Реферат по предмету "Философия"


Лекция Философия как мировоззрение

«утверждаю»
начальник кафедры гуманитарных 
и социально — экономических   дисциплин.
подполковник                     В.Грабарь
"        "                           1998г.

                                           ЛЕКЦИЯ№1
ФИЛОСОФИЯКАК МИРОВОЗРЕНЧЕСКА СИСТЕМА,                    ЕЁ СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Лекция обсуждена и одобрена на ПМК философии
Протокол №     от  "   "                       1998 г. Председатель  ПМК философии
Полковник                              В.Карпов  

ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИЛОСОФИЯ»
Товарищи курсанты !
Сегодня мы с Ваминачинаем изучать новую. неизвестную для вас (в своем большинстве)область знаний, которая носитназвание «Философия».
 
Перед нами встает ряд вопросов :
-«Зачем нам нужнафилософия ?»
-«Что есть такоефилософия ?»
-«Каков ее предмет исмысл?»
-«Как изучатьфилософию?»
Ответив на трипоследнихвопроса мы  придем к пониманию первого вопроса.
Отвечая на 4-й вопрос «Как изучатьфилософию?» мы должны исходить из понимания философского знания, которое позволяет выделитьэтапы его овладения:
1-й этап: Овладениекатегориальным аппаратом философской науки, так как знаниекатегорий является фундаментом  успешного изучения философии.
2-й этап: Формированиефилософско-методологического стиля мышления .
Так как спецификафилософского познания состоит в том, что она выполняет функцию опережающегоотражения действительности.
3-й этап: Знакомство иовладение системой собственно философских методов познания.
Как же построен наш курс  «Философии»?
Он рассчитан на90часов, читается в 3 и 4семестрах, состоит из 7разделов:
Первые три раздела рассмотрим в 3семестре:
1-й раздел: Роль философии в жизни человека иобществе.
2-й раздел: Человек вовселенной. Философская, религиозная  и научная картины мира.
3-й раздел: Познание, его возможности  играницы.
Знание и вера.
В4-ом семестре:
4-й раздел: Общество: Многообразие культур, цивилизаций, форм  социальногоопыта .
5-й раздел: Природа человека  и  смысл егосуществования .
6-й раздел: Человек  в мире культуры .
7-й раздел: Философские проблемы мира, войны и армии.
Учебные занятия проводятся  в формелекций, семинаров, индивидуальныхконтрольных собеседований, самостоятельной работы под руководствомпреподавателя.
Формы отчетности:
4-й семестр — экзамен.
В 4-ом семестре выполняется курсоваяработа  по философии за которую выставляется оценка в приложение  к диплому.
На кафедреорганизована  военно-научная работа  курсантов, в том  числе и наПМК «Философии».
Основная литература:
1. Основы философии. Учебное пособие.Под редакцией Е.В.Попова.
    М .: «ВЛАДОС», 1997.
2. Канке В.А. Философия. Исторический  исистематический курс. М.: «ЛОГОС» ,1997.
3. Введение в философию, В 2-х  частях М.: Политиздат ,1989.
4. Философский энциклопедический словарь.М.: «ИНФРА-М»,1997.
5. Философия. Программа, планы  семинаров, практическихзанятий и самостоятельной работы под руководством преподавателя.Пермь.:1998.
Дополнительная литература:
6. Радугин А.А. Философия курс лекций.М.:«ВЛАДОС»1995
7. Философия.Учебник. Под. Ред. Кохановского В.П. Ростов-на Дону.:»ФЕНИКС» ,1998.
8. Философия.Курс лекций.Под ред. Калашникова В.А.«ВЛАДОС»,1997
9. Основы философии в вопросах и ответах. Уч. Пособие.Ростов — на Дону.: »ФЕНИКС» ,1997.
10. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.Учебник. М.: «ПРОСПЕКТ»,1997.
ТЕМА: Философия как мировоззренческая  система, ее смысл и предназначение.
 План лекции:
Вступление
1 вопрос:  Философия  как  мировоззрение, ееособенности .
                  Основные проблемы.
2 вопрос:  Философия как наука .  Предмет ифункции
                  философии.
Заключение
Время:
Аудитория: №
Литература :
1. Основы философии. Учебное пособие.Под ред. Е.В. Попова.
    М .: «ВЛАДОС», 1997.с.4-23
2. Канке В.А.Философия. Исторический  и систематический курс.  М.: «ЛОГОС» ,1997.с.3-9
3. Введение в философию, В 2-х  ч. М.: Политиздат ,1989.с20-74
4. Философскийэнциклопедический словарь.М.: «ИНФРА-М»,1997.с.6-37
5. Философия.Программа,планы  семинаров, практических занятий и самостоятельной работы подруководством преподавателя.Пермь.:1998.с.6-113
                                ВСТУПЛЕНИЕ.
А сейчас переходим  к рассмотрению 1-й лекции1-го раздела курса «Философия»:«Роль человека  в жизни человека иобщества».
Тема :  « Философия как  мировоззренческая  система, ее смысл и предназначение».
В чем актуальность данной темы?
1. В период глубинных перемен, происходящих  во всехструктурах  политики, экономики, культуры нашей страны, становятся  главными проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание имсвоего места и роли в обществе, социальной и личной активности, ответственностиза свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности.
2. В становлении и формировании мировоззренческой культурыфилософия всегда играла  особую роль, связанную с ее многовековым  опытомкритически- рефлексивного размышления но глубинными ценностями и жизненнымиориентациями. Философия во все времена эпохи брала на себя функцию  бытиячеловека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, какему жить, на что ориентироваться, как вести себя в период кризисов культуры.
3. Личная значимость  данной темы выражается необходимостьюуяснения себе ,что такое философия, каков ее предмет и смысл,
    в чем состоит ее назначение.
Мы выделили в лекции два вопроса, потому чтонаиболее распространен взгляд на философию:
·     во-первых — как на тип мировоззрения  (о чем будем говорить в первом вопросе);
·     во-вторых- как на науку (2-й вопрос).
Кроме того, имеютместо взгляды на философию:
-как на формуобщественного сознания ;
-как на мироощущение
-как намиропонимание;
-как на практическоедействие (В. Канке. Философия.).
Вопрос №1:
Философия какмировоззрение, её особенности.
Основные проблемыфилософии.
1. Объективные и субъективные предпосылкивозникновения философии.
Философия — одна из древнейшихи увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры, ставшая впоследствии устойчивой формой общественного сознания, зародилась в VII-VI векахдо нашей эры в Индии, Китае, Древней Греции.
Возникновениюфилософии способствовали объективные и субъек­тивные предпосылки,сложившиеся на тот исторический период в древнем обществе:
А) Объективные предпосылки:
1)Социально-политические:
-общественноеразделение труда;
-систематическоепроизводство материальных благ, содер­жательно изменившее человека и поставившееего в прин­ципиально новое отношение к природе: приспособление к условиямжизни сменяется их преобразованием;
-разделение обществана классы;
-возникновениегосударств, городов- мегаполисов с демок­ратической формой государственного устройства(Афины Спарта);
2) Культурно-исторические:
-созданиеписьменности;
-возникновение наук (математики,  астрономии,   физики, географии, медицины);
-возникновение иразвитие различных видов искусства;
-возникновениеобразовательных учреждений (ликеи, ака­демии);
-наличие в обществемифологии и религии как здоровых на­чал культуры.
Б) Субъективныепредпосылки — т.е. предпосылки связанные с развитием самого человека, его духовного мира.
1) Осознание древнимчеловеком бытия в целом, самого себя и своих границ.
Перед человекомоткрывается глубина мира и собственная значимость. Человек начинает осмысливатьмир и себя как проблему, начинает ставить радикальные вопросы, ищет по­ниманияи спасения.
Этот духовный процессимел решающее значение для фор­мирования философии и начался он за тысячелетиедо нашей эры, т.е. до рождества Христова. Карл Ясперс, немецкий философ XXвека, это время назвал «основным временем». В период между 800 и 200г.г. до нашей эры произошёл самый резкий поворот в истории, принёсший многонеобычного.
В этот период:
-в Китае — жили мыслители Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы;
-вИндии — возникли Упанишады, жил Будда;
-в Иране — Заратустра учил о мире, где идёт борьба добра со злом;
-в Палестине — выступали пророки Илия,  Исайя, Иеремия и Второисайя;
-в Греции — это время Гомера, философов Фалеса, Пармени­да, Гераклита, Платона, драматурговЭсхила, Еврипида и Софокла, историка Фукидиды и ме­ханика Архимеда.
Всё, что связано сэтими именами, возникло почти од­новременно в течении немногих столетий вКитае, Индии и на Западе Европы, независимо друг от друга.
2)Сформировавшиеся возможности человеческого сознания и психики, связанные сабстрактным, рационально-чувствен­ным отображением мира
Уже древние философыуказали на два источника из кото­рых "рождается" философия:
а) Способностьудивляться.
 Древнегреческийфилософ Арис­тотель считал, что всё наше знание, а философия в особенностиобязано такой способности человека, как способности «удивляться». Чембогаче, сложнее духов­ный мир личности, тем сильнее развита у ней эта спо­собность.Человеку умственно, нравственно развитому приятно и даже жизненно необходимапостоянная, непре­рывная работа мысли. «Мыслю — следовательно сущест­вую»,- говорит великий философ и учёный Декарт (XVII в.).
б) Переживание.
Человек не толькопознаёт мир. Он живёт в нём. Человеческое отношение к миру (и к самому се­бе)есть переживание, а самым глубоким и сильным в нём являетсяпереживание времени, т.е. конечности собственного бытия, переживание неизбежностисмерти. Именно смерть называетСократ (древнегреческий фило­соф Vвек до нашей эры) вдохновляющим гением филосо­фии. Только человек знает онеизбежности собственной смерти, и это заставляет его думать о смысле жизни — аэто и есть философствование.
2.Мировоззрение:структура, черты, общественно-исторический ха­рактер, типы.
 
