Реферат по предмету "Социология"


Формирование концепта идентичности в истории социологической науки

ТарасенкоАлена Валерьевна
СГУ
г. Ставрополь
ФОРМИРОВАНИЕКОНЦЕПТА ИДЕНТИЧНОСТИ В ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Становление проблематикиидентичности происходило в области обще-  и социально-психологическихисследований личности. Широко понятие «идентичность» стало применяться не ранеесередины XX века.
Эволюция проблемыидентичности от появления первых зачаточных теоретических форм до форм самостоятельноготеоретического знания прослеживается в работах: классиков зарубежной иотечественной философии, психологии и социологии.
Вобласти социальных наук дискуссии об идентичности приняли две основные формы:психодинамическую и социологическую. Психодинамическая теория восходит кЗигмунду Фрейду и его теории идентификации и рассматривает идентичность каксущественную и неотъемлемую “составляющую”, находящуюся в тесной взаимосвязи ивзаимодействии с другими психическими структурами: Я, Супер Эго, Ид. Идентичностьвыполняет ессенциальную и интегративную функцию в психике, являясь стержнем,который скрепляет и вокруг которого объединяется личность.
Впервые детально понятиеидентичности было представлено в известной работе Э. Эриксона «Детство иобщество» (1950), все дальнейшие исследователи данной проблематики, так илииначе, соотносились с его концепцией.
Эриксон понималидентичность в целом как процесс «организации жизненного опыта в индивидуальноеЯ» (3, С. 8), что предполагало его динамику на протяжении всей жизни человека. Поего мнению, идентичность -  это чувство личностного тождества и историческойнепрерывности.
Эриксон впервые создает структурированнуюмодель идентичности, учитывающую персональные компоненты идентичности и влияниеобщественной среды. Исследователь использует понятие социальная идентичностькак отражение внутренней солидарности человека с социальными, групповымиидеалами. Впервые американский психоаналитик вводит в сферу общественных наукпонятие «кризис идентичности», показывает конфликт между становящейся личностьюи консервативным «эго».
Идеи Эриксона о том, чтоидентичность – изменчива на протяжении жизни; идентичность не есть автономия,были восприняты во всех философских, психологических и социологических школах.Как совершенно справедливо указывает В. С. Малахов, американский ученый первымпридал теории идентичности статус интердисциплинарного знания (1, С.44).
В социологическом русле широкопонятие «идентичность» особую популярность завоевало в 1950-е годы в СевернойАмерике благодаря появлению книги «Одинокая толпа» Рисмена, в которой авторвводит в исследовательское поле феномен социального характера, пытается решить проблему соотношенияличности и общества, индивидуальногоотчуждения и групповой идентификации.
Дальнейшее развитиесоциологической традиции теории идентичности связано с символическиминтеракционизмом и проистекает из прагматической теории самости (self),разрабатывавшейся Уильямом Джемсом, Джорджем Гербертом Мидом и ЧарльзомХортоном Кули. Предметом рассмотрения символического интеракционизма сталиспособы построения идентичности и сам процесс идентификации, анализ структурыидентификации, зависимости идентификации от социального пространства и времени,системы социальных институтов.
Так для У. Джеймсаидентичность — субъективное чувство соответствия себе, континуальность,созидательная власть, сопротивляемость «эго» по отношению к окружающему миру.
Дж. Мид определяетидентичность как способность человека воспринимать свое поведение и жизнь вкачестве связанного и единого целого. Мид различает два типа идентичности: осознаваемая и неосознаваемая. Мид утверждал, что, с одной стороны, общество определяетидентичность индивида, задавая нормы, законы существования, с другой стороны,индивид сам задает собственное определение в выборе целей, ценностей (11).
Последователи Мида (Л.Краппман, Э. Гоффман, Г. Горфинкель) систематизировали идеи Мида и по-новому,оригинально исследовали ситуации межиндивидуальной коммуникации вмикросоциологии, акцентируя внимание не разнообразии идентичностей и умениисохранять и управлять ими (политика идентичности).
Представлению о двухосновных составляющих идентичности — персональной и социальной, их противоречияи функционирования в рамках одной личности посвящены работы Теджфела Г., ТернераДж., Хогга M., Агеева B.C., Ядова В.А..
