Курсовая работа
Попедагогике
«Воспитательная система класса»
І. Введение
В современноммире остро стоит проблема воспитания подрастающего поколения. Как известно,воспитание не заканчивается в семье. Школа порой является главным воспитателемдетей. Ошибается тот, кто думает, что основная функция школы – образовательная.Изучая различные предметы, ученик усваивает правила хорошего тона, нравственныенормы, учится общаться и соответствовать окружающим его людям.
В этойкурсовой работе мы рассмотрим воспитание в школе как ключевой момент развитияребенка.
Современнаяшкола не может существовать без воспитательной системы. Многие школы перенимаютсистемы выдающихся педагогов, другие – разрабатывают свои собственные. В рамкахбольшой школьной воспитательной системы, или концепции, могут выделяться иболее мелкие, такие как воспитательные системы отдельных классов.
Воспитание,как известно, относится к социально-обусловленным процессам. На выбор целей,принципов, содержания и способов организации процесса воспитания существенноевлияние оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуация вразвитии государства и общества. Происходящие в России изменения вгосударственной и общественной жизнедеятельности детерминируют перемены впрактике воспитания детей.
В образовательномучреждении, в классе, в частности, воспитательная работа уже не можетрассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных по отношению курочной деятельности. Сегодня воспитание должно быть понято не какоднонаправленная задача опыта и оценочных суждений от старшего поколения кмладшему, но и как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере ихсовместного бытия.
Воспитание втаком смысле направлено на выработку у подрастающего человека умения решатьжизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем.
ІІ. Понятие воспитательной системы
Существуютразличные определения понятия «воспитательная система». Рассмотримнекоторые из них.
Воспитательнаясистема — комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессецеленаправленной деятельности, отношений, возникающих между ее участниками;освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособностиВС. Создается для реализации педагогических целей и обеспечения развитияличности учащихся.
Воспитательнаясистема – развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанныхкомпонентов: исходной концепции (совокупности идей, для реализации которых онасоздается); деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; субъектовдеятельности, ее организующих и в ней участвующих; отношений, интегрирующихсубъектов в некую общность; среды, освоенной субъектами; управления,обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность. Основная еецель – личностное развитие школьников. Воспитательная система разворачиваетсяиз педагогической системы, выступающей ее основой. Воспитательная система –открытая система, взаимодействующая с социальным, природным, культурнымокружением образовательного учреждения. Воспитательная система не статична: в ееразвитии существует прошлое, настоящее и будущее. В ней действуют как механизмысохранения и воспроизводства сложившихся способов жизнедеятельности, так имеханизмы дезорганизации и обновления системы. Источниками развитиявоспитательной системы являются противоречия между тенденциями упорядоченностии хаоса – в форме противоречий между системой и личностью, традициями иинновациями (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова).
Ученыеназывают также черты воспитательной системы:
v Воспитательная система — этосистема социальная. Ее ядро — люди и их потребности, мотивы, интересы,ценностные ориентации, действия, отношения. Функционирование воспитательнойсистемы осуществляется в соответствии с законами общественного развития.
v Воспитательная система — этосистема педагогическая. Ее функционирование связано с реализацией целого рядапедагогических задач, для решения которых используются разнообразные формы,приемы и методы педагогической деятельности. Результаты решения задачсвидетельствуют об эффективности воспитательной системы.
v Воспитательная система — этосистема ценностно-ориентированная. Любая воспитательная система ориентированана определенные ценности. В современной педагогической науке и практикепризнаны педагогически нецелесообразными идеи построения воспитательногопроцесса на основе антигуманных ценностей и авторитарного стиля отношений междупедагогом и ребенком и взят курс на моделирование, построение и исследованиевоспитательных систем гуманистического типа.
v Воспитательная система — этосистема целостная. Нередко ее называют организмом, как бы подчеркивая, что онасостоит из органов-компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых позволяетсистеме функционировать как единое целое и обладать системными интегративнымикачествами.
v Воспитательная система — этосистема открытая. Она имеет множество связей и отношений с окружающейсоциальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитиесистемы.
v Воспитательная система — этосистема целенаправленная. Ее невозможно представить без цели. При отсутствиицелевых ориентиров воспитательная деятельность теряет свой смысл, ведь еесущностной характеристикой является целенаправленность.
v Воспитательная система — этосистема сложная и вероятностная. Сложность воспитательной системы обусловленабольшим количеством элементов и связей между ними, полиструктурностью икачественной сложностью самой системы и ее составляющих компонентов. Будущеесложных систем трудно предсказать, поэтому прогнозы носят вероятностныйхарактер.
v Воспитательная система — этосистема саморазвивающаяся и самоуправляемая. Внутри системы скрыта способностьк преодолению противоречий развития усилиями самих участников педагогическихпроцессов, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию новогосостояния системы воспитания и этапов его достижения, корректировкеобразовательно-воспитательных процессов, объективному анализу их хода ирезультатов, выдвижению новых перспектив и т.д.
Как мы можем видеть, воспитательная система – понятиесложное, включающее в себя множество компонентов. Характеризуявнутреннее строение воспитательной системы, ученые высказывают разные точкизрения о составе компонентов системы. Это объясняется сложностью иполиструктурностью системного образования, а также существующим различиеммнений исследователей о том, какие компоненты (элементы) системы следуетсчитать основными, наиболее важными. Академик Л.И. Новикова и ее коллегиотносят к числу таких элементов:
а)цели, выраженные в исходной концепции;
б) деятельность, обеспечивающую достижение целевыхориентиров;
в) субъекта деятельности, ее организующего и в нейучаствующего;
г) рождающиеся в деятельности и общении отношения,интегрирующие субъект в некую общность;
д) среду системы, освоенную субъектом;
е) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов вцелостную систему и развитие этой системы.ü Основные воспитательные системы
В современном мире существуютмногообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом,местонахождением, временем существования, моделью, основанной на определенномучении, путями внедрения и др. Охарактеризуем некоторые конкретныевоспитательные системы. Остановимся на воспитательных системах нашихсоотечественников.· Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучениес использованием опорных схем при комментируемом управлении
Лысенкова Софья Николаевна — учитель начальных классов средней школы № 587 г. Москвы, Народный учитель СССР. Решила неразрешимую задачу одновременного обучения детей сразным уровнем развития без дополнительных занятий, без каких бы то ни было «выравниваний»,без помощи родителей.
Классификационные параметры
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: социогенная с допущениями биогенного и психогенногофакторов.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами поэтапнойинтериоризации.
По ориентации на личностные структуры: информационная (ЗУН) с элементами операционной (СУД).
По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, технократическая,общеобразовательная.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: традиционная классно-урочная, академическая сэлементами дифференциации и индивидуализации.
По подходу к ребенку: сотрудничество, партнерство.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративнаяс элементами диалога.
По направлению модернизации: эффективность организации и управления учебнымпроцессом.
По категории обучающихся: массовая, без всякой сегрегации.
Целевые ориентации
• Усвоение ЗУН; ориентир на стандарты.
• Успешное обучение всех.
Концептуальные положения
• Личностный подход педагогикисотрудничества.
• Успех — главное условие развития детейв обучении.
• Комфортность в классе: доброжелательность,взаимопомощь; ребенок, у которого что-то не получается, не чувствует себяущербно, не стесняется отвечать, не боится ошибиться.
• Предупреждение ошибок, а не работа над ними.
• Последовательность, системность содержания учебного материала.
• Дифференциация, доступность заданий для каждого.
• К полной самостоятельности — постепенно.
• Через знающего ученика учить незнающего.
Особенности содержания
С.Н.Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективнуютрудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебныйпроцесс.
/>
Рис. 1. Технология С.Н.Лысенковой
Трудную тему С.Н.Лысенкова начинает не в заданные программой часы, араньше. Для каждой темы это начало разное. Обозначим его на схеме (рис. 1,отрезком Б. Это перспективная подготовка, т.е. начало попутного прохождениятрудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу.Перспективная (та, что только будет позже основной) тема дается на каждом урокемалыми дозами (5-7 минут). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно,со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначаласильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все детипонемногу учат друг друга. И учитель, и ученики совсем по-другому чувствуютсебя в пространстве времени.
