Реферат по предмету "Разное"


Robert В. Dilts Visionary

www.koob.ru Robert В. DiltsVisionaryLeadership SkillsCreating a World to Which People Want to Belong) Meta Publications, CaliforniaРоберт ДилтсНЛП:навыкиэффективногоЛИДЕРСТВАЕ^ППТЕР*Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ ВоронежРостов-на-Дону • Екатеринбург • СамараКиев • Харьков • Минск2003Роберт Дилтс НЛП: НАВЫКИ ЭФФЕКТИВНОГО ЛИДЕРСТВАСерия «Эффективный тренинг» Перевод с английского Н. Мигаловской Главный редактор Заведующий редакцией Руководитель проекта Научный редактор Редактор Художник Корректоры Верстка И подготовка иллюстраций^ Е. СтрогановаЛ. Винокуров И. КарповаМ. ГринфельдС. КомаровК. РадлевичТ. Брылева, II. БаталоваА. Барин Д46 ББК 88.54 УДК 316.46 Дилтс Р. НЛП: навыки аффективного лидерства. — СПб.: Питер, 2003. — 224 с: ил. — (Серия «Эффективный тренинг»), ISBN 5-318-00255-2 В книге ОДНОГО из крупнейших специалистов в области НЛП анализируются важнейшие навыки лидерства, в основе которого лежит так называемое «видение будущего». По результатам личных наблюдении за деятельностью эффективных лидеров и менеджеров в ряде стран автором моделируются различные группы навыков: стратегического и системного мышления, построения взаимоотношений с людьми, личностные навыки. Цель предлагаемого руководства — помочь лидерам любого уровня эффективно вести себя в разнообразных ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми, почувствовать и усилить собственную мотивацию, вовлеченность в профессиональную деятельность и жизнь. Кроме того, рассматриваются вопросы управления убеждениями, стили лидерства и их роль в повышении эффективности действий лидера. Книга адресована руководящим работникам, психологам и всем, кто интересуется практикой нейро-лингвистнческого программирования. © 1996 by Meta Publications © Перевод на русский язык ЗЛО Издательский дом «Питер», 2001 © Издание на русском языке, оформление Издательский дом «Питер», 2003 Права на издание получены по соглашению с Robert В. Dilts. Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть Воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN 5-318-00255-2ISBN 0-916990-38-9 (англ.) ООО «Питер Принт», 196105, Санкт-Петербург, Благодатная ул., д. 67в. Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 95 3005 —литература учебная. Подписано в печать 27.09.02. Формат 60x90/16. Усл. п. л. 14. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 3184. Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Типография „Правда"». 191119, С.-Петербург, Социалистическая ул., 14. Оглавление Посвящение....................................................................................................................7 Благодарности...............................................................................................................8 Предисловие................................................................................................................ 10 Введение....................................................................................................................... 13^ Глава 1. Что такое лидерство?............................................................15 Определение лидерства........................................................................................... 15 Проблемное пространство лидерства................................................................. 18 Базовые навыки лидерства....................................................................................25^ Глава 2. От видения к действию..........................................................28 Уровни изменения и лидерства............................................................................28 Движение от видения к действию.......................................................................32 Эффективное лидерство и внутренние состояния........................................38 Создание состояния соответствия......................................................................40 Приведение в состояние соответствия по уровням.......................................42 Демонстрация процесса приведения в соответствие по уровням............................................................................................................43 Приведение в состояние соответствия по уровням в группе.....................52 Бланк для процедуры приведения в состояние соответствия по уровням............................................................................................................53^ Глава 3. Приведение в соответствие уровней изменений в системе........55 Значение приведения в соответствие для организации..............................55 Уровни изменений в организации.......................................................................58 Пример неудачного приведения в соответствие по уровням в организации.......................................................................................................61 Иллюстрация различных уровней процесса в применении к развитию организации..................................................................................65 Основы эффективного «нахождения пути»....................................................69 