Реферат по предмету "Банковское дело"


Банковские пластиковые карточки как инструмент расчетов

--PAGE_BREAK--

Структура потребителей пластиковых карт


1.3           
Виды пластиковых карт.

В ходе развития пластиковых карт возникли разные виды пластиковых карточек, различающихся назначением, функциональными и техническими характеристиками.

1.                   
По механизму расчета:

— двусторонние

— многосторонние

Двусторонние карточкивозникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов, где владельцы карточек могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карточек (универмаги, бензоколонки и т.д.).

В отличие от этого многосторонние системы, которые возглавляют национальные ассоциации банковских карточек, а так же компании, выпускающие карточки туризма и развлечений, предоставляют владельцам карточек возможность покупать товары в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, которые признают эти карточки в качестве платежного средства. Карточки этих систем так же позволяют получать кассовые авансы, пользоваться автоматами для снятия наличных денег с банковского счета и т.д.

2.                   
По функциональным характеристиками:

— кредитные

— дебетовые

— карточки с овердрафтом

Кредитные карточкивыпускаются для платежеспособных потребителей. Их использование позволяет им иметь автоматически возобновляемый кредит без специального обеспечения для покупок. Они могут также применяться для получения кредита в форме наличности в тех финансовых учреждениях, которые являются членами соответствующей системы. К потенциальным владельцам предъявляются достаточно жесткие требования в отношении их кредитоспособности. При принятии решения о выдаче тому или иному лицу кредитной карточки банк тщательно проверяет и анализирует такие данные, как средний годовой доход, кредитная история, жилищные условия, род занятий, семейное положение, наличие банковского счета и т.д.

Эмиссия кредитных карт позволяет банкам выйти на новый уровень развития, при небольших уровнях операционных затрат привлекая новые клиентские группы:

·                     выдав один раз карту, банку нет необходимости иметь разветвленную сеть классических учреждений, так как получение кредита клиентом предполагает использование её в торгово-сервисном предприятии или получение наличности в банкомате;

·                     пополнение карты и, соответственно, погашение кредита также может происходить через банкоматы или другие терминалы самообслуживания, оборудованные модулем приема наличных денежных средств, а также безналичным перечислением на банковский счёт;

·                     обработка карточных операций более автоматизирована, чем классические кредиты, что также облегчает для банка проведение этих операций, удешевляя себестоимость операций.

Дебетовая карточканаиболее распространена в нашей стране в силу ряда объективных экономических причин. Ее именуют также карточкой наличных средств или карточкой активов. Дебетовая карточка, как и кредитная, имеет на магнитной полосе фамилию и имя владельца как клиента определенного финансового учреждения.

Дебетовая карточка используется для оплаты товаров и услуг, получения наличных денег в банкоматах. Такая карта позволяет распоряжаться средствами лишь в пределах доступного остатка на депозитном счёте, к которому она привязана. Функция дебетовых карт, главным образом, заключается в замене бумажных денег в обращении и осуществлении безналичных платежей собственными средствами клиента. В отличие от кредитных карт и карт с разрешённым овердрафтом, по дебетовым картам невозможно кредитование деньгами банка.

Карты с разрешенным овердрафтом — это естественное продолжение развития дебетовых карт, можно сказать, что это их усовершенствованный вариант. Очень многие из карт, позволяющих клиентам получить денежные средства в кредит, являются дебетовыми картами с разрешенным овердрафтом, кредитными их называют банки в маркетинговых целях. Конечно общепринятое название «кредитная карта» более легко к восприятию, чем банковский термин «карта с разрешенным овердрафтом». Слово «овердрафт» может быть и не знакомо многим потенциальным клиентам, которые просто не поймут, что это за услуга. Кредитная карта — более простое название, что такое кредит, знают практически все. Овердрафт — кредит, полученный путём выписки чека или платежного поручения на сумму, превышающую остаток средств на счёте. Кредит по овердрафту оговаривается при открытии счёта и не может превышать фиксированной суммы. Права и обязанности сторон, связанные с кредитованием счёта, определяются правилами о займе и кредите, если договором банковского счёта не предусмотрено иное (ст. 850 ГК РФ).

С точки зрения клиента, карта с разрешенным овердрафтом представляет собой платежную карту, позволяющую осуществлять платежи, как за счёт средств держателя карты, размещенных на банковском счёте, так и за счёт кредита, предоставляемого банком в случае недостатка средств на счёте. Кредит держателю карты предоставляется только в случае осуществления платежей с её использованием и недостатка средств на счёте клиента для их оплаты. Это карта из двух функционалов: счёта клиента и кредитного лимита представляемого клиенту банком. В случае достаточности средств на счёте, операции по карте производятся за счёт средств клиента, как только на счёте перестает хватать клиентских средств, банк начинает кредитовать клиента на сумму установленного кредитного лимита.

