Развитие внимания младших подростковна уроках истории
Содержание
Введение
Теоретическая часть.
1. Понятие внимание.
2. Развитие внимания на различныхэтапах урока истории.
1) Организация внимания в начале урока
2) Организация внимания во время опроса
3) Организация внимания во время объяснения нового материала
4) Организация внимания во время закрепления материала
5)Организация внимания при указании домашнего задания
Практическая часть:
Примеры заданий на развитие вниманиямладших подростков на уроках истории.
Заключение
Список литературы.
Введение
Вниманиеявляется обязательным компонентом учебно-познавательной деятельности.Формирование интереса к предмету, создание на уроке атмосферыдоброжелательности и вместе с тем требовательности к выполнению заданий будутспособствовать поддержанию внимания учащихся на протяжении всего урока.[1]
Сосредоточенностьвнимания учащихся – одна из составляющих успешного усвоения учебного материала.Урок истории в этом случае так же не является исключением.
Историческийматериал, как правило, интересен и разнообразен по содержанию. На одном урокечасто чередуются сюжетное изложение захватывающего события (например, военныхпоходов киевских князей, штурма Измаила) и объяснение менее интересногоматериала (например, принятия первого пятилетнего плана), поэтому важноразвивать такие качества произвольного внимания учащихся, как устойчивость, распределение,переключения.
Развитиевнимание – одна из основных задач учителя, для реализации, которой он долженвладеть не только историческими знаниями, но и знаниями по психологии ипедагогике.
Предметомданного исследования является внимание школьников и варианты его развития.
Цели даннойкурсовой работы:
1) Рассказать опонятии внимания.
2) Представитьварианты развития и активизации внимания учащихся на различных этапах урокаистории
3) Дать оценкуприменения вариантов активизации внимания на примере урока истории у младшихподростков.
Невнимательностьучащихся, а вследствие этого неуспеваемость и плохая усвояемость учебногоматериала является проблемой многих современных школ. Особенно это проявляетсяв среде младших подростков — учащихся 5-7 классов. Эти дети совсем недавноперешли из младшего звена в среднее, соответственно им еще сложноадаптироваться к новой форме преподавания, к новым учителям – предметникам.Поэтому особенно важно развивать внимание детей именно на этом переходномпериоде, для того чтобы предупредить дальнейшую потерю интереса к предмету и кучебе в целом по причине отсутствия сосредоточенности внимания. В этомзаключается актуальность данной темы.
При написанииработы использовались труды по педагогике и психологии, такие как Страхов И.В.« Воспитание внимания у школьников», Гоноболин Ф.Н. « Внимание и еговоспитание»; статьи из журнала «Преподавание истории в школе», материалы ссайта фестиваля педагогических идей «1 Сентября». На основе данных работ былсделан анализ вариантов развития внимания школьников и на основе полученныхрезультатов практическое задание с учетом вариантов развития внимания на урокахистории в 5 классе.
I. Теоретическаячасть
1.Понятиевнимание[2]
Вниманиемназывается сосредоточенность психической деятельности на определенных объектах.Оно является важным условием ясности и отчетливости восприятия и пониманиячеловеком предметов и явлений в отношении между ними. Сосредоточенностьсознания – качественно своеобразное его состояние, необходимое для успешной ипродуктивной деятельности.
Уже передначалом работы внимание выражается в готовности к восприятию и действию, ещеболее его значение проявляется в самом процессе труда. В этом смыслесосредоточенность можно охарактеризовать как рабочее состояние сознания.
Вниманиечеловека к какому-либо предмету имеет двусторонний характер. С одной стороны,оно выражается в углубленности в работу, доходящей в высшей степени своего развитиядо полного поглощения деятельностью и. с другой – в отвлечении от всего, чтомешает работе, затрудняет или осложняет ее выполнение. Эти две сторонысосредоточенности находятся во взаимосвязи, и то или иное их соотношение вомногом влияет на продуктивность труда. Из сказанного вытекает, что подвниманием нельзя понимать какую-либо отдельную форму психики. Вниманиенеотделимо от психических процессов и состояний, оно является необходимымпсихологическим компонентом деятельности человека.[3]Сосредоточенность проявляется в восприятии нового учебного материала, взапоминании и воспроизведении, а так же в практическом применении полученныхзнаний.