Бланк желаемого состояния..................................................................................71 Бланк состояния в настоящее время..................................................................72 Культура против культа — определение организации.................................73 Приведение в состояние соответствия для членов организации...................................................................................77^ Глава 4. Создание будущего...............................................................79 Превращение мечты в реальность.......................................................................79 Мечтатель, реалист и критик................................................................................80 Физиология и творческий цикл...........................................................................84 Применение творческого цикла...........................................................................85 Стратегия планирования Диснея........................................................................87 Стили мышления в лидерстве и решении проблем......................................95 Использование паттернов метапрограмм применительно к лидерству............................................................................98 Обращение к различным стилям мышления.................................................100 Упражнение: равновесие стилей мышления в группе................................101^ Глава 5. Управление убеждениями....................................................103 Влияние систем убеждений в организациях и социальных системах.....103 Мотивационное пространство изменений.....................................................107 Оценка мотивации для изменений....................................................................111 Бланк оценки убеждений......................................................................................113 Поддерживающие убеждения.............................................................................115 Основные типы причин.........................................................................................116 Нахождение системы причин через соединительные слова....................120 Проверка убеждений — усиление мотивации достижения видения или цели...............................................................................................................123 Бланк проверки убеждений.................................................................................127 Проверка убеждения с различных точек зрения..........................................129 Бланк проверки убеждений 2..............................................................................129 Бланк оценки убеждений......................................................................................131 Принцип позитивного намерения.....................................................................132^ Глава 6. Эффективная коммуникация................................................135 Навыки коммуникации и отношений с людьми в лидерстве..................135 Матрица коммуникации.......................................................................................136 Мониторинг внутреннего состояния................................................................151 Работа с метасообщениями..................................................................................153 Подстройка и ведение.........................,..................................................................155 Репрезентативные каналы и стили мышления.............................................159 Основные позиции восприятия в коммуникации и отношениях..........162 Навыки метакоммуникации................................................................................164 Использование навыков эффективной коммуникации.............................166^ Глава 7. Стили лидерства..................................................................171 Влияние различных стилей лидерства............................................................171 Ситуационное лидерство......................................................................................172 Трансформационное/Изменяющее/Преобразующее лидерство...........175 Бланк оценки стиля лидерства .....\.....................................................................180 Уровни изменений и стили лидерства.............................................................183 Упражнение: изучение и расширение стилей лидерства..........................184^ Глава 8. Притча о дельфинах.............................................................187 Новая парадигма обучения и лидерства.........................................................187 Притча о дельфинах...............................................................................................189 Уровни обучения.....................................................................................................192 Контекст и аксиомы................................................................................................195 Культура и «обучение II».....................................................................................198 Значение притчи о дельфинах для лидерства...............................................199 Применение притчи о дельфинах......................................................................201Заключение.....................................................................................205 Послесловие.........................................................................................