Реферат по предмету "Педагогика"


Акмеологические аспекты формирования культуры здоровья

Акмеологические аспекты формирования культуры здоровья
1. Различные подходы к понятию «здоровье»
Здоровье является одним изфеноменов, наиболее остро определяющих специфику современного состоянияобщества в его движении к исторически новому состоянию. Проблемы здоровьяисследуют ученые многих специальностей: врачи, организаторы здравоохранения,педагоги, философы, гигиенисты, экологи, социологи, генетики, физиологи и т.д.(Р.И. Айзман, Г.Л. Апанасенко, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, П.П. Горбенко, В.И. Дубровский,Т.В. Карасева, В.В. Колбанов, Ю.П. Лисицын, СП. Толстов), что иллюстрирует комплексныйхарактер проблемы.
Многообразие взглядов насущность понятия «здоровье» и безуспешность попыток выработатьединое, согласованное мнение в значительной степени объясняется тем, чтоздоровье представляет собой весьма сложное явление, характерные и значимыестороны которого трудно выразить кратко и однозначно. Более того, значительныетрудности при анализе такого всеобъемлющего понятия как «здоровье», возникаютеще и из-за того, что до всякого научного языка, предполагающего хотя быминимальные требования в отношении строгости и четкости его употребления, онодостаточно широко используется и в обыденном языке, где заботе об однозначностипонимания часто отводится не первое место.
В понятие «здоровье» заключеновеликое множество самых разных смыслов и смысловых оттенков, которые, очевидно,не могут быть охвачены никакой из существующих областей знания. А поскольку этопонятие отражает одну из фундаментальных характеристик человеческогосуществования, оно, естественно, так или иначе понимается в любой культуре ипереоценивается всякий раз, когда культура переживает глубокие и радикальныетрансформации. Очевидно, именно таков и наш современный период, символизируемыйсменой тысячелетий.
Определение понятия «здоровье»с давних времен является одним из труднейших научных и методологическихвопросов. Все исследователи согласны с тем, что здоровье — одно из основныхусловий оптимизации человеческого существования и одно из основных условийсчастья человека.
«Здоровье человека — этоглавная ценность жизни. Его не купишь, его надо сохранять, сберегать, улучшатьсмолоду, с первых дней жизни...»
Л.Н. Толстой устами АндреяБолконского говорил, что «в мире есть лишь две абсолютные ценности: чистаясовесть и здоровье...»
Широкое международное признаниеполучило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ):«Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социальногоблагополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Нона данной стадии развития общества это определение не представляетсяисчерпывающим и достаточно удовлетворительным и критикуется во многих работах, посвященныхкатегории «здоровье». Его критикуют: за идеальность цели, которуюникогда не достичь; за то, что неопределенное понятие «здоровье» определяетсячерез субъективное понятие «благополучие»; кроме того, социальноеблагополучие может оказывать существенное влияние на показатели здоровья, но неявляется его признаком; за статичность — здоровье надо рассматривать не встатике, а в динамике изменения внешней среды и в онтогенезе; за то, что полноеблагополучие ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, к снижениюсопротивляемости и, скорее, является предпосылкой нездоровья, чем сущностьюздоровья (В.П. Казначеев).
Между тем, человеческий организмнаходится в постоянном изменении и развитии, причем эта динамика — одно изнеобходимых условий физического и душевного здоровья (Н.В. Панкратьева, В.Ф. Попов,Ю.В. Шиленко).
Кроме того, это определениеизначально исключает людей, имеющих какие-либо врожденные или приобретенныефизические дефекты, даже в стадии комненсации, Г. А, Кураев, С.К. Сергеев и Ю. В,Шленов (1996) подчеркивают, что многие определения здоровья исходят из того,что человеческий организм должен сопротивляться, приспосабливаться,преодолевать, сохранять, расширять свои возможности и т.д. Авторы отмечают, чтопри таком понимании здоровья человек рассматривается как существо воинствующее,находящееся в агрессивной природной и социальной среде. Но известно, что биологическаясреда не порождает организм, который ею не поддерживается, а если этопроисходит, то такой организм обречен уже в начале своего развития.
