Реферат по предмету "Педагогика"


Методика выполнения научного исследования и оформление его результатов

/>/>/>/>Содержание
Введение
1. Организация и техника научного исследования
2. Методы и методология научно-исследовательскойработы
Заключение
Список литературы
/>Введение
Для начинающих исследователей весьма важно не только хорошо знатьосновные положения, характеризующие дипломную, курсовую работу как квалификационнуюнаучную работу, но и иметь хотя бы самое общее представление о методологии научноготворчества, ибо, как показывает современная учебная практика высших учебных заведений,у таких исследователей на первых шагах к овладению навыками научной работы большевсего возникает вопросов именно методологического характера. Им прежде всего недостаетопыта в организации своей работы, в использовании методов научного познания и применениилогических законов и правил. Поэтому имеет смысл рассмотреть эти вопросы более подробно.
Всякое научное исследование от творческого замысла до окончательногооформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определитьи некоторые общие методологические подходы к его проведению, которые принято называтьизучением в научном смысле.
/>1. Организация и техниканаучного исследования
Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнутьв сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подходак объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е.применения исторического подхода к его изучению.
Известно, что новые научные результаты и ранее накопленные знаниянаходятся в диалектическом взаимодействии.
Лучшее и прогрессивное их старого переходит в новое и дает емусилу и действенность. Иногда позабытое старое вновь возрождается на новой научнойоснове и живет как бы вторую жизнь, но в ином, более совершенном виде.
Изучать в научном смысле — это значит вести поисковые исследования,как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальныедостижения науки и техники, являются важнейшими факторами научного исследования.Но в то же время научное изучение — это обоснованное применение научного предвидения,это хорошо продуманный расчет.
Изучать в научном смысле — это значит быть научно объективным.Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найтиим практическое применение. Дело в том, что сущность нового в науке не всегда виднасамому исследователю. Новые научные факты и даже открытия из-за того, что их значениеплохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоватьсяна практике.
При научном исследовании важно все. Концентрируя внимание наосновных или ключевых вопросах темы, нельзя не учитывать так называемые косвенныефакты, которые на первый взгляд кажутся малозначительными. Часто бывает, что именнотакие факты скрывают за собой начала важных открытий.
В науке мало установить какой-либо новый научный факт, важнодать ему объяснение с позиций современной науки, показать его общепознавательное,теоретическое или практическое значение.
Накопление научных фактов в процессе исследования — всегда творческийпроцесс, в основе которого всегда лежит замысел ученого, его идея. В философскомопределении идея представляет собой продукт человеческой мысли, форму отражениядействительности. Идея отличается от других форм мышления и научного знания тем,что в ней не только отражен объект изучения, но и содержится сознание цели, перспективыпознания и практического преобразования действительности.
Идеи рождаются из практики, наблюдений окружающего мира и потребностейжизни. В основе идей лежат реальные факты и события. Жизнь выдвигает конкретныезадачи, но зачастую не сразу находятся продуктивные идеи для их решения.
Тогда на помощь приходит способность исследователя предлагатьновый, совершенно необычный аспект рассмотрения задачи, которую долгое время немогли решить при обычном подходе к делу или, как говорят, пытались решить ее «влоб». Развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановыйпроцесс научного исследования. Хотя в науке известны случайные открытия, но толькоплановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование надежнопозволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. В дальнейшемидет процесс продолжения целевой и общеидейной обработки первоначального замысла,уточнения, изменения, дополнения и развития намеченной схемы исследования.
Общая схема хода научного исследования
Весь ход научного исследования можно представить в виде следующейлогической схемы:
1. Обоснование актуальности выбранной темы.
2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
3. Определение объекта и предмета исследования.
4. Выбор методов (методики) проведения исследования.
5. Описание процесса исследования.
6. Обсуждение результатов исследования.
7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любогоисследования. В применении к дипломной, курсовой работе понятие «актуальность»имеет одну особенность. Дипломная работа, как уже указывалось, является квалификационнойработой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту темупонимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризуетего научную зрелость и профессиональную подготовленность.
