Реферат по предмету "Политология"


Политическая идеология и ее основные разновидности

Содержание Введение Природа политической идеологии и ее предназначение Мировые идеологии: либерализм, консерватизм, социализм, фашизм Либерализм Консерватизм
Социализм Ленинизм Фашизм Заключение Список литературы
Введение Мир политического невозможно представить себе без идеологии. С самого своего возникновения власть и связанные с ней формы правления, а также проводимый ими политический курс нуждались в обосновании, оправдании, легитимизации. Идеология, не важно как она называлась в разные исторические эпохи, и была призвана выполнять эту задачу. Поэтому естественно, что немаловажное место и в политической науке, и политической философии занимает вопрос о соотношении политики и идеологии. О его значимости свидетельствует хотя бы тот факт, что XX столетие называют веком идеологии, поскольку он прошел под знаком не просто бескомпромиссной борьбы, а войны различных идеологических систем. Оставляя в стороне вопрос о причинах, условиях появления и эволюции этого феномена, отметим лишь то, что возникновение и институционализация идеологии в собственном смысле слова теснейшим образом связаны с процессами автономизации гражданского общества и мира политического, усложнения и плюрализации социального состава общества, разложения универсального средневекового мышления, появления политико-философской мысли и ее диверсификации на различные направления и течения, отделения мировоззрения от государства, частным случаем которого первоначально стало отделение церкви от государства. Идеология теснейшим образом связана также с формированием и институционализацией идей нации и национального государства. Более того, в течение последних двух-трех столетий идеология и национализм дополняли и стимулировали друг друга. Не случайно они возникли почти одновременно в качестве выразителей интересов поднимавшегося третьего сословия, или буржуазии. Другое дело, что в XX в. оба феномена приобрели универсальный характер и стали использоваться для обозначения широкого спектра явлений. Появившиеся в нашем столетии понятия «буржуазный национализм», «либеральный национализм», «мелкобуржуазный национализм», «национал-шовинизм», «нацизм» и т.д. использовались в качестве идеологических конструкций для оправдания и обоснования политико-партийных и идеологических программ соответствующих социально-политических сил. Во многом различные идеологические течения явились, по сути дела, результатом приспособления основных направлений политико-философской мысли к непосредственным потребностям практической политики различных конфликтующих сил в обществе. Но в отличие от политической философии, идеология ориентирована на непосредственные политические реалии и действия, на политический процесс и руководствуется соображениями привлечения поддержки со стороны населения тех или иных политических программ. Поэтому, естественно, она носит более ярко выраженный тенденциозный характер. Все идеологии, независимо от их содержания, касаются проблем авторитета, власти, властных отношений. Они основываются на признании определенной модели общества и политической системы, путей и средств практической реализации этой модели. Именно в идеологии в наиболее обнаженной форме находит свое практическое воплощение, оправдание и обоснование конфликтное начало мира политического. Для консолидации идеологии внешний враг имеет, пожалуй, не менее, если не более, важное значение, чем единство интересов ее носителей. Здесь внешний враг служит мощным катализатором кристаллизации этих интересов. Если врага нет, то его искусственно изобретают. Особенно отчетливо этот принцип проявляется в радикальных идеологиях, которые вообще не могут обходиться без внутренних и внешних врагов. Более того, сама суть этих идеологий выражается с помощью образа или образов врагов. Как отмечал германский исследователь О.Ламберг, эффективность идеологии в данном аспекте наиболее отчетливо проявляется в тех случаях, когда остальной окружающий мир видится как враждебная сила, провоцируя тем самым инстинкты обороны, страха, агрессивности у членов соответствующей группы. Каждая идеологическая конструкция содержит в себе развернутое представление об антиподе или противнике. От образа противника во многом зависит степень интегрированности группы.