2. Развитие вниманияна разных этапах урока истории[4]
Воспитаниевнимания школьников не сводится к каким-либо отдельным приемам педагогическоговоздействия. Но представляет собой систему учебно-воспитательных влияний.Каждый из ее методических элементов может иметь положительное значение. Однакоэффективность применения отдельных методов и приемов развития внимания будетзначительно снижена, если они будут использоваться обособлено относительнодругих форм воспитательного воздействия. Действенность тех или иных методоввоспитания внимания усиливается, если они сочетаются с другими, восполняющими иподдерживающими их. Применение отдельных методов воспитания внимания и оценкаих воспитательной ценности должны быть строго конкретными.
Системуучебно-воспитательных воздействий, формирующих внимание школьников, входит:
1. применениеобширного комплекса дидактических требований к проведению урока
2. организацияучебной работы в школе и в домашних условиях. Опирающаяся на научные требованияк режиму труда школьников
3. созданиегигиенической обстановки в школе и в домашних условиях в соответствии снаучными требованиями физиологии и гигиены умственного труда школьников.
Основнымитеоретическими предпосылками воспитания внимания учащихся являются следующиеположения:
v обусловленностьличности школьника объективными условиями его развития воспитания.
v Руководящая рольвоспитателей в формировании внимания учащихся
v Знаниерефлекторного механизма внимания, основной физиологической предпосылкойвоспитания внимания является «высочайшая пластичность» высшей нервнойдеятельности
v Роль личностишкольника в развитии его внимания, особенно значение сознательного отношенияучащихся к учению в школе и выполнению своих школьных обязанностей.
v Воспитаниевнимания учащихся осуществляется через их учебный труд путем неуклонногоразвития культуры их умственного труда, умения учиться, овладения навыками иумениями умственной работы.
v Воспитаниевнимания должно опираться на установленные в психологии закономерностивозрастного развития учащихся.
Воспитаниевнимания в широком значении этого понятия неразрывно связано с воспитанием личностишкольника, формирования устойчивого, сознательного интереса к учению идобросовестного отношения к учебной работе, самостоятельности в учебныхзанятиях и преодолевании трудностей учебного труда, упорства и организованностив работе.
Практически воспитаниевнимания осуществляется главным образом через усвоение учениками знаний иумений на уроках и выполнение домашних заданий.
Стоитобратить внимание на воспитание внимания учащихся на различных этапах урока.
1).Организация внимания учащихся в начале урока.
Каждый урокначинается с организационной части. Учителю необходимо с самого начала урокаовладеть вниманием учащихся. учителя выполняют эту задачу по разному. Однитребуют организованного вставания всех учащихся и только тогда приветствуют их иотмечают отсутствующих. Это содействует быстрому переключению вниманияучеников.
Нередкоученики не замечают, что учитель вошел в класс и продолжают заниматься своимиделами. Для этого нужно дать понять, что перемена закончилась, дождаться покавсе станут, а затем только приветствовать учеников и отмечать отсутствующих.
Урокнеобходимо начинать только тогда, когда все ученики успокоились и подготовилиськ работе. В ином случае приходится несколько раз успокаивать учащихся,повторять: « кончайте шуметь», « успокаивайтесь». Это отрицательно отражаетсяна ходе урока, в таких случаях трудно активизировать внимание учащихся.
Большоезначение для установления внимания учащихся в начале урока имеет подготовкавсего необходимого для урока ( мела, пособий, карт), чтобы не отвлекатьвнимания учащихся запоздалыми приготовлениями. Важно так же чтобы учащиесяготовили все необходимое для себя.
В целяхэффективности урока нужно, чтобы как можно меньше времени уходило наорганизацию класса в начале урока. Должна быть проведена предварительно большаяработа, чтобы приучить учащихся к быстрому переключению внимания с перемены наурок. Для этого можно повесить часы в классе и расписание звонков, чтобы детиориентировались, когда закончится перемена. Если дети занимаются в одномкабинете. То они могут с перемены подготовить принадлежности к уроку. Можноназначить дежурных, которые по очереди будут вешать карту, готовить доску куроку, чтобы не отвлекаться на это на уроке.
2).Организация внимания учащихся во время опроса.
Длявозбуждения и поддержания внимания учащихся во время опроса учителю необходимоправильно сочетать работу с классом и с опрашиваемыми учащимися. Нужно организоватьработу так, чтобы во время опроса все учащиеся были в поле зрения учителя,чтобы они тщательно следили за ответами своих товарищей и вовремя поправлялиих.
Прежде чемначать опрос, можно задать вопрос всему классу и после небольшой паузы вызыватьученика для ответа. Это мобилизует внимание класса: ученики не знают, когобудут вызывать. Во время обдумывания учебники лежат закрытыми на партах.
