Содержание
Введение
Глава 1.Тесты в обучении истории
1.1Тесты
1.2Система использования тестов в школьном обучении истории
1.3Разработка тестов по истории с учётом принципов психодиагностики
Глава2. ЕГЭ как разновидность тестов
2.1 Централизованноетестирование по истории
2.2.ЕГЭ по истории России
2.3.Анализ тестовых заданий
Заключение
Списокиспользованных источников и литературы
Введение
Российская школа в последние годы претерпевает процесссистемных преобразований, определенных «Концепцией модернизации образования до2010 года», разработанной правительством страны. Из-за смены социального заказак образованию актуально звучит вопрос подбора методов, методик преподаванияпредметов. Особенно данная проблема касается гуманитарных дисциплин. Основнымэлементом изменения является введение единого государственного экзамена[1].
Актуальность работы состоит в том, что одним иззначительных факторов являются результаты, которые позволяют узнать качествообучения, существенные различия, методики. Их нужно изучать и расширять.Считается, что тестовые задания ограничивают знания, но это не так, и чтобы этодоказать, нами был использован сборник тестов по истории, предназначенный дляшкол, лицеев, гимназий, средних специальных учебных заведений.
Объектом курсовой работы являются тестовые задания.
Предметом работы являются виды, формы тестовых заданий,их роль в проверке знаний и умений учащихся.
Цель работы – показать роль и место тестовых заданий поистории в проверке знаний и умений учащихся. Тесты помогают всем не толькопроверить свои знания, но и узнать много нового и интересного. Основноевнимание уделяется организации тестирования и использованию тестовых заданий наразных этапах обучения и в различных видах занятий.
Задачами работы являются:
— рассмотреть организации тестирования;
— проанализировать результаты тестирования;
— показать роль и место тестовых заданий по истории впроверке знаний и умений учащихся;
— изучить виды и формы тестовых заданий.
Изучение представленных задач позволит сформироватьсобственное мнение, выработать свое отношение к проблеме обучения, методампреподавания истории в связи с реформой образования.
Историография:
О едином государственном экзамене (ЕГЭ). Закон РФ от 8февраля 2007 года // Российская газета. 2007. 18 марта.
Об образовании. Закон РФ от 5 декабря 2000 года //Российская газета. 2000. 3 февраля.
Единый государственный экзамен. Сборник нормативныхдокументов, М., 2002. С.143.
Болотов В.А. Единый государственный экзамен. Сборникстатей. М., 2002. С.114.
Структура курсовой работы. Данная работа состоит извведения, двух глав (глава 1. «Тесты в обучении истории», глава 2. «ЕГЭ какразновидность тестов») заключения, списка использованных источников илитературы
Глава 1. Тесты в обучении истории
1.1 Тесты
Тестирование – это самая эффективная форма проверки исамопроверки знаний по истории. Тест – это игра, достаточно увлекательная ипознавательная. Отвечая на вопросы тестов, можно узнать много нового для себя иоценить свои собственные знания по отечественной истории. Использование такоговида работы, как тестирование, поможет совершить невозможное – осуществитьтотальный опрос учащихся по самым разным проблемам и превратить этот процесс нев «шоковую терапию» экзамена, а в интересную игру[2].Как можно использовать тесты:
1. Итоговое тестирование. Тесты составлены так, что ониохватывают темы, изучаемые в течение определённого периода времени.Составляются четыре блока тестов, по 30 вариантов в каждом блоке. Такимобразом, за время изучения курса истории России (1796-1894) можно провестичетыре итоговых тестирования. Варианты тестов указаны в скобках, например: тест№ 1 (12), тест № 4 (25) и т.д.
На итоговом занятии, дата которого должна быть известназаранее, каждый ученик получает один тест, состоящий из десяти вопросов. Емунеобходимо выбрать любые восемь вопросов и подчеркнуть правильные ответы в них.За восемь правильных ответов – оценка «5», за семь – оценка «4», за шесть –оценка «3». Учащийся, ответивший менее чем на шесть вопросов, итоговоетестирование не проходит, и на усмотрение учителя ему может быть предложендополнительный тест. На итоговое тестирование отводится не более 45 минут. Оценказа итоговое тестирование ни в коем случае не должна рассматриваться какитоговая за четверть, полугодие или учебный год. Она должна составлять не более40 % от всех видов работ, которые выполнял учащийся в течение определённоговремени, и, исходя из этого, влиять на итоговую отметку.
2. Тестирование в ходе обучения. Вопросы тестов могутбыть использованы для организации тестирования в ходе обучения. Например, послеизучения какой – либо темы учащимся предлагается выбрать правильные ответы всоответствующих теме вопросах. В этом случае преподаватель сам заранееустанавливает, за какое количество вопросов какую оценку он будет выставлять.Такое тестирование менее эффективно, но в определённых случаях может бытьорганизовано, например, для слабоуспевающих учащихся.
3. Историческая олимпиада. В конце каждого блока тестовпредлагаются вопросы с вариантами ответов к исторической олимпиаде. Эти вопросымогут быть использованы преподавателем по-разному: для тестирования наиболееуспевающих учащихся; для получения учащимися дополнительной оценки; дляпроверки знаний учащихся, занимающихся в исторических кружках, и, наконец, припроведении исторической олимпиады.
Вопросы в этом разделе достаточно сложные, предполагают дополнительныезнания по истории, чтение дополнительной исторической литературы, поэтому,компонуя из них тесты, преподаватель должен включать в них меньшее количествовопросов, чем в обычный итоговый тест, например всего семь вопросов, из которыхученику необходимо выбрать пять и найти на них правильный ответ, чтосоответствовать оценке «5», на четыре вопроса – оценке «4», на три вопроса –оценке «3».
