--PAGE_BREAK--Формирование прибыли в организации и пути повышения рентабельности. Часть 2
20.09.2009::09:12 | Рубрика: Дипломные и курсовые работы, Экономика организации (предприятия) — Метки: анализ, бухгалтерия, задачи, использование, история, капитал,прибыль, резерв, рентабельность, факторный анализ, фонд накопления, чистая прибыль — Автор
Анализ распределения и использования прибыли.
Объект и принципы распределения прибыли показаны на рис. 9. Направления распределения прибыли отражены на рис. 10.
Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.
Рис. 9. Объект и принципы распределения прибыли
Величина чистой прибыли зависит от:
1. факторов изменения балансовой прибыли;
2. факторов, определяющих удельный вес чистой прибыли в общей сумме прибыли, а именно доли налогов, экономический санкций и т.д.
Чтобы определить изменение чистой прибыли (∆Пч) за счет первого фактора, необходимо изменение балансовой прибыли (∆Пбxi) за счет каждого фактора умножить на удельный вес чистой прибыли в сумме балансовой прибыли (Удчп):
∆Пч = ∆Пбxi* Удчп (50)
Рис. 10. Схема распределения прибыли
Прирост чистой прибыли за счет второго фактора рассчитывается умножением прироста удельного веса i-го фактора в общей сумме балансовой прибыли на фактическую ее величину в отчетном периоде:
∆Пч = Пбi* (-Удxi) (51)
Также в процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.
Основными факторами, определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменения суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды.
Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия (∑Отчi) равна произведению двух факторов: суммы чистой прибыли (Пч) и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды (Котчi):
∑Отчi = Пч * Котчi. (52)
Затем надо рассчитать влияние факторов изменения чистой прибыли на размер отчислений в фонды предприятия. Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора умножим на плановый коэффициент отчислений в соответствующий фонд:
∆∑Отчi = ∆Пчxi* Котчi. (53)
Важной задачей анализа является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам.
Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д.
Фонд социальной сферы может использоваться на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий), фонд потребления – на индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.).
В процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект.
Определение резервов увеличения прибыли и рентабельности
Резервы увеличения суммы прибыли и рентабельности определяются по каждому виду товарной продукции. (рис.11).
Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции необходимо резерв роста объема реализации (Р↑Vрп) умножить на фактическую прибыль (Пiф) врасчете на единицу продукции:
Р↑Пvрп=∑(Р↑Vрп * Пiф). (54)
Подсчет резерва роста прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг (Р↑Пс) осуществляется следующем образом: резерв снижения себестоимости (Р↓С) умножается на возможный объем продаж с учетом резервов его роста:
Р↑Пс=∑ Р↓Сi(Vрпi+ Р↑Vрпi). (55)
Рис. 11. Резервы увеличения прибыли
Подсчет резервов роста прибыли за счет повышения качества продукции – изменение удельного веса каждого сорта (∆Удi) умножается на отпускную цену (Цi), результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на планируемый объем реализации продукции:
Р↑П= ∑(∆Удi* Цi)*( Vрпi+ Р↑Vрпi). (56)
Основные источники повышения рентабельности продукции – увеличение суммы прибыли от реализации продукции (Р↑П) и снижение ее себестоимости (Р↓С):
где Р↑R – резерв роста рентабельности,
Rв – возможный уровень рентабельности,
Rф – фактический уровень рентабельности,
Пф – фактическая сумма прибыли,
Р↑П – резерв роста прибыли от реализации продукции,
Vрпв – возможный объем реализации продукции,
Св – возможный уровень себестоимости продукции,
Зф – фактическая сумма затрат по реализованной продукции.
Резерв повышения уровня рентабельности совокупного капитала может быть определен по формуле:
где БП – сумма брутто – прибыли,
Р↑БП – резерв увеличения брутто – прибыли,
Кф – фактическая среднегодовая сумма основного и оборотного капитала,
Р↓К – резерв сокращения суммы капитала за счет ускорения его оборачиваемости,
Кд – дополнительная сумма основного и оборотного капитала,
Rф – фактический уровень рентабельности.
История образования организации
Общество с ограниченной ответственностью «Стройматериалы» было создано в 2001 г. и действует на основе утвержденного устава. Правовое положение организации определяется ГК РФ и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08. 02. 98 г.
Основной вид деятельности организации – продажа строительных и отделочных материалов. Право на осуществление данной деятельности подтверждается лицензией.
