Введение
В концепцииМодернизации Российского образования говорится, что одной из задач образования насовременном этапе является формирование социально активной, нравственной,реализующей свои способности личности [10 c. 266]. Решение даннойактуальной задачи, по мнению Н.В. Григоряна и В.С. Сластёнина,связано с понятием самооценивания личности.
В частности В.С. Сластёнинотмечает, что самооценка является «составной и неотъемлемой частью развитияличности». Самооценка влияет на формирование стиля поведения ижизнедеятельности человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливаетдинамику и направленность развития субъекта в целом [15 с. 345].
Самооценка,являясь системнообразующим ядром индивидуальности личности, во многомопределяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю системуоценок. Неслучайно одной из важнейших задач воспитания на современном этапеявляется «развитие способностей у учащихся к адекватной оценке и самооценке [15 с. 286].
В психолого-педагогическойлитературе рассматриваются различные факторы формирования самооценки, такие каквоспитание, образование, статус в обществе, разнообразные методические приёмы.Одним из таких факторов является развивающее чтение, которое возникло какинтегральное понятие на пересечении педагогики развивающего обучения и развитияречи. Развивающее чтение, в первую очередь, означает развитие интеллектуальныхумений и мышления у учащихся на уроках.
По мнению В.С. Кукушина;именно развивающее чтение позволяет избежать одну из самых слабых сторонсовременного образования – слабость обратных связей в обучении [9 c. 339]. Постоянноакцентируя внимание на оценочных моментах при чтении, оно развивает умениясамооценивания, которое образуют ядро личности.
Однако, каксвидетельствует анализ литературы по теме исследования (В.А. Сластёнин, В.С. Кукушин,А.А. Ралдугин и др.), в процессе обучения способам формирования самооценкиуделяется недостаточное внимание. В частности, как отмечает В.С. Кукушин,приемы развивающего чтения мало используются в практической деятельностиучителей как средство формирования самооценивания личности обучающихся.
На основаниивыше сказанного можно сделать вывод, что тема данного исследования «Развивающеечтение как средство развития самооценивания личности у учащихся 4 класса науроках чтения» актуальна.
Противоречие между большойзначимостью самооценки как составной и неотъемлемой части развития личности уучащихся и недостаточностью использования приёмов формирования самооценивания определилопроблему нашего исследования: каковы резервы развивающего чтенияна уроках литературы как средства формирования самооценки у учащихся младшихшкольников?
Объектисследования: педагогический процесс развития самооценивания личности учащихся4 класса на уроках чтения.
Предмет исследования: приемы развивающегочтения как средство развития самооценивания личности учащихся 4 класса науроках литературы.
Контингент: учащиеся 4 класса МОУСОШ №11 г. Чайковский.
Цельданного исследования: выявить особенности влияния развивающего чтения на развитиесамооценивания личности учащихся 4 класса на уроках чтения.
Задачи:
1. Изучитьсостояние проблемы развития самооценивания у младших школьников впсихолого-педагогической литературе.
2. Выявитьэффективные приемы развивающего чтения.
3. Изучитьпрактический опыт использования приемов развивающего чтения на уроках чтения вначальной школе.
Общей методологическойосновой данного исследования является психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев),психологическая теория учебной деятельности (А.К. Маркова, Л.М. Митина),идеи, сформулированные в частных методиках.
Методы: наблюдение задеятельностью учащихся, тестирование учащихся, анкетирование учителей, изучениелитературы по теме исследования, составление библиографии.
Практическаязначимость работы заключается в том, что результаты исследования могут бытьиспользованы в деятельности учителей начальных классов и студентовпедагогических учебных заведений.
1. Теоретическоеобоснование проблемы развития самооценивания личности учащихся младшихшкольников на уроках чтения
1.1 Факторыформирования самооценивания детей младшего школьного возраста
Самооценка – элементсамосознания, характеризующая эмоционально насыщенными оценками самого себя какличность, собственных способностей, нравственных качеств и поступков, важныйрегулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека сокружающими, его критичность, требовательность к себе, отношения к успеху инеудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека иразвивает его личность [1 с. 235].
В психологиисуществует система представлений человека о самом себе, более полная иподробная, чем представления, составляющие самосознание и самооценку – система«Я – концепция».«Я-концепция» – важный структурныйкомпонент личности. Это образ собственного «я» включающий компоненты:
1. Когнитивный (образсвоих качеств, способностей внешности, социальной значимости);
2. Эмоциональный(самоуважение, себялюбие, самоунижение, гордость);
3. Оценочно – волевой(стремление повысить самооценку завоевать уважение, самоутвердится в своейпрофессии) [5 c. 171].
И.В. Дубровинав своих работах отмечет: «В понятии самооценка на первый план выходит оценочныйкомпонент» [4 c. 290].
Важнейшимисточником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатовповедения и деятельности человека, а также непосредственно качеств еголичности. По мнению Л.И. Божович, общественная оценка выполняет двоякуюроль в формировании самосознания школьника.
Во-первых,являясь «критерием соответствия его поведения требования окружающих», она указываетчеловеку на характер его взаимоотношений с окружающей средой и тем самымопределяет и его эмоциональное благополучие, его поведение и его отношение ксамому себе как субъекту поведения.
Во-вторых, общественнаяоценка помогает человеку выделить то или иное качество из конкретных видовповедения и деятельности и сделать его предметом сознания оценки самогочеловек[23].