4. Самопроверка. Тесты могут быть использованы и длясамопроверки знаний по истории самими учащимися. Кроме того, преподавательможет использовать тесты и как домашнее задание с последующим разборомнеправильных ответов. В виде домашнего задания можно давать учащимся и вопросыисторической олимпиады для получения ими дополнительной оценки.
Тесты могут быть использованы и абитуриентами для того,чтобы проверить свои знания по истории и подготовиться к вступительнымэкзаменам в гуманитарные вузы.
Если тестирование вводится в классе или группе, то онодолжно быть обязательным для всех учащихся как один из видов контрольной работы[3]. Учащиеся с самого началаучебного года должны знать, что, если они не пройдут хотя бы одноготестирования, они не смогут получить итоговую годовую оценку.
Тесты с несколькими вариантами ответов – самыетрадиционные в обучении истории. Они универсальны, так как позволяют проверитьзнание учениками всех структурных компонентов учебного исторического содержания[4].
Определите, какие контрольные знания и элементарныеумения диагностирует каждое следующее задание:
Рим был основан:
а) в 390 г. до н.э.;
б) в 509 г. до н.э.;
в) в 753 г. до н.э.
2) Какое из событий было раньше всех?
а) военные походы Тутмоса III;
б) постройка пирамиды Хеопса;
в) реформа Эхиатона.
3) Какие события произошли в одном веке?
а) основание Рима и захват Ниневии персами;
б) реформы Солона и установление республики в Риме;
в) Сомалийская битва и битва при Херонее.
4) Кто из них были современниками?
а) Хаммурапи и Тутмос;
б) Эней и Ромул;
в) Соломон и Перикл.
5) Римское государство было расположено:
а) в Северной Африке;
б) на Аппенинском полуострове;
в) на Балканском полуострове.
6) Первым занятием древнейших людей было:
а) земледелие;
б) скотоводство;
в) охота.
7) Главный бог древних египтян:
а) Осирис;
б) Анубис;
в) Амон – Ра.
8) Река в Египте:
а) Инд;
б) Нил;
в) Ганг.
9) Шадуф – это:
а) приспособление для подачи воды на поля;
б) жертвоприношение богам;
в) оросительный канал.
Кроме тестов с несколькими вариантами ответов существуютещё и другие тестовые задания:
Тест на восстановление соответствия.
Соедините стрелками имена изобретателей, название и датыих изобретений:Джеймс Уатт 1733 Прядильная машина Джеймс Стефенсон 1793 Процесс пудмипования чугуна Э. Картрайт 1807 Прялка «Дженни» Роберт Фултон 1784 Механический ткацкий станок Ричард Аркрайт 1764 Паровоз Генри Корт 1814 Паровой двигатель Сэмюель Кромптон 1784 Машина для отделения хлопчатобумажных волокон от семян Эли Уитни 1785 Мюль – машина Джеймс Харгривс 1779 Пароход
Тест «Исключение лишнего» или продолжение ряда вустановленной закономерности.
А. Что лишнее?
Кондиция, Ледяной дом, Бироновщина, Московскийуниверситет.
Б. Продолжите ряд, определив закономерность:
1700-1721, 1756-1762, 1768-1774,…;
Пётр I, Екатерина II, Пётр II,…;
Витебск, Смоленск, Бородино,…;
Дворянское ополчение, Стрельцы,….
Тест на группировку исторической информации[5].
Распределите по соответствующим колонкам таблицы именасобственные, обозначения исторических реалий и т.п.Египет Междуречье Индия Китай Персия Финикия, Палестина
Дарий, Амон, Саул, бумага, шахматы, Кир, Конфуций,Вавилон, Амока, Моисей, Персеполь, Карфаген, Нефертити, Камбиз, Ассирия,Иерусалим, Ганг.
Тест на установление хронологической последовательности.
Расположите перечисленные события в порядке ихсовершения:
Установление в Риме республики,
Законы Двенадцати таблиц,
Битва при Пидне,
Основание Рима,
Битва при Каннах,
Нашествие галлов.
Тест на субъективное ранжирование исторических фактов.
Какие из нижеприведённых черт были наиболее важным длясредневекового человека? Пронумеруйте их в порядке убывания:
Благочестие _, забота о спасении души _, служение богу_, достижение социального возвышения _, богатство и успех в делах _, тяжёлыйи упорный труд _, семейное счастье _ .
Тест на определение логической последовательности.
Постройте цепочку, расположив перечисленные ниже событияи явления так, чтобы слева оказалось наиболее раннее из них, далее – следующееза ним по времени и т.д. Соседние звенья должны быть связаны друг с другом какпричины и следствия:
А. Возникновение земледелия и скотоводства.
Б. Собирательство и охота начинают давать большепродуктов, чем необходимо для пропитания общины.
В. Разделение общинного хозяйства на ряд семейныххозяйств.
Г. Появление излишков.
Д. Увеличение урожайности земли.
Е. Переход от родовой общины к соседской.
Ж. появление плуга и орудий из металлов.
Тест с ограничением на ответ.
Заполните пропуски:
Страна Шумер находилась в южной части…. Люди освоили этиземли… лет назад. Жили они в домах из….На полях выращивали…, …, …. Чтобы водапостоянно питала землю, земледельцы научились строить… и …. Шумеры научилисьприручать домашних животных: …,..., …. Здесь были построены одни из первыхгородов мира, например: …, ….
Тест на аналогию.