Возникновениюфилософииспособствовало (как мы указали выше) дальнейшее совершенствование человеческогоразума и условий жизни людей, а это также привело к замене миросозерцанияна мировоззрение.
В отличие отмиросозерцания мировоззрение не может базиро­ваться на интуитивномпостижении мира. Оно нуждается в понима­нии природы, в еёосмыслении с помощью понятий, в отличии от наглядно-образного миросозерцания.
Человеку потребовалсяболее широкий кругозор, обеспечивающий способность видеть тенденции,перспективы развития мира, пони­мать смысл и цели своих действий, своей жизни:зачем он делает то или это, к чему стремится, что это даст людям.
Такого родапредставления о мире и месте в нём человека на­зывают мировоззрением.
Явление это многомерно,оно формируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. Кдуховным образовани­ям, причисляемым к мировоззрению, относится философия. Еёроль в решении мировоззренческих проблем очень велика.
Вот почему дляответа на вопрос, что такое философия, нужно, хотя быв общем виде, прояснить, что такое мировоззрение.
Мировоззрение носит общественно-историческийхарактер, т.к. сама жизнь людей в обществе носит исторический характер. Вследза изменением всех составляющих общественно-исторического про­цесса изменяетсямировоззрение человеческих сообществ, соци­альных групп, личностей.
Мировоззрение — это сложное,интегральное образование, в ко­тором принципиально важны связь его компонентов.
Какие это компоненты?
СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
 