Самооценкаотносится к центральным образованиям личности, её ядру. Самооценка взначительной степени определяет социальную адаптацию личности, являетсярегулятором поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит впроцессе социализации, в процессе деятельности межличностного взаимодействия.Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. В.С. Мухинав своих работах писала: «Отношение человека к самому себе является наиболеепоздним образованием в системе отношении человека к миру» [10 с. 299].В структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место.Понятие самооценки тесно связано с тем, как человек оценивает себя, своисобственные качества.
Младшийшкольный возраст сензитивен для становления такого компонента самосознания, каксамооценка, которая содержит оценку самого себя, своей деятельности, своегоположения в коллективе, отношения к другим членам. От того, как окружающиеотносится к ребёнку, зависит и его отношение к самому себе. От уровнясамооценки зависит активность личности, её стремление к самовоспитанию, еёучастие в деятельность коллектива. Л.Ю. Фомина считает: «Самооценка формируется,под влиянием результатов учебной деятельности» [17 c. 99]. Но оценку этихрезультатов всегда дают окружающие взрослые – учитель, родители. Оценкавзрослых и родителей определяет самооценку учащихся начальных классов.Способность реагировать на себя с точки зрения других развивается в общении свзрослыми и сверстниками и в коллективной деятельности.
Основнымифакторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников,является школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стильдомашнего воспитания. Большое влияние на развитие самооценки оказывает школьнаяоценка успеваемости. Ориентируясь на оценку учителя, дети сами считают себя исвоих сверстников отличниками, двоечниками, наделяя представителей каждойгруппы соответствующими качествами. Оценка успеваемости в младших классах,является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребёнка.Различается оценка деятельности и оценка личности. Л.Ю. Фомина считает:«Недопустимо переносить оценку отдельных результатов деятельности на личность вцелом, младшие школьники ещё слабо дифференцируют эти понятия, негативный отзыво своей работе они воспринимают как оценку: ты – плохой» [17 с. 99].
Учебнаядеятельность – основная для младшего школьника, и если в ней он не чувствует себякомпетентным, его личностное развитие искажается. Дети осознают важность компетентностиименно в сфере обучения и, описывая качества наиболее популярных сверстников,указывают в первую очередь на ум и знания, по мнению А.В. Захаровой [17 с. 99].Школьная жизнь требует от ребёнка умения согласовывать свои действия стребованиями учителя, с распорядком школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников.Осознание этой новой позиции вызывает перестройку отношения ребёнка ко многомув его повседневной жизни.
Вформировании самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочныевоздействия учителя. Роль данных воздействий на формирование самооценкишкольников раскрываются в ряде исследований Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович,А.И. Липкина. Авторы указывают на необходимость учитывать мотивышкольников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношениишкольников к педагогической оценке, которая влияет на степень осознанияшкольником собственного уровня развития. Даже отрицательная оценка(заслуженная) оценка более полезна для самооценки чем «неопределенная оценка» [25].Поступление в школу ставит ребёнка в новое положение в семье, среди окружающихи изменяет их отношения к нему. В его жизни возникают новые явления: он каждыйдень учится, усваивает новые знания, овладевает навыками письма, счёта. Большоевлияние на него оказывает учитель, который даёт знания. Учитель в жизнимладшего школьника занимает особое место.
Оценкаучителя является для младших школьников основным мотивом и мерилом их усилий,стремление к успеху. Важно, чтобы учитель в пример детям ставил не другихдетей, а результаты их собственной работы прежде и теперь используя приёмсравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малогопродвижения вперёд по сравнению со вчерашним днём. Он укрепляет и поднимает иподнимает доверие ученика к себе, к своим возможностям. Л.Ю. Фомина отмечает:«Опытный учитель не захваливает отличников, особенно тех, кому высокиерезультаты достаются без особого труда, а поощряет малейшие продвижения вучении слабого, но старательного ученика» [17 с. 100].
Опираясь насуждения учителя, родителей и товарищей, младший школьник оценивает себя – вотношении всего того, что связано со школой. Это не значит, что его оценкиправильны – часто бывает и наоборот. Оценка себя скорее говорит о желаниях ребёнка,чем о действительном положении дел. Новая роль ребёнка предъявляет особыетребования к его повседневной жизни. Младшего школьника волнуют замечанияучителя, и он старается приложить усилия для того, чтобы их не было.
У негопоявляются новые представления о том, как вести себя на улице, каковы егообязанности по отношению к товарищам. Вместе с тем появляются представления освоих правах – праве выполнять какие-то поручения по дому, праве на оценку завыполнение задания. Вот это стремление школьника проявить своё новое положениесреди людей, осуществить свои новые права и обязанности должно быть учтенородителями и педагогами. Усваивая в процессе обучения и воспитания определенныенормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений и других(учителей сверстников) относиться определенным образом, как к реальнымрезультатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как к личности.
В школеребёнок встречается с чёткой и развёрнутой системой моральных требований.Старшие следят за тем, чтобы эти требования соблюдались и усваивались детьми – этопуть к формированию у них общественной направленности личности. С возрастом ученикав учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своихвозможностей – один из основных компонентов самооценки. М.И. Дьяченкосчитает: «Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своемухарактеру, внешнему виду, речи» [5 с. 364].
