Якутский Государственный Университет
Институт Математики и Информатики
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Информатизация учебного процесса»
Выполнил: студент 3 курса ЯГУ ИМИ
гр. ИНФ-00 Федотов Кэскил
проверил:
Якутск 2003 г.СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
Информационная культура, цивилизация,общество
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.2 Проблема информатизации учебного процесса и школ.
2.3 Результаты исследования школ
2.4 Слово о классно-урочной модели использованиякомпьютера
2.5 Проектно-групповая и индивидуальная модели взаимодействиякомпьютера и учащихся
3. Заключительное слово
1.
1.1Вся обозримая история человечествахарактеризуется сменой государств, империй, цивилизаций; сменой способовпроизводства и орудий труда, культур, технологий и систем образования; использованиемразличных видов энергии и средств коммуникации.
XX век, в особенности его вторая половина, прошел под знакомнаучно-технической революции — коренных изменений и преобразований способовпроизводства на основе превращения достижений науки в ведущий фактор развитияобщественного производства, в непосредственную производительную силу.
Современная стадия научно-технической революции отличаетсятем, что, во-первых, технология переработки естественных материаловдополнилась технологиями создания принципиально новых материалов наатомно-молекулярном уровне, когда осуществляется опора на практическоеиспользование законов атомной и ядерной физики, квантовой механики ирелятивистской механики, законов молекулярной генетики, оптоэлектроники,нанотехнологий, информологии и др., т. е. опора на представления, концепции,теории и законы, составляющие преимущественно квантово-полевую картину мира.Во-вторых, если главной отраслью в начальной стадии научно-техническойреволюции определялось машиностроение, автоматизированное на базе микроэлектроникии вычислительной техники, то теперь это сама микроэлектроника и вычислительнаятехника во всех ее разновидностях: компьютеры, компьютерные сети и системы,глобальные международные сети и другие средства информатики, телематики и теленетики.В-третьих, резко возросла информатизация общества, появились индустрияинформатики, новые информационные технологии. В-четвертых, произошлаинтеграция науки и производства, наука стала непосредственной производительнойсилой, а в информационной парадигме она ныне рассматривается как системанакопления, хранения и переработки информации, ее анализа с выработкой норм иправил отбора; как система создания методик и методологиймоделирования. Наука ныне рассматривается как одна из коммуникативныхсистем и моделей.
Сразвитием науки, технологий развивается интеллект, растет энерговооруженность,повышается уровень информационного обмена между людьми. Человек отличается отсвоих предшественников прямой по-: ходкой, творческим интеллектом, позволяющимсоздавать все более и
болеесовершенные орудия физического и умственного труда, знаковой и устной речью,письмом и печатью (рис. 1) и, наконец, вооружением электронно-вычислительнойтехникой, выходами из реального мира в миры виртуальные с помощью книг икомпьютеров (рис. 2).
Рис. 2. Развитие цивилизаций и информации (вне масштаба)
Рис. 1. Периодизация развития человеческого общества (по В.А. Забакову). Сколичественной стороны функционирующая в человеческом сообществе информациярастет экспоненциально, со скачками (см. рис. 2), что связано с появлением всеболее и более новых способов распространения и хранения информации. Так,например, английский ученый Д. Робертсон полагает,что в истории было три крупнейшие информационные революции: возникновениеречи, письменности и книгопечатания. Возникновение языка ассоциируется сзарождением человечества, как такового, возникновение письма — с истокамицивилизации, а развитие печатного дела — с началом современной цивилизации.
Цивилизацияи есть информация. Большинство факторов, характеризующих цивилизацию, — этикаи законы технологии, философия и религия, литература и искусство суть не чтоиное, как формы информации.
Языкотличает человека от предшествующих млекопитающих, письменность вывелачеловечество из варварства, печатное дело определило решающие для современнойцивилизации события в позднем Возрождении (революция Коперника, открытиеНового Света, Реформация).
Информационный взрывопределяется увеличением объема информации надва и более порядка от исходной величины.
Общийобъем (оценка по Д. Робертсону) информации наразличных
уровняхцивилизации следующий:
предъязыковойуровень — 107 бит;
языковойуровень — 109 бит;
письменныйуровень — 1011 бит;
печатныйуровень — 1017 бит;
компьютерныйуровень — 1025 бит.
Согласнооценкам, одна буква 26-значного алфавита содержит несколько меньше пяти бит информации.
Наязыковом уровне каждый индивид обладает собственной памятью, информациейсвоего селения, клана или племени, т. е. информацией, в 50—1000 раз большей,чем на предъязыковом уровне. На письменном уровне прибавляется информация,содержащаяся в рукописях манускриптах. На печатном уровне прибавляются сотнибиблиотек. Утверждается, что среди ученых Г. Лейбниц был последним, кто могвоспринять и уяснить всю информацию своего времени. Уже в 1950 г. только вСША ежегодно выходило 10 000 новых книг, содержащих в среднем 10 бит, безучета периодических изданий. Появление Интернета современный итальянскийписатель, один из основателей семиотики, Умберто Эко ставит в один ряд с книгопечатанием по его влиянию нацивилизацию.
Вприведенные количественные оценки объема информации современная информационнаядействительность вносит свои коррективы. Например, физик-эколог В. Г. Горшковоценивает верхний предел запаса культурной информации современности величинойпорядка 10 бит — произведение числа людей на Земле (6-10 человек) на запасинформации памяти каждого человека (6-10 бит). Объем памяти современныхкомпьютеров имеет порядок 109 бит и примерно совпадает с запас
Кпоследовательности Д. Робертсона следует,по-видимому, добавить еще один современный этап — этап лавинообразногонарастания мощности глобальных компьютерных сетей, глобально-космическихсредств телекоммуникаций, т. е. таких компонентов глобальных информационныхсредств, как телематика и теленетика,которые породили новые, самые последние научно-технические отраслиинформологии и привели к появлению нового виртуального мира человека — киберпространства.
Возможностиусвоения информационных потоков компьютерами в миллион раз превосходятвозможности людей. При этом уникальная информация культуры содержится в умахспециалистов-профессионалов, составляющих примерно 1% от всего населения Земли.
Цивилизациисменяют одна другую не только по причине скачкообразного роста количествациркулирующей в обществе информации (запаса культурной информации), но и врезультате изменения интеллекта, миропонимания и менталитета, стиля мышления,сознания. Существует несколько типологий сознания людей, приведших кпостроению информационного общества.
Нынепринято выделять технологический и экологический типы сознания при необходимойсмене первого вторым. Эта проблема тесно смыкается с проблемой гуманизма и гуманитаризации, сохранения биосферы Земли, с однойстороны, и с проблемой технократизма как стиля мышления — с другой.
Внесениев школу идей технологизации учебно-воспитательногопроцесса сводится по форме к переработке «сырья» в «конечный продукт», однако педагог должен понять и осознатьпроцесс, поставить задачу, описать алгоритм ее решения, составитьпрограммы на естественном и формальном (алгоритмическом) языках, т. е. решитьзадачу-проблему учебно-воспитательного процесса.
Задача — это модель проблемы.По сути своей вся жизнь человекацель его деятельности есть адаптация к среде, к обществу: постановка иизучение, выявление и решение мелких и крупных, личных и общественных, семейныхи производственных проблем, т. е. задач, возникающих во взаимоотношенияхчеловека и природы, людей между собой, