Реферат по предмету "Философия"


Основные идеи философии эпохи Возрождения

Введение
Эпоха Возрождения(ХV-ХVI) века — это период перехода от средневековья к Новому времени. Поискновых жизненных ориентиров, соответствующих новым социальным условиям,начавшись в Италии, в ее городах-государствах, в чем-то аналогичнымгородам-государствам Древней Греции, переносится затем во Францию, Германию, вдругие страны севера Европы. Духовное брожение, охватившее европейские страны,стимулируется и, в свою очередь, стимулирует процессы разрушения феодальныхпорядков, становления национальных государств, церковных реформ. Это эпохавозникновения нового искусства, первых шагов современного естествознания, новыхполитических и социальных концепций, социалистических утопий. И хотя эпохаВозрождения не оставила великих философских систем, а философское творчестворазворачивалось в основном в форме «осовременивающего воспоминания», онаобосновала идею доверия к естественному человеческому разуму, заложила основыфилософии, свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок.№
Возрождение исходит изантичных и средневековых представлений, но при этом в корне меняется контекстих использования. Философия стремилась понять действительность такой, как онаесть, углубляясь в структуры познаваемого мира и находя положения, объясняющиеосновы мироздания.
Возрастает ценностьотдельного человека, стали подчеркиваться его оригинальность и непохожесть.Усиливается интерес к натурфилософии, происходит ее возрождение на новойоснове.І
Целью данной работыявляется рассмотрение основных идей натурфилософии эпохи Возрождения в ученияхН. Кузанского и Дж. Бруно.
Для достиженияобозначенной цели были поставлены следующие задачи:
дать краткуюхарактеристику периода эпохи Возрождения и ее представителей;
рассмотреть основныеположения учения Николая Кузанского;
рассмотреть основныеположения учения Джордано Бруно.

1. Краткое изложениеистории философии эпохи Возрождения
На протяжении всегосредневековья господствует представление о том, что земная жизнь человека неимеет самостоятельной ценности, что она только подготовка к жизни загробной,осуществляемая под руководством и водительством церкви. Такое суждение,покоящееся на противопоставлении природного и божественного, отвечавшеемассовому чувству жизни людей поздней античности и средних веков нашло своеотражение в знаменитом средневековом трактате диакона Лотаря (позднее папыИннокентия III) «О презрении к миру и ничтожестве человека». Именно этопредставление было подорвано творчеством двух великих поэтов-мыслителей Италии— Данте и Петрарки, ставших провозвестниками и инициаторами гуманистическоймысли — одного из характернейших явлений данной эпохи.
В «Божественной комедии»,Данте (1265—1321), которая представляет собой итог развития средневековойкультуры, великий синтез поэзии, философии, теологии, в его статьяхзакладываются основы нового жизнепонимания. Не отвергая учения о творении,используя неоплатонические схемы рассуждений, Данте учит о том, что человекимеет двоякую — смертную и бессмертную — природу, что он есть среднее звеномежду тленным и нетленным и потому имеет двойное предназначение,«предопределяется к двум конечным целям». Одна из них достигается в здешнейземной жизни и заключается в проявлении собственной добродетели, другаядостигается лишь посмертно и при содействии божественной воли. Двум целямотвечают два пути: путь «философских наставлений» и путь «наставлений духовных,превосходящих человеческий разум». Первый путь открыт благодаря естественномуразуму, и земное предназначение человека осуществляется в гражданском обществе,по наставлениям философии, под водительством земного государя. Второй путьоткрыт «благодаря Духу святому», он основывается на вере в откровение, и к целиведет церковь, возглавляемая верховным первосвященником. Данте учит о свободечеловеческой воли, свободе, лежащей в основе личной ответственности засодеянное, определяющей достоинство человека. Апеллируя к естественному разуму,он следует Фоме Аквинскому, перед авторитетом которого искренне преклоняется,считая, правда, что свет естественного разума необходимо направлять не столькона теологические, сколько на этические проблемы.№