В самооценкеотражается то, что ребёнок узнаёт о себе от других, и его возрастающаясобственная активность, направленная на осознание своих действий и личностныхкачеств. Самооценка ребёнка обнаруживается не только в том, как он оцениваетсебя, но и в том, как относится к достижениям других. На протяжении школьногообучения, уже в начальных классах, смысл отметки для ребёнка существенноменяется; при этом он находится в прямой связи с мотивами учения, требованиями,которые сам школьник себе предъявляет. Отношение ребёнка к оценке егодостижений всё больше и больше связывается с потребностью иметь, возможно,более достоверное представление о самом себе.
В.С. Мухинаотмечает: «Основная тенденция в становлении самооценки заключается впостепенном выделении ребёнком тех или иных качеств из отдельных видовдеятельности и поступков, обобщении их и осмыслении сначала как особенностейповедения, а затем и как относительно устойчивых качеств личности» [10 с. 102].Развитие самооценки у детей, по мнению П.Т. Чаматы, проходит в два этапа:«на первом дети, оценивания себя, ограничиваются главным образом оценкой своихдействий и поступков, а на втором сферу самооценки включаются внутренниесостояния и моральные качества личности» [24].
Формированиевторого, высшего этапа самооценки начинается в подростковом возрасте ипродолжается в течение всей жизни человека по мере накопления социального опытаи дальнейшего умственного развития. Формирование у ребёнка определённого кругаценностей происходит не только в школе. Ребёнок черпает их из книг, из бесед сосвоими близкими, из таких источников информации, как радио и телевидение. Частьоценок переносится ребёнком на самого себя – это оценки поведения и качествличности.
Самооценкатесно связана с уровнем притязаний целей, которые человек перед собой ставит. Г.М. Кождаспироваотмечает: «Уровнем притязаний называют уровень образа «Я» проявляющийся встепени трудности цели, которую человек ставит перед собой» [8 с. 234].Родители задают исходный уровень притязаний ребёнка-то, на что он претендует вучебной деятельности и отношениях. Неудача или успех наиболее остропереживаются в той деятельности, которую сам человек считает для себя основной,где у него есть высокие притязания. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебнойработой и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться всвоих собственных силах и учебных возможностях. У него складываетсяопределённый уровень притязаний, который носит устойчивый характер, но затемэтот уровень устанавливается, при чем характерно, что он достаточнодифференцирован, зависит от того, чем занимается ребёнок и насколько это длянего значимо.
Л.Ю. Фоминаотмечает: «У младших школьников наблюдаются все виды самооценок: адекватная,устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в строну неадекватногозавышения или занижения. Причем от класса к классу возрастает умение правильнооценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденцияпереоценивать себя» [17 с. 100]. Самооценка в зависимости от своейформы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот,подавлять активность человека.
Г.М. Кождаспироваотмечает:«Адекватная самооценка – позволяет человеку правильносоотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих» [8 с. 364].
Для развитияадекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создавать в классеатмосферу психологического комфорта и поддержки. Оценивая работу учеников,учитель должен не просто ставить отметку, а давать соответствующие пояснения,доносить свои положительные ожидания до каждого ученика, создаватьположительный эмоциональный фон при любой, даже низкой. Адекватная самооценкадаёт человеку нравственное удовлетворение. В работе «Что виляет на формированиесамооценки младших школьников» Л.Ю. Фомина отмечала, дети с адекватнойсамооценкой активны, бодры, общительны, обладают чувством юмора. С интересомсамостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи в соответствии сосвоими возможностями. [17 с. 100]. После успеха решения задачвыбирают такую же или более трудную, после неудачи проверяют себя или берутменее трудную. Их прогнозы на своё будущее к концу младшего школьного возрастастановятся все более обоснованными и менее категоричными.
Причём ихоптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностейи способностей. На становлении самооценки младшего школьника огромное влияниеоказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности. Дети с завышеннойсамооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности,всеобщего поклонения. В семьях, где дети имеют высокую (не завышенную)самооценку, внимание к личности ребёнка сочетается с достаточнойтребовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотнохвалят, когда ребёнок этого заслуживает. В.С. Мухина отмечает: «Дети сзаниженной самооценкой пользуются большой свободой в семье, но эта свобода,результат бесконтрольности, следствие равнодушия родителей к детям» [10 с. 291].
Отношениеребёнка к себе как ученику в значительной мере определяется семейными ценностями.У ребёнка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей:поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Замечено, что ценностиучения у детей и их родителей полностью совпадают в первом классе и абсолютнорасходятся к четвёртому.
Неадекватнаясамооценка – (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мирличности, искажает её мотивационную и эмоционально – волевую сферу и тем самымпрепятствует гармоничному развитию, как считает Г.А. Цукерман [17с100]. Неадекватная,низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствуетразвитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненныеперспективы человека. Самооценка не остаётся стабильной, в зависимости отуспехов в деятельности, возрастных особенностей и многих других факторов онаимеет тенденцию изменяться. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайнередко. Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична иимеет тенд6енцию к устойчивости, постепенно переходит во внутреннюю позициюличности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенныхкачеств личности.
Неадекватнаязаниженная самооценка у младших школьников ярко проявляется в их поведении ичертах личности. Характерной особенностью детей с заниженной самооценкойявляется их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости,сосредоточивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженнойсамооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Во всехсвоих начинаниях делах они ждут только неудачи.