Исследователи предлагаютопределять здоровье, исходя из основных функций организма человека — реализациигенетической безусловно рефлекторной программы, инстинктивной деятельности,генеративной функции, врожденной и приобретенной нервной деятельности. Всоответствии с этим, здоровье может быть определено, как способностьвзаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетическихпрограмм, безусловнорефлекторных, инстинктивных процессов, генеративныхфункций, умственной деятельности и фенотипического поведения, направленных насоциальную и культурную сферы жизни.
Состояние здоровья определяетсяфункцией физиологических систем организма с учетом полового и возрастногофакторов, а также зависит от географических и климатических условий. На основеэтих критериев дается формальное заключение о нем при наборе в армию, приеме наработу, в учебные заведения, при оценке ответственности за различные наказуемыепреступления и т.д. Состояние здоровья не исключает уже имеющегося в организме,но еще не обнаруженного болезнетворного начала. Оно не исключает такжеколебаний в самочувствии человека. Следовательно, понятие здоровья, хотя ипротивопоставляется понятию болезни, но может быть связано с последниммногочисленными переходными состояниями.
Отсюда возникает понятие осубъективном и объективном здоровье, когда, с одной стороны, при плохомсамочувствии отсутствуют объективные подтверждающие его данные, с другой, когдаэти данные отмечаются, а самочувствие остается до определенного времени хорошим.Отсюда также возникло понятие «практически здоровый человек» — определенноесостояние, при котором объективно имеются патологические изменения, неотражающиеся на жизненных восприятиях и работоспособности человека.
 2. Основные компоненты здоровья
В настоящее время выделяютнесколько компонентов здоровья
1. Соматическое здоровье — текущеесостояние органов и систем организма человека, основу которого составляетбиологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровеньроста и развития органов и систем организма. Основу его составляютморфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3. Психическое здоровье связанос личностью и зависит от развития эмоционально-волевой имотивационно-потребностной сфер, от развития самосознания и от осознанияценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическоездоровье — это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватнуюповеденческую реакцию.
Оно относится к разуму,интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии,контроль эмоций и поведения, познавательные функции).
4. Нравственное здоровье — комплексэмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, системаценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственноездоровье связано с общечеловеческими понятиями добра, любви, красоты иопределяет духовность человека.
Интересный, с нашей точкизрения, подход к рассмотрению проблемы здоровья, к формированию его культурыпредложил В. М Розин. Он понимает и трактует здоровье как феномен культуры, какфактор социальной эволюции. По определению автора «здоровье не являетсяестественным феноменом, это социальный артефакт, неразрывно связанный ссоциальными и медицинскими технологиями. Но осознается этот артефакт обычно в превращеннойформе (как естественный феномен), последнее объясняется необходимостьюоправдать медицинские технологии „природой человека“».
Рассматривая здоровье какфилософскую проблему, как феномен культуры В. М Розин предлагает два основныхдискурса здоровья — медицинский и духовно-экологический. Представление одискурсах сегодня является достаточно распространенным в философии исоциологии, но разные авторы вкладывают в это понятие разное содержание. Вфилософии и социологии дискурс — это сложная совокупность языковых практик, участвующихв формировании представлений о том объекте, который они подразумевают. Дляавтора дискурс — это, во-первых, указание на определенный подход к изучению,во-вторых, выражение в языке интересующего исследователя явления, в-третьих,дискурс позволяет понять, как исследователь считает возможным влиять нарассматриваемое им явление.
Лауреат Нобелевской премиимыслитель и миссионер А. Швейцер предостерегал: «Культура, развивающаялишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобнакораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность инеудержимо мчится навстречу катастрофе».
Несомненно, что решениеглобальных проблем состоит пе в отказе от научно-технического развития, а впридании ему гуманистического измерения, что включает в себя гуманистическиеориентиры и ценности (Б.С. Гершунский). Реальные потребности нашего временивызывают настоятельную необходимость пересмотра технократической парадигмы (Ю.Н.Кулюткин, Г.С. Сухобская). А единственной альтернативой может стать гуманистическаяпарадигма, объявляющая человека высшей ценностью на земле и решающая проблемывзаимоотношения человека с природой, с обществом, с другим человеком на основеобщечеловеческих ценностей.
