Рольразвивающего обучения для развития творческой личности младшего школьника.
КучманВиктория, 41-ЕНД
Целью воспитания иобразования в современном обществе является всесторонне развитая личность. Всвязи с этим педагогической наукой и практикой ставится задача: теоретическиобосновать и практически реализовать такое обучение, которое обеспечило быформирование личности, обладающей высокими духовными потребностями, развитымипознавательными способностями. Это в свою очередь диктует необходимость такстроить познавательную деятельность на уроке, чтобы обеспечить развитиетворческой активности учащихся.
Творческая активностьшкольника отличается от творческой деятельности взрослого тем, что результатыего деятельности зачастую не являются новыми в общечеловеческом смысле, но впроцессе созидания нового для себя результата ученик моделирует и формирует всебе умения и навыки творца, необходимые в будущей самостоятельной трудовойдеятельности. Таким образом, деятельность по развитию творческой активностиучащихся на уроке – это система педагогических воздействий учителя,направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новыхзнаний, новых способов деятельности с помощью усвоенных знаний, умений,навыков.
Изучениепсихолого-педагогической литературы показывает, что задачам развития творческойактивности учащихся отвечает развивающее обучение. При развивающем обученииставится следующая задача: не только обеспечить усвоение ребенком требуемыхобществом научных знаний, но и добиться, чтобы на каждом уроке учениковладевал, а затем с возрастающей степенью самостоятельности использовал самиспособы добывания знаний. Признаками такого обучения является его интенсивностьи наличие осознанной развивающей цели.
Итак, развивающееобучение – это такое обучение, при котором формы, методы, приемы, средствапреподавания направлены не только на усвоение знаний, навыков, но и наинтенсивное всестороннее развитие личности учащегося; овладение им способамидобывания знаний, развитие его творческой активности.
Развивающее обучениеоткрывает путь успешности в педагогическом творчестве тем, кто любит своюработу и заинтересован в получении положительных результатов. От его успешного внедрениязависит много факторов: от администрации, от учителей, от уровня творческогопотенциала, который есть в коллективе, от правильной атмосферы. Такое обучениеобеспечивает полноценную познавательную деятельность, а она, эта деятельность,требует от учителя высокого профессионального уровня.
Развивающее обучениесосредоточено на том, чтобы дети учились творчески, активно добывать знания,приобретать умения слушать и слышать, осмысленно относиться к своей работе иактивно использовать полученные знания. Такое обучениекачественно меняет отношение учителя к ребенку, поднимая его на более высокийуровень отношений сотрудничества. В нем, кроме того, заложены не разрозненные рекомендации, а комплексное решение всех школьных проблем. Вучебниках, построенных на принципах развивающего обучения, новое содержаниеобразования, новые методы и формы работы, которые действительно направлены нараскрытие индивидуальных наклонностей и способностей младших школьников.Развивающее обучение привлекает также своим подходом к осознанию важностиобучения и развития каждого ученика. Богатство содержания образования,разнообразие методов работы учителя, базирующиеся на особых дидактических принципах и типичных методических свойствах развивающегообучения, дают возможность обеспечивать многообразие видов деятельностиучащихся, позволяют учителю наблюдать каждого ребенка в плане успешности егообучения и развития. Добрые, доверительные отношения между учителем иучащимися, насыщенные положительными эмоциями, атмосфера увлеченности детейучением – все это позволяет каждому ученику реализовать себя в учебнойдеятельности.
Стержнем развивающегообучения является достижение максимального результата вобщем развитии школьников. Поэтому основной путь направлен на формированиезнаний, умений и навыков не большим количеством упражнений или заданий, асамостоятельным добыванием новых знаний всем классом. Двигателем процессапознания становится желание узнать новое, неизвестное. Дети уже в самом началеобучения испытывают удовлетворение от направленной умственной деятельности,радость от выполнения сложного задания.
Методы обучения,строящиеся на основе соответствующих дидактических принципах развивающегообучения, апеллируют не только к интеллекту, но и к чувствам – «вратамдобродетели» детей, когда они обсуждают новый, сложный для них вопрос, свободновысказывают свои суждения, мнения.
Исключительное значениедля ребенка имеет возможность делиться на уроке своими личными наблюдениями.При этом учитель не теряет своей руководящей, организующей роли, но и в тожевремя становится участником коллективного процесса познания. В его работеисчезают нотки «командования», которые обычно сильно звучат в начальной школе.
Таким образом,развивающее обучение все чаще утверждается как ключевой психолого-педагогическийпринцип организации учебно-воспитательного процесса, от которого во многомзависит эффективность переориентации системы образования на развитие творческойличности.