Изучение процессовустановления социальной идентификации, т. е. идентификации человека с группойпроходило в рамках когнитивистски ориентированных концепций.
Ведущим теоретикомпроблемы социальной идентичности стал Г. Тэджфел (1982), который ввел понятиясоциальной категоризации, как системы ориентаций, создающую и определяющуюконкретное место человека в обществе. Концептуальная позиция автора заключаласьв идее существования определенного социально-поведенческого континуума, наодном полюсе которого локализованы формы межличностного взаимодействия, а надругом — взаимодействие людей как представителей определенных общностей.
Для анализазакономерностей «переходов» с одного полюса социального поведения на другой одиниз последователей Тэджфела, Дж. Тэрнером, выводит основным постулатом своейтеории возможность существования категоризации на трех разных уровнях,соответствующих общечеловеческой, социальной и личностной идентичности, притом, что между этими уровнями существует функциональный антагонизм, чемподчеркивает идею оппозиции личностной и социальной идентичности (14, С. 42-67).
В рамках теориисамокатегоризации, большое внимание исследователей привлекало проблема дифференциацииот других, относительно близких групп, проблема акцентирования групповыхразличий с целью достижения или сохранения (предпочтительно положительного) отличиясвоей группы или своей социальной идентичность (Теджфел Г., 1984; Книпперберг иЭллемерс, 1990).
Особое внимание уделяетсякатегории внутригрупповой гомогенности – максимальной сходности членов группымежду собой. Современные исследования показывают, что восприятие группы какгомогенной повышает социальное отличие группы и таким образом усиливаетсоциальную идентичность ее членов (Саймон и Гамильтон, 1994). Интереснатрактовка взаимоотношений личностной и социальной идентичности, предложенная Ж.Дешампом и Т. Девосом, утверждающая, что в глазах членов ингруппы собственнаягруппа выглядит как менее гомогенная, чем аутгруппа (эффект аутогрупповойгомогенности). Чем сильнее идентификация с группой, тем более значимамежличностная дифференциация внутри групп, чем более индивид идентифицируетсебя с группой, тем более у него выражена тенденция воспринимать себя отличнымот других членов группы — феномен «само-сверхконформности» (6, С. 1-12).
Теория самокатегоризацииимплицитно опирается на представление об иерархичности категорий, в частности,в исследованиях Л. Чанте (1996) изучается взаимовлияние социальнойидентичности, связанной с этносом или расой, и социальной идентичности,опирающейся на убеждения, в условиях, когда эти идентичности приходят впротиворечие друг с другом. Например, работа С. Виддикомбе (1988) посвященапопытке построения иерархической системы на основе самокатегоризации. Указаниена иерархическое построение социальной идентичности можно найти в работах В.А.Ядова (1995, 1993), Т.С. Барановой (1994) и ряде других.
В последнее времяпротивопоставление социальной и личностной идентичности традиционное для теорийсоциальной идентичности и самокатегоризации подвергается критике. Так, Г.Бриквелл высказывает гипотезу о том, что личностная и социальная идентичностиявляются просто двумя полюсами в процессе развития личности (7, С. 180-201). Критичноотносятся к идее противопоставления личностной и социальной идентичностисторонники теории социальных репрезентаций С. Московичи, В. Дойс. В частности,последний утверждает, что личностная идентичность может рассматриваться каксоциальная репрезентация, а значит — как организующий принцип индивидуальнойпозиции в системе символических взаимоотношений индивидов и групп (8, С. 13-25).В монографии Р. Дженкинса «Социальная идентичность», написанной в традициипроцессуального интеракционизма автор утверждает, что индивидуальная уникальностьи коллективная разделенность могут быть поняты как нечто очень близкое, если нето же самое, как две стороны одного и того же процесса (10).
Ролевая теория исоциология знания явились предпосылкой возникновения теории референтной группы,которая развивалась Р. Мертоном и Т. Шибутани. В данной теории речь идет о том,что идентичность индивида складывается в результате его самоотнесения сколлективом, являющимся для данного индивида значимым.
Среди современных исследователей,обративших внимание на проблему идентичности, следует отметить: К. Поппера,определяющего самость как самосознающее сознание, оценивающее себя,корректирующее, творящее новые смыслы (4), выдающегося современногофилософа и социолога Ю. Хабермаса, который представлял «Я — идентичность» каксовокупность личностной и социальной идентичностей (2, С. 7).