Чтобыпобудить учащихся внимательно слушать и исправлять ответы, учитель обращается кклассу с вопросами: «кто заметил неточности ил оговорки в ответе?». « Ктосделает добавление?» Такие вопросы задают после каждого ответа учащегося, какимбы хорошим не был ответ.
Когда кисправлению ошибок и к дополнению ответа привлекается весь класс, этимпроверяются знания многих учеников. Чтобы исправить или дополнить ответ,во-первых, ученик должен сам хорошо знать материал урока, во-вторых,внимательно слушать. Такой прием ведения опроса призывает внимательно слушатьответы своих одноклассников.
Но не всегдадополнения высказываются по желанию. Если ответ не полный, то учитель можетвызвать другого ученика для дополнения. На мой взгляд, это еще болееактивизирует внимание потому что в отличие от первого варианта, где ты можешьвыступить по желанию., в этом случае спросить могут любого.
Ответы сместа оцениваются учителем, поэтому у учащихся воспитываются не только вниманиек ответам товарищей, но и чувство ответственности за свое дополнение.
Еслиматериал, по которому опрашивает учитель, достаточно известен учащимся (например,при повторении), то они слушают не так внимательно. Здесь возможны отвлечения.Хорошо сочетается с повторением прием сравнения. Например, в курсе изучения ДревнегоМира на уроке повторения, можно предложить учащимся сравнить Грецию и Рим поопределенному ряду критериев. Подобные вопросы на сравнение вызывают интерес ижелание ответить. При ответах затрагиваются и другие вопросы, на которые отвечаютдругие учащиеся, и таким образом активность класса повышается.
Не следуетдолго держать учеников около доски, так как внимание остального класса в этовремя снижается.
3). Организациявнимания учащихся при изучении нового материала.
Большоезначение имеет разъяснение темы и цели урока.
Передначалом изложения целесообразно указывать на теоретическое и практическоезначение данной темы. Это было бы лишь формальным выполнением данноготребования. Психологический смысл указаний на жизненное значение данной темыурока заключается в том, чтобы возбудить у школьников живой интерес к вопросууже в начале урока. Важно также уже в начале объяснения новой темы вызывать уучащихся правильные ассоциации, посредством которых тема данного урокавключается в уже имеющиеся у них знания. При этом условии внимание школьниковсвязывается с их жизненным опытом, интересами и ранее известными знаниями, чтоспособствует усвоению знаний в определенной системе.
Существенноезначение в организации внимания учеников имеет последовательность изложениятемы урока, логическое развитие мысли учителя, продуманное выделение основныхположений, усвоение которых наиболее важно, установление переходов междуотдельными частями излагаемой темы. При этих условиях ученики легче усваиваютматериал. Последовательность изложения способствует развитию высших формвнимания ученика. Освещая каждый данный вопрос в его обоснованнойпоследовательности, учитель непрерывно поддерживает и укрепляет вниманиеучащихся. Внимание и мысль школьника опираются на логическое развитие учителемтемы урока. Следует подчеркнуть, что и в процессе изложения учебного материаланеобходима известная эмоциональная разрядка внимания учеников путем приведенияоживляющих примеров и иллюстраций и постановка вопросов, обращенных ко всемуклассу. Таким образом, учитель может предупредить начинающееся снижениевнимания учеников во время объяснения новой темы.
Логическаяструктура школьной лекции ни в коем случае не должна быть шаблонной. Еепостроение видоизменяется в зависимости от содержания излагаемых вопросов.Логическая структура рассказа и объяснения на уроках у младших подростков будетпростой и при большем удельном весе повторения и подчеркивания одних и тех женаиболее важных положений.
Существенноезначение в воспитании внимания учеников во время объяснения новой темы имеетдидактически обоснованное раскрытие основных понятий, вводимых на данном уроке.При всем разнообразии способов образования понятий в процессе преподаванияучебных предметов имеются общие черты:
v Восприятие изучаемых объектов или ихизображений с целью создания у учащихся конкретных представлений об изучаемыхпредметах и явлениях.
v Концентрация внимания учащихся наосновных признаках изучаемых предметов и явлений и установление среди нихсущественных признаков
v Сопоставление изучаемых явлений сдругими, уже известными ученикам.
v Точное раскрытие содержания понятийразличными способами: путем логического определения, характеристики изучаемогоявления,
v Подлинное знание изучаемых вопросовозначает умение пользоваться усвоенными понятиями. Применять знания напрактике.