Общество представляет собой коммерческую организацию, вправе открывать банковские счета, имеет круглую печать, штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему и другие средства индивидуальной идентификации.
Высшим органом управления является Общее собрание участников. Один раз в год Общество проводит Общее собрание. В период между Общими собраниями учредителей общее руководство деятельностью Общества осуществляет Совет директоров Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания участников. Исполнительным единоличным органом является Генеральный директор.
Структура компании построена по функциональному признаку, в рамках которой выделяются:
Бухгалтерия – организация и ведение бухгалтерского учета, составление отчетности и предоставление ее государственным органам, в установленном порядке. Отдел закупок – организация хозяйственных связей с поставщиком товаров, оформление транспортных документов и др. Отдел реализации и маркетинга – организация хранения поставленных товаров; проведение рекламных мероприятий.
Основные экономические показатели деятельности
Показатель
Формула расчета
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Численность работников, чел
-
50
56
58
Выручка, т.р.
-
18483
24862
33485
Себестоимость, т.р.
-
10792
15417
20135
Коммерческие расходы, т.р.
-
927
1126
1357
Управленческие расходы, т.р.
-
3985
4703
6772
Прибыль от продаж, т.р.
-
2779
3616
5221
Прибыль от операционных операций
-
-169
157
239
Прибыль от внереализационных операций
-
2425
3930
229
Прибыль до налогообложения
-
2425
3930
2910
Чистая прибыль
-
1843
2963,5
2201,37
Коб ТА
/выручка
3,13
3,82
4,03
Кз ТА
Выручка/
0,32
0,26
0,25
Ка
СК/ВБ
0,85
0,83
0,81
Кзк
ЗК/ВБ
0,15
0,17
0,19
Кз/с
ЗК/СК
0,18
0,21
0,24
СОС
СК – ВА
4406
4604
6657
Среднегодовая стоимость активов
11070
12375,5
14622,5
Среднегодовая стоимость ОА
5176
5862,5
6315
Среднегодовая стоимость ВА
5894
6513
8307,5
Кта
СОС/ТА
0,71
0,67
0,68
Км
СОС/СК
0,44
0,42
0,51
Кзиз
СОС/ЗиЗ
0,95
0,94
0,94
Кл (быстрой)
ДС+КВФ+ДЗкр+ПТА/КДО
1,75
1,58
1,4
Ктл (покрытия)
ТА/КДО
7,55
5,86
5,46
Кл (абсолютной)
ДС+КФВ/КДО
1,75
1,41
1,4
Анализ прибыли.
Таблица 1
Анализ динамики прибыли за 2006 – 2007 год
Показатель
2005 т.р.
2006 т.р.
Изменение
2007 т.р.
Изменение
т.р.
%
т.р.
%
Выручка
18483
24862
6379
34,5
33485
15002
81,2
Валовая прибыль
7691
9445
1754
22,8
13350
5659
73,6
Прибыль от продаж
2779
3616
837
30,1
5221
2442
87,9
Прибыль от операционных операций
-185
157
342
1,85
54
239
1,29
Прибыль от внереализационных операций
-169
157
326
1,93
60
229
1,36
Прибыль до налогообложения
2425
3930
1505
62,1
5335
2910
120
Чистая прибыль
1843
2963,5
1120,5
60,8
4044,37
2201,37
119,4
Как видно из таблицы, выручка от реализации в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилась на 6379 т.р. или 34,55 %, а в 2007 г. на 15002 т.р. или 81,2%. Валовая прибыль увеличилась на 1754 т.р. или 22,8% в 2006 г. и на 5956 т.р. или 73,6% в 2007 г. Прибыль от продаж увеличилась на 837 т.р. или 30,1% в 2006 г. и на 2442 т.р. или 87,9% в 2007 г. По операционным и внереализационным операциям в 2005 гг. был получен убыток. Но в 2006 г. ситуация изменилась и полученная прибыль составила по 157 т.р. В 2007 г. наметился спад доходов по данным операциям: по операционным операциям прибыль составила 54 т.р., по внереализационным – 60 т.р. На 1505 т.р. или 62,1% увеличилась прибыль до налогообложения в 2006 г. В 2007 г. увеличение составило 2910 т.р. или 120%. Чистая прибыль увеличилась на 1120,5 т.р. (60,8%) в 2006 г. и 2201,37 т.р. (119,4%) в 2007 г.
По данным таблицы строим диаграмму.
продолжение
--PAGE_BREAK--