Содержание
1. Своеобразие книжной графики, ее значение вхудожественном воспитании детей
2. Особенности восприятия детьмикнижных иллюстраций
3. Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (вразных возрастных группах).
Список использованной литературы
1. Своеобразие книжной графики, ее значение вхудожественном воспитании детей
Период дошкольного детства — один из самых благоприятныхэтапов в общении детей с изобразительным искусство, в развитии у нихспособностей к изобразительной деятельности. Книга — одно из первыхпроизведений искусства, с которым он знакомится. Иллюстрации к книгам — самыйраспространенный вид изобразительного искусства, с которыми встречаются детидошкольного возраста.
Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу,прослеживая сюжет от одной иллюстрации к другой. Дополняя и углубляя содержаниекниги, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истиннохудожественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительноевосприятие, книжная иллюстрация выполняет и эстетическую функцию. Воплощаяидейное содержание литературных произведений в художественных образах, ярких,выразительных, конкретных, искусство иллюстрации — одно из сильных средстввоспитания. Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстреезапоминать содержание, дает знания об окружающем мире. Рассматривание книжныхиллюстраций — широко используемый метод в обучении детей изобразительнойдеятельности. Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественнымидостоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех еговидов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка. Этоначальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства,более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.).
Образы, созданные хорошим художником-иллюстратором — этопрекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получаетистинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, отвнутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих просторвоображению и собственному творчеству.
Роль книги в процессе формирования ребенка переоценитьневозможно. Книга направляет его природную любознательность, развивает ее иуглубляет, отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Необходимостьиллюстраций в книге для детей, их огромная важность ни у кого не вызываютсомнений. Именно стремление к синтезу всех возможностей слова и изображенияопределяет характерную черту современной детской книги.
Велика роль книжной иллюстрации и в раскрытииидейно-художественного своеобразия литературного произведения, пониманиялитературного текста. Поскольку художник-иллюстратор в детской книге выступаеткак творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мирлитературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, своепонимание событий и образов.
Целая плеяда художников посвятила свой талант искусствудетской книги. Все мы с детства помним Сутеева и его «Кто сказал мяу?»,«Айболита», «Мешок яблок», «Елку», «Крошкуенота» и другие книги Владимира Конашевича; и его изумительные иллюстрациик «Тараканищу», «Чудо-дереву» Корнея Чуковского, «Воткакой рассеянный» С. Маршака и другим произведениям.
Всегда вызовут и добрую улыбку и радостный смех детейиллюстрации В. Конашевича к сказкам К. Чуковского; не оставят равнодушнымияркие иллюстрации Ю. Васнецова к народным сказкам; заставят ребенка задуматьсяпроникновенные зарисовки Е. Чарушина; рисунки В. Горяева содействуют восприятиюстихов А. Барто; Ф. Лемкуль, иллюстрировавший произведения С. Михалкова,помогает детям уточнить их словесные образы.
До сих пор спросом пользуются книги с иллюстрациями И.А. Билибинаи Ю. Васнецова. Технику этих художников невозможно не узнать. На ихиллюстрациях выросло не одно поколение детей, а многие литературные и сказочныеперсонажи навечно сохранили за собой образ, созданный мастерами — классикамидетской иллюстрации. Эти произведения изобразительного искусства не устареваютдаже на пороге третьего тысячелетия, поэтому вы не ошибетесь, купив книги силлюстрациями этих художников своему малышу.
Таким образом, книжная иллюстрация как особый видизобразительного искусства оказывает громадное влияние на формированиечувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость,выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях, формируетхудожественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.2. Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций
Рассматривание иллюстраций — косвенный метод обучения детейизобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опытдетей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолетьстереотипность в рисовании.
Принципы оформления и иллюстрирования книг в первую очередьобусловлены возрастными особенностями детского восприятия. Для каждого извозрастных этапов характерны определенные особенности усвоения информации,существенно влияющие на конструкцию книги, на качество иллюстраций, решениешрифтовых композиций и т.д. Кроме того, с возрастными особенностями детейсвязаны и особые соединения иллюстраций и текста в книге.
