Реферат по предмету "Педагогика"


Роль курса "Обществознание" в формировании правового самосознания личности школьника

Курсовая работа
Тема: Роль курса «Обществознание» в формировании правовогосамосознания личности школьника
 

Содержание
Введение
1 Роль курса «Обществознание» в формировании правового самосознания личности школьника
1.1 Предмет «Обществознание»
1.2 Концептуальные подходы к образовательному стандарту по курсу «Обществознание»
2 Политологический подход при изучении обществознания (из опыта работы учителя обществознания Акшинской СОШ В.Э. Попова)
2.1 Подходы к обучению учащихся обществознанию
2.2 От теории к практике
2.3 Урочное направление политологического подхода при изучении обществознания
2.4 Внеурочное направление политологического подхода при изучении обществознания
2.5 Практическое направление политологического подхода при изучении обществознания
2.6 Некоторые направления деятельности педагога В.Э.Попова при использовании политологического подхода при изучении обществознания
2.7 Теоретическая интерпретация педагогического опыта
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
 
Обществознание — что этоза предмет? В чем его особенности и значение? Обществознание занимает особоеместо среди общественных и гуманитарных дисциплин, которые преподаются в школе.Особенность его состоит в том, что данный курс является не собственно наукойили ее разделом в системе научного знания, а учебной дисциплиной, призванной познакомитькак с основами жизни общества, так и ввести в комплекс социальных, общественныхи гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Но обществознаниеявляется наукой в том смысле, что знания, которые оно дает, получены, доказаны,систематизированы методами, принятыми в науке.
Итак, прежде всего, обществознаниепризвано познакомить учащихся с тем, что такое общество, по каким законам оноживет и развивается. То же самое делает и знакомая наука история, но между нимиесть принципиальная разница. История изучает те события и явления, которыепроисходили в определенном месте и в определенное время. Обществознаниестремится выявить и показать те общие, сходные, типичные черты, которые былиприсущи и присущи сейчас всем человеческим обществам в любом месте и в любоевремя. Почему это важно? Да потому, что без знания общего невозможно понятьничего отдельного, особенного, конкретного. Например, если мы не знаем, чтотакое государство вообще, какими признаками оно обладает, вряд ли поймем, чтопредставляет собой российское государство или государство в любой другойстране.
Во-вторых, обществознание призвано датьцелостную картину общественной жизни, а именно рассмотреть все компонентысоциальной и общественной жизни. Поэтому содержание обществознания будетвключать в себя широкий круг тем от философии до политологии, от социологии доэтики и эстетики. Можно сказать, что оно представляет собой введение в общийкомплекс философских, социальных и гуманитарных наук, которые в дальнейшембудут изучаться в вузах. Тем самым, обществознание призвано расширить горизонтвосприятия окружающего мира.
В-третьих, расширение горизонта восприятиябудет состоять не только в том, что обществознание будет формироватьпредставления об обществе, но и в том, что оно призвано заложить элементарныеначала теоретического мышления, научить способности мыслить, именно благодаряобобщающему взгляду на вещи. Тем самым благодаря формированию теоретическогомышления мы не только сможем получить уже имеющиеся знания, но и получимвозможность приобретать новые знания.
Все вышесказанное обосновывает актуальность выбранной темы.
Объект: правовое образование и правовое воспитание учащихся.
Предмет: роль курса «Обществознание» в формировании правовогосознания учащихся.
Цельработы: рассмотрение теоретических и методических аспектов курса «Обществознание» вформировании правового сознания учащихсяв процессе обучения.
Исходя из цели, объекта и предмета решены следующие задачи:
1. Проведен теоретическийанализ курса «Обществознание».
2. Исследован современныйопыт при изучении курса «Обществознание», а именно политологический подход (изопыта работы учителя обществознания Акшинской СОШ В.Э.Попова).
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и спискаиспользованной литературы. Общий объем работы 29 страниц.

1 Роль курса «Обществознание» в формировании правового
самосознания личности школьника
 