Природа политической идеологии и ее предназначение Политическая идеология является важным элементом общественного сознания. Выступая в качестве стержневой конструкции всей идеологической системы, она играет значительную роль в политической жизни общества. Для начала разберемся, что представляет собой идеология? Создателями теории идеологии являются немецкие мыслители К. Маркс, Ф. Энгельс и К. Мангейм. С точки зрения К. Маркса и Ф. Энгельса, идеология представляет собой духовное образование, проявившееся в результате социально-классовой дифференциации общества. Она возникает и развивается по мере того, как на место однотипных первобытных общин пришли социальные группы разного типа, имеющие различные интересы и занимающие неодинаковое социальное положение. Идеология сформировалась как инструмент выражения и защиты интересов различных социальных групп и классов. Можно дать такое определение идеологии. Идеология — это функциональная характеристика общественного сознания, отражающая общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, общностей и обслуживающая эти интересы. Социально-классовая сущность идеологии предопределяет ряд важных особенностей идеологического стиля мышления. Идеология — это одостороннее, социально-заинтересованное отражение действительности. К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно называли идеологию «иллюзорным», «ложным сознанием», поскольку в социально-классовой направленности мышления заложена тенденция к одностороннему, частичному отражению Действительности и стремление выдать эту часть, сторону образа действительности за целое, за наиболее полную ее картину. Однако, с точки зрения марксизма, сам по себе социально-классовый подход не исключает возможности объективного исследования общественных явлений. Какой образ действительности будет представлен в идеологических системах, зависит, прежде всего, от ряда характеристик субъектов идеологии: от положения класса, социальной группы в системе определенных общественных отношений, от того, какие общественные тенденции выражают их классовый интерес, в каком отношении они находятся к основным задачам эпохи. В этом плане в марксизме различаются прогрессивные и реакционные идеологии. Прогрессивная идеология выражает интересы тех классов и социальных групп, объективное положение которых в системе общественных отношений обусловливает движение человечества по пути прогресса. Идеологи данных общественных сил, как правило, стремятся опираться на научные достижения и передовые философские учения своей эпохи. Создаваемые ими системы идей представляют собой относительные истины, содержащие момент объективной истины. Идеология приобретает реакционный характер по мере того, как выражаемые в ней социальные интересы классов и социальных групп приходят в противоречие с объективным ходом истории.
Итак, основное предназначение идеологии заключается в выражении и защите интересов социальных групп и классов. А это предполагает познание и осознание этих интересов, разработку программных целей и средств их достижения. Идеологические системы включают в свое содержание экономические, политические концепции. При этом они опираются на определенную философию жизни: картину мира, теорию исторического процесса, морально-нравственные нормы, ценности и идеалы.
Поскольку в социально-структурированном обществе существуют различные социальные группы и классы, интересы которых не совпадают, постольку в нем постоянно происходит идеоло­гическая борьба. Одна из важных задач идеологической борьбы — особым интересам господствующих групп и классов придать форму всеобщего интереса и тем самым внедрить в сознание людей идею общности интересов всех классов и социальных групп данного общества. Весьма распространенный прием, служащий этой цели, — этернизация (от латинского aeterneus — вечный) ценностей. Всякий господствующий класс в своей идеологии объявляет неизменными те учреждения, идеи и ценности, которые наиболее существенны для данного строя и в данное время господствуют в человеческом сознании и поэтому оказывают наибольшее воздействие на сознание людей. Таким образом, идеология предполагает борьбу за единство мировоззрения и ценностных установок и экспансию, силовое навязывание этого мировоззрения и установок с помощью социальных институтов. В прошлом такими инструментами служили по преимуществу церковь, система воспитания и образования, в современном государстве целенаправленная деятельность по формированию общественного сознания осуществляется средствами массовой информации и коммуникации. Таким образом, идеология стремится сплотить, интегрировать общество, создать широкую социальную основу для власти правящих элит. В том или ином обществе идеология представляет собой целостное явление, спаянное единой целью. Основой, объединяющим началом той или иной идеологической системы служат интересы тех или иных социальных классов и групп. Но эта система внутренне дифференцирована в соответствии со сферами общественной жизни. Исследователи выделяют политическую, правовую, религиозную идеологию. Политическая идеология образует стержень идеологической системы.