Реферат по предмету "Педагогика"


Математические соревнования в четвертом классе

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КРЫМСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет психолого-педагогический
Контрольнаяработа
/>По Увлекательной математике
Математическиесоревнования в четвертом классе
Студентки МикульскитеС.И.
г.Симферополь
2006– 2007уч. Год.

ПЛАН
Введение
1. Математическое соревнование«Цифиркин спрашивает»
2. Математическое соревнование «Есливместе, если дружно»
Заключение
Использованная литература
ВВЕДЕНИЕ
Игры-соревнованияоснованы на ярко проявляющейся особенности ребят – желании постоянно сравниватьсебя с другими, соперничать, которая заложена в детской природе.
Игры-соревнования, как видно изназвания, построены на соревновательности, состязательности в области познания.Они требуют от ребят проявления смекалки, разносторонних знаний. По своемухарактеру это интеллектуальные состязания, выходящие за пределы содержанияучебных программ и учебников. В них всегда есть победители и проигравшие.Выигрыш или проигрыш в игре стимулирует познавательную активность детей,желание читать, узнавать новое, расширять круг чтения.
Успех в таких играхзависит от:
- интересных,занимательных и в то же время заставляющих думать вопросов (командампредлагаются одинаковые по сложности вопросы, что уравнивает их возможности);
- четкой, простой,наглядной системы оценок и их фиксации;
- примерно равныхпо силам (интеллектуальным) команд;
- быстроориентирующегося в ситуации и обладающего широким кругозором ведущего;
- награжденияпобедителей.
Ценностьсоревнований состоит в том, что ребята все вместе в составе команд думают, обсуждаютвопросы, находят ответы. Надо учесть и то, что младшие школьники, как правило,не умеют работать в группе (команде), стараются отвечать или задавать вопросыиндивидуально (часто им просто не хватает терпения, и они выкрикивают с местато, о чем догадались, о чем знают). Их надо учить совместной умственной работе,если не делать этого, то в познавательных соревнованиях будут участвоватьтолько самые эрудированные, сообразительные ученики, а другим станетнеинтересно, и соревнование не даст того воспитательного результата, радикоторого и задумывалось педагогом.
Победителей в соревновании можнонаграждать и призами: книгами, игрушками, играми и т.д. Вполне подойдутсамодельные медали, дипломы и другие награды. Если победителей много или неочень хочется кого-то обделять вниманием, можно предусмотреть награды в разныхноминациях: интересные вопросы, быстрота реакции, дружная работа, воля кпобеде, наибольшее количество очков и т.д.

УРОК «ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ» «ЦИФИРКИНСПРАШИВАЕТ»
Задачи: расширять кругозор детей;развивать смекалку и логическое мышление.
Оборудование: публикации детскихгазет и журналов.
Ход соревнования:
Дети делятся на 3 команды ипредставляют себя и своих капитанов.
Ведущий. Вести соревнование будетмагистр математических наук профессор Цифиркин.
Входит Цифииркин – старшеклассник встрогом костюме и магистерской шапочке с кисточкой. Он представляет детям жюри– своих помощников, которые будут следить за порядком на соревнованиях иоценивать работу команд в каждом конкурсе.
Цифиркин.
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо летать,
Надо прежде всего
Математику знать.
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо тоже, друзья,
Математику знать!
И, конечно, для вас
С первых лет, школьных дней
Математику знать –
Вряд ли есть что важней.
Ну и вам мой совет:
Чтоб отличником стать,
Надо прежде всего
Математику знать!
Я пришел сегодня к вам, чтобыпроверить, как вы умеете решать задачи, а главное – мыслить. Именно для этогонужна математика – древнейшая из наук. Она учит сообразительности, логике.Итак, приступаем к соревнованиям!
І конкурс –«Математическая смекалка»
Цифиркин. В этом конкурсе проверяетсяваша смекалка и сообразительность, поэтому будьте внимательны, не спешите.Ответ на задание будет давать та команда, которой оно адресовано. Если она несправится, только тогда имеют право отвечать другие команды, знающие ответ. Закаждый правильный ответ – 1 балл.
1.  Который сейчас час, если оставшаясячасть суток вдвое больше прошедшей?
2.  Как сделать 10 из двух спичек?
3.  Чему равняется произведение всехчисел?
4.  Полтора лимона стоят полтора рубля.Сколько стоят 10 лимонов?
5.  Сережа шел вверх по лестнице.Перешагивая через 2 ступеньки, он считал: 1, 2, 3, 4. Когда ему нужно былосказать «пять», то осталась одна ступенька. Сколько всего было ступенек?
/>