Найдите подходящее слово в знаменателе второй дроби,восстанавливающее отношения, аналогичные заданным в первой дроби:
/>
Тест со свободными ответами.
Почему в орбиту кризиса 1930-х гг. оказались вовлечённымистраны Азии, Африки, Латинской Америки?
Отметьте наиболее существенные причины из перечисленныхниже и выскажите собственное мнение:
А. Эти государства перестали получать большие кредиты отпромышленно развитых стран.
Б. Эти страны в силу однобокости развития экономики былипоставщиками продовольствия и сырья, цены на которые резко упали.
В. В этих странах не была достаточно развитаинфраструктура (дороги, мосты, средства связи и др.).
1.2 Система использования тестов в школьном обученииистории
При составлении тестов учитывается требование стандарта куровню подготовки учащихся основной школы. Во внимание принимались возрастающаясложность учебного материала при переходе от одной темы к другой и возрастныеособенности учащихся пятых классов, которым в течение года предстояло усвоитьдовольно большой объём новой для них информации и овладеть учебными умениямисравнительно-аналитического характера. Учитывая это обстоятельство, большаячасть тестов была направлена на проверку умений учащихся выполнять задания сподсказкой или по памяти. Так, тест «Страны Древнего Востока» включает в себядевять заданий, где были сформулированы цель, ситуация и действия по ихрешению, а от учащихся требовалась только правильность каждого решения изпредложенных вариантов ответа.
О равнозначности тестирования с другими формами проверкиуровня подготовки учащихся свидетельствует тот факт, что оценки по решениютестов в основном соответствуют четвертным отметкам, выведенным на основеустного и письменного опросов. Так, около 10% учащихся усваивают тематику на«отлично», 50% — на «хорошо», 30% — на «удовлетворительно», 10% — на«неудовлетворительно»[6].На основании этих данных можно утверждать, что тестовая формаэтапно-тематической проверки может эффективно применяться при обучении историидревнего мира.
Используя тесты на контрольном уроке, учитель имеетвозможность получить объективные данные об уровне усвоения темы каждым ученикоми класса в целом.
После самостоятельной работы учащихся над ошибками,допущенными при первом тестировании, можно провести повторное решение тех жетестов.
В этом случае учитель имеет возможность оценить какстепень усвоения учебно-исторического материала за определённый промежутоквремени, так и эффективность самостоятельной работы школьников.
Тест по теме «Страны Древнего Востока».
Сходными природно-климатическими условиями для Египта и Индииявляются:
а) мягкие и плодородные почвы;
б) пустыни;
в) высокие горы;
г) плодородные реки.
2. Жители Двуречья строили дома:
а) из глиняных кирпичей;
б) из папируса;
в) из ливанского кедра;
г) из камней.
3. Вавилонские купцы привозили в Двуречье из разныхстран:
а) строительный лес;
б) рогатый скот;
в) финики;
г) пурпурные ткани.
4. Великая Китайская стена строилась для того, чтобы:
а) предотвратить побеги рабов;
б) поддержать правопорядок в стране;
в) удержать отвоёванные у гуннов земли.
5. По верованиям древних индийцев, из стоп бога Брахмыпоявились:
а) брахманы;
б) знатные воины;
в) земледельцы;
г) слуги.
6. Культурно-историческими достижениями древних индийцевявляются:
а) шахматы;
б) компас;
в) цифры;
г) бумага;
д) поэма «Рамаяна».
7. Система письма, используемая жителями Финикии,называлась:
а) клинопись;
б) алфавит;
в) иероглифическое письмо;
г) рисунчатое письмо.
8. В разные периоды истории столицами древневосточныхстран были:
а) Вавилон;
б) Ниневия;
в) Мемфис;
г) Тир.
9. Выберите имя правителя, не являющегося царём палестиныв Х в до н.э.:
а) Соломон;
б) Саул;
в) Аммурбанапал;
г) Давид.
1.3 Разработка тестов по истории с учётом принциповпсиходиагностики
Уже более десяти лет в нашей стране разрабатываютсятестовые методы проверки знаний и умений, учащихся по конкретным школьным ивузовским дисциплинам. Критериев оценок много, содержание тестов постоянноменяется, что, впрочем, нормально. Но современная ситуация в образовании вновьставит на повестку дня вопрос об объективности оценки учебных достижений: 2004год — итоговый в эксперименте с единым государственным экзаменом (ЕГЭ). Нуждаже в научно обоснованных критериях оценки и инструменте контроля качестваобучения и воспитания, их результатов сейчас, когда реформируются и форма исодержание государственных экзаменов, стоит как никогда остро.
Изучение отечественного опыта организации контрольно — измерительных процедур в образовании показывает несоответствие возможностейприменяемых измерительных инструментов (тестов) с заявленными целями государственнойитоговой аттестации. Тесты учебных достижений по Отечественной истории какформа итогового контроля измеряют и оценивают преимущественно степень усвоенияпредметных знаний, т.е. уровень развития памяти. Подразумевается и контрольразных операций и функций мышления. Есть задания, которые заставляютиспытуемого совершать определённые умственные действия, проверяют егоумственные способности. Однако таких заданий либо слишком мало, либо нетразработанной методики оценки их результатов. Более того, многие тестовыезадания ЕГЭ сводятся к проверке знания фактов, стандартных операций и неориентированы на проверку самых главных результатов образования – социальнозначимых качеств человека[7].
В большинстве своём возможности отдельно взятого тестаограничены. Поэтому при итоговом контроле следует использовать различные ихвиды для наиболее полной и разносторонней оценки развития личности.