Политическая идеология возникает из общественной потребности в регуляции отношений коренных интересов каждого класса и социальной группы с интересами других классов и социальных групп с точки зрения их борьбы за государственную власть или иных форм участия в делах государства. С этой точки зрения политическую идеологию можно определить как специфическое учение (доктрину), обосновывающее притязание того или иного класса, социальной группы на власть (или ее использование) и добивающееся в связи с этими целями подчинения общественного мнения ее идеям. Основными целями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него своих ценностных оценок, целей и идеалов политического развития; регуляция поведения гражданина на основе этих оценок, целей и идеалов. В политической идеологии принято выделять три уровня: теоретико-концептуальный, программно-директивный и поведенческий. Теоретико-концептуальный. На этом уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы, которые лежат в основе предлагаемого типа общественного устройства. И поскольку всякая идеологическая система стремится к внутренней непротиворечивости, создатели идеологической конструкции проводят большую работу по отбору и обобщению идейного материала, устранению противоречий между различными его аспектами и стремятся представить их как систему однородных идей, т. е. стройную, непротиворечивую, внутренне согласованную систему. От этого качества идеологической системы в определенной степени зависит ее восприятие массами. Программно-директивный. На этом уровне социально-философские принципы и идеалы переводятся в конкретные политические программы, лозунги и требования политических элит, политических партий, формируя, таким образом, стратегию и тактику политической борьбы по отношению к солидарным или враждебным классам и социальным группам. Через политические программы и директивы осуществляется социальная регуляция поведения классов и социальных групп. Непосредственным носителем этих программ и установок является политическая элита. Однако без специфических организаций, объединяющих классы и социальные группы и направляющих их усилия, такая регуляция была бы невозможна. Поэтому источником программ и директив выступают политические партии, а также государства в лице государственного аппарата. Поведенческий. Внедрение в общественное сознание определенных идеологических установок в виде программ, лозунгов и требований приводит к определенному типу политического поведения Сильная сторона идеологических систем, с точки зрения К. Мангейма как раз в том и состоит, что они способны сплачивать людей и аккумулировать их энергию, направлять ее на определенные формы действия. Сила той или иной идеологической системы определяется степенью освоения гражданами ее целей и принципов, мерой их воплощения в практических делах и поступках широких слоев населения. Таким образом, политическая идеология предстает как система мировоззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время система политических ориентации и установок. Это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика.
Мировые идеологии: либерализм, консерватизм, социализм, фашизм Мировая практика выработала множество различных идеологических систем. Мы рассмотрим лишь наиболее крупные из них: либерализм, консерватизм, социализм и фашизм. Все эти идеологические течения, несомненно, связаны с деятельностью определенных политических партий и государственных структур. Но ни одна из них в жестком виде, напрямую не может быть отнесена к той или иной партии или курсу правительства. Формирование и утверждение каждого из этих идеологических течений происходило в различных социально-исторических и социально-культурных условиях. Поэтому в их содержании имеется множество разнообразных оттенков и даже противоречий. Либерализм. Одним из самых распространенных идеологических течений является либерализм (от лат. liberalis — свободный). Каковы же его основополагающие принципы? Либерализм сформировался в конце XVII — начале XVIII вв., как и идеология восходящего класса буржуазии на базе идей эпохи Просвещения. В его истоках лежат работы Ш. Л. Монтескье, Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита, Т. Джефферсона, Дж. С. Милля и др. В фундамент либерализма заложен принцип свободы личности, ее самоценности по отношению ко всем общественным институтам, ответственности личности как перед самой собой, так и перед обществом, признание права на самореализацию всех людей. Поэтому либерализм во всех его разновидностях неизменно отстаивал требование индивидуальной свободы, достоинства человеческой личности и терпимость к взглядам и убеждениям других людей. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, либерализм довольно гармонично сочетал в своей идеологической установке принципы индивидуализма и гуманизма.
На основе этих философских предпосылок формируются политические и экономические установки либерализма. Принцип свободы в этих сферах общественной жизни трактуется приверженцами либерализма как свобода от ограничений со стороны государства. Эту идею хорошо выразили английские мыслители Т. Гоббс и Дж. С. Милль. Т. Гоббс утверждал, что «свобода людей зависит от молчания законов», а Дж. С. Милль сформулировал эту идею в следующей аксиоме: «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно».