1. Знания — совокупность сведений об окружающем мире. Они бы­вают научными,профессиональными (военными), повседнев­но-практическими. Чем солиднее запасзнаний у человека, тем более серьёзную опору может получить его мировоззрение.
2.Ценности — это особое отношение людей ко всему происходяще­му всоответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманиемсмысла жизни. Ценности характеризу­ются такими понятиями, как "значимость",«полезность» или «вредность». Значимостьпоказывает степень интенсивности нашего отношения — что-то трогает нас больше,что-то мень­ше, что-то оставляет нас спокойными.
Полезность показывает нашупрактическую нужду в чём-то. Ею могут характеризоваться материальные и духовныеценнос­ти: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д.
Вредность — это наше негативноеотношение к какому-то яв­лению.
3.Эмоции — это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешнихраздражений, проявляющихся в виде удо­вольствия или неудовольствия, радости,страха и т.д.
Жизнь постояннорождает в людях сложную гамму эмоций. Среди них могут быть «мрачные»эмоции: неуверенность, бес­силие, печаль, горе и т.д.
Вместе с тем, людямприсущ целый спектр «светлых» эмоций: радость,счастье, гармония, удовлетворённость жизнью и др.
Мощный импульсмировоззрению дают нравственные эмоции: стыд, совесть, долг,милосердие. Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение служат словазнаменитого философа И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегдановым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжи­тельнеемы размышляем о них, — это звёздное небо надо мной и моральный закон вомне».
4.Воля — способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для еёосуществления.
Это придаёт всемусоставу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворятьв жизнь.
5. Убеждения - взгляды, активнопринимаемые людьми, соответс­твующие их жизненным интересам. Во имя убежденийлюди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть — так велика их побу­дительнаясила.
 Убеждения — это знания, соединённые с во­лей. Они становятся основой жизни, поведения,действия лич­ности, общественных групп, наций, народов.
6.Вера — этостепень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний. Диапазончеловеческой веры весьма широк. Он простирается от практической очевидности дорелигиозных ве­рований или даже легковерных принятий нелепых вымыслов.
7. Сомнение — критическоеотношение к каким-либо знаниям или ценностям.
Сомнение — обязательныйэлемент самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие ка­ких-либовзглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом.
Но нельзя здесьпереходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность — скептицизм,или нигилизм — не­верие ни во что, утрату идеалов.
Таким образом,мировоззрение— это сложное, противоречивое единство знаний,ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человекуориентироваться в окружающем мире.
Ядром, основоймировоззрения являются знания. В зависимости от этогомировоззрениеподразделяется наобыденное, профессиональ­ное и научное.
 
1. Обыденноемировоззрение — это совокупность взглядов, осно­ванных на здравом смысле, повседневномжизненном опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение охватывает самые ши­рокиеслои общества, имеет очень важное значение, оно явля­ется реально«работающим» мировоззрением многих миллионов людей. Однако научныйуровень этого мировоззрения не высок.
2. Более высокойразновидностьюмировоззренияявляетсяпрофес­сиональное,формирующееся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельностии т.д. Это может быть миро­воззрение учёного, писателя, политического деятеля ит.д.
Мировоззренческиеидеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического, и др.творчества, могут в определённой степени воздействовать и на мышление професси­ональныхфилософов. Яркий приме тому — огромное влияние творчество Л.Н. Толстого и Ф.М.Достоевского на отечественную и мировую философию, но и на этом уровне человекне застрахован от ошибок.
3. Высший уровеньмировоззрения -теоретическое мировоззрение, к которомупринадлежит и философия. В отличие от других ви­дов мировоззрения философия нетолько является творцом ми­ровоззрения, но и профессионально занимаетсяанализом миро­воззрения, подвергает его критическому осмыслению.
Т.О., мы вплотную подошлик философии, как теоретическому миро­воззрению.
Типы мировоззрения.
1. Мифология
Исторически первымбыл мифологический взгляд на мир (миф — предание, сказание; логос — слово,учение, понятие, закон) Миф — это общественное сознание древнего общества,наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в кото­рой соединенызачатки знаний, элементы верований, по­литических взглядов, различных видовискусства, собс­твенно философии, выражающих миропонимание и миро­восприятиетого времени.
Темы мифов.
1. Космическая тема:
-происхождение и строение Вселенной
-о важнейших явленияхприроды (затмения, наводнения, па­дения метеоритов)
-о мировой гармонии
2. Тема человека:
-происхождение человека
-стадии его жизни
-проблема жизни и смерти
3. Тема культуры:
-проблема достиженийкультуры (добывание огня, изобрете­ние ремёсел, обряды и т.д.)
Черты мифологическогомировоззрения:
-Эмоционально-образнаяформа — проявляется при  передаче образов героев, богов, духов.
-Очеловечиваниеприроды — перенос человеческих  черт  на окружающий мир, олицетворение  и  одушевление космоса, природных сил.  Мифологии свойственнынежёсткие разгра­ничения:
               -мираприроды и человека;
-мысли и эмоции;
-художественныхобразов и научного знания. -Отсутствие рефлекции
Рефлекция — это работасознания, мысли человека над собственным сознанием.
-Утилитарнаянаправленность мифологии проявляется в том, что его  мировоззренческие проблемы  тесно  связаны  с практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь,за­щиту от голода, болезней.
Миф умер как базоваяформа мировоззрения на этапе более вы­сокого развития человека, общества,знаний и культуры в це­лом. На смену мифу пришли иные формы мировоззрения.
2. Религия (от лат. religio — благочестие, святость) есть фор­ма мировоззрения, фундаментом которого служитвера в нали­чие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ве­дущуюроль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Мир ирелигия взаимосвязаны.
                                Чертырелигиозного мировоззрения.
а) Религияопирается на образно-эмоциональную, чувствен­но-наглядную форму восприятия.
б) Религия не рефлексивный типмировоззрения.
в) Важнейшими атрибутамирелигии являетсявера и культ. Вера — этоспособ осознания мира религиозным  сознанием, особые состояния религиозногосознания субъекта. В культе,  системе ритуалов и догматов является внешняя форма проявления веры.
г) Этическаянаправленность. В рамках религиозных систем, религиозного сознаниябольшое значение приобретают эти­ческие представления, нормы, идеалы, ценности,культиви­руются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания,совести, милосердия. Религия формирует ду­ховный мир человека.
В дальнейшем, сразвитием цивилизации, люди стали подни­маться к теоретическому осмыслениюмировоззренческих проб­лем. Результатом этого явилось создание философскихсистем.
3. Философия — это предельнообобщённое, теоретическое видение мира.
Термин "философия"происходит от греческого "филео" (лю­бовь)и "софиа" (мудрость) и означает любовьк мудрости, к теоретическим рассуждениям. Впервые термин«философ» упот­ребил древнегреческий учёный и философПифагор(580-500 г.г. до нашей эры) по отношению к людям, стремящимся к вы­сокоймудрости и правильному образу жизни.
Само понятие мудростинесло в себе возвышенный смысл, мудрость понималась как научноепостижение мира, основанное на бескорыстном служении истине.
Мудрость — это не что-тоготовое, что можно выучить зат­вердить и использовать. Мудрость — это поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека.
В следствии этоговозникновения развитие философии означа­ло отмежевание от мифологии и религии,а также выход за рамки обыденного сознания.
Философия и религиякак мировоззрение часто решают сход­ные задачи по объяснению мира, а такжевоздействия на соз­нание и поведение человека.
Их коренное отличиесостоит в том, что религия в решении мировоззренческих задач опираетсяна веру, а философия есть отражение мира втеоретической, рационально понятной форме.
Черты философскогомировоззрения:
1. Философскоемировоззрение этотеоретический взгляд на мир с позиций активногосущества, осознающего как самого себя, так и то с чем ему приходится взаимодействовать.Это совокупность фундаментальных идей о человеке, о мире и об отношениичеловека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироватьсяв мире и обществе, а также мотивировать свои поступки.
2. В философиисформировался жёсткий категориальный аппа­рат: логос,причинность, закон, идея, необходимость и т.д.
Язык философии — не образы, некартинки, а катего­рии.
3. Философия логична идоказательна.
Положения философии непросто утверждаются, а выводятся, доказываются в соот­ветствующейсистематизированной, логически упорядоченной форме.
4. Философия — рефлективный тип мировоззрения. В нём содер­жатся размышления над собственнымипредставлениями о ми­ре и месте человека в этом мире т.е. размышления надсобственными размышлениями.
5. Свободомыслие — объективныйпринцип философии. По самой своей природе философия требует размышления,сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и посту­латы.
Вывод:
1) Исходные типымировоззрения сохраняются на протяжении всей истории.
2) «Чистые»типы мировоззрения практически не встречаются и в реальной жизни образуютсложные и противоречивые соче­тания.
Природа философских проблем.
 