В эпоху Возрождения началсяпереход Западной Европы от феодальных порядков к новому, капиталистическомустрою. Поэтому экономика, торговля, политика, мореплавание, культура являютпричудливое переплетение старого и нового, отмирающего и нарождающегося. Именнов эту пору начинает формироваться, прежде всего в верхах общества, новый типчеловека, для которого характерно стремление проявить себя не в религиозномрвении, а в активности в делах земных. Рождается личность, которая мечтаетполучить награду не в вечной жизни, а уже здесь, на Земле. Все больше в верхахобщества появляется людей, жадных до богатства, славы, высокого общественногоположения, личного счастья, хотя и не потерявших еще основ христианской веры,уважения к власти церкви, почтения к схоластической мудрости. Именно онисоздают направление культуры, получившее название «гуманизм» и охватившее всесферы духовной жизни.І
Гуманизм начинается сДанте Алигьери (1265-1321), который в философских трактатах «Пир» и «Монархия»возвеличивал земное предназначение человека, его смертную и бессмертнуюприроду, гражданское общество и церковь. Франческа Петрарка (1304-1374)призывал возвратиться к себе и к собственной душе и открыть обаяниецицероновских гуманитарных наук. Истинная мудрость есть знание пути достиженияее, которая заключается в искусстве быть свободным.№
Гуманистическаяпрограмма, намеченная Данте и Петраркой, получила развитие и оформление уСалютати (1331—1406), который был другом Петрарки и считал себя продолжателемего дела. Главное для Салютати — воспитать нового человека, обладающегоhumаnitas — свойством, которое он толковал как способность совершатьдобродетельные поступки. По мнению Салютати, хотя земная жизни и дана людямбогом, их собственная задача состоит в том, чтобы построить ее в соответствии сприродными законами добра и справедливости.
Основная идея гуманизма осамоценности земной жизни, о возможности воспитания способности кдобродетельным поступкам, о роли философии в этом процессе развивалась иуглублялась в творчестве общественных и церковных деятелей, эрудитов имыслителей: Бруни (1370—1444), Лоренцо Балла (1407-1457), Фичино (1433-1499),Помпонаццн (1462-1525), Пикоделла Мирандола (1463-1494) и др. К общей цели онишли разными путями. Обосновывая идею свободы и достоинства человека, Бруни иПомпоиацци привлекают по-новому — антисхоластически и антитомистски —прочитанного Аристотеля, Лоренцо Балла, также как позднее один из последнихпредставителей Северного Возрождения Гассенди (1592—1685) —Эпикура, Фичино,основатель платоновской академии во Флоренции,— Платона, а Пикоделла Мираидола- и Платона, и Аристотеля, и каббалу (мистическое учение в иудаизме).Последняя, а также герметизм, зороастризм, обосновывающие возможностьмагического воздействия па природу, тоже привлекали внимание представителей гуманистическоймысли. Тем самым возрождалась не только античная философия, но и античнаямистика.І
Гуманизм проявил себяпрежде всего в искусстве и литературе, воспевая красоту человека, человеческуюлюбовь, тягу к знанию. Пробуждающийся интерес к земной природе становитсяисточником желания понять мир как среду жизни людей, а это дало толчок кпоявлению точных знаний о мироздании. Особое значение для этого процесса,который в конечном счете привел к появлению современной науки, имел труд II.Коперника (1473-1543) «Об обращении небесных сфер», обосновавшийгелиоцентрическую картину, в которой в центре мира находится Солнце, одним изспутников которого является Земля, ранее почитавшаяся центром Вселенной. Этусистему, революционизировавшую взгляды на устройство мира, развил выдающийсямыслитель Возрождения Д. Бруно (1548-1600).№
В эпоху Возрожденияразмывается грань между наукой как постижением бытия, практически-техническойдеятельностью или искусством и художественной фантазией. Человек в творенииБога, т. е. в природных вещах, стремится увидеть закон их построения. Это былооткрытием человека, открытием конструирующей и полагающей силы его внутреннегомира, а убежденность в релятивности человеческих проявлений, способностей имнений коренилась в ощущении абсолютности человека, не сводимого к чему-токонкретному.
Начало натурфилософиивосходит к Бернардино Телезио (1509-1588), который изучает природу всоответствии с ее собственными началами, исключая божественное начало изприроды. Причина движения — «собственная сущность» природы, а не Бог. УФранческа Патприци (1529-1597) первоначало всех вещей — «пространство, свет,поток и тепло», а всеохватывающий и всепроникающий свет демонстрирует единствомира и Бога. Бог сливается с природой, природа обожествляется. Парацелъс(1493-1541) видит в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами.
