Отдел образованияАдминистрации Волгодонского района
Муниципальноеобщеобразовательное учреждение:
Рябичевская средняяобщеобразовательная школа
Творческая работа
по теме:
«Использованиеинформационно-коммуникационных технологий на уроках математики»
Автор: Кардач А.А.,
учитель математики
х.Рябичев
2010 год
Введение
Процессинформатизации, охвативший сегодня все стороны жизни современного общества,имеет несколько приоритетных направлений, к которым, безусловно, следуетотнести информатизацию образования. Она является первоосновой глобальнойрационализации интеллектуальной деятельности человека за счет использованияинформационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ).
Конечныецели информатизации образования — обеспечение качественно новой моделиподготовки будущих членов информационного общества, для которых активноеовладение знаниями, гибкое изменение своих функций в труде, способность кчеловеческой коммуникации, творческое мышление и планетарное сознание станутжизненной необходимостью. Такое глубинное влияние на цели обучения опирается напотенциальные возможности компьютера как средствапознавательно-исследовательской деятельности, средства, обеспечивающеголичностно-ориентированный подход к обучению, способствующего развитиюиндивидуальных способностей обучаемых как в гуманитарных, так и в точныхнауках.
Современноеобщество переживает значительные перемены, связанные с переосмыслением ряданаучных, политических и социальных положений. Это происходит во всех сферахчеловеческой жизни, затрагивает все общественные институты, в том числе системуобразования. В нашей стране целые группы населения меняют ценностные ориентиры,в связи с лавинообразным ростом информации. Бурное развитие средствтелекоммуникации и информационных технологий, формирование мировогоинформационного пространства предъявляет новые требования к современномуобществу и его важнейшего института — системы образования.
Однимиз приоритетных направлений информатизации общества является процессинформатизации образования, который предполагает широкое использованиеинформационных технологий обучения.
Середина90-х годов прошлого века и до сегодняшнего дня, характеризуется массовостью идоступностью персональных компьютеров в России, широким использованиемтелекоммуникаций, что позволяет внедрять разрабатываемые информационныетехнологии обучения в образовательный процесс, совершенствуя и модернизируяего, улучшая качество знаний, повышая мотивацию к обучению, максимальноиспользуя принцип индивидуализации обучения. Информационные технологии обученияявляются необходимым инструментом на данном этапе информатизации образования.
Информационныетехнологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможностивариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но ипозволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения,построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным иравноправным участником образовательной деятельности.
Формированиеновых информационных технологий в рамках предметных уроков стимулируютпотребность в создании новых программно-методических комплексов направленных накачественное повышение эффективности урока. Поэтому, для успешного ицеленаправленного использования в учебном процессе средств информационныхтехнологий, преподаватели должны знать общее описание принциповфункционирования и дидактические возможности программно прикладных средств, азатем, исходя из своего опыта и рекомендаций, «встраивать» их вучебный процесс.
Изучениематематики в настоящее время сопряжено с целым рядом особенностей, если не сказатьтрудностей развития школьного образования в нашей стране. Как отмечается в рядестатей, приходится говорить даже о кризисе математического образования. Причиныего видятся в следующем:
— визменении приоритетов в обществе и в науке – в настоящее время на фоне резкогопадения интереса к науке в целом наблюдается рост приоритета гуманитарных наук;
— всокращении количества уроков математики в школе;
— воторванности содержания математического образования от жизни (особенно вмассовых школах);
— в малом воздействиина чувства и эмоции учащихся.
Позволюсебе привести высказывания ученых разных времен без подробных комментариев.