•...................208Приложение А. Преодоление сопротивления для убеждения..............209Приложение Б. Systemic Solution International...................................218 Литература.................................................................................................................221iПосвящение Эту книгу с любовью и уважением посвящаю Джино Бониссоне, с помощью которого я узнал о жизни столько же, сколько о лидерстве. Я хочу выразить признательность: Джино Бониссоне и Иванне Гасперини за то, что поддерживали и направляли мой рост как лидера и как человека; покойному Тодду Эпштейну, который внес такой большой вклад в мое видение реальности; покойному Дэвиду Гастеру, открывшему мне понятие «лидерства, основанного на видении», магию слова «миссия» и мудрость Жиля Пажу; Джо Игеру, который помог мне осознать, какой вклад может внести НЛП в развитие бизнеса и организаций, и сформулировал модель «How to, Want to, Chance to»; Стиву Арнольду, предоставившему мне возможность изучить ценность различных средств в обучении навыкам лидерства; Стиву Пайлу, который помог мне расширить мою карту лидерства; Грегори Бейтсону и Бернарду Бассу за мудрость в понимании контекста лидерства; Джону Гриндеру и Ричарду Бэндлеру за создание методологии и подхода, на которых основана эта работа; Эми Саттинджер и Мишель Рауш, которые помогали мне корректировать и редактировать эту книгу. Их приверженность совершенству и стремление к конгруэнтности помогли мне писать лучше.Благодарности Лидерам, участвовавшим в моем исследовании вопросов лидерства: Жилю Пажу, кто вдохновлял меня и служил примером лидерства, основанного на видении; Энди Джасту, который делал редакторские замечания и одновременно являлся моделью в моем исследовании; Джованни Теста, в течение многих лет поддерживающему миссию, которую несет данная книга; Джанфранко Гамбильяни, который оказывал внимание и поддержку видению, предшествовавшему этой книге. В 1988 году во мне начало созревать видение обширного исследования, посвященного навыкам лидерства и основанного на принципах нейро-лингвистического программирования. Исследование могло включать оеседы и взаимодействие с представителями высшего руководства многочисленных организаций как в Европе, так и в Соединенных Штатах. В то время во всем мире все сильнее ощущался ветер перемен. Западная Европа двигалась к «1992», ЕЭС и мечтам об объединенной Европе. Восточная Европа балансировала на грани глубоких идеологических и экономических перемен. Эти процессы нашли отражение в создании новых моделей мира, которые оказали влияние на всю планету. Эти процессы требовали не только создания новых представлений о людях, группах, культуре, но и новых навыков общения и взаимодействия со все большими и большими системами людей. Эта книга является и результатом и отражением тех времен и влияния, которое они продолжают оказывать на нашу жизнь. Именно в то время я впервые встретил Джино Бониссоне. Это было в Милане; Джино работал консультантом в области стратегии и развития организаций. Мы оба обнаружили, что наши интересы удивительным образом пересекаются, а знания и навыки одного дополняют знания и навыки другого. Через какое-то время мы стали друг для друга наставниками, учениками, коллегами и, наконец, со-разработчиками приложения НЛП к вопросам лидерства и организационных изменений. Книга «Навыки будущего» {Skills for the Future)ПРЕДИСЛОВИЕ Предисловие стала результатом нашего сотрудничества, которое продолжается до сих пор. Одним из наших первых совместных проектов было исследование навыков эффективного лидерства на базе компании Fiat в Турине. Этот проект, как оказалось, внес весомый вклад в мое более обширное исследование, посвященное лидерству. Проект финансировала компания Isvor Fiat, а также Джанфранко Гамбильяни и Джованни Теста; эти два человека, обладающие блеском, преданностью и предвидением, произвели на меня впечатление, которое нисколько не ослабело со временем. Книга «Моделирование навыков эффективного лидерства» {Modeling Effective Leadership Skills), дополняющая данную, описывает процесс и результаты упомянутого проекта. В мае 1989 года мой друг и коллега — тренер НЛП Дэвид Гастер — познакомил меня с Жилем Пажу, исполнительным директором французского отделения шведской фармацевтической фирмы Pharmacia, и Жиль стал одной из центральных фигур в моем исследовании лидерства. В его мудрости и его высказываниях (которые я цитирую в своей книге) воплощены многие ключевые характеристики лидерства. Это он определил лидерство как «создание мира, к которому хотят принадлежать люди» — определение, которое проходит по всей книге и которое стало для меня наиболее полным воплощением цели и духа лидерства, основанного на видении. В июне 1989 года я начал со Стивом Арнольдом из Lucasfilms