Отрезок А — это уже обобщение по теме на основе определенных знаний.
Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:
1) предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний, 2)уточнение новых понятий, их обобщение, применение и
3) развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий (отрезокВ). Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает переводзнаний в долговременную память.
Связующим звеном между годами обучения является большая перспектива (четвертыйэтап); ею оканчивается и начинается каждый учебный год (отрезок Г).
Подход кструктуре материала обусловлен задачами опережающего введения я последующегоповторения понятий и называется пробно-порциальным.
Особенности методики
Вторым «китом», на которомоснована технология С.Н.Лысенковой, является комментируемое управление.
Методический прием «комментируемоеуправление» представляет, по существу, ответ (информацию) с места о том,что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вестинепрерывную обратную связь со всем классом (письмо элементов букв, цифр,проговаривание слов, решение примеров, задач и т.д.).
Метод комментирования был в 60-х годахшироко распространен как опыт липецких учителей (Г.Москаленко). У Лысенковой онполучил развитие: она объединила комментирование 3-х действий: «думаю,говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный моментделает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.
С помощью комментированного управления:
• средний и слабый тянутся за сильнымучеником;
•развивается логика рассуждений,доказательность, самостоятельность мышления;
• ученик ставится в положение учителя,управляющего классом.
И, наконец, третий «кит»системы С.Н.Лысенковой — это опорные схемы, или просто опоры, — выводы, которыерождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц,карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Очень важное условие в работе сосхемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а невисеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легчеучиться.
Первоклассники — вчерашние малышидетского сада. Они мыслят конкретно, образами. Для них опорные схемы — этоестественный переход от ярких картинок-игрушек, иллюстрирующих решениематематических заданий, к условному наглядно-образному представлению, следуэлементов задачи, к абстрагированию от конкретных предметов.
Затем, когда ученик отвечает на вопросучителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибки.Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все вниманиенаправлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть,размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.
«Киты» Лысенковой тянут засобой шлейф методических приемов (тысячу педагогических «мелочей»):
• В первом классе — без домашних заданий.
• Домашнее задание по новой теме даетсятогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым.
• Механическое зазубривание правил иформулировок отсутствует.
• Дифференцированный опрос: каждогоученика спрашивают в «его время» — когда он может ответить.
• Воспитание организованности в ребенке.
• Взаимодействие с родителями.
• Связь между годами обучения — преемственность.
• Все «киты» и приемыприменяются во взаимодействии.· Технология В.Ф.Шаталова: интенсификация обучения на основесхемных и знаковых моделей учебного материала
Шаталов Виктор Федорович — народный учитель СССР, профессор Донецкого открытогоуниверситета. Разработал и воплотил на практике технологию интенсификацииобучения, показав огромные, еще не раскрытые резервы традиционногоклассно-урочного способа обучения.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: социогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапной интериоризации.
По ориентации на личностные структуры: информационная — ЗУН.
По характеру содержания: обучающая, светская, технократическая,общеобразовательная, дидактоцентрическая.
По типу управления: система малых групп + «репетитор».
По организационным формам: традиционная классно-урочная, академическая,индивидуально-групповая.
По подходу к ребенку: сотрудничество с элементами дидактоцентризма.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.
По категории обучаемых: массовая, для всех категорий, без селекции.
Целевые ориентации
· Формирование ЗУН.
· Обучение всех детей, с любымииндивидуальными данными.
· Ускоренное обучение (обучение за 9лет в объеме средней школы).
Принципы
— многократное повторение, обязательныйпоэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение крупными блоками,динамический стереотип деятельности, применение опор, ориентировочной основы действий;
— личностно-ориентированный подход;
— гуманизм (все дети талантливы);
— ученье без принуждения;
— бесконфликтность учебной ситуации,гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста, успеха;
— соединение обучения и воспитания.
Особенности содержания
• Материал вводится крупными дозами.
• Поблочная компоновка материала.
• Оформление учебного материала в видеопорных схем-конспектов (рис. 2)
• Опорный конспект представляет собойнаглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации,представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие опримерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала.
