Оглавление:
Введение
I. Этапыреализации программы самообразования
II. Направленностьна формирование здорового образа жизни школьников на основе образовательныхкомпетенций
III. Основныенаправления и действия для повышения личного самообразования
IV. Способдемонстрации результата проделанной работы
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
«Воспитание, полученноечеловеком, закончено,
достигло своей цели,когда человек настолько
созрел, что обладает силойи волей самого себя
образовывать в течение дальнейшейжизни и
знает способ и средства,как он может осуществить
в качестве индивидуума,воздействующего на мир».
А.Дистервег
Совершенствование качества обученияи воспитания в МОУ «СОШ № 2» напрямую зависит от уровня подготовки учителей.Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективностьразличных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика безпроцесса самообразования учителя.
Самообразование учителя естьнеобходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло,и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учитьдругих, необходимо знать больше, чем все остальные. Поэтому я обязана знать нетолько свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания вблизлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни,ориентироваться в современной политике, экономике, т.е. быть компетентной вовсех вопросах образования. Поэтому и тема, над которой я работаю:«Компетентностныйподход к формированию здорового образа жизни учащихся».
Актуальность темы: Проблемаздорового образа жизни и здоровья человека актуальна всегда, на каждомисторическом этапе она представляется в новом свете, требует новых подходов ирешений. Кроме того, данная проблема имеет социальный, философский, медицинскийи педагогический аспекты.
Сущность педагогическогообеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человекас раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуальногостиля здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности.Наиболее эффективно формирование здорового образа жизни происходит на основеличностно ориентированного обучения и воспитания, включающих изучение своегоорганизма, освоения гигиенических навыков, знания факторов риска и умение реализовыватьна практике все средства и методы сохранения и приумножения здоровья.
Формирование здорового образа жизни— проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепленияздоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностныхкачеств в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, азабота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения.В решении этой задачи большую роль играет, в первую очередь, моя готовность кформированию здорового образа жизни учащихся, личностный опыт сохранения иприумножения здоровья.
Актуальность решения даннойпроблемы определяется тем, что за последнее десятилетие в РФ на фоне социально-экономическихпреобразований, повлекших за собой снижение жизненного уровня многих слоевнаселения, экологического неблагополучия среды обитания, характерных длябольшинства регионов страны, проявились отчетливые негативные тенденции всостоянии здоровья детей и подростков.
Цель:Повышениеобразовательных компетенций в области физкультурного образования.
Задачи:
— планировать учебно-воспитательныйпроцесс по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительную и спортивнуюработу с учетом конкретных условий школы;
— творчески применятьпрофессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных ивоспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных,социально-психологических особенностей учащихся;
— формировать интерес учащихся кзанятиям физической культурой и спортом;
— организовать учебно-воспитательнуюработу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических,медико-биологических, дидактических и методических требований;
— выбирать и творчески применятьметоды, средства и организационные формы учебной, воспитательной,физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся всоответствии с решаемыми задачами;
— формировать знания, умения инавыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средствфизической культуры в процессе своего самосовершенствования.
— устанавливать педагогическицелесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрациейучебного заведения;
— учитывать и оценивать результаты работыс целью определения новых задач;
— аргументировать социальную иличностную значимость избранного вида деятельности.
Предполагаемый результат:
1. Повышение качества преподаваемогопредмета (средний балл по предмету не ниже 4,5, отсутствие неуспевающих).
2. Проведенные открытые уроки передучителями физической культуры.
4. Доклады и выступления наконференциях, педагогических чтениях.
5. Разработка и проведение уроков посовременным образовательным технологиям, в том числе «информационным технологиям».
6. Создание комплектов педагогическихразработок уроков и внеклассных мероприятий.
7. Организация работы спортивных кружкови секций.
8. Пакет бланков и образцов документовдля педагогической деятельности.
9. Подаю личный пример учащимся,участвуя в различных спортивных соревнованиях.
I. Этапы реализации программы самообразования
Реализация программы самообразованиязапланирована мною в срок до 5 лет сразбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективовв ходе работы над темой.
1. 2010-2011учебныйгод.
2. 2012-2013учебный год.