проект, включающий образование совместно с Apple Computer акционерной компании по разработке интерактивной мультимедийной программы для обучения менеджеров навыкам лидерства, коммуникации и системного мышления. «Коммуникационная матрица» является результатом попыток систематизировать некоторые из навыков и догадок о лидерстве для этого проекта. Другим ключевым событием в эволюции видения, воплотившегося в этой книге, стала конференция «Пути к лидерству», которую я проводил вместе с моим покойным коллегой Тоддом Эпштейном в июне. 1991 года. Конференция была посвящена продвижению средств НЛП как способа «создания мира, к которому хотят принадлежать люди». Большая часть мастер-классов и презентаций на конференции была посвящена применению различных уровней изменения и лидерства в организациях. Помимо мастер-классов в программу конференции входили выступления людей, применявших НЛП в организаци-к,.........jf л hi............_____________________________ ях, и симпозиум, в котором принимали участие лидеры, работающие в самых различных областях. Применение навыков, описанных на этих страницах, уместно в самых различных ситуациях. Они могут оказать бесценную помощь, если вам надо заинтересовать людей или вовлечь их в любую деятельность группы и организации, включая менеджмент, консультирование, развитие организаций, тренинг, обучение, даже воспитание детей.ВВЕДЕНИЕ Лидерство — это создание мира, к которому хотят принадлежать люди. Жиль Пажу В какой-то момент нашей жизни, вероятно, все мы чувствуем желание изменить мир или сделать его немного лучше. Это желание, как правило, вырастает из видения, что наша жизнь или наш мир могут быть каким-то образом изменены. Это видение будущего часто обеспечивает нам направление и руководство в жизни или работе, создает мотивацию и дает импульс изменениям. Видение, которое разделяет большое число людей, создает основу для эффективной работы в команде, а видение, которое разделяют широкие массы, становится фундаментом для создания организаций, культуры и, в пределе, — для прогресса цивилизации. В этой книге исследуются важнейшие навыки и инструменты, которые требуются для того, чтобы произвести изменения и «создать мир, к которому хотят принадлежать люди», — навыки и инструменты лидерства, основанного на видении будущего. Эти навыки включают как исследование себя и самораскрытие, так и взаимодействие с другими людьми. Они имеют отношение к формированию и прояснению ваших собственных мечтаний и идей, сообщению этих идей другим людям, трансформации мечты в действие и привлечению других людей для помощи в переносе идей и представлений в реальность. Многие из навыков, представленных в данной книге, были смоделированы на основе наблюдений за действиями эффективных лиде-^&ЗСЩ':______Введение ров и менеджеров всего мира. Широта диапазона навыков варьирует от планирования и решения проблем до эффективной коммуникации и установления контакта. Вот некоторые темы книги: — реализация естественных лидерских способностей через определение вашего видения и миссии; — развитие и поддержание состояний личного совершенства; — разработка эффективных планов; — распознание различных стилей мышления и обращение к ним; — понимание убеждений и систем убеждений и управление ими; — повышение личной эффективности в общении и управлении другими людьми; — развитие и обогащение личных стилей лидерства; — умение давать полезную обратную связь; — работа с культуральными аксиомами, экология организации и другие системные вопросы. Однако наиболее важный аспект развития навыков лидерства включает умение принимать на себя определенные обязательства и быть им приверженным. В связи с этим выполнение упражнений, предлагаемых в книге, так же важно, как и прочтение текста. Хотя некоторые из упражнений лучше выполнять в группе, большинство из них организовано по принципу «заполните бланк», так что вы можете выполнять их самостоятельно. Но для того чтобы извлечь из этой книги как можно больше пользы, принципиально важно выполнять упражнения и в одиночку, и вместе с другими людьми. «Создание мира» требует столько же действий, сколько и видения. Что такое лидерство?^ Определение лидерства Наиболее важные навыки, которые требуются для того, чтобы изменить мир, — это навыки лидерства. Это стало совершенно очевидным после того, как мы пытались приспособиться к все возрастающим изменениям, происходящим как в нашем обществе в целом, так и на рабочих местах в течение последнего столетия. Если мы хотим управлять собственной судьбой и оказывать влияние на судьбы нашей семьи, сообщества, организации и всей планеты, необходимость лидерских способностей становится очевидной. Эффективное лидерство — один из ключей к нашему будущему успеху и выживанию. Но что такое лидерство и кто такой лидер? Можно ли развить в себе способности лидера или это нечто, с чем надо родиться? Одни говорят, что умению быть лидером необходимо учиться и получить его в качестве заслуженной награды. Другие утверждают, что это подарок судьбы, который невозможно приобрести путем обучения. В большей части литературы по лидерству сделан акцент на характеристиках хорошего лидера. Эти характеристики, однако, являются слишком общими, чтобы