Картой можно пользоваться, как дебетовой, расплачиваясь собственными средствами, тем самым, экономя на кредитных процентах. В связи с этой особенностью многие клиенты предпочитают карту с разрешенным овердрафтом классическим кредитным картам, хотя на самом деле условия и той и другой карты могут сильно варьировать от банка к банку, и потери на одних тарифах компенсироваться льготированием других.

Условия предоставления овердрафта могут сильно различаться, но можно выделить два основных подхода, используемых банками.

Первый — это предоставление овердрафта на короткий срок (1-2 месяца), по истечении которого клиент должен полностью погасить задолженность. После полного погашения клиенту снова доступен кредитный лимит в полном объёме, таким образом, в течение установленного периода происходит полное погашение овердрафта и возможность возникновения нового. В случае непогашения овердрафта в указанный срок, банк начинает начислять повышенные или штрафные проценты. Такой подход получил распространение в рамках зарплатных проектов в связи с удобством погашения задолженности заемщику, которому не надо посещать банк, перечисление заработной платы автоматически погашает долг по карте. Естественно, что такой овердрафт обычно составляет небольшую сумму и не может быть больше среднемесячной заработной платы заемщика, в противном случае сумма перечисляемой заработной платы просто не сможет погасить задолженность в полном объёме. В рамках таких условий банки устанавливают или фиксированное число каждого месяца (например, до 10 числа каждого месяца) или количество дней с момента возникновения задолженности. Оба подхода к срокам имеют свои плюсы и минусы, фиксированное число означает концентрацию клиентских обращений на один день, в этот день в банке происходит наплыв клиентов, возникают очереди, что приводит к ухудшению качества обслуживания. Подход с определённым сроком задолженности более сложен для отслеживания клиентом, который может просто забыть, когда он воспользовался картой в рамках овердрафта. Используя последний подход, банк конечно распределяет посещения клиентов более-менее равномерно в течение месяца, но при этом банк должен наладить оперативное оповещение каждого клиента о необходимости погашения овердрафта за несколько дней до окончания срока действия разрешенной задолженности.

Второй подход к условиям предоставления овердрафта — это предоставление овердрафта на значительную сумму и на длительной срок. В этом случае клиент должен ежемесячно вносить минимальную сумму, установленную договором с банком, в погашение овердрафта и проценты за его использование. Конечно, клиенту никто не запрещает и полностью погасить овердрафт в течение первого месяца, но есть возможность рассрочить срок погашения или просто постоянно вносить минимальные суммы в погашение, принося доход банку. Такой овердрафт очень близок по условиям к кредитным картам.

3.                   
По материалу, из которого они изготовлены:

      — бумажные (картонные);

      — пластиковые;

      — металлические.

      В настоящее время практически повсеместное распространение получили пластиковые карточки. Однако для идентификации держателя   (владельца) карточки часто используются бумажные  (картонные)  карточки,  запаянные или запрессованные в пластиковую пленку. Это ламинированные   карточки.

Ламинирование является довольно простой, дешевой и легкодоступной процедурой, и поэтому, если карточка используется для расчетов, то  с целью повышения защищенности от подделки применяют  более  совершенную и сложную технологию изготовления карт из пластика.

В отличие от металлических карт пластик легко поддается  термической обработке и давлению (эмбоссированию), что весьма важно  для персонализации карты перед выдачей ее клиенту.

4.                   
По способу записи информации на карту:

      — графическая запись;

      — эмбоссирование;

      — штрих-кодирование;

      — кодировка на могнитной полосе;

      — чип;

      — лазерная запись (оптические карты).

Самой ранней и простой формой записи информации  на  карточку  было  и остается графическое изображение. Оно до сих пор используется  во  всех картах, включая самые технологически изощренные. Вначале на карту наносились толко фамилия, имя держателя карты и информация о ее  эмитенте.

Позже  на  универсальных  банковских  карточках  был  предусмотрен   образец подписи, а фамилия и имя стали эмбоссироваться (механически выдавливаться).

Эмбоссирование позволило значительно быстрее оформлять операцию оплаты карточкой, делая оттиск на ней слипа. Информация, эмбоссированная  на карте, моментально переносится через копировальную бумагу на слип.  В  целях борьбы с мошенничеством  могут  использоваться  слипы  и  без  копировального слоя, но способ переноса эмбоссированной  на карте информации в сущности остался прежним — механическое давление.

            Эмбоссирование не вытеснило полностью графическое изображение. Более того, с появлением  систем,  основанных  на  безбумажной технологии,  номер карты и  имя  держателя  вновь  стали  наноситься  на  карточку  графическим способом с помощью персонализаторов.

