Реферат по предмету "Исторические личности"


Феодализм феодальная раздробленность Руси

МосковскийоткрытыйсоциальныйуниверситетКонтрольнаяработапоИстории Отечествана тему: Феодализм, феодальнаяраздробленностьРусиРаздробленностьи выбор путейразвития

Киевскоегосударствоначало распадатьсяв конце XIв. Возникломножествосуверенныхземель – княжеств, и их числоувеличивалось.К середине XIIIв. их было около50. Древнерусскоегосударствоисчезало. Процессраздроблениябольшогораннесредневековогогосударствабыл естественным.Европа такжепережила полосураспада раннесредневековыхгосударств, раздробленности, локальных войн, чтобы затемразвился процессобразованиянациональныхгосударствсветского типа, которые существуютдо сих пор. Можносделать вывод: Древняя Русь, пройдя полосураспада, моглаприйти к аналогичному.Здесь в перспективемогло возникнутьнациональноегосударство, мог сформироватьсяединый народ.Однако этогоне случилось.Развитие натерриторииРуси пошлоиначе. Переломнымв истории ДревнейРуси, как и вЕвропе, сталXIII в.Но если Европас этого времениактивно продвигаласьпо пути внедренияпрогрессивноготипа развития, то перед Русьюстала другаяпроблема. В1237 г. в русскихпределах появилисьмонголо-татары.Они несли массовуюгибель людей, разрушениегородов, уничтожениетого, что создавалосьстолетиями.Однако опасностьшла не толькос Востока, нои с Запада.УсиливающаясяЛитва наступалана русскиеземли, а также– шведы, немцыи ливонскиерыцари. РаздробленнаяДревняя Русьстолкнуласьс труднейшейпроблемой: каксамосохраниться, как выжить? Онаоказалась какбы между жернововВостока и Запада.Причем характерно: с Востока, оттатар шло разорение, а Запад требовалсмены веры, принятиякатоличества.Ярл Биргер, иззнаменитогошведского родаФолькунговпредпринялдва крестовыхпохода противсеверо-западнойРуси. В связис этим русскиекнязья дляспасения населениямогли пойтина поклон татарам, соглашалисьна тяжелую даньи унижение, нонашествию сЗапада сопротивлялись.
Монголы-татарыкак смерч пронеслисьпо русскимземлям, объявилисьв Венгрии, Польше, затем ушли внизовья Волги, совершая оттудасокрушительныенабеги на русскиеземли и собираятяжелую дань.Среди русскихисториков былараспространенаточка зренияо том, что с распадомКиевскогогосударства, а затем и потерейнезависимостимногими княжествами, история вюго-западныхи западныхземлях как бызамерла и жизньпереместиласьна Северо-Восток, где возникалиновые центрыисторическогоразвития. Это– промосковскаятрадиция, утвердившаясяв историографии.На самом делеистория вюго-западныхземлях непрерывалась.Она шла своимпутем. Галицко-Волынскоекняжествооказалось всоставе сначалаВеликого княжестваЛитовского, а затем Польши, Минск, Гомель, а затем Киев, другие городавтягивалисьпод властьязыческой Литвыдля спасенияот монголо-татарскогоразорения, сохранениясвоего типаразвития.
Чтотакое Литватого времени? В 40-е гг. XIIIв. появилосьи быстро увеличилосьв размерахЛитовскоекняжество. Онем мало известно.Но уже в XIVв. оно объединялов своем названиитри элемента: Литва, жмудь, русские земли– Русь. Затемслово “Русское”перешло навторое местопосле Литовского– великое княжествоЛитовское, Русское и Жомойтское.
Впериод расцветаэто княжествопростиралосьот Балтики доЧерного моря, от границ Польшии Венгрии доПодмосковья(Можайск). 9/10 территориисоставлялидревние русскиеземли. Не случайнопротивникиусиливающейсяв Москве центральнойвласти бежалив Литву. Древнерусскоенаселение Литвыназывало Русьюсвою державу.Люди считалиее наследницейКиевской Руси.В рамках ЛитвыРусь развиваласьв соответствиисо своими традициями(вечевой идеалпрослеживаетсядо второй половиныXV в.).Княжества имелиавтономию.
Политическоеи материальноеположение Русив составе Литвыбыло благоприятным.Продолжалиразвиватьсягорода. Крупныегорода получилимагдебургскоеправо. Интересно, что жителипограничныхтерриторий, проживающиев зоне «риска», под угрозойвторжениямонголо-татарили московитов, получалидополнительныепривилегии.Например, жителиБелой Церкви, подвергшиесянабегу татар, были освобожденыот податей надевять лет.Русские аристократыпользовалисьзначительнымвлиянием придворе ЛитовскогоВеликого князя.Великое княжествоЛитовскоесложилось какфедерацияотдельныхземель и княжеств.Степень зависимостиот центральнойвласти быларазлична. Формыэтой зависимостиопределялисьобстоятельствамивхождения ив большей степениили меньшейстепени обеспечивалиместному боярствуи городамзначительнуюавтономию, неприкосновенностьсоциально-экономическихи политическихструктур. Тамутвердилсязападный институтвассалитета, который предполагалпонятие свободы.