И.Ф. Харламовотмечает: «Такие дети очень ранимы, повышенно тревожны, застенчивы, робки,сосредоточены на себе, неуспехи затрудняют их общение с детьми и взрослыми. Этидети чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку» [18 с. 117].
Высокаянеадекватная самооценка сопротивляется перестройке, и ребёнок склонен сохранятьеё, игнорируя и оценку его окружающими, и свой опыт. Он не допускает у себяналичие слабости, неумения, несостоятельности.
Длительноесохранение завышенной самооценки имеет место в двух случаях: когда ребёнок,несмотря на неуспех, все-таки получает от кого-либо положительную оценку иликогда он обладает какими-то способностями, которые обеспечивают ему частичныйили временный успех.
Дети сзавышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности,личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. Посленеуспеха продолжают настаивать на своём или тут же переключаются на самуюлёгкую задачу, движимые мотивом престижности. «Они обязательно расхваливаютсебя, но зато охотно критикуют все, что делают другие. Высокомерие,бестактность, чрезмерная самоуверенность – эти черты личности легко формируютсяу детей с завышенной самооценкой» [23].
Учитывая вышеизложенное, логично предположить, что причинами неадекватности самооценкимладших школьников будут определённые
упущения втех сферах, которые способствуют развитию самосознания и самооценки – учебнойдеятельности и общении. Это вывод получил теоретическое и экспериментальноеподтверждение в трудах. А.И. Божович [17 с. 101].Самооценка –результат постоянного сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем,как он видит в других людях, и в то же время с тем, что, как он предполагает,видят в нём другие [25].
Исходя извыше сказанного, можно сделать вывод, что центральной характеристикой любойличности является «Я – концепция». Основными факторами, влияющими наформирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочныевоздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности. Учебнаядеятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние наформирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классовдолжен знать психологические особенности младших школьников и учитыватьиндивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.
1.2 Приёмыразвивающего чтения как средство развития самооценки личности младшихшкольников на уроках чтения
По мнениюряда исследователей, таких как Л.Н. Засорина, В.С. Кукушина и др.,развивающее чтение является одним из эффективных факторов, влияющих на процесссамооценивания личности младших школьников. Однако, как считает В.С. Кукушин,термин «развивающее чтение» ещё не получил признание в педагогике общегообразования, как и сама педагогика чтения, имеющая основание для обособлениясреди других разделов педагогического знания [9 с. 337]. Болееглубокие основания проблемы нужно искать в педагогике и преимущественно впедагогическом искусстве, в фундаментальных направлениях воспитания иклассической дидактике. С.А. Смирнов отмечает: «Так, знакомясь с новымитрудами по педагогической технологии, можно убедиться, что методология иидеология развивающего чтения в отдельных своих гранях последовательноосознавались крупнейшими деятелями и теоретиками педагогической мысли» [16 с. 337].Такимобразом, развивающее чтение как интегральное понятие возникло не пересечениипедагогики развивающего обучения и развития речи.
Сложившаясяшкольная традиция обучения родному языку ныне приводит к негативному следствию– недооценке речевой функции в развитии мышления и сознания детей и ихинтеллектуального потенциала в частности, а также индивидуального творческогоначала. В речевой деятельности человека чтение является одним из четырёх видови функционально старшим видом речевой деятельности. В целом письменная речь вдвух её модальностях – письменной речи и чтении – филогенетически иоптогенетически являются вершинами в способах коммуникации. Психофизиология речиопирается на разграничение темповых характеристик деятельности: чтение в трираза превосходит по темпу устную речь и в девять раз – письменную. Ускорениеэнергоинформационного обмена при чтении достигается за счёт «утеснения» изамещения каналов восприятия – аудио – и артикулярного канала. Сенсомоторикачтения базируется на видеоканале, который может функционировать обособленно отдругих. Благодаря этому чтение тончает грани речи и мышления. Говорение ислушанье для него образует лишь «корневую систему». Чтение одной своей стороной(внешней) обращено к речи, а другой (внутренней) – к сознанию.
В общемречевом развитии человека чтение занимает положение узла, замыкающего кругвербального мышления и открывающего окно в над вербальное пространствосознания. При достижении высших ступеней в овладении чтением ребёнок переходитк обучению через чтение, оно становится главным способом познания.
Кукушин В.С.выделяет следующие фазы зрелости чтения:
Панорамное (системно – моделирующеемышление);
Раздельное Сверхфразовое(локально-моделирующеемышление);
Фразовое (синтетическое,понятийно-наглядное мышление);
Словесное (слитное,понятийно-наглядное мышление):
1. слуховое,громкое;
2.внеслуховое, молчаливое;
Слого-аналитическое:
1. раздельное(буквенно-слоговое), речевые умения;
2. дословное индицирование(предметно – образное мышление), познавательные умения.
Фазы зрелостичтения отражают последовательное усложнение читательских умений и навыков:постепенно расширяются границы восприятия и осмысления речевых единиц текста,углубляется понимание читаемого. В общей и пирамиде ступеней овладения навыкамичтения условно выделяются пять шагов. Первые два дают формирование умений звукобуквенноговосприятия, проговаривания текста; здесь активизируются перцептивно-моторныемеханизмы речи.
