. 4 5 7 80 В Ё П 84, 87, 27, 55, 85, 54 50 Д Р М 20 О О Е Ответ: вперёд.
“Попорядку номеров”
Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел при счёте.
Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом кклассу. У ведущего – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10(можно использовать любые варианты чисел). Перед началом игры ведущийперемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих.Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждыйможет лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобычисла на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая заданиебыстрее и точнее, выигрывает.
“Сбежавшиечисла”
Дидактическая цель: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду.
Материал игры: таблички с числами.1 3 6 9 11 13 16 19 2 6 10 14
Содержание игры:
Учитель вывешивает на доску готовые таблицы (или чертит их на доске), впустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определитьзакономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: “Здесь каждоечисло живет в своём домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты — из нихсбежали числа. Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома.”Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.
При закреплении темы “Двузначные числа” была проведение игра “Рыболовы”:
Дидактическая цель: анализ однозначных и двузначных чисел.
Содержание игры: на наборном полотне изображен пруд; в прорези полотнавставлены изображения рыбок, на которых написаны двузначные и однозначныечисла. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочерёдно каждый членкоманды “ловит рыбку” (громко называет число) и проводит его анализ: сколькознаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу.Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берёт её), если нет – рыбкасорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.
При изучении и закреплении темы “Числа от 21 до 100” была использованаигра “Весёлый счёт” или “Борьба за цифру”.
Дидактическая цель:закрепление порядка следования чисел.
Средства обучения: два больших листа плотной бумаги, на которых написаны разнымцветом цифры большого размера.
Содержание игры: перед каждой таблицей становится один из учеников. Учительпредлагает громко назвать числа по порядку от 1 до 24 и от 52 до 75,одновременно показывая каждое из них на таблице. Тот, кто быстрее назовётчисла, считается победителем. Через каждую таблицу проходит несколько пар.
Пример таблицы:14 8 12 4 65 59 63 55 10 23 1 15 61 74 52 66 3 17 21 7 54 68 72 58 19 6 9 11 70 57 60 62 24 2 16 22 75 53 67 73 13 20 5 18 64 71 56 69
С помощью этих игр в процессе обучения были не только закреплены знанияучащихся, но и активизировано внимание учащихся. С помощью игры “Весёлый счёт”развивалось также и зрительное восприятие детей.
2.4.Особенности применения дидактических игр при обобщении знаний учащихся
На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествияв сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры.
При обобщении темы “Нумерация чисел в пределах 20” можно предложитьследующую ситуацию. Класс отправляется на луг ловить бабочек. Начинается игра “Поймайбабочку”:
Дидактическая цель:обобщение знаний о разрядном составе числа.
Содержание игры: на доску вывешивается иллюстрация с изображением луга имакеты бабочек. На каждой бабочке написан разрядный состав чисел до 20. Укаждого ребёнка бабочка из картона жёлтого цвета, на обратной стороне которойзаписаны числа. Один из вызванных к доске учеников ловит бабочку, прикреплённуюна ниточке, на которой указан разрядный состав числа, остальные ученикиподнимают (ловят) тех бабочек, на которых написаны числа, соответствующиеразрядному составу.
Потом все отправляются в магазин, (проголодались на прогулке). Далеепроходит игра в “Магазин”:
Дидактическая цель: обобщение знаний учащихся о составе числа.
Содержание игры: вывешивается два плаката: один с рисунками монет, другой сизображением предмета и его ценой (хлеб – цена, батон, булочка, рогалик ит.п.). Дети подходят к плакатам, показывают хлеб, и расплачиваются за покупкунабором из существующих монет.
Также при обобщении знаний по теме “Нумерация чисел в пределах 100” можноиспользовать следующие игры:
“Войдив ворота”
Дидактическая цель: обобщение знаний о составе числа.
Содержание игры: дети берут карточки с числами 0, 1, 2, …, 10. Два ученикаобразуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки), в свободных руках онидержат карточки с цифрами. В результате образуется несколько пар детей и одинлишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с такой карточкой, чтобы их числав сумме составили число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без парыученик также входит в ворота и подбирает пару себе. Все дети сидевшие застолами, следят за правильностью подбора пар.
Учитель школы №147 г.Санкт-Петербурга Е.А.Бочек на уроке обобщения знанийиспользовала игру-соревнование “Если вместе,если дружно”в 1 классе.[16]Особенность этой игры – эстафетный характер заданий, когда от вклада каждого,от чёткости и взаимодействия зависит общий результат.