Эти идеи развивали ЛеонБаттиста Альберти (1404-1472), Лоренца Балла (1407-1457), Пика делла Мирандола(1463-1494), Мишель Монтень (1533-1592), Эразм Роттердамский (1469-1536).Философия спускается с неба на землю, вопросы нравственности и человеколюбия,обостренный интерес к собственному «я» становятся главной темой рассуждения.Томас Мор (1478-1535) в своей «Утопии» выступает против эгоистическогосебялюбия и за этический идеал всеобщности. Корень зла он усматривает в частнойсобственности. Он полагает, что идеальный общественный строй уничтожает ее.Производство Мор представляет как идеализированный средневековый ручной труд.Однако у него есть и идея выборности должностных лиц, высокая оценка искусства,оптимистическая мораль. Политические воззрения Никколо Макиавелли (1469-1527)утверждали политический реализм, связанный с антропологическим пессимизмом,новую концепцию «добродетели» государя, противостоящего «судьбе» и управляющегоэффективно государством. Идеалом Макиавелли является монархия в формепожизненной, единоличной и неограниченной диктатуры. Новое естествознание инауки, подготовленные развитием философии гуманизма, обеспечивали обоснованнуюверу человека в способность познать мир и самого себя. Это получило отражение вработах Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), ИоганнаКеплера (1571-1630), Галилео Галилея (1564-1642) и Джордано Бруно (1548-1600),которые подготовили научную революцию XVIII в.№
Огромное влияние на ходмировой научной и философской мысли оказал другой последователь Коперника — великий ученый Галилео Галилей (1564-1642), тоже попавший под церковныйтрибунал, заставивший его отречься от коперниковского учения, признанногоцерковью ересью. Только в наше время руководство католической церкви официальнообъявило о реабилитации Галилея и ошибочности суда над ним.
Галилей вошел в историюкак один из основателей современной науки. В числе первых он вступил на путьнаучных экспериментов, использовав для этого изобретенный к тому времени вГолландии телескоп. Изучая с помощью этого средства небо, ученый обнаружилмного такого, что позволяло раз и навсегда отказаться от принятой схоластикойаристотелевской картины мира. Луна оказалась не совершенной сферой, аизборожденной неровностями, Венера, как и Луна, имела фазы, Сатурн казалсяразделенным на три планеты. Весьма важным было обнаружение Галилеем трехспутников, вращающихся вокруг Юпитера — по сути это была маленькая модель гелиоцентрическойсистемы Коперника. Наблюдения над падением тел, для которых был использованмаятник и наклонная плоскость, привели к выводу, что движение тела относительнокакой-нибудь системы отсчета не будет изменяться и отклоняться, если движетсясама эта система отсчета. Этот закон, известный современной науке как принципотносительности Галилея, доказывает, что вращение Земли не изменяет траекторийпадения тел с высоты.
Как ни значительнынаучные выводы Галилея, они отступают по значению перед тем, что именно этотмыслитель справедливо считается родоначальником принципиально нового подхода кнауке, завещанного эпохой Возрождения современности. Суть этого нового подходапрежде всего в использовании эксперимента для исследования природы. Тем самым внауку вошли технические устройства, а экспериментальная техника стала одной изважнейших составляющих научной работы, заменяя логические рассуждения на темытекстов древности. Другой важнейший вклад Галилея в науку — утверждениерешающей роли количественных приемов описания природы с использованиемматематики. Галилей стал основоположником понимания природы как механическойсистемы, которую можно изучить посредством математики, механики и разума. Онтребовал отбросить авторитеты в вопросах науки и основывать выводы нанаблюдении и эксперименте. При этом он не подвергал сомнению истиныхристианства, часто повторяя ходившее тогда изречение, что вера указывает намкак попасть на небо, а не как устроено небо.
Среди мыслителейВозрождения одно из первых мест занимает Леонардо да Винчи (1452-1519). Великийхудожник, он также прославился как замечательный ученый и инженер. Как ученыйон отстаивал решающее значение опыта в познании природы, выдвигая на первыйплан математику и механику. Для познания природы недостаточно свободногочеловеческого духа нужен научный метод, основой которого должен бытьчувственный опыт, направленный на объективный мир. Но это только начало знания- задача — продвигаться от чувства к общим выводам, утверждал великиймыслитель.№
Эпоха Возрождениязнаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела,т.е. развитием материального производства, а следовательно, развитием техники,естествознания, механики, математики. Изобретения и открытия, знаменующиепереход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономическойсистемы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и наположение в нем человека, наложили глубокий отпечаток на весь характерпоследующей науки и философии.