Цель знания– не запоминание огромного фактического материала в мельчайших подробностях, аспособность легко и быстро ориентироваться в этой области. (А.Н. Теренин)
Не такважно, чему учат в школе, а важно как учат… Функции школы не в том, чтобы датьспециальный опыт, а в том, чтобы выработать последовательное методическоемышление. (М. Планк)
Еслиучащийся не переживает радости поиска и находок, не ощущает живого процессастановления идей, то ему редко удается достичь ясного понимания всехобстоятельств, которые позволили избрать именно этот, а не какой-нибудь другойпуть. (А. Эйнштейн)
Собраввоедино основные положения, отмеченные в этих удивительно глубоких исовременных по смыслу высказываниях можно выделить самое главное:
· Роль математики как учебного предмета чрезвычайно велика в планеформирования мировоззрения и творческого мышления учащихся не только в областиестествознания, но и в самом общем смысле;
· Знания, твердые основы которых формируются при изучении математикив школе, должны быть максимально приближены к реальной жизни и повседневнойпрактике:
· Изучение математики должно осуществляться так, чтобы учащиесявидели науку в постоянном историческом развитии и, желая изучать ее, испытывалиудовлетворение и радость от процесса познания.
Изменения,происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяютособенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. Всовременных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация наразвитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование уменийисследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить этупроблему старыми методами невозможно. Годы преподавания позволили мне увидетьпротиворечия в массовой практике:
· Междустремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательнымединым планом и режимом общеобразовательной школы;
· Междурепродуктивным, схоластическим восприятием математического материала отдельнымиобучающимися и необходимостью творческого преобразования их математическойдеятельности;
· Междувозрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянноувеличивающимся уровнем требований и способностью ученика освоить весь объемпредлагаемых ему сведений.
Этипротиворечия побудили меня к работе, направленной на повышение качества знанийучащихся, развития их творческих способностей посредством новых информационныхтехнологий.
Обоснование методической проблемы
Сегодняостается открытым вопрос: «Как же наиболее эффективно использоватьпотенциальные возможности современных информационных и коммуникационныхтехнологий при обучении школьников, в том числе, при обучении математике?».Поэтому методическая проблема, над которой я работаю последнее время, это –«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики,как средство повышения мотивации учения».
Задачейшколы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимся, но иразвитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу,стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений,применения их в своей практической деятельности. Главный труд наших ребят — этоучение, и поэтому очень важно научить их разумно учиться. Общепризнанно, чтоматематика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим отучащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельнойработы, причем, весьма специфичной и разнообразной. Поэтому одной из главныхзадач учителя математики является формирование и развитие навыков изученияматематики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо детальнопроработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразияметодов, форм, технологий такие, которые приведут учащихся к усвоениюпонятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательныеспособности учащихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечатформирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся. Увеличениеумственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, какподдержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжениивсего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественнымучебно-воспитательный процесс, мною на уроках активно используютсяинформационные технологии. Активная работа с компьютером формирует у учащихсяболее высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа иструктурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, чтоновые средства обучения позволяют органично сочетать информационно –коммуникативные, личностно – ориентированные технологии с методами творческой ипоисковой деятельности. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебныйпроцесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, чтоиспользование компьютерных технологий в образовании неизбежно, посколькусущественно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний иумений. Цели и задачи использования ИКТ
Целииспользования компьютера на уроках математики следующие: развитие межпредметныхсвязей математики и информатики; формирование компьютерной грамотности;развитие самостоятельной работы учащихся на уроке; реализация индивидуального,личностно-ориентированного подхода.
Мои задачикак учителя математики следующие:
· Обеспечитьфундаментальную математическую подготовку детей;
· Формироватьинформационную и методическую культуру, творческий стиль деятельности учащихся;
· Подготовитьучащихся использовать информационные технологии и другие информационныеструктуры.
ПрименениеИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучениематериала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знанияучащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогаетреализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный,творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта,информационной культуры учащихся.
ИспользованиеИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е.решение одной из насущных проблем для современного общества.