1.1 Предмет «Обществознание»
Обществознание — в РФ учебный предмет в старших классах среднейшколы, на старших курсах средних специальных учебных заведений.
Впервые «Обществоведение» в советской школе было введено в1920-х гг. прошлого века. Курс интегрировал в себе сведения об истории,экономике и праве, и должно было привить учащимся цельное марксистскоемировоззрение, понимание революционного характера социалистическогостроительства и подготовить к непосредственному участию в нем. В середине 30-хгг. Обществоведение как учебный предмет было упразднено. Вновь введено по пост.ЦК КПСС с 1962/63 учебного года, однако школьная практика выявила низкую эффективностьэтого предмета с точки зрения образовательно-воспитательных задач. Преподаваниекурса давало результаты, противоположные ожидаемым: сопоставляя информацию,полученную на уроках, с действительностью, учащиеся проникались недоверием кдогмам, которое нередко переносилось и на все идейные основы советского государстваи общества.[1]
Во 2-й пол. 80-х гг. в СССР началось переосмысление предметас учётом требований, адекватных развернувшимся процессам демократизацииобществ, жизни и утверждения гласности. Опыт разработки качественно нового учебногопредмета показал его целесообразность как синтеза курсов истории, права исобственно обществознания, при этом возможны различные варианты интеграции учебногоматериала и его сочетания с другими учебными курсами. При определениисодержания курса приоритет отдаётся социальным потребностям человека, живущегов реорганизующемся обществе. Важнейшими в курсе выступают юридические, этические,экономические и экологические проблемы.[2]
Вклад обществознания в формирование правовой культурыучащихся и их гражданской ответственности в настоящее время достаточно весомый.
Курс включает темы, как правило, комплексно раскрываемые входе изучения: человек, политика, экономика (труд, профессия); мораль, государствои право; знания о религиях; интернационализм и патриотизм, защита Родины;семья; бережное отношение к природе; культура; воспитание в духе мира; физическоездоровье.
Воспитательное значение «Обществознания» заключается ввозможности достижения органической связи между приобретением учащимся знаний очеловеке, обществе, формированием личности. Реализация воспитательнойвозможностей курса связана с решением основных задач:
1) сообщением всей учебно-воспитательной работе характерадеятельности, направленной на развитие способностей учащихся к самостоятельномуосознанию человеческого общества и себя как развивающейся личности в этомобществе;
2) обеспечением максимального соответствия изучаемогоматериала реальным динамичным обществ, процессам, отражающим противоречивыйхарактер хода преобразования общества;
3) диалектические связи изучаемого материала с конкретнойпрактикой учащихся, их деятельностью в различных сферах обществ, жизни.
В результате решения этих задач создаются предпосылки длявыработки у школьников мотивов общественной деятельности, соответствующихобщественным мотивам, и личностных потребностей, отвечающих обществ,потребностям, т.е. закладываются основы гражданственности личности, реализуютсяважнейшие целевые установки гражданского воспитания.
Гражданственность и нравственность самого учителя определяютэффективность всего труда по реализации курса в школе. Ведущей частью педагогическогомастерства — умение создавать предпосылки для возникновения нравственныхотношений в процессе взаимодействия учащихся.
Кроме того, система внеклассной, внешкольной работы по курсу«Обществознание» позволяет в привлекательных для учащегося формах не только познаватьокружающую действительность, но и становиться активным субъектом процессапреобразования этой действительности. Такой деятельностью может стать участиешкольников в актах милосердия (в детских домах, домах для престарелых иинвалидов и т.д.), в работе по благоустройству, по реставрации памятниковархитектуры и т.д.
1.2 Концептуальные подходы к образовательномустандарту по курсу «Обществознание»
В настоящее время, в соответствии с задачами модернизацииобразования, происходит значительное обновление содержания курса«Обществознание», цели которого, согласно Государственного стандарта,структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся,воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способностиприменять полученные знания и умения в практической деятельности.[3]
Во-первых, в нем представлена новая редакция целейобществоведческого образования. Эта корректировка направлена, прежде всего, наповышение роли курса «Обществознание» в духовном и гражданском становленииличности, и, одновременно, на усиление практической направленности обучения.Стандарт нацелен на формирование гуманистических и демократических ценностей,основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.
Во-вторых, произошли существенные изменения в обязательномминимуме содержания. Он обновлен исходя из заново разработанных целейобществоведческого образования; с учетом изменений в обществе за истекшие годы,а также процессов, происходящих в современном научном обществознании.
Стандарт дает возможность воплотить его содержание в учебныематериалы, соответствующие возрастным особенностям учащихся раннего, а затемстаршего подросткового возраста, их познавательным возможностям, потребностям,важным рубежам социального взросления, достигаемым в этот период (расширениедееспособности, получение паспорта, наступление возраста, для которогоустанавливается законом уголовная ответственность за ряд правонарушений ит.д.). Кроме того, значительно возрос объем экономических и правовых знаний.Усиление экономической и правовой составляющих обществоведческого образования встандарте отразилось в заметном превышении их объема по отношению к объемусоциологических, политологических и иных компонентов содержания.
При изучении теоретических положений обществознания широко привлекаетсяактуальный материал, отражающий развитие как современной России в целом, так ирегиональный компонент.
В-третьих, в обязательного минимуме зафиксирован деятельностныйкомпонент содержания. В стандарте указаны способы деятельности, в процессекоторой применяются полученные знания и умения, выделены те аспекты личногоопыта учащихся, которые, с одной стороны, развиваясь в процессе повседневнойжизни, переосмысливаются в ходе учебных занятий на основе полученных знаний, ас другой, — формируются непосредственно на уроках.
В-четвертых, усилена практическая направленностьобществоведческого образования через его ориентацию на формирование базовыхсоциальных компетентностей, которые ориентируют на применение полученных знанийи умений. Независимо от избранного профиля, выпускник школы должен достичьопределенного уровня компетентности:
— в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным иправовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении её проблем);
— в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельнозаключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правилатрудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающихработу с учебой);
— в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях(поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотновзаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданскогообщества);
— в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональномобществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьмиразличных национальностей и вероисповеданий);
— в сфере массовой коммуникации (быть способным находить,критически воспринимать необходимую социальную информацию и рекламу,передаваемую по каналам СМИ).
Названные компетенции являются необходимой частью гражданскойкультуры, приобщение к которой является одной из главных задачобществоведческого образования.
Практическая направленность курса «Обществознание» воплощена вориентации обществоведческого образования на подготовку к сознательномувыполнению типичных социальных ролей (семьянина, труженика, собственника,потребителя, гражданина, учащегося).
Реализация указанных выше целей, внимание к его ценностному идуховно-нравственному потенциалу, к практической направленности, усиливаютличностную ориентацию, воспитывающий характер отобранного содержания. Наряду спрактико-ориентированным содержанием, обществознание определяетдуховно-нравственные ориентиры, содействует развитию способности оценивать себяи общество с позиции человечности, порядочности, гражданственности.
Новое содержаниеобществоведческого образования, ориентированное на новые цели, предполагаетизменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов. Использованиев педагогическом процессе активного обучения (тренинг, дискуссии, деловые,ролевые, ситуативные игры, включение учащихся в реализацию социальных проектовв школе, микрорайоне и т.д.) существенно меняет позицию участников процессаобучения, характер их учебной коммуникации. При этом именно учитель выступаеторганизатором творческого процесса взаимодействия на уроке.
Важным условиемреализации целей современной обществоведческой подготовки учащихся являетсяактивное использование учителем комплексов познавательных и практических заданий,которые учитывает содержательную и организационно-деятельностную спецификуобществоведческого курса; опирается на учет интересов жизненного опыта учащихсяпри отборе методологических и методических оснований построенияучебно-познавательной деятельности в обучении обществознанию. Роль учителя науроке трансформируется от посредника между учебником и учеником — корганизатору полноценной и разнообразной учебно-познавательной деятельности.
Обязательный минимум содержания образования не определяет, каким способомбудут предъявлены ученику те или иные знания в реальном учебном процессе: черезобъяснение учителя, путем изучения текста учебника, привлечения документов,словарей, использования видеофильмов и других средств обучения. Это означает,что школа гарантирует любому ученику российской школы возможность получитьзнания, фиксированные в обязательном минимуме. Иными словами, это — полетворчества учителя.
Стандарт не связывает рук учителя также в определении логики,последовательности изучения тех или иных содержательных вопросов. Включенные вобязательный минимум единицы знания могут быть соединены в различныхсочетаниях, подчинены иной логике предъявления. Понятно, что имеется в виду небеспорядочное их изучение, а подчинение тому замыслу, который может быть уавторов той или иной программы курса, учебной книги. При этом учитель имеетправо менять последовательность раскрытия тех или иных единиц знания, приусловии, разумеется, что его собственный вариант их связи и последовательностибудет иметь достаточные научные и педагогические обоснования. Привлечениедополнительного по отношению к стандарту материала — не только право учителя,но и педагогическая необходимость. Ведь только учитель знает, на какойпознавательный и практический опыт своих учеников можно опереться при изученииобществознания, какие примеры привлечь, какие интересы и потребности учащихсянужно учесть в практике обучения.
Таким образом, курс «Обществознания» в школе своей структурой исодержанием отражает баланс интересов и компетенции государства, региона,школы, которые в свою очередь, исходят из приоритета личности учащегося, егосклонностей, способностей, интересов, что формирует правовое сознание личностиучащихся.