6.  Сколько всего треугольников в этойфигуре?
В конкурсе побеждает команда,набравшая наибольшее количество очков.
ІІ конкурс – «Логическая математика»
Цифиркин. В математике ценится нетолько умение хорошо считать и решать задачи, но и умение логически мыслить,рассуждать. Посмотрим, как у вас обстоят дела с логикой.
1.  В стакан, кружку и чашку налилимолоко, простоквашу и кефир. В кружке не кефир и не простокваша. Что куданалито?
2.  Вставьте недостающее число.
/>

3.  Вставьте пропущенное число. 4, 5, 7,11, 19 …?
/>

4.  Вставьте недостающее число.
5.  Математические бусы.
Из разных цифр я сделал бусы
А в тех кружках, где числе нет,
Расставьте минусы и плюсы,
Чтоб данный получить ответ.

6.  /> />
На веревке завязали 5 узлов. Насколько частей эти узлы разделили веревку?
7.  В семье несколько детей. Один ребенокговорит, что у него есть 1 брат и 1 сестра. А другой говорит, что у него нет ниодной сестры. Сколько детей в семье? Сколько в семье девочек и мальчиков?
8.  Мама купила 4 шара: красного иголубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько было шаровкрасного и голубого цвета?
9.  Решите логиконы (каждой командедается по одному на листочках).2 5 10 7 45 654 ЖУК ЧЕЛОВЕК ЛОШАДЬ Б Д ? О Д ? 6 2 ?
Команда, первой справившаяся сзаданием, получает 3 балла, за второе место – 2 балла, за 3 место – 1 балл.Подводятся общие итоги второго конкурса.
ІІІ конкурс – «Магическая математика»
Ведущий. Каждая команда подготовиладля своих соперников небольшое сообщение о том, что означала в древности то илииное число. Но самое это число не называется. Вы должны догадаться и узнатьего. Затем тот, кто назвал число правильно, должен выполнить еще одно задание,подготовленное той же командой. Чтобы все было справедливо, вопросы задаем по цепочке:1-я команда – 2-й, 2-я команда – 3-й и т.д. Тогда у всех будут равныевозможности.

Сообщение первой команды
· Это число вдревности было окружено особенно большим почетом. Еще в Древнем Вавилоне былоизвестно это число планет, которым причисляли Солнце и Луну. Все непонятныеявления природы приписывались богам, и постепенно представление о богах соединилосьс этим числом планет. По ним стали считать и время. Это число стало священнымчислом, его считали магическим.
· Рим и Киевпостроены на стольких холмах.
· Это число широкоиспользовалось в сказках и мифах древнего мира. Оно символизирует тайну.Существует очень много устойчивых выражений, связанных с этим числом.
Задание командам
Приведите примеры пословиц,поговорок, крылатых выражений, жизненных и природных явлений, связанных счислом 7.
Сообщение второй команды
Долгое время это число было длямногих народов пределом счета – совершенством, символом полноты, счастливымчислом. Оно стало самым излюбленным числом в мифах и сказках. В древности оносчиталось магическим потому, что складывалось из суммы предыдущих чисел. Оносимволизировалось геометрической фигурой, которая представляет прошлое,настоящее и будущее.
Задание командам
Разгадайте загадки с задуманнымчислом.
Треугольная доска,
А на ней – три волоска.
Волосок – тонкий,
Голосок – звонкий.
Три братца пошли на реку купаться.
Два купаются, третий на берегуваляется
Искупались, вышли,
На третьем повисли.
Один льет, другой пьет,
Третий зеленеет да растет
Есть три брата родные.
Один ест – не наестся,
Другой пьет – не напьется,
Третий гуляет – не нагуляется.
Сообщение третьей команды
· Этому числуприписывали таинственную силу: в одни времена добрую, в другие – недобрую.Вспомните название картины Айвазовского….Она напоминает о грозных силахприроды. В русских народных сказках действие часто происходит в … царстве, за …земель.
· Древние грекилюбили это число. Из стольких судей состояло жюри на Олимпийских играх;существовало столько муз-покровительниц наук и искусств. Это число для древнихгреков было олицетворением полноты, достатка, наверное, потому, что это число –самое большое из натуральных чисел.
Задание командам
Солнце и обращающиеся вокруг негопланеты составляют Солнечную систему. Сколько планет вращается вокруг солнца?Назовите их.