Процесс организацииобучения школьников с использованием ИКТ позволяет:
· сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизныи необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать егоувлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использованиямультимедийных возможностей современных компьютеров;
· эффективно решать проблему наглядности обучения, расширитьвозможности визуализации учебного материала, делая его более понятным идоступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникамучебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средствтелекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихсяпотребности в поисковых действиях;
· индивидуализировать процесс обучения за счет наличияразноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала виндивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятияинформации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формируетположительные учебные мотивы;
· раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютерпозволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректнореагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенныеошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, врезультате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
· осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность(моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.),развивая тем самым у школьников творческую активность.
Современноеинформационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и преждевсего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
· гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,
· самостоятельно критически мыслить;
· грамотно работать с информацией;
· быть коммуникабельными, контактными в различных социальныхгруппах; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности,интеллекта, культурного уровня.
Применениеинформационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека:в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 частьувиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, еслиученик активно участвует в процессе.
С целью интенсификацииобучения, наряду с ранее использовавшимися в обучении математике классическимиформами обучения в школе и в самостоятельной работе учеников всё чащеиспользуются программное обеспечение учебных дисциплин: программы-учебники,программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотекиэлектронных наглядных пособий, тематические компьютерные игры.
Возможностикомпьютера, при использовании адаптированных к нему дополнительных технологий: программныхпродуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования, составляютматериальную базу информационно-коммуникативных технологий.
Использование ИКТ на этапах процесса обучения
Информационныетехнологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урокаматематики:
— самостоятельноеобучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;
— самостоятельноеобучение с помощью учителя-консультанта;
— частичнаязамена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
— использованиетренинговых (тренировочных) программ;
— использованиедиагностических и контролирующих материалов;
— выполнениедомашних самостоятельных и творческих заданий;
— использованиекомпьютера для вычислений, построения графиков;
— использованиепрограмм, имитирующих опыты и лабораторные работы;
— использованиеигровых и занимательных программ;
— использованиеинформационно-справочных программ.
Посколькунаглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизничеловека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТповышают эффективность обучения:
— графика имультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математическиепостроения;
—возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различнымиобъектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д.позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованиеморганом чувств и коммуникативных связей головного мозга.
Компьютерможет использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении новогоматериала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняетразличные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения,сотрудничающего коллектива.
Компьютерпозволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером,разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путемориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь нанеобходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и, чтонемаловажно, выдержкой, спокойствием и «дружественностью» машины по отношению кученику.
Кромеперечисленного, имеет большое значение тот факт, что в процессе работы ученикаи учителя с использованием компьютерных технологий, ученик, во-первых,постепенно входит в реальный мир взрослых, производственную деятельностьсовременного человека.
Во-вторых,повсеместное внедрение в жизнь современного человека ИКТ ставит учителя переддилеммой: либо ты идёшь в ногу со временем, учишь детей по-современному, с использованиемсовременных обучающих технологий, либо отстаёшь и уходишь из профессии.
При выбореусловий для использования ИКТ мною учитываются:
— наличиесоответствующих изучаемой теме программ;
— количествокомпьютеризированных рабочих мест;
— готовностьучеников к работе с использованием компьютера;
— возможностямиученика использовать компьютерные технологии вне класса.Виды реализации ИКТ
Помня словаК. Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», считаю,что математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ можетактивизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала,подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные иконтрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базеиспользования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы болеэффективно.
Информационнаятехнология, по мнению Г.К. Селевко может быть реализована в трех вариантах:
· как «проникающая» (использование компьютера при изучении отдельныхтем, разделов, для решения отдельных дидактических задач);
· как основная (наиболее значимая в используемой педагогическойтехнологии);
· Как монотехнология (когда все обучение и управление учебнымпроцессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются наприменение компьютера).
Конечно,идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель монотехнологическоеобучение, т.е. самостоятельная учебная работа ребенка в интерактивной средеобучения, используя готовые электронные учебные курсы. Использование информационныхтехнологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющихобразовательного процесса:
· создание уроков с использованием ИТ;
· творческая проектная работа учащихся;
· дистанционное обучение, конкурсы;
· библиотека, ресурсы Интернет;
· элективные курсы;
· социально – психологический мониторинг становления личностиучащегося;
· творческое взаимодействие с педагогами. Содержание инновационнойдеятельности
Мноюсовместно с психологом школы было проведено анкетирование учащихся с цельюопределения мотива учебной деятельности, типа памяти, мышления.