            Штрих-кодирование. Запись информации  на  карточку  с  помощью  штрих — кодирования применялась  до  изобретения  магнитной  полосы  и  в  платежных системах распространения  не  получило.  Однако  карточки  со  штрих-кодами, подобными  тем,  которые  наносятся  на   товары,   довольно   популярны   в специальных карточных программах, где не требуются расчеты.  Это  связано  с относительно низкой стоимостью таких карточек и  считывающего  оборудования. При  этом  для  лучшей  защиты  штрих-коды  покрываются   непрозрачным   для невооруженного глаза слоем и считываются в инфракрасном свете.

Изобретение  в  конце  60-х  годов  автоматических  аппаратов  выдачи наличных денег совершили революцию и в карточном бизнесе.  Для  того чтобы таким аппаратом могли пользоваться держатели карточек, на  обратную  сторону карточки стали наклеивать полоску из магнитной пленки.

На магнитной полосе банковских карточек обычно в  закодированном  виде записывается номер карточки, срок ее действия и ПИН держателя карточки.

Магнитная  запись  является  одним  из  самых   распространенных   на сегодняшний день способов нанесения информации на пластиковые карты.  Но  по истечении  15-20  лет  стало  понятно,  что   магнитная   полоса   уже   не обеспечивает  необходимого  уровня  защиты  информации  от  мошенничества   и подделок. Тогда специалисты  начали  искать  более  надежный  способ  записи информации. Им оказался  чип  (от  англ.  chip  -  кристалл  с  интегральной схемой) или микросхема. Карточки с чипом также очень часто называются смарт-картами.

Несмотря на очевидные преимущества, чиповые карточки до сих пор  имели ограниченное  применение.  Причина  простая  -  такая  карточка  на  порядок дороже, чем карточка с магнитной  полосой.  Лишь  в  последние  годы,  когда ущерб  от  мошенничества  с  магнитными  картами  в  международных  платежных системах стал пугающе высоким и продолжает расти,  было  принято  решение  о постепенном переходе на чиповые карты.

Не все чиповые карты, строго говоря, являются чиповыми, то есть  имеют микропроцессор. Специалисты подразделяют их на два вида: карты с  памятью  и собственно   микропроцессорные   карты.   Карты   памяти   бывают    разовые (однократная  запись/многократное  считывание)  и  позволяющие  многократную перезапись. При этом объем памяти значительно превосходит карты с  магнитной полосой и к тому же гораздо лучше позволяет защищать записанную  информацию.

В   подавляющем   большинстве   банковских   карточных   программ,   включая российские, основанных на чиповых картах,  используется  именно  “защищенная память”, как дающая наилучшее соотношение цена/защищенность.

Принципиально иные возможности открывают  настоящие  микропроцессорные карты, поскольку они имеют свою внутреннюю логику  и,  фактически,  являются микрокомпьютером.

В 1981 году Дж.Дрекслером была изобретена оптическая карточка.  Запись и  считывание  информации  с   такой   карточки   производится   специальной аппаратурой с использованием лазера. Основное преимущество таких карточек  — возможность  хранения  больших  объемов  информации.  Такие   карточки   уже используются для карманных “историй болезни”, но  в  банковских  технологиях распространения пока не получили  вследствие  высокой  стоимости  как  самих карточек, так и считывающего оборудования.

5.                   
По общему назначению:

      — идентификационные;

      — информационные;

      — для финансовых операций (расчетов).

В принципе, это разделение не  является  взаимоисключающим.  Например, крупная компания может выдавать каждому своему сотруднику карту, которая:

       1)  является  пропуском,  разрешающим   (ограничивающим)   проход   в определенные зоны предприятия (идентифицирующая функция);

      2) на той же карте может быть записана в  кодированном  виде  “история болезни” или  какая-либо  другая  важная  информация  о  держателе  карточки (информационная функция);

      3) помимо  этого,  такая  карточка  может  использоваться  еще  и  для расчетов в столовой и магазинах данной компании (расчетная функция).

Системы  с  использованием   многофункциональных   карточек   реально существует за рубежом, и очевидно, что тенденция объединения многих функций в одной пластиковой карточке являются весьма перспективной, поскольку  такая многофункциональная карта удобная и для эмитента, и для ее держателя.

6.                   
По эмитентам:

      — банковские (универсальные) карты, выпускаемые банками и  финансовыми компаниями;

      — частные (private) карты, выпускаемые  коммерческими  компаниями  для расчетов в торговой и сервисной сети данной компании.

Может  показаться,  что  компании  с  целью   увеличения   объема   и разнообразия операций со своими картами должны стремится  сделать  их  более универсальными, объединяясь в эмиссии с другими компаниями, а  еще  лучше  с банками.  Это  справедливо  лишь  отчасти.   Значительная   часть   карточек выпускается компаниями самостоятельно.

7.                   
Банковские и другие карточки, используемые для расчетов:

      — автономный “электронный кошелек”;

      — “Электронный кошелек” с дублированием счета у эмитента;

      — “ключ к счету” — средство идентификации владельца счета,  ведущегося у эмитента.