2 Политологический подход при изученииобществознания (из опытаработы учителя обществознания Акшинской СОШ В.Э.Попова)[4]
 
2.1 Подходы к обучению учащихсяобществознанию
 
Описание педагогическогоопыта по обозначенной проблеме представляет определенный интерес для работниковобразования и может быть использовано в качестве методических рекомендаций поорганизации учебно-воспитательного процесса с учащимися в рамках новогостандарта образовательной области «Обществознание», в котором значительныйакцент сделан на экономическую и правовую сферы общественной жизни. Поутверждению автора учебный предмет «Обществознание» наиболее приспособлен крешению социального заказа общества на политическое образование учащихся.
В описании опыта работыпедагог предлагает некоторые новые подходы к социализации молодежи (обучаемых)и ее постепенному «врастанию» в открытое плюралистическое общество, которыеуспешно применяются в его практической деятельности. Автор опыта, на основесоциологического исследования молодежной среды, проведенным в 2004 году позаказу фонда «Новая Евразия», приходит к выводу, что для «успехадемократических преобразований в стране необходимо постоянное правовое игражданское образование молодежи». Огромную роль при этом играет школа какважнейший институт социализации личности. Педагог убежден, что, выполняясоциальный заказ общества, школа призвана дать не только определенный запасзнаний, но и воспитать личность, способную решать социальные задачи.
Обосновывая выборрассматриваемой проблемы, автор выявляет основное противоречие междунеобходимостью политического образования личности, способной к решению стоящихперед ней задач, адаптированной к современным социально-экономическим условиям,адекватно участвующей в политической и общественной жизни страны, способнойжить и трудиться в быстроменяющемся мире, с одной стороны, и недостаточнымвниманием государства к проблемам молодежи, ее гражданского и патриотическоговоспитания, несоответствием деятельности самого государства правовым ожиданияммолодого поколения, с другой.
Из данного противоречиявытекает ряд существенных проблем, среди которых автор называет следующие:
-   прагматичность молодежи(в качестве своего жизненного кредо молодое поколение выделяет карьеру ибогатство);
-   патриотизм и приоритетинтересов российского государства в малой степени присущи современной молодежи;
-   осознание молодымпоколением важности высокой правовой культуры в правовом государстве,готовность следовать принципам права;
-   потребность молодежи вполучении правовых знаний существенно превышает существующие возможности как всфере образования, так и в общественном секторе;
-   необходимость пополнениямолодежью своих правовых знаний и невозможность делать это в силу различныхпричин.
Исходя из данногопротиворечия, автор ставит перед собой ряд задач, способствующих разрешениювыше обозначенных проблем, и рассматривает при этом разные подходы к содержаниюгражданского образования, которые нашли свое отражение в существующих сегоднякурсах и программах. В этом состоит ценность опыта учителя, который, делаяанализ подходов к обучению учащихся обществознанию, показывает на практике,как, используя тот или иной подход, можно вызвать у обучаемых интерес к своемупредмету. Остановимся кратко на некоторых из них, поскольку они представляютнесомненный интерес для педагогов любого школьного предмета и любойквалификации и успешно используются педагогом в его практической деятельности.
1.Ситуативно-воспитательный подход. Для него характерно обращение первоочередноговнимания на рассмотрение реальных жизненных ситуаций, смещение акцентов от содержанияк ценностным ориентирам личности, поощрение активности учащихся, использованиеролевых игр, групповых дискуссий. В основе данного подхода лежит обращение ксоциальному опыту подростка, моделирование его поведения, обучение и воспитаниечерез рассмотрение и решение жизненных проблем. При этом подходе большое значениеимеют моральные дилеммы, когда школьникам предлагаются ситуации сложногоморального выбора и когда не существует однозначного решения.
Данный подход, считаетпедагог, отличается высокой мотивацией учащихся и их интересом к рассмотрениютем. Создается атмосфера доверия и сотрудничества, развивается умениеотстаивать свою точку зрения на основе убедительных аргументов. Однако при всемположительном имеется и ряд недостатков, которые необходимо учитывать: низкийуровень научности; опасность морализаторства в преподавании; преобладаниевоспитательных акцентов над компонентом знаний.
Ярким примером реализацииситуативно-воспитательного подхода является образовательная программа «Мойвыбор», включающая в себя пособия по учебной и воспитательной работе с учащимися8-9 классов.
2. Правовой подход.Акцентирует внимание учащихся на то, что каждый гражданин в первую очередьдолжен знать законы своей страны, уметь их анализировать, не бояться защищатьсвои права и пользоваться законами. Главная цель подхода – формированиегражданско-правовой культуры (совокупности правовых знаний, убеждений иустановок личности, борьба с правовым нигилизмом, формирование уважения кдемократическим ценностям и законопослушности). Конечная цель — формированиевысокого уровня правосознания гражданина демократического общества.
Автор обращает вниманиена программу «Правовое образование в средней школе», проводимую Фондом правовыхреформ: рамках данного подхода подготовлена целая серия учебных пособий, срединих заслуживает внимание «Основы правовых знаний» под редакцией С.И.Володиной,А.М.Полиевктовой и других для 8-9 классов и «Право и экономика» для учащихся X-XI классов. Педагог успешноприменяет некоторые материалы данных пособий в своей педагогическойдеятельности.
3. Обществоведческийподход. Гражданское образование понимается как система знаний об обществе,окружающем мире, включающая основы политологии, социологии, философии и другихдисциплин. При этом в центре внимания оказывается человек, находящийся всистеме общественных отношений. По мнению педагога, недостатком этого подходаявляется опасность излишней теоретизации и слишком большого для учащихся объемаполучаемых сведений и фактов. Данного подхода придерживается группа авторов подруководством Л.Н.Боголюбова (учебники «Введение в обществознание» для 8-9классов, «Человек и общество» для учащихся 10-11 классов), А.И.Кравченко «Обществознание».
