Использование педагогической оценки в воспитании поведения детей5-6 лет
Содержание
Введение. 3
1. Возрастные особенности детей 5-6 лет. 5
2. Понятие культуры поведения детей. 11
3. Использование педагогической оценки в воспитании детей5-6 лет. 13
3.1 Понятие оценки в педагогической науке. 13
3.2 Использование педагогической оценки в воспитанииповедения детей 5-6 лет 15
3.3 Пример использования педагогической оценки в воспитанииповедения дошкольников. 19
Заключение. 23
Список литературы… 25
/>Введение
Дошкольное детство – это периодактивного освоения окружающего мира, первоначального фактического формированияличности, развития личностных механизмов поведения.
Эффективность педагогическоговоздействия на ребенка в этот период зависит от оптимального выбора методов исредств воспитательной работы, которых сегодня очень много. Тем не менее, вкаждом из них обязательно присутствует общий компонент – оценка.
Большое внимание оценочнымотношениям в своих работах уделяли Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.И. Липкин,Б.Г. Ананьев, Я.Л. Коломенский, Т.И. Комиссаренко. Как педагогические, так ипсихологические исследования показали важность и многоплановость влиянияоценочных воздействий на воспитание нравственных чувств ребенка, развитиесамосознания[1].
С самых ранних лет малыш слышитмнения и оценки, высказываемые о нем другими людьми (родителями, воспитателями,детьми). Мнения эти не всегда одинаковы, а порой очень противоречивы. Каждыйчеловек, а тем более ребенок, нуждается в поощрении, которое пробуждает желаниеработать над собой. Если ему постоянно говорить о его слабых сторонах, у неговообще исчезнет стремление к самовоспитанию. Между темслишком высокое мнение о самом себе нарушает отношения дошкольника сокружающими.
Самооценка ребенка, в первуюочередь, зависит от взрослых. Поэтому педагогам нужно особое внимание уделятьправильной оценке его действий и поступков. Именно действий и поступков, но нив коем случае не самой личности, так как дети, особенно в младшем дошкольномвозрасте, склонны относить оценку своих поступков или результатов своейдеятельности на себя в целом.
Цель работы – раскрытьпсихолого-методические возможности использования педагогической оценки ввоспитании поведения детей 5-6 лет.
Задачи работы:
Провести анализ литературы врамках темы курсовой работы;
Охарактеризовать возрастныеособенности детей 5-6 лет;
Раскрыть понятие культурыповедения дошкольников;
Описать психолого-методическиевозможности использования педагогической оценки в воспитании поведения детей5-6 лет.
/>1. Возрастныеособенности детей 5-6 лет
Рассматривая вопросыпедагогических воздействий на детей, необходимо всегда учитывать их возрастныеособенности.
У детей 5-6 лет продолжаетсяинтенсивное сенсорное развитие, причем процессы ощущения, восприятия,представления развиты у ребенка данного возраста значительно лучше, чеммышление. В 5-6 лет дети хорошо различают особенности звуков человеческой речии музыкальных звуков, а также форму, величину и цвет предметов. Но, знакомясьсо свойствами предметов, дети не умеют выделить среди них наиболеесущественные, определяющие облик предмета и помогающие создать о нем правильноепредставление. Обычно они выделяют те особенности, которые бросаются в глаза[2].
Дальнейшее развитие исовершенствование сенсорных процессов идет по линии специально организованногообследования предметов. Дети учатся умениям быстро вычленять нужные свойства,ориентироваться в них, сравнивать и группировать предметы по общим признакам,соотносить их с сенсорными эталонами и т.д. Сенсорное развитие происходит вразличных видах деятельности дошкольника.
В этом возрасте продолжается иформирование таких личностных механизмов (А.Н. Леонтьев), как соподчинениемотивов, принятие нравственных норм, большая произвольность поведения.
Несмотря на то, что разницамежду шестилетним и семилетним ребенком составляет всего один год, именно вэтот отрезок времени происходит дальнейшее, очень быстрое, развитие личностногообщения, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний пландействий. Поэтому необходима специальная организация жизни и деятельностишестилеток[3].