3. 2014-2015учебный год.
II. Направленность на формирование здорового образажизни школьников на основе образовательных компетенций
В настоящее время в школе реализуетсякомпетентностный подход в образовании, а также в воспитании направленностиличности на ведение здорового образа жизни. Воспитание направленности школьниковна здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формирую наоснове образовательных компетенций:
1. Ценностно-смысловая компетенция.Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирамиученика на здоровье и здоровый образ жизни, его способностью видеть и пониматьЗОЖ, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметьвыбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков,принимать решения, направленные на укрепление и сохранение своего здоровья.
2. Общекультурная компетенция.Множество вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошоосведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, — это особенностинациональной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизничеловека и человечества, культурологические основы семейных, социальных,общественных явлений и традиций, роль спорта и физкультуры в жизни человека.
3. Учебно-познавательная компетенция.Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательнойдеятельности, элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенные среальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организациифизкультурных занятий, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценкисостояния своего здоровья.
4. Информационная компетенция.При помощи технических средств и информационных технологий формируются умениясамостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию осохранении здоровья, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать еена конференциях, докладах, в рефератах.
5. Коммуникативная компетенция.Включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы вкоманде, владение различными социальными ролями в коллективе, обеспечивающиевзаимное сохранение здоровья.
6. Социальная компетенцияозначает владение знаниями и опытом в сфере общественного здоровья, всоциально-трудовой деятельности, в сфере семейных отношений и обязанностей.
7. Личностная компетенциянаправлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуальногосамосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки своеголичного здоровья, а также комплекс качеств, связанных с основами безопаснойжизнедеятельности личности.
Очень важно, что эти компетенции включают знания,умения, отражают целостное и комплексное представление тех составляющихсоциокультурного опыта, которыми овладевает человек в процессе образования.
III. Основные направления и действия для повышения личногосамообразования
Свою компетентность в формированииздорового образа жизни школьников я рассматриваю в различных формах: в качествестепени умелости, способа личностной самореализации (привычка, способжизнедеятельности, увлечение), итога саморазвития или формы проявления, поэтомудля того, чтобы сформировать перечисленные компетенции у школьников, яопределила основные направления и действия для повышения личногосамообразования:
· Профессиональное направление:
1. Своевременно повышать квалификациюна курсах для учителей физической культуры, организованных в Институте образования.
2. Постоянно знакомиться с современнымиисследованиями ученых в области преподавания предмета «Физическая культура»,«ОБЖ».
3. Знакомиться с новыми примерными иавторскими программами по физической культуре, концепциями обучения, их оценками.
3. Изучать новую литературу по физическойкультуре и методике преподавания.
4. Периодически проводить самоанализсвоей профессиональной деятельности.
5. Принимать активное участие в работегородском методическом объединении учителей физической культуры.
6. Принимать участие на научно-практическихконференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней, семинары.
7. Посещать уроки коллег и участвоватьв обмене опытом.
8. Организовывать кружковую и внекласснуюдеятельность по предмету.
9. Систематически интересоваться событиямисовременной экономической, политической жизни.
10.Повышать уровень своей эрудиции,правовой и общей культуры.
11. Проводить открытые уроки для анализасо стороны коллег.
12. Систематически просматривать спортивныетелепередачи.
· Психолого-педагогическое направление:
1. Совершенствовать свои знания в областисовременной психологии и педагогики.
2. Изучать современные психологическиеметодики.
3. Создание пакета психолого-педагогическихматериалов для учителя.
· Информационно-коммуникативныетехнологии:
1. Поиск в Интернете информации по физическойкультуре и ОБЖ, психологии, педагогике, педагогических технологий.
2. Изучать информационно-компьютерныетехнологии и внедрять их в учебный процесс.
· Методическоенаправление:
1. Изучать научно-методическую и учебнуюлитературу.
2. Знакомиться с новыми педагогическимитехнологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания,через Интернет-сайты.
3. Изучать прогрессивный опыт коллегпо организации инновационных форм уроков физической культуры.