Философские проблемы — это проблемы не обобъектах (природных или сотворённых людьми), а об отношении к ним человека. Немир (сам по себе), а мир как обитель человеческой жизни — вот ис­ходная точказрения философского сознания.
"Что ямогу знать? Что должен делать? На что могу надеять­ся?", — именнов этих вопросах заключены, по Канту, высшие ин­тересы человеческого разума.
Философские вопросы — это вопросы осудьбе, предназначении человека и человечества.
Не философыпридумывают эти вопросы. Их создаёт жизнь. Они предстают как фундаментальныепротиворечия живой человеческой истории, имеющие открытый, независимыйхарактер. Проходя через всю человеческую историю, выступая в определённомсмысле как вечные проблемы, они приобретают в различные эпохи, в различныхкультурах и свой конкретный неповторимый облик. Философы — в мерусвоих сил и способностей — решают эти вечные, смысложиз­ненные вопросы. Самхарактер философских проблем таков, что простой, однозначный, окончательныйрезультат их разрешения не­возможен, их теоретическое решение мыслится не какоконча­тельное, снимающее проблему, а какрешения призванные:
-резюмировать прошлое
-определитьконкретный облик проблемы в современных услови­ях
-прагмастическиосмыслить будущее
Философия, постигаяисторическую эпоху,опережающе отражает направления и пути развитиячеловечества, предупреждает о скры­тых опасностях.
Универсальной проблемойфилософии является проблема взаимоот­ношения «мир — человек». Унеё много обличий: «субъект — объ­ект», «материальное — духовное», «объективное — субъективное» и т.д.
Издавна философыстрашились выделить в этой универсальной проблеме главную, так называемый основнойвопрос философии.
В марксистскойфилософии этот вопрос был сформулирован Ф. Эн­гельсом:«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, естьвопрос об отношении мышления к бытию».
Такой подход кформулировке основного вопроса философии бази­руется на фундаментальныхфактах человеческой жизни:
-существуютматериальные явления и духовные (сознание, во­ля, мышление);
-каждый человеквыделяет себя из всего того, что его окру­жает и отличает себя от всегодругого;
-он соотносит  свои цели  с  действительностью,  оценивает действительность.
«Двойственный»характер человеческой, «удвоение» человеком себя и своего мира всознании является базисом выделения в ка­честве основного вопроса об отношении материального и духовно­го.
Основной вопрос философии имеет две стороны:
 