На ступенисловесного чтения происходит существенная прибавка механизмов речи – мысли: кассоциациям слова слышимого, произносимого и видимого присоединяется«смысловое» слово, дети оперируют словами понятиями. При переходе к фразовомучтению единица восприятия увеличивается до целой фразы и одновременно усложняетсяабстрактно-логическая сторона чтения. Эта третья фаза зрелости характеризуется«свёрткой» слышимого и произносимого слова, а также редуцированием видимого словаза счёт напряжения поля смыслового восприятия и включения смысловой догадки.
И.П. Подласыйсчитает: «Высшее мастерство читателя связано с панорамным чтением, в которомреализуются умения читать мысли, преодолевая барьеры визуальности графическихзнаков и структур» [9 с. 339]. Восприятие текста сливается собразно-смысловым «схватываем» целостного содержания – мгновенно считываютсяцелые страницы текста. Для начальных ступеней владения чтения характерен режимвременного разрыва между срабатыванием механизмов восприятия и осмысления,преобладание аналитических усилий ума. Для более зрелых фаз чтения характернослияние операций восприятия и понимания, сочетания аналитических усилий ссинтетическими.
Для этогоможет быть разработана речевая диагностика умении работы с текстом. Л.Н. Засоринав свой работе отмечает: «Такая система реализована в комплексной педагогическойдиагностике облученности и обучаемости школьников» [6 с. 70]. Вчастности, разграничение «возраста» читателя отражено в темповых характеристикахчтения. Так, многие трудности при изучении элементарной грамотности у детейсвязаны с неравномерностью развития отдельных сторон читательской деятельности,в особенности темпа и качества. Учёт ступеней развития навыков чтения даетвозможность педагогу сознательно проектировать технологию обучения исоответственно конструировать содержание учебной информации. Можно указатьсоответствие фаз зрелости чтения и приёмом обучения – учения.
Именнопродуктивное чтение является развивающим. Оно раскрывает потенциалиндивидуального познания, включающий учащегося в поток информационного взаимодействиясо средой обучения. Обучение способам продуктивной работы с текстом необходимовводить в школьное образование в виде специальных факультативов, отдельныхпрограмм разделов курса русской словесности.
Динамика развитияприёмов обучения чтению
Приёмы чтенияи обученияФазы зрелости читателя Приёмы обучения Слого-аналитическое громкое чтение Репродуктивные Словесное (механическое) - Чтение молча (словесно – смысловое) Репродуктивное с элементами продуктивных Осмысленно – экстенсивное Репродуктивно – продуктивные Пофазное Продуктивно – смысловое Сверхфразовое Исследовательское
А.А. Ралдугинотмечает: «Главное внимание педагога на уроках развивающего чтения обращено нена смысловое восприятие текста, на умения считывать логику построения фраз,целостного текста, проникать в подтекст и субъективный смысл читаемого,истолковывать потаенное» [14 с. 71.]. Для осуществления таких задачиспользуется специальная техника вопросов – ответов к тексту, среди которыхнаряду с репродуктивными и риторическими вопросами содержаться проблемныевопросы.
Методикапроведения уроков строится на проверочных процедурах, которые измеряютсяколичественно-качественными критериями. Школьники легко овладевают приёмамиизмерения скорости и качества чтения и с большим интересом включаются в самонаблюдениеза своими успехами в чтении,
возникаетинтерес к соревновательности в достижениях и создается ситуация успеха вобучении.
Общение скнигой и текстом отражает культуру личности в целом, мастерство в искусствеиндивидуального прочтения личности, включённости в субъект – субъектныеотношения, чувствительность к слышанью партнёра, способность переводитьсообщение автора в Я – сообщение.
Искусствочтения состоит не только в том, как считывается внутренняя сторона текста, но ив том, как читается текст изнутри, в его глубинной семантике, в прикосновении кличности и индивидуальности.
В работе«Развивающее чтение как педагогическая технология» Л.Н. Засорина отмечала,что развивающее чтение в идеальном варианте одухотворяет работу с книгой [6 с. 71].Текст воспринимается как среда обучения, как фактор развития самой личности. Втакой технологии совершается переход от среды как естественного, предметно – пространственногоокружения к среде воспитания, том числе социальной среде, где сочетаютсяэлементы вещного мира с искусственно созданными человеком функциональнымиэлементами.
Г.Б Черноваотмечает; «Умение превратить предметно – пространственную текстовую среду ввоспитывающую и развивающую доступно учителю – мастеру своего дела» [9 с. 341].Такая среда пронизывается «отношенческим» влиянием на ребёнка. Педагогическаяимпровизация на уроках чтения означает умение учителя мгновенно реагировать нанепредвиденное – на «проблемные» ответы учащихся, их не стандартное восприятие.Такая технология побуждает педагога к продолжению обсуждения смыслов, кдополнительным дискуссиям и диспутам по острым вопросам мировосприятия имироощущения своих воспитанников.
Развивающеечтение позволяет существенно нейтрализовать одну их самых слабых сторонсовременного образования – слабость обратных связей в обучении. Постоянноакцентируя внимание на оценочных моментах при чтении, оно развивает умениясамооценивания, которые образуют ядро личности.