Подавляющее большинство банковских карточек являются идентификатором, а не кошельком. К ним относятся все карточки “VISA”,  “Eurocard/MasterCard”, “American Express”, российские “Юнион кард” и “СТБ Карт”.

Следует  отметить,  что  карты  с  магнитной  полосой   очень   редко используются  в  качестве  “кошелька”,   так   как   магнитная   полоса   не обеспечивает приемлемого  для  эмитента  уровня  защиты  записанной  на  ней информации. Обычно в качестве “электронных кошельков”  применяются  карты  с чипом.

С  этой  точки  зрения  выражение  “пластиковые  деньги”  не   совсем корректно  по  отношению  к  большинству  магнитных  карточек,  используемых клиентами.

8.                    По  категории  клиентуры,  на  которую  ориентируется  эмитент  (в международных  платежных   системах   это   называется   видами   карт   или продуктами):

      — обычная карточка;

      — серебряная карточка;

      — золотая карточка;

      — электронная карточка.

Для  простоты  и  краткости  можно  сказать,  что  обычная   карточка предназначена для рядового клиента. Это “Classic Visa”  и  “Mass  (Standard) Eurocard/MasterCard”.

Серебреная  карточка  называется  бизнес-картой  (Business  Card)   и предназначена не для частных лиц, а для сотрудников организаций  (компаний), уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании.

Золотая карточка предназначена  для  наиболее  состоятельных,  богатых клиентов.

Кроме того, в системах Виза и Европей  есть  карточки,  которые  могут быть использованы только в банкоматах  для  получения  наличных  денег  и  в электронных терминалах: “ElectronVisa”, “Cirrus/Maestro”. Они  действуют  в пределах остатка на счете, по ним, как правило, держателю  карты кредит не предоставляется, и поэтому они могут быть выданы любому клиенту независимо от уровня его обеспеченности или кредитной истории.

9.                    В России сложилось разделение на карты корпоративные и личные.

Иногда еще выделяют “зарплатные” карточки: эмитент  заключает  договор с организацией, а держателями карточек являются  ее  сотрудники  в  качестве частных лиц.

Внешне  эта  классификация  напоминает   принятую   в  международных системах, но в действительности  в  ее  основе  положен  юридический статус клиента, с которым  эмитент  заключает  договор  о  выпуске  и  обслуживании карты. Их несовпадение подтверждается и на практике. Очень  часто  в  России стандартная  карточка  выдается  в  качестве  корпоративной,  и,   наоборот, известны случаи, когда бизнес-карту получали частные  лица,  считавшие,  что им по статусу “положена серебреная карточка”.

В международной классификации все же более важен набор услуг,  который предоставляется в пакете с той или иной картой. Например, ежемесячный  лимит не менее 5000 долларов по  золотой  карте  или  выдача  новой  карты  взамен утраченной в течение 24 часов в любой точке земного  шара,  или  страхование от утери деловых документов и опоздания транспорта.

В карточках  со  щтрих-кодом  в  качестве  идентифицирующего  элемента используется штриховой код, аналогичный коду,  применяемому  для  маркировки товаров.

Карточки с магнитной полосой являются  на  сегодняшний  день  наиболее распространенными  -  в  обращении  находится  свыше  двух  миллиардов  карт подобного  типа.  Однако  и  такой  тип   карт   относительно   уязвим   для мошенничества. Так, в США в 1992 г. общий ущерб  от  махинаций  с кредитными картами с магнитной полосой (без учета потерь с банкоматами)  превысил  один миллиард  долларов.  Тем  не  менее,  существующая  развитая инфраструктура использующих  их  платежных  систем   и   отсутствие   у   мировых   лидеров “карточного” бизнеса — компаний VISA и Europay — полномасштабного  стандарта на более перспективный  вид  карточек  -  смарт-карты  -  являются  причиной интенсивного использования карточек с магнитной полосой и сегодня.

В  смарт-картах  носителем  информации  является  уже  микросхема.  У простейших из существующих смарт-карт — карт памяти  -  объем  памяти  может иметь величину от 32 байт до 16 килобайт.

Карты с микропроцессором представляют собой по сути микрокомпьютеры  и содержат все соответствующие основные аппаратные компоненты.

Суперсмарт-карты. Примером  может  служить  многоцелевая  карта  фирмы Toshiba, используемая в системе VISA.  В  дополнение  ко  всем  возможностям обычной микропроцессорной карты, эта карта также имеет небольшой  дисплей  и вспомогательную клавиатуру для ввода данных. Эта  карта  объединяет  в  себе кредитную, дебетовую и предоплатную карты, а также выполняет функции  часов, календаря, калькулятора,  осуществляет  конвертацию  валюты, может служить записной книжкой и т.д. Из-за высокой стоимости, суперсмарт-карты не имеют сегодня широкого  распространения,  но  их  использование  будет,  вероятно, расти.
2        
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.1            Субъекты платежных систем, использующих пластиковые карты
Чтобы покупатель смог расплатиться с торговцем за приобретенные у него товары или услуги при помощи кредитной карточки, должна существовать платежная система, в рамках которой будет осуществляться такая операция. Такую систему в общем виде можно представить как совокупность субъектов, которые заключили соглашение о том, что они готовы осуществлять взаиморасчеты между собой на безналичной основе, используя определенные механизмы и соблюдая установленные правила

Ядром платежной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков.