Кроме того, в них дана классификацияцелей по уровню значимости (цветом, шрифтом и т.п.).
Рис. 2.
/>
Опора — ориентировочная основа действий,способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка.
Опорный сигнал — ассоциативныйсимвол (знак, слово, схема, рисунок и т.п.), заменяющий некое смысловоезначение. Опорный конспект — система опорных сигналов в виде краткого условногоконспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую системуфактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебногоматериала.
Особенности методики
Технологическая схема учебного процесса по В.Ф.Шаталову представлена на рис.3
Главной заслугой В.Ф.Шаталова являетсяразработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточнополную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенногодинамического стереотипа деятельности учащихся.
/>
Рис. 3 Технологическая схема системы Шаталова
Основу стереотипа учебной деятельностипредставляют опорные конспекты (сигналы) — наглядные схемы, в которыхзакодирован учебный материал. Работа с опорными сигналами имеет четкие этапы исопровождается еще целым рядом приемов и принципиальных методических решений.
1. Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью,ТСО); повторное объяснение по красочному плакату — опорному конспекту; краткоеобозрение по плакату; индивидуальная работа учащихся над своими кон спектами;фронтальное закрепление по блокам конспекта.
2. Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + помощь родителей.
Памятка учащемуся: вспомни объяснение учителя, используя конспект; прочтизаданный материал по книге; сопоставь прочитанное с конспектом; расскажиматериал учебника с помощью конспекта (кодирование — декодирование); запомнинаизусть конспект как опору рассказа; воспроизведи письменно конспект и сравнис образцом.
3. Первое повторение — фронтальныйконтроль усвоения конспекта: все учащиесявоспроизводят конспект по памяти; учитель проверяет работы по мере поступления;одновременно идет «тихий» и магнитофонный опрос; после письменнойработы — громкий опрос.
4. Устное проговаривание опорногоконспекта — необходимый этапвнешнеречевой деятельности при усвоении (П.А.Гальперин) происходит во времяразличных видов опроса.
5. Второе повторение — обобщение исистематизация: уроки взаимоконтроля; публикация списков зачетных вопросовзаранее; подготовка; использование всех видов контроля (у доски, тихого,письменного и др.); взаимоопрос и взаимопомощь; игровые элементы (состязаниякоманд, разгадка ребусов и т.д.).
Контроль, оценка. В.Ф.Шаталов решил проблему глобального поэтапногоконтроля ЗУН учащихся. Применяются сочетание постоянного внешнего контроля ссамоконтролем и самооценкой, поэтапный контроль каждого, посильностьтребований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов,отсутствие двойки, снятие страха перед низкой оценкой.
Формы контроля: письменный по опорнымконспектам, самостоятельные работы, устный громкий опрос, тихий опрос,магнитофонный, парный взаимоконтроль, групповой взаимоконтроль, домашнийконтроль, самооценка.
Каждая оценка, получаемая учеником,заносится на открытый для обозрения лист учета знаний. Он представляет как бы послужной список ученика, аоценки приобретают значение положительной зашифрованной характеристики. Публикациятакой характеристики играет огромную воспитательную роль. Очень важнымобстоятельством в этой характеристике является то, что каждый ученик в любоевремя может исправить любую оценку на более высокую. В этом состоит принципоткрытых перспектив. Каждая оценка, считает Шаталов, должна быть прежде всегостимулом, который обязательно должен вызывать положительную реакцию ученика.Двойки вызывают отрицательные эмоции, конфликт с учителем, с предметом. Шаталовисключает эти конфликтные ситуации.
Шлейф методических приемов (педагогических микроэлементов) включает: полетноеповторение, релейные контрольные работы, десантный метод, метод цепочки, «купание»в задачах, поиск ошибок в книгах, решение задач на листочках, решение задач повыбору (плашки), решение в 4 руки, урок опытов, удар «по мозгам»,решение снизу вверх, поощрение подсказки, урок открытых мыслей, шестой балл,творческий конспект, скороговорки, приемы снятия напряжения (музыка, свет,паузы и т.п.) и др.