ІV конкурс – «Литература и математика»
Цифиркин. Когда вы читаете сказки идругие литературные произведения, то часто встречаетесь с числами. В этомконкурсе мы проверим вашу внимательность и кругозор.
Литературные вопросы
1.  Сколько раз нужно было повернутьзолотым ключиком, чтобы открыть потайную дверь?
2.  Сколько сольдо заплатил Буратино забилет в кукольный театр Карабаса-Барабаса?
3.  Сколько мышей потребовалось феепревратить в статных лошадей, чтобы доставить Золушку на бал?
4.  Сколько месяцев просидела царица уокна, ожидая царя?
5.  Сколько грошей отдала женщинаколдунье за зернышко, из которого вырос тюльпан, где оказалась Дюймовочка?
6.  Сколько братьев было у оловянногосолдатика?
7.  Сколько витязей прекрасных «чредой извод выходят ясных»?
8.  Сколько лет прожили старик состарухой у самого синего моря?
9.  Какого роста была Дюймовочка?
«Назови произведения»
Ведущий. Вспомните литературныепроизведения, в названиях которых есть число. Побеждает команда, назвавшаяпоследней произведение.
Итог урока
В конце соревнования жюри подводитобщие итоги и вручает отдельным детям и командам медали «Лучший математик» идипломы.

УРОК «ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ» «ЕСЛИВМЕСТЕ, ЕСЛИ ДРУЖНО»
Особенность этой игры –эстафетный характер заданий, когда от вклада каждого, от четкостивзаимодействия зависит общий результат.
Задачи:
1.  Формирование дружного коллектива.
2.  Развитие навыков взаимодействия
3.  Развитие логического мышления ивоображения, проверка элементарных математических навыков.
Ход соревнования:
Здравствуйте, ребята. Сегодняу нас с вами – соревнование. Соревноваться будем под девизом: Если вместе, еслидружно». Для этого разделимся на две команды. Так как соревноваться будем вобласти математики, то обе команды будут носить имена великих математиковпрошлого: «Пифагорики» и «Архимедики» (выдаются эмблемы).
Соревнования будутэстафетными, поэтому будьте готовы проявить взаимопомощь и взаимовыручку.
Эстафета 1. Очень длинныйпример
На планшете написаныпримеры. Каждый участник командыподбегает, решает один пример и передаетэстафету следующему. Кто быстро и правильно решит весь пример?
Эстафета 2. Собери робота
Участники команд берут изкорзинок геометрические фигуры: круги, треугольники, квадраты, многоугольники ит.д. и крепят их на доске так, чтобы получился робот. У кого получится лучше?