Возможности того или иного теста зависят от четырёхглавных параметров: объективности, надёжности, валидности и точностипсиходиагностической методики. Объективность заключается в стандартизациитестовой процедуры. Надёжность достигается при устойчивости результатовтестирования, их неоднократной повторяемости. Валидность – определённостьобласти измерения; соответствие требований, которые мы выдвигаем к измерению,содержанию и сущности самого объекта измерения, а также совпадение результатовизмерения одного объекта различными методами. Говоря проще, Валидностьсвидетельствует о том, что мы измеряем то, что хотели измерить. Точность –статистический параметр, определяющий минимальную погрешность илисистематическую ошибку при диагностике.
Что интересно, из всей изученной литературы, касающейсяЕГЭ и централизованного тестирования (ЦТ), нигде не встречается анализ всехчетырёх теоретических конструктов теста. В большинстве случаев речь сводится краскрытию понятий «объективность» и «стандартизация». Между тем анализ контрольно– измерительных материалов (КИМов) – это, по сути, постановка одной из главныхпроблем тестирования вообще, в том числе и педагогического, — проблемывалидности. Она остаётся наиболее уязвимым местом почти каждой диагностическойметодики. Дело здесь в том, что сама поэтапная разработка (она длится около 18месяцев, при этом надо проводить многократные апробации на больших специальноподобранных выборках учеников – 1000-1500 человек) широкому кругу читателей непредставлена. Дан уже результат – тест, новый демонстрационный вариант КИМов,сборники различных заданий для подготовки к экзамену[8].
Противоречивость ЕГЭ заключается ещё и в самом подходе кпостроению теста, вернее, к попытке объединить два разных вида контроля: выпускнойэкзамен преследует цель оценить базовые предметные знания, усвоенные учащимисяв школе, а вступительный – ранжировать абитуриентов по уровню развития определённыхспособностей и степени владения знаниями применительно к профилю вуза.
Однако на ближайшие годы тенденция в сфере организацииитогового контроля вырисовывается достаточно ясно – как постепенно охват ЕГЭвсей страны. Новый министр образования и науки не отказывается от ЕГЭ,допускает параллельно с ним и другие принципы отбора абитуриентов, в частностичерез систему олимпиад и традиционный устный экзамен. Это означает, что ЕГЭпостепенно интегрируется в отечественную систему образования. Поэтому необходиманастойчивая работа по совершенствованию этого инструмента. Одно из возможныхнаправлений работы – использование широко известных в психодиагностике тестовинтеллекта.
Тесты интеллекта отличаются от педагогических тем, чтоони не диагностируют конкретные знания и навыки, а проверяют умения учащихсясовершать определённые умственные действия, такие, как аналогии, классификации,обобщения и другие. Между тем сегодня, для того чтобы правильно ответить навопросы, входящие в тест достижений, необходимы знания конкретных фактов, дат идр. Старательный ученик, обладающий хорошей памятью, без труда может найтиправильные ответы в заданиях теста достижений. Однако если у него плохосформированы умения работать с понятиями, анализировать их, находить существенныепризнаки и т.д., то задания теста интеллекта могут вызвать значительныезатруднения[9].
Спецификация теста по истории России для IX – XI классовсредней школы:
Цели: диагностика уровня развития абстрактно-логическогомышления; проверка знаний по курсу истории России.
Тест диагностирует:
— умение устанавливать логические связи;
— умение анализировать;
— умение образовывать аналогии;
— умение обобщать;
— умение использовать понятия;
— умение систематизировать знания по отечественнойистории (термины, даты и факты).
Структура теста: тест включает в себя задания, содержаниекоторых охватывает в самом общем виде курс отечественной истории с древнейшихвремён до начала XXI века. Он состоит из пяти тестовых заданий (ТЗ).
1ТЗ – на образование сложных аналогий; рабочий материалзадания включает в себя 20 пар, отношения которых нужно определить.
2ТЗ – содержит ряды, построенные по определённой логике,уяснив которую, испытуемые должны продолжить каждый ряд двумя элементами. Всегодано 10 рядов.
3ТЗ – на обобщение; состоит также из рядов, где одинсодержательный элемент лишний, а остальные 3-4 элемента имеют общее основание,которое и нужно определить.
4ТЗ – заключает в себе операции сравнения, анализа исинтеза мышления. Рабочий материал состоит из 10 пар, для каждой из которыхнужно установить сначала существенное сходство, а затем различие.
5ТЗ – на проверку способности абстрагироваться. Задание включает10 рядов. Нужно выявить и подчеркнуть два общих признака, которые существеннохарактеризуют главное понятие.
На выполнение всего теста должно отводиться 40 минут.
Глава 2. ЕГЭ как разновидность тестов
2.1 Централизованное тестирование по истории
С 2001 года в Российской Федерации проходит экспериментпо введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) в форме стандартизированнойпроцедуры – так называемого тестирования. 19 января Госдума приняла во второмчтении законопроект о едином государственном экзамене (ЕГЭ). С 2009 года ЕГЭстанет единым способом проверки знаний у выпускников школ и абитуриентов вузов[10]. За 10 лет до началаэтого эксперимента тестирование стало внедряться в практику контроля знанийучащихся различными организациями, в частности Центром тестирования в Москве,получившим в 2000 году статус Центра тестирования Министерства образованияРоссийской Федерации. Центр тестирования Министерства образования РоссийскойФедерации (ЦТ) ежегодно осуществляет централизованное тестирование по основнымдисциплинам, в том числе по истории России.