Глубинавоспитательного влияния учителя на умственное сосредоточение учеников приизложении новой темы будет зависеть от его педагогического мастерства вприменении разных способов объяснения понятий. Большое значение в этомотношении имеет тщательная методическая разработка учителем тех способов раскрытиясодержания понятий, которые наиболее трудны для учащихся. Имеется в видулогическое определение и сравнительное сопоставление изучаемых явлений,особенно когда ставится задача найти различное в сходных явлениях.
Существенноезначение в воспитании внимания имеют литературно-педагогические достоинстваречи учителя. При анализе этого вопроса следует подчеркнуть значение речи какорудия мышления и передачи знаний учащимся. Соответственно мысли и слова,точность, ясность и доступность словесного выражении мысли облегчают процессусвоения знаний учениками и способствуют поддержанию их сосредоточения напредмете урока. Неясность в способах выражения, сложность выражений затрудняетпроцесс восприятия и тем самым снижает уровень внимания учащихся. Услышав непонятноеслово, ученик, которые не осмелиться спросить, что оно значит, простоотключается от дальнейшего процесса восприятия на некоторое время. Учитываяэтот фактор, стоит обратить внимание на познавательные возможности учащихся.Проводя уроки у младших подростков, стоит употреблять лексику, знакомую им,стоит учитывать, такие моменты, как наличие тех или иных учебных дисциплин.Например, у учащихся 5 классов уже есть история, но нет географии, поэтомунужно или заменять географические термины другими названиями, либо объяснять имих значение, т.е. использовать межкурсовые связи.
Продолжаявопрос о речевой составляющей развития внимания у младших подростков, стоитотметить еще один фактор – выразительность речи учителя. Речь, прежде всего,должна быть образной. Образность речи в широком смысле этого слова – умениеохарактеризовать предмет в действии. Чтобы описать какое-то явление так, чтобыребенок представил его себе, очень трудно. Не каждое определение можнопредставить в виде образов. А младшие подростки не всегда могут мыслитьабстрактно. Поэтому в данной ситуации лучше прибегнуть к каким-либо средствамнаглядности — фотография, репродукция, схема, мультимедийная презентация.
Еще однимиважным моментом, связанным с речью учителя является темп речи при объяснениинового материала. Быстрота речи учителя должна соответствовать познавательнымвозможностям учащихся. Известно, что очень быстрый темп речи, как и еечрезмерная длительность, утомляют слушателей и снижают их внимание. Тоже самоеможно сказать и о слишком громкой и о слишком тихой речи, о бесстрастной,холодной речи. Все эти особенности речевого процесса приводят снижению вниманияучащихся.
Большоезначение в поддержании внимания учащихся может играть владение учителяинтонационно-выразительными средствами речи. Основными средствами являютсялогические ударения и паузы. Таким образом, учитель акцентирует внимание наважные моменты, дает время на размышление, или предоставляет возможностьзаписать важную мысль. Это особенно важно при работе с младшими подростками,т.к. они еще не владеют навыками анализа и синтеза, и им обязательно нужновыделять ключевые слова и делать паузы.
4).организациявнимания учащихся во время закрепления нового материала.
При закреплениинового материала. Так же как и при опросе, важно уметь сочетать работу склассом и отдельными увечащимися. Наиболее эффективен метод беседы классом ввиде умело подобранных вопросов. Важно чтобы учащийся не только пересказывалматериал, но и приводил свои примеры. Такой прием закрепления нового материалаактивизирует внимание учащихся. При закреплении нового материала. Закреплениенового материала — важный этап урока, облегчающий подготовку ученика кследующему уроку.
Важно, чтобына этом этапе внимание ученика было организованно. Но здесь возникают дваварианта отвлечения внимания – у учеников, кто хорошо понял тему и им неинтересно обсуждать, и у учеников, кто плохо понял и думает, что разберетсядома. В этом случае нужно придумать разные формы закрепления материала,особенно при работе с младшими подростками. Таким вариантом может бытьзаполнение таблицы вместе с учителем, викторина, приведение интересных фактов.
5).Организациявнимания учащихся при указании домашних заданий.
Задание надом – отдельный этап урока. Необходимо и на этом этапе организовать вниманиеучащихся, особенно когда задание сложное и требует некоторое время на указаниеего выполнения. Необходимо записать задание на доске и проговорить вслух длятого, чтобы учащиеся и с визуальным и с аудиальным видом восприятия моглипонять сущность домашнего задания для его успешного выполнения.