Дидактическая цель: развитие логического мышления и воображения, проверкаэлементарных математических навыков.
Ход игры: учитель объявляет, что урок пройдёт в виде игры под девизом“Если вместе, если дружно”. Класс делится на две команды. Обе команды носятимена великих математиков прошлого: “Пифагоры”, “Архимеды” (желательныэмблемы). Учитель предупреждает, что соревнования будут эстафетными, поэтомубудьте готовы проявить взаимопонимание и взаимовыручку.
Эстафета№1 “Очень длинный пример”
На доске написаны примеры. Каждый ученик из команды подбегает к доске поочереди, решает один пример и передаёт эстафету следующему. Кто быстрее иправильнее решит весь пример?
Эстафета№2 “Собери робота”
Участники команд берут из корзин геометрические фигуры (круги, треугольники,квадраты и т.п.) и крепят их на доске так, чтобы получилась фигура,напоминающая робота. У кого робот получится лучше?
Эстафета№3 “Каждому по примеру”
Количество примеров на доске соответствует числу участников команды.Участники команд по очереди подбегают к доске и решают по одному примеру (навыбор). Побеждает команда, которая быстро и без ошибок решит все примеры.
Эстафета№4: “Найди цифру”
На доске два плаката, где в беспорядке прикреплены цифры от 1 до 30.Участники команд по очереди снимают цифры по порядку и составляют числовойряд. Побеждает команда, первая и правильно построившая полный числовой ряд.
Эстафета№5: “Без права на ошибку”
Команда выстраивается в шеренгу, у каждого в руках листок и карандаш.Ведущий читает задачу:
1. На одной жужаре к нам приехали 15 мямзиков, а на другой – на 7мямзиков меньше. Сколько мямзиков приехало к нам на второй жужаре?
2. Когда Слюник видит, что кто-то нашёл пусик, он сразу начинает умиратьот зависти. В четверг Мряка в присутствии Слюника нашла сначала 6 пусиков, а потомещё 12 пусиков. Сколько раз Слюник умирал от зависти?
Каждый участник пишет ответ на листочке и показывает жюри, которое отмечаетколичество правильных ответов и неправильных. Ответ, не показанный до сигналаведущего, не засчитывается.
Затем выстраивается другая команда и решает следующие задачи:
3. У Кости было 20 больших хрямзиков и 7 маленьких. Когда он узнал, чтоэто такое, он всё побросал и отскочил подальше. Сколько хрямзиков бросил Костя?
4. Волк съел на своём Дне рождения трёх поросят, семерых козлят и однуКрасную шапочку. Сколько сказочных героев съел Волк?
Побеждает команда, давшая большее количество верных ответов.
Эстафета№6: “Математическая сказка”
Все участники команды, говоря по одному предложению, продолжают сказку,которую начинает ведущий: первая команда “Однажды в математическом королевствеслучилась беда…”, вторая команда “У Пятёрки был День рождения, и она пригласилана него своих друзей…”
После подводятся итоги урока. Какая команда была самая дружная, комуудалось лучше всех справится с трудными математическими заданиями? Награждение.Очень важно, чтобы ученики поняли в процессе игры: если вместе взяться за дело,то даже самые трудные примеры можно решить.
Если такая игра проводится в классе впервые, то учителю надо заранеепозаботиться о помощниках (старшеклассниках, родителях), которые при необходимости помогли бы погасить возможные конфликты.
При подведении итогов важно отметить, сколь важны факты оказания помощи,проявления дружбы.
Состав команд в играх-соревнованиях в 1 классе должен меняться в каждойигре, чтобы у участников не появился конкретный постоянный соперник.
Важный педагогический момент игры – помочь учащимся осознать, что учитьсявместе легче, чем поодиночке, что у них прекрасные одноклассники, которыевсегда помогут.
Также при обобщении знаний детей довольно эффективно проходят игры“Освободи птичку” и “Незадачливый математик”.
“Освободиптичку”
Дидактическая цель: обобщение знания чисел от 21 до 100.
Содержание игры: птички находятся в клетке и учитель предлагает детямвыпустить их на волю. Но для этого нужно выполнить задание. Учащиеся берутптичку из клетки и с обратной сторону читают задание (например, посчитай десяткамидо 60, назови число, в котором 2 дес. и 6 ед, и т.п.). Если ученик правильноответит на вопрос, то птичка летит (переставляется) на дерево, если нет, то возвращаетсяобратно в клетку.