Борьба за свободу означала для сторонников либерализма борьбу за уничтожение всех внешних ограничений, накладываемых на экономическую, физическую и интеллектуальную свободу человека. Они выступали против всех форм наследственной власти и сословных привилегий. На базе этих установок была сформулирована идея «государства — ночного сторожа», суть которой состоит в том, что государство должно быть наделено лишь минимальными, самыми необходимыми функциями, обеспечивающими охрану порядка и защиту страны от внешней опасности. Поэтому именно в либерализме сформировалась и проводится в жизнь идея приоритета гражданского общества над государством. Английский мыслитель Дж. Локк утверждал, что гражданское общество — это постоянная величина, а государство — производное от него. Для идеологии либерализма характерной является не просто идея свободного развития и самоутверждение личности, а рыночная интерпретация свободы как свободы частного предпринимательства. Идеология либерализма базируется на отождествлении свободы и частной собственности. Частная собственность рассматривается в качестве гаранта и меры свободы человека. Из экономической свободы выводится политическая и гражданская свободы. В экономической теории либерализм пропагандирует свободу предпринимательства, рынка и конкуренции. Вместе с тем сторонники этой идеологии рассматривают в качестве обязанности правительства ограждение личности от негативных последствий функционирования рыночной системы. Наиболее полно идеи классического либерализма нашли свое воплощение в политической и экономической практике англосаксонских стран, прежде всего в США. В США индивидуализм рассматривается как главный принцип устройства общества. Самостоятельность и опора на собственные силы, свобода конкуренции — основные установки американского «образа жизни». Любой тип идеологии не может оставаться неизменным. Идеология обнаруживает свою эффективность лишь в той мере, в какой она способна реагировать на происходящие в обществе изменения. Под влиянием развития социальных процессов происходила внутренняя эволюция либерализма. Не имея возможности проследи все перипетии этой эволюции, остановимся на характеристике нынешней стадии развития либерализма — неолиберализма. Идеология неолиберализма формируется в 30-х годах XX века. Исследователи связывают начало неолиберализма с «Новь», «курсом» американского президента, представителя Демократической партии Ф. Д. Рузвельта. Неолиберализм скорректировал ряд важных политико-экономических установок своей идеологии. Эта корректировка связана с переосмыслением экономической и социальной роли государства. Неолибералы признают необходимым определенное участие государства в регулировании экономических отношений, проведение активной социальной политики. Они выступают за ограничение власти монополии, перераспределение материальных благ через систему налогов и государственных социальных программ в пользу низших слоев общества. Под флагом идеологии либерализма была создана так называемая модель «позитивного государства», которое они назвали государством «всеобщего благоденствия». Неолиберализм остается идейно-теоретической основой деятельности Демократической партии США. Консерватизм. Оппонентом либерализма на протяжении длительного периода истории выступает консерватизм. Либерализм выл знаменем буржуазных революций, потрясших страны Европы в XVIII — начале XIX века. Консерватизм возник как антиреволюционная феодально-клерикальная идеология, отстаивающая идею незыблемости установленных Богом порядков. Создателями консерватизма являются английский мыслитель Э. Берк, французские общественные деятели Ж. де Местр и Л. де Бональд. Как было отмечено выше, исторически консерватизм связан с феодальным общественным устройством и является выразителем интересов светских и церковных феодалов. Но социальная база консерватизма гораздо шире. Как правило, консерватизм выражает идеи и установки тех классов и социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально-политического развития. Нередко консерватизм является прибежищем различных слоев общества, которые испытывают страх перед будущим в силу его неопределенности и непредсказуемости. В наибольшей степени ему подвержены жители села, мелкие предприниматели. Идеология консерватизма базируется на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей. Поэтому в основе консерватизма лежит традиционализм — идея сохранения традиционных ценностей, связанных с семьей, религией, сословными разграничениями. Исходя из этой установки, консерваторы утверждают приоритет в общественном развитии преемственности перед нововведениями. По их мнению, политические принципы следует приспосабливать к обычаям, национальным традициям, установившимся обществнно-экономическим и политическим институтам. Они убеждены в том, что иерархическое общественное устройство свыше и поэтому не может быть произвольно изменено человеком. Отсюда следует, что принцип равенства