Такимобразом, наЗападе, подэгидой сначалаязыческой, азатем, с концаXIV в., католическойЛитвы продолжалосьразвитиедревнерусскихземель поевропейскомупути. Но территорияэта сокращалась, хотя объединительнаяполитика Москвывстречаласопротивлениена Западе, посколькуслишком явнымбыл переходк деспотизму.В этих земляхразвернулосьскладываниеукраинскогои белорусскогоэтносов. Всовременныхусловиях историкиУкраины и Белоруссиичасто представляютэтот процесскак изначальный, уходящий вКиевский период.Однако это врядли правомерно.Складываниеэтих народовразвернулосьв XV – XVI вв.Их самосознаниеформировалосьпод влияниемреальнойсоциально-политическойситуации вЛитве, а затемв Речи Посполитой, и антикатолических, антипольскихнастроений.Угроза полонизациии католизациинаселениястимулировалаосознаниеобщности людейна основеправославия.К слову, официальнымязыком ВеликогокняжестваЛитовскогос XIVв. стал белорусскийязык. Тогда жезападные землиполучили названиеБелая Русь. Спринятиемкатоличестваи усилениемвлияния Польшиположениеукраинскогои белорусскогонарода несколькоухудшилось.
Такимобразом, западныеи юго-западныеземли, где шлоформированиеукраинскогои белорусскогоэтносов, гораздодольше существовалив условияхевропейскойтрадиции. Тамсложились болееглубокие корнипрогрессивноготипа.
Северно-западнаяРусь оказаласьв другой ситуации.
Крупнымцентром русскихславян насеверо-западеявлялся Новгород.Он развивалсяотносительнонезависимои демонстрировалблизость кевропейскомутипу развития, особенно ярков период Новгородскойреспублики(конец XI– XV вв.). В XIVв. статус республикиполучил Псков, но эта республикапросуществоваланедолго. Новгородне подвергсятатаро-монгольскомунашествию, хотяплатил и дань.Если ДревняяРусь демонстрировалаблизость кантичностии погибла каки греко-латинскиймир, то Новгородразвивалсяв одном темпес Европой тоговремени и являлсяее частью. ФактическиНовгородскаяреспубликабыла аналогомгородам-республикамГанзейскогоСоюза, городам-республикамИталии: Венеции, Генуе, Флоренции.Новгород былреспубликойс выборнымивысшими должностнымилицами (посадниками), с народнымсобранием(вече), котороеобладало правамивысшего органавласти, местнымсамоуправлением, организованнымпо принципуобщины, и т.п.Князья не имелиполный государственнойвласти, приглашалисьв Новгород лишьдля исполненияопределенныхфункций в ролинаемных военачальников.Им было запрещеновладеть землейна территорииновгородскихволостей. Нои права былибольшие. Князьимел представительскиефункции, представляяНовгород вотношенияхс другими землями.Он обладалвысшей судебнойвластью. На имякнязя шла дань.Аналогичноразвивалась, отделившисьот Новгорода, и Псковскаяреспублика.Князья недолгозадерживалисьна новгородскомстоле (престоле).За 200 с небольшимлет – с 1095 до 1304 г.– на новгородскомстоле побывалооколо 40 человек, а некоторыекнязья дажене по одномуразу. Так чтосмена княжескойвласти происходила58 раз.
Церковьв Новгородетоже быласамостоятельнойи отличаласьпо положениюот других русскихземель. Во времена, когда Новгородвходил в КиевскуюРусь, МитрополитКиевский присылалв Новгородепископа главуцеркви. Однако, укрепившись, новгородцыи в церковныхделах обособились.С 1156 г. новгородцыстали избиратьдуховногопастыря. Интереснапроцедураизбрания. Веченазывало трехкандидатов, наиболее авторитетныхслужителейцеркви. Их именазаписывалисьна пергаменте.Посадник запечатывалзаписи своейпечатью. Затемэти запискинесли на другойберег Волховав главный Софийскийсобор, где шлалитургия. Послеокончанияслужбы слепецили ребенокбрал одну иззаписей и написанноена ней имяоглашалось.Лишь затемизбранныйепископ ехалк митрополитув Киев дляпосвящения.Никогда, ни доНовгородскойреспублики, ни после православнаяцерковь незнала такогодемократическогопорядка, чтобысами верующиевыбирали себедуховногопастыря. Этотпорядок близокк протестантскойпозиции.
Любопытно, что в Новгородепроцветалиереси. Еретическиеучения представлялисобой смесьиудейства схристианством.Приверженцыересей пропагандировалиВетхий Завети даже ставилиего выше НовогоЗавета. Новгородскиееретики отрицалимонашескуюи церковнуюиерархию, отвергалипоклонениеиконам, отрицалитроичностьБожества иБожественностьХриста. Некоторыеотказывалисьверить в бессмертиедуши. Попы частовыступалипротив каноническоговизантийскогоправославия.В XIV – XVвв. Новгородявлялся источникомцерковныхересей, которыепотрясалиправославие.Обратите внимание: гораздо раньше, чем на Западе, в Новгородепроявлялисьреформаторскиетенденции поотношению кцеркви и дажеатеистическиенастроения.Многое напоминалобудущую европейскуюреформацию.После паденияНовгорода, церковный собор1504 г. принял решениео беспощадномискорененииереси. Большинствоеретиков быликазнены жестокимобразом: сожжениев клетке, другиепопали в заточение.
ВНовгородскойи Псковскойреспубликахактивно шелпроцесс формированиякласса собственников.В Псковскойсудной грамотечастная собственностьзаконодательнобыла закрепленаи защищена.Новгород активнообзаводилсяколониями, превращаясьв западноготипа метрополию.С XIв. началасьактивная колонизацияКарелии, Подвиньяи обширногоСеверногоПоморья. Снаряжалисьторгово-промысловыеэкспедициив Печорскуюи Югорскуюземли. Расположенныйв начале важныхдля ВосточнойЕвропы торговыхпутей, связывающихБалтийскоеморе с Черными Каспийским, Новгород игралпосредническуюроль в торговле.