“Незадачливыйматематик”
Дидактическая цель: обобщение знаний учащихся о замене числа суммой егоразрядных слагаемых.
Средства обучения: кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на нихчислами и знаками, фигура Медвежонка.
Содержание игры: на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками.43 = ÿ + 3 ÿ = 20 + 9 57 = 50 + ÿ 35 = 30 ÿ 5 1ÿ = 10 + 5 ÿ4 = 40 + ÿ
Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записаннымина них цифрами и знаками и иллюстрация Медвежонка.
Учитель предлагает следующую ситуацию: “Ребята, Медвежонок решил примерына кленовых листочках. Подул ветер и листочки разлетелись. Очень расстроилсяМедвежонок. Как же теперь быть? Надо помочь ему.” Ребята по очереди выходят кдоске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски. Данныеигры помогают понять, насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный материал.
Заключение
В процессе работы над темой на основе рассмотренной нами психолого-педагогическойи методической литературы по данному вопросу, а также в результатеисследования, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое вниманиеуделяется дидактической игре на уроке и выявлено её существенное значение дляполучения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.
Проведя и проанализировав наши исследования, мы выявили, что дидактическаяигра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но иактивизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донестидо учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод отом, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьноговозраста на данном конкретном уроке.
В ходе проделанной намиработы, мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть использована как ина этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала.Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачиактивизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитиипознавательных интересов учащихся.
Дидактические игры особеннонеобходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаряиграм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самыхнесобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем ито, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и ксамому предмету обучения.
Таким образом, дидактическаяигра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которойобучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познаютмир.
Литература
1. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой.– М., 1987
2. Амонашвили Ш.А. В школу – с шестилет. – М., 1986
3. Бочек Е.А. Игра-соревнование“Если вместе, если дружно” //Начальная школа, 1999, №1.
4. Выготский Л.С. Педагогическаяпсихология. – М., 1991
5. Жикалкина Т.К. Система игр науроках математики в 1 и 2 классах. – М., 1996
6. Карпова Е.В. Дидактические игры вначальный период обучения. – Ярославль, 1997
7. Коваленко В.Г. Дидактические игрына уроках математики. – М., 1990
8. Кружецкий В.А. Психология. – М.,1986
9. Кушнерук Е.Н. Занимательность науроках математики в начальных классах. – Минск, 1987
10. Менджерицкая Д.В. Воспитателю одетской игре. – М., 1982
11. Минскин В.И, От игры к знаниям. –М., 1988
12. Перова М.Н. Дидактические игры иупражнения по математике. – М., 1996
13. Попова В.И. Игра помогает учиться.//Начальная школа, 1987, №2.
14. Перокова О.И., Сазанова Л.И. Раз,два, три – отвечай. – М., 1993
15. Психолого-педагогическиеособенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т.,Жарковой Т. – М., 1990
16. Сухомлинский В.А. О воспитании. –М., 1985
17. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. – М., 1993
18. Щедровицкий Г.П. Методическиезамечания к педагогическим исследованиям игры. // Психология и педагогика игрыдошкольников. Под.ред.Запорожца – М.,1996
19. Эльконин Д.Б. Психология игры –М., 1978
20. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника.– М., 1989
Приложения
Приложение 1
Анкета №1
Проводится с целью выявления отношения учителяк игре
1. Какое место, по Вашему мнению, занимает игра вразвитии личности ребёнка в современных условиях?
— главное,
— не самое главное,
— второстепенное,
— никакого местане занимает,
— незадумывалась над этим,
— не знаю.
2. Сколько времени Вы в своей педагогическойдеятельности отводите дидактическим играм в учебном процессе?
— очень много,
— не оченьмного,
— только науроках математики,
- сегодня это ненужно,
— незадумывалась над этим,
— не знаю.
3. Какие трудности в проведении дидактических игр Ваммешают больше всего?
— отсутствиенеобходимых условий,
— равнодушиедетей,
— незадумывалась над этим,
— не знаю,
— нет.
Приложение 2
Анкета №2
Проводится с целью выявления отношения детей кигре на уроке
1. Какие уроки ты больше всего любишь?
— с использованием таблиц, схем, рисунков,
— главное,чтобы было интересно,
— сиспользованием игры,
— урок он иесть урок, хоть что, всё равно скучно,
— не люблюлюбые уроки,
— не знаю, мневсё равно.