Система Шаталова по своему содержаниюявляется дидактической. Но при должном уровне организации деятельности учащихсяпо принципу «от работы к поведению, а не от поведения к работе» онадает эффективные воспитательные результаты:
— каждый приобщается к ежедневномутрудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля;
— возникает познавательнаясамостоятельность, уверенность в своих силах, способностях;
— формируются ответственность, честность,товарищество.· Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета,формирующего человека
Ильин Евгений Николаевич — учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга.Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства инравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.
Классификационные параметры системы Е.Н.Ильина
По уровню применения: частнопредметная.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: социогенная + психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами суггестии.
По ориентации на личностные структуры: эмоциональная сфера (СЭН).
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая,общеобразовательная.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: традиционная классно-урочная, групповая с элементамииндивидуального подхода.
По подходу к ребенку: личностно-ориентированная.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами диалога,проблемности, творчества.
По направлению модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений.
По категории обучаемых: массовая + продвинутая.
Целевые ориентации
• Нравственное и эмоциональное воспитаниеличности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.
• Преподавание литературы как искусства.
Концептуальные положения и гипотезы
• усвоение основ наук, составляющихглавное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования уучащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современномучеловеку;
• принцип гуманизации: нравственныйпотенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний — убеждений;
• художественность: урок литературы строитсяпо законам искусства (художественный анализ художественного произведения),закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем;
• принцип обучающего воспитания: обучение- не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания;
• в процессе учебной деятельности ушкольников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, какпатриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывномсамообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетическиевкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду;
• идти к ребятам не только с темой урока,а со жгучей проблемой;
• нравственные категории общения с книгойзначимее учебно-теоретических задач и упражнений;
• знание через общение и общение череззнание — это двуединый процесс нравственного развития;
• сама личность учителей, классныхруководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейно-политическаяубежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние наформирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств гражданнашей Родины;
• педагогика словесника — это педагогикаэкспрессии: «слово + чувство»;
• формула личностного подхода: любить +понимать + принимать + сострадать + помогать;
• метод духовного контакта;
• демократизм: общение с учеником как сличностью, духовно равной учителю;
• учитель — предметник, художник, врач;
• работу и жизнь учителя-словесника нельзярасчленять.
Особенности содержания
Каждое художественное произведение,изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержитмножество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся.Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель Ильин ставит так, чтобы:
а) вопрос был для современных учащихсяжгучим, злободневным, личностно значимым;
б) был по возможности обращен не вообще кучащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику(ученице);
в) ответ на него, разрешение проблемы,содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника идополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и сбиографией автора.
Особенности методики
В обучении предмету формула развитиявыглядит так: от опыта личности — к анализу художественного произведения и отнего — к Книге.
Способ введения ученика в структуруматериала через «деталь» — «вопрос» -«проблему»универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемныхситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективногопоиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемыхучителем.
Урок литературы — это:
— человекоформирующий процесс; урок — общение,а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а нечасы в расписании;
— своеобразный одноактный спектакль с несколькимиявлениями, сотворчество двух моралистов — писателя и учителя;
— не аргументы и факты, а открытия;
— совместная деятельность учителя иученика на творческой основе, духов ном равенстве и межличностном общении.
Всякий школьник учится по двумпрограммам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную- соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся спути. Учителю надо учитывать обе эти программы.
Воздействие на «вторую программу»у Ильина идет на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных иблизких, и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы,и оригинальные домашние «нравственные задания», беседы «по душам»на уроке и вне урока и многое другое.
В каждом случае Ильин руководствуетсяцелью помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качестваличности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.
ІІІ. Воспитательнаясистема классаü Понятие ВСК
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельностии воспитания членов классного сообщества, представляющих собой целостную иупорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующийразвитию личности и коллектива.
Цель воспитательной системы – содействовать развитию нравственной,интеллектуальной, активной личности, способной к самопознанию и саморазвитию.
Задачи:
Содействовать обогащению духовного мира, формированию мировоззрения,развитию познавательной активности.
Создать условия для проявления и развития творческого потенциалаучащихся.