Принципыновгородскойдемократиидавали возможностьучаствоватьв жизни республикине только знати, владельцамгородскихдворцов и усадеб, но и городскомуплебсу. Вече– народноесобрание –обладало широкимиправами. Онорассматриваловажнейшиевопросы внутреннейи внешней политики, приглашалокнязя и заключалос ним договор-ряд, избирало посадника, ведавшегоуправлениеми судом, тысяцкого, который возглавлялополчение. Оноизбирало такжеимевший особоезначение вНовгороде судпо торговымделам.
Вусловиях давлениякак с Запада, так и с Востокареспубликастремиласьсохранитьнезависимостьи свой тип развития.В борьбе занезависимостьНовгородаособенно прославилсякнязь АлександрНевский. Онпроводил гибкуюполитику, делаяуступки ЗолотойОрде и организуясопротивлениенаступлениюкатоличествас Запада. ДореволюционнаяРоссия высокоставила подвигА. Невского.Вот как писало нем С. Соловьев:«Соблюдениерусской землиот беды на Востоке, знаменательныеподвиги за веруи землю на ЗападедоставилиАлександруНевскому славнуюпамять на Руси».Однако в самомНовгородеотношение кАлександрубыло неоднозначное.Там сохранялисьустойчивыезападническиеориентациии настроения.Поэтому Александраценили какумелого военачальника, но осуждалиуступки ЗолотойОрде.
Новгородскаяреспубликапродержаласьпочти до концаXVв. В 1478 г. она палапод ударамивойск великогокнязя МосковскогоИвана III.Стремлениеподавить новгородскиевольности, симпатии к«латинству»наблюдалисьсо стороныМосквы с серединыXV в., то есть наканунепадения, высказывалисьнастойчивыепредложенияо присоединениик Литве. Негативновоспринималосьвсе промосковское.В мае 1447 г. на вечебыли убиты трипосадника пообвинению впредательствеинтересовНовгорода. Увеликого князяМосковскогоони пыталисьнайти помощьв борьбе с противнойим группировкойбояр. Летописьобъясняя это, свидетельствует, что “небыло от начала, как земля стояла”такого. ОднакопринявшаякатоличествоЛитва не казаласьбольшинствуспасением. ВрезультатеНовгород потерпелпоражение.Москва жестокорасправиласьс прозападнонастроеннымипредставителямибоярства, торговыхлюдей. Республикаушла в прошлое.После 1478 г. былапредпринятакоренная ломкавотчинногоземлевладенияв Новгороде, развернуласьконфискациясобственностиу опальныхбояр. Однако, чтобы не вызватьоткрытоговозмущения, некоторая времяМосква сохранялаотдельныетрадицииреспубликанскогоНовгорода.Сохранилисьнепосредственныеотношения сГанзой, прибалтийскими, скандинавскимигосударствами.В оформлениидипломатическихактов участвовалинваряду снаместникамиМосковскоговеликого князя– представителистарого Новгорода– бояре и купеческиестаршины.
Итак, исчез последнийнезависимыйостровок, имевшийевропейскийтип развития, на территориисовременнойРоссии. В 1510 г.Псковскаяреспубликабыла ликвидированаВасилием III, который предъявилпсковичамультиматум: вечевой колоколснять и подчинитьсявеликокняжескимнаместникам.Псковичи, скрепясердце, принялиультиматум.Триста наиболеебогатых семействпо приказуВасилия IIIбыли выселеныиз Пскова.
Русскиеземли в серединеXIII – XVв.

Монголо-татарскоенашествие наРусь. В 1237 –1241 гг. русскиеземли подверглисьудару со стороныМонгольскойимперии –центральноазиатскогогосударства, завоевавшегов первой половинеXIIIв. огромнуютерриториюот Тихого океанадо центральнойЕвропы. Послепоходов наСеверо-Восточнуюи Южную Русьсоответственнов 1237–1238 и 1239–1241 гг.)объединенногомонгольскоговойска подкомандованиемвнука основателяимперии Чингисхана– Бату (Бытыя) установилосьтак называемоетатаро-монгольскоеиго. Часто егоназываютзолотоордынскимигом – по названиюзападного улусаМонгольскойимперии, которыйв 60-е гг. XIIIв. сталсамостоятельнымгосударством.
Русскиекняжества невошли непосредственнов территориюЗолотой Орды.Их зависимостьвыражаласьв уплате податей– выхода и верховномсюзеренитетезолотоордынскогохана, которыйутверждалрусских князейна их столах.
Успех монгольскихзавоевателейбыл связан с большой военнойсилой империиЧингисидови рознью междукнязьями русскихземель, дажене пытавшимисяобъединитьсвои силы дляотпора врагу.Вместе с темутверждениюи длительномусохранениюиноземнойвласти способствовалии некоторыеособенностимировосприятиядревнерусскогообщества. Монгольскоезавоеваниепришлось напериод, когдав картине мираобразованныхлюдей ДревнейРуси существоваласвоего родалакуна – свободнымоказалось место«царства», мировой державыво главе с правителемвысшего ранга– царем.
Ранее этуроль выполнялаВизантийскаяимперия. Нозахват в 1204 г.Константинополякрестоносцамибыл расцененна Руси как«погибельцарства», ацарский титулпосле походовБатыя перенесенна монгольскогохана. ВосстановлениеВизантийскойимперии в 1261 г.не изменилоположения. Ееимператорыи константинопольскийпатриархатвступили сОрдой в союзническиеотношения итем самым какбы узаконилиее положениев ВосточнойЕвропе, зависимостьот нее русскихземель (церковькоторых подчиняласьКонстантинополю).Таким образом, сюзеренитетОрды обрел вмировосприятиирусских людейнекое подобиелегитимности– ее правительносил болеевысокий титул, чем любой изрусских князей.Для преодолениятакого представленияпонадобилосьдва с половинойвека – оно былоизжито толькок концу XVстолетия.
Судьбы русскихземель.Как же происходилоразвитие русскихземель в новыхусловиях?