Итак,основными приёмами развивающего чтения являются: репродуктивные, репродуктивныес элементами продуктивных, репродуктивно – продуктивные, продуктивно – смысловые,исследовательские. Как метод педагогического воздействия развивающее чтениеимеет неограниченные возможности, в том числе и в процессе самооценивания. Икак фактор, позитивно влияющий на самооценивание личности младшего школьника.
1.3Психолого-педагогические особенности процесса развития самооценивания младшихшкольников
По мнению И.В. Шаповаленко,в возрасте 7–11 лет активно развивается мотивационная – потребностная сфера исамосознание ребёнка [21 с. 237]. Одним из важнейших становятсястремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей,родителей и сверстников, в первую очередь связанное с учебной деятельностью, сеё успешностью. Учебная деятельность требует от детей ответственности испособствует её формированию как черты личности. В условиях развивающегообучения, в рамках которого рассматривается развивающее чтение, учебный процессстановится действенным. Всё большее значение приобретает содержательная оценка способови результатов учебной деятельности со стороны учителя, соучеников, а к концумладшего школьного возраста и самооценка.
В этомвозрасте, считал И.В. Шаповаленко, «развивается самопознание и личностнаярефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей»(«могу или не могу решить эту задачу?», «чего мне не хватает для её решения?»),внутренний план действий (умение прогнозировать и планировать достижениеопределенного результата), произвольность, самоконтроль [21 с. 238].По мнению И.Ф. Харламова, самосознание и самоанализ у младших школьниковнаходятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальнойпедагогической работы [18 с. 115].
В младшемшкольном возрасте ребёнок овладевает своим поведением. Он более точно идифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах,улавливает характер взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, начинает болеесдержанно выражать свои эмоции, особенно негативные. Нормы поведенияпревращаются во внутренние требования к себе, что порождает переживания муксовести. Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные(чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости).
Тем не менее,для младшего школьника неустойчивость нравственного облика, непостоянствопереживаний и отношений вполне характерны.
В зависимостиот организации и содержания ведущей учебной деятельности уровень самихновообразований младшего школьника может существенно различаться. Мышлениестановится теоретическим или эмпирическим, как и рефлексия – содержательной илиформальной, а планирование – по существенным признакам или по частичным основаниям.
По мнению А.А. Ралдугина,самооценка – результат сложного и длительного процесса, в котором взаимодействуютразличные факторы её формирования: оценки окружающих, анализ самим человекомсвоих успехов и неудач, результатов деятельности, в которых проявляются качестваего личности [14 c. 72]. Основными средствами и приемами самооценки являются:самонаблюдение, самоанализ, самоотчёт, самоконтроль, сравнение. Самонаблюдение– это наблюдение младшего школьника над своими поступками, поведением,деятельностью, а также над своими переживаниями. Существует два видасамонаблюдения: непосредственное и ретроспективное, то есть самонаблюдение затем, как вёл себя школьник когда-то в прошлом что он переживал. Важно обратитьвнимание на то, что самонаблюдение не должно превращаться в бесплодное самосозерзациеи самолюбование, а должно служить развитию процессов самосознания исамосовершенствования личности. Следует анализировать не только внутренниепереживания, предшествующие действию или поступку, но результаты деятельности,собственное поведение.
Самоанализпредполагает самонаблюдение, использует материал, получаемый в егорезультате. Самоанализ в той или иной мере осуществляется в различных видахповседневной деятельности людей, а так же в их размышлениях о себе. Если же самоанализсопровождается сознательной установкой младшего школьника анализировать своиопределенные поступки, характеризующие те или иные свойства собственной личности,психические процессы, что имеет место при самовоспитании, это повышает систематичностьи целенаправленность самоанализа.
В процессе ина основе самоанализа зарождается и формируется самоотчёт, который представляетсобой отчёт человека перед самим собой о процессе и результатах собственнойдеятельности, собственных поступках и проявившихся в них качествах личности.Самоотчёт может осуществляться в форме устной речи, специальных дневников.Существует два вида самоотчёта: итоговый и текущий.
Итоговый – самоотчётза достаточно длительный период времени, когда на определённом жизненном этапевыявляется степень соответствия между обязательствами, которые человек считалдля себя посильными и добровольно принял, и объективными результатами деятельности.Текущий – самоотчёт человека за короткий промежуток времени – день, несколько дней,неделю. Самоконтроль– это способность человека устанавливатьотклоненияреализуемой программы деятельности от заданной и вносить коррективы в пландеятельности.
Один изспособов самооценки – это социальное сравнение, сопоставление мнений о себеокружающих. Сравнение постоянно используется младшими школьниками в ихразмышлениях о себе, об оценке поступков и проявляющихся в них качествличности. И.П. Подласый отмечает: самооценка – результат постоянногосопоставления того, что человек наблюдает в себе с тем, что, как онпредполагает, видят в нем другие» [13 с. 364].
Выделениесредств самооценки может быть сделано лишь условно, так как реальный процесссамопознания характеризуется их взаимодействием и неразрывной взаимностью.
Исходя извыше сказанного, можно сделать вывод, что, младший школьный возраст сензитивендля становления такого компонента самосознания как самооценка. Основные приёмы развитиясамооценки – это самоанализ, самоотчет, самонаблюдение, сравнение. Именноразвивающее чтение помогает учителю использовать данные приёмы на практике.