Первая:что первично — духили материя?В зависимости от от­вета на этот вопрос философыделятся на два главныхнаправления.
Представители первого-материалисты — за основу берутмате­рию, а сознание рассматривают как нечто вторичное, зависимое от материи.
Разновидности: метафизическийматериализм, вульгарный матери­ализм, диалектический материализм.
Представители второго -идеалисты — первичным считают дух, сознание, а материальный мир, вторичным.
Идеализмсуществуетвдвух основныхразновидностях: -субъективный идеализм - представители  которого  считают первичным сознание человека, субъекта;
-объективныйидеализм — сторонники которого считают первич­ным дух, существующийнезавимо от человека.
Материализм иидеализм — это монистические направления в фи­лософии (греч. монос — один), так как то идругое направление за основу берут какое-то одно начало.
Наряду с философскиммонизмом существует течение дуализм (лат. дио — два), сторонники которогорассматривают материю и сознание как два параллельных начала.
Вторая сторона основного вопросафилософии: Познаваем ли мир?
Большинство философовутвердительно отвечает на этот вопрос.
Однако частьфилософов отрицает возможность познания мира пол­ностью или частично. Это былипредставителиагностицизма (греч. а — нет, гносис — знание).Частьфилософов признавая познавае­мость мира, выражаласомнение вдостоверности знаний, их назы­валискептиками, а направление- скептицизм (греч. скептикоз — критикующий).
Рассматривая основнойвопрос философии, необходимо отметить, что далеко не все философы с нимсогласны. Более того,боль­шинство философов, в прошлом и сейчас, даже ине считают своим важнейшим делом решение именно этого вопроса.
На первый план вразличныхфилософских учениях выносятся проблемы путей достижения истины, проблемынравственного долга, свободы, практики и др.:
-Французкий философ А.Камю«Вопрос о смысле жизни я  считаю самым неотложным из всех вопросов»;
-Русский философ Н.А.Бердяев — основная проблема — проблема свободы человека: его сущности, природы, предназначения;
-Немецкий философ П.Рикерт — проблема зла и насилия.
Но тем не менее,любой философ, рассматривая ту или иную проблему, так или иначе рассматриваетсоотношение «мир — чело­век», а значит хочет он того или не хочет,обращается к основ­ному вопросу философии.
         Философия всистеме культуры
 
  Как продуктдуховной деятельности людей, философия является неотъемлемой частьюкультуры человечества.
  Сама по себе культура(в широком смысле слова) является совокупностью материальных и духовныхценностей, выработанных человечеством, а также деятельностью людей по воспроизведениюи обновлению социального бытия.
  Отсюда, жизньчеловека протекает в системе ценностей, которые для него — это ориентирыв выборе своей судьбы. Ориентация индивидов на систему ценностей иподчинение нормам общежития лежит в основе их приобщения к культуре и выработкиу них гражданских качеств. Умение жить в обществе — это не дар природы, акультурное достояние. Философия имеет прямое отношение к теоретическомуосмыслению мира ценностей. Самопоявление философии — это рождениеособого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмыслениеуже сложившихся форм практики, культуры.
  Отсюда, в целомфилософское знание есть сердцевина духовной культуры общества, ичем богаче та или иная философская концепция, тем более широкое поле структурыделается в ней предметом мировоззренческого осмысления.
                     Выводыпо первому вопросу:
 
1. Возникновениефилософии есть закономерный результат развития общественногосознания, коренной поворот в духовной жизни общества.
2. Возникновениефилософии тесно связанно с заменой миросозерцания на мировоззрение,которое, в свою очередь, является сложным интегральным образованием знаний,ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, сомнения.
3. Истоками философииявились мифология и религия, но в отличии от последних, философияв объяснении мира и человека опирается не на веру, а на мощь разума,на способность его к научному исследованию реальности, в результате чего становитсяосновой научного мировоззрения.
ВОПРОС №2
Философия как наука. Предмет и функции
 философии.
1) Проблема личностифилософии.
Философия возниклараньше науки. По своему происхождению (как тип мировоззрения) она — донаучнаяформа сознания. С возникновением науки, в особенности науки опытной и математической,встал и реальный вопрос о взаимоотношении этих двух основных формрациональ­ности.
 
