Реферат по предмету "Педагогика"


Современные формы и методы воспитательной работы

Современные формы и методы воспитательной работы

Оглавление
1.Введение
2.Формы и методы внеурочнойвоспитательной работы
Заключение
Список используемой литературы

1. Введение
Человек рождается как биологическоесущество. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитаниеоблагораживает человека, прививает ему необходимые качества.
Воспитание — целенаправленный иорганизованный процесс формирования личности. В социальном смысле воспитание — передача накопленного опыта от старших поколений младшим. Воспитание имеетисторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, сталоорганической частью его жизни и развития. В социальном смысле под воспитаниемпонимается направленное воздействие на человека со стороны общественныхорганизаций с целью формирования у него определенных знаний, взглядов иубеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни. В широком педагогическомсмысле воспитание — специально организованное, целенаправленное и управляемоевоздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств. В узкомпедагогическом смысле воспитание — процесс и результат воспитательной работы,направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Формы и методы воспитания — этоспособы взаимодействия воспитателя и обучающихся, в процессе которых происходятизменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
Особой проблемой является выбор форми методов воспитания. Не бывает методов и форм хороших и плохих, ни один путьвоспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным безучёта тех условий, в которых они применяется. При выборе форм и методоввоспитательной работы следует учитывать:
• особенности обучающихся, их подготовленностик эффективному восприятию воспитательных влияний;
• особенности содержания воспитания;
• сравнительную характеристикуэффективности используемых форм, методов воспитания, возможности каждогосредства и последствия его применения;
• особенности ситуации;
• меру использования тех или иныхсредств, взаимосвязь форм и методов воспитания;
·          морально-психологические,материальные, гигиенические, эстетические и прочие условия.
Учитывая такой выбор форм и методоввоспитательной работы, позволяет мне выбрать цель и содержание воспитательнойработы с обучающимися проживающих в общежитии. Целью и содержаниемвоспитательной работы является соответствие содержания, уровня и качествавоспитания, обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов.