Централизованное тестирование осуществляется в следующемпорядке. В один день, установленный ЦТ заранее по всей России предъявляютсяодни и те же варианты тестов по одному образовательному предмету, например поистории России. Тесты выполняются учащимися на специально разработанныхбумажных бланках. Все заполненные бланки ответов обрабатываются и проверяютсяЦТ по единой технологии с помощью компьютера практически без участия человека. Чтобыполучить высокие результаты в тестировании, необходимо приобрести опытвыполнения этой процедуры. Для этого учителям необходимо овладеть определённымиприёмами использования тестов в текущем, рубежном и итоговом контроле знаний иумений учащихся. Глубокое понимание особенностей тестов как формы контролязнаний и умений учащихся позволит преподавателям сформировать психологическую устойчивостьк выполнению заданий у школьников[11].
Существуют два подхода к составлению таких тестов: критериально- ориентированный; нормативно – ориентированный.
Критериально – ориентированный подход позволяетопределить, какие разделы содержания ученик освоил, а какие нет, соответствуютли знания и умения конкретного учащегося критериям и требованиямобразовательного стандарта. Такой подход необходим при создании тестов длятекущего и рубежного контроля[12].Например, в тесте из 50 заданий критерий может быть таким:Оценка 2 3 4 5 Баллы 0-12 13-28 29-44 45-50
При такой системе оценивания каждому ученику и родителюясно, за что получена та или иная оценка.
При нормативно – ориентированном подходе происходитсравнение учебных достижений каждого учащегося страны с уровнем знаний всехостальных выпускников данного учебного года. Это достигается путём сопоставлениярезультата каждого учащегося с результатами всех других, выполнявших тот жесамый тест. Этот подход позволяет выставить баллы уже не по четырёх бальнойшкале, а по сто бальной. Результат выполнения теста зависит от разности междууровнем подготовленности тестируемого и уровнем трудности задания.
2.2 ЕГЭ по истории России
При подготовке к единому экзамену по истории отвыпускника требуется привести исторические факты, термины, даты в систему. Тоесть выпускнику необходимы умения и навыки по работе с историческойинформацией. Тестовые задания ЕГЭ проверяют именно сформированность умений инавыков, а не просто знание дат, имен, памятников культуры и т.п. В связи сэтим необходима новая система проведения уроков истории, способная подготовитьвыпускника к ЕГЭ[13].На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3, 5 часа (210минут). Работа состоит из трёх частей, включающих 50 заданий. В экзаменационнуюработу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Онирасполагаются по принципу нарастания от простых в части 1 (А) к сложным в части3 (С).
Рассмотрим демонстрационный вариант ЕГЭ по истории 2007год, часть 1, она состоит из 32 заданий (А1-А32). К каждому заданию даётсячетыре варианта ответа, только один из которых верный:
А1. Какие из перечисленных дат относятся кмонголо-татарскому нашествию на Русь?
882-980 гг.
980-1025 гг.
1113-1125 гг.
1237-1240 гг.
А2. Кто из названных исторических деятелей былисовременниками?
Иван Калита и Ярослав Мудрый
Андрей Рублёв и Александр Невский
Дмитрий Донской и Мамай
Владимир Мономах и хан Ахмат
А3. В XVI – начале XVIII в. приказами называли
рассылаемые царём указы
органы центрального управления
решение Земского собора
распоряжения Боярской думы
А4. Что из названного было одним из итогов военнойреформы середины XVI в.?
создание регулярной армии
введение рекрутчины
создание стрелецкого войска
появление «полков иноземного строя»
А5. К какому веку относится провозглашение Россииимперией?
XVI в.
XVII в.
XVIII в.
XIX в.
А6. Историческое полотно В.И.Сурикова «Меншиков вБерезове» воссоздаёт события, связанные
с дворцовыми переворотами
с Северной войной
со стрелецкими бунтами
с крестьянским восстанием под руководством КондратияБулавина
А7. Какие из перечисленных понятий, терминов возникли входе государственных преобразований Петра I?
Судебник
коллегии
Избранная рада
Табель о рангах
Новоторговый устав
Духовный регламент
Укажите верный ответ.
АВГ 2) АГД 3) БГЕ 4) ВГД
А8. Какое из положений содержалось в Соборном уложении 1649 г.?
введение опричнины
запрещение передавать поместья по наследству
установление «Юрьева дня»
объявление крепостного состояния крестьян наследственным
А9. Что было условием получения Анной Иоанновнойроссийского престола?
ликвидация Верховного тайного совета, восстановление ролиСената
сосредоточение в руках императрицы командованиягвардейскими полками
освобождение дворян от обязательной военной службы
совместное правление императрицы с Верховным тайнымсоветом
А10. Прочтите отрывок из исторического источника иукажите, о каком церковном деятеле в нём идёт речь.
«А великодержавный князь… достохвальный и победоносныйвеликий Дмитрий… пришёл к святому, ибо большую веру имел к старцу, чтобыспросить его, повелит ли ему выступить против безбожных, так как знал, что [он]добродетелен и обладает даром пророчества. И святой, выслушав великого князя,благословил его, вооружил молитвой и сказал: «Победишь и с великой славой живымвозвратишься в своё отечество».
патриархе Филарете
патриархе Никоне
Сергии Радонежском
Иосифе Волоцком
А11. В каком году было создано III отделение Собственнойканцелярии Николая I
1818 г.
1826 г.
1856 г.
1877 г.