4. Культурологическийподход. Здесь акцент делается на сравнительный анализ культур различных народовмира, изучение опыта становления современной цивилизации, поискобщечеловеческих ценностей и выделение культурных особенностей. Главная идея –формирование толерантного отношения к представителям других народов и ихкультур, понимание и уважение культурного разнообразия. Этот подход можетуспешно интегрироваться с другими вариантами гражданского образования. Наиболееярко этот подход отражен в работах П.С.Гуревича (Курс «Введение в философию»).
5. Компетентностныйподход. При данном подходе на первое место выдвигается не информированностьученика, а его умение решать проблемы. От учащегося требуется постановказадачи, проектирование и оценка нового опыта, рефлексия и контрольэффективности собственных решений. Иными словами, это метод проектирования. Онтолько начинает внедряться в школьную практику и имеет много положительныхмоментов: переход от передачи знаний к освоению и применению их на практике; высокаямотивация к учению; личностно-ориентированное обучение; компетентностный подходне отрицает знаний.
Но при применении данногоподхода имеют место и определенные проблемы, например, у многих учителейобществознания возникнет необходимость усиленно готовиться к осуществлениюобразовательного процесса через введение учебных задач-ситуаций, которые ученикбудет решать с помощью учителя; потребуются по-новому подготовленные учебники иучебные пособия, в которых учебный материал будет представлен в виде задач иситуаций, не принижая при этом знаниевого компонента.
6. Некоторые другиеподходы. И.Фрумин предлагает два подхода:
-         дисциплинарный(акцент ориентирован на знания);
-         деятельностный,предполагающий вовлечение школьников в деятельность путем школьногосамоуправления.
7. Политологическийподход. Данный подход акцентирует внимание на изучение государства, политическихидей, идеологий, партий и общественных организаций, прав человека иконституционализма.
По мнению автора, участиев политическом процессе понимается как основа гражданской компетенции. Здесьдолжны рассматриваться принципы демократии, основные характеристики правовогогосударства, формы политического участия граждан в этом процессе. Крометеоретической части предполагается и моделирование политического процесса:заседание правительства и других государственных структур, формирование политическихпартий и общественных организаций, проведение выборов и избирательных кампаний.
Политологический подходпредполагает и непосредственное соприкосновение с политикой:
-         интервьюированиеполитических лидеров;
-         анализреальных ситуаций, связанных с политическими процессами;
-         проведениесоциологических опросов населения, участвующего в политических процессах;
-         непосредственноеучастие в моделированных мероприятиях (выборах, заседаниях и пр.).
Отработка теоретическихзнаний при этом подходе осуществляется и через участие школьников в исследовательскойработе (написание рефератов, участие в научно-практических конференциях,олимпиадах по праву и других формах учебной деятельности).
Однако не следуетзабывать, что школа отделена от политики и не может быть использована дляпропаганды определенных идей и идеологий. Здесь необходимо соблюдать особыепринципы преподавания. Политологический подход в преподавании обществознанияследует, очевидно, реализовывать в рамках гражданского образования,рассматриваемого в современной науке как специфическая областьвоспитательно-образовательной работы, которая значительно шире правовогообразования. Она включает в себя, кроме последнего, элементы политических,исторических, экономических, этических, социологических, философских и психологическихзнаний, отобранных и осмысленных на основе определенных ценностных ориентацийличности.
Исходя из данногоположения, автор опыта делает вывод, что отечественное гражданское образованиедолжно представлять собой овладение учащимися всей совокупностью знаний,представлений, ценностей, необходимых гражданину России.
Главной цельюгражданского образования становится воспитание цивилизованного человека — гражданина и патриота своей Родины. В практическом плане – это подготовкаучащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовомгосударстве, основы которого определены Конституцией РФ.
2.2 От теории к практике
В 90-ые годы XX века гражданскоеобразование самоопределяется в самостоятельное и важное звено школьногообразования. В ноябре 1994 года издан Указ Президента Российской Федерации «Обизучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях».Изучение Конституции РФ – это первый шаг к созданию фундамента политическихзнаний. На начальном этапе не требуется ее детального изучения, здесь идет лишьформирование общих понятий «Конституция», «Права и обязанности», «Виды правгражданина РФ». В рамках политологического подхода целесообразно начатьзнакомство учащихся с политическими правами гражданина РФ, на доступном уровнеобъяснять смысл политических прав, избирательного права и др.
Более целенаправленнополитические знания формируются в 9-ом классе. Например, общеобразовательнаялиния «Обществознание» А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой:
Глава 1 (4) «Политическаясфера»,
Глава 2 (5) «Человек иего права»,
Глава 6 «Введение вобществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова.
Здесь идет отработкапонятий на более высоком уровне, учащиеся вовлекаются в решение спорныхполитических вопросов, работают непосредственно с текстом Конституции. Однакообразовательная линия Л.Н.Боголюбова и А.И.Кравченко не дают полного раскрытиянеобходимых политических знаний, в связи с чем возникает необходимость в расширенииэтой сферы в старших (10-11) классах.
Педагог В.Э.Поповобосновывает необходимость расширения политических знаний учащихся:
1. Выпускникисредней школы – это генофонд России, ее творческий потенциал и потенциальныеизбиратели. Они полноправные члены общества и должны обладать необходимымиполитическими знаниями, умением разбираться в сложных жизненных ситуациях,навыками участия в политике.
2. Овладениенеобходимой информацией позволит молодым людям осознать всю важностьпринимаемых политических решений, свою сопричастность к происходящимполитическим событиям, усилит чувство ответственности за службу России и своеймалой Родине.
3. Политическиезнания необходимы старшеклассникам для успешной сдачи ЕГЭ и поступления вучебные заведения области и страны.