Формировать коммуникативные умения и навыки, способность адекватновыбирать формы и способы общения в различных ситуациях.ü Основные компоненты ВСК
Важно определить, какие компонентыявляются составляющими системы. В научно-методической литературе выделяют 5наиболее существенных и важных:
1. Индивидуально-групповой
2. Ценностно-ориентационный
3.Функционально-деятельностный
4. Пространственно-временной
5. Диагностико- аналитический
Моделируя воспитательную систему класса,классный руководитель должен знать: с кем он работает, что хочет получить отсвоей работы, сколько времени займет у него достижение поставленных задач и вкаком жизненном пространстве он будет работать, а также он должен суметьвовремя скорректировать свою деятельность и грамотно оценить результаты своейработы.
Необходимо сказать и об этапах развитиявоспитательной системы класса:
1. Проектирование системы.
Преобладает деятельность по изучениюинтересов, потребностей и других личностных характеристик членов класса,проектированию желаемого образа класса, определению перспективжизнедеятельности коллектива.
2.Становление системы.
Уделяется внимание укреплениюмежличностных отношений, формированию чувства «мы», апробированиеформ и способов совместной деятельности, взращиванию традиций коллектива.
3.Стабильное функционирование системы.
Активно развивается самоуправление,система начинает соответствовать проектному замыслу ее создателей, доминирующийвид совместной деятельности формирует индивидуальность(«лицо»)классного коллектива, жизнь классного коллектива строится на основе традиций,сохраняемых и поддерживаемых большинством в коллективе.
4. Завершение функционированиясистемы.
Для четвертого этапа характерны дветенденции: первая – постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса сталодостоянием всего школьного коллектива, вторая –искать новые идеи, формы,способы обновления жизнедеятельности в классе.
Итак, перейдем к моделированию отдельныхэлементов воспитательной системы класса.
Ø ПЕРВЫЙ КОМПОНЕНТ воспитательной системы класса –ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ КОМПОНЕНТ.
В создании, управлении и развитиивоспитательной системы класса участвуют:
-классный руководитель
— учащиеся класса
— родители учащихся
— педагоги и другие взрослые, которыеучаствуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности коллектива.
Главная роль отводится классномуруководителю. Его жизненные ценности, педагогические воззрения, позиции,интересы и увлечения являются одним из существенных системообразующих факторов.
Но, еще Макаренко говорил, что ни одинвоспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный страх ириск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, гдевоспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы,единого тона, точного единого подхода к ребенку, там не может быть никакоговоспитательного процесса.
Ø ВТОРОЙ КОМПОНЕНТ воспитательной системы классаЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ.
Воспитания без цели не бывает, т.к.характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность,целенаправленность.
Приоритетные задачи работы:
— формирование творческой личностиучащихся, обладающей интеллектуальной, этической культурой.
— способствовать воспитанию трудолюбивойи любознательной личности ребенка, знающего историю и традиции своего края иуважающего живущих рядом людей;
— создание условий для общения исовместной деятельности старшего поколения с младшим, помощь окружающим людям;
— интеллектуальное развитие школьников,организация их познавательной деятельности, развитие любознательности учащихся;
— сплочение классного коллектива,удовлетворение досуговых потребностей учащихся;
-выработка готовности к самостоятельнойжизни и труду, подготовка к инициативной деятельности в разных сферах;
— развитие навыков поискового мышления;
— формирование экологической культуры;
— воспитание у детей патриотическихчувств гражданина России;
— укрепление здоровья учащихся,валеологическое воспитание, физическое развитие и совершенство;
— способствовать повышению ролиученического самоуправления в планировании, организации, анализежизнедеятельности в классе.
На пути к достижению целевых ориентиров иперспектив происходят изменения в жизнедеятельности классного сообщества,построении воспитательного процесса. Постоянно появляются нормы и правила,которые принято соблюдать в данном сообществе и детьми и взрослыми. Они нетолько регламентируют поведение, деятельность, общение членов классногоколлектива, но и заметно влияют на выбор способов организации воспитательногопроцесса. Эти нормы и правила, отражающие ценностные ориентации классногоколлектива, определяют и принципы построения воспитательной системы класса.