Прием карточки к оплате и выдача наличных по ней осуществляются, очевидно, не в любых предприятиях торговли/сервиса и банках, а только во входящих в платежную систему, осуществляющую обслуживание карточки. Кроме непосредственно принимающих карточку точек обслуживания в состав платежной системы входят банки-эмитенты (issuerer), эквайер-центры (acquire), процессинговый центр (или несколько центров) и расчетный (клиринговый) банк (или несколько банков). Само собой разумеется, что к субъектам платежной системы необходимо причислить и клиентов — держателей пластиковых карточек.

      Банк-эмитент.

Выпуск  пластиковых  карточек  и  предоставление  их  в  распоряжение клиентов  осуществляет  банк-эмитент.   При   этом   карточки   остаются   в собственности банка, а клиенты получают  право  их  использования (аналогий этому много, например, паспорт является собственностью государства).  Выдача карточки клиенту предваряется открытием ему счета в  банке-эмитенте  и,  как правило,  внесением  клиентом  некоторых  средств  на  этот  счет.   Выдавая карточку, банк-эмитент берет на себя тем самым гарантийные обязательства  по обеспечению  платежей  по  карточке.  Характер  этих  гарантий  зависит   от платежных  полномочий, предоставляемых  клиенту   и   фиксируемых   классом карточки. При выдаче карточки осуществляется  ее  персонализация  -  на  нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать держателя карточки.

      Банк-эквайер.

Первичную  обработку  поступающих  запросов  на  авторизацию  проводит эквайер-центр.  На  начальном  этапе  развития  отечественных  систем   роль эквайер-центра иногда выполняет процессинговый центр, однако  в  большинстве случаев в качестве таких центров выступают банки — члены платежной  системы. Если банк-эквайер не располагает данными для выполнения  запроса  (держатель карточки — клиент другого банка), то запрос переправляется в  процессинговый центр, который, в свою очередь, либо выполняет его и передает  ответ  банку-эквайеру, либо осуществляет его дальнейшую маршрутизацию.

      Процессинговый центр.

Процессинговый  центр  ведет  базу  данных  платежной  системы.  База данных, в частности, содержит данные о банках — членах платежной  системы  и держателях карточек, что обеспечивает выполнение  запросов  на  авторизацию. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет  запросы  на авторизацию в том  случае  (off-line  банк),  если  банк  эмитент  не  ведет собственной базы.  В  противном  случае  (on-line банк) процессинговый  центр  пересылает  полученный  запрос  в  банк-эмитент авторизуемой  карточки.  Очевидно,  что   центр обеспечивает и пересылку ответа банку-эквайеру.  Кроме  того,  на  основании накопленных за день протоколов  транзакций  -  фиксируемых  при  авторизации данных о произведенных посредством карточек платежах и  выдачах  наличных — процессинговый центр готовит и  рассылает  итоговые  данные  для  проведения взаиморасчетов  между  банками-участниками  платежной   системы,   а   также формирует и рассылает банкам-эквайерам (а,  возможно,  и  непосредственно  в точки обслуживания) стоп-листы.

      Расчетный банк.

Оперативное  проведение  взаиморасчетов  обеспечивается  наличием   в платежной  системе  расчетного  банка,  в  котором  банки  -  члены  системы открывают корреспондентские счета.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2      Лидеры рынка пластиковых карт – Visa, Mastercard, American Express и другие
Пластиковые карты становятся все популярнее у россиян, причем выигрывают от этого прежде всего иностранные платежные системы. MasterCard практически наверстала отставание от Visa, а вместе они контролируют более 80% российского рынка.