Былапроведена диагностика сформированности учебной деятельности классов, в которыхя работаю.
Порезультатам диагностики учащиеся класса делятся на группы:
· положительно относятся к учебе и хорошо владеют приемами учебнойдеятельности;
· положительно относятся к учебе, но не владеют приемами учебнойдеятельности;
· отрицательно относятся к учебе, но владеют приемами учебнойдеятельности;
· отрицательно относятся к учебе и не владеют приемами учебнойдеятельности.
Деление нагруппы условно и в процессе обучения учащиеся перемещаются из группы в группу.Но к какой бы группе не был отнесен ученик целесообразность и эффективностьработы на уроке с использованием компьютерных технологий очевидна (выборка изопросника) в таблице 1.
Таблица 1. 6 класс 10 класс 11 класс 1. Какой вид организации урока больше нравится ? Обычный урок. 5% 2% 3% Урок с компьютерной поддержкой 85% 93% 94% 2. Какой вид работы предпочитаете? Работать с учителем. 47% 38% 42% Работать в группе. 35% 17% 10% Самостоятельно работать с программой. 18% 45% 48%
Как видно изпредставленной выборки, существенных различий в выборе вариантов ответа междуклассами нет. Если в младших классах преобладает скорее интерес, некая интрига,дух соревнования, то ученики старших классах руководствуются личнымиинтересами, умениями, навыками работы.Формы использования ИКТ
В процессепреподавания математики, информационные технологии могут использоваться вразличных формах. Используемые мною направления можно представить в видеследующих основных блоков:
· мультимедийные сценарии уроков;
· проверка знаний на уроке;
· подготовка к ЕГЭ (спецкурс)
· внеурочная деятельность
Мультимедийныесценарии уроков Одно из преимуществ использования ИКТ является резкоеувеличение времени самостоятельной работы. Такой процесс обучения позволяетразвивать мышление, активизировать мыслительные процессы. Работа будеттворческой, если в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новыезадачи и самостоятельно решаются при помощи вновь добываемых знаний.
Использованиена уроках мультимедиа реализует такие принципы:
Принципнаглядности. Позволяет использовать на любом урокеиллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядностьматериала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналывосприятия учащихся — зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Принципприродосообразности. Использование материаловИнтернет вызывает интерес учащихся старших классов. Использованиемультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и налюбом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентациисокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Принциппрочности. Использование уроков-презентацийтехнически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемомуматериалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызыватьматериал предыдущих уроков.
Принципнаучности: преобразование этого принципа примультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.
Принципдоступности: данная технология интегрируется с технологией дифференцированногообучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экранразноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышеннойсложности.
Принципсистемности: использование уроков- презентацийпозволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экранэлементы предыдущих уроков, объяснять новое.
Принциппоследовательности: как и на традиционныхуроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.
Практикуюпроведение таких уроков как при изложении новогоматериала, так и при повторении пройденного.
Электронныеучебники
Среди самыхосновных плюсов формирования материала на электронном носителе, по-моему,мнению, можно отметить разнородность учебного материала (текст, иллюстрации,анимация), интерактивность, мгновенный поиск. Все это информационное богатство,открывающее большие перспективы для учителя, конечно, невозможны на бумаге.Электронный учебник обладает рядом, несомненно, положительных свойств, выгодноотличающих его от традиционных учебников — текст учебника сопровождаетсябольшим количеством слайдов и видеофрагментов, усиливающихэмоционально-личностное восприятие учащимися изучаемого материала;использование такого учебника позволяет сделать на уроке намного больше, чем с помощьютрадиционных средств, повысить интерес к предмету математики. На своих урокахиспользую диски учебно-методической поддержки по математике. Однако, не всеимеющиеся в школьной медиатеке диски, обучающие программы не всегдасоответствуют изучаемому материалу, не учитывают особенности класса, содержанияпрограммы. Поэтому их использую не в полном объеме, а конкретные темы илизадания.