А) Ряд философовотрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы:
1.Философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами,наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяют критерию научногознания;
2.Утверждения философии эмпирически (т.е. в опыте, эксперимен­те) неопровержимы(как например опровергнуть утверждение, что в основе развития природы лежитсаморазвитие духа);
3. Вфилософии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для неёхарактерен плюрализм взглядов, и каждый самостоятельный мыслительсоздаёт собственную философскую систему.
Выдвигаютсяи аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем, языкафилософии.
Этипретензии к философии имеют место в силу того, что филосо­фиянепротивоположна науке, но и полностью не сводима к ней.
Это можно рассмотретьчерез то, что объединяет и различает нау­ку и философию.
Общее и различное в философии и науке.
1) Общее: Философия и наукаопираются по преимуществу на разум и нуждаются в рациональном знании.
Различие: Философия опираетсяна совокупный опыт человечества. Наука — только на часть опыта.
Т.е., а) Дляфилософии отличительным признаком является ос­мыслениемировогоцелого, единства окружающего ми­ра, что крайне важно дляспециалиста в любой от­расли народного хозяйства и культурной науки. Частноевсегда может быть правильно понято лишь в контексте общего и целого.
б) В науке:качественное разнообразие реальных про­цессов оборачивается в общественном сознаниинабо­ром научных дисциплин, каждая из которых создается дляисследования особого фрагмента действительнос­ти.
2)Общее:Философия и наука, обеспечивая прогресс человечества, создают развивающуюсясистему знаний.
Различие:
а) В науке: Научныезнания как бы безотносительны к человеку. Например, дляфизика- ядерщика совершенно безразлично, живут ли в мире физических величин искоростей некие существа, которым нравятся или не нравятся элементарныечастицы, то есть математика, физика, химия, биология и др. науки стремятсяизобразить действительность такой, какова она вне человека, без вмешательстваего сознания, его страхов и предпочтений.
б)А философия,опираясь на достижения науки, от име­ни человека оценивает научные открытияи даёт им мировоззренческую и целостную оценки, насколько онисогласуются с потребностями и интересами об­щества, насколько они вписываются вгуманистичес­кие идеалы и делают человека более счастливым.
3)Общее:Философия и наука, исторически развиваясь, занимаются научным освоением мира.
Различие: Путь их развитияпри этом различен. Они как бы идут навстречу друг другу.
а) Научноеосвоение мира идёт от низших, простых форм движения материального мирак формам всё более сложным и высшим, история науки такова: сначала возникаетмеханика, затем физика, за ними химия, биология, позже других — социология.
б) Философиянеизбежно антропоцентрична — это её ес­тественное состояние,позволяющее на весь окружаю­щий мир перенести проекцию человеческих отношений.Философ не довольствуется объективной картиной ми­ра. Он обязательно "вписывает"в неё человека. От­ношение человека к миру — вечный предмет филосо­фии. Ницшесказал о философском знании, что оно «человеческое, слишком человеческое».
4)Общее:Философские и научные знания обладают общим свойством преемственности.
Различие:
а)  В науке: Научное  знание развивается как бы линейно
Т.е. на базе старогознания развивается новое, на нём следующее новое и т.д.
Учёныепо образному выражению И. Ньютона, стоят "на плечах"своих предшественников: все они продолжают, развивают одно общее дело.
б) В философии:преемственность имеет два аспекта:
1.Теоретическая составляющая философского знания наследуется более сложным путём,т.к. философская идея многозначна, она может быть развита, продол­женав разные, даже противоположные направления. Это происходит потому, что решающаяроль в рожде­нии нового философского знания принадлежит твор­ческомугению критики.
Девиз К. Маркса — "Подвергай всё сомнению".
2. Какценностно-личностное проявление духа, фило­софские учения сохраняют своюзначимость во време­ни. Этим философия сродни искусству. Великий фило­софкак и великий художник — это выразители своего времени, и именно в этом ихтворчество их твор­чество имеет вечное, непреходящее значение для лю­дей.
5)Общее:Философия существуют и развиваются как мировое знание, хотя создаютсяконкретными предшественниками тех или иных народов.
а)Но в наукенет и не может быть немецкой (русской, японской) математики (физики, биологии ит.д.).
б) В философии — в относительнойсамостоятельности  к мировой философии существуют национальные филосо­фии.Русская, немецкая, французская философии — понятия не только допустимые, но исовершенно не­обходимые для того, чтобы вести речь о реальном процессе рожденияи жизни философских идей в мире культуры и цивилизации. Идеи философии (впервую очередь со стороны их социального содержания и ге­незиса) глубочайшимобразом выражают "душу" наро­да, его внутренний духовныйопыт.
6) Отличительнойчертой философского творчества является то, что оно глубоколичностно (в отличие от науки, где к одним и тем же результатамприходят разные учёные).
Личность, образ жизнифилософа не отделимы от его мысли.
Вэтом философия опять сродни искусству. Подлинный философ как и подлинныйпоэт, музыкант, художник -уникален. Творимый им мир никто иной сотворитьне может («Феноменальность духа» за Гегеля никто написать бы несмог).
Т.е. всёвышеперечисленное указывает на своеобразность философии как системы научныхзнаний. И связано это прежде всего с опреде­лением предмета исследованияфилософии.  О чём мы будем говорить далее.
Б) Философия как наука.
Распространена ипротивоположна позиция, согласно которой фи­лософия является наукой.
Вистории философии сменили друг друга три подхода к понима­нию философии какнауки: староантичное, традиционное, современ­ное.
 
1)Староантичноепонимание философии тождественно понятию науки вообще. Его можноквалифицировать как «протознание (первоз­нание)»,«преднаука»,«пронаука».Предмет нерасчленённой науки — вся действительность. В античности философии какнауки в современном смысле этого слова не было, как не было физики, биологии идругих наук.
2)Традиционноепонимание предмета философии связано с именем Аристотеля, которыйотмечал, что философия как наука о пер­вых началах (учение о всеобщем)- это безраздельно господс­твующая и руководящая наука. Философия — наука наук. Устано­вившееся за ней название "метафизика"(то, что «после физи­ки») стало синонимом философской науки о первыхначалах, о всеобщем.
3) Современное понимание философиискладывалось:
         -по меренакопления специальных научных знаний;
-выработки конкретных приёмов исследования;
-развитияпредставлений о закономерностях отдельных облас­тей природы;
-в ходе процессадифференциации теоретического знания.
Становление философиикак самостоятельной науки связано с окон­чательным размежеванием  философиии частных наук.  Философия и частные науки обрели свой предмет, выделившись из  совокупного научного знания.
Всферу философии входит исследование общенаучных, мировоззрен­ческихвопросов, которые имеют место с частных науках, но не могут быть решеныв их рамках, с помощью свойственных им специ­альных методов.
В общем смысле:
Наука — это развивающаясясистема знаний, связанная с отк­рытием новых явлений и законов, вид познавательной,духовной деятельности. Каждая наука имеет свой объект, предмет и аппа­ратметодов исследования (о философских методах исследования будем говорить в следующихлекциях).
1)Объект науки — та область окружающего нас мира, которую изучает данная наука (неживаяприрода, живая природа, об­щество). Философия своим объектом имеет весьокружающий мир, включая самого человека.
2)Предмет науки — это законы функционирования и развития какой-то одной сферы объекта(например: ботаника и зооло­гия имеют своим объектом живую природу, но:
-у ботаникипредмет — растительный мир
-у зоологии — животныймир).
Дляфилософии же существует несколько подходов определения её предмета.
1) Определенияонтологического типа:
-Философия — этонаука о всеобщих законах движения и раз­вития природы, общества, мышления;
-Философия — этонаука о всеобщем в отношении человека  и мира;
-Философия — это наука о всеобщих началах сущего;
-Философия — этонаука о причинах или о «почему» (Т. Гоббс)
2) Определения антропологическоготипа:
-Философия — это  наука о духе,  т.к.  наукао духе есть
прежде всего наука очеловеческом существо­вании.
«Культура умаесть философия» -  (Цецерон)
Мы же остановимся на первом определении
Философия — это наука овсеобщих законах движения и разви­тия природы, общества, мышления.
3) Как и всякая наука философияимеет свою структуру, порож­дённую её проблемным полем.
1. Онтология или теория бытия.
Онтологическиепроблемы - это проблемы устройства мира, бытия:
-существует лисубстанция бытия и какова она;
-что есть движение,пространство, время;
-что такое сознание икак оно возникло;
-какое место занимаетв мире человек, какова его природа;
-существует ли цельмирового развития;
-существуют ли законыприроды и т.д.
Для обозначенияисточника существования, того начала, которое даёт любой вещи возможностьБЫТЬ, наличество­вать, являться и возникло понятиеБЫТИЯ.
Само понятие БЫТИЯв разные эпохи временибыло неод­нозначным:
-Древняя Греция — это поискпервовещества, из кото­рого всё создано
-Средневековье -  бытие равно Богу(Бог всё творит и во всё вдыхает жизнь)
-с 16-17  в.в.- проблема  бытия рассматривается как проблема материи  с  такими  её проявлениями   как пространство, время, причинность.
-в 20 веке — возникла идея о том,  что мировое бытие может быть  понято  только черезбытие человека,  и поэтому бессмысленно искать его в сфере естествен­ных наук.
2. Теория познания(или гносеология) — учение о познава­тельной деятельности человека.
Гносеология — очень древняядисциплина и она тесно связана с онтологией.
Основные проблемы гносеологии:
 