Эпоха становления капитализмарождала титанов мысли, чувства, характера и дела. Выдающиеся люди этого периода— цельные, универсальные, масштабные натуры. Они ставили перед собойграндиозные задачи — опираясь на опыт, объяснить жизнь природы, общества ичеловека.
Альбрехт Дюрер (1478—1521)был художником, гравером, скульптором, архитектором, инженером и мыслителем.Николо Макиавелли (1409—1527) — государственный деятель, историк, писатель,поэт, социолог, политический мыслитель классического уровня — возвысил рольполитической реальности, человеческой активности вообще, в частностиполитических страстей, интересов, утверждая, что от политических способностей идоблести зависят судьба государства и народов: политика есть нечтоосновополагающее в жизни общества. Величайшим гигантом духа того времени былгений из гениев Уильям Шекспир (1564—1616). Весь мир понял Шекспира, и многопоколений чтят его как величайшего драматического поэта.
Для этой эпохи характернокак бы второе рождение идей античной философии, прежде всего — та же обращенностьк человеку. Потребности общественно-исторической практики явились мощнымимпульсом развития естественных и гуманитарных наук, заложив основы опытногоестествознания Нового времени.
Выразителями этойтенденции были крупнейшие мыслители эпохи Возрождения, общим пафосом которойстала идея гуманизма, отстаивание принципа творческой самостоятельностичеловека, его достоинства, права на земные радости и счастье.№

2. Основные идеинатурфилософии учения Н. Кузанского
На более глубоком уровнепоиск метафизических оснований гуманистических воззрений вели Н. Кузанский(1401-1464) и Дж. Бруно (1548-1600).№ Уникальнейшим явлением в философии XV в.,хотя и вполне объяснимым как естественный результат развития всейпредшествующей философской мысли и выражения потребностей духовной жизни тойэпохи, стали творения выдающегося, многогранного мыслителя Николая Кузанского —теолога (он был кардиналом при папе Пие II), философа, крупного ученого,особенно в области математики, астрономии и географии. Его считают родоначальникомнемецкой философии.
Кузанец (назван так поместу рождения — Куза на Мозеле), принадлежавший к ордену августинцев,утверждал идею о единстве Бога и о проявлении его в природе, о пути познанияБога и Вселенной. Он оказал большое влияние на Дж. Бруно, которому особенноимпонировало учение о бесконечности мира и гелиоцентрическое мировоззрение. Вэтом Кузанец был прямым предшественником Н. Коперника. Он буквально произвелреволюцию в астрономии, разрушив космологическую систему Платона, Аристотеля иПтолемея и утвердив систему гелиоцентризма. Кузанец развил идеи взаимосвязивсех природных явлений, идеи диалектического совпадения противоположностей,противоречия, учение о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосмосе.Он утверждал мощь человеческого познания; человек через творческую деятельностьсвоего ума («человек есть его ум») как бы уподоблялся Богу. Мысли Кузанца осовпадении (единстве) всех противоположностей в Боге по своему содержанию иформе утонченно-диалектичны. Также диалектична и его идея о соотношении части ицелого — отдельное свидетельствует о предсуществовании целого. Он рассуждал и ограницах применения закона противоречия в математическом познании, и овозможности применения математических понятий в познании природы. В целом, пословам Г. Гегеля, с Николая Кузанского начинается постепенный переход отматематической мистики к точной математике. «Все вещи, говорит Кузанский,благодаря причастию Единому суть то, что они суть. Единое же, причастие чемуесть бытие как всего, так и отдельного, по-своему сияет во всех вещах и в любойвещи. Поэтому в твоих размышлениях тебе нужно искать тождества во множестве илиже единства — в инаковости»№. Можно сказать, что проблема противоречий былаосновной в его творчестве.І
Личное знакомство НиколаяКузанского с некоторыми гуманистами, увлечение античной литературой, побудившееего изучать греческий язык оказали влияние на направление, метод и стиль егофилософствования. Он не следует ни дискурсивно-рассудочному способу мышлениясхоластов, ни риторическому искусству гуманистов, хотя часто использует, как игуманисты, форму возрожденного ими диалога. Н. Кузанский использует метод,аналогичный математическому, который соответствует состоянию ученого незнания.Ученое незнание, на его взгляд, есть осознание структурной диспропорции междуконечным человеческим разумом и бесконечностью, в которую он включен и ккоторой стремится. Конечный разум приближается к бесконечному, к богу, постигаяего как единство противоположностей. Конечные же вещи мы должны рассматриватькак связанные с целым, с бесконечностью. Каждая вещь, в том числе и человек,выступает как содержащая в свернутом виде весь мир, как микрокосм. Но человекявляется микрокосмом и на другом уровне. Обладая разумом и сознанием, онвключает в себя образы всех вещей, как действительных, так и возможных. Человекпредназначен для творчества.і