противоречит самой природе человека и не может быть положен в основу общественного устройства. Консерваторы всегда выступали против «крайностей демократизма», связанных с эгалитаризмом. В ходе исторического развития консерватизм, так же как и либерализм, претерпел значительные изменения. С утверждением буржуазных общественных отношений консерваторы стали на защиту этих отношений. Они, как и либералы, ратовали за свободу рынка, конкуренции, требовали ограничить государственное вмешательство в экономику. На протяжении многих лет консерваторы отстаивали интересы крупного капитала. В 70-х годах XX столетия возникает исторически новая фаза в развитии консерватизма — неоконсерватизм. Утверждение идеологии неоконсерватизма исследователи связывают с приходом к власти в США республиканцев во главе с Рональдом Рейганом, в Великобритании консерваторов во главе с Маргарет Тетчер, в ФРГ — блока ХДС-ХСС во главе с Гельмутом Колем. Неоконсерватизм формировался на почве противостояния неолиберализму и социализму. Поэтому ряд важнейших политико-экономических установок неоконсерватизма станет понятен только в контексте противостояния. Неолиберализм, как следует из вышеизложенного, признал необходимость вмешательства государства в экономическую деятельность и поддерживал развитие государственных социальных программ. (Для идеологии социализма, как будет показано позже, — это базовые установки). Неоконсерватизм, признавая в принципе необходимость вмешательства государства в экономику и выполнения им ряда социальных функций, все же требует ограничения этого вмешательства. Антиэтатизм, антигосударственная направленность является определяющей чертойидейно-политических установок неоконсерватизма. С точки зрения неоконсерваторов, «лучшее правительство то, что правит меньше».
Неоконсерваторы выступают против чрезмерного обложения налогами крупного капитала с целью перераспределения средств в пользу неимущих слоев населения. Будучи ярыми противниками уравнительного распределения, они требуют сокращения государственных социальных программ. Консерваторы убеждены, что превращение государства в «дойную корову» развращает человека. Индивид должен рассчитывать на свои собственные силы, а также на солидарную поддержку своих родственников и сограждан. Современное государство, по их мнению, должно создавать равенство возможностей, но не равенство результатов. Таким образом в идеологии консерватизма сочетаются старые ценности доиндустриальной эпохи: семья, религия, мораль, привилегированное положение отдельных социальных групп с ценностями буржуазных общественных отношений — индивидуализмом, свободой рыночных механизмов.
Социализм. Третьим влиятельным течением в современном мире является социалистическая идеология. Идея социализма возникли в глубокой древности. В соответствии с этими идеями строилась жизнь раннехристианских общин. Но свое теоретическое и идеологическое оформление получило только в Новое время в работах классиков утопического социализма Т. Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна, Ш. Фурье, А. Сен-Симона. Определенный вклад в разработку этих идей внесли французские просветители и прежде всего Ж.-Ж. Руссо. В середине XIX века попытку дать научное обоснование идеологии социализма предприняли немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс. На базе учения К. Маркса и Ф. Энгельса сформировалось крупное идеологическое течение марксизм, которое провозгласило себя идеологией пролетариата. На протяжении длительного времени марксизм был связан с рабочим движением. В начале XX века марксизм раскололся на две противоборствующие друг с другом ветви: ленинизм (большевизм) и социал-демократию. Таким образом, в рамках социалистической идеологии сформировались два новых идеологических течения. Эти течения связывают общие генетические корни и ряд ценностных установок: идея равенства и братства всех людей, основанная на равенстве, социальная справедливость, приоритет общественного над личным, признание необходимости энергичного вмешательства государства в регулирование общественных отношений. Однако в конкретных социально-политических и экономических программах между ленинизмом и социал-демократизмом пролегает глубокая пропасть. Ленинизм. Ленинизм — учение В. И. Ленина и его сторонников сформировалось в России. Отказавшись от основополагающего принципа марксизма об одновременном переходе к социализму наиболее развитых стран мира, В. И. Ленин выдвинул идею о «Слабом звене» в цепи капиталистических стран — России и выступил с требованием немедленного насильственного захвата власти, слома буржуазной государственной машины, экспроприации частной собственности и превращения ее в общественную (государственную) собственность. Идеология ленинизма стала идейной основой Вели­кой Октябрьской социалистической революции и построения социализма в СССР и других странах социалистического содружества. На базе этой идеологии произошло обобществление производства, коллективизация