Эффективностьполитологического подхода при изучении обществознания напрямую зависит отправильно выбранной технологии обучения, методов и форм проведения занятий,дополнительной внеурочной деятельности и, конечно, от уровня квалификации ипрофессионализма учителя.
Основную идею системыработы педагога можно выразить следующим образом: одна из главных целей изученияистории и обществознания – развитие мышления школьников. Не менее важной цельюизучения данных предметов является включение индивида в культурную среду, созданнуючеловечеством, формирование умений, полезных в социальном общении и гражданскомповедении. Основными задачами преподавания этих предметов являются:
-   формирование системыценностей, связанных с лучшими национальными традициями;
-   воспитание чувствапатриотизма и гражданственности;
-   создание личностишкольника, умеющего жить в современном мире, общаться, осваивать информацию ипринимать эффективные решения.
Исходя из этих задач, иформируется методика преподавания, выбор новых форм, методов и средств обученияв работе В.Э. Попова. По мнению автора опыта, наиболее эффективными впреподавании истории и обществознания являются нетрадиционные методы,обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации. Онаприменяется учителем в системе:
1. Методэкспрессии в творческой ситуации, предполагающий осуществление целостногоподхода к человеку как к единству. Метод эффективен при проведенииинтегрированных уроков.
2. Методчтения вслух, предполагающий работу с текстом в непосредственном иметафорическом смыслах.
3. Методтворческого самовыражения, основанный на приобщении школьника к литературномутворчеству, общении с искусством, литературой, наукой.
4. Методдискуссии. Он наиболее распространен при проведении уроков истории иобществознания. Более оправдан в старших классах.
5. Игровыетехнологии (ролевые и деловые игры, игры с экономическим уклоном).
В своей работе учительиспользует наиболее действенные формы обучения с опорой на перечисленные вышеметоды: групповые, индивидуальные, работа в парах, взаимоконтроль, работаэкспертных групп. Этим и достигается повышение эффективности уроков, учетиндивидуальных особенностей обучаемых.
Педагог В.Э.Попов прииспользовании политологического подхода в обучении выделяет несколько основныхнаправлений своей педагогической деятельности. И хотя они общеизвестны, своиприемы и формы обучения он подкрепляет практикой преподавания, показывая, какможно организовать учебный процесс, чтобы вызвать активность учащихся на занятияхи их заинтересованность в своем предмете.
Как же педагог напрактике осуществляет политологический подход при изучении обществознания?Покажем на конкретных примерах, а затем опишем комплексинформационно-педагогического модуля (ИПМ). В заключении приведем некоторыевыводы, сделанные учителем В.Э. Поповым, которые представляют определенныйинтерес и способствуют разрешению основного противоречия, выявленного педагогомв ходе описания опыта работы.
2.3 Урочное направление политологическогоподхода при изучении обществознания
В 9-ом классе приизучении темы «Политические права и свободы» школьники решают проблемы-задания,позволяющие развернуть дискуссию. При обсуждении статьи 31 Конституции РФучащимся предлагается вопрос-задание: «В ряде стран, в том числе и в России,органы власти регламентируют время и место проведения митингов. Например, неразрешено проводить митинги на центральных магистралях, в рабочие дни недели ит.п. Не является ли такая регламентация нарушением свободы собраний?».
Постановка данноговопроса позволяет выслушать множество версий и путем обсуждения подвести квыводу, что «свобода любого человека заканчивается там, где начинаются правадругих людей» (Ш.Монтескье).
В 11 классе при изучениитемы «Политическое развитие современного общества» педагог проводит занятие вформе деловой игры: «Информирование избирателей и предвыборная агитация:вопросы правового регулирования». При проведении урока предусмотрены многиевиды деятельности:
-   живой разговор спредставителями политических партий;
-   процедура голосования;
-   практическая работа сданными социологического опроса;
-   разбор ситуаций,созданных на уроке самими учащимися с помощью нормативных документов.
Здесь урок-деловая играрешает главную задачу – приобретение политического опыта на основе знаний,полученных в соответствии с законодательной базой.
Большой интерес иповышение активности у школьников вызывают лабораторные работы. Так, например,при рассмотрении темы «Легко ли быть избирателем?» учащимся предлагаетсяследующее задание: Проанализируйте предвыборные программы кандидатов в ГосударственнуюДуму. Что привлекает внимание и определяет ваш выбор в пользу того или иногокандидата? Учащимся раздаются предвыборные агитационные материалы (листовки,календарики и т.п.), демонстрируется несколько рекламных роликов предвыборныхвыступлений. Старшеклассники с удовольствием сравнивают программы, оценивая язык,стиль изложения, качество выступления, выбирают то, что их привлекает впрограммах и пытаются определить, в чем сила и слабость партии, кандидата,прогнозируют победу на выборах. Учитель, подводя итоги работы учащихся, объявляетрезультаты прошедших выборов, заставляя их задуматься над тем, почему их мненияи прогнозы совпали или не совпали с результатами голосования.
Развитие современныхинформационных технологий и их применение на уроках в образовательныхучреждениях страны позволяет использовать возможности Интернета. Официальныесайты политических партий дают возможность быть в курсе политических новостей,разобраться в официальных символах политических партий, их лидерах, целях изадачах. Все это повышает и заинтересованность учащихся, и эффективность самогоурока.
Большую роль в повышениикачества уроков и их эффективности играет работа с материалами местной прессы.На уроках обществознания по политическим темам уместны политинформации поматериалам местной прессы. Малая Родина, несомненно, ближе школьникам, ипоэтому события политического характера вызывают куда больший интерес и стремлениепонять ситуацию в селе, районе.
Таким образом, педагог,делая вывод, утверждает, что политологический подход раскрывает большиевозможности активизации учебной деятельности учащихся. Но только рамкамиурочной работы он не должен ограничиваться, развитие политической культурыпродолжает и следующее направление подхода.
 