II. Примеры заданий на развитиевнимания младших подростков на уроках истории
вниманиеурок история учащийся
Успех учебнойдеятельности зависит от внимания, однако у учащихся среднего звена оно являетсяпроизвольным, и поэтому даже интересный материал воспринимается не больше 7-8минут. Чтобы поддержать и развить внимание, на уроках истории используются различныевиды организации учебного процесса. [5]
Одним изнаиболее эффективных способов является игра. [6]Игра — этоестественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта.Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересышкольника, но удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организуетучебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а неисключительно из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности.
В процессеигры ребенка осуществляется жизненный баланс между ним и взрослым человеком.Игра побуждает учащегося перевоплотиться в другого человека из прошлого илисовременности, заставляет его «прыгнуть выше себя», ибо он изображаетвзрослого, «примеривая на себя» далекий от его повседневной практики образ.Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируютисторическую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся длякаждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает емуглубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую эпоху. Если игра интересна для детей,то все их внимание концентрируется на ней, а тем самым о и воспринимаетматериал и запоминает его лучше.
Кроме того,игра способна решить еще одну проблему. Сегодняшняя школа перенасыщена такназываемыми интерактивными методами и средствами обучения, которые не принимаютво внимание природную эмоциональность детей. А игра, органично объединяетэмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Изначально детямнравиться просматривать ролики и презентации, но после постоянного примененияданных средств обучения они надоедают детям и их внимание постепенно отключается.А в игре им наоборот приходиться постоянно концентрировать внимание напроисходящем, особенно если игра представляет собой соревнование.
Далее можнопровести несколько вариантов игр на развитие внимание.[7]
1. Игра«Исторический портрет».
В нейпринимают участие 2 команды. Первая — составляет портрет исторического лица,используя известные факты, но в то же время, стараясь запутать соперников.Другая команда должна узнать загаданное лицо. Дети должны обращать внимание наопределенные детали, которые характерны для той или иной исторической личности.Если периодически проводить подобные игры, то дети постепенно будут приучатьсебя обращать внимание на детали тех или иных событий, личностей и т.д.
2. игра «Ловиошибку»[8]
суть игрызаключается в том, что учитель читает текст в котором заранее исправляетнекоторые понятия, персоналии и даты на заведомо ложные. На уроке он читаетданный текст, а дети должны найти ошибки, записать их, а затем их озвучить.
Такая игра позволяетдержать внимание включенным, способствует развитию способности анализироватьполученную информацию.
3. Игра «снежныйком»
Суть игрызаключается в том, что учитель дает задание назвать как можно больше слов назаданную тему. Учащиеся должны внимательно следить, какие слова еще не назвалидля того, чтобы не повторятся, потому что иначе ответ не будет засчитан какверный.
4. «Запомнитекст».
Прослушависторический текст, ученики должны как можно больше информации зафиксировать втетради, затем они должны написать изложение по этому тексту. Дети должнывнимательно слушать, для того чтобы у них было как можно больше записаноинформации для написания изложения.
3. Исследовательскаяработа.[9]
В процессеобучения происходит стимуляция творческого мышления. На уроках истории учащиесяпопадают в ситуацию, когда нужно самостоятельно сравнивать различные события,находить в них сходства и различия. Эти ситуации возможны в ходеисследовательской работы. На первоначальном этапе изучения (5-7 классы) исследовательскуюработу на уроках истории можно проводить, изучая исторические документы.Например, в теме «Первые законы на Руси» ребятам было предложенопроанализировать «Русскую правду» и сделать вывод — значении этогодокумента. В процессе исследования учащиеся должны пройти следующие мыслительныеоперации: внимательно прочитать текст для того выделить главные и существенныефакты; применить их в новой ситуации. Чтобы применить на практике изученныйтекст, ребята должны внимательно слушать указания учителя.
Несомненно,использование игр и применение исследовательской деятельности даютположительный результат в активизации внимания учащихся, но проводить занятия втакой форме каждый урок трудно и даже не целесообразно. Наиболее важныммоментом является развитие и активизация внимания в течение всего процессаобучения. Поэтому в данной курсовой стоит обратить внимание на то, какактивизировать внимание учащихся на обычном комбинированном уроке истории.
За основудля составления конспекта урока, в котором учитывались варианты возможностейактивизации внимания учащихся и по которому было проведено занятие на выявлениеактивизации внимания на уроках истории, был взят материал учебника ВигасинА.А., Годер Г. И. « История Древнего мира» для учащихся 5 класса.[10]Тема « Греко-персидские войны. Нашествие персидских войск на Элладу».