Эстафета 3. Каждому попримеру
Количество математическихпримеров на доске соответствует числу участников команды. Участники команд поочереди подбегают к доске и решают по одному примеру (на выбор), побеждаеткоманда, которая быстрее и без ошибок решит все примеры.
Эстафета 4. Без права наошибку
Команда выстраивается вшеренгу, у каждого в руках листок и ручка. Ведущий читает задачу:
1. Всадник без головы проезжает72 км за 6 часов. Сколько часов понадобится ему, чтобы преодолеть 54 км, если онбудет двигаться пешком с вдвое меньшей скоростью?
2. Два мальчика побежали навстречудруг другу по спортивной дорожке, длина которой — 100 м, а ширина — 60 см. Одинмальчик бежал со скоростью 5 м/с, и второй бежал со скоростью 5 м/с. Через сколькосекунд они столкнулись лбами?
Каждый участник пишетответ на листочке и показывает жюри, которое отмечает количество правильных инеправильных ответов. Ответ, не поднятый до сигнала ведущего, считается неправильным.
Затем выстраиваетсядругая команда и решает задачи:
1. С одного дерева сняли 164груши, а со второго — 5 мальчиков, каждый из которых, сидя на дереве, съел по27 груш. После этого со второго дерева сняли еще 94 груши. Сколько груш было наобоих деревьях?
2. От морского вокзала в 14часов отошли одновременно в противоположных направлениях теплоход и пешеход.Теплоход двигался со скоростью 40 км/ч, а пешеход — со скоростью 10 км/ч. Если через2 часа пешеход повернется и сначала побежит со скоростью 20 км/ч, а потомпоплывет со скоростью 160 км/ч, то догонит ли пешеход пароход к 19 часам?
Побеждает команда, давшаябольшее количество правильных ответов.
Эстафета 5.Математическая сказка
Все участники команды,говоря по предложению, продолжают сказку, которую начинает ведущий.
Первая команда. Однажды вМатематическом королевстве случилась беда…
Вторая команда. У Пятеркибыл день рождения, и она пригласила на него своих друзей…
Итог урока.
Итак, подведем итоги.Какая команда была самая дружная, кому удалось лучше справиться с труднымиматематическими заданиями?
А еще очень важно, — выпоняли: если вместе взяться за дело, то самые трудные примеры решить легко.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Технология организации всехсоревнований базируется на методике и технологии коллективной творческойдеятельности, разработанной И.П. Ивановым. В ее основе – активное участие детейво всех этапах и элементах соревнования: от замысла до анализа результатов.
Чтобы соревнования приобреталиразвивающий характер, их содержание должно выходить за пределы учебных программи учебников, за пределы известного детям, или, как говорил Л.С. Выготский,располагаться в «зоне ближайшего развития». Деятельность детей должна требоватьот них определенных усилий. Проводя познавательные соревнования, учительориентируется на уровень общего умственного и социального развития детей, вносяв них конкретные коррективы в соответствии с его педагогическими задачами.
Сочетание математическогосодержания с движением в эстафетах позволит четвероклассникам соединить учебу среальной жизнью, игрой. Поэтому очень важно, чтобы данная игра меньше всегонапоминала урок. В ходе соревнования не стоит устанавливать жесткую дисциплину,но следует вежливо подсказывать правила взаимодействия, напоминать о том, чтовозможна взаимопомощь. Набор эстафет нужен и для того, чтобы вступил в действиемеханизм самоорганизации, когда без особого учительского вмешательства отэстафеты к эстафете больше становится порядка и организованности. Состав командв играх-соревнованиях может меняться в каждой игре, чтобы у учащихся не появилсяконкретный постоянный соперник, на котором можно срывать свое зло и своюагрессию. Если такое соревнование проводится в классе впервые, то учителю важноподумать о помощниках, которые при необходимости помогли бы снять возникшиеконфликты. При подведении итогов важно отметить не столько то, кто победил,сколько факты оказания помощи, проявления дружбы. Важный педагогический моментсоревнования – помочь учащимся осознать, что учиться вместе легче, чемпоодиночке, что у них такие прекрасные одноклассники, которые всегда помогут.

Использованная литература
1. Бесова М.А. В школе и на отдыхе.Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Ярославль. Академия развития,1997
2… Бесова М.А. Познавательные игрыот А до Я- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 272 с.
3. Григорий Остер. Сборник. МОСКВА«Спарк-М» 1992
4. Иванов И.П. Методика коммунарскоговоспитания. М., 1990
5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.Нетрадиционные уроки в начальной школе. Ч.1. Практическое пособие для учителейначальной школы. – Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2004. – 151 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.