По оценкам Центробанка, на 01.07.2005 г. было выпушено 42,5 млн. пластиковых карт, что в 1,5 раза больше, чем в 2004 г. по оценкам экспертов, количество карт в 2006 г. достигнет отметки 54,8 млн. Для сравнения, в США в 2006 г. планируется выпустить 71,3 млн. пластиковых карт.[2]
Сравнительный анализ количества выпущенных пластиковых карт в России и США

По словам одного из банкиров, из расчетов ЦБ следует, что лидирует Visa cдолей в 43,9%, далее следует MasterCard с 38,5%. У«Золотой короны» — 5,8%,«Сберкарт» — 4,2%, СТБ — 3,3%,«Юнион кард» — 2,7%, на остальные системы приходится 1,6%. Такую картину подтверждает близкий к ЦБ источник, а также представители нескольких систем по своим показателям. Более того, вчера Visa официально сообщила, что за прошлый год количество ее карт в России выросло на 42% до 32,4 млн штук. С таким количеством карт Visa должна занимать 43,5% рынка, что практически совпадает с оценкой в докладе ЦБ.[3]

1. VISA INTERNATIONAL — самая крупная международная платежная система как по количеству карточек, так и по оборотам (более 300 млн. карточек, оборот в 1997 г. около 631 млрд.долларов США). Доля на мировом рынке более 50%. Организована в 1972 году на базе Bank of America, первоначально внедрившего систему пластиковых расчетов в США совместно с другими американскими банками. Построена по принципу ассоциации финансовых организаций из различных стран. Организационный принцип — бездоходная корпорация, зарегистрированная в США, штат Делавар. Члены ассоциации одновременно являются ее совладельцами. Более 19 тысяч членов — крупнейших мировых финансовых организаций.

Управляющий орган — Совет Директоров, выбираемый из числа наиболее активных членов (в зависимости от объема операций и числа выпущенных карточек). Совет Директоров утверждает президента.
Карточки принимаются в 190 странах мира, более чем в 12 млн. предприятиях и 180 тыс. банкоматах.

2. EUROCARD/MASTERCARD — консорциум, состоящий из двух компаний — американской MasterCard и европейской Europay (Europay организовалась в результате слияния Eurocard и Eurochek). Вторая на мировом рынке — приблизительно 30%. Внутреннее построение аналогично “Визе” — ассоциация, члены которой являются владельцами (15 тыс.членов).
Европейский центр в Бельгии, Ватерлоо. Там же располагается отдел, отвечающий за Восточную Европу и Россию. Более 200 млн. карточек, около 10 млн. точек обслуживания.

3. AMERICAN EXPRESS — третья по величине компания на рынке пластика, приблизительно 18%. Компания была организована более 100 лет назад и первоначально специализировалась на курьерских перевозках, позднее занялась организацией туристических поездок и оказанием различных услуг путешественникам, в том числе и финансовых (“дорожные чеки”, а затем и пластиковые карточки). Специализация на рынке оказания услуг путешественникам сохраняется и в настоящее время.

Выпущено около 33 млн.карточек, которые принимаются в 3,5 млн.предприятий по всему миру (основной упор на авиабилеты, гостиницы, рестораны, дорогие магазины, прокат автомашин).
4. DINERS CLUB INTERNATIONAL — американская компания, первой выпустившая пластиковую карточку в 1949 году., вначале исключительно для ресторанов в Нью-Йорке. Позднее карточка Diners Clab распространилась по всему миру, специализируясь, также как и AmEx, на секторе рынка, обслуживающем путешественников.

В настоящее время на 100% принадлежит Citicorp. В сентябре 1995 года в России создан франчайз, специализирующийся на выпуске карточек.
Diners Club занимает небольшую долю на мировом рынке, приблизительно 1,5%. Выпущено около 7 млн.карточек, которые принимаются в 3 млн.предприятий.
5. JCB INTERNATIONAL — основана в 1961 году. Карточка, выпускаемая несколькими крупными японскими банками в основном для внутрияпонского использования, но принимаемая по всему миру в основном на базе агентских соглашений. За пределами Японии выпускается только в США и Великобритании, в основном для японцев, проживающих в этих странах. Несмотря на сравнительно большое количество карточек — 29 млн. в 2001 году — и 3,6 млн. точек приема в 142 странах, занимает небольшую часть мирового рынка — приблизительно 35 млрд. долларов США оборота, что соответствует приблизительно 0,3% общемирового оборота.
6. STB-Card — была образована в 1991 году. Ее учредителями были АКБ Столичный, Московский банк Сбербанка России, Элексбанк, Московский коммерческий Земельный банк, АО “ИНКАХРАН” и АО “СТБ КАРТ”.

На сегодняшний день членами системы STB Card являются более 130 банков, охватывающих 10 регионов России, а также ближнее зарубежье. В качестве эмитентов карточки выступают и страховые компании.

Для вступления в платежную систему банку необходимо подписать с STB Card договор о сотрудничестве и открыть корреспондентский счет в расчетном банке системы. Вступительный взнос отсутствует. Изготовление карточек берет на себя центр STB Card. Банку нужно лишь отработать логотип. Изготовление и годовое обслуживание одной карточки Classic обойдется банку-эмитенту в 1,6$, карточки Gold — в 2 $. Суммарный оборот по предприятиям торговли и сервиса составляет 100.000 рублей в день. Средний оборот по одному банкомату — 50.000 рублей в день. Доля платежей по карточкам STB Card среди всех российских платежных систем составляет, по оценкам специалистов системы, 35%. Системы STB Card ориентирована в настоящее время на роботу с дебетовыми карточками.
7. Юнион Кард — процессинговая компания “Юнион Кард” была учреждена Автобанком и Инкомбанком в апреле 1993 года. В 1994 году компания была перерегистрирована как акционерное общество закрытого типа, и сегодня ее акционерами являются следующие банки: Автобанк, Инкомбанк, Конверсбанк, Токобанк, Центрокредит, РНКБ.