села, сформировалась мощная тоталитарная система. Однако эта система оказалась не эффективной и прекратила свое осуществление в начале 90-х годов XX века. Принципиально иных социально-политических установок придерживаются социал-демократы. Основоположниками социал-демократизма являются немецкие мыслители и общественные деятели К. Каутский и Э. Бернштейн. Социал-демократическая идеология формируется на почве переосмысления учения марксизма в русле отказа от его революционно-насильственных установок и утверждения ценностей гуманизма и демократии. В основе социал-демократизма лежит доктрина «демократического социализма», или социализма «с человеческим лицом». С точки зрения социал-демократов, социализм — это не конкретный общественный строй, а процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь. Этот процесс не имеет конкретно-экономических и политических ограничителей и длится вечно. В основе такого понимания социализма лежит формула Э. Бернштейна «движение все, цель — ничто». Социал-демократы утверждают приоритет мирных, эволюционных средств достижения равенства и социальной справедливости. Представление о постепенном реформировании буржуазного общества неразрывно связано в этом идеологическом течении с отказом от насильственных форм классовой борьбы и пропагандой концепции социального партнерства, сглаживания социально-экономических противоречий. Реализацию этих установок они связывают с активным государственным вмешательством в экономическую жизнь общества, перераспределением доходов в пользу неимущих, развитием государственного сектора экономики и многочисленных государственных социальных программ. На базе социал-демократической идеологии сформировались различные «модели социализма». Наибольшую известность получили шведская и германская модели. В результате практического воплощения политико-экономических установок социал-демократизма в период правления социал-демократических партий в Западной Германии и Швеции были достигнуты сравнительно высокий уровень и качество жизни. Однако в 80-90-х годах в экономике этих стран обнаружились негативные тенденции, связанные с государственным монополизмом и бюрократизмом, снижением стимулов для частного предпринимательства. Эти тенденции привели к замедлению темпов развития данных стран. В результате социал-демократы утратили поддержку большинства избирателей и вынуждены были передать власть представителям консервативной идеологии. Фашизм. В 20-30-х годах нынешнего века сформировалась национал-социалистическая идеология, или фашизм. Родоначальниками фашизма являются бывший лидер левого крыла итальянских социал-демократов Б. Муссолини и немецкий политический деятель А. Гитлер (А. Шикльгрубер). Теоретическим основанием национал-социалистической идеологии являются идеи расизма и элитаризма. Фашизм выдвинул теорию о превосходстве определенных народов над другими. В частности германский фашизм утверждал приоритетное положение в современном мире культуросозидающей расы — ариев, к которой были отнесены, прежде всего, немцы и ряд северных народов (шведы, норвежцы, датчане). Целостность расы, создание возможностей для ее развития объявлялось непреходящей ценностью. Поэтому личностное начало расценивается в фашизме как вторичное по сравнению с расово-этническим, национально-государственным началом. Вместе с тем в идеологии фашизма существенное место занимает вождизм, или принцип фюреризма, требующий безусловного подчинения масс своему конкретному руководителю, а создателей фашистских партий и государств наделяет сверхъестественными способностями. Значительную роль в идеологических построениях играет ницшеанская идея сверхчеловека, который в интересах своей расы имеет право преступать нормы общественной морали, созданной якобы для того, чтобы слабые могли господствовать над сильными.
Реализация этих идей в политической и экономической практике фашизма во внешней политике привела к экспансионизму. Фашисты стремились покорить многие государства и народы. Во внутренней политике на базе фашистской идеологии были созданы тоталитарные государства, в которых все стороны общественной и личной жизни были поставлены под государственный контроль. В фашистских государствах широко применялись методы государственно-монополистического регулирования экономики, активно внедрялась идея классовой гармонии на базе народного содружества и корпоративности. Эти общие черты фашистской идеологии получили различные формы воплощения. Наиболее яркое выражение фашизм получил в Германии в период правления А. Гитлера. В Италии — Б. Муссолини, в Испании — Ф. Франко, в Португалии — А. Салазар создали более «мягкие» формы фашистских государств.
В настоящее время фашистская идеология значительно утратила свое влияние, хотя рецидивы встречаются в различных странах мира в виде расизма, антисемитизма и других учений и политических движений, утверждающих превосходство тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных сообществ.