Этот урокбыл проведен в 5 « А» классе СОШ № 20 г. Мурома. В классе 25 человек, средиучащихся присутствуют два вида восприятия — аудиальный и визуальный. В классепреобладают учащиеся, обучающиеся на « хорошо», несколько отличников ислабоуспевающих. Дисциплина налажена хорошо.
Ход урокапредставлен в конспекте урока. Данный конспект представляет собой таблицу, вкоторой отражены этапы урока, деятельность учителя и деятельность учеников.После таблицы приводится анализ данного урока с точки зрения применениявозможных вариантов активизации внимания учащихся.
Конспектурока: « Греко-персидские войны. Нашествие персидских войск на Элладу».Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. организационный момент Добрый день. Садитесь. Староста, скажите, пожалуйста, кто сегодня отсутствует? Староста называет отсутствующих 2.опрос
Сегодня мы с вами продолжаем изучать важное событие в истории древнего мира — греко-персидские войны. Несколько ребят получат карточки, а с остальными мы повторим материал, который прошли на прошлом уроке.
1)покажите на карте Грецию, какие моря её омывают
2)покажите на карте Персию
3)какие события происходили между этими 2-мя государствами в 5 веке до н.э.?
4)назовите основное сражение греко-персидских войн, которое вы изучали на прошлом уроке. В каком году оно произошло.
Давайте обратим внимание на проектор. Сейчас мы посмотрим с вами ролик, в котором увидим при помощи какой военной хитрости греки смогли победить персов (ролик)
6)Ребята, а давайте посчитаем, сколько лет назад произошла марафонская битва.(1 учащийся выходит к доске.) Начертим ленту времени. Отметим Рождество Христово. Теперь ней отмечаем год, который идет сейчас. Хорошо. Теперь отмечаем дату марафонской битвы. Сколько лет прошло от рождества христова до этого года? Сколько лет прошло от м.с. до Р.Х.теперь, чтобы сосчитать, нам нужно сложить или вычесть?
Давайте достанем, калькуляторы и посчитаем. А теперь убираем телефоны, что бы они нам не мешали и продолжаем изучать нашу тему — греко-персидские войны.
Предполагаемый ответ:
1)карта
2)карта
3)греко-персидские войны
4)марафонская битва, 490 г до н.э.
6)
2010
490
Сложить
2010
+
490 = 2500 лет Изучение нового материала
Тема нашего сегодняшнего урока « Нашествие персидских войск на Элладу» ребята, давайте запишем ее в тетрадь.
Ребята, давайте вместе подумаем, почему персы снова вернулись в Грецию?
Правильно, ребята. Но сами афиняне не думали о том, что персы снова осмелятся напасть на них. Они праздновали победу. Только архонт Фемистокл, говорил на народном собрании, что персы могут напасть снова. Ребята, давайте вспомним кто такой архонт. Агата.
Хорошо. Фемистокл предложил афинянам строить боевые корабли – триеры. Ребята, давайте запишем с вами определение в тетрадку. Триера – это корабль с 3 рядами весел. Давайте посмотрим на рисунке, как он выглядел.
Еще Фемистокл предложил всем эллинам, живущим в разных городах, объединиться для борьбы с персами. Как вы думаете почему? Правильно. Афиняне так и поступили.
Ребята, и Фемистокл оказался прав. Уже в 480 г до н.э. сын Дария, персидский царь Ксеркс–повел свои войска на Элладу. В пути их ожидали неприятности. Началась буря, мост через пролив разрушился и разгневанный Ксеркс приказал кнутами бить море, виня его в том, что они не могут продолжать путь из — за него. Ребята, не правда ли, сейчас такая ситуация была бы смешной для нас. Но раньше такой приказ царя был не редким. Все таки они снова построили мост и через 7 дней они вторглись в Северную Грецию и попали в Фермопильское ущелье. С одной стороны там было море, а с другой – горы. Но греки были умней. Войско под командованием спартанского царя Леонида заняло раньше, чем персы Фермопильское ущелье и стало обороняться. Греки одержали бы победу, если бы местный житель не предал их. За царский подарок он показал Ксерксу, как пройти в тыл к грекам через горы. Ребята, как вы считаете, хорошо он поступил или нет? Разве можно предавать своих товарищей? Правильно. Этот человек поступил очень плохо. Греческому войску пришлось отступить, а Леонид, чтобы спасти войско остался сам и с ним остались 300 спартанцев, боролись они до последнего, пока все не умерли. Как вы думаете. Правильно ли они поступили? Правильно. Ребята, может быть кто-нибудь из вас смотрел фильм «300 спартанцев»? он именно об этом сражении.