Проблема соотношения этих двухпарадигм требует взвешенного подхода и не может быть решена однозначно спозиции какой либо одной парадигмы.
Технократическая идеология такженеобходима, как и гуманистическая. Следует не противопоставлять их, а видетькаким образом они, дополняя друг друга, способствуют решению многообразныхглобальных проблем современности.
Осмысление проблемы здоровьячеловека в контексте глобальных проблем современности вводит нас в болееширокую проблему культуры. Нынешняя ситуация характеризуется тем, чтопротиворечия развития культуры приобрели общечеловеческие масштабы, вылились вглобальный кризис культуры, относительно которого все отдельные глобальныепроблемы современности предстают как его выражение Следовательно, создаваяусловия для осознания студентами значения здоровья для полноценной и счастливойжизни, формируя у них ориентацию на сохранение здоровья, мы тем самымспособствуем и преодолению кризиса культуры.
Это особенно важно в современныхусловиях переоценки ценностей, когда здоровье должно занять первое место виерархии потребностей человека.
Особенно это относится кмолодежи, которая, пока еще здорова, о здоровье думает мало (нет потребности вего сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинает ощущатьвыраженную потребность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самогораннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственномуздоровью, понимание того, что здоровье — самая величайшая ценность, дарованнаячеловеку природой. Только тогда взрослый человек будет иметь возможностьустранять появляющуюся вследствие кризиса культуры исчерпанность возможностейразвития человечества.
Актуальность для человечествапоиска способов сохранения здоровья выдвигает эту проблематику на центральноеместо не только в медицинской, но и в педагогической науке. Это можно объяснитьтем, что педагогическая наука разрабатывает способы приобщения учащихся,студентов к ценности «здоровье» как форме культуры. Ориентацияучащейся молодежи на культуру здоровья осуществляется в процессе образования,поскольку оно располагает возможностями устранять негативные тенденции вдуховной позиции человека, общества. Образование, благодаря тому, что «онообщечеловечно», приобщая учащихся, студентов к ценностям, транслируеткультуру, которая становится одним из ведущих путей обретения человеком своейсущности (В.А. Конев) В далекие времена наши предки были в значительной степенибеззащитны перед различными заболеваниями в силу своего незнания, в силу слабогоразвития науки и такое положение дел иногда спасали различные табу.
В настоящее время современныйчеловек знает несоизмеримо больше своих предшественников о природе, собственноморганизме, болезнях, факторах риска здоровья, живет в гораздо лучших условиях. Но,несмотря на это, уровень заболеваемости является весьма высоким, причемдовольно часто люди болеют теми болезнями, для профилактики которых не нужнывакцины, сыворотки и специальные лекарства, а достаточно вести определенныйобраз жизни. Такую ситуацию И.И. Брехман объясняет тем, что «очень частолюди не знают, что они способны сделать с самим собой, какими огромнымирезервами физического и психического здоровья обладают, сумей они сохранить и задействоватьих, вплоть до увеличения продолжительности активной и счастливой жизни». Авторуказывает, что, несмотря на общую грамотность, люди многого просто не знают, аесли и знают, то не следуют правилам здоровой жизни. Он пишет: «Дляздоровья нужны такие знания, которые стали бы бытием».
В последнее время появилосьмного публикаций о роли культуры в развитии человека, о связи культуры издоровья. Культура — исторически определённый уровень развития общества,творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организациижизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, в создаваемых имиматериальных и духовных ценностях. Культура — это все то, чего достиглочеловечество в материальном и духовном плане за время своего существования, этоотношение к самому себе, свойственное только человеку, это не только суммазнаний, но и поведение, сумма нравственных начал. Ядро культуры составляютобщечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы ихвосприятия и достижения, но, выступая как всеобщее явление, культуравоспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливаяего становление как личности.