Основные принципы воспитания:
— принцип приоритета интересов ипотребностей школьников и их родителей;
— принцип общечеловеческого развития наоснове национальных, религиозных, местных традиций
— принцип индивидуализации идифференциации;
— принцип гуманизма и демократизациижизнедеятельности коллектива класса;
— принцип интеграциивоспитательно-образовательных усилий семьи, школы;
-принцип сотворчества детей и взрослых;
— принцип открытости идоброжелательности;
— принцип равенства всех участниковвоспитательного процесса;
принцип ответственности, взаимопомощи,взаимовыручки.
Ø ТРЕТЬИМ КОМПОНЕНТОМ воспитательной системы классаявляется ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ. Он складывается из такихэлементов, как:
o Системообразующий вид деятельности,формы, методы, организации совместной деятельности и общения.
o Основные функции воспитательнойсистемы класса.
o Педагогическое обеспечение исамоуправление жизнедеятельностью класса.
Этот компонент выполняет роль главногосистемообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостностьвоспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов исвязей. Основу данного компонента составляют совместная деятельность и общениечленов данного коллектива.
Ø Четвертый компонент –пространственно-временной.
Он состоит из таких элементов:
o Эмоционально-психологическая,духовно-нравственная и предметно-материальная среда.
o Связи и отношения класса с другимиобщностями детей и взрослых, место и роль класса в воспитательном пространствеОУ.
o Этапы становления и развитиявоспитательной среды:
§ 1 этап – этап проектирования системы; (5 класс)
§ 2 этап – этап становления систем; (6-7 класс)
§ 3 этап – этап стабильного функционирования системы;(8-9 класс)
§ 4 этап – этап завершения функционирования системы(10-11 класс)
Ø Пятый компонент — диагностико-аналитический, включает всебя следующие элементы:
o Критерии эффективности воспитательной системы.
o Методы и приемы изучения результативностивоспитательной системы.
Необходимость включениядиагностико-аналитического компонента в перечень основных компонентов системыможно объяснить тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательномуанализу информации о развитии личности ребенка и формирования классногоколлектива ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей сложной итрудоёмкой деятельности, проводимой по моделированию и построениювоспитательной системы класса.ü Структурная модель воспитательной системы
Аналитико-диагностическаядеятельность
o тестирование
o анкетирование
o микроисследования
o педагогически направленное наблюдение
Профессиональнаяориентация
o профессиональная диагностика (тестирование, анкетирование)
o профессиональное просвещение (беседы, встречи, экскурсии)
o профессиональное консультирование (работа с психологами,педагогами)
Работа ссемьёй
o изучение воспитательного потенциала семьи
o психолого-педагогический всеобуч родителей
o вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
o индивидуальная работа с родителями
Ценностно-ориентированнаядеятельность
o классное самоуправление
o анкетирование
o тематические классные часы
o изучение о правах ребёнка
o посещение музеев, выставок, театров, библиотек
Дополнительноеобразование
o вовлечение в факультативы, кружки
o организация кружков
o творческие отчёты
Интеллектуально-познавательнаядеятельность
o познавательные классные часы
o экскурсии
o участи в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах, НПК
Спортивно-оздоровительнаядеятельность
o тематические классные часы
o участие в спортивных мероприятиях
o экскурсионно-туристическая работа
o пропаганда физической культуры
Свободныеобщения
o дискотеки
o вечера отдыха
o игры
Механизмжизнедеятельности классного коллектива.
Системообразующий фактор воспитательной системы — ценностно-ориентировочная деятельность, способствующая личностному,профессиональному, практическому самоопределению.
Главными элементами механизма воспитательной системы выступаютформы, методы и приемы поддержки личностного саморазвития.
Педагогическиесредства:
o Диагностические (наблюдение, беседы, анкетирование,тестирование),
o Организационные (организация органов ученического самоуправления,регулирование ответственности),
o Мобилизационн-побудительные (актуализация, убеждение),
o Коммуникативные (взаимопонимание, доверие, согласие),
o Формирующие (формирование сознания, проектирование и созданиепроблемных ситуаций),
o Координирующие и коррекционные (выработка единых требований,правил, корректирование действий),
o Совершенствования (средства повышения педагогом собственной компетентности).