Возраст, о котором идет речь вкурсовой работе, во многих описаниях и классификациях относится к старшемудошкольному возрасту. Посмотрим на этот период жизни ребенка с точки зрения техзадач развития, которые он решает сам, как бы относительно независимо от местаего конкретного пребывания — детский сад это, школа или семья. Обратимся ещераз к фактам, которые появились на границе этого возраста, — это повышеннаячувствительность ребенка к экзистенциальным переживаниям, обозначение границЯ-концепции через установление дистанции с другими людьми, формированиеобобщенной концепции другого человека. Сенситивность, повышеннаячувствительность ребенка к содержанию его Я-концепции делает его очень уязвимымк любым воздействиям других людей, недаром именно защищенное окружение являетсяресурсом его развития[4]. Стакой повышенной чувствительностью к воздействиям других людей, по мнению Г.С. Абрамовой,ребенок и приходит к середине детства. Расширяется его социальное пространствоотношений с разными людьми, — кроме семьи значимыми становятся отношения ссоседями и детским садом.
Вскользь сказанное оценочноезамечание чужого человека в середине детства оказывается сильным эмоциональнымвоздействием. Думаю, что взрослые часто недооценивают его значения, а ведь этоименно то переживание, которое имеет существенное значение для освоенияконцепции Другого человека. Данный факт необходимо учитыватьпедагогам-воспитателям в процессе использования педагогической оценки впроцессе воспитания детей.
После пяти лет в качествеведущей деятельности ребенка выступает сюжетно-ролевая игра, основнымназначением которой, с точки зрения формирования субъекта деятельности иобщения, является воспроизведение и интериоризация важнейших конвенциональныхролей взрослых данной культуры и отработка навыков формального и неформальногообщения.
Конвенциональная роль (от лат. conventio– соглашение) – представление о предписанном образце поведения, котороеожидается и требуется от человека в данной ситуации, если известна социальнаяпозиция, занимаемая им в совместном действии.
Основным механизмом развитияребенка как субъекта деятельности и общения является подражание. В дошкольномвозрасте подражание приобретает форму «идентификации»[5].Ее содержанием становится осуществляемое ребенком в сюжетно-ролевой игре моделированиеповедения обобщенного общественного взрослого.
На первых этапах данноговозрастного периода преобладает развитие психических процессов, связанных сприобретением индивидом чувственного опыта – ощущения и восприятия. Затем всезаметнее становятся изменения в развитии высших психических процессов: произвольнойпамяти, речи, мышлении и др.
Развитие восприятия в дошкольномвозрасте протекает в форме процесса развития и формирования перцептивныхдействий, от конкретных манипуляций с предметами до интериоризации (переносапрактических действий во внутренний план на психическом уровне) [6].
Речь у ребенка в этом возрастеразвивается особенно бурно. К концу шестого года жизни дети обычно полностьюосваивают фонетику языка, их активный словарь составляет 2-3 тысячи слов.
Развивается наглядно-действенноемышление. Воображение в своем развитии переходит из непроизвольного в произвольноеи начинает выполнять две функции: познавательно-интеллектуальную иаффективно-защитную.
Основным фактором развития всехпсихических познавательных процессов является игра, которая в процессе развитияребенка изменяется по содержанию от предметно-манипуляционной досюжетно-ролевой.
Первичное соподчинение мотивов,возникающее в начале дошкольного периода, развивается в направленииформирования самого механизма соподчинения и усвоения ребенком новых, болеевысоких мотивов деятельности. Появляются доминирующие установки: у однихпрестижные (эгоистичные), у других – альтруистические, у третьих – направленныена достижение успеха[7].
Происходящие измененияпотребностей в общении протекают в атмосфере коренной перестройкивзаимоотношений ребенка с окружающими людьми. Зарождение потребности вавтономии, признании и уважении проявляется в реакциях негативизма и упрямства.Достаточное удовлетворение этих потребностей на этом этапе способствуетдальнейшему формированию у ребенка глобального чувства самоуважения – одной изфундаментальных потребностей человека.
Характерной особенностьюрассматриваемого возрастного периода является также постепенное зарождениеистинно мотивационных форм поведения, направленного на достижение. При этомданные различных исследований показывают, что заложенный в этом возрастесоциальный опыт во многом предопределяет будущее такого поведения. Приблизительнов 5-6 лет можно говорить также о начале проявления у детей тендерных ииндивидуальных различий в мотивации достижения.