2. Если бы ты был учителем, чего бы у тебя было большена уроке?
— таблиц, схем,рисунков,
— разных игр,
— самостоятельных работ,
— работ сучебником,
— индивидуальной работы по карточкам.
3. Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?
— очень часто,
— часто,
— не оченьчасто,
— изредка,
— никогда.
4. Как ты относишься к игре на уроке?
— очень хочетсяучаствовать,
— нет большогожелания поддерживать игру,
— игра науроке — пустая трата времени.
5. Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?
— оченьбольшая,
- большая,
— не оченьбольшая,
— небольшая,
— никакойпользы,
— не знаю.
Приложение 3
Конспекты уроков математики в 1 классе
Тема: “Числа от 21 до 100 (закрепление)”.
Цель: закрепить умение считать десятками, продолжитьформирование понятия о поместном значении цифры, закрепить умение считать впределах 100; развивать умение анализировать, грамотную математическую речь;поддерживать интерес детей к урокам математики.
Оборудование: карточки с числами (у каждого ученика), таблицачисел.
Содержание урока:
1. Оргмомент
2. Устный счёт
— Начнём урок с устного счёта. Первая наша игра “Найди лишнее число”.
— Ребята, в каждом ряду из 5 последовательно записанных чисел — одно лишнее. Найдите это число и объясните, почему вы так решили.
5, 10, 15, 16, 20 (16 — лишнее)
8, 11, 13, 15, 17 (8)
10, 17, 16, 15, 14 (10)
12, 15, 18, 21, 43 (43)
— Для следующего задания нам понадобятся ваши карточки с числами. Приготовьте их и поднимайте при ответе на вопрос.
— увеличить10 на 3, уменьши 10 на 3;
— найти сумму чисел 3 и 8;
— найти разность чисел 8 и 3;
— на сколько 8 меньше, чем 14;
— на сколько 14 больше, чем 10.
— Сравни числа: 41 и 14, 26 и 62, 43 и 43.
3. Игра
— Сейчас мы поиграем в интересную игру “Хлопки”. Мне понадобятся два помощника – один будет хлопать за десятки, а второй – за единицы в названном мною числе. Итак, будьте внимательны, а вы в классе тоже считайте внимательно.
— А сейчас посчитаем в прямом и обратном порядке десятками от 10 до 100 по цепочке.
— Молодцы, никто не сбился.
4. Постановка цели урока
— Сегодня мы продолжим изучать тему “Числа от 21 до 100”.
Посмотрите на наборное полотно.
— Сколько выставлено квадратов?(23) Сколько десятков и единиц в этом числе?
— Сколько выставлено кругов?(32) Сколько десятков и единиц в этом числе?
— Давайте, сравним эту пару чисел 32 и 23. Чем они похожи? (одинаковые цифры) Что пишут на первом месте справа? на втором месте? Какой знак между ними поставили?
— Ребята, сейчас я буду называть разрядный состав чисел, а вы в свои тетради запишите числа, соответствующие этим разрядам: 2 дес. 8 ед., 9 дес. 9 ед., 5 ед. 3 дес., 9 ед., 1 дес., 5 ед., 1 дес. 8 ед.
— Итак, проверяем, какие числа вы записали: 28, 92, 99, 35, 19, 5, 18.
— Посмотрите внимательно на числа и скажите, какое из них лишнее? (5) Почему?
— Какие числа называются двузначными? однозначными? Подчеркните двумя чёрточками цифры, которые показывают число десятков в числах. Сколько десятков в каждом числе?
— Подчеркните одной чертой цифры, которые обозначают число единиц.
5.Разбор задачи
- Чтение задачи с доски.
Ребята заготовили для птиц 6кг рябины и 4кг семян арбуза. За зиму они скормили птицам 7 кг корма. Сколько килограммов корма осталось?
— О чём говорится в задаче? Какие слова мы возьмём для краткой записи условия?
— Что нужно найти? Можем ли мы найти сразу ответ? Что надо узнать сначала?
— Как нам узнать, сколько заготовили семян?
— Что надо для этого знать?
— Во сколько действий будет задача?
— Что мы найдём первым действием? вторым?
— Записываем решение и ответ.
6. Игра
— А сейчас вы проверите друг друга, насколько хорошо вы умеете считать до 100 и поиграем в игру “Кто быстрей сосчитает?”