Пофункциональному назначению компьютерные программы условно можно разделить начетыре основных вида:
§ информационно-иллюстративные (заменяют обычные наглядные пособия итрадиционные аудио-визуальные средства обучения);
§ развивающие программы (ориентированы на развитие памяти, внимания,логики, пространственного мышления учащихся);
§ обучающие программы (предполагают исследовательскую работуучащихся за компьютером или программы-тренажеры для получения определенныхнавыков);
§ контролирующие программы (чаще всего программы тестирования уровняобученности учащихся. Такие программы предполагают индивидуальный опрос каждогоучащегося).
Например, сдиском «Шпаргалки. Математика» предлагаю поработать сильным учащимся. Программаосновывается на принципе тестирования. Тесты выполняют как контролирующую, таки обучающую функцию.
В отличиеот некоторых обучающих программ – электронных энциклопедий, эта программа нетолько учит, но и поддерживает интерактивную связь с учеником. Сначала ученикупредлагается вставить пропущенные слова или термины, потом решить задачу самостоятельно,вслед за чем, ему предложен анализ работы.
Диск«Математика 5-11 классы. Практикум» использую как для объяснения новогоматериала, так и в качестве закрепления пройденного учащимися присамостоятельной работе с компьютером. Данный диск использую как на урокахматематики в 6 классе, так и на уроках алгебры и геометрии в 7, 8, 9, 10,11классах. Электронное издание представляет собой комплекс лабораторных работ погеометрии, алгебре, алгоритмике и теории вероятностей, предназначенный дляподдержки этих курсов практическими заданиями творческого характера. В комплексвключены задания на конструирование, моделирование, математический эксперимент,рассчитанные на все уровни и профили обучения.
Приизучении темы «Линейная функция» в 7 классе пользуюсь диском Л.Я. Боревского«Курс математики XXI века».
Призакреплении изученного материала, для самостоятельной работы учащихся частоиспользую диск «Учебное электронное издание. Математика 5-11 классы». Применениеуказанного диска позволяет мне реализовывать такие цели как:
— индивидуализацияи дифференциация обучения;
— стимулированиеразнообразной творческой деятельности учащихся;
воспитаниенавыков самоконтроля;
— увеличениедоли содержательной работы ученика за счет снятия проблем технического характера;
— повышениеудельного веса исследовательской деятельности в учебном процессе;
— возможностьувеличения объема информации и собственной практической деятельности ученика.
На урокахгеометрии, где необходимо построение чертежей, а также на уроках алгебры приизучении графиков функции использую «Электронное учебное пособие.«Интерактивная математика 5-9 классы». Пособие состоит из 12 виртуальныхлабораторий. В каждой лаборатории есть примеры задач, которые можно решать спомощью инструментария лаборатории. Задачи распределены по классам и«привязаны» к соответствующим пунктам учебников. В ходе решения предполагаетсяконтроль за действиями учащихся, как со стороны компьютера, так и учителя,предусмотрена отправка выполненных заданий от ученика к учителю по сети, атакже возможность самоконтроля с помощью компьютера.
Средиисточников информации следует особо отметить сетьИнтернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а такжесайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки,тесты в режиме on-line.
Интернет —прежде всего важный источник информации. В связи с ростом объёмов информациинеобходимо формировать информационную культуру. Под ней понимается знаниеисточников информации, приёмов и способов рациональной работы с ними,применение их в практической деятельности. Поэтому вместе с учителем математикиучащиеся используют ресурсы сети Интернет
Контрользнаний на уроке
В данномблоке реализуется принцип доступности, компьютер выступает в роли рабочего инструментакак средство подготовки и хранения заданий и тестов и оценивании знанийучащихся.
Тестированиес использованием компьютера.