Особую роль в реализации данного замысла воспитательной системы играетсамоуправление учащихся.
Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянныхпоручений.
Каждый ученик отвечает за работу одного из секторов, координирует инаправляет работу которых совет класса.
Практическая деятельность в составе одного из 5 секторов способствуетстановлению самостоятельной и творческой личности.
Сектор внутренних дел.
o Ответственный за учебу.
o Старший дежурный.
o Ответственный за проверку дневников, учебников.
o «Диспетчер» по расписанию.
o Казначей.
o Мастер трудовых дел.
o Ответственный за состояние растений.
o Ответственный за проведение генеральных уборок.
Сектор здоровья и спорта.
o Ответственный за формирование команд.
o Ответственный за участие в общешкольных конкурсах «Самыйспортивный класс», «Самый здоровый класс».
o Ответственный за учет спортивных достижений уч-ся.
o Ответственный за учет пропусков, заболеваемости уч-ся.
Сектор культуры и досуга.
o Организатор досуга.
o Сценарист.
o Ди-джей.
Сектор заботы.
o Ответственные за проведение акций: милосердия, «Поздравьте,пожалуйста».
o Ответственный за питание.
Пресс-сектор.
o Летописец.
o Журналист.
o Редактор.
o Фотограф.
o Ответственный за «Почту радости».
Для расширения сфер деятельности классного коллектива возможно созданиеещё одного структурного элемента самоуправления – сектора временных поручений,где каждый может получить новое поручение.
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
o Познай себя – это интересно!
o Сотвори себя – это необходимо!
o Утверди себя – это возможно!
o Прояви себя – это реально!
Правила жизни в классном коллективе:
o Настойчивость в учёбе, труде, спорте.
o Относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людямтого, чего не желаешь себе.
o Относиться к людским недостаткам терпимо.
o Хочешь иметь успех – выгляди так, как будто ты его имеешь.
o Добросовестно относиться к учёбе.
o Не опаздывать в школу и не пропускать занятия!
o Добросовестно относиться к своим поручениям.
o Не отказывать в помощи одноклассникам.
o Соблюдать порядок и чистоту в классе и школе.
o Нужно жить весело, содержательно, быть активным, творческиподходить к любому делу.
o Дорожите дружбой, помните — мы коллектив!
Основные виды деятельности.
o познавательная
o игровая
o творческая
o спортивная
o коммуникативная (общение)
o досуг
o допрофессиональная
Основные формы деятельности
o классные часы
o конкурсы
o экскурсии
o поисковая деятельность
o благотворительные мероприятияü Примерный план ВСК
Примерный план описания воспитательной системы класса
1) Класс – его наименование и тип (общеобразовательный), год его создания,количество учащихся, девочек, мальчиков.
2) Классный руководитель-фамилия, имя, отчество, образование, пед.стаж,продолжительность работы с данным классом, наличие званий и наград, увлечения,интересы.
3) Цель воспитательной системы:
· Как формулируется
· Кто участвовал в ее выдвижении
· Интересы и потребности учащихся и родителей
· Соответствие поставленной цели выдвинуты школой задачамвоспитания
Схема анализа воспитанности детей
/>
· Принципы построения воспитательной системы
4) Коллектив класса и особенности его развития
5) Родители учащихся, их активность и включенность в жизнедеятельностькласса
6) Воспитательный процесс, содержание и способы построения деятельности,общения и отношений в классе:
· Приоритетный вид деятельности
· Другие виды деятельности
· Взаимосвязь учебно-познавательной и внеурочной деятельности (вкаких формах проявляется)
· Отношения в коллективе, наличие лидеров, наличие органовсамоуправления, комфортность и защищенность ребенка в коллективе
· Стиль, формы и способы работы классного руководителя, «изюминки»во взаимодействии педагога с детьми и их родителями, владение различнымиметодиками диагностики и умение проанализировать свою работу.
7) Внутренняя и внешняя среда как жизненное пространство коллектива:
· Учебный кабинет
· Место и роль в общешкольном коллективе.
8) Репутация класса, наличие символики, наличие традиций, трудности ипроблемы в создании классной воспитательной системы, перспективы развития ВС.