Давайте запишем с вами в вашу табличку, которую вы начали заполнять на прошлом уроке, еще 1 дату. 480г до н.э. – бой в фермопильском ущелье, результат – поражение греков.
На этом поход Ксеркса не закончился. Его войска разорили Фермопилы и без труда взяли Афины. В это время греческий флот под командованием стратега Фемистокла оставался в Саламинском проливе. Фемистокл был хитрым полководцем. Давайте ребята, откроем наши учебники на странице 164 и прочитаем маленький рассказ о хитрости Фемистокла. Саша, читай. Ребята, почему Фемистокла назвали хитрым? Хитрость Фемистокла помогла Греческому войску победить. Почему? Фемистокл знал этот пролив очень хорошо, поэтому ему было выгодно сражаться там, на своей территории. Грекам еще повезло и с погодой. Поднялся сильный ветер, он раскачивал высокие суда персов, но не был страшен греческим триерам. Что такое триера? Давайте обратим внимание на проектор и посмотрим. Как ловко греческие корабли выгнали персидский флот со своей территории и в итоге, греки победили. Саламинское сражение стало решающим в ходе греко-персидских войн. Ксеркс покинул Грецию. Ребята, давайте запишем в таблицу еще 1 дату – 480г до н.э – саламинское сражение – победа греков.
Через год в 479 г до н.э состоялось решающее сражение – битва при Платеях. Греки разгромили оставшуюся часть персов. Давайте запишем эту дату в таблицу – 479 г до н.э. – битва при Платеях – победа греков. И закроем табличку.
В 449 г греко – персидские войны закончились. Это было сложное время для Греции, но народ смог сплотиться и победить.
Ответ: хотели доказать что они сильные
Хотели завоевать Грецию, потому что в 1 раз им это не удалось.
Архонт – правитель
Вместе легче победить
Нет
Да, благодаря ним спаслись другие войны.
Потому что он обманул персидское войско.
Ответ – судно с 13 рядами весел закрепление
Ребята, давайте попробуем ответить на вопрос – почему греки смогли победить персов?
Правильно ребята. Давайте запишем причины победы эллинов в тетрадь:
1. сплоченности эллинов,
2. мужество воинов.
3. хитрость и ум полководцев.
Победа эллинов в войне была очень важна для Греции. Давайте еще запишем в тетрадочку, какие были итоги этой войны.
1)Греция сохранила свою независимость.
2)Афины стали господствовать на море, а Спарта на суше.
3)Персам было запрещено иметь свой флот в Эгейском море.
Греки были сплоченные, Фемистокл был хитрый и умный полководец
Спартанцы были отважные. Домашнее задание:
Ребята, давайте запишем домашнее задание. Открываем дневники, пишем задание прочитать § 35. С 161-166, и отвечаем на вопросы. Так же для тех, кто хочет, творческое задание — подготовить рассказ от имени участника событий или нарисовать рисунок
Изучивконспект данного урока можно сделать его анализ с точки зрения применениявозможных вариантов активизации внимания учащихся. Лучше всего сделать анализпо этапам урока.
1.орагнизационныймомент.
Учащиесяготовы к началу занятия — учебники, тетради, карты лежат на столе, в то времякогда староста называет отсутствующих, дети переключают свою деятельность сперемены на урок.
2. опрос
Во времяопроса учащиеся должны внимательно следит за вопросами учителя, потому чтоопрос ведется в виде фронтальной беседы и каждого могут спросить. Вопросзадается всему классу, а мобилизует внимание класса: ученики не знают, когобудут спрашивать. Во время обдумывания учебники лежат закрытыми на партах
Так же на 7минуте урока, когда внимание учащихся младшей подростковой группы начинаетспадать, они вовлекаются в другой вид деятельности – просмотр видеоролика, чтоактивизирует их внимание.
При подсчетелет по ленте времени внимание учащихся должно заостряться на том, с какойстороны от Рождества Христова отмечать дату марафонской битвы. Учащиеся должныобратить внимание на это, потому что это очень важный момент в понимании ходаисторических событий происходивших до нашей эры.
3. Изучениенового материала
При изучениинового материала учитель обязательно должен заострять внимание учащихся натаких моментах как запись темы в тетрадь, запись основных событий, потому чтомладшие подростки не всегда могут самостоятельно конспектировать материал. Еслиучитель не будет заострять на этом внимания, то ученики не будут записывать, соответственноих внимание отключится.