КиевскаяРусь посленашествияокончательноутратила своебылое значение.Киев был взяттатарами в 1240г., в разгар борьбыза него междусоперничающимикнязьями. Сильнейшимисреди них былиДаниил РомановичГалицкий, МихаилВсеволодовичЧерниговскийи ЯрославВсеволодович, великий князьвладимирский(сын ВсеволодаБольше Гнездо).После того какверховное правораспоряжениякиевским столомперешло к ордынскомухану, Киев пересталбыть объектомборьбы. Властьнад Киевом былапередана ЯрославуВсеволодовичу, а в 1249 г. – егосыну, новгородскомукнязю АлександруНевскому. НоАлександр непоехал житьв Киев, а предпочелобъединитьпод своей властьюновгородскиеи владимирскоекняжение (1252).Таким образом, князь, признанныйордой «старейшим»на Руси, предпочелв качествесвоей столицыКиев, а не Владимир.
В конце XIIIстолетия Киевутратил и рольрезиденциимитрополитавсея Руси: в1299 г. митрополитМаксим, «нетерпя татарскогонасилья», ушелво Владимир.Киев лишилсяпоследнегоатрибута«общерусской»столицы. В 20-егг. XIVв. киевскаяземля попалав зависимостьот ВеликогокняжестваЛитовского(государства, сложившегосяв XIIIстолетии иначавшегоэкспансию назападные июжные русскиеземли), а в начале60-х гг. окончательновошла в егосостав.
В Черниговскойземле вовторой половинеXIIIстолетия резкоусиливаетсяполитическаяраздробленность, формируетсябольшое количествокняжеств, управляющихсяразными ветвямидинастии Ольговичей.Титул черниговскогокнязя, главногокнязя земли, стал в значительноймере номинальным.В XIIIв. началисьнабеги наЧерниговскуюземлю Литвы, а в 60-70-е гг. XIVв. большая частьЧерниговщиныбыла подчиненавеликим князьямлитовскимОльгердом. Лишьсеверо-восточные, верхнеокскиекняжества сталиобъектом борьбымежду Литвойи Московскимвеликим княжеством.
ОслаблениеЧерниговскойземли былосвязано, во-первых, с ее сильнымразорениемОрдой (с чьимивладениямиона непосредственносоприкасалась), во-вторых, сдлительнойборьбой, которуюперед самымБатыевым нашествиемвел черниговскийкнязь МихаилВсеволодовичза Киев и Галич.В ходе этойборьбы частьчерниговскогобоярства оселана землях Киевскогои Галицкогокняжеств, иполитическаяопора князейчерниговскогодома оказаласьразмыта.
В Юго-ЗападнойРуси врезультатеобъединенияВолыни и Галичиныпод властьюДаниила Романовичаи его братаВасилькасформировалосьсильное государство, сумевшее избежатьсколько-нибудьзначительногополитическогодробления. В50-е гг. XIIIв. Даниил успешнопротивостоялтатарскомунатиску. В 1254 г., рассчитываяна помощькатолическойЕвропы противОрды, он принялот папы ИннокентияIVкоролевскийтитул. Но в конце50-х гг. галицкомукнязю все жепришлось признатьзависимостьот татарскогохана.
ПотомкиДаниила Романовичакняжили вГалицко-Волынскойземле до 1340 г. Впервой половинеXIV в.усилилосьдавление наЮго-ЗападнуюРусь со сторонысоседних Литвы, Польши и Венгрии.В 1352 г. послепродолжительнойборьбы Галицкаяземля отошлак Польскомукоролевству, а Волынь – кВеликому княжествуЛитовскому.
ОслаблениюГалицко-Волынскойземли в XIVв. способствовалоее международноеположение: онаоказалась вокружениичетырех сильныхсоседей – Орды, Литвы, Польшии Венгрии.Галицко-волынскиекнязья вынужденыбыли, как вассалыОрды, участвоватьв татарскихпоходах налитовские, польские ивенгерскиеземли, что осложнялоотношениякняжества сэтими странамии вело к разорениюего территориипри прохождениичерез нее татарскихвойск.
В Смоленскойземле удельныекняжества незакрепилисьза определеннымикняжескимилиниями, какэто было вЧерниговскойземле. Тем неменее политическоезначение Смоленскогокняжествапостепенноуменьшалось.Уже во второйполовине XIIIв. смоленскиекнязья призналиполитическоеверховенствовеликих князейвладимирских, а в 30-е гг. XIVв. – литовских.В середине ивторой половинеXIVстолетия великиекнязья литовскиеи владимирские(из московскогодома) вели борьбуза влияние наэто княжество.Смоленскиекнязья быливынужденылавироватьмежду ними. В1404 г. великий князьлитовскийВитовт окончательновключил Смоленскуюземлю в составЛитвы.
ОслаблениеСмоленскойземли, очевидно, мало связанос ордынскимфактором. Княжествоне граничилос татарскимивладениямии относительномало пострадалоот военныхдействий Орды.Сам Смоленскни разу не былвзят моноголо-татарами.Возможно, здесь, как и в случаес Черниговскойземлей, негативнуюроль сыгралуход частисмоленскогобоярства вюжнорусскиеземли во времяпребываниясмоленскихкнязей в Киевеи Галиче в первойтрети XIIIв., а также в ходефеодальнойвойны на югеРуси в 30-е гг. этогостолетия.