Важно подчеркнуть, что у ребенка каждый возраст имеетсамодовлеющую ценность, представляя собой органическое целое, определяемоезаконами внутреннего развития. Иллюстрации и оформление книги не пассивноследуют за развитием ребенка, а продвигают, стимулируют его развитие, пробуждаяв ребенке его творческие способности. Особенности восприятия детьми разныхвозрастных групп иллюстраций в детской книге анализируются в ряде работ психологови педагогов. Исследователь И. Котова установила некоторые особенности узнаваниядетьми изображенного образа. Так, для детей 3-4 лет основным признакомузнавания изображенного образа является форма, цвет же имеет второстепенноезначение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль вузнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важнымпризнаком при узнавании изображенного образа, как и форма.
Направленность внимания на выразительность в изображениисобытий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовуюсторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умениюэлементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается в предпочтенииодних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, чтоим понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развиваетсяосознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.
На ранней ступени развития ребенка, в тот момент, когда емупросто можно дать в руки любую картинку, — ясность, простота и выразительностьграфического произведения — вот три требования, которые предъявляет малыш кизображению. За внешней примитивностью рисунка скрывается содержание ипонимание окружающего мира. Детское восприятие требует, чтобы предмет былизображен тщательно, с учетом всех деталей, но в то же время без нагроможденийи изысков. Ребенку необходимо различать все части предмета: человек не долженбыть изображен в профиль или в каком-либо еще непривычном и трудно узнаваемом ракурсе,ноги у животных должны не накрывать одна другую, а быть полностью прорисованы ит.д. Крохе не зачем мучиться догадками, рассматривая непонятную картинку. Малышдолжен с первого взгляда узнавать изображенные предметы. Кроме того, по мнениюмногих детских художников, иллюстрации «для самых маленьких» недолжны содержать светотень и перспективу.
И, конечно же, в цветном рисунке ребенку разобраться легче: цветпомогает узнать предмет и найти его на белом поле листа. Но в цвете так же, каки в самом изображении, необходимо придерживаться определенных требований — предметдолжен быть изображен на рисунке в своей естественной, «природной» раскраске.Это, кстати, относится к иллюстрациям для всех возрастных категорий.
Важно обратить внимание и на композицию рисунка. Она должнабыть проста и вытекать непосредственно из сюжета книги. Нужно чтобы кроха спервого взгляда «понимал» картинку, соотнося ее с только чтопрочитанным текстом.
В более старшем возрасте (от 2 до 6 лет) у ребенка особенноактивно начинает складываться представление об окружающем мире — работаетпамять, воображение, все больше усложняются эмоциональные реакции. Иллюстрациив книге играют в этот период чрезвычайно важную роль. Часто ребенок на всюжизнь сохраняет в памяти картинку из детской книжки — страшную, смешную,грустную. Впечатление ребенка от иллюстрации зависит напрямую и от техники ееисполнения, и от степени эмоционального воздействия текста, к которому онаотносится. Но насколько дети неодинаковы в одном и том, же возрасте, настольконеодинаково и их восприятие одних и тех же явлений окружающего мира. В этотпериод уже особенно четко начинает проявляться индивидуальность характерамаленького человека. Поэтому вывести формулу «идеальной» иллюстрациидля этого возраста нельзя. Можно лишь говорить о тенденциях в выборекомпозиционной структуры и степени сложности иллюстрации, свойственных этомууровню развития детей. Рисунок (по мере взросления ребенка) должен усложнятьсявслед за текстом. В иллюстрацию включаются и перспектива, и светотень, и болеесложное композиционное решение — необычные ракурсы, более детальное изображениепривычных и знакомых предметов. Большинство детей, начиная с двух-трех лет,отдает предпочтение рисункам со сложным сюжетом и множеством деталей.
Книжная иллюстрация особенно важна для младших школьников. Книгас иллюстраций служит для ребенка стимулом освоения первых навыков чтения, азатем и для их совершенствования. Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации,учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге и чтению.Художественно исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, прежде всего,эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства. Иллюстрация — рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилюлитературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая еедекоративный строй.3. Методика ознакомления детей с книжнойиллюстрацией (в разных возрастных группах)
Формирование представлений о изобразительных средствахиллюстрации.
Педагогическое руководство, направленное на ознакомлениедетей не только с содержанием, но и с художественно-выразительным средствамикнижной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей,способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызываетэмоциональный отклик на них. Основная задача на занятиях с дошкольниками, причтении книг, состоит в том, чтобы научить их слушать и слышать, т.е. правильновоспринимать речь.