2.4 Внеурочное направлениеполитологического подхода при изучении обществознания
Здесь следует вести речьоб участии школьников в учебно-исследовательской деятельности, т.е. о научныхработах учащихся – рефератах. Ежегодно по линии Избиркома в городе объявляетсяконкурс работ учащихся по вопросам избирательного права и избирательнойсистемы. Старшеклассники школы принимают в нем участие через написаниерефератов и добиваются положительных результатов. Их работы отмечены грамотамии дипломами.
Составление рефератовдает школьникам прекрасную возможность проявить себя в качестве исследователей,подробнее разобраться в вопросах политической жизни страны, пополнить свойполитический кругозор. Здесь отрабатываются также умения написания эссе,требования к оформлению материалов, умение связно и логично излагать своимысли. Логическим продолжением конкурса является защита рефератов на школьныхконференциях «Шаг в науку». Здесь учащийся реализует себя и как исследователь,и как ученый, что, несомненно, повышает его статус и может помочь в дальнейшейжизни.
Очень разнообразит урокиметод социологических опросов населения. Ученик, выполняя задания, видит неабстрактные цифры, а живых людей с их мнениями, политическими симпатиями иантипатиями. Анализ полученных данных, умение сделать вывод по собранной иобработанной информации заставляют учащегося применять теоретические знания напрактике.
Так, при изучении темы«Политические партии и их роль в обществе» учащиеся проводили социологическийопрос односельчан. Респондентам разных возрастов был задан вопрос: «Если бывыборы состоялись сегодня, за какую политическую партию Вы бы проголосовали?Что определило Ваш выбор?». Обработка собранной информации привела к дискуссии:«В чем феномен партии «Единая Россия? Почему КПРФ пользуется поддержкой людейстаршего поколения? В чем привлекательность ЛДПР: дела или лидер?».
Применение методасоциологических опросов населения способствует активизации личности ребенка,подросток учится вести беседу со взрослым на равных. Таким образом и происходитсоциализация школьника, развивается умение видеть действительность глазамивзрослого человека.
2.5 Практическое направлениеполитологического подхода при изучении обществознания
В рамках этогонаправления учащиеся реализуют себя как практики. Полученная на урокахтеоретическая база позволяет отработать навыки организации и проведения процедурыпредвыборной агитации и выборов.
В качестве примера авторопыта приводит процедуру выборов «Ученик года школы». Согласно положению, раз вдва года школа участвует в выборах ученика года, организация проведениявозлагается на учащихся 10-11 классов. Школьный коллектив делится на«избирательные участки» – параллели классов. Каждый класс выдвигает своихкандидатов на звание «Ученик года». Старшеклассники курируют избирательныеучастки, объясняют процедуру выборов, правила голосования и др. По результатам3-ей четверти остаются 5-6 наиболее достойных кандидатур. С этого моментаначинается основная работа. Параллели классов включаются в предвыборнуюагитацию. Формируется избирательная комиссия, которая назначает день выборов,составляет списки избирателей, регистрирует кандидатов. Создается выезднаякомиссия, печатаются бюллетени, назначается охрана и т.д. День выборов проходитсогласно основным требованиям Закона о выборах. После окончания выборовизбирательная комиссия подсчитывает бюллетени, гасит не проголосовавшие,оформляет протокол и т.д. Итоги выборов объявляются на празднике «За честьшколы». Учащиеся по итогам выборов выполняют практическую работу, в ходекоторой отвечают на следующие вопросы:
-   Определите типизбирательной системы, примененной на выборах?
-   Какие нарушения вызаметили при проведении выборов?
-   Каковы причины победыданного кандидата?
-   Выскажите свое мнение поповоду данных выборов.
Подобного родамероприятия способствуют повышению активности школьников, приобретениюпрактического опыта, а в дальнейшем и активной политической и жизненной позициигражданина РФ.
В.Э.Попов говорит о том,что даже в рамках существующей учебной программы политологический подход можноприменять в полном объеме, приобщая учащихся к ценностям демократического общества,способствуя формированию у них активной жизненной позиции.
В заключении автор опытаработы В.Э.Попов утверждает, что политологический подход играет большую роль вгражданском образовании. Вместе с тем учитель убежден в том, что будетнеправильным утверждение о его исключительности и незаменимости. Оптимальнымследует считать сочетание различных моделей и подходов при изучении учащимисяобществознания, именно эта оптимальность будет способствовать развитиюшкольников, их разносторонней подготовке и адаптации к современной жизни.
Педагог, говоря оразвитии гражданских компетентностей у учащихся, прав в том, что российскаяобразовательная традиция всегда являлась энциклопедической, большой акцент приэтом уделялся знаниям. В настоящее время движение к отказу от излишнегоэнциклопедизма закономерно и обосновано. Однако не следует принижать изнаниевый компонент. Если в рамках учебной программы будет уделятьсяпристальное внимание активным формам обучения, мотивации, интеллектуальнымумениям, ценностям, применению получаемых знаний на практике, только тогдаможно достичь необходимого баланса в развитии личности школьника – будущегоРоссии.
Подводя итог своемупедагогическому опыту, автор утверждает, что «не важно, какой подход будетвыбран в качестве определяющего. Главное, чтобы он выполнял в совокупности сдругими следующие задачи:
-   акцентировать внимание наоблегчение для подрастающего поколения процесса социализации и адаптации вусловиях общественных перемен;
-   преодолевать разрыв междуобучением и воспитанием в школе;
-   создавать атмосферудиалога и сотрудничества всего учебно-воспитательного процесса;
-   основываться при выборепроблем на интерес школьников и практическую актуальность общественных задач;
-   отказаться отидеологического давления и морализаторского подхода в преподавании;
-   перейти от использованияпассивных методик преподавания к активным и интерактивным;
-   давать учащимсявозможность реализовывать собственные интересы;
-   развивать общественнуюактивность молодежи и способствовать росту интереса к общественной иполитической жизни;
-   способствовать воспитаниюгражданственности и патриотизма;
-   формировать структурудемократической школы как элемента гражданского общества (через системуобщественных организаций школьников, выработки школьных конституций и законов,проведение выборов в школьный парламент и т.п.);
-   объединять компетенции вобласти знаний с развитием умений и приобретением учащимися демократическихценностей;
-   преодолеть предметнуюразобщенность и достичь приобретения школьниками целостной картины мира».
 