2. Формы и методы внеурочной воспитательной работы
Основными целями моей работывоспитателем в общежитии является формирование общей культуры личностиобучающихся, их адаптация к жизни общества, воспитание гражданственности,трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе.Родине, семье, формированию здорового образа жизни.
Для достижения этих целей свою работуначала с планирования воспитательной работы. Трудность работы воспитателязаключается в выборе форм и методов воспитания, потому что каждый обучающийсянуждается в индивидуальном подходе, так как наши обучающиеся имеют свой стильповедения с различной мотивационной направленностью.
Я работаю воспитателем в общежитии ввечернее время, цель моей работы занять обучающихся во внеучебное время, тоесть организовать досуг в общежитии. Моя задача состоит в том, чтобы научитьобучающихся рационально и с пользой проводить свой досуг, привлечь обучающихсяк организованной досуговой деятельности, освободить их от влияния неформальныхобъединений.
Формы и методы внеучебнойвоспитательной работы в общежитии многообразны:
• проведение лекций, бесед, вечеровотдыха;
• организация вечеров вопросов иответов;
 • проведение спортивных мероприятий,соревнований между комнатами.
Начиная работать воспитателем вобщежитии, в первую очередь сама ознакомилась с правилами проживания вобщежитии. Затем на основании этого правила разработала «Права и обязанности,проживающих в общежитии ПЛ 85».
Вместе с комендантом общежитияпровели работу по организации заселения обучающихся в общежитие, учитывая ихинтересы. А также проведено комплекс мероприятий по адаптации первокурсников кновым социальным условиям. Было проведено общее собрание, где были объявлены правилаВнутреннего распорядка для обучающихся проживающих в общежитии, какподдерживать надлежащий вид санитарного состояния помещений общежития.
Для изучения обучающихся заселившихсяв общежитии мне необходимо было завести журнал анкетных данных. Я провелаанкетирование. Анкетирование позволило составить социальный паспорт семьи,узнать их интересы, желания, возможности по организации внеучебной работы.
Любую форму воспитательной работыможно отнести к одной из следующих групп: работа с родителями, мероприятия,просмотр телевизора, дискотека.
Сотрудничество воспитателя сродителями является залогом успешной воспитательной деятельности собучающимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личностиребенка. Такая форма общения представляет направить деятельность воспитателяна:
 • изучение семей обучающихся;
 • педагогическое просвещениеродителей;
 • индивидуальная работа сродителями;
• информирование родителей о ходе ирезультатах обучения, воспитания и развития обучающихся.
Изучение семей обучающихся позволяетмне лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семей, ознакомиться сдомашними условиями развития личности обучающегося.
Педагогическое просвещение родителейпланирую в соответствии конкретными проблемами, возникающими в ходе своейработы — это нарушение дисциплины.
Индивидуальная работа с родителями позволяетмне установить непосредственный контакт с каждым членом семьи обучающегося,добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния наличность обучающегося. Поэтому в план своей работы включаю индивидуальныебеседы с родителями.
Информирование родителей о ходе ирезультатах обучения, воспитания и развития обучающихся осуществляю с помощьюродительских собраний.
В начале учебного года в общежитиибыло проведено родительское собрание, где присутствовало 23 родителя, хотяочень мало, но в течение месяца почти со всеми родителями встретились. Общениес родителями мне позволило узнать многое о развитии личности их детей.
За нарушение дисциплины былиприглашены родители на индивидуальную беседу: Мухутдинова Д, Имамиева Ранаса,Альмиева Рифата, Зиннурова А, Валиева И, Яруллина Д, Шайдуллина А и даже удевушек — Гимадиевой А, Мусиной Г, Гилемхановой Г. Поговорив и обсудивповедение их детей пришли к оптимальному решению, взаимопониманию.
Следующая форма, применяемая мною ввоспитательной работе — это мероприятия. За небольшое время своей работывоспитателем в общежитии я провела следующие мероприятия в виде деловой игры.Например: «День студента», «День святого Валентина», «А ну-ка, парни», «8марта». Такие мероприятия создают возможность естественного вхожденияобучающегося в ситуации нравственного содержания, позволяют одновременноактивизировать нравственное сознание, чувства, способствуют активномусамовыражению обучающегося, «проживанию» в игровом образе и приобретению имопределенного нравственного опыта, созданию ценностных отношений в коллективе впроцессе взаимодействия. Подбирала материал так, чтобы каждое мероприятиеразвивало у обучающихся навыки логического мышления, делового поведения,позволяло оценить ситуацию, встать на иной путь, видеть ошибки предыдущегоигрока, увидеть проблему более глубже.
Также провожу «Загадки для ума»,«Логические развлечения», «Перевертыши» применяю вопросы из самых разныхобластей, при ответе на которые требуется проявить не только знания, но такжесмекалку и находчивость.
Большое распространение получилиразнообразные формы беседно-дискуссионной деятельности. Вместе с медсестройнашего лицея провели следующие мероприятия «Почему подростки курят», «Скажем,нет алкоголю». Работая с обучающимися мероприятия проходили в форме бесед,обсуждений, диспутов и дискуссий которые является одним из средств, переходазнаний в убеждение. Цель этих мероприятий формирование негативные отношения купотреблению алкоголя и табака, а также расширение и закрепление знаний овредных последствиях употребления алкоголя и табака на организм человека. Ввоспитательской работе очень важно, что процесс бесед, обсуждений и диспутовосуществляется своего рода нравственное взаимопросвещение.
Основная работа — это контактывоспитателя с обучающимися, в ходе которого производится разбор конкретныхжизненных ситуаций. Такие дискуссии как: «Можно ли быть свободным безответственности», «Товарищества твердые законы» это помогают помочь обучающимсяосознать нравственные нормы и правила. Формировать у обучающихся нравственноеотношение к окружающим людям, осознания ценности человеческой жизни, а такжеразвивать волевые качества обучающихся, способности к критическому осмыслениюсвоих сильных и слабых сторон. Каждая такая встреча мне помогает ближе узнатьвнутренний мир обучающегося, их отношение к реальной действительности. Такиеконтакты позволяют обучающимся раскрыть себя.
Просмотр телефильма, спортивногоматча — представление, в ходе которого обучающимся демонстрируется зрелище,подготовленное профессионалами. В данной форме присутствуют две функциисубъектов взаимодействия — зритель и организатор просмотра. Основанием длятакого разделения являются признаки формы совместной деятельности, особеннокогда идет матч по хоккею «Акбарс» с какой либо командой. Как будто самиобучающиеся играют вместе с ними. По настроению обучающихся сразу видно выиграл«Акбарс» или нет.
Дискотека у нас в общежитиипроводится еженедельно по четвергам. Дискотека — это вид произвольного танца.Прежде всего, дискотека способствует задать образы позитивноговремяпрепровождения — отдыха.
Используя формы воспитательнойработы, я в каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и ужеисходя из этого, устанавливаю контакты с обучающимися, стараюсь, чтобы онраскрыл передо мной свой внутренний мир. И чтобы этого добиться я применяюследующие методы воспитательной работы:
убеждение, организации деятельности, стимулированияповедения и деятельности.
Метод убеждения — главным образомобращен к сознанию личности. Основной инструмент, источник методов убеждения — слово, сообщение и обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но исуждения обучающихся. Слово взрослого бывает сильным методом воздействия на умыи чувства обучающихся, но это требует высокой культуры и профессиональногомастерства. Поэтому метод убеждения я применяю в своей работе, когдарассматриваем какую — либо ситуацию и применяю такие методы как: беседа,рассказ, объяснение, пример, внушение. Этот метод позволяет мне изменитьсознание обучающегося.
Организация деятельности обучающихсяявляется ведущим методом воспитания. Эта группа методов включает в себяприучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающиеситуации.
Педагогическое требование я, применяякак предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов,традиций, принятых в «Правах и обязанностей проживающих в общежитии». Требую уобучающихся совокупность норм общественного поведения. По форме требованиябывают прямые и косвенные. Прямые приказания даю старостам отсеков поназначению дежурных в отсеке, а косвенные требования предъявляю в виде просьбы,совета. В моей воспитательной работе предпочтительны косвенные требования.Например: прошу нарисовать стенгазету или помочь оформить красный уголок длямероприятия.
Общественное мнение — это выражениегруппового требования. Его использую в коллективе при обсуждении поступков,проведения мероприятий. В решении обсуждения принимаю общественное мнение,стимулирую выступления обучающихся с оценкой их деятельности.
Приучение и упражнение содействуютформированию устойчивых способов поведения, привычек. В своей работе применяюприучение, как организацию регулярного выполнения обучающимися действий с цельюих превращения в привычные формы поведения. Каждый раз им напоминаю, что:
• в здании нужно головной уборснимать;
• входящий должен здороваться слюдьми, находящими в здании;
• в комнате должно быть ежедневнопорядок;
• сидеть на кровати запрещено.
Привычки становятся устойчивымисвойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важноформировать.
Воспитывающие ситуации — этообстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию. Такие ситуации яприменяю в мероприятиях. Например: «Можно ли быть свободным безответственности», где мы с обучающимися обсуждаем значение слова «свобода» и«ответственность», а также показываю значимость этих понятий в жизни человека,создаю условия для сознательной активной деятельности, в которой формирую новыенормы поведения, ценности.
Методы стимулирования поведения идеятельности, в побуждении к социально одобряемому поведению. Побудителемвыступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка.Психологической основой этих методов является переживание, самооценкаобучающегося, осмысление поступка, вызванные оценкой товарищей. Человеку вколлективе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержкусвоего поведения. На этом основана коррекция поведения обучающихся с помощьюего оценки.
Метод поощрение, похвалу,благодарность — применяю, когда одобряю обучающегося за сданный экзамен,поведение, правильный поступок. Когда скажешь им «молодец». Одно только слово вызываету них чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, стимулируетобучающегося к улучшению его поведения. Методика поощрения позволяет мнеодобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучатьобучающихся ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрениечаще требуется обучающимся с девиантным поведением и неуверенным в себеобучающимся.
Наказание — это выражениеотрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормамповедения. В своей воспитательской работе применяю метод наказания принарушение обучающимися правил проживания в общежитии. Делаю замечание,предупреждение, беседую. Частным случаем наказания является метод естественныхпоследствий: насорил — убери, нагрубил — извинись. За грубые нарушения обсуждаемобучающихся на Совете общежития или на общем собрании общежития. Однако уобучающихся этот метод вызывает чувство стыда, неудовлетворенность,корректирует поведение обучающегося, дает ему возможность понять свою ошибку.Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил — убери, нагрубил — извинись.
Эти системы форм и методов включает всебя: воздействие словом и другими средствами, обращенными к разуму и чувству сцелью формирования этических представлений, организация деятельности ивзаимодействия обучающихся и взрослых с целью развития навыков поведения,усвоения опыта и способов деятельности.