иметь какую-то практическую ценность для того, кто пытается стать более эффективным лидером. Например, утверждение, что хороший лидер является «одаренным оптимистом», или «честным», или «воодушевленным», по сути, не дает практиче-бШРТПШ_______Глава 1 ской основы для развития или улучшения специфических умений. Это типичные суждения, которые выносят о нашем поведении другие люди. Очень часто в описании эффективного лидера делают упор на то, что оказалось эффективным в конкретной сфере бизнеса, культуре или определенном окружении. Однако действия, стиль или характеристики, которые делают лидера «хорошим» в одних условиях, могут оказаться малоэффективными или даже вредными в других. В некоторых исследованиях, посвященных этому вопросу, сделан акцент на результатах эффективного лидерства; там указывается, что хороший лидер «создает видение», «мобилизует обязательства», «определяет потребности» и т. д. Однако недостаточно просто знать об этих целях. Ключ к их реальному достижению — наличие интеллектуальных и поведенческих навыков, необходимых для их претворения в жизнь. Цель данной книги — определить и разработать некоторые специфические модели, принципы и умения, которые позволят вам стать более успешным лидером, т. е. это «как» эффективного лидерства. Определяя, что такое «эффективное лидерство», важно провести различия между «лидером» (leader), «лидерством» (leadership) и «ведением» (leading). Позиция лидера — это роль в определенной системе. Человек, формально играющий роль лидера, может обладать, а может и не обладать лидерскими навыками и способностью руководить. Лидерство имеет прямое отношение к личным умениям, способностям и влиянию. Часто лидерство может принадлежать человеку, не являющемуся формальным «лидером». Ведение — это результат сочетания соответствующей роли и способности к лидерству, т. е. умения каким-то образом влиять на других людей. В самом широком смысле лидерство можно определить как способность влиять на других в направлении достижения определенной цели. Таким образом, лидер ведет сотрудника или группу сотрудников к определенной цели. В деловой сфере и в организациях лидерство часто противопоставляется менеджменту. Менеджмент обычно определяют как «умение выполнить задачу посредством других людей». Лидерство же определяют как «умение сделать так, чтобы другие люди захотели выполнить задачу». Таким образом, лидерство тесно связано с созданием мотивации и влиянием на других людей. Однако в соответствии с новым взглядом на лидерство лидером считается не тот, кто обладает влиянием просто потому, что он хозя-^ Что такое лидерство?_______'ЩккА^Ш^ ин или начальник. Напротив, лидер — это человек, который привержен идее «создать мир, к которому хотят принадлежать люди». Данная приверженность требует наличия определенного набора моделей и способностей для эффективного и экологичного выражения видения, которое породило эту приверженность. Сюда следует включить коммуникацию, взаимодействие и управление отношениями внутри организации, группы людей или социальной системы, которых вы хотите вести в соответствии с вашими высочайшими устремлениями. Николе (Nicholls, 1988) указывает, что большая часть путаницы, возникшей в исследованиях лидерства, произошла потому, что существуют три принципиально различных вида лидерства. Он называет их мета-, макро- и микролидерство. 1. Металидерство — это создание «движений» в широком смысле этого слова (например, движение за гражданские права, домашние компьютеры, гласность). Металидерство «связывает индивидов, через видение лидера, с окружением. Делая это, оно освобождает энергию и создает последователей-энтузиастов». 2. В макролидерстве «роль лидера в создании успешной организации реализуется двумя путями: нахождением пути и создание культуры... Нахождение пути можно коротко определить как нахождение дороги к успешному будущему. Создание культуры можно рассматривать как объединение людей в организацию, имеющую цель, т. е. такую, которая способна двигаться по намеченному пути или полностью использовать имеющиеся возможности... Макролидерство — это влияние на людей путем объединения их в общность, независимо от того, идет ли речь о целой организации, подразделении, отделе или группе. Лидер влияет на людей, давая подчиненным ответы на следующие вопросы: Что собой представляет организация в целом? Где в ней мое место? Как меня оценивают? Что от меня ожидают? Почему я должен быть ей предан? В этом процессе лидер создает преданных членов организации». 3. В противоположность вышеперечисленным микролидерство «фокусируется на выборе такого стиля лидерства, который позволяет создать эффективную рабочую атмосферу и выработать у сотрудников стремление к кооперации в процессе выполнения работы путем подбора подходящего стиля по обеим осям: задача и отношения. Выбор стиля лидерства зависит от конкретных подчиненных и работы/задачи, которая должна быть выполнена. Он, та- Глава 1 ким образом, зависит от ситуации и условий... Лидер направляет людей в организации к выполнению определенной работы или задачи. Если стиль лидерства выбран правильно, люди выполняют свою работу охотно и в деловой атмосфере». «Создание мира, к которому хотят принадлежать люди», требует использования в определенной мере всех трех различных типов лидерских способностей.