Освещение актуальности должно быть не многословным. Начинатьее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной машинописнойстраницы показать главное — суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальностьтемы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации — очень важная часть введения.Поэтому имеет смысл остановиться на понятии «проблема» более подробно.
Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолетьопределенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестныефакты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудностив наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях,когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задачпознания.
Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружилосвою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом,проблема в науке — это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такаяситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно неукладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. когда ни одна изтеорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.
Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем нередкоимеет не меньшее значение, чем решение их самих. По существу, именно выбор проблем,если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследования вообщеи направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулироватьнаучную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснитьто, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.
Отдельные дипломная и курсовая работа исследования ставят цельюразвитие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Темы таких дипломнойработы могут быть очень узкими, что отнюдь не умаляет их актуальности. Цель подобныхработ состоит в решении частных вопросов в рамках той или иной уже достаточно апробированнойконцепции. Таким образом, актуальность таких научных работ в целом следует оцениватьс точки зрения той концептуальной установки, которой придерживается исследователь,или того научного вклада, который он вносит в разработку общей концепции.
Между тем, соискатели часто избегают брать узкие темы. Это неправильно.Дело в том, что работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными имало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Вначалекажется, что она настолько узка, что и писать не о чем. Но по мере ознакомленияс материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы,о которых он раньше и не подозревал.
От доказательства актуальности выбранной темы логично перейтик формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретныезадачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делаетсяв форме перечисления (изучить., описать., установить., выяснить., вывести формулуи т.п.).
Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно,поскольку описание их решения должно составить содержание глав дипломной и курсовойработы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировокзадач предпринимаемого исследования.
Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект — этопроцесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет- это то, что находится в границах объекта.
Объект и предмет исследования как категории научного процессасоотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть,которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное вниманиеисследователя, именно предмет исследования определяет тему дипломной работы, котораяобозначается на титульном листе как ее заглавие.
Очень важным этапом научного исследования является выбор методовисследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясьнеобходимым условием достижения поставленной в такой работе цели. Описание процессаисследования — основная часть дипломной работы, в которой освещаются методика итехника исследования с использованием логических законов и правил. Очень важныйэтап хода научного исследования — обсуждение его результатов, которое ведется назаседаниях профилирующих кафедр, ученых советов, на заседаниях, где дается предварительнаяоценка теоретической и практической ценности дипломной работы и коллективный отзыв.
Заключительным этапом хода научного исследования являются выводы,которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практическиерезультаты проведенной дипломной работы.
/>2. Методы и методология научно-исследовательской работы
Для начинающих исследователей весьма важно не только хорошо знатьосновные положения, характеризующие дипломную, курсовую работу как квалификационнуюнаучную работу, но и иметь хотя бы самое общее представление о методологии научноготворчества, ибо, как показывает современная учебная практика высших учебных заведений,у таких исследователей на первых шагах к овладению навыками научной работы большевсего возникает вопросов именно методологического характера. Им прежде всего недостаетопыта в организации своей работы, в использовании методов научного познания и применениилогических законов и правил. Поэтому имеет смысл рассмотреть эти вопросы более подробно.
Всякое научное исследование от творческого замысла до окончательногооформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определитьи некоторые общие методологические подходы к его проведению, которые принято называтьизучением в научном смысле.
Метод научного исследования — это способ познания объективнойдействительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий,приемов, операций.
В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методыестествознания и методы социально-гуманитарного исследования.
Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические,биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д.
В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического,теоретического и метатеоретического уровней.
К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание,сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент,моделирование и т.д.
К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический(гипотетико-дедуктивный), формализацию, абстрагирование, общелогические методы(анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и др.
Методами метатеоретического уровня являются диалектический, метафизический,герменевтический и др. Некоторые ученые к этому уровню относят метод системногоанализа, а другие его включают в число общелогических методов.