Параллельно с познаниемокружающего мира продолжается у ребенка в раннем детстве познание самого себя. Вэтом процессе самосознание выполняет центральную и регулирующую функцию. Ребенокосознает свои желания и действия, которые регулируются его личными нормами (всоответствии с его пониманием передаваемых ему взрослыми моральных требований иправил поведения). Ребенок способен оценить себя, осознавая в той или инойстепени соответствие собственных качеств и действий определенным ожиданиям илитребованиям окружающих. В связи с этим, на этом этапе развития ребенка особенноважно проводить занятия по воспитанию культуры поведения
Основным условием для успешногоразвития Я-концепции ребенка на этом этапе личностного развития является, какподчеркивал К. Роджерс, удовлетворение его потребности в позитивном внимании.
Развитыми личностныминовообразованиями ребенка в дошкольный период являются ранние проявления у негоэмпатии и самоконтроля, которые в свою очередь во многом определяютморально-нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном этапе еговозрастного развития[8].
По мнению некоторыхисследователей (Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н. Ф) взаимоотношениядетей-шестилеток со взрослыми и сверстниками усложняются. В исследованиях М.И. Лисинойи ее сотрудников было установлено, что из различных видов общения ребенка совзрослыми (деловых, познавательных, личностных) в 6 лет преобладает — личностноеобщение. Анализ мотивов общения у шестилеток «показывает, что ихпотребность в беседах на личные темы со взрослыми значительно больше, чем ввозрасте 7 — ми лет. Развитие мотивов общения обеспечивает им относительноглубокое и богатое знание о свойствах окружающих взрослых. Кроме того, общаясьсо взрослыми, дети лучше узнают самих себя, так как они стремятся получитьоценку себя и своей деятельности. Именно поэтому, при воспитании поведениядетей 5-6 лет педагогическая оценка, оценка воспитателя играет большую роль.
В соответствии с программойвоспитания в детском саду дети этого возраста занимаются и учебнойдеятельностью, в результате чего они учатся понимать задачу, которую ставитперед ними воспитатель, овладевают некоторыми навыками и умениями ее выполнения.
Важным компонентом учебнойдеятельности является самооценка. У шестилеток она только начинает развиваться.Умение оценить результаты своей деятельности формируется не только в учебной,но и в других видах деятельности. Это в первую очередь относится к лепке,аппликации, рисованию, конструированию. Ребенок этого возраста способенсравнить свою работу с работой других, видит свои удачи и промахи,задумывается, как можно выполнить работу на более высоком уровне, лучше[9].
/>2. Понятие культурыповедения детей
Прежде чем говорить обиспользовании оценки педагогом в воспитании поведения, необходимо раскрыть самопонятие.
Итак, культура поведения — соблюдениеосновных требований и правил человеческого общежития, умение находитьправильный тон в общении с окружающими. Культура поведения — совокупность формповседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), вкотором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения.Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степеньотточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство егодеятельности в различных сферах жизни
Здесь, под термином „культураповедения“ понимается совокупность полезных для общества устойчивых формповседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности[10].
Культура поведения не сводится кформальному соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными чувствами ипредставлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.
В содержании культуры поведениядошкольников можно условно выделить следующие компоненты:
культура деятельности,
культура общения,
культурно-гигиенические навыки ипривычки.
Сущность составляющих элементовкультуры поведения представлена в Таблице 1 – Компоненты культуры поведения.
Таблица 1 – Компоненты культурыповеденияКультура деятельности Культура общения Культурно-гигиенические навыки проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам, игрушкам. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.
предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту; предполагает:
умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции
культуру речи, т.е. наличие достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.
важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, школьных принадлежностей продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу
/>3. Использованиепедагогической оценки в воспитании детей 5-6 лет
3.1 Понятие оценки в педагогической науке
Результаты контроляучебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. В широкомсмысле слова оценкой называют характеристику ценности, уровня или значениякаких либо объектов или процессов. Оценить значит установить уровень, степеньили качество чего-нибудь[11].Применительно к воспитательной деятельности оценка означает установлениестепени выполнения ребенком правил и норм поведения.