Николай Кузанский, решаяпроблему соотношения мира и Бога в философском дискурсе, считает, что Единоеесть все, отождествляет единое и беспредельное, центр и окрестности космоса —мир не имеет пределов. Учение о человеке в пантеистической космологии НиколаяКузанского устанавливает непосредственную связь с абсолютной природой Христа,которая есть свернутое состояние человеческой природы. Человек силой своего умараскрывает мир в его понятиях, только соприкасаясь с миром природы. Бесконечнаясущность вещей указывает познанию процесс восхождения от конечного,чувственного мира к постижению бесконечной его сущности. Он считает, что путьразума не следует смешивать с путем веры.№ Он утверждал единство Бога и мира,поскольку Бог, которого философ называл абсолютным максимумом, абсолютнымбытием, единым и единственным, присутствует во всех вещах так же, как ониучаствуют в нем, что означает, по выражению мыслителя, совпадение максимума иминимума. Так что, согласно Николаю Кузанскому, Вселенная есть Бог. Такойподход к мирозданию принято называть «пантеизмом», которого и придерживалсяНиколай Кузанский, несмотря на запрет этого учения католической церковью.Вопреки церковным постановлениям, он также утверждал, что Земля не являетсяцентром мира, так как такого центра нет вообще. Человеку доступно познаниеВселенной, и в этом процессе особо важную роль играет математика, дающаяединственно достоверное знание. Но понимал он математику в мистическом духе,полагая математические знаки всего лишь видимыми символами невидимого мира,имеющими таинственную природу. Так, число 10 объемлет основные мировыесоотношения, число 4 указывает основные ступени познания, число 3 — триединствоБожества и т.п. Из математики исходит Николай Кузанский в своем учении осовпадении противоположностей, которое он считал присущим всему миру.
Это доказывается, по егомнению, например, тем, что нет ничего противоположнее, чем круг и прямая линия,однако по мере увеличения радиуса окружность все более совпадает скасательной.№
3. Основные идеинатурфилософии учения Дж. Бруно
Воззрения Джордано Бруно(1548—1600), являющегося философом и поэтом, характеризуются как пантеизм (раn— все и theos — Бог) — философское учение, согласно которому Боготождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировойбожественный разум совпадают. Оформлению пантеистической натурфилософии вомногом способствовало знакомство Дж. Бруно с воззрениями Николая Кузанского:Бруно усматривал цели философии в познании не сверхприродного Бога, а природы,являющейся «Богом в вещах». Разделяя космологическую теорию Н. Коперника,оказавшую на него огромное влияние, Бруно развивал идеи о бесконечности природыи бесконечном множестве миров Вселенной. Он рассматривал диалектические идеи овнутреннем родстве и совпадении противоположностей. В бесконечности, согласноБруно, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, формаи материя. Основной единицей сущего является монада, в деятельности которойоказываются слиянными телесное и духовное, объект и субъект. Высшую субстанциюсоставляет «монада монад», или Бог. Как целое она проявляется во всем единичномпо принципу «все во всем».№
Он утверждалбесконечность Вселенной, как собрания бесчисленных Солнц соспутниками-планетами, обращающимися по круговым орбитам. Учение о Космосесоединялось у Бруно с философской идеей, согласно которой вся Вселенная естьединое начало вещей, и поэтому она то же самое, что Бог, вечный и неизменный,единственно существующий и живой. Единичные вещи — это частицы вечного духа ивечной жизни.І
Бесконечная Вселенная, вего понимании, имеет множество звезд, подобных нашему Солнцу, вокруг которыхвращается множество планет, похожих на пашу Землю. По отношению к бесконечностинелепо спрашивать о центре. Он — нигде, и он — везде. Бесконечная Вселеннаяесть порождение бесконечной божественной мощи. Жизнь в той или иной формеприсуща всем природным вещам. Разумная жизнь должна быть не только на Земле.