Одной из  самых системныхтеорий идентичности в современной американской социальной мысли признана теорияР. Баумайстера, отслеживающая появление и развитие идентичности, и какреального социального явления, и как понятия. Исходным является утверждение,что, признавая человека субъектом не только социальной, но и собственнойпсихической жизни, «мы можем выделить в структуре личности ту целостность,которую человек рассматривает как Я» (5, С. 18-19).
Проблема местаидентичности в современной культуре представлена в работе известногобританского социолога Антони Гидденса. «Модерн и самоидентичность», гдеидентичность и самоидентичность показаны как явления современной культурыпосттрадиционного общества. Гидденс представляет структуру идентичности какдвухполюсный континуум — с одной стороны, абсолютное приспособленчество(конформизм), с другой, замкнутость на себя. Между полюсами социолог выделяетразличные уровни структуры. В целом, А. Гидденс является противникомпостструктуралистских и большинства постмодернистских теорий, предрекающихкризис способности современного человека обрести свою идентичность (9).
Как видим, сегодняконцепт идентичности, при всем многообразии исследовательских подходов остаетсяодним из самых спорных и актуальных в социологической науке. Проблема типологизации,структуры и уровней идентичности, взаимовлиянии различных социальных идентичностейостается до сих пор не достаточно изученным.
Библиография
1.  Малахов В. С. Неудобства сидентичностью. //Вопросы философии. 1998 N2.
2.  Хабермас Ю. Демократия. Разум.Нравственность.  М. ,1995.
3.  Эриксон Э. Идентичность: юность икризис. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. —344 с.
4.  Юлина Н. С. Философия К. Поппера мирпредрасположенностей и активность самости. //Вопросы философии. 1995. N10.
5.  Baumeister R. Identity.Cultural Change and Struggle for Self. N. Y., Oxford, 1986.
6.  Deschamps J.-C., DevosT. Regarding the relationship between social identity and personal identity //Worchel S., Morales J.F., Paez D., Deschamps J. (eds). Social identity:International perspective. N.Y.: Sage Publ., 1998.
7.  Breakwell G.M.Integrating paradigms, methodological implications // Breakwell G.M., CanterD.V. (eds). Empirical approaches to social representations. Oxford: ClarendonPress, 1993.
8.  Doise W. Socialrepresentations in personal identity // Worchel S., Morales J.F., Paez D.,De-schamps J. (eds). Social identity: International perspective. N.Y.: Sage Publ.,1998.
9.  Giddens A. Modernityand Self-Identity. Stanford, 1991; См. Giddens A. The Constitution of Society. Cambridge, 1991
10.           Jenkins R. Socialidentity. L.: Routledge, 1996.
11.           Mead G. H. Mind, Selfand Society, Chicago, 1976.
12.           Moscovici S. Notestowards a description of social representation // Europ. J. Soc. Psychol. 1988. V. 18.
13.           Tajfel H. Individualsand groups in social psychology // Brit. J. Soc. and Clin. Psychol. 1979.
14.           Turner J.C. Aself-categorization theory // Turner J.C. et al. (eds). Rediscovering thesocial group: A self-categorization theory. Oxford: Basil Black-well, 1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Управление фирмой в условиях рынка
Реферат Прикладные аспекты темы Скорость химической реакции и катализ на уроках химии в средней школе
Реферат Повесть о доме Тайра Хэйкэ моногатари
Реферат Замораживание как один из способов очистки питьевой воды от примесей
Реферат Does Rap Influenec Violents In Inner Cities
Реферат А. С. Пушкин в свое время внес большой вклад в духовную сокровищницу Украины и ее народа
Реферат Гадамер Х.Г. "Актуальность прекрасного"
Реферат Примерные билеты по Русскому языку
Реферат Сделки с земельными паями
Реферат Julius Caesar Essay Research Paper Julius Caesar10044
Реферат Оперная реформа Вагнера как фактор формирования нового исполнительского стиля
Реферат Формулы сложения вероятностей
Реферат Каспийское море
Реферат Договор комиссии во внешнеэкономической деятельности
Реферат Институт омбудсмена в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина