Реферат по предмету "Педагогика"


Коррекционная программа по снижению тревожности у детей младшего школьного возраста методом глинотерапии

Коррекционнаяпрограмма по снижению тревожности у детей младшего школьного возраста методомглинотерапии
Из глины может лепить каждый. Любой человек можетскатать шарик или «колбаску», расплющить ее пальцами, а потом соединить всеэто, создав скульптуру. Глина – это чудесный медиум. Ее мягкая субстанцияактивизирует тактильные ощущения, пробуждая чувство радости. В качествематериала для терапевтической работы глина имеет сразу несколько преимуществ.Во-первых, дети способны воспринимать глину и с закрытыми глазами, а этозначит, что изображение может обрести законченную форму без помех, которые ввиде критики неизбежно оказывают влияние на процесс, при наличии зрительноговосприятия. Во-вторых, работа с глиной не требует каких-то специальных условий,а высохшую глину легко устранить – после работы ее можно смести со столов, какпыль. В-третьих, глина, как материал содержит массу возможностей для работы.Она мягка и податлива, хорошо размягчается водой. Ее можно формировать руками,ее можно взбивать, бросать, мешать, разбивать – снова и снова она будетподчиняться. Она чутко реагирует, меняется и несмотря на это все же неразрушается, она остается глиной, из которой можно снова сформировать ком.
С глиной каждый легко может стать мастером. Онадает возможность получать как тактильные, так и кинестетические ощущения. Онасближает людей с их чувствами. Возможно, благодаря своей пластичности глинаобеспечивает союз средства и человека, использующего его. Способность глинывызывать при работе с ней определенные сенсорные ощущения часто служит длялюдей мостиком между ощущениями и чувствами. Дети, которые рассержены, приработе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. Телица, которые испытывают чувство неуверенности и страха могут обрести ощущенияконтроля и владения собой благодаря работе с глиной. Дети, испытывающиенеобходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение Я впроцессе использования глины. Этот вид творчества – самый наглядный из всехвидов искусства и позволяет психологу наблюдать за состоянием ребенка. Психологдействительно может видеть, что происходит с ребенком, наблюдая за тем, как тотработает с глиной. Эта работа – хороший способ стимулировать словесноевыражение чувств у детей, которым не достает таких способностей. Ребенок можетполучать удовольствие от использования глины как от самостоятельнойдеятельности, но лепка может также приобщить к подлинной социальной активности.В процессе такой активности дети ведут беседы друг с другом. Они частовзаимодействуют друг с другом на новом уровне, делятся друг с другомсоображениями, мыслями, чувствами, ощущениями.
Глинотерапия – это проективная методика, онапомогает актуализировать на символическом уровне динамику внутреннего мирачеловека. Глина передает характер и эмоции человека. Вымешивание глиныпозволяет подумать, осмыслить, выбрать, принять решение. Процесс вымешиванияглины носит терапевтический характер. Глинотерапия позволяет отреагировать,осознать и переработать психотравматический опыт; это безопасный способразрядки разрушительных тенденций, опирается на здоровый потенциал психики,прибегает к ресурсам, способствует бучению новым моделям поведения и развитиютворчества.
Важен сам процесс творчества, конечный продукттворчества. Формирование энергии собирания, удержания и расслабления – это одиниз глубинных смыслов лепки из глины. Можно научиться собирать, накапливатьэнергию, научиться ее удерживать и расслабляться на символическо-действенномуровне. Таким образом, лепка куба на бессознательно-символическом уровнеформирует энергию собирания; лепка шара формирует энергию удержания; лепкаплоскости позволяет расслабиться. Вылепить из глины свое состояние илипроблему, идею или движение, а потом созерцать продукт своего творчества – всеэто реально. Когда ребенок или взрослый изучает свое творение, внутреннеечувство гармонии подсказывает им, какие изменения необходимы его скульптуре. Издесь начинается волшебство. В реальности осуществляется настоящая метаморфоза,когда ребенок или взрослый изменяет свою скульптуру, делает ее гармоничной.
Есть немало детей и взрослых, которым сложноконтролировать свои эмоции. Благодаря лепке человек может научиться управлятьсобой. Так осмысленная лепка может научить регуляции эмоций, владению ими.Точно также человек может вылепить свое желание или идею. Рассмотреть и внестигармонизирующие изменения. Корректируя глиняную форму, человек фактическисвоими руками изменяет внутреннюю и внешнюю ситуацию к лучшему. И это настоящееволшебство.
Программа глинотерапии разработана детей младшегошкольного возраста, с которыми проводятся консультации в Центре социальнопсихологической помощи детям и подросткам г. Кирова.
Психодиагностика проводилась по методикам:методика А.И. Захарова «Опросник для детей на наличие страхов», методика«Неоконченные предложения», методика Филлипса «Школьная тревожность»,проективные методики – «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок страха».
В результате диагностики выявлен уровеньтревожности, особенности проявления страхов и их проявлений у детей. К тому жеиндивидуальные консультации детей позволили сделать вывод о необходимостиразработки коррекционной программы. На основании вышеизложенного, мною быларазработана программа по глинотерапии, позволяющая применитьпсихотерапевтические «инструменты» самотерапии.
Цель данной программы: создать условия дляснижения тревожности, снятия мышечных зажимов, для эмоциональной разрядки детейс психоэмоциональными расстройствами.
Задачи программы:
· способствоватьснижению агрессивности, страхов, тревожности у детей;
· оказатьпсихотерапевтическую помощь детям с гиперактивностью, замкнутостью, аутичнымдетям;
· оказатьпсихотерапевтическую помощь детям, пережившим травматические ситуации с цельювосстановления их психической чувствительности;
· развиватьтворческое воображение, фантазию;
· развиватьспособность выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне;
· помочьдетям достичь взаимопонимания и сотворчества через совместную творческуюдеятельность;
· развиватьмелкую моторику, сенсорные ощущения;
· способствоватьстановлению произвольной регуляции поведения;
· способствоватьосознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать детей к размышлениям,самоисследованию, личностному росту.
Методы, используемые назанятиях:
· танцевальныеупражнения;
· упражненияна визуализацию образов;
· игры;
· лепка;
· обсуждение;
· релаксация.
Программа по глинотерапии «Волшебная глина»рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, возрастучастников – 7–10 лет.
Количество – 10 занятий. Время проведения занятия– 50 мин.
Всего – 8 часов 30 мин.
Учебно-тематическийплан
Занятие №1
Тема:«Знакомство с глиной».
Занятие №2
Тема: «Образ из шара».
Занятие №3
Тема: «Мое настроение».
Занятие №4
Тема: «Мой человечек».
Занятие №5
Тема: «Мой страх».
Занятие №6
Тема: «Мой гнев».
Занятие №7
Тема: «Моя грусть».
Занятие №8
Тема: «Моя радость».
Занятие №9
Тема: «Мой образ».
Занятие №10
Тема: «Совместная лепка».
Занятие №1
Тема:«Знакомство с глиной».
Цель занятия:способствовать снятию мышечных зажимов, эмоциональной разрядке.
Задачи: познакомитьдетей с глиной в разных состояниях, обучить приемам работы с глиной,развивать сенсорные ощущения, творческое воображение, развивать спонтанность ввыражении чувств. Выработать навыки расслабления и снятия напряжения. Созданиедружеской обстановки, снятие тревожности, напряжения, стабилизацияпсихоэмоционального состояния.
Материал:стаканчики с водой, глина, доска для лепки (клеенка), салфетки – для каждогоребенка; аудиозапись с музыкальными композициями, образцы глины.
Ход занятия:
1. Разогрев.
«Молекулы».
Психологпредлагает детям поиграть в игру: «Ребята, сейчас мы немного поиграем, вы всепревратитесь в маленькие частички – атомы, вы будете спокойно двигаться покомнате, будто летать по ней под музыку. Когда я хлопну в ладоши, все атомыбудут искать себе пару, вы станете молекулой, когда вы услышите хлопок, тоищите себе пару, берите друг друга за руки, когда зазвучит музыка – вы сноваатомы».
2. «Знакомимсяс глиной».
Дети садятсяв круг. Психолог рассказывает о глине и показывает детям, какая бывает глина:сухая, влажная, жидкая.
Психолог:«Ребята, сегодня я хотела бы рассказать вам об удивительном материале, оглине.Вы все, наверное, знаете, что из глины делают кирпичи длястроительства домов, гончары из глины создают посуду, глину используют влечебных целях – лечат больной орган, рану, делают на лицо маску из глины. Можносказать, глина – это живая материя, т. к. жизнь есть все: каждая пылинка,каждый атом минерала – все это жизнь.