Учительзаранее вводит в компьютеры тест и предлагает учащимся выполнить. Ученикработает самостоятельно в течение 5—10 минут. Объём и характер заданийпозволяют выявить знания за 5—10 минут. Подобную работу на доске или в тетрадиучащийся способен выполнить в течение 15—20 минут.
На однозадание есть несколько вариантов ответов. При ошибочном ответе ученикапоявляется подсказка: соответствующее правило и примеры. При повторной ошибкепоявляется правильный ответ. Последовательность ошибочных действий ученикасопровождается выведением на экран комментариев. Работа заканчивается выводомна экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной оценке. Витоге, учитель видит реальные знания, а у учащихся нет претензий к учителю за выставленнуюотметку.
Одним изнаиболее эффективных методов подготовки к ЕГЭ является метод решения тестовыхзаданий. Практическое применение тестовых технологий при подготовке к ЕГЭпоказало, что учащиеся, знакомые с приемами работы над тестами, по своемууровню подготовки превосходят школьников, готовившихся по обычным учебникам изадачникам, которые, разумеется, исключать нельзя. Учащиеся, заинтересованные всдаче ЕГЭ уже в 10 классе приобретают диски с тестами, выполняют заданиятестов, тренируют себя.
Дляконтроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительныхматериалов мною используются специально составленные мультимедийные презентации,тесты.
Считаю, чтоважно обучать учащихся работать с тестом и в диалоговом режиме с компьютером,для этого использую программу для создания тестов «Simylator», атакже диски — подготовка к ЕГЭ из серии «Репетиторы Кирилла иМефодия». Подготовка к ЕГЭ
Что ясчитаю самым важным при подготовке к ЕГЭ?
Первое — это вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором нерекомендую, объясняя его вред (исключение составляют темы, где необходимкалькулятор). Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел(например на 11), возведения в квадрат и др.
Так, послеизучения теоремы Виета в 8 классе, приучаю ребят использовать ее при решенииприведенных квадратных уравнений. Считаю, что в старших классах знание этойтеоремы выручает на каждом шагу при решении показательных, логарифмическихуравнений и неравенств введением новой переменной. Если хорошо владеть теоремойВиета, то можно решать очень быстро.
Второе условие успешной подготовки к ЕГЭ — это обязательное знание правил,формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 7-10 минутматематический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть- простейшие примеры на ее применение (с самопроверкой).
Третьим условием успешной подготовки к ЕГЭ является необходимость внестив программу некоторые коррективы. Так как мы можем до 20% изменятькалендарно-тематическое планирование, то за счет часов, выделенных наповторение, я увеличиваю количество часов на изучение некоторых очень важных тем,добавляя задания из КИМов.
Четвертым условием подготовки к ЕГЭ является проведение элективных курсов.Поэтому для проведения занятий разработала программу подготовки к ЕГЭ.
Курс«Подготовка к ЕГЭ»
Курсвключает в себя три раздела: теория, задачи, ответы и комментарии.
Предполагается,что учащиеся будут самостоятельно осваивать предложенный материал на занятияхспецкурса. Курс построен таким образом, что в процессе обучения, согласноучебному плану, учащиеся выполняют предложенные задачи. Учащимся дается ответ икомментарии к решению.
Основой дляразвития математики с древних времен считаются практические задачи ипрактические работы. Поэтому также использую
— лабораторно – практические работы,
— зачетныеработы по теме, выполненные учащимися в виде презентации, творческого отчета,математических проектов.
В классах при прохождении нового материала по некоторым темам ученикизаранее готовят к уроку презентации, для чего самостоятельно ведут поиск в сетиИнтернет, сканируют необходимые рисунки и схемы. На уроке они выступают с этимипрезентациями, объясняя новый материал.
Важнымнаправлением организации внеурочной деятельности является научная и проектнаядеятельность учеников, т.е. выполнение долговременных трудоемких творческихзаданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала.Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия дляорганизации такой деятельности. Ученики выполняют как индивидуальные, так игрупповые проекты.