Оценка, по мнению Ю.К. Бабанского,должна отвечать таким педагогическим требованиям, как объективность,систематичность, индивидуальный подход, педагогический такт и др.
Оценка должна быть гласной,достаточно мотивированной и убеждающей, правильно соотноситься с самооценкой имнением родителей.
Воспитательная роль оценкизаключается в осознании ребенком способов совершенствования различных видовдеятельности, в том числе культуры поведения. Правильно установленная ивыраженная оценка поведения дошкольника 5-6 лет служит важным стимуломформирования и развития познавательных интересов, положительных качествличности: честности, трудолюбия, активности, самостоятельности, ответственностиза выполнение своих обязанностей, умения преодолевать трудности и др.
Педагогическая оценка входит всистему методов педагогического воздействия наряду с методами убеждения иупражнения. Педагогическая оценка имеет две разновидности: открытойпедагогической оценки и скрытой педагогической оценки. К открытой следуетприбегать редко, лишь в случае, когда воспитанник полностью отдает себе отчет всодеянном. Скрытая педагогическая оценка – наиболее эффективна, так как. Рассчитаннаяна субъективную самостоятельность, она интенсивно развивает этусамостоятельность[12].
Назовем виды открытой оценки,выстраивая их последовательность по усилению меры воздействия. Положительнуюстанем называть по традиции поощрением, отрицательную оценку – наказанием. Поощрениеорганизуется:
одобрением – предельнолаконичной формой вербального, мимического, пластического характера (например,улыбка, кивок головы или слово ”хорошо”);
похвалой – развернутой формойодобрения, раскрывающей основание оценки (например: ”Молодец Ваня! ПомогЛеночке собрать игрушки! ”);
материальным предметом, которыйблагодаря материализации создает протяженность оценки и длительностьположительных переживаний (например, открытка, игрушка-символ, лакомство);
благодарностью – персональнымили коллективным признанием значимости сделанного ребенком;
присвоением звания – признаниемего существенных качеств и выражением уверенности в достоинстве личностинавсегда.
Наказание организуетсяаналогично, у него те же виды, меняется лишь оценочный вектор. Перечислиманалогичные виды: неодобрение, замечание, лишение удовольствий, выговор,исключение из системы общения либо из группы.
В современной практикевоспитания увеличивается доля скрытой педагогической оценки, имеющей следующеевыражение:
“Я – сообщение”, оглашение вслухсобственного состояния и переживаний, связанных жизненным явлением (например: ”Мневсегда стыдно, когда я слышу грубые слова от мальчиков! ”);
“Ты – сообщение”, оглашениепредполагаемого состояния ребенка в момент содеянного им (например: ”Ты,наверное, очень разозлился и обидет Машу, а теперь тебе, конечно же стыдно?.. ”);
“естественное последствие”, каклогически развернутая неизбежность обстоятельств, в которые поставил своимповедением себя ребенок (например: ”Разлил? – Неси тряпку! ” или “Не сделал? Значит,надо сделать! ”);
возложение оценочных полномочийна ребенка (например: ”Коля, что ты нам скажешь? Как расцениваешь свой поступок?”);
оттянутая во времени оценка(например: ”Я потрясен, поговорим, когда я приду в себя…”) и другие.
Педагогическая оценка являетсягибким инструментом в арсенале воспитателя. Педагогическая мудрость воспитателяв том и заключается, чтобы ребенок никогда не потерял веры в свои силы, никогдане чувствовал, что у него ничего не получается. Каждая работа должна быть дляученика хотя бы маленьким продвижением вперед[13].
3.2 Использование педагогической оценки ввоспитании поведения детей 5-6 лет
Дошкольное детство – это периодактивного освоения окружающего мира, первоначального фактического формированияличности, развития личностных механизмов поведения. Эффективностьпедагогического воздействия на ребенка в этот период зависит от оптимальноговыбора методов и средств воспитательной работы, которых сегодня очень много. Темне менее, в каждом из них обязательно присутствует общий компонент – оценка.