В Новгородскойземле вовторой половинеXIIIXIVвв. укрепляютсяреспубликанскиеформы правления.Когда в периодвеликого княженияАлександраНевского Новгородстал признаватьнад собой сюзеренитетвеликого князявладимирского, князья в Новгородееще обладалиреальнойисполнительнойвластью. Однаков конце XIIIв. их полномочияурезаются (хотясюзеренитетостается). Совторой четвертиXIVв. усиливаютсясвязи новгородскихправящих круговс литовскимикнязьями. Последниестремилисьстать сюзеренамиНовгородавместо владимирских(позже – московских)великих князей, но так и не сумелиэтого добиться.В XVв. своеобразнаяформа новгородскойфеодальной(боярской) демократиивступила вкризис, выродиласьв олигархическоеправление.Присоединениек Москве в 1478 г.произошлоотносительнолегко: социальныенизы Новгородскойземли не поддержалибоярскую верхушку.
Рязанскаяземля вовторой половинеXIIIXVв. сохранялаотносительнуюнезависимость.Однако она былазажата междуЗолотой Ордой, с которойнепосредственнограничила иСеверо-ВосточнойРусью, а со второйполовины XIVв. и подступившимис запада ВеликимкняжествомЛитовским. Всередине XVв. усилиласьзависимостьРязани от Московскоговеликого княжества, но окончательноеее присоединениек Москве произошлотолько в 1521г.
Муромскоекняжествоуже в серединеXIVв. стало зависетьот Московского, а в начале 90-хгг. вошло в еесостав. Полоцкаяземля, испытавшаясильный натискЛитвы и ливонскихрыцарей ещедо Батыева нашествия, вовторой половинеXIIIв., раньше всехдругих западнорусскихземель, оказаласьпод литовскойвластью. К началуXIVстолетия тоже случилосьи со слабойТурово-Пинскойземлей.
ТерриторияПереяславскогокняжества послеБатыева нашествияперешла поднепосредственноеуправлениеОрды, в 60-е гг. XIVв., как и Черниговскаяземля, былаприсоединенак ВеликомукняжествуЛитовскому.
Включениев состав ВеликогокняжестваЛитовскогобольшого числарусских земель, причем с болеевысоким уровнемобщественныхотношений икультуры, велок русификацииэтого государства.С XIVв. оно, собственно, и именовалосьВеликим княжествомЛитовским иРусским. Русскийязык стал языкомофициальнойписьменности, на большейчасти территориидействовалирусские правовыенормы, средилитовской знатираспространялосьправославие.Все это моглопривести кполному обрусениюкняжества.
Однако этоне произошло.Западное, польскоевлияние налитовскую знатьвозобладало.В 1387 г., после тогокак великийкнязь литовский Ягайло сталпольским королем, языческая восновной массеЛитва былакрещена покатолическомуобряду. Возможностьформированияна территорииВеликого княжестваЛитовскогокрупного русскогогосударстваокончательноисчезла в серединеXVв., когда послемеждоусобнойвойны сын ЯгайлоКазимир сталодновременновеликим княземлитовским икоролем польским.
КиевскаяРусь вXI – XII веках.
--PAGE_BREAK--
Принятиехристианствас его многообразнымипоследствиямипредставляетсобой в историиКиевской Руситот рубеж, которыйотделяет древнейшуюэпоху от эпохиXIи XIIвв. изучая периоддохристианский, мы приходимк тому заключению, что единодержавияв то время небыло; Русь несколькораз дробиласьна княжества(после Святослава, Владимира Св.).При жизни князя-отцасыновья сиделинаместникамив главных городахи платили отцудань. По смертиотца землядробилась начасти по числусыновей, и лишьполитическаяслучайностьприводила ктому, что в концеконцов восстанавливалосьединодержавие.Братья, враждуяиз-за наследстваобыкновенноистреблялидруг друга.После такойборьбы междусыновьями Св.Владимира Русьразделиласьна две части: левою стороноюДнепра владелМстислав, правою– Ярослав. Посмерти же МстиславаЯрослав владелвсей землею; умирая (1054), онразделил землютаким образом: старшему сынуИзяславу далКиев и Новгород, т.е. оба концаводного торговогопути (очевидно, что Изяславбыл самый богатый, самый могущественныйкнязь), второмусыну Святославу– Чернигов, третьему –Всеволоду –Переславль(недалеко отКиева), четвертому– Вячеславу– Смоленск, пятому – Игорю– Владимир-Волынский; но у Ярославабыл еще внукот старшегосына, ВладимираЯрославича, доблестныйРостислав, окотором сложилосьмного легенд; ему Ярославничего не дал.Ростиславбросился самна Тмутаракань, захватил ееи оставил засобою. Ярославвелел почитатьИзяслава, какстарейшего, но Изяслав несумел поддержатьсвой авторитет, восстановилпротив себякиевллян, которыеего изгнали.Возвратясьзатем в Киев, Изяслав былвторично изгнаноттуда братьями; он бежал в Польшу; киевский столзанял Святослави княжил тамдо смерти. ЗатемКиев опятьпереходит кИзяславу, аЧернигов в этовремя достаетсяВсеволоду.После смертиИзяслава, киевскийпрестол занялВсеволод, ачторой город– Чернигов –Всеволод отдалсвоему старшемусыну Владимиру.Детей Святославаон совсем вычеркнулиз общего наследия, как изгоев, которые немиели правона великокняжескийпрестол, ибоотец их не могстать великимкнязем, еслибы соблюдалстаршинствои не прогналс престоластаршего братасвоего, которыйего пережил.В 1093 г. умер Всеволод, оставив послесебя сына Владимира, прозванногоМономахом поимени своегодеда со стороныматери. Владимирне встретилбы препятствийсо стороныкиевлян, еслибы захотелзанять отцовскийвеликокняжескийпрестол, но, нежелая новыхусобиц и соблюдаяродовое старшинство, Мономах предоставляеткиевский столстаршему изсвоих двоюродныхбратьев, СвятополкуИзяславичу, который, какстарший в родеимел на великокняжескийстол все права.