Конспектинтегрированного урока математики, русского языка, окружающего мира «Корень(уравнения, слова, растения)»
Цель урока:обобщить представления детей о понятии корень, используемом в таких предметныхобластях, как математика, русский язык, окружающий мир.
Задачи
· знать,что такое корень (слова, уравнении растения);
· уметьнаходить корни уравнения (простейшего и составного), слова, различать корнирастений;
· пониматьзначение корня в слове, в жизни растения, при решении уравнений, понимать, чтоуравнения, слова, растения могут иметь не только единственный корень (могутиметь несколько корней или не иметь корней).
Оборудование:учебник «Математика» 4 класс (автор И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская),карточки для учащихся, компьютер и проектор, гербарий, презентация, тетрадь напечатной основе ИвашовойО.А.
Ход урока
1. Организационныймомент
Ну-ка проверь, дружок.
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все льв порядке,
Ручка, книжка итетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательноглядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»?
Пожелаю всем удачи –
За работу, в добрыйчас!
2. Устный счет
Сообщение темы урока.
Тему сегодняшнего урокавы узнаете, ребята, если найдете значения выражений. (У учащихся карточки, онизаписывают только ответы.)
/>
Проверка. Работа впарах. Запиши значения выражений в порядке возрастания.
(Учащиеся обмениваютсятетрадями. Сверяют ответы с ответами на доске.)
/>
Ребята, вы – молодцы,справились с заданием и теперь мы можем прочитать тему урока. (Слайд №2, см.презентацию)
3. Актуализация знанийо значении слова «корень»
· Ребята,а какие бывают корни?
· (Заслушиваютсяответы учащихся).
· Давайтеобратимся к толковому словарю, узнаем значение этого слова.
· (Учащиесязачитывают все значения слова корень).
1) Подземная частьрастения, служащая, для укрепления его в почве и всасывания из нее воды ипитательных веществ. Например: пустить корни.
2) Внутренняянаходящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Например: покраснеть до корнейволос.
3) В русском языкеосновная часть слова без приставок и суффиксов.
4) В математике: кореньуравнения.
Из рубрики «Этоинтересно».
Это слово имеетнесколько значений, оно является многозначным. В народе слово «корень»употребляют, когда говорят о важном, о главном. Если речь идет о причинечего-то плохого, скажут корень зла, о серьезных ошибках говорят в корненеправильно. Если что-то надо основательно переделать, говорят о коренной переработке,коренной перестройке. Выражения «смотри в корень» или «зри в корень» — этозначит выдели самое главное.
· Значит,корень – это важная часть целого.
· Сегоднямы с вами обобщим знания по теме «Корень».
· Окаких корнях пойдет сегодня речь на нашем уроке?
О корне растения, окорне слова, о корне уравнения. (Слайд №3, см. презентацию)
4. Обобщение изученногоматериала
1) Работа с таблицей.Работа в группах. (4 группы)
· Ребята,у вас лежат карточки, каждой группе нужно выбрать только те данные, которыеотносятся к своему предмету. (Слайд №4, см. презентацию)Предмет Какой корень Что это Примеры
Окружающий мир
(1 группа) Корень растения Орган растения Нарисуй растение, подпиши корень.
Русский
(2 группа) Корень слова Значимая часть слова
Мороз, заморозок,
морозный
Математика
(3 группа) Корень уравнения
Часть уравнения
(то ради чего решают уравнения)
х + 9 = 15
х = 6
у: 6 = 6
у = 36 (4 группа)
Корень растения:
— всасывает воду и минеральные соли;
— укрепляет положение в почве;
— запасает питательные вещества. Корень слова служит основой слова. Корень уравнения превращает запись в верное равенство.
(Каждая группа имеетвсе карточки, им надо выбрать нужные к предмету).
Задание: соберицепочку, что относится к предмету.
1 группа – окружающиймир.
3 группа – математика.
2 группа – русскийязык.
Учащиеся в группахделают выводы, с помощью которых заполняется таблица.
А 4 группа, должнавыполнить указанную работу в таблице на карточке, вписать значение корня покаждому предмету. (Слайд №5, см. презентацию)Каждая группа зачитывает своюцепочку. В презентации появляются ответы 1-й, 2-й, 3-й группы.
4 группа делает посвоей табличке устный вывод, и после каждого вывода появляется иллюстрация сдеревом. (Слайд №6, см. презентацию)
/>
/>
Послушайте рассказученика.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад
Не был сад фруктовым –
Был он только словом
Чудо-слово,слово-корень
Разрастаться сталовскоре
И плоды нам принесло
Стало много новых слов.
(Слайд №7, см. презентацию)
Что на нем выросло? Что у них общего?
Корень слова.
В науке такие словесные «деревья»называют ловообразовательными гнездами, а в процессе образования новых слов врусском языке называют словообразованием. Ребята, запишите однокоренные слова скорнем сад.
Проверка. Учащиесязачитывают свои варианты записанных слов. Чем они похожи? (Слайд №8, см.презентацию) — Что вы видите на этом дереве?
Схемы уравнений.
· Запишитеуравнения с корнем 8.
/>
Рисунок №3.
Учащиеся дают ответы.
14 + х = 8
26 – х = 18
19 + х = 27
88: х = 11
6 • х = 48
56: х = 8
48 – х = 28
Взаимопроверка. Работав паре. Учащиеся зачитывают свои уравнения.
19 + х = 27
26 – х = 18
88: х = 11
6 • х = 48
Вывод обо всех корняхпо таблице.
· Чтоглавное у растения, у слова, у уравнения?
Корень.(Учащиесясмотрят на таблички с деревьями.)