3. Заключение
Анализируя взаимоотношенияобучающихся между собой, отношение их к лицею, учебе, я обнаружила следующиепротиворечия:
• нетерпимость обучающихся друг кдругу,
• неумение трудиться на общее благо,
• эгоизм, дефицит общения,
• негативные отношения в семье,выливающиеся в агрессию, нервозность. Исходя из всего вышеперечисленного, япоставила перед собой цели:
• организовать жизнь обучающихся,проживающих в общежитии так, чтобы она являлась средой личностного становлениякаждого обучающегося,
• создать условия, где могутпроявляться новые качества в личности обучающегося. Чтобы данные целипревратились в жизнь, необходимо решить задачи:
• добиться, чтобы категории нравственностистали нормой повседневной жизни обучающихся.
• воспитывать сознательное отношение кучебе, стремление самостоятельно получать знания.
• Создавать условия для самовыражениякаждого обучающегося.
Задача воспитателя, по меньшей мере, немешать проявлениям самостоятельности обучающимся, а по большему счету — предоставить им как можно больше возможностей для саморазвития, оказываяподдержку в этом трудном деле, помогая преодолевать трудности и опасности этогопути.

4. Список используемой литературы
1. Байбородова Л.В., Рожков М.И.Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. — Ярославль: ЯГПУим К.Д.Ушинского, 1997.
2. Титова Е.В. Если знать какдействовать. Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. — М.:Просвещение, 1993.
3. Уманский Л.И. Психологияорганизаторской деятельности школьников: Учебн. Пособие для студентов пед.ин-тов. — М.: Просвещение, 1980.
4. Юсупов И.М. Психологиявзаимопонимания. — Казань: Татарское книжное издание, 1991


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.