2.6 Некоторые направления деятельностипедагога В.Э.Попова при использовании политологического подхода при изученииобществознания
 
1. Урочнаядеятельность педагога и учащихся:
-   использование наиболееэффективных форм организации занятий (урок-дискуссия, проблемы-задания, деловыеигры, практикумы, лабораторные работы);
-   использование на урокахвозможностей Интернета;
-   работа с материаламиместной и областной прессы;
-   проведениеполитинформаций по материалам местной прессы.
2. Внеурочнаядеятельность:
-   участие школьников висследовательской деятельности (написание рефератов и их защита на школьныхконференциях «Шаг в науку»);
-   применение методасоциологических опросов населения села, района;
-   обработка данных социологическихопросов населения и их использование в практической деятельности (на уроках иво внеурочное время);
-   участие в работе школьнойконференции «Шаг в науку».
3. Практическаядеятельность: отработка навыков организации и проведения процедуры предвыборнойагитации, выборов или иной практической работы.
4. Результат:политологический подход раскрывает большие возможности активизации учебнойдеятельности учащихся, способствует повышению эффективности учебного процесса.На таких занятиях и во внеурочное время учащийся реализует себя какисследователь, что, несомненно, повышает статус самого ученика и помогает ему вдальнейшей жизни. Подобного рода занятия способствуют повышению активностишкольников, приобретению практического опыта и активной политической позициигражданина РФ. Учащиеся на занятиях и во внеурочное время приобщаются кценностям демократического общества.
2.7 Теоретическая интерпретацияпедагогического опыта
Автор опыта: Попов В.Э. Обработкаопыта: Черепахин А.И.
Тема: Политологический подходпри изучении обществознания.
Ведущая идея опыта: Формированиеправовой культуры учащихся на основе создания условий для творческого развитияличности, формирование и становление ее гражданственности, раскрытие личности иее интеграция в общество являются важными предпосылками для того, чтобы молодыелюди стали самостоятельными гражданами и взяли на себя ответственность засохранение демократического правового строя и жизненных основ государства.Достичь этого можно, по мнению автора, через воспитание личности, способной крешению социальных задач, адекватно участвующей в политической и общественнойжизни страны.
Обосновывая выборрассматриваемой проблемы, выявляется основное противоречие между необходимостьюполитического образования личности, способной к решению стоящих перед нейзадач, адаптированной к современным социально-экономическим условиям, адекватноучаствующей в политической и общественной жизни страны, способной жить итрудиться в быстроменяющемся мире, с одной стороны, и недостаточным вниманиемгосударства к проблемам молодежи, ее гражданского и патриотического воспитания,несоответствием деятельности самого государства правовым ожиданиям молодогопоколения, с другой.
Из данного противоречиявытекает ряд существенных проблем, среди которых следующие:
-   прагматичность молодежи(в качестве своего жизненного кредо молодое поколение выделяет карьеру ибогатство);
-   патриотизм и приоритетинтересов российского государства в малой степени присущи современной молодежи;
-   осознание молодымпоколением важности высокой правовой культуры в правовом государстве,готовность следовать принципам права и тем, что само государство не следуетэтим принципам;
-   потребность молодежи вполучении правовых знаний существенно превышает существующие возможности как всфере образования, так и в общественном секторе;
-   необходимость пополнениямолодежью своих правовых знаний и невозможность делать это в силу различныхпричин.
Исходя из данногопротиворечия ставится ряд задач, способствующих разрешению выше обозначенных проблем,и рассматривает при этом разные подходы к содержанию гражданского образования,которые нашли свое отражение в существующих сегодня курсах и программах. В этомсостоит ценность опыта учителя, который делает анализ подходов к обучениюучащихся обществознанию и показывает на практике, как, используя тот или инойподход, можно вызвать у обучаемых интерес к своему предмету.
Уровень творческойновизны: проблемно-поисковый. Автор в своей практической деятельности широко инебезуспешно применяет технологию проблемного обучения, что, по его мнению,способствует развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности и ихзаинтересованности в результатах своего труда.
Научно-теоретическоеобоснование: в основе лежит политологический подход к организации процессаправового и гражданского образования учащихся: изучение ими курса «Обществознание»с использованием и других подходов, некоторых нестандартных заданий иинтерактивных форм обучения, развитие творческих способностей черезисследовательскую деятельность, формирование мотивации к изучению проблеммолодежи и гражданского образования, самостоятельное выполнение учащимисятворческих заданий, анализ деятельности.
Условия: учащиеся 9-11классов, наличие учебно-методического комплекса, высокий профессионализм икомпетентность педагога.
Длительностьфункционирования опыта: более 7-ми лет.
Динамика становленияопыта:
1. Изучениеи анализ учебно-методической, педагогической литературы.
2. Созданиенеобходимого для преподавания УМК.
3. Ознакомлениес опытом работы других педагогов по данному направлению.
4. Работанад темой по самообразованию в системе развивающего обучения «Принципыразвивающего обучения на уроках истории и обществознания».
5. Руководствоучебно-исследовательской деятельностью учащихся в рамках курса«Обществознание».
6. Участиешкольников в научно-практической конференции «Шаг в науку», другихмероприятиях, связанных с политической ситуацией страны.
7. Анализработы, изучение результатов.
Результативность: уучащихся сформирована положительная мотивация к предмету, интерес к проблемамправового и гражданского образования, высокая активность при проведенииразличных школьных мероприятий, повышение успеваемости, способности к решениютворческих заданий, установление деловых товарищеских отношений и т.д.
Трудоемкость:значительное увеличение трудозатрат педагога на этапе становленияпедагогического опыта: создание УМК, составление анкет и тестов, творческих ипроблемных заданий, новое планирование и т.п. По мере накопления опытатрудозатраты значительно уменьшаются.
Перспективы: дальнейшеесовершенствование УМК, продолжение учащимися научно-исследовательскойдеятельности, повышение правовой культуры школьников через создание обучающихпрограмм, углубленное изучение курса «Обществознание».
Доступность: опыт работыпедагога может быть применен учителями, имеющими достаточнуюучебно-материальную базу и высокий уровень профессионализма.