А12. Ослабление цензурных запретов, гласное обсуждениепроектов освобождения крестьян от крепостной зависимости относится к началуцарствования
Николая I
Николая II
Александра II
Александра III
А13. В России в XIX в. представителей общественной мысли,отрицавших культурные, духовные ценности предшествующих поколений исовременного им общества, выступавших против пережитков крепостного права,называли
диссидентами
еретиками
раскольниками
нигилистами
А14. В XVIII – XIX вв. подушной податью называласьповинность крестьян в пользу
помещика
государства
церкви
общины
А15. В результате отступления русских войск в началеОтечественной войны 1812 г.
Наполеон разбил русские армии по отдельности
французская армия захватила Киев
французская армия подошла к Санкт — Петербургу
1-й и 2-й русским армиям удалось соединиться подСмоленском
А16. Что из перечисленного ниже связано с событиями 1марта 1881 г.?
создание «Петербургского союза борьбы за освобождениерабочего класса»
убийство Александра II
баррикадные бои в Москве
арест С.Л.Перовского
созыв Государственной думы
суд над народовольцами
Укажите верный ответ.
1) АБВ 2) АВД 3) БГЕ 4) ВГД
А17. Прочтите отрывок из сочинения В.О.Ключевского иукажите дату событий, о которых идёт речь.
«Александр [I] поехал на Юг России провожать свою больнуюимператрицу и 19 ноября умер в Таганроге от тифозной горячки.
Благодаря таинственности, которой облечён был вопрос опрестолонаследии, смерть эта сопровождалась важным замешательством: великийкнязь Николай принёс присягу Константину, а в Варшаве старший брат, Константин,принёс присягу младшему, Николаю. Николай согласился принять престол, и 14декабря была назначена присяга войск и общества. Члены Северного обществараспространяли в некоторых казармах, где популярно было имя Константина, слух,что Константин вовсе не хочет отказаться от престола, что приготовляетсянасильственный захват власти и даже что великий князь арестован».
1814 г.
1825 г.
1842 г.
1855 г.
А18. Сепаратный мир между Германией и Советской Россиейбыл подписан в
декабре 1917 г.
марте 1918 г.
марте 1920 г.
июне 1921 г.
А19. Переход в собственность государства земли,промышленных предприятий, банков, транспорта и т.д., осуществлённый в СоветскойРоссии в 1917 -1918 гг., называется
инвентаризацией
приватизацией
социализацией
национализацией
А20. Коллективизацию в СССР характеризует
создание системы крупных агрогородов
возрождение крестьянской общины
развитие фермерского хозяйства
объединение индивидуальных крестьянских хозяйств
А21. Что из перечисленного ниже относится к причинамострого кризиса 1920 – начала 1921 г.?
негативные последствия продразвёрстки
наступление А.И.Деникина на Москву
проведение денежной реформы
недовольство крестьян введением продналога
А22. Какие из перечисленных положений соответствуютпрограмме Российской социал-демократической рабочей партии (1903 г.)?
А) сохранение единства и неделимости России
Б) свержение монархии
В) сохранение крестьянской общины
Г) установление 8 – часового рабочего дня
Д) развитие широкого местного самоуправления
Е) предоставление политических преимуществ русской нации
Укажите верный ответ.
АБЕ 2) АГД 3) БГД 4) ВГЕ
А23. Прочтите отрывок из воспоминаний лидера П.Н.Милюковаи определите, к какому году они относятся:
«Бывшие министры или проходили сами в Думу, илиприводились туда арестованными. …К Таврическому дворцу шли уже в полном составеполки, перешедшие на сторону Государственной думы, с изъявлением своегоподчинения Государственной думе».
1905 г.
1906 г.
1914 г.
1917 г.
А24. Кто из указанных военачальников внёс выдающийсявклад в разработку и осуществление Висло — Одерской и Берлинской операций входе Великой Отечественной войны?
М.Н.Тухачевский
М.В.Фрунзе
К.К.Рокоссовский
А.А.Брусилов
А25. Прочтите отрывок из воспоминаний военного советникапрезидента США Г.Трумэна и укажите, когда происходили описываемые события.
«…Радиограмма сообщала, что американские самолётысбросили атомную бомбу на японский судостроительный центр Хиросиму…
…Москва объявила, что считает себя в состоянии войны сЯпонией. Мы предполагали, что русское наступление в Маньчжурии, вероятно, уженачалось, и я подумал, что после этого нам придётся делить как военные усилияпротив Японии, так и плоды этих усилий».
в июне 1941 г.
в феврале 1943 г.
в декабре 1944 г.
в августе 1945 г.
А26. Что объединяет даты 1949 г. и 1953 г.?
проведение экономических реформ в промышленности
проведение полётов в космос на пилотируемых кораблях
ввод советских войск в другие страны
первые испытания в СССР атомной бомбы и водородной бомбы
А27. Имя какого государственного деятеля связано свнутрипартийной борьбой за высшую власть в СССР после смерти И.В.Сталина?
А.А.Громыко
А.А.Жданова
Г.М.Маленкова
А.Н.Косыгина
А28. Какое новое положение было включено в КонституциюСССР, принятую в 1977 г.?
осуждение культа личности Сталина
построение за 20 лет коммунистического общества
введение принципа разделения властей
построение в СССР развитого социализма
А29. Что было одной из причин возврата к довоенномуварианту развития экономической системы в СССР после Великой Отечественнойвойны?
осложнение международной обстановки, начало «холоднойвойны»
задача приоритетного развития сельского хозяйства
активизация национальных движений во всех республикахСССР
многочисленные выступления рабочих против тяжёлых условийжизни и труда
А30. Что из названного относится к причинам разрядкимеждународной напряжённости в 1970-е гг.?