-познаваем ли мир в принципе
-безгранично личеловеческое познание в своих воз­можностях или оно имеет границы
-как получается знание о мире
-правдивы или  ложны наши  знания,  можно ли вообще познать истину.4
3. Аксиология — теория ценностей.
Ценность — это то, чтополучает устойчивую положитель­ную оценку, что обладает большим значением длянас (Истина, добро, красота, справедливость, любовь).
Основные проблемы:
-что есть благо;
-какова природа ценностей;
-как они связаны между собой;
-как соотносятся ценности и «факты»реальности и т.д.
4. Праксиология — учение о практике.
Основные проблемы:
-способен ли человек преобразовать мир;
-где границадопустимого вмешательства в естествен­ное развитие природы и общественныхпроцессов;
-каковы принципыоптимальной деятельности и т.д.
5. Кроме того в современной философии выкристаллизировалисьсамостоятельные дисциплины:
   -феноменология — теория сознания, рассматривающая сознание как особую действительность,специфический регион бытия, обладающий иными законами, нежели природнаяреальность;
   -социальнаяфилософия, рассматривающая внутреннюю организацию общества, егосоотношение с природой, взаимоотношения, существующие между социальнымигруппами, роль и положение личности в конкретном социальном организме;
   -философия истории,исследует проблемы:
1. Движущих сил истории, её источники, цели
2. Начало и конец истории
    3. О субъективноми объективном в историческом процессе;
                        -философская антропология:
1. Выясняет месточеловека в мире
                               2. Устанавливает его особое качество, отличающее его от животных
    3. Обнаруживаетродовую сущность человека.       -этика и эстетика
1. этика — философская наука онравственности которая изучает, что такое человеческие нравы и как онисоотносятся с представлением о должном.
2. эстетика — это теорияпрекрасного, она анализирует прекрасное и в жизни и в искусстве, задаётсявопросом, где обитает красота, в мире самом по себе или же в нашем сознании ивоображении, стремится выявить внутренние законы эстетического.
-а также:
-философия природы(натурфилософия)
-философия науки итехники
-философия права
-философия религии
Всеэти теоретические построения — это продукт взаимодействия философии сдругими формами общественного сознания. Они не за­нимаются собственнофилософскими вопросами, а являют собой ис­пользование логико-гносеологическихсредств для решения миро­воззренческих и методологических проблем науки,религии, ис­кусства и т.д.
Такоеиспользование небесполезно и для самой философской нау­ки. Здесь проверяетсяэффективность и надёжность философских понятий и принципов.
Структура философии определяет её функции.
       Функции философии.
 
Исходяиз рассмотренного подхода к философии как типу миро­воззрения и науки, можновыделить функции философии.
1) Мировоззренческаяфункция
Исследуя мир в целоми положение человека в нём, филосо­фия выполняет мировоззренческую функцию.
Общество требует отфилософии ответа на вопросы:
-Каким должен бытьмир, чтобы соответствовать человеку?
-Каким должен  быть сам  человек чтобы соответствовать миру?
-Достоин ли мир того,чтобы в нём жить?
-Достоин ли самчеловек того,  чтобы выступать от имени жизни?
Отвечаяна эти вопросы, философия выступает как основа мировоззрения. Онапредлагает систему категорий, выражаю­щих фундаментальные принципы бытия, в томчисле и специфи­ку существования человека.
Мировоззренческиепринципы различаются как:
-идеалистические иматериалистические (в зависимости от того что первично: либо материя, либосознание);
-диалектические иметафизические (в зависимости от того признаётся в них развитие или нет);
-ноуменальные ифеноменальные;
-трансцендентные иимманентные;
-конвенциональные иобъективные;
-атрибутивные имодусные;
-экзестенциальные иэссенциальные;
-аксиологические иантологические и т.д.
 