Опыт детских садов подсказывает, что на занятиях признакомстве с новой книжкой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затемрассмотреть с ними вместе иллюстрации. Картинка-иллюстрация, помещаемая вдетской книжке, помогает воспитателю полнее преподнести ребенку читаемый текст,но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя. Надо, чтобыкартинка следовала за словом, а не наоборот: иначе яркая картинка может увлечьребят настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно,зрительный образ не сольется со словом, потому что дети «не услышат» слова,его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочнаяобложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство ребят к даннойкнижке.
После того как книжка прочитана, внимание детей фиксированона ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней. Дети узнают наних героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтениикнижки после рассматривания иллюстраций словарный материал усваивается детьмиочень интенсивно. Само собой разумеется, есть и исключения из изложенного вышеправила. В тех случаях, когда в книжке речь идет о вещах, неизвестных детям, т.е.встречаются незнакомые и непонятные им слова, целесообразно до чтения приобъяснении этих слов показать соответствующие картинки. Например, перед чтением«Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина нужно показать изображенияземлянки, невода, а городским детям — даже корыта и т.п.
Выбор иллюстраций — важный момент в подготовке к занятию. Онеразрывности текста и иллюстрации в детской книге единодушно заявляют иписатели, и художники. К. Чуковский сформулировал это так: "… нашистихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждомдвустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детейсвойственна абсолютная образность… Стихи, печатаемые без рисунков, теряютчуть не половину своей эффективности".
Подбирая рисунки, следует помнить, что они не толькопоясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетическийвкус. В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматриванияхудожественных иллюстраций к книжкам. Приемы могут быть следующие:
1) узнавание ребенком персонажей, вещей («Узнай, ктоэто?»; «Покажи, где кто или что?»);
2) соотнесение фраз текста с картинками («Найдикартинку к таким словам… »; «Какие слова подходят к этой картинке?»);
3) оценка ребенком цвета нарисованных предметов,выразительности жеста героя, расположения фигур («Почему нравится тебе этакартинка?»);
4) сравнение иллюстраций разных художников к одному и томуже произведению.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимостьпонимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемыхсвязей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главныйперсонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональноеотношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованномускладу речи.
При рассматривании картины с маленькими детьми можно вводитьсвоеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: воспитательпутем вопросов вовлекает ребенка в соревнование — «Кто больше увидит накартинке?», побуждая его к наблюдательности и высказываниям.
В первой младшей группе воспитатель показывает двум-тремсидящим перед нею детям картинки к уже известной им потешке «Петушок,петушок, золотой гребешок!» (вспомним, что при первом чтении этой потешкидети рассматривали игрушку петушка, а в сельском детском саду видели и живогопетуха) и обращается то к одному, то к другому ребенку с вопросами:
Ниночка, покажи, где петушок. Дотронься до него пальчиком. (Девочкапоказывает)
Вот петушок — золотой гребешок. А теперь ты, Витя, покажи,где у него гребешок. (Мальчик указывает)
Вот у петушка гребень на голове, золотой гребешок! Теперьпосмотрим и сравним картинки: на одной петушок клюет зернышки, а на другой поет.Саша, покажи картинку, где петушок поет. (Мальчик находит)
Более сложная для детей работа — называние персонажа,предмета, его части, указанных воспитателем на картинке (эта работа связываетсяс «сочинением» по картинке).
Этот прием называния указанных воспитателем на картинкахперсонажей и вещей часто облегчается тем, что педагог сам показываеткартинки-иллюстрации непосредственно в процессе чтения.
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывается любовь ккниге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его доконца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышейформируют навык совместного слушания, умения отвечать на вопросы, бережноеотношения к книгам.
В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитательдолжен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы инекоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины. Рассматриваякартинки дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления,знакомятся с теми, которых ранее не знали.
Во второй младшей группе следует расчленять зрительное ислуховое восприятие. Если «герой» не знаком детям, то педагог сдетьми внимательно рассматривает картинку, а уж затем слушают рассказ обувиденном. Воспитатель сначала читает весь рассказ целиком (если дети раньшевидели «героя» рассказа и им не нужно было до чтения объяснять ипоказывать его). Затем, при повторном чтении, показывает детям картинки,изображающие «героев» рассказа в соответствующих ситуациях. Затем онраздает детям книжки, чтобы они сами могли еще раз рассмотреть рисунки. Послетого как картинки рассмотрены, рассказ читается еще раз без обращения киллюстрациям.