2.Исследование влияния приёмов развивающего чтения на развитие самооцениваниямладших школьников
2.1 Организацияи методы исследования
Исследованиеосуществлялось на базе МОУ СОШ №11 г. Чайковский в период с 22.01 по 12.022009 года. Для выявления использования развивающего чтения как средстваразвития самооценки личности нами были использованы следующие методыисследования:
1. наблюдениеза деятельностью учащихся и учителя на уроках чтения;
2.тестирование учащихся 4 класса [Приложение 1];
3.анкетирование учителей начальных классов МОУ СОШ №11 г. Чайковский.[Приложение 2].
Цель методанаблюдения уроков выявить влияние развивающего чтения на развитиесамооценивания личности учащихся 4 класса на уроках чтения.
Объектомнаблюдения на уроках чтения является активность учащихся на уроке.
Мы выбралинаблюдение, так как оно позволяет непосредственно и целенаправленновоспринимать действительность педагогического процесса.
С целью выявленияуровня самооценки учеников проведено тестирование учащихся 4 класса МОУ СОШ №11.Всего было протестировано 22 учащихся. Тест позволил объективно измеритьизучаемые характеристики педагогического процесса.
Также намибыло проведено анкетирование учителей начальных классов. Всего было опрошено 5учителей. Анкетирование проводилось с целью изучения проблемы формирования иразвития самооценки у учащихся младшего школьного возраста.
Эффективностьанкетирования заключается в том, что можно за короткое время провести опроснескольких человек.
Такимобразом, были использованы следующие методы исследования: наблюдение задеятельностью учащихся и учителя на уроках чтения, тестирование учащихся,анкетирование учителей.
2.2Результаты исследования и их обсуждение
Наблюдениеуроков проводилось в 4 классах. На первом уроке учитель не акцентировалавнимание на приёмах развивающего чтения и не использовала их полностью. Наэтапе подведения итогов была проведена взаимопроверка, учащиеся оценили себя заработу на всём уроке.
На второмуроке учитель применила приёмы развивающего чтения: на этапе актуализациизнании учащиеся работали в парах и читали друг другу произведение, а потомоценивали себя, на этапе закрепления учащиеся выразительно читали стихотворениеи оценивали по критериям, высказывали своё мнение по поводу прочитанного. Наповедении выводов учащиеся оценили себя, как они работали на протяжении всегоурока.
Притестировании получились следующие результаты. У 17 учащихся самооценкаадекватная и только у 5 завышенная.
Анализ анкетсвидетельствует о следующих результатах.
На вопрос:«Используете ли Вы на уроках чтения приёмы развивающего чтения?» Большинствоответили, что применяют следующие приёмы:
1. слого-аналитическое(громкое) чтение;
2. чтениемолча (словесно – смысловое);
3. сверхфразовоечтение (выборочное).
Дидактическоеназначение приёмов развивающего чтения учителя видят в том, что оно развиваетречь учащихся, коммуникационные навыки, самооценку. Учителя не используютполностью приёмы развивающего чтения на уроках, а лишь некоторые, как мы видимиз анкетирования.
На урокахчтения учителя используют следующие методические приёмы для развитиясамооценки: оценивание работы всего класса учителем, учениками, оцениваниеработы учеником собственной работы, друг другом, учителем, оценивание по критериям,работа в парах, выступление с докладом, рефератом, взаимопроверка, написаниесочинения – рассуждения, где даётся сравнительная характеристика себя и героя.
Значениеразвития самооценки у младших школьников учителя видят в стремлении ребёнка самосовершенствоваться,реализуя психологические потребности (самовыражение).
На вопрос: «Скакими проблемами Вы сталкиваетесь при использовании приёмов, направленных наразвитие самооценки учащихся?» Учителя столкнулись с такой проблемой какпроблема в неумении учащихся оценивать себя. Дети в возрасте младшего школьноговозраста переоценивают себя и наоборот хотят больше видеть негатива в другомчеловеке.
Также былообозначена такая проблема, как в отстаивание мнения ученика. Часто авторитетучителя подавляет мнение ученика. Не всегда ученик отстаивает своё мнение.
Такимобразом, важно акцентировать внимание на оценочных моментах на уроках этоповышает умение самооценивания. При тестировании выявили, что у младшихшкольников адекватная самооценка, но у некоторых и завышенная. Анкетированиеучителей позволило выявить, что проблема развития самооценивания у младшихшкольников присутствует. При этом приёмы развивающего чтения являются резервомв развитии самооценивания личности младшего школьника.
Заключение
В ходе денногоисследования было проведено теоретическое обоснованиепроблемы развитиясамооценивания личности учащихся младших школьников на уроках чтения. Врезультате анализа литературы по теме исследования, нами была определенаследующая проблема: каковы резервы развивающего чтения на уроках литературы каксредства формирования самооценивания у учащихся младших школьников?
Практическийопыт использования приёмов развивающего чтения на уроках чтения в начальной школекак средства развития самооценивания был изучен при помощи методовисследования: наблюдения за деятельностью учащихся и учителя на уроках чтения,тестирования учащихся, анкетирования учителей. Результаты данного исследованияпоказали, что способам формирования самооценки на уроках чтения уделяется недостаточноевнимание. Также выявлено, что развивающее чтение является резервом в развитиисамооценивания личности у учащихся младших школьников, так как самооценкаважный элемент самосознания. Она определяет взаимоотношения человека сокружающими, влияет на эффективность деятельности человека и развивает еголичность.