Человек — конечное земноесущество — обладает конечной смертной душой. Только разумная безличная частьдуши может быть бессмертна. Поэтому мы должны осознавать неизбежность личнойсмерти. Однако в ожидании смерти, по мнению Дж. Бруно, нельзя быть праздным,ибо мы предназначены для творческого созидания на основе познания. Высшаяступень познания и высшая ступень человеческого совершенствования — самоотверженность и подвижничество ради высокой цели — есть состояниегероического энтузиазма, к которому и надо стремиться.№
Этические воззрения Брунозаключаются в утверждении «героического энтузиазма», безграничной любви кбесконечному. Это уподобляет людей божеству, отличает их как подлинныхмыслителей, поэтов и героев, которые возвышаются над размереннойповседневностью. Идеи Бруно оказали влияние на таких мыслителей, как Б.Спиноза, Г. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг и др.
17 февраля 1600 г. Дж.Бруно был заживо сожжен на площади Цветов в Риме. Джордано Бруно как личностьвызывает восхищение. Когда инквизиция начала преследовать Бруно, он таксформулировал свой принцип: «Меня мало интересует то обстоятельство, что моиидеи могут противоречить взгляду многих лиц, раз они согласуются с разумом иопытом». На заседаниях суда инквизиции он был невозмутимо спокоен. Только одинраз он нарушил молчание: выслушав приговор, сказал: «Мне кажется, что выпроизносите приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю». Думая, что страхзаставит его отречься от своих убеждений, ему дали неделю срока, но неделяпрошла, а Бруно остался непреклонен. Его труды тоже сожгли. Его имя былозапрещено упоминать публично. Своей жизнью и творчеством Дж. Бруно завершаетэпоху Возрождения.№

Заключение
Завершая краткоеизложение истории философии Возрождения, отметим наиболее важные моменты великойэпохи. Безусловно, философия этого периода является новым этапом развитияфилософии, но она осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность,в месте с тем продолжив все лучшее из того, что дало средневековье. ЭпохаВозрождения являет собой не узкоевропейское, но мировое явление. Для философииВозрождения характерны: широкое, общее и свободное чувство человечности;освобождение человеческого разума от непреклонных и незыблемых догм.№
Возрождение (ХV-ХVI вв.)открыло заново свободу мыслить, провозгласило творческую, деятельную сущностьгуманистов, которые сознательно принимали роль воспитателей человеческих душ,чтобы вести всех и каждого к достойной человечности в открытой неограниченнойпубличной жизни. В качестве государственных мужей и творческих наставников онивыступали служителями светской культуры, которая представляли собой ужеспецифически человеческую деятельность. Начиная с XV в. происходит целый рядизменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Они былисвязаны и с освобождением от церкви и религии, и с наступлением эпохихудожественно-эстетической.
Пантеистическаянатурфилософия Дж. Бруно была высшей точкой развития философской мыслиВозрождения, поскольку в ней были соединены материализм, стихийная диалектика,гуманизм, величие природы, совечной с Богом. Вселенная бесконечна и развиваетсяпо своим собственным законам, изменяется и гибнет. Множество миров, один изкоторых наша солнечная система, развиваются и гибнут. Человек в состояниипознать бесконечный изменяющийся мир, если единственным авторитетом для негобудет разум и свободное исследование, когда чувственный опыт пройдетрациональную обработку. Высшей способностью человеческого разума является ум(дух, интуиция), проявление которого и есть непосредственное созерцание Богакак Природы и Природы как Материи во всеобъемлющем содержании.
Являясь новымисторическим этапом в развитии философской мысли, эпоха Возрождения заложилаосновы для разработки материализма и диалектики нового и новейшего времени. КультураВозрождения подготовила интенсивное развитие философских достижений Новоговремени. І
В этой работе нам удалосьдостигнуть поставленную цель путем решения задач.

Список литературы
1. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения.М., 1982.
2. Основы современной философии:Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. – СПб.: изд-во «Лань»,2004.
3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. –2-е изд. – М.: Гардарик, 2004.
4. Философия: учебник для высшихзаведений. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2000.
5. Хоруц Л.Е. Введение в историюфилософии: Учебное пособие. – Липецк: ЛЭГИ, 2005.
6. Фролова Р. Судьба гуманистическихидеалов//Свободная мысль. 2000. № 1.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.