^ Проблемное пространство лидерства Прежде чем определять некоторые специфические принципы и навыки, которые относятся к уровням микро-, макро- и металидерства, давайте рассмотрим некоторые вопросы, или то проблемное пространство, которому должны быть адресованы эти умения. Элементы, которые составляют типичную ситуацию лидерства, включают (а) лидера, который ведет (б) других людей к (в) определенной цели внутри (г) системы. Таким образом, проблемное пространство и лидерские навыки (воспринимаемые с точки зрения лидера) включают организацию отношений: 1) с самим собой как лидером; 2) между желаемой целью или результатом проекта или ситуации; 3) между сотрудниками и другими людьми, которые влияют на лидера и результат и сами подвергаются влиянию лидера и желаемого результата; 4) с системой, в которой лидер взаимодействует с другими людьми с целью достичь желаемого результата (рис. 1.1). Рис. 1.1. Общее проблемное пространство лидерства Что такое лидерство? Рис. 1.2. Проблемное пространство металидерства Однако, как указывает Николе, вопросы, имеющие отношение к проблемному пространству лидерства, будут варьировать в зависимости от того, о каком уровне идет речь: мета-, макро- или микролидерстве. Так, на метауровне лидерство включает представление (а) о миссии лидера по отношению к (б) более глобальной или всеобщей системе, которой он служит, и (в) обществу, внутри которого лидер действует в отношении (г) руководящего видения, направляющего систему или общество. Например, Махатма Ганди осуществлял свою духовную миссию в отношении британского и индийского обществ в неспокойном и устремленном к войне мире первой половины XX в. Он реализовал свою миссию через кампанию ненасильственного сопротивления, служившую его представлению о свободной и объединенной Индии (рис. 1.2). На макроуровне лидерство включает представление (а) о роли лидера внутри (б) организационной структуры и в отношении к (в) профессиональной культуре, в которой лидер действует с целью определить (г) путь, который приведет к достижению цели, и следовать этим путем. Например, в конце 1980-х годов Джон Скалли, будучи президентом и исполнительным директором компании ^ Apple Computer, работал над созданием в организационной структуре своей компании инноваций, позволяющих развивать и поддерживать культуру «высоких технологий». Это позволило компании следовать путем, который привел к стабильному росту доли Macintosh на рынке персональных компьютеров (рис. 1.3).^^ШШ' Глава1 Рис. 1.3. Проблемное пространство макролидерства На микроуровне лидерство включает представление (а) о статусе лидера и его личных возможностях в отношении (б) фильтров восприятия и мотивации его сотрудников с целью определить и достичь (в) специфических целей в (г) определенном окружении. Например, чтобы стимулировать предложение новых идей и инноваций в мультипликации, во время «мозгового штурма» Уолт Дисней должен был использовать собственные творческие и коммуникационные навыки. Его успех зависел от его способности переходить из состояния энтузиазма в состояние сосредоточенности во время взаимодействия с аниматорами, музыкантами, сценаристами, продюсерами и т. д. в рабочей комнате в его студии (рис. 1.4). Рис. 1.4. Проблемное пространство микролидерства Что такое лидерство? Личность Выраженная по отношению к Мета 1 Миссии лидера относительно большей системы Макро Роли лидера внутри организации 1 Микро Лидера как человека с его собственной историей Рис. 1.5. Вопросы лидерства, связанные с личностью лидера Микро-, макро- и метауровни лидерства должны быть определены, соотнесены и согласованы для осуществления эффективных и хорошо сформированных организационных действий. Так, очень важно рассмотреть личность самого лидера в отношении: а) его миссии относительно большей системы, составной частью ко- торой является организация; б) его роли и ответственности внутри организации; в) его личной истории, ценностей и способностей как индивида (рис. 1.5). Например, Ганди во время его кампании ненасильственного сопротивления пришлось выполнять различные роли — адвоката, писателя, редактора и представителя конгресса, — и все они основывались на развитии его собственных умений, ценностей и убеждений. Аналогичным образом цели могут быть определены относительно: а) более долговременного видения, которое направляет проект или сообщество; б) всей совокупности целей, необходимых для движения к видению; в) специфических целей, которые составляют шаги на этом пути (рис. 1.6). Глава 1 Цели Определенные по отношению к Мета 1 Более долговременному видению проекта 1 Макро Совокупности целей, необходимых для проявления видения 1 Микро 1 Специфическим целям, которые составляют указанную совокупность Рис. 1.6. Вопросы лидерства, связанные с целями Например, представление Диснея о «фабрике фантазии» должно было реализовываться на пути, отмеченном выполнением многих специфических проектов и задач. Чтобы подготовиться к созданию мультипликационного шедевра «Фантазия», аниматоры Диснея сделали множество коротких фильмов как с целью приобретения опыта, 1 Другие | Понимаемые в отношении Мета