Категорию оценки можно отнести кметодам поощрения и наказания. В нашей практике воспитания наиболееупотребляемыми вербальными видами оценок являются:
прямая оценка, выражающаяся водобрении или порицании либо действия, либо личностных качеств субъекта иадресованная непосредственно к субъекту. Например: „Молодец, ты приложилвсе старание при выполнении работы, и она получилась замечательной“,»Умница, ты была внимательной и поэтому все задания выполнилаправильно", «Из-за своей торопливости ты разрушил Ванину постройку иему стало больно»;
косвенная оценка, выражающаяся водобрении либо в порицании определенных моральных качеств и поступковоцениваемого через непрямое соотношение его с другим лицом. Например: «Некоторыедети ведут себя сейчас, как глупые медвежата из сказки „Два жадныхмедвежонка“», «Настоящие мужчины не плачут, а молча огорчаются»;
опосредованная оценка,выражающаяся в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта черезпрямую оценку другого субъекта, например: «Тебя все будут любить, если тыбудешь вежливым, как Инна Алексеевна», «Наша Машенька всегдастарается поступать, как добрая сказочная фея»;
предвосхищающая оценка,выражающаяся в одобрении предстоящих действий субъекта: «Ты замечательнопрочтешь это стихотворение, потому что у тебя звонкий и выразительныйголос» или «Я верю, у тебя все получится, если ты будешьвнимательным»;
отсутствие оценки как факторотношения к деятельности и личности субъекта[14].
Из приведенных примеров можновыделить две функции педагогической оценки – ориентирующую и стимулирующую.
Оценку как стимул широкоприменяют все педагоги («Умница моя, у тебя получится хорошаяработа», «Я уверена, ты это знаешь», «Ты вежливая и поэтомуне забудешь поблагодарить! » и т.д.).
Ориентирующая функция оценкииспользуется на практике значительно реже, хотя, по мнениюпедагогов-воспитателей, педагогический эффект ее воздействия гораздозначительнее. Например: «Марина – культурная девочка, потому что онаприкрывает рот во время кашля и просит прощения у всех при этом»,«Павлик – молодец, он знает, что ножом мы не накладываем пищу на вилку, атолько используем его как преграду», «Слава – умница, он вспомнил,что заштриховывать фон легче боковой поверхностью мелка», «Жанна –заботливая девочка, не забыла, что прежде чем одеться самой, нужно помочьодеться малышу». Такие замечания позволяют не только похвалить конкретногоребенка, но и помочь другим детям ориентироваться в правильности своих действийи поступков.
По мнению Козловой С.А. важнопробудить у детей интерес к занятиям. Желанию заниматься способствует наличиетрудностей, связанных с содержанием, объемом, способами выполнения задания (Р.С.Буре). У детей нужно воспитывать интерес к преодолению трудностей, поддерживаяего положительной оценкой. При этом нельзя ставить отметок как в детском саду[15].«Отметка представляет собой педагогическую Бабу Ягу, переодетую в ДобруюФею» (Ш.А. Амонашвили).
При развитии ребенка перед воспитателемстоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результатпредыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив длявыполнения следующего задания. Постоянная установка педагога на поиск ошибок, аребенка – на уменьшение возможности их сделать может привести к формированиюисполнительского стиля у ребенка и дидактичности у педагога. Это чреватомножеством негативных результатов[16]. Кромеэтого, замечено, что у авторитарных педагогов и родителей дети болееконфликтны, чаще дают друг другу отрицательные оценки.
Согласно данных психологическихисследований, касающихся проблемы оценки, для старших дошкольников (5-6 лет) успехявляется хорошим стимулом для преодоления трудностей в дальнейшем. Наряду сэтим на часть детей и неуспех не только не оказывает отрицательного влияния, анапротив, стимулирует их – потерпев неудачу, дошкольники не прекращаютдеятельности, а с еще большей энергией пытаются преодолеть трудности[17].
В настоящее время особуюактуальность приобретают задачи формирования нравственных качеств личности икультуры поведения. Основной способ их решения – помощь детям в усвоенииморальных норм, регулирующих поведение. Ребенок овладевает ими под влияниемобразцов и правил поведения.
Образцами служат взрослые, ихпоступки, взаимоотношения. На собственном примере необходимо демонстрироватьнравственные качества и их влияние на взаимоотношения («В нашей группедоброжелательная, спокойная обстановка, потому что мы все вежливы и внимательныдруг к другу», «У нас в группе чисто, светло, уютно, потому что нашаняня заботливая и трудолюбивая», «У нас много игр, пособий длязанятий, потому что наши воспитатели добросовестные, ответственныепедагоги», «Инна Алексеевна никогда не кричит и не разговариваетгрубо, так как она тактичный и культурный человек» и т.д.).