— Посмотрите на доску. Там висит таблица, где записаны числа в неправильном порядке. Ваша задача – назвать все числа по порядку, так, как они следуют по порядку счёта от 61 до 90 и показать их на таблице.
90 75 71 63 66 67 82 86 68 78 87 61 73 89 81 74 88 65 77 84 80 69 78 62 70 64 83 72 79 85
Через таблицу могут проходить и два игрока: Один называет числа от 61 до 74, другой – от 75 до 90.
— А сейчас нужно назвать числа в обратном порядке от 90 до 61 и тоже показать их на таблице.
Работа проходит в таком же порядке. Можно разделить отвечающих на 3 группы: 90-80, 79-69, 68-61).
7. Подведение итогов урока
— Молодцы, все справились с таким трудным заданием.
— Итак, скажите, чем мы занимались сегодня на уроке? В какие игры мы играли? Что помогло повторить нам игры?
— Урок окончен.
/> /> /> /> /> /> /> /> />
Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел впределах 100.
Цели: 1. Закрепить навыки сложения и вычитаниядвузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. 2. Развивать умениерешать задачи изученных видов, навыки логического мышления. 3. Пробуждатьинтерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.
Оборудование: рисунки сизображением Иван – Царевича, Змея Горыныча, Кощея; карточки с числами ибуквами, орнамент из цифр для каллиграфической минутки, листки с примерами длягрупповой работы.
План:
1. Оргмомент.
2. Объявлениетемы урока.
3. Каллиграфическаяминутка.
/>
Какаяцифра спряталась в орнаменте?
Пропишемеё¸.2 2 2 2.
4. Устныйсчёт.
Внекотором царстве, в Тридевятом государстве жили-были Иван-Царевич и ВасилисаПрекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-Царевич потужил, погоревал иотправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаемвыполнив первое задание.
1)Найдите “лишнее” число; расположите числа в порядке убывания. Теперь перевернёмкарточки. Что получилось? 35, 73, 33, 40, 13, 23.73 35 33 23 13 К О Щ Е Й
Иван-Царевичотправился в путь. Но его уже поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем. Ктосразится со Змеем? Нужно победить все три головы Змея.
2)Индивидуальное задание у доски(3 человека).
38+2 65+5 28+2
46-4 87-3 39-6
46+40 87+10 39+30
82+8 56+6 76+4
100-20 50+30 90-40
75-5 91-90 83-3
59-30 36-2 49-3
59-3 36-20 49-30
ПоведетИвана-Царевича волшебный клубочек, но до него нужно добраться по лабиринтучисел (по возрастанию).
3)“Лабиринт”.
/>
4)Волшебный клубочек привёл Ивана-Царевича на распутье. На придорожном камненадпись: “Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький”.По какой дороге идти Ивану?
/>
5) а)А на дороге числа записаны рядами. Найдите закономерность, продолжите рядычисел:
20,17, 14, …, …, …, …
2,4, 7, 11, …, …, …, …
б)Проверка индивидуального задания.
Ребятапобедили Змея Горыныча. Он охранял сундук, в котором находился меч дляИвана-Царевича. Но сундук крепко заперт тремя замками. А замки не простые — накаждом пример. Что скажете?
Замкиоткроются, если мы исправим ошибки, сделаем их невидимками. Стирать ничегонельзя, можно дописывать числа и знаки действия.
46=50 28+1=30 64>70
4+46=50 1+28+1=30 64>70-7 и др. числа до 70
46=50-4 28+1=30-1 любоечисло >6+64>70
Итак, меч вруках Ивана, путь в царство Кощея свободен!
1. Решениепримеров на сложение и вычитание. Работа в парах.
ЗамокКощея находится на огромной высокой скале. Поможем Ивану-Царевичу преодолетьскалу, решив примеры.
Работаемв парах, помогаем друг другу. Результаты пишем поочерёдно карандашами разногоцвета.
2. Решениезадачи.
Нувот и добрались до Кощея. Он встретил Ивана-Царевича такими словами: “Раз тысмог до меня добраться, выполни мои задания, и Василиса – твоя! Если невыполнишь голова с плеч! Вот первое задание.
Вмоём саду растёт волшебная яблоня с золотыми и серебряными яблоками. Золотыхяблок было 12, серебряных 8. 9 яблок я сорвал. Сколько осталось яблок?”
а)Запись краткого условия, разбор задачи, составление графической схемы.