Ученыегеологи – это те, кто изучает нашу природу, нашу Землю, наблюдали за процессомразвития минералов и горных пород. Они вдруг поняли, что все минералы, горныепороды обладают свойствами живых существ: способностью уставать, стареть, болеть,отдыхать, дружить, запоминать, проявлять симпатию и антипатию, залечивать раны,бороться за существование. Они зарождаются, растут, достигают своего расцветаи, наконец, разрушаются, а значит, эволюционируют, как и все живое. Сегодняученые утверждают, что глина – это та же Земля. Глина есть жизнь. Она беретсвое начало в первом царстве – царстве минералов. И пронизывает все другиецарства: растений, животных, человека, следуя общему закону эволюции отпростого к сложному. Считается, что именно глина по своему составу подобнасоставу печени. Структуры глины обладают уникальными возможностями записи ипереноса информации. Некоторые разновидности глин обладают памятью. Посмотрите,какая бывает глина… (показ глины в разных состояниях)».
Далее дети попросьбе психолога выбирают себе места за столами, на которых стоит тарелка сглиной и вода. Психолог предлагает вымесить глину так, чтобы она стала похожана тесто. Психолог комментирует процесс вымешивания глины: «Вы можете вымеситьглину одной рукой или двумя, можете понемногу подливать воду в сухую глину,можете месить глину как тесто ладонями, пальцами… Почувствуйте глину на ощупь.Какая она? Нравится ли вам глина сухая, влажная, холодная?»
Когда процессвымешивания глины закончится, психолог предлагает поиграть с глиной и сделатьследующие действия с глиной:
– погрузитьруки в глину;
– сжать,смять глину;
– растянутьее;
– вытягиватьглину;
– разрыватьглину;
– протыкатьее;
– расплющитьглину;
– сделатьдырки;
– придатьформу волны;
– скрутитьглину.
Психолог:«Закройте глаза. Знайте, что при закрытых глазах ваши пальцы и руки болеечувствительны к глине. Когда ваши глаза открыты, они могут менять вашиощущения. Попробуйте лепить с открытыми и закрытыми глазами… Посидите немного,положив руки на глину. Подружитесь с куском глины. Он гладкий? Корявый?Плотный? Холодный? Теплый? Влажный? Сухой? Возьмите его и поддержите. Легкий онили тяжелый?… Теперь я хочу, чтобы вы отщипнули кусочек от куска глины.Пользуйтесь двумя руками. Отщипывайте медленно, а потом быстрее… Сожмите вашуглину… теперь разгладьте ее, используйте большие пальцы, ладонь. После того,как вы разгладите глину, ощупайте места, которые вы разгладили… соедините всевместе, чтобы получился шар… проткните глину. Собирайте ее и ударяйте по ней…Соберите глину… Разрывайте ее, отрывайте маленькие и большие кусочки, соединитеих. Протыкайте глину пальцами… Пальцем проковыряйте в ней дырку, еще несколькодыр… Ощупайте края дыры, которую вы сделали… Соберите глину и попробуйтенанести на не линии, волны, ударяя по ней, используйте пальцы, ладони, реброладони…Теперь оторвите кусочек и сделайте змею. Она будет становится все тоньшеи тоньше и длиннее… оберните ею сою руку или свой палец… Возьмите на минутуобеими руками свой кусок глины. Вы теперь хорошо его знаете».
Во времявыполнения детьми действий с глиной, психолог может спрашивать детей: «Нравитсяли тебе то, что ты сейчас делаешь с глиной? Что ты чувствуешь в этот момент?Как еще хочется поиграть с глиной?»
3. «Лепимшар».
Психологвключает музыку для релаксации и просит детей скатать шар из глины, чтобы шарбыл гладким, похожим на мяч. Данное упражнение помогает ребенкусконцентрировать свою внутреннюю энергию, почувствовать свой ресурс.
4. «Ласковыеладошки».
Детистановятся в круг друг за другом, под спокойную музыку, и каждый последующийгладит впереди стоящего по голове, спине, внешней части рук (легко, слегкаприкасаясь).
Завершение.
5.«Аплодисменты по кругу».
Психолог:«Мыхорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которойаплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.Давайте поблагодарим друг друга за сегодняшнюю работу».
Психологначинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы.Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем.Третий выбирает четвертого ит. д. последнему участнику аплодирует уже всягруппа.