Заключение
 
В заключение следуетсказать, что главной целью гражданского образования становится воспитаниецивилизованного человека — гражданина и патриота своей Родины. В практическомплане – это подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности вдемократическом правовом государстве
В первой главепроанализированы теоретические аспекты курса «Обществознание», который являютсянеобходимой частью гражданской культуры, приобщение к которой является одной изглавных задач обществоведческого образования.
Далее рассмотренпрактический опыт работы учителя обществознания Акшинской СОШ В.Э.Попова и егополитологический подход при изучении обществознания. Проблемы молодежи имолодежного движения, ее социализации на современном этапе развития Россиинастолько актуальны, что не вызывают сомнений в исследовании В.Э.Попова припреподавании курса обществознания в школе.
Таким образом, курс «Обществознания» в школе своей структурой исодержанием отражает баланс интересов и компетенции государства, региона,школы, которые в свою очередь, исходят из приоритета личности учащегося, егосклонностей, способностей, интересов, что формирует правовое сознание личностиучащихся.

Списокиспользованной литературы
 
1.  Боголюбов Л.Н., ИвановаЛ.Н. Каким быть школьному обществоведческому образованию? / Педагогика. – 1989.- №9.
2.  Иоффе А.Н. Методическиеприемы в гражданском образовании / А.Н.Иоффе, В.П.Пахомов. — Тольятти:Издательство Фонда «Развитие через образование», 1999. — С.38.
3. КлименкоА.В. Обществознание:Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В.Клименко,В.В.Румынина. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 480 с.
4.  Колосков А.Г, БоголюбовЛ.Н. Уроки мысли и действия. / Педагогика. – 1989. — №4.
5.  Методическое письмо «Опреподавании учебного предмета «Обществознание» в условиях введения федеральногокомпонента государственного стандарта общего образования». – М.: РоссийскаяАкадемия Образования, 2004. – 15 с.
6. ПевцоваЕ.А. Теория и методика обучения праву / Е.А.Певцова. — М.: Владос, 2003. – 214с.7.  Попова В.Э. Политологический подход при изученииобществознания (Из опыта работы, учителя истории и обществознания СОШ с. Акша Акшинского района) / Под.ред. А.И.Черепахина. – Чита: ЧИПКРО, 2007. – 23 с.
8.  Суворова Н.Г. Основыправовых знаний. 8-9 кл. Пособие для учителей. Серия «Основы правовых знаний».- 2-е изд. перераб. / Н.Г.Суворова. — М.: ЗАО изд-во «Вече», 2003. — 592 с.
9.  Человек и общество:Учебное пособие для учащихся/Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова идр.-3-е изд… дораб. – М.: Просвещение, 2001. – 400 с.
10.   ШкробоваМ.А. Граждановедение. 8 класс: Методическое пособие / М.А.Шкробова. — М.:Юристъ, 2000. – 192 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.