4. Проводить научно-исследовательскуюработу по проблемам: «Влияние физических упражнений на уровень физическойподготовленности школьников», «Укрепления и сохранения здоровья школьников»
5. Разрабатывать разные формы уроков,внеклассных мероприятий, учебных материалов.
6. Внедрять в учебный процесс компьютеризированныепрограммы оценивания физического состояния учащихся:
7. Разрабатывать пакет стандартногопоурочного планирования по темам «Легкая атлетика», «Гимнастика», «Спортивные игры».
8. Создавать комплект дидактики по предмету(планирование спортивно-тренировочных занятий по волейболу,оптимально-минимальный уровень (стандарт) физической подготовленности учащихся,контрольные тесты-упражнения).
9. Создавать пакет материалов по педагогическимтехнологиям.
10. Создавать пакет сценариев уроковс применением информационных технологий.
11. Создавать пакет бланков и образцовдокументов для педагогической деятельности.
· Эстетическоенаправление:
1. Посещение спортивных комплексов,выставок, музеев, проведение экскурсий.
2. Участвовать в смотрах художественнойсамодеятельности, проводимых в школе.
· Охрана здоровья:
1. Своевременно обновлять инструкциипо ТБ на уроках физической культуры, на занятиях секции.
2. Внедрять в образовательный процессздоровьесберегающие технологии.
3. Вести здоровый образ жизни,заниматься спортом (волейболом, легкой атлетикой, баскетболом, лыжными гонками,туризмом).
· Интересы и хобби:
1. Продолжать заниматьсятворчеством: вязанием.
2. Участвовать на соревнованиях различныхвидов спорта.
Компетентностный подход акцентируетвнимание на результатах образования, причем в качестве результатарассматривается способность действовать в различных проблемных ситуациях. Этоподход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределамисистемы образования. Безусловно, представленные подходы не исчерпывают всеразнообразие вариантов определения содержательных и структурных компонентовпрофессионально-педагогической компетентности.
Кроме того, это лишь один аспектпроблемы реализации компетентностного подхода в практике профессиональногообразования, целостное рассмотрение которого предполагает изучение подходов копределению целей, отбору содержания, организации образовательного процесса,выбору образовательных технологий, оценке результатов. Но, тем не менее, именнов результате реализации данного подхода, возможно, обеспечить положительные ивысокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии молодогопоколения.
IV. Способ демонстрации результата проделанной работы
Презентация результатов работы передпедагогическим коллективом, на заседаниях школьного МО учителей физическойкультуры, ОБЖ, технологии, искусства, на заседаниях городского МО учителей физическойкультуры.
Форма отчета по проделаннойработе
Обобщение опыта работы науровне школы и ГМО
Выступления по обмену опытом работына заседаниях школьного и городского МО учителей физической культуры.Представление администрации школы отчета с анализом, выводами и рекомендациями длядругих учителей.
Вывод: компетентность учителяв области формирования здорового образа жизни школьников, становится продуктомобучения и приобретения соответствующего личностного опыта и складывается иззнаний, умений, образованности, способствующих личностной самореализации. Иэтот опыт, при условии его целенаправленного применения, помогает учащимсянаходить свое место в мире, вследствие чего образование представляется каквысокомотивированное и личностно ориентированное, обеспечивающее максимальнуювостребованность личностного потенциала, признание личности окружающими иосознание ею самой собственной значимости. На основе этого я ориентирую учащихсяна приобретение личностного опыта здорового образа жизни, необходимого им впредстоящей деятельности. В связи с решением этой непростой задачи появляетсянеобходимость в формировании профессиональной педагогической компетентности вформировании здорового образа жизни школьников на основе научных знаний,национально-культурных традиций русского народа сохранения и укрепленияздоровья.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ:
1. БалашоваВ.Ф., Компетенции специалиста по адаптивной физической культуре и их ориентацияна виды профессиональной деятельности/ В.Ф. Балашова, Н.Н Чесноков//Педагогическое образование и наука.-2008.-№6.
2. ИвановД.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И.Иванов //Завуч.-2008.-№1.
3. ХуторскойА.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированногообразования» // Народное образование. – 2003. — №2.
4. Чуб,Е.В. Компетентностный подход в образовании/ Е.В. Чуб // Инновации вобразовании.-2008.-№3.