Занятие №4
Тема: «Мойчеловечек».
Цель занятия:способствовать развитию творческого воображения, фантазии, процесса самопознания.
Задачи: улучшитьнастроение детей, настроить детей на непринужденное поведение, развиватьразличные виды чувствительности, развивать воображение, способствоватьполучению позитивного жизненного опыта.
Материал:стаканчики с водой, глина, доска для лепки (клеенка), салфетки – для каждогоребенка; аудиозапись с музыкальными композициями.
Ход занятия:
1. Разогрев.
«Внимание».
Все детивстают в шеренгу, повернувшись лицом к ведущему. Психолог встает около одногоиз концов шеренги и говорит: «Необходимо стремиться выполнить каждое заданиекак можно точнее. Задание первое: надо расположиться в шеренге так, чтобыздесь, около меня, стоял самый высокий из вас, а на другом конце шеренги – тот,у кого самый небольшой рост. Начали!.. Задание второе: около меня должен стоятьчеловек с самыми темными волосами, на другом конце шеренги – с самыми светлымиволосами…».
2. «Лепимгероя».
Психологпредлагает детям сесть круг, включает музыку и просит детей подвигаться так,как им хочется, можно двигать кистями рук, плечами, головой, туловищем. Потомпсихолог говорит: «Замрите в той позе, в какой вы есть. Закройте глаза.Представьте себе, что вы перелистываете книгу с приключениями. Вы листаете ее,разглядываете рисунки, и видите героев в такой же, как у вас позе. Что вы можетесказать о герое? Какое приключение он переживает?… Я предлагаю вам слепитьэтого героя».
3. Анализдетских работ.
Психолог поокончании лепки проводит обсуждение:
– Что утебя получилось?
– Какхочется назвать героя приключения?
– Что онсобрался делать?
– Что тычувствовал, когда его лепил?
– Когоон тебе напоминает?
– Чтотвой герой хотел бы нам все нам сказать?
– Нравитсяли тебе то, что получилось?
4. «Сказочныйлес».
Психолог: «Представьте,что вы находитесь в сказочном лесу. В этом лесу растет много различныхдеревьев, кустов и цветов. Почувствуйте себя одним из них и изобразите его.Скажите, какое вы дерево (куст, цветок)… Теперь представьте себе, что в вашемлесу стал дуть сильный ветер. Вашему дереву необходим выстоять, для этого онодолжно почувствовать свою крепость, силу и гибкость… Ветер в сказочном лесубывает разным. Сейчас он теплый, даже горячий. И вдруг подул холодный, колючийветер, деревьям стало холодно… А вот снова выглянуло солнышко, и деревьям сталотепло, легкий ветерок обдувает их. Он кружит над сказочным лесом. Выпревращаетесь в сильный ветер, настоящий ураган… Вдруг ураган стихает, и выпревращаетесь в теплый нежный ветерок, свободный и легкий».
Завершение.
«Аплодисментыпо кругу».
Психолог:«Мыхорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которойаплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.Давайте поблагодарим друг друга за сегодняшнюю работу».
Психологначинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы.Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем.Третий выбирает четвертого ит. д. последнему участнику аплодирует уже всягруппа.

Список литературы
 
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативнойтерапии. – СПб., 2003.
2. Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М., 2007.
3. Стишенок И.В. Сказкав тренинге. – СПб., 2006.
4. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в генштальттерапии. – СПб.,2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства
Реферат Финансовое оздоровление ОАО "Дальсвязь"
Реферат Перетворення Фур’є. Спектри неперіодичних функцій
Реферат Особливості гумору та сатири в романі Сінклера Льюіса "Беббіт"
Реферат Ацетилен
Реферат Влияния добавок, содержащих пищевые волокна, на хлебопекарные свойства пшеничной муки
Реферат Объект калькулирования Калькуляционные единицы Способы калькулирования
Реферат Художественное своеобразие "Песни про Царя Ивана Васильевича"
Реферат Гамма-аминомасляная кислота - тормозной медиатор ЦНС
Реферат Разработка меню, технологии кулинарной продукции, нормативной и технической документации для пиц
Реферат Теории и практике взаимной человечности
Реферат Защитная речь
Реферат Производство по делам возникающим из административных и иных публичных правоотношений
Реферат Памятники природы России
Реферат Административно-территориальное деление России его изменение с течением времени Проблемы и перспективы