К настоящему моменту в систему “Юнион Кард” входят около 300 банков (из них около 60% — московские). Общее число выпущенных карточек — около 45.000. “Юнион Кард” насчитывает сегодня в своем составе 30 региональных процессинговых центров, выполняющих также функции эквайер-центров.

Банки-эмитенты системы “Юнион Кард” предлагают дебетовые пластиковые карточки следующих видов: личные, семейные, корпоративные, зарплатные и банкоматные. Последние (так называемые cash-only) предназначены для получения наличных денег в сети банкоматов “Юнион Кард”.

8. Ortcard International — кредитная система была образована в 1991 году американской компанией Ortcard International, Inc. Основными задачами, поставленными перед системой, были выпуск рублевой кредитной карточки и создание сети ее обслуживания. Спектр его деятельности весьма широк: он выполняет функции процессингового центра и эквайер-центра, осуществляет персонализацию карточек и их эмиссию, а также проводит обслуживание карточек всех видов.

Представляет расчетно-сервисные услуги российским банкам, желающим начать выпуск собственных карточек. Ortcard предлагает готовую технологию выпуска и обслуживания всех разновидностей существующих в системе карточек, а также разработку новых продуктов.

Для того чтобы начать эмиссию, банку необходимо вступить в ассоциацию эмитентов Ortcard и приобрести лицензию. Со своей стороны Ortcard International обеспечивает персонализацию необходимого количества карточек и, в дальнейшем, их полное обслуживание как на территории России, так и за рубежом. Плата за обслуживание зависит от числа выпущенных карточек.

Обслуживание карточек Ortcard (выдача кассовых авансов в рублях и долларах США) в настоящее время осуществляется более чем 10 московскими банками.

Ortcard выпускает 26 различных карточек, которые можно объединить в три основных типа: расчетные (дебетовые), кредитные и кредитно-сберегательные карточки.

9. Золотая Корона. Инициаторами создания платежной системы выступили Сибирский Торговый Банк (СТБ) и Центр Биржевой и Финансовой Информации (ЦБФИ). К началу 1995 года членами системы являлись около 60 банков. По оценкам специалистов ЦБФИ, темпы роста системы составляют 2-3 банка в неделю, и к середине 1995 года в нее входило 200 банков.

Точные данные об общем количестве выпущенных карточек отсутсвуют. Известно, однако, что Сибирский Торговый банк выпустил на 1 ноября 1994 года около 6.000 карточек. К началу 1998 года их число достигло 30.000-40.000.

3. СХЕМЫ СИСТЕМ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ НА ОСНОВЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТОЧЕК.

3.1. Система обслуживания на основе кредитных карточек.

       Рассмотрим   в   общем   последовательность   операций,   выполняемых субъектами платежной системы в процессе предоставления товаров  и  услуг  по кредитным карточкам и проведения последующих расчетов.

       1. Желая  совершить  покупку  (или  получить  услугу),  держатель карточки предъявляет ее продавцу.

      2. Продавец устанавливает, возможно  ли  совершение   сделки.   Для этого он проверяет подлинность  карточки  и  правомочность распоряжения   ею  покупателем   (визуально  или  с   использованием  POS-терминала)  и,   при необходимости,   проводит   авторизацию  (голосовую   по    телефону     или электронную  посредством  POS-терминала).

       3. Затем продавец оформляет чек (слип), перенося  на  него  данные  с  карточки.  При ручной обработке для этого  используется  импринтер,  и  держатель  карточки затем подписывает все  (обычно  три)  экземпляра  чека.  При  автоматической обработке чек печатается  POS-терминалом.  В  последнем  случае  подпись  не требуется, т.к. ее роль выполняет вводимый держателем карточки ПИН-код.

      4. Экземпляр чека, карточка и товар передаются покупателю.

      5. В конце дня точка обслуживания пересылает  в  банк-эквайер  (или эквайер-центр) данные о транзакциях за день (при  обработке   вручную пересылка может происходить реже — один раз в несколько дней).  При  этом  в случае ручной обработки  пересылаются  экземпляры  слипов  (signature  based transactions), а при автоматической обработке  POS-терминал  передает  по каналу связи накопленные за день данные (PIN based transactions).

      6. Банк-эквайер верифицирует транзакции и осуществляет  расчеты  с точкой обслуживания (производит перечисление средств на ее расчетный счет). Транзакции, относящиеся к держателям карточек — клиентам других эмитентов, передаются в процессинговый центр.