Этот князь, однако, не умелподдержатьспокойствиев русской землеи поэтому непользовалсянароднымрасположением; во время княженияСвятославичи, признанныеизгоямисо сторонысвоих дядейИзяслава иВсеволода, стали добиватьсяполноправностизаявили притязаниена черниговскийстол, занятыйМономахом.После долгихсмут Любечскимсъездом 1097 г. праваСвятославичейна Черниговбыли восстановленыи вместе с темсъезд поделилвсе русскиеволости междукнязьями наначалах справедливости, утвердив правило:«каждо да держитотчину свою».Но справедливостьбыла вскорепопрана главнымее блюстителемСвятополком, который, действуязаодно с ДавидомИгоревичем, ослепил одногоиз князей изгоевВасилька. Этонасилие повлеклоза собой новыеусобицы, дляпрекращениякоторых былназначен новыйсъезд. В 1100 г. вгороде Уветичах, или Витичеве, Святополк, Мономах иСвятославичизаключили междусобой союз длявосстановлениямира на Руси.Когда Витичевскимсъездом былводворен порядокво внутреннихделах, тогдастало возможноподумать и оделах внешних– о борьбе споловцами.Владимир иСвятополксъехались наберегу Долобскогоозера (1103) и решилидвинутьсяобщими силамина половцев.Эти съезды –Любечский, Витичевскийи Долобский– показываютнам, что в важныхспорных вопросахкнязья – внукиЯрослава –прибегают ксъездам, какк высшему учреждению, имеющему правобезапелляционногорешения. Событияже, их вызвавшие, свидетельствуют, что Русь вовремя княженияСвятополкане пользоваласьспокойствиеми что нарушителемэтого спокойствиячасто был самвеликий князь.Понятно, почемупо смерти Святополка(1113) даже летописец, всегда готовыйхвалить покойногокнязя, хранито нем полноемолчание.
После смертинелюбимогокнязя киевлянепосылают зватьна великокняжескийпрестол ВладимираМономаха, ноМономах, нежелая нарушатьраз признанныеправа Святославичей, отказываетсяот великогокняжения. Однакокиевляне, нелюбившиеСвятославичей, не принимаютни Святославичей, ни отказа Мономахаи отправляютк нему новоепосольствос тем же предложением, угрожая возмущениемв случае егоупорства; тогдаВладимир вынужденбыл согласитьсяи принять Киев.Так воля гражданнарушила правастаршинства, передав ихдостойнейшемупомимо старейшего.Однако этонарушениестаршинства, хотя и вынужденное, должно быловызвать новыеусобицы, и еслипри жизни сильногои всеми любимогоМономаха Святославичидолжны былизатаить своюненависть кневольномунарушителюих прав, то онипередали этуненависть своимдетям; она-тои послужилапричиной кровавыхусобиц междупотомствомСвятославаи потомствомВсевоода. Этиусобицы произошлизначительнопозднее. ПотомкиСвятославаЧерниговскогоне препятствовалитому, чтобыпосле смертиМономаха (1125) занялкиевский престолсын его Мстислав.Да и нелегкобыло оспариватьу него великокняжескийстол: Святославичи, по тогдашнимпонятиям, потерялисвои права наКиев, оттогочто не противилисьзанятию киевскогостола Мономахом; этим они понизилисвой род передродом Мономахаи утратили, нетолько в настоящем, но и в будущемвсякое правона великокняжескийстол. Со сторонычерниговскихкнязей такжене последоваловозобновлениепритязанийна Киев и тогда, когда (1132) Мстиславумер и старшинствоперешло в рукибрата его ЯрополкаВладимировича, что вполнесогласовалосьс желаниемкиевлян, никогоне желавшихкроме Мономаховичей.Черниговскиекнязья не моглипротестовать, ибо они былибессильны, покамир господствовалв роде Мономаха.В княжениеЯрополка, однако, этот мир былнарушен. Передсмертью Мстиславобязал своегобрата и преемникаЯрополка отдатьПереяславльего старшемусыну ВсеволодуМстиславовичу.Вступив навеликокняжескийпрестол, Ярополкисполнил предсмертнуюволю брата, ноэто вызвалонеудовольствиесо сторонымладших сыновейМономаха – ЮрияРостовскогои АндреяВладимиро-Волынского.Узнав о перемещенииплемянникав Переяславль, они сочли этошагом к старшинствупомимо их поспешиливыгнать Всеволодаиз Переяславля.Тогда Ярополкводворил тудаМстиславича– Изяслава, княжившегов Полоцке. Нои это распоряжениене успокоиломладших князей: в каждом племяннике, который сиделв Переяславле, они виделинаследникастаршинства, будущего князякиевского.Чтобы успокоитьбратьев, Ярополквывел и Изяславаиз Переяславляи послал тудабрата своегоВячеслава, нотот скоро самоставил этуобласть, и онабыла уступленаЮрию Ростовскому.
Враждой междудядями и племянникамив потомствеМономаха незамедлиливоспользоватьсяСвятославичии предъявилисвои права навеликое княжение.Обстоятельствасложилисьблагоприятнодля Святославичей: Ярополк Владимировичскончался в1139 г. и место егозаступил братего Вячеслав, человек бесхарактерныйи неспособный.Таким ничтожествомвеликого князявоспользовалисьСвятославичив лице ВсеволодаОльговича; онподступил кКиеву и занялего. Вячеславне оспаривалу него великогокняжения, иВсеволод нетолько самостался в Киеведо своей кончины, но укрепил тампосле себябрата своегоИгоря. Но едваИгорь вокняжился, как киевлянеотправилипосольствозвать на киевскийстол ИзяславаМстиславовича.Последнийнемедленнодвинулся кКиеву, объявив, что терпел настаршем столеВсеволода, какмужа старшейсестры своей, но что другихОльговичейна киевскомстоле не потерпит.Киевляне перешлина его сторону.Игорь был взятв плен и погиб, Изяслав занялвеликокняжескийстол.