5. Решение задачсоставлением уравнений и нахождением их корней
Задача
· Сейчася вам предлагаю интересную работу над задачей.
Реши задачу составивуравнение.
Вариант 1.
Для посадки аллеидеревьев водитель привез несколько берез, и 14 кленов. Всего посадили 36деревьев, полили водой. Узнайте, сколько посадили берез.
1) х + 14 = 36
х = 36 – 14
х = 22
Посадили 22 березы
Вариант 2.
В парке сажали осинки ирябинки. Осинок посадили 23 штуки и несколько рябинок. Всего было посажено 95деревьев. Сколько посадили рябинок?
2) 23 + х = 95
х = 95 – 23
х = 72
Посадили 72 рябинки
Взаимопроверка. Работав парах. (Слайд №10, см. презентацию)
— Назовите корниуравнений.
Назовите однокоренныеслова из текста задач.
Посадки, посадили – 1вариант
Сажали, посадили – 2вариант.
6. Физминутка
Потрудились – отдохнем
Встанем, глубоковздохнем
Руки в стороны, вперед.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямовстать
Руки вниз и вверхподнять
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
7. Проблемная ситуация,связанная с возможным количеством корней у объектов разной природы (корнейуравнений, корней слов, корней растений)
1) Работав группах
· Акак вы думаете, ребята, уравнения, слова и растения могут иметь только одинкорень?
· Рассмотримгербарий растений.
Работа в группах сгербариями. (два растения с разным строением корневой системы)
· Чтовы можете сказать о строении корня.
Одно растение, укоторого есть основной корень. (стержневой)
Другое растение, укоторого несколько корней. (мочковатый) (Слайд №11, см. презентацию)
2) Найдите и запишитеслова по схеме. Выделите корень в словах.
/>
Водяной, водолазы,пароходы, перевозка, лесоруб, лесник, пешеходы, перелетчик, паровозы.
Взаимопроверка. Работав паре.
· Чтовы можете сказать о них?
Они имеют два корня.Это сложные слова.
3)Запишите и найдите корень уравнения
а: а = 1
· Сколькокорней может иметь это уравнение?
Несколько. Много.Вместо а можно поставить любые числа.
· Какоетолько число нельзя подставить в это равенство (на что нельзя делить)?
Нельзя делить на 0.
· Какойвывод можно сделать?
Вывод: значит растения,слова и уравнения могут иметь несколько корней.
4)Могут ли слова, растения, уравнения не иметь корней?
Работа в группах покарточкам. (Слайд №14, см. презентацию)
· 1группа: найдите корень в словах. К каким частям речи они относятся? Сделайтевывод.
Слова: и, или, ах, не,в.
· 2группа: рассмотрите растения гербария, сравните их, сделайте вывод. (у учащихсядва растения: одно мох, другое с корнем.
Растение: мхи.
· 3группа: решите уравнение и сделайте вывод.
Уравнение: 0 ∙ х = 7
· 4группа: по два человека садятся экспертами в каждую группу, а потом делаютвывод по каждой группе.
Слова: и, или, ах, не,в – эти слова корня не имеют. (союз, междометия, частица, предлог). У мха корнянет. Уравнение 0 ∙ х = 7 не имеет корней.
5) Найдитекорни уравнений. Сделайте вывод. (Слайд №15, см. презентацию)b + 40 = 60 a: a = 1 0 • x = 7 Уравнение имеет один корень. Уравнение имеет несколько корней. Уравнение не имеет корней.
· Данныев табличке появляются после выводов.
8. Закрепление умениянаходить корни уравнений
· Чемпохожи уравнения каждого столбика?
· Можноли сказать, что это 2-е группы?
I группа – простыеуравнения.
II группа – сложныеуравнения.
х: 9 = 8 k: 68 = 836+ 398
n – 27 = 8 15c + 3c –120 = 786
90: d = 5 (5376 – a) –3877 = 904
a * 50 = 250
x + 38 = 94
76 – y = 35
n: 6 = 9
с – 35 = 90
· Чтонужно сделать, чтобы найти корень сложного уравнения?
Упростить уравнение.
· Каждаягруппа решает своё уравнение:
1 группа – выпишитеуравнения, которые решаются вычитанием.
2 группа – выпишитеуравнения, которые решаются сложением.
3 группа — выпишитеуравнения, которые решаются умножением.
4 группа — выпишитеуравнения, которые решаются делением.
— Решите своиуравнения.
Проверка.(Слайд №18, см. презентацию)
· Какиекомпоненты находят вычитанием? (1 группа)
· Какиекомпоненты находят сложением? (2 группа)
· Какиекомпоненты находят умножением? (3 группа)
· Какиекомпоненты находят делением? (4 группа)
· Сколькокорней имеет ваше уравнение?
9. Итог урока
· Чтообщего у всех значений слова корень?
Корень – это важнаячасть целого.
· Какопределить и найти корень?
Выбери верноевысказывание.Если это часть слова Если это корень уравнения
Если это кореньуравнения, нужно вычислить, найти число, при подстановке которого в уравнение,оно становится верным равенством.
Если это часть слова,нужно подобрать однокоренные слова и выделить их общую часть.
· Чембыл необычен сегодняшний урок? Понравился ли он?
И в домашнем заданиинадо будет применить знания не только по математике.
10. Домашнее задание
Вариант 1. Подобратьчисловые данные, составить задачу про корни растений.
Решить задачу.
Вариант 2. Составитьзадачу, используя в условии однокоренные слова.
Решить задачу
· Какиекорни встретятся в вашем домашнем задании по математике?
Вариант 1 – корнирастений.
Вариант 2 – корни слов.
По желанию, можносоставить к задаче уравнение.