Во времяобъяснения нового материала учитель использует мультимедийную презентацию,которая так же помогает активизировать внимание учащихся. Младшим подросткамвсегда нравиться смотреть рисунки, карты, схемы событий, динамические карты,потому что на данный период у них еще не достаточно развито абстрактноемышление.
Так же вовремя объяснения нового материала постоянно задаются вопросы классу, не толькодля того, чтобы проверить уровень усвоения ими нового материала, но иактивизировать их внимание. Учитель задает вопросы ученикам, которыеотвлекаются, что так же усиливает внимание учеников и улучшает дисциплину,потому что каждый, в случае если он отвлечется, будет спрошен.
4.Закрепление материала.
На этапезакрепления материала учитель так же обращает внимание на то, что бы ученикизаписывали информацию в тетрадь, так же с помощью вопросов проверяется уровеньвнимания учащихся на самом уроке, потому что все вопросы, которые задаются вовремя закрепления, уже были озвучены в течение урока.
5. Записьдомашнего задания.
Учительобращает внимание на то, что домашнее задание должно быть записано в дневнике ина то, что задание дифференцированное – помимо репродуктивного заданиясуществует так же творческое.
Подводяитог, можно отметить то, что не обязательно проводить уроки, направленныетолько на развитие внимания учащихся, такие, как игра или исследовательскоезадание. В обычный комбинированный урок можно внести элементы возможныхвариантов активизации внимания учащихся.
Проводя такиеуроки начиная с 5 класса, учащиеся станут более внимательными, а соответственноу них повыситься уровень знаний.
Заключение
Подводяитог, можно отметить то, что развитие внимания учащихся – неотъемлемая частьпедагогического процесса и одна из задач работы педагога. От концентрациивнимания ученика на учебном предмете зависит его уровень усвоения учебногоматериала, сосредоточенность на предмете, формирование интереса к учебе.Учитель должен учитывать особенность внимания детей младшего подростковоговозраста, для того чтобы правильно строить ход урока, не обязательно проводитьуроки, направленные только на развитие внимания учащихся, такие, как игра илиисследовательское задание. В обычный комбинированный урок можно внести элементывозможных вариантов активизации внимания учащихся.
Большую рольактивизации внимания нужно уделять на этапе изучения нового материала и наэтапе закрепления, для того, чтобы дети лучше усвоили новый материал.
Проводятакие уроки, начиная с 5 класса, учащиеся станут более внимательными, асоответственно у них повыситься уровень знаний.
Изучениематериала, посвященного развитию внимания учащихся на уроках истории, позволяетмолодому педагогу применять новые способы и варианты в организации учебногопроцесса, так же, немаловажно отметить тот факт, что чем выше вниманиешкольников, тем лучше дисциплина в классе.
Несомненно,неотъемлемым фактором, способствующим активизации внимания учащихся, являетсяинтерес предмета и излагаемого материала. Нужно подбирать материал, задания,наглядные пособия так, чтобы ребенок в течение всего урока был увлечен учебой ине хотел отвлекаться на какие либо посторонние предметы. Так же еще однимфактором, о котором не должен забывать начинающий педагог, является умениевести урок и увлечь детей преподаваемым предметом. Эти и другие факторы могутстать залогом успеха начинающего педагога.
Взаключении, стоит отметить, что многое в развитии и психических, и физических,и духовных качеств ребенка в школе в первую очередь зависит от учителя ипоэтому, проводя урок, учитель обязательно должен ставить целью не толькообъяснение материала, но и на развитие гармонично развитой личности ребенка.
Списоклитературы:
1. Вигасин А.А.,Годер Г.И. История древнего мира: Учебник для 5 классов общеобразовательныхучреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, М., « Просвещение», 1997.- 287 с.
2. Гоноболин Ф.Н.Внимание и его воспитание,/ Ф.Н. Гоноболин, М.,
« Педагогика», 1972. — 160 с.
3. Страхов И.В.Воспитание внимания у школьников,/ И.В. Страхов, М., «ГУПИ МП РСФСР», 1958. – 127с.
4. Борисова А.В. Активизацияпознавательной деятельности на уроках истории/ А.В.Борисова// « Открытый урок»- festival/1september.ru
5. Борзова Л.П.Дидактические игры// Преподавание истории в школе – 2000.-№1. – С. 46-47
6. Куликовская Н. С.Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории./ Н.С Куликовская // « Открытый урок» — festival/1september.ru
7. Паршуткина Н.Ф.Развитие мотивации познавательной деятельности на уроках истории/ Н. Ф. Паршуткина// « Открытый урок» — festival/1september.ru