В лице Изяславарод Мономахаснова восторжествовалнад родом Святослава.Но самовольныйзахват Изяславомкиевского столавооружил противнего двух старшихМономаховичей, двух его дядей– Вячеслава, который былизгнан ВсеволодомОльговичем, и Юрия, князяРостовского.Юрий, недовольныйтем, что старшинстводосталось егоплемяннику, а не брату, началс Изяславомборьбу и одержалверх. Изяславудалился воВладимир-Волынский, а в Киеве сталкняжить Юрий.Но и он недолгоудержал засобой княжескийстол; Изяславуудалось изгнатьего и сновавернуть себеКиев, а чтобыобеспечитьсебя от обвиненийв беззаконномзахвате престола, он пригласилв Киев старшегодядю Вячеслава, который, довольствуясьпочетом, предоставилвсю властьплемянникам.Однако Юрийне оставилсвоих притязанийна Киев, несмотряна то, что Изяславобставил деловполне законно, воспользовалсяпервой удобнойминуткой иподступил кКиеву. Изяслави Вячеславоставили город, а Юрий вторичнозавладел им, опять-такиненадолго.Киевские гражданелюбили Изяславаи при первомего появленииперешли на егосторону. Юрийснова уехализ Киева, а Изяслав, верный прежнемунамерению, сталкняжить именемВячеслава. В1154 г. Изяслав умер; престарелыйВячеслав вызвалдругого своегоплемянника– РостиславаСмоленского, и киевлянеприсягнулиему, заключив, однако, договор, что он будетчтить своегодядю Вячеслава, как делал этоего покойныйбрат. После жесмерти Вячеславакиевляне принялиИзяслава Давидовича, представителяСвятославичей, но тут сноваявился Юрий, и престол, втретий разперейдя к нему, остается заним до его смерти.В 1157 г. Юрий умирает, и киевляне, нелюбившие этогокнязя, хотя они был Мономахович, снова зовутна киевскийстол ИзяславаДавидовича.Тогда один измладших Мономаховичей, Мстислав ИзяславичВладимиро-Волынский, опасаясь, чтокиевский столуйдет из рукМономаховичей, изгнал Изяславаиз Киева и водворилтам своего дядюРостислава, а после смертиего в 1168 г. самзанял великокняжескийпрестол. В тоже время претендентомна Киев являетсясын Юрия – Андрей(которого Мстиславобошел, какраньше отецего Изяславобошел дядюсвоего Юрия).Победа в борьбеосталась настороне Андрея: в 1169 г. Киев былим взят, а Мстиславудалился в своюВолынскуюобласть. Киевбыл ограблени сожжен, а сампобедительне остался внем и ушел насевер.
Таковы фактыполитическойжизни так называемогоКиевскогопериода. Извсего сказанногомы можем сделатьвывод, что вданное времяпризнавалсяправильнымпорядок наследованияи владенияродовой– от брата кбрату и от дядяк племяннику, и что этот порядокв первое жевремя своегосуществованиятерпел нарушения.События временивнуков и правнуковЯрослава яснопоказывают, что эти нарушениябыли чрезвычайночасты и чтонаследованиестолов запутывалосьдо чрезвычайности.Вопрос о политическомустройствеКиевской Русипоэтому ипредставляетмного трудностей; он вызвал массуисследованийи споров междуисториками.Научная полемикавращалась здесьоколо двухвопросов: 1) чтопородило иподдерживалораздроблениена княжествадревней Руси?2) на каком принципе, при таком положениидел, держалосьединство Русскойземли?
Ответ напервый вопроссначала казалсяочень простым.Историки прошлоговека, и отчастиКарамзин, объясняли еготем, что князьяне желали обижатьсыновей и всемим давали землю; но впоследствиипоняли, чтоличный княжескийпроизвол неможет раздробитьгосударство, которое обладаетнациональнымединством, истали искатьпричину в другихявлениях, вобычаях и отвлеченныхвоззренияхплемен. Однидумали, чтополитическоедроблениевообще в нравахи обычаях славян(впервые этамысль былавысказанаНадежиным).Другие (какПогодин)видели причинуобразованиямногих княжескихстолов в том, что князья, каксобственникиземли, считалисебя вправе, по обычаюславянскому, владеть землеюсообща. Наконец, третьи (школародового быта)удачно подметилиродовойпорядок наследованиястолов и думали, что родовойбыт князей водно время иподдерживалземское единство, и делил землюна части почислу родичей, имеющих правона владениеродовым имуществом.В последующеевремя исследователиискали причиныраздробленияРуси в реальныхусловиях общественнойжизни: Пассекнаходил этипричины в стремлениигородских общинк автономии;Костомаровполагал, чтопричины этивытекали изстремленияк обособлениюне городскихобщин, а племен, входящих всостав Киевскогокняжества (оннасчитывал6 племен); Ключевский, в сущности, поддерживалвзгляд Пассека, говоря такимобразом: «Русскаяземля первоначальносложилась изсамостоятельныхгородовыхобластей помощьюсоюза двухаристократий– военной иторговой. Когдаэтот союз земскихсил распался(благодаряподвижности, бродячестикнязей), составныечасти землистали такжевозвращатьсяк прежнемуполитическомуобособлению, тогда знатьторговогокапитала осталасьво главе местныхмиров и аристократииоружия со своимикнязьями поверхэтих миров»(«БоярскаяДума»).