Учебныйпроект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучениезаконченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартногоучебного курса или нескольких курсов. В своей практике я использую учебныйпроект как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческуюдеятельность учащихся-партнеров. Уже с 5-го класса учащиеся пробуют готовитьсвои тематические проекты.
Применяяинформационные технологии, организую таким учащимся работу над презентациями,проектами. Во время выполнения такой работы учащиеся показывают не толькоосновной усвоенный материал, но и сведения из дополнительной литературы, связьс другими предметами, применение к решению практических задач в физике, химии.Учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. И что немаловажно,грамотно и красиво оформлять свою работу. Качественные показателиэффективности работы
Продуманныйвыбор приоритетных направлений деятельности, квалифицированное планированиеучебного процесса, ориентированное на цели и задачи обучения, применение ИКТ,повышение квалификации путем прохождения проблемных и постоянно действующихкурсов, участие в работе семинаров, а также самообразование позволяют мнедобиваться стабильных результатов в обучении учащихся математике. Уровеньэффективности обучения и качества обученности можно проследить в динамике трехпоследних лет. (Таблица 2, 3)
Таблица 2.
Уровеньобученности и качество знаний по математике (алгебра, геометрия) за последниетри года. 2007-2008 2008-2009 2009-2010 7 кл 10 кл 11 кл 8 кл 10 кл 11 кл 9 кл 11 кл Уровень обученности (%) 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% Качество знаний (ср. %) 31% 45% 48% 33% 46% 47% 35% 52%
Таблица 3.
/>
Разработаннаямной система разноуровневых заданий способствует подготовке учащихся кгосударственной итоговой аттестации, олимпиадным работам, на вступительныхэкзаменах в высшие и специальные учебные заведения. (Таблица 4)
Таблица 4.
Результатыитоговой аттестации по математике за последние три года. 2007-2008 уч.г. 2008-2009 уч.г. 2009-2010 уч.г. Кол-во сдавав % успев % кач-ва Кол-во сдавав % успев Ср.балл Кол-во сдавав % успев Ср.балл ЕГЭ 30 60 33 13 92 39 29 97 38 Внеурочная деятельность
Мои ученикипринимают участие в школьных внеклассных мероприятиях (в рамках неделиматематики), в школьных, и районных олимпиадах, в международном математическомконкурсе «Кенгуру», во всероссийской игре-конкурсе«Инфознайка»
В октябре2007 года мои ученики представляли свои работы на V научно-практическойконференции «Информационные технологии в образовании», в рамках которойпроходил конкурс учебных проектов.
В декабре 2007учебного года учащийся 10 класса, где я веду алгебру и геометрию принималучастие в районной предметной олимпиаде и занял 1 место; в областной олимпиаде,проводимой в январе 2008 года, призового места не занял, но набрал достаточноеколичество баллов, чтобы быть в «золотой середине». Обобщение и представление опыта
Опыт моейработы обобщен и представлен в банке методических идей нашей школы, а также япредставляла свой педагогический опыт на районных методобъединениях. Это и открытыеуроки, например, по новому курсу «Математика и конструирование» в 5 классе,использование компьютера на уроках математики в 6, 7, 8 классах, мастер-класс«Красота симметрии» …. У меня есть электронное портфолио учителя математики,классного руководителя (Таблица 5), содержащее все собственные разработки курокам, раздаточный материал, презентации по темам к предметам: математика,алгебра, геометрия, а также внеклассным мероприятиям, педсоветам и родительскимсобраниям.
Таблица 5.
/>
Портфолиоявляется моей методической копилкой, в дальнейшем я планирую его пополнение. На данный момент записалась в работу творческой группы «Проектнаядеятельность» на базе Районного методического объединения. Ежегодно принимаюучастие в научно-практической конференции «Информационные технологии вобразовании», в рамках которой проходил конкурс учебных проектов. Мною былипредставлены как свои проекты, так и работы учащихся.