Сказка К.И. Чуковского «Мойдодыр», как известно,впервые читается детям четвертого года жизни. Тогда же они рассматривают ииллюстрации одного художника. Работа идет в обычном порядке:
1) воспитатель читает текст без показа картинок, чтобыфиксировать внимание детей на словах, рисующих художественные образы,
2) читает текст с одновременным показом картинок,иллюстрирующих слова писателя,
3) дети самостоятельно рассматривают картинки,
4) воспитатель читает текст еще раз без показа иллюстраций.
Занимаясь с детьми 3-4 лет, важно привлечь их внимание ккартине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малышасодержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того, ктоявляется действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного длянего события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.
В среднем возрасте происходят некоторые изменения впонимании и осмыслении текста, что связано с расширением опыта ребенка. Детиустанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оцениваютпоступки персонажей. У ребенка пяти лет возникает пристальный интерес ксодержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.
С детьми рассматривают картинки-иллюстрации приемом соотнесенияфраз текста с рисунками. Например, перед повторным чтением сказки «Гуси-лебеди»дети пятого года жизни рассматривают картинки в книжке-игрушке (панораме). Работавоспитателя на занятиях по рассматриванию данной книжки-панорамы может состоятьв том, что он читает крошечный отрывок (естественно, такой, к которому естьиллюстрация) и просит ребенка показать картинку, соответствующую прочитанному. Новозможен и обратный вариант: педагог показывает картинку и просит ребенкавспомнить, какой момент из сказки здесь изображен. Этот же прием используется ипри рассматривании обычных плоскостных иллюстраций. У ребенка начинает в полноймере функционировать механизм формирования целостного образа смысловогосодержания воспринятого текста. Например, после чтения произведения Е. Чарушина«Медведица и медвежата» детям шестого года жизни воспитательпоказывает рисунок, иллюстрирующий такие фразы: «А ну-ка, лезь на пенек,сорви ягодки! Не свались, не ушибись! Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи!»- и предлагает ребенку вспомнить их, поскольку рассказ этот был прочитан поменьшей мере 2 раза.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознаватьсобытия, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступкигероя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногдаулавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основеосмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя
Работа в старшей группе направлена на развитие эстетическоговкуса: детей учат понимать содержание художественного произведения, замыселхудожника, некоторые средства выразительности, присущие разным видам искусства.
В старшей и подготовительной группах дети уже способныоценивать картинки-иллюстрации: отвечать на вопросы («Понравилась или непонравилась картинка?», «Почему?»), могут предлагать своерешение темы (на занятиях рисованием). Оценка различных иллюстраций детьмистановится более обоснованной, если их приучить рассматривать и сравниватьиллюстрации разных художников к одному и тому же литературному произведению.
Старшие дошкольники приобретают умение восприниматьпроизведения различного содержания, а не только те, в которых имеетсязанимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетнуюкартину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, — о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьмизнания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возрастадостаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу,определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны,какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод,вьюга, осенний ветер.
Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленномувосприятию содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя,устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом. Так,например, при анализе образа героя («Дядя Степа», С. Михалкова) воспитатель,показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характернойвнешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойствахарактера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложныевыводы, обобщения, обращает их внимание на главное.
Используются словесные методические приемы в сочетании снаглядными:
знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о еготворчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;
просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов политературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом).
В возрасте 6-7 лет механизм понимания содержательной сторонысвязного текста, отличающейся наглядностью, уже вполне сформирован.
Список использованной литературы
1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебноепособие / Г.Г. Григорьева. — М.: Академия, 2000. — 272 с.
2. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегияразвития // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 12. — С.23.
3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение итворчество / Т.С. Комарова. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 176 с.
4. Котова И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими дошкольниками/ И. Котова // Дошкольное воспитание. — 1973. — № 2. — С.11.
5. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студентов средних ивысших педагогических учебных заведений / Л.С. Кудрявцева. — М.: Издательскийцентр «Академия», 1998. — 208 с.
6. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике / Н.А. Курочкина. — СПб.: Детство-Пресс,2004. — 160 с.
7. Панов В.П. Иллюстрация в книге / В.П. Панов. — М.: Юный Художник, 2001.- 233 с.
8. Пчелинцева Е.В. Теория и методика развития детского изобразительноготворчества / Е.В. Пчелинцева. — Н-Новгород: изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого,2006. — 32 с.
9. Супнеева П. Здравствуй волшебная книга / П. Супнеева // Дошкольноевоспитание. — №5. — 1996. — С.63-67.
10. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А.Флерина. — М.: Учпедгиз, 1996. — 160 с.
11. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Г.С.Швайко. — М.: Владос, 2006. — 175 с.