Второй вопрос– на чем держалосьединство земли?– разрешалсятакже различно.Прежние историкии даже Карамзинне останавливалисьнад ним долго: они говорили, единство землиосновывалосьна чувствекняжескогородства, котороесвязывалокнязей в одноцелое. Школародового бытапервая даланаучное построениевопросу, основываясьна понятииродового владения.Род князей, представляяодно неразрывноецелое, соединяетв своем владенииземлю. Землеюсразу владеютвсе князья, помня, что самиони «одногодеда внуки».Русь была, такимобразом, единымгосударством, потому что онабыла владениемодного рода.Иного мнениябыли представителифедеративнойтеории во главекоторой стоялКостомаров: он видел в древнейРуси федерацию, основаннуюна единствепроисхожденияи языка, единствевере и церквии, наконец наединстве династии, правящей страной.Но федерацияпредполагаетсуществованиенекоторыхпостоянныхучреждений, общих для всейфедерации, между тем наРуси такихучрежденийуказать нельзя; княжескиесъезды, например, не представляютничего юридическиопределенного.Вот почемуфедеративнуютеорию сменилановая, договорная, принадлежащаяСергеевичу.Еще Чечеринговорил, чтодревняя Русьне знала государственногопорядка и жилана праве частном, на порядкедоговорном.Исходя из этоймысли,Сергеевичпришел к томувыводу, чтодревняя Русьне имела политическогоединства, иединственным движущим началомжизни былоначало личногоинтереса. Князьяне знают сдержкиличному произволу, они не наследуютстолов по праву, а «добывают»их силой илиискусством, формулируяотношения кдругим князьями к земщинеусловиями«рядов», тоесть договоров; о единствегосударствене может бытьи речи. Ключевскийговорил, чтов основанииединства русскойземли лежатдве связи: 1-яродственная, связывающаякнязей, 2-я экономическая, связывающаяобласти. Своеобразноесочетаниеусловий, вытекающихиз экономическойжизни волостей, с условиямиродового бытакнязей породилопостоянноедвижение князейпо городам ипостоянноевзаимодействиеземских миров.В этом и выражалосьединство русскойземли.
Все приведенныеучения былиправы, потомучто все освещалиправильно однукакую-нибудьсторону вопроса: одни уловилиформулу законноговладения собственноидею порядка(это школа родовогобыта); другиезанималисьне столькоизучением норм, хотя бы и идеальных, сколько исследованиемих нарушений(Сергеевич); третьи отметилироль обществав древней Руси, причем принималиее различно(Костомарови Пассек). Каждыйвносил свойвзгляд, и взглядэтот возбуждалвыражениядругих. Привсех разногласиях, существующихв вопросе, можно, однако, сказать, что вопростеперь достаточноосвещен в основныхсвоих чертах.Родовой порядокнаследования столов, какидеальнаязаконная норма, несомненносуществовал.Но рядом с нимсуществовалии условия, подрывавшиеправильностьэтого порядка.Так, княжескиесъезды нередкопостановлялирешения, противныезаконномутечению наследования.Любечский съездкнязей (1097) поставилрешение о князьях, чтобы каждыйиз них «держалотчину свою».Этот принципотчинности, то есть семейногонаследованияот отца к сыну, бесспорноначинал слагатьсяв умах этойэпохи, разлагаяродовое начало.Произвол князей, или не признавшихзаконногопорядка и авторитетастарших илиже нарушавшихблагодаря силеи старшинству, интересы младшихкнязей, тоже препятствовалправильностиполитическойжизни. Изгойство, исключениекнязей из правих состояниясоздавало покраям русскойземли такиеобласти изгоев, которыми онивладели ужепрямо по семейству, а не по родовомупорядку; владетель-изгойне мог претендоватьна иные волости, но и на его волостьне должны былипретендоватьдругие князья.Наконец, еслимы вспомнимвмешательствов политическиедела и в вопросынаследованиягородских веч, которые иногдане признавалидля себя обязательнымисчеты княжескогостаршинстваи звали в городакнязей по своемувыбору, то мыукажем всеважнейшиеусловия, разлагавшиеправильныйпорядок политическойжизни.
Наличностьэтих условийслужит яснымдоказательствомтого, что политическоеустройствоКиевскогокняжества былонеустойчиво.Составленноеиз многих племенныхи городскихмиров это княжествоне могло сложитсяв единое государствов нашем смыслеслова и в XIв. распалось.Поэтому точнеевсего будетопределитьКиевскую Руськак совокупностьмногих княжений, объединенныходной династией, единствомрелигии, племени, языка и народногосамосознания.Это самосознаниедостоверносуществовало: с его высотынарод осуждалсвое политическоенеустройство, осуждал князейза то, что они«несли землюрозно» своими«которами», т.е. распрями, и убеждал ихбыть в единстверади единой«земли Русской».
Политическаясвязь киевскогообщества быласлабее всехдругих егосвязей, что ибыло одной изсамых видныхпричин паденияКиевской Руси.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания
Реферат Свободные экономические зоны в Российской Федерации, проблемы формирования и регулирования деятельности
Реферат Экономическая оценка трудового потенциала и его влияние на конечные результаты деятельности пред
Реферат Действие – основа сценического искусства
Реферат Белые карлики, нейтронные звезды, черные дыры
Реферат Український політичний діяч - гетьман Пилип Орлик
Реферат Философия Нового времени: Ф. Бэкон
Реферат 1. Провести на территории городского округа зато сибирский Алтайского края месячник по охране труда и безопасности производства с 15. 03. 2011 по 29. 04. 2011
Реферат Birth Control Essay Research Paper Methods of
Реферат Фильтры верхних частот
Реферат A House Of Plague Essay Research Paper
Реферат Справедливый и оборонительный характер войны
Реферат Welfare Reform Essay Research Paper Welfare Reform
Реферат Конституция США - общая характеристика
Реферат The Presidentcy Of JFK Essay Research Paper