Именноразвивающее чтение позволяет избежать одну из слабых сторон современногообразования – слабость обратных связей в обучении. Постоянно акцентируявнимание на оценочных моментах при чтении, оно развивает умение самооценивания,которое образует ядро личности.
Такимобразом, развивающее чтение является важнейшим фактором в формированиисамооценивания личности у учащихся младших школьников.
Литература
1. Безруких, М.М. Российскаяпедагогическая энциклопедия. [Текст]: / В.А. Безруких, Л.С. Глебова.2002. – С. 232 – 236 с.
2. Григорян, Н.В. Чтотакое «развивающее обучение»? [Текст] /Н.В. Григорян // Начальнаяшкола. – 1999. – №1. – С. 65 – 69.
3 Диагностика развитияпсихики школьников. [Текст]: Под. ред. И.А. Чурикова. – Чебоксары – Йошкар-Ола:«Клио» – «Марий Эл учитель». – 1998. – 4 с.
4. Дубровина, И.В. Психология.[Текст]: учебник для студ. спец. пед. учеб. завед. / И.В. Дубровина, Е.ЕДанилова, А.М. Прихожан / Под ред. И.В. Дубровиной – 3е. – изд.,стереотип. – М.: «Академия». – 2004. – С. 287–294.
5. Дьяченко, М.И. Психологическийсловарь-справочник. [Текст]: /
М.И. Дьяченко, А.А. Кандыбович.– Минск: «Харвест», 2004.-, 343, 364, 520 с.
6. Засорина, Л.Н. Развивающеечтение как педагогическая технология [Текст] /Л.Н. Засорина //Начальная школа. – 2000. – №1. – С. 68 – 71.
7. Кождаспирова, Г.М. Педагогика.[Текст]: учебник для студ. образ. урежд. сред. проф. образ. – М.:Гуманитарный издательский центр «Владос». – 2003.
8. Кождаспирова, Г.М. Кождаспиров,Ю.А. Педагогический словарь для студ. высш. и сред пед. учеб. завед. –[Текст]: М./ Издательство «Академия». – 2001. – с.
9. Кукушин, В.С. Педагогиканачального образования. [Текст]: / учебное пособие / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева-Вараксина.– Москва-Ростов-на-Дону.: «Март», 2005. – С. 337–339.
10. Модернизацияроссийского образования: документы и материалы [Текст]:/ Редактор составитель Э.Д. Днепров.– МГУ ВШЭ, 2002. – 266 с.
11. Мухина, В.С. Возрастнаяпсихология: феноменология развития, детство, отрочество. [Текст]: учебник длястуд. вузов – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия». – 1999.- С. 286 – 334.
12. Ожегов, С.И. Шведова,Н.Ю. Толковый словарь русского языка 80 000 слов и фразеологическихвыражений. [Текст]: / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова./ -4е. изд. дополненное – М.: «Азбуковник». – 1999. – 112 с.
13. Подласый, И.П. Педагогика[Текст]: учебник для вузов. – в 2 ч. / И. П Подласый. – М.: Гуманит. изд.центр «Владос» – 2003 – 574 с.
14. Психология [Текст]: учебник./ Под ред. А.А. Крылова – М.: «Проспект». – 1999. – 244 с.
15. Ралдугин, А.А. Психологияличности общее и индивидуальное в психике человека. «Психология и педагогика» [Текст]:/ А.А. Ралдугин. – М.: «Центр», 1999. – С. 234 – 346.
16. Сластёнин, В.А. Педагогика.[Текст]: учебное пособие для студ. и высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин,И.Ф Исаев, Е.Н. Шилов. – М.: «Академия», 2004. –286,345 с.
17. Смирнов, С.А. Педагогика:педагогические теории, системы технологии.
[Текст]: учебное пособие длястуд. сред. пед. Учеб. Заведений / И.Б. Котова Е.Н. Шинянов Т.И Бабаева / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: «Академия». – 1998. –512 с.
18. Фомина, Л.Ю. Чтовиляет на формирование самооценки младших школьников. / / Начальная школа. –2003. – №10 – С. 99–102.
19. Харламов, И.Ф. Педагогика.[Текст]: учебник -5е. изд., и перераб и доп.-Мн. – 1998. – С. 112-118.
20. Хрестоматия повозрастной психологии. [Текст]: учебное пособие для студ. / Сост. Д.И. Фельдштейна.– М.: «Международная педагогическая академия». – 1994.-112 с.
21. Хромова, Е.В. Рольучебника в работе по развитию речи школьников. [Текст] /Е.В. Хромова / /Начальная школа. – 2003. – №2 – 76 с.
22. Шаповаленко, И.В. Возрастнаяпсихология. / Психология развития и возрастная психология. [Текст]: учебник длястуд. Вузов. / И.В. Шаповаленко / – М.: «Гардарки». – 2007.-С. 237–238.
23. Чернова Г.Б. Развитиеречи учащихся одна из основных задач начального образования./ / Начальнаяшкола. – 2000. – №7. — с. 15
24. Www besteferat/ Ru.(referat – 11966) html.
25. Referatik – online.Ru / 2007/ 07/28/ samoocenka – lichnoosti – I – ee – proyavle-nie.html
26 / http /gestalt line. Com jarchives/36
27. Htpp: //www.xercoh//.info/referats/view/2866/