Представилаопыт своей работы на районном конкурсе «Учитель Года — 2008», где сталалауреатом второй степени в номинации «Призвание».
В этом жегоду был представлен опыт моей работы на конкурс в рамках приоритетногонационального проекта «Образование».
В декабре2006 г. прошла курсы в Южно-Российском региональном центре информатизации РГУпо программе «Интернет – технологии для учителя-предметника». Выполнилавыпускную работу на тему: «Внедрение современных информационных технологий вобразовательную деятельность».
В мае 2007года прошла краткосрочное обучение в Ростовском областном институте повышенияквалификации по проблеме «Информационные технологии в педагогическойдиагностике».
Заключение
Школьныйурок — это социальный заказ общества в системе образования, который обусловленсоциально-психологическими потребностями общества, уровнем его развития,нравственными и моральными ценностями этого общества. К сожалению, процессмодернизации в системе образования проходит трудно. Связано это с тем, чтопедагоги нацеливают учащихся только на получение твердых теоретических знаний,часть которых, на мой взгляд, не получит практического применения в будущейжизни.
Не секрет,что сложившуюся практику преподавания математики характеризуют традиционноеизучение математических формул, абстрактность математических понятий, которыеобычно запоминаются механически.
На мойвзгляд, на уроках математики заявленная проблема в какой-то степени может бытьрешена путём использования компьютерных технологий, которые, во-первых, имеют всвоей основе строгий алгоритм действий ученика. Ведь не каждый ученик, выучивправила, может ими пользоваться. Использование алгоритмов, схем-карт, таблиц,то есть ориентирующих схем, упорядочивает процесс обучения.
Во-вторых,в связи с острой проблемой экономии времени в ходе учебного процесса передсовременной школой также ставится задача — найти средства и приёмы обучения,позволяющие максимально экономить время на уроке. На мой взгляд, использованиекомпьютера на уроках и является одним из таких средств.
В-третьих,я считаю, что обучение с использованием информационно-коммуникационныхтехнологий, — это и уровневая дифференциация, потому что в условиях этойтехнологии ученик имеет право на выбор содержания своего образования, уровняусвоения. При этом деятельность учителя должна обеспечить возможность каждомушкольнику овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне (по выборуученика).
Всоответствии с поставленными целями, ИКТ должны помочь ученику получить болеекачественные знания, которые необходимы для успешной сдачи ЕдиногоГосударственного Экзамена.
Кромеэтого, в качестве ожидаемых результатов проекта, можно выделить следующие:
· формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения иво внеурочной деятельности;
· повышение мотивации к обучению учащихся;
· овладение компьютерной грамотности учащимися, повышение уровнякомпьютерной грамотности у учителя;
· организация самостоятельной и исследовательской деятельностиучащихся;
· создание собственного банка учебных и методических материалов,готовых к использованию в учебно-воспитательном процессе.
· развитие пространственного мышления, познавательных способностейучащихся;
· эстетическая привлекательность уроков.
Накопленныймною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применениеинформационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяетвозможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес кпредмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по информатики,что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.
Из вышесказанного следует, что знания усваиваются учеником благодаря его собственнойдеятельности, организуемой и управляемой так, чтобы ученик имел перед собоюреальные ориентиры, позволяющие ему совершать все действия правильно и одновременноконтролировать себя.
Последнеедесятилетие уходящего века поставило школу в ситуацию необходимости введениясущественных изменений в систему обучения и воспитания учащихся. Эти изменениядолжна обеспечить реформа школы, которая продиктована модернизациейобразования, компьютеризацией школ. Я думаю, что применениеинформационно-коммуникационных технологий на уроках математики в какой-тостепени способствуют решению этой проблемы.
Используемая литература
1. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: Учебноепособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
2. «Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ поматематике» Из опыта работы учителя математики МОУ СОШ № 20 Кнышенко Л.Н.,г.Старый Оскол
3. Информационные технологии на уроках математики. Старцева НадеждаАлексеевна, с.н.с. Института электронных программно-методических средствобучения РАО.