В зависимости от сферы применения и степени общности различаютметоды:
1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всехэтапах познания;
2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественныхи технических науках;
3) частные — для родственных наук;
4) специальные — для конкретной науки, области научного познания.Подобную классификацию методов можно встретить и в юридической литературе.
От рассматриваемого понятия метода следует отграничивать понятиятехники, процедуры и методики научного исследования.
Под техникой исследования понимают совокупность специальных приемовдля использования того или иного метода, а под процедурой исследования — определеннуюпоследовательность действий, способ организации исследования.
Методика — это совокупность способов и приемов познания. Например,под методикой криминологических исследований понимают систему способов, приемов,средств сбора, обработки, анализа и оценки информации о преступности, её причинахи условиях, личности преступника и других криминологических явлениях.
Любое научное исследование осуществляется определенными приемамии способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов иправил называют методологией. Впрочем, понятие «методология» в литературеупотребляется в двух значениях:
1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности(науке, политике и т.д.);
2) учение о научном методе познания.
Каждая наука имеет свою методологию. Юридические науки такжепользуются определенной методологией. Ученые-юристы определяют её по-разному. Так,В.П. Казимирчук толкует методологию правоведения как применение обусловленных принципамиматериалистической диалектики системы логических приемов и специальных методов исследованияправовых явлений.
Сходное понятие научной методологии права и государства данов учебнике по теории государства и права: это применение обусловленной философскиммировоззрением совокупности определенных теоретических принципов, логических приемови специальных методов исследования государственно-правовых явлений.
По мнению других авторов, методология есть учение о методах,применяемых в правовых науках для изучения своего предмета.
С точки зрения А.Д. Горбузы, И.Я. Козаченко и Е.А. Сухарева,методология правоведения — это базирующееся на принципах материализма научное познание(исследование) сущности государства и права, адекватно отражающее их диалектическоеразвитие.
По поводу последней точки зрения следует заметить, что понятиеметодологии несколько уже понятия научного познания, поскольку последнее не ограничиваетсяисследованием форм и методов познания, а изучает вопросы сущности, объекта и субъектапознания, критерии его истинности, границы познавательной деятельности и т.д.
В конечном счете и юристы, и философы под методологией научногоисследования понимают учение о методах (методе) познания, т.е. о системе принципов,правил, способов и приемов, предназначенных для успешного решения познавательныхзадач. Соответственно методология юридической науки может быть определена как учениео методах исследования государственно-правовых явлений.
Существуют следующие уровни методологии:
1. Всеобщая методология, которая является универсальной по отношениюко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания.
2. Частная методология научных исследований для группы родственныхюридических наук, которую образуют философские, общенаучные и частные методы познания,например, государственно-правовых явлений.
3. Методология научных исследований конкретной науки, в содержаниекоторой включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания,например, методология криминалистики, криминологии и других юридических наук.
/>Заключение
Объект и предмет исследования как категории научного процессасоотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть,которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное вниманиеисследователя, именно предмет исследования определяет тему дипломной работы, котораяобозначается на титульном листе как ее заглавие.
Очень важным этапом научного исследования является выбор методовисследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясьнеобходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.
Описание процесса исследования — основная часть дипломной работы,в которой освещаются методика и техника исследования с использованием логическихзаконов и правил.
Очень важный этап хода научного исследования — обсуждение егорезультатов, которое ведется на заседаниях профилирующих кафедр, ученых советов,на заседаниях, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценностидипломной работы и коллективный отзыв.
Заключительным этапом хода научного исследования являются выводы,которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практическиерезультаты проведенной дипломной работы.
/>Список литературы
1. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. — Ростов-на-Дону,Феникс, 2001
2. Кузин Ф.А. Дипломная работа. Методика и правила оформления. — М.,Издат-во Моск. Полиграф. Ин-та, 1990
3. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. В 4 томах. — М.,БСЭ, 10979 — 1982.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.