Понять и оценить качества ипоступки людей детям помогает художественная литература и мультфильмы. Слушаясказку или просматривая мультфильм, они обязательно стараются выяснить, ктохороший, а кто плохой. Дошкольники не терпят в этом отношении никакойнеопределенности и нередко пытаются с этой точки зрения оценить даженеодушевленные предметы. Эта особенность позволяет формировать их представленияо нравственности и оценочные способности, а ребенку – соотносить свои поступкии поступки героя, представлять себя в подобной ситуации.
Опыт педагогов-воспитателей показывает,что важнейшим условием формирования у детей способности к адекватной оценкесвоих действий является единство в оценке окружающих. Если оценкапротиворечива, ребенок выбирает для себя любую из них, чаще принимая ту,которая лестна для него или в данный момент чем-то выгодна.
Принимая во внимание важную рольоценки для различных сторон воспитательного процесса, зная механизмы еевоздействия на психику ребенка, ее необходимо целенаправленно использовать длядостижения большей эффективности педагогической деятельности.
3.3 Пример использования педагогической оценки ввоспитании поведения дошкольников
В журнале «Справочникстаршего воспитателя» (№2, 2009 г) приводится методическая разработка поиспользованию педагогической оценки в воспитании поведения дошкольников.
Педагоги-воспитатели разработалиспециальные наглядные пособия, позволяющие детям представить себе идеальныйобразец действия, т.е. его наглядную модель. Эти дидактические пособиявыполнены в виде оценочных карт, где схематически изображены последовательностидействий и требование к их качеству. Например, в оценочной карте«Умывание» зафиксированы следующие действия: закатывание рукавов, открываниекрана и регулирование напора воды, смачивание мыла водой, намыливание рук,споласкивание и отжимание рук, разворачивание полотенца и вытирание рук,содержание в порядке личных принадлежностей (расческа, зубная щетка), мытье рукпосле посещения туалета.
Таблица 2 – Образец оценочнойкартыфамилия, имя ребенка эмблема
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/> />
/> />
/>
Ихизображения понятны для дошкольников. Кроме этого в карте перечислены именадетей, а для нечитающих воспитанников представлены их индивидуальныезначки-картинки. Каждому ребенку в соответствующую графу ставитсязначок-оценка, свидетельствующий об успехе или неуспехе в освоении им того либоиного действия. Пособие используется для работы с детьми среднего и старшегодошкольного возраста.
Такиекарты разработаны для развития навыков культуры еды, самообслуживания, ухода зарастениями, трудовых навыков и т.д. Они одновременно являются планом работыпедагога и диагностикой сформированности навыков детей. Кроме этого данныепособия помогают повысить самоконтроль и самооценку детей. Решению этой задачиспособствуют и другие наши пособия, например «Абажур „Культурныйребенок“», где в качестве опорных сигналов изображены правилакультурного поведения. Пособие представляет собой куб на ножке. Так его легкоможно повернуть любой из 4 граней, на каждой из которых изображены способыкультурного приема пищи:
умениеправильно держать ложку;
пользоватьсяножом и вилкой;
пользоватьсясалфеткой. /> />
Каждая картинка снабжена рифмовкой, вызывающейположительный эмоциональный настрой. Абажур «Культурный ребенок»способствует сохранению в группе доброжелательной атмосферы во время приемапищи. Педагог не делает детям замечания, призывая соблюдать то или иное правилокультурного поведения за столом, а просто поворачивает абажур перед ребенкомнужной гранью, ориентируя на его выполнение. Это побуждает дошкольникасоотнести свои действия с изображенными и оценить их. Такие пособия в большейстепени являются ориентирующими. /> />
Красиво, чисто, вкусный вид – Вот, что рождаетаппетит!
Еслитак держать, то с ложки Не будут падать капли, крошки! Вот так держат детиложку – Набирают понемножку!