       7. Процессиноговый   центр обрабатывает  переданные банками — эквайерами  транзакции  и   формирует итоговые данные для   проведения взаиморасчетов между банками — участниками платежной  системы.  Общие  итоги передаются в расчетный банк системы, а частные рассылаются банкам — участникам в качестве извещений на проведение взаиморасчетов.

       8.  Расчетный   банк  проводит   взаиморасчеты   между  банками — участниками, открывшими у него  корреспондентские  счета. Прочие  банки — участники осуществляют перечисления самостоятельно.

       9. Держатели карточек  возвращают   банкам-эмитентам   средства, предоставленные им как кредит при приобретении товаров и услуг.

           3.2. Система обслуживания на основе дебетовых карточек.

В противоположность кредитным карточкам использование дебетовых карточек предполагает предварительное размещение клиентом средств на счете, открытом в банке-эмитенте. Таким образом, выпуск дебетовых  карточек  служит для  банка-эмитента  способом привлечения   средств.  При   этом,   следуя распоространенной  практике, ряд  банков-эмитентов требует сохранении на счете держателя карточки в любой момент времени неснижаемого остатка.

Последовательность операций, выполняемых  при расчетах за товары  и услуги посредством дебетовой карточки, близка к аналогичной  для кредитной карточки, но в то же время, обладает рядом существенных отличий.

Рассмотрим всю последовательность.

      1. Желая совершить покупку (или получить услугу), держатель  карточки предъявляет ее продавцу.

      2. Продавец устанавливает, возможно ли совершение  сделки.  Для  этого он осуществляет визуальную проверку карточки, а затем  проводит  авторизацию голосовую по телефону или электронную посредством POS-терминала. При голосовой авторизации в случае  положительного  ответа  продавцу сообщается код авторизации. При проведении авторизации транзакции передаются в банк-эквайер и, при необходимости,- дальше в процессинговый центр.

      3. Получив разрешение на проведение  сделки,  продавец  оформляет  чек (слип),  перенося  на  него  данные  с  карточки.   При   ручной   обработке используется импринтер, и на  чек  обязательно  заносится  код  авторизации, т.к. при отсутствии кода чек не  будет  принят  к  оплате  банком-эквайером.

Держатель карточки затем подписывает все (обычно три) экземпляра  чека.  При автоматической обработке чек печатается POS-терминалом. В  последнем  случае подпись не требуется, т.к. ее роль выполняет  вводимый  держателем  карточки ПИН-код.

      4. Экземпляр чека, карточка и товар передаются покупателю.

      5. В конце каждого дня (или реже — несколько  раз  в  неделю)  точка обслуживания пересылает в банк-эквайер экземпляры  чеков, которые  служат документальным основанием для проведения расчетов с точкой  обслуживания (таким основанием могут служить и электронныетранзакции).

      6. Банк-эквайер проверяет полученные документы и осуществляет  расчеты с точкой обслуживания (производит перечисление средств на ее расчетный счет).

      7. Процессинговый центр обрабатывает полученные за день  транзакции  и формирует итоговые данные для  проведения  взаиморасчетов  между банками — участниками платежной системы. Общие итоги  передаются в расчетный банк системы, а частные рассылаются банкам-участникам в качестве извещений  на проведение взаиморасчетов.

      8. Расчетный банк проводит  взаиморасчеты  между  банками-участниками, открывшими у него корреспондентские счета. Прочие банки-участники осуществляют перечисления самостоятельно.

      9. Банки-эмитенты в порядке возмещения осуществляют снятие средств  со счетов держателей за приобретенные товары и услуги.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А. А. Михайлов советский астроном, академик (с 1964 г.), Герой Социалистического Труда. Родился в городе Моршанске. В 1911 г окончил с золотой медалью Московский университет, где преподавал с 1918 по 1948 г и одн
Реферат Бенчмаркінг (порівняльний конкурентний аналіз)
Реферат Корпоративная культура
Реферат С физикой — от счетов к современным компьютерам
Реферат Трудовое воспитание дошкольников
Реферат Минойская цивилизация 2
Реферат «Гражданское право (общая часть)» для студентов дневной (4 семестр) и заочной (5 семестр) форм обучЕния
Реферат Абрамова Марина Александровна, к э. н., заведующая кафедрой «Денежно-кредитные отношения и монетарная политика» Опрограмме программа
Реферат Роль международных валютно-кредитных учреждений в организации международных кредитных отношений
Реферат Инвестиционный менеджмент 2
Реферат Стадия возбуждения уголовного дела
Реферат Взгляды Макса Вебера на актуальные политические события в Германии конца XIX - начала XX в.в.
Реферат Методы исчисления налогов с юридических лиц
Реферат Учет денежных средств и документное оформление
Реферат Сослагательное наклонение как "окно" в иные миры