Заключение Все сказанное позволяет сделать вывод, что политика представляет собой арену столкновения различных идеологических систем, идеологических течений и направлений. Однако констатация этого факта сама по себе еще мало что объясняет. Дело в том, что при всей его верности знаменитая формула «политика есть искусство возможного» сохраняет правомерность и в современных условиях. С одной стороны, «искусство возможного» ставит определенные пределы идеологизации политики, с другой стороны, идеология, в свою очередь, определяет возможные пределы, за которые та или иная политическая партия или правительство при проведении своего политического курса может выйти без ущерба основополагающим принципам своего политического кредо. Поэтому высказываемые у нас часто доводы и рассуждения относительно необходимости отказа от идеологии в пользу деи-деологизации как непременного условия строительства демократического государства лишены каких бы то ни было серьезных оснований, поскольку в современном мире политика как арена столкновения различных конфликтующих интересов немыслима без идеологии. Речь в данном случае должна идти, как представляется, не о деидеологизации, а об утверждении плюрализма идейно-политических течений, подходов, методологических принципов, их сосуществования, терпимости друг к другу и открытости в отношении друг друга. А это в свою очередь предполагает, что, хотя научный подход и отвергает идеологию в качестве инструмента или исходной посылки исследования, необходимость изучения самой идеологии как неотъемлемого элемента мира политического не отпадает. Еще Ф.Ницше предупреждал, что XX в. станет веком борьбы различных сил за мировое господство, осуществляемой именем философских принципов. Предупреждение Ницше оказалось пророческим с той лишь разницей, что все многообразие и сложность мировоззренческого начала были заменены идеологическим измерением, идеологические принципы взяли верх над философскими, в том числе политико-философскими. Это проявилось, в частности, в выдвижении множества проектов, идей, программ, учений, предлагавшихся в качестве руководства к поискам переустройства существующей и создания новой, более совершенной общественно-политической системы. При этом сама политико-философская мысль оказалась политизированной и идеологизированной, подчиненной императивам системного конфликта, которая стала родимым признаком большей части XX в. Разделительная линия в этом конфликте была проложена еще в начале века в процессе формирования и более или менее четкого разграничения двух магистральных направлений политико-философской мысли: реформистского в лице либерализма, консерватизма и социал-демократизма и революционного в лице ленинизма и фашизма, каждое из которых имело свои национальные, региональные и системные разновидности. Ряд ведущих стран, таких как США, Великобритания, Франция, Швеция, Дания, Голландия и др., избрали путь постепенных социально-экономических и политических преобразований капитализма. Причем при всех существовавших между ними разногласиях приверженцами реформистского пути преобразования общества выступили все главные социально-политические силы, признававшие основополагающие принципы рыночной экономики и политической демократии. Всех их объединяло осознание необходимости в создавшихся в тот период условиях расширения роли государства во всех сферах жизни общества, особенно в социальной и экономической, для предотвращения и преодоления негативных последствий рыночной экономики. В целом речь идет о тех силах, которые в основу своих социально политических программ положили установки и принципы идейно-политических течений либерализма, консерватизма и социал-демократизм. Революционно-тоталитарный путь избрали Россия, Италия, Германия и целый ряд других стран Европы и Азии, для которых были характерны слабость, неразвитость или полное отсутствие институтов, ценностей, норм гражданского общества, правового государства, конституционализма, парламентаризма и других атрибутов либеральной демократии. Как по своим целям (радикальная замена существующей общественно-политической системы совершенно новой системой), так и по использованным при этом методам (революционный переворот, насильственное свержение существующей власти) оба главных течения тоталитаризма представляли собой революционные движения, поскольку предлагали радикальное изменение существующей системы путем насильственного переворота. Разница заключалась в том, что осуществленная в России социалистическая революция, во всяком случае в теории носила «прогрессивный» характер, так как руководствовалась идеалами всеобщего равенства, социальной справедливости, интернационального единства всех народов и др. Что касается фашистских переворотов, совершенных в Италии, Германии, Испании и некоторых других странах, то они носили «консервативный» характер, ибо в их основе лежали праворадикальные идеи национализма, расизма, имперской великодержавности, апология насилия.
Список литературы 1. Политология курс лекций, под ред А.А. Радугина, М.: Центр 2000г. 2. Политология К.С. Гаджиев учебник, М.: Логос 2002


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.