Усвоениюнорм поведения способствует наглядное пособие «Хорошо – плохо», где вкачестве образца используется изображение различных ситуаций, в которых героисовершают положительные или отрицательные поступки. Цель пособия: качественнаяоценка поступка, оценочная классификация, соотнесение представляемого иреального.
Длякосвенной оценки можно применять наглядные пособия с изображением неправильногодействия, которое перечеркнуто красной полосой, что является отрицательнойоценкой и одновременно запрещающим знаком, например «Бегать нельзя»,«Громкие звуки запрещены» и т.д. Выполнение правил для малышейявляется игрой, в которой постепенно формируется привычка следовать указаннымнормам, а к старшему дошкольному возрасту появляется осознанное их выполнение,основанное на понимании.
/>Заключение
Оценка – это один изинструментов эффективного педагогического воздействия на дошкольника. Какпедагогические, так и психологические исследования показали важность имногоплановость влияния оценочных воздействий на воспитание нравственных чувствребенка, развитие самосознания.
В работе приводится краткийобзор возрастных особенностей детей 5-6 лет. Возраст, о котором идет речь всамостоятельной работе, во многих описаниях и классификациях относится кстаршему дошкольному возрасту. По мнению Г.С. Абрамовой, в этом возрасте дляребенка характерна повышенная чувствительность к воздействиям других людей. Вскользьсказанное оценочное замечание чужого человека в середине детства оказываетсясильным эмоциональным воздействием. Данный факт необходимо учитыватьпедагогам-воспитателям в процессе использования педагогической оценки впроцессе воспитания детей.
Кроме того, для детей 5-6 летхарактерна высокая мотивация общения: общаясь со взрослыми, дети лучше узнаютсамих себя, так как они стремятся получить оценку себя и своей деятельности. Именнопоэтому, при воспитании поведения детей 5-6 лет педагогическая оценка, оценкавоспитателя играет большую роль.
Одним из основных направленийвоспитательного воздействия в дошкольном учреждении является, как правило,воспитание культуры поведения. Культура поведения — совокупность формповседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), вкотором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения.
Категорию оценки можно отнести кметодам поощрения и наказания. В нашей практике воспитания наиболееупотребляемыми вербальными видами оценок являются:
прямая оценка;
косвенная оценка;
опосредованная оценка;
предвосхищающая оценка;
отсутствие оценки.
Специалисты выделяют две функциипедагогической оценки – ориентирующую и стимулирующую. Оценку как стимул широкоприменяют все педагоги, ориентирующая функция оценки используется на практикезначительно реже, хотя, по мнению педагогов-воспитателей, педагогический эффектее воздействия гораздо значительнее.
Опыт педагогов-воспитателейпоказывает, что важнейшим условием формирования у детей способности кадекватной оценке своих действий является единство в оценке окружающих. Еслиоценка противоречива, ребенок выбирает для себя любую из них, чаще принимая ту,которая лестна для него или в данный момент чем-то выгодна.
Принимая во внимание важную рольоценки для различных сторон воспитательного процесса, зная механизмы еевоздействия на психику ребенка, ее необходимо целенаправленно использовать длядостижения большей эффективности педагогической деятельности.
/>Список литературы
1. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическаяпсихология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение. – 1984.– 256с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. — 4-еизд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. -672 с.
3. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А.Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.
4. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.;Под ред. С.А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С.1-50.
5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическоеруководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974 г. — 288 с.
7. Педагогика. Под редакцией Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение. – 1983.
8. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Развитие мотивов общения со взрослыми исверстниками у дошкольников. — В кн.: Психолого-педагогические вопросывоспитания детей дошкольного возраста/Под ред А.И. Сильвестру. Кишинев, 1981. с.22,29-30)
9. Едакова И.Б., Кузьмина О.А. Роль педагогической оценки в воспитанииребенка. // Справочник старшего воспитателя. – 2009. – №2.
10. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990. – 576 с.
11. Хорунженио К.М. Педагогический словарь. – М. – 1997. – 288 с.
12. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. — 4-еизд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. -672 с.
13. Концепция дошкольного воспитания. // Дошкольное воспитание. — М: Просвещение,1989г № 5. — с.10-23
14. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова.– Николаев. – 2005. – 76 с.
15. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография /Науч. ред. Н.К. Сергеев. – Волгоград: Перемена, 2001. – 181 с.