В. Солоухин проблему связикультуры и здоровья рассматривает следующим образом: "… культурныйчеловек не может позволить себе болеть; следовательно, высокий уровеньзаболеваемости населения, в особенности такими хроническими заболеваниями какатеросклероз, ишемическая болезнь сердца, диабет и др., рост числа лиц сизбыточной массой тела, а также курящих, употребляющих алкоголь, являетсяпоказателем низкого уровня их культуры".
Культура здоровья — важнейшаясоставляющая общей системы культуры. В современном мире она приобретает ведущеезначение среди глобальных проблем современности, определяющих будущеечеловечества. Это обусловлено тем, что эволюция возможна только в здоровомобществе, которая, как утверждают учёные, осуществляется в настоящее время и будетдалее проходить в рамках теории культурного освоения мира. Как и культура, культураздоровья представляет собой совокупность достижений человечества вразнообразных сферах: идеологии, образовании и воспитании, науке, искусстве,литературе и т.д. Вместе с тем, культура здоровья имеет свою привилегию, преждевсего, в том, что она вбирает в себя многие области человекознания, синтездостижений которых привел к возникновению междисциплинарной отрасли науки,практики и образования, получившей название валеологии.
С позиции современных научныхпредставлений, по мнению Г.И. Иванова (2003), под культурой здоровья следуетпонимать степень совершенства, достигаемую в овладении теорией и практикойоптимизации жизнедеятелыюсти человека, направленной на адекватную реализациюего генетического потенциала, укрепление и развитие резервных возможностей организма,с одной стороны, и оздоровление окружающей его биосоциальной среды, с другой,что в конечном итоге будет способствовать успешному выполнению функций индивидаи прогрессу человечества в целом, Рассматривая культуру здоровья в целом можновыделить культуру здоровья личности и культуру здоровья общества.
Культура здоровья личности — этопотребность и способность индивида к максимальной самореализации в качествесоциально — и индивидуально значимого субъекта на основе использования средств,отпущенных природой и преобразованных в соответствии с этими целями и принципамикультуросообразности в пределах их нормального функционирования.
Культура здоровья общества — совокупностьценностей и норм, реализуемых посредством соответствующей деятельности, которыеобеспечивают необходимые предпосылки и условия (экономические, социальные,мировоззренческие и пр.) для формирования этой потребности личности ивозможности её реализации (Н.И. Резанова).
Как уже говорилось выше,несмотря на многочисленные знания в области здоровья, мы не используем этизнания, неправильно относимся к себе. Это отношение человека к своему здоровьюсвидетельствует о том, что необходимо различать понятие ценности здоровья какобъективного явления и как его отражения в сознании субъекта, «какценности сознания».
Ценность здоровья не перестаетбыть таковой, если она осознается человеком. Здоровье — это та вершина, накоторую человек должен подняться сам. Большинство людей, как показываетпрактика, ценность здоровья осознают только тогда, когда оно почти утрачено илинаходится под серьезной угрозой.
Академик Н.М. Амосов отмечал:«В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только самчеловек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобыбыть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, которыенельзя заменить ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почтис любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старостии углубления болезней».
При ценностном подходе киндивидуальному (личностному) и коллективному (групповому) здоровью встаютсерьезные задачи по воспитанию положительной мотивации, формированию позитивныхморальных и эстетических стимулов его укрепления. Как полагают В.В. Милашевич иЕ. В, Краснов, «обучению здоровью для желающих — первая цель. Воспитаниеобщей культуры здоровья — цель более глобальная», В соответствии скритериями эпидемиологии можно констатировать в современной России, на фонепроводимых рыночных реформ, необъявленную эпидемию основных неинфекционныхзаболеваний и преждевременной смертности. Масштабы и скорость нарастания этойэпидемии свидетельствуют однозначно: остановить этот негативный процесс спомощью совершенствования только лечебных мер невозможно. Поэтому актуальность профилактикиосновных неинфекционных заболеваний многократно возрастает (Т.В. Карасева, Т.В.Гиголаева).