Сообщества • смесь культурных влияний в отношении к большей системе 1 Макро Культуры • история • предположения и аксиомы| Микро 1 Фильтров восприятия • стили мышления • убеждения и ценности Рис. 1.7. Вопросы лидерства, связанные с другими людьми^ Что такое лидерство? ДЯЕКЙР так и чтобы обеспечить финансовую поддержку более глобального видения. Сотрудники и другие люди могут быть поняты в отношении: а) большего сообщества, членами которого они являются; б) профессиональной или организационной культуры, к которой они принадлежат; в) фильтров восприятия и стилей мышления, которыми они обладают (рис. 1.7). Сложности, с которыми столкнулся Джон Скалли в ^ Apple Computer, были связаны не только с его переездом с Восточного побережья в Калифорнию. Ему также пришлось приспосабливаться к отличию в профессиональной культуре между компанией «Пепси-Кола» и высокотехнологичной компьютерной индустрией. Ему пришлось перейти от культуры компании, ориентированной на продажу безалкогольных напитков и закусок, к культуре компании, занимающейся разработкой новых компьютеров и программного обеспечения. Вдобавок он должен был научиться иметь дело с различиями в стилях мышления и ценностях между маркетологами Восточного побережья и инженерами Западного побережья. Наконец, лидер должен видеть систему в терминах: а) большего пространства людей и событий, которые окружают организацию и влияют на нее, так же как на ее цели и потребности; Система Система Воспринимаемая в терминах Мета Окружающей глобальной сети людей и событий Макро Структуры организации Микро Специфического контекста и ситуации Рис. 1.8. Вопросы лидерства, связанные с системой^Ш1№Щ1В Глава 1Другие люди Рис. 1.9. Пространство вопросов, имеющих отношение к лидерству б) организационной структуры, которая определяет генеральную цель и задает условия для задач и проектов; в) специфической ситуации, устанавливающей физические и коммуникационные условия, внутри которых должны выполняться все задачи и операции (рис. 1.8). Моя собственная работа, например, включает проведение тренин-говых программ в самых разных частях света. Чтобы быть эффективным, я должен не только принимать во внимание конкретные условия, в которых я веду тот или иной семинар; я часто должен также вносить в них коррективы, чтобы удовлетворить потребности различных организаций и структур. Кроме того, я должен учитывать влияние различных событий и культуральные влияния в различных частях света, где я провожу обучение. Итак, эффективное лидерство включает умение: 1) учитывать благополучие и экологию более крупной системы, членом которой является лидер; 2) организовывать равновесие между отношениями и задачами в достижении результата внутри более крупной системы; _____________________________________________^ Что такое лидерство? ШШФГЩЩ 3) организовывать задачи и проекты путем эффективного планирования и корректировки стиля лидерства (рис. 1.9).Базовые навыки лидерства Лидерские навыки должны быть адресованы каждому ключевому элементу, который составляет проблемное пространство лидерства. К ним относятся: а) личность лидера; б) отношения лидера с его сотрудниками; в) система, внутри которой действует лидер; г) цель, которой стремятся достичь лидер и его сотрудники в данной системе. В этой книге рассматривается обширный набор навыков, адресованных различным элементам, составляющим понятие лидерства: личностные навыки, навыки отношений, навыки стратегического мышления и навыки системного мышления.^ Личностные навыки имеют отношение к тому, как лидер ведет себя в той или иной конкретной ситуации. Личностные навыки позволяют лидеру выбирать или конструировать наиболее подходящие для данной ситуации состояние, установки, фокус и т. д. В каком-то смысле личностные навыки являются процессом, в котором лидер руководит самим собой.^ Навыки отношений — это способность понимать людей, мотивировать их и взаимодействовать с ними. Они являются результатом способности присоединиться к модели мира другого человека, установить контакт и направить этого человека к осознанию проблем и задач. Поскольку лидер должен достичь своего видения и выполнить свою миссию путем влияния на других людей, навыки отношений являются одним из наиболее существенных аспектов лидерства.^ Навыки стратегического мышления необходимы для того, чтобы определять специфические цели и задачи и достигать их. Стратегическое мышление включает способность определить желаемое состояние, оценить исходное состояние и затем установить наиболее подходящую последовательность промежуточных состояний, которые необходимы, чтобы достичь желаемого состояния. Ключевой элемент эффективного стратегического мышления — определение того, какие операторы и операции окажутся наиболее эффективными и будут наилучшим образом способствовать движению из существующего состояния в направлении желаемого состояния. Глава 1 Рис. 1.10. Базовые навыки лидераНавыки системного мышления используются, чтобы определить и понять проблемное пространство, в котором будет действовать лидер, его сотрудники и организация в целом. Системное мышление является основой эффективного решения проблем и способности создать


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.