Мировоззренческиепринципы  тесно связаны с практической жизнью, с жизненными (экзистенциальными)установками поз­нающего человека.
2) Аксиологическаяфункция.
 Этафункция заключается в опреде­лении: ценностей жизни; системы нравственных,гуманисти­ческих принципов и идеалов; смысла жизни человека.
Обэтой функции философии мы говорили в первом вопросе, но отметим, что ценностныйаспект философии развивается вместе с ней из эпохи в эпоху:
-вантичное время: — главное внимание уделялось полисным (т.е.общественным) ценностям. Но уже в эпоху эллиниз­ма философ Протагор высказываетидею что «Индивидуум (человек) — есть мера всех вещей».
-вНовом времени: Гегель — высшая ценность — государс­тво.
-Русскиефилософы XIX-XX  веков  в  качестве  важнейшей ценности выдвигалисоборность. Соборность — это орга­ническая, социально-духовная общностьлюдей, в которой каждый индивид раскрывает свои способности во имя процветаниясообщества.
Современная философия — выдвигает новые ценности:
          -общегуманистические, экологические ценности
           -ценностикачества жизни и конечно центральная ценность — это сам человек.
 Философияне  может избавить общество от порождаемых социально-экономическими системами негативных  явлений.  Но она можетоградить систему  ценностей отпроникновения в неё всего того ложного и критически не проверенного, по­рочногои примитивного.
3) Методологическаяфункция.
-философиячерез систему своих категорий, принципов и законов вооружает конкретныенауки мыслительным орудием познания мира. Философия сама собой являетвсеобщий ме­тод, ибо её предметом исследования выступают наиболее универсальныепринципы мышления, всякого познания.
   Фи­лософские методы, будучи универсальными, являются необ­ходимым условиемрешения разнообразных конкретных за­дач, но не подменяют собой специальныхчастнонаучных методов, а конкретизируется ими.
-философияинтегрирует всю совокупность знаний в совре­менном мире. Знания, доставляемыеотдельными дисципли­нами столь разнообразны, что они нуждаются в сведении вединую целостную научную картину мира.
Т.о. философия образуетметодологическую основу для каждой научной дисциплины, достигшей высот самосознания.
4) Гносеологическая функция
-Философияразрабатывает теорию познания, раскрывает за­кономерности возникновения,функционирования и развития познавательной деятельности человека, исследуетформы движения к истине, пути и средства проверки полученных данных.
-Философия выявляетнаиболее общие идеи,  представления, формы опыта, на которых базируется та илииная конкрет­ная культура или общественно историческая жизнь людей в целом. Ихназывают универсалиями культуры. Важное место среди них занимают философскиекатегории, знание кото­рых имеет важное значение при решении многообразныхте­оретических и практических задач.
Место философии впроцессе становления профессиональной культуры офицера РВСН.
1. Набазе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильныйобраз мира, что позволяет в итоге повышать теоретический уровень личности офицераракетчика.
2.Философия, создавая нравственный климат общества, формирует духовный мирофицера, его нравственные ценности, отвечает на смысложизненные вопросы.
3. Философиявооружает офицера теорией познания, её методами ду­ховного освоениядействительности.
4. Помере усвоения философии логическое мышление становится бо­лее культурным, болееправильным, более адекватным действи­тельности; у офицера, иначе говоря формируетсядиалектический метод мышления, стимулирующий критическое и творческое отно­шениек окружающему миру.
5. Уровень философскойподготовки офицера-ракетчика во многом определяет оптимальность принимаемыхрешений, поскольку в каждом акте мышления во многих случаях в неявном видеисполь­зуется динамическая система философских категорий (вернее вся духовнаякультура человека, стержнем которой является филосо­фия.
Выводы по лекции
1.Философия — это исторически развивающаяся система фундамен­тальных идей,теоретически объясняющих и оценивающих отноше­ние человека к миру, а также ориентирующихего в его жизнеде­ятельности в контексте принятой в данной цивилизации системыдуховных ценностей.
2.Философия возникает на базе мифологии и религии, отбрасывая всё, что связано снекритическим восприятием действительнос­ти, делая при этом упор не на веру, ана разум человека.
3.Философия включает в себя ряд дисциплин: онтологию, гносеоло­гию, аксиологию ит.п. Каждая из них имеет свои проблемы и располагает собственным кругом понятий.
4.Будучи сердцевиной духовной культуры общества, выражая собой своеобразиеисторической эпохи, философия, в принципе, носит общечеловеческий характер, чтоникоим образом не мешает её нацеленности на социально-экономические ценности,служащие ориентиром для прогрессивного развития общества.
5.Функционируя в системе культуры общества, философия разраба­тываеттеоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы,логико-методологические основы научного познания. В условиях растущей дифференциациинаучного знания философия принимает активное участие в интеграционныхпроцессах, в син­тезе достижений отдельных наук в единую картину мира.
6.Философия как наука имеет большую практическую значимость. Она помогаетличности офицера-ракетчика ясно судить о том, что происходит вокруг в природе,в обществе и в сознании лю­дей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка программы психологической подготовки детей к школьному обучению
Реферат Имперский компонент российской государственной парадигмы
Реферат Административная ответственность 15
Реферат Печорин и Онегин
Реферат Клиника диагностика и тактика терапии неотложных состояний при бронхиальной астме у детей и взрослых
Реферат Проектирование предприятия "Магический цветок" по производству и реализации радиоэлектронной продукции
Реферат Реформа системы государственного управления при Петре I
Реферат Устройство ЗАК МК
Реферат Мотивация достижений понятие и сущность
Реферат Sexual And Bodily Subjects Essay Research Paper
Реферат Максимилиан Александрович Волошин
Реферат методы коллективного решения проблем
Реферат Экспериментальные исследования электромагнитной индукции
Реферат Пьер Монте. "Египет Рамсесов"
Реферат Разработка системы дистанционного обучения кафедры ВТИТ