В контексте общей охраныздоровья нации следует рассматривать и проблему профессионального здоровьяучителя. В центре внимания в настоящее время должны быть здоровые мать, отец,ребенок, педагог, здоровый образ жизни и деятельности.
Результаты многолетнихисследований (Л.М. Митина) показали, что резкое ухудшение здоровья учащихся вомногом определяется невротизирующей средой обитания, создаваемой, помимопрочих, и учителями.
Не секрет, что профессия учителяотносится к разряду стрессогенных, требующих больших резервов самообладания исаморегуляции, В условиях постоянного стресса у человека могут возникатьпрофессиональные заболевания. Неудивительно, что учителя, как профессиональнаягруппа, отличаются низкими показателями здоровья, И эти показатели снижаются помере увеличения стажа работы в школе.
На состояние здоровья,несомненно, оказывает влияние множество факторов, но эксперты ВОЗ в 1980-хгодах выделили четыре основных группы факторов, формирующих здоровье человека,и определили их соотношение, В 1994 году в Федеральных концепциях «Кздоровой России» и «Охрана здоровья населения» Межведомственнойкомиссией Совета безопасности РФ по охране здоровья населения это соотношениебыло определено для жителей нашей страны следующим образом (в скобках данныеВОЗ):
состояние внешней среды 20-25% (20%);
биологические факторы 15-20% (20%);
медицинское обеспечение 10-15% (7-8%);
условия и образ жизни 50-55% (52-53%),
Как видно из приведенных данныхэкспертов ВОЗ и России в общей структуре факторов, формирующих здоровье,главную роль играет образ жизни. Образ жизни включает в себя четыре категории: экономическую- «уровень жизни, социологическую — »качество жизни", социально-психологическую- «стиль жизни» и социально-экономическую — «уклад жизни», П,Лисицын рассматривает: качество жизни — это «восприятие индивидами ихположения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых они живути в соответствии с их собственными целями, ожиданиями, стандартами и заботами»;уровень жизни — количественная характеристика размера и структуры материальныхи духовных ценностей; уклад жизни — временной регламент явлений общественнойжизни (труда, отдыха и т, д,), в рамках которого проходит жизнедеятельностьлюдей; стиль жизни — индивидуальные особенности поведения, Поведение человеканаправлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковомуровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личностьхарактеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтомуповедение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.
Научно-технические разработкипринесли в общество много полезного и нужного: электричество, радио,телевидение, компьютер, Интернет, современный транспорт и пр. Современнаямедицина избавила человечество от многих инфекционных заболеваний. Однако,вместе с тем, возникли и негативные явления: уменьшение двигательнойактивности, увеличение нервно-психического напряжения, химическое загрязнениеобъектов окружающей среды и так далее. Все это привело к существеннымизменениям в стиле и укладе жизни человека Образ жизни большинства населениянашей страны характеризуется гиподинамией и гипокинезией, перееданием,загруженностью лишней и ненужной информацией, психоэмоциональнымперенапряжением, злоупотреблением лекарственными препаратами, что приводит кразвитию так называемых «болезней цивилизации».
С нашей точки зрения увеличениесредней продолжительности жизни населения в настоящее время нужно связывать нес успехами медицины как таковой, а с улучшением условий жизни и труда,рационализацией образа жизни населения.
В образе жизни человекапроявляется борьба между биологическим (желанием получить удовольствие) исоциальным (разумом, моралью). В зависимости от преобладания тех или иныхтенденций человек формирует свой индивидуальный образ жизни.
Образ жизни — это определенныйспособ деятельности в материальной и духовной сферах. Наиболее полновзаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровыйобраз жизни».
Здоровый образ жизни — это частьвсего образа жизни личности, который не является результатом стечения благоприятныхдля индивида обстоятельств. он является функцией личного выбора человека, егоактивного и ответственного отношения к собственной жизни как к феномену, поприроде своей общественному.
Таким образом, здоровый образжизни можно выразить как жизнедеятельность индивида, способствующая сохранениюи укреплению здоровья.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.