А) испытание первой атомной бомбы в СССР
Б) осознание руководителями мировых держав опасности длямира в ядерный век даже обычной войны
В) ликвидация Организации Варшавского договора
Г) возможность перерастания локальных войн в конфликтмежду военно-политическими блоками
Д) установление стратегического паритета между СССР и СШАв ядерном вооружении
Е) вывод советских войск из Афганистана
Укажите верный ответ.
1) АБВ 2) АВЕ 3) БГД 4) ВГЕ
А31. Прочтите отрывок из документа и укажите год, когдаон был принят.
«Содружество Независимых Государств в составе республикиБеларуси, РСФСР, Украины является открытым для присоединения всех государств –членов Союза ССР и также для иных государств, разделяющих цели и принципынастоящего Соглашения».
1985 г.
1991 г.
1993 г.
1998 г.
А32. Объявление чрезвычайного положения в Москве воктябре 1993 г., обстрел Белого дома были связаны с
забастовкой шахтёров
образование ГКЧП
проведение референдума о сохранении СССР
противостоянием между президентом и Верховным Советом.
2.3 Анализ тестовых заданий
В анализе тестов учитываются следующие обстоятельства:
Содержательность задания: какие структурные компонентыисторических знаний, познавательные умения и интеллектуальные способностиучащихся выявляет данный вид теста.
Компактность и точность: насколько кратко и чёткоформулируются вопрос и основная часть теста.
Объективность: насколько велика или малозначительнавероятность случайного угадывания и субъективного оценивания ответа.
Функциональность: какие ещё роли, помимо контрольно –оценочной, способен выполнить конкретный вид теста[14].
План анализа варианта проверки заданий и умений учащихся:
Реализованы ли в этом варианте проверки поставленные цели,и каким образом?
Какие исторические знания и познавательные умения сталипредметом данной проверки?
Насколько рационально выбраны формы, приёмы и средствапроверки знаний и умений школьников?
На каких уровнях познавательной деятельности былазапланирована учебная работа школьников на этом этапе урока?
Какими приёмами и познавательными заданиями учительпланировал активизировать класс? Вовлечь в обсуждение темы слабых, средних исильных учащихся? Поддержать их интерес к предмету и к конкретной теме? Сколькоучеников можно оценить в ходе такой проверки?
Как при организации проверки были учтены возрастные ииндивидуальные познавательные возможности учащихся?
Какие функции выполняет проверка знаний и умений впредставленном варианте?
Заключение
Вводное, обучающее, контрольное, итоговое, тематическоетестирование проводится в школах по разным инструкциям и методикам. Анализспециальной литературы убеждает, что предлагаемые в методических пособиях ипериодических изданиях тестовые задания не создают целостного представления обосновных требованиях к их составлению и применению[15].Опыт обучения тестов показал, что в тех случаях, когда отсутствует тестоваяискушённость, она быстро приобретается. А у тех, кто искушён в тестовыхметодиках, потенциал знаний существенно увеличивается. Приращение знанийдостигается за счёт того, что программный материал рассматривается дважды:сначала учащиеся самостоятельно прочитывают текст параграфа, а затем вновьобращаются к нему при выполнении тестовых заданий. Такой подход способствуетболее прочному усвоению материала по курсу отечественной истории. Методикасамостоятельной работы по схеме: учебник плюс пособие к нему (содержащееобучающие тестовые задания) – позволяет освободить часы учебных занятий длязакрепления полученных знаний. Из комплекта обучающих тестов можно создавать итестовые системы с другим функциональным назначением, например, тематические. Взависимости от состава учащихся, их индивидуальных способностей к усвоениюзнаний можно создать такое количество тестовых систем, которых будет достаточнодля подготовки любой учебной группы.
ЕГЭ стал не только педагогическим, но и социальнымэкспериментом, затронувшим все слои общества от ученика до маститогопрофессора. Пока еще рано говорить о том, удачен ли эксперимент в масштабахРоссии или нет. Декларируемыми целями ЕГЭ являются: формирование объективнойоценки подготовки выпускников общеобразовательных учреждений; повышениедоступности профессионального образования, в первую очередь, для молодежи измалообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров мест проживания; повышениеобъективности вступительных испытаний приемы в ВУЗы; обеспечениепреемственности общего и профессионального образования; обеспечениегосударственного контроля и управления качеством образования на основенезависимой оценки подготовки выпускников.
Что такое для нас ЕГЭ? Это, во-первых, внешняя экспертизапо единым правилам, это способ создать определенные тенденции в развитиисистемы образования, это способ управлять качеством системы, ввести элементыконкуренции в систему образования, это способ анализа эффективности работысистемы и учреждений. Совершенствование преподавания истории с учетомрезультатов ЕГЭ предполагает как в ходе изучения курса, так и в процессепредэкзаменационного повторения, обеспечение более глубокого раскрытия ипроработки понятий высокого уровня обобщения. При их изучении следует активнопривлекать не только учебники, но и хрестоматийные материалы, сборники задач ипознавательных заданий и другие дидактические пособия, акцентировать вниманиена усиление внутрипредметных и межпредметных связей. Проведение ЕГЭ позволилополучить в целом объективную картину состояния общеобразовательной подготовкивыпускников средней школы по всем предметам, в частности, по истории России иобществознанию. Сейчас представляется возможность осмыслить некоторыестатистические данные и сделать первые выводы. Состав участников ЕГЭ по историии обществознанию (как, впрочем, и по другим предметам) определился, в основном,под влиянием следующих факторов: принятием частью российских ВУЗов результатовЕГЭ – в основном, этот фактор повлиял на выбор учащихся, имеющих годовойрезультат “отлично” и “хорошо”; возможностью улучшить итоговую оценку (т.к. ваттестат выставляется оценка, полученная на ЕГЭ в том случае, если она выше,чем годовая) – этот фактор оказал влияние на выбор тех учащихся, которые имеютспорную годовую оценку по предмету; необходимостью обязательной итоговойаттестации в любой форме (ЕГЭ даже в случае получения не удовлетворительнойоценки гарантировал удовлетворительный итоговый результат)– этот фактор, восновном, повлиял на выбор тех учащихся, главной целью которых являлосьполучение аттестата об окончании школы.
Анализ соотношения годовых результатов и результатов ЕГЭприводит к выводу об их значительном несоответствии как по обществознанию, таки по истории России (фактически на 1 балл по пятибалльной шкале). Можновыделить несколько комплексов предпосылок для анализа проблемы причинуказанного несоответствия:
образцовые (ценностные): несоответствие КИМовобязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования; недостаточныйуровень владения учащимися техникой сдачи теста;
ресурсные (материальные): невозможность для частиродителей учащихся при их подготовке к ЕГЭ использования услуг репетитора;
технологические (методологические): аморфность методологическихсхем изучения гуманитарных предметов; отсутствие апробированных технологийподготовки к ЕГЭ по гуманитарным предметам;
субъектные (субъективные): недостаточная деятельностьшколы для формирования у учащихся современной модели мыследеятельности,основанной на конкуренции, рациональности, управлении перспективами.
Традиционно история и обществознание в школе считаются“устными” предметами в отличие от так называемых “письменных” — русского языкаи математики. Контроль ЗУН здесь большей частью не предусматривает письменныхответов, так как задачами ставятся развитие навыков устной речи, уменийдискутировать, доказать свою точку зрения[16].Технику же (умения и навыки) сдачи теста необходимо отрабатывать годами, учитьсяправильно, распределять силы и время, быть внимательным и аккуратным. По невнимательностипри сдачи ЕГЭ можно отметить не ту клетку в группе заданий «А”, или написатьсиноним при ответе на задания типа “В”. К тому же то, что не вызываетзатруднения в устной речи, бывает довольно сложно изложить в письменном виде(задания группы “С”). Указанное противоречие можно снять технологически, но,скорее всего, за счёт основных задач Модернизация образования одной иззаявленных целей имеет обеспечение равных возможностей при поступлении в ВУЗычерез ЕГЭ. Однако, при несомненных достоинствах ЕГЭ (единые КИМы,общероссийские баллы и рейтинги, один экзамен, вместо итогового и вступительного,фактическая объективность оценивания и пр.), попытка их сдачи без услугрепетитора (одной из задач ЕГЭ ставилось сведение до минимума репетиторства)может привести к неудовлетворительным результатам. С этой точки зрения, кромесведения до минимума субъективности оценивания, пока не видна разница между“традиционным” экзаменом (в любой форме) и ЕГЭ. Разрешение проблемы видно вкорректировке принципов и методов педагогических технологий[17].Можно сделать следующие выводы. Результаты ЕГЭ должны стать предметомметодического анализа в МО ОУ, ГМО. Сейчас наиболее перспективныминаправлениями анализа видятся следующие: полный анализ материалов КИМов ирезультатов ЕГЭ на двух уровнях методических объединений (МО образовательныхучреждений и ГМО); выявление и изучение опыта учителей, чьи учащиеся показалинаиболее высокие результаты; организация семинаров по распространению иосвоению выявленного педагогического опыта; проектирование новых педагогическихтехнологий, направленных на обеспечение более высокого качества подготовкивыпускников в условиях модернизации.
Список использованных источников и литературы
1. О едином государственном экзамене. Закон РФ от 8 февраля 2007 года //Российская газета. 2007. 18 марта.
2. Об образовании. Закон РФ от 5 декабря 2000 года // Российская газета.2000. 3 февраля.
3. Акопова Л.И., Ястребова С.А. Внутришкольный контроль по истории. М., №3,1998. С.26.
4. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия – школьник:программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности умладших школьников. М., 2000. С.112.
5. Болотов В.А. Единый государственный экзамен. Сборник статей. М., 2002.С.114.
6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М.2003. С.36.
7. Готовимся к единому государственному экзамену: История России. /Под ред.Л.Н.Боголюбова. – М., 2003. С.14.
8. Егоров Е.В. Преподавание истории в школе. №2, М.,2005. С.54-58.
9. Единый государственный экзамен. Сборник нормативных документов, М.,2002. С.143.
10. Кипа К.А. Некоторые аспекты применения методов рациональной философииистории в процессе преподавания истории и обществознания в старших классах//Преподавание истории и обществознания в школе. №1, М., 2002. С. 46.
11. Корнилов В.А., Шумарина О.П., Жог В.И., Дмитриенко В.П. Тесты. М., 1993.С.9-12.
12. Кузьмина Э.М., Набатова О.В. Преподавание истории в школе. № 5, М..2004. С.63.
13. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросыфилософии. № 4, М., 1995. С.67.
14. Лихачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций. М., 2001. С.315.
15. Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования ипараметризации педагогических тестов. М., 2000. С.213.
16. Нейман Ю.М. Шкалирование результатов единого госэкзамена. М., 2002.С.127.
17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. М., 2000. С. 246.
18. Хлебников В.А. Развитие системы тестирования в России. – Материалыежегодной Всероссийской конференции. М., 2001-2003.
19. Шмелев А.Г. Тесты для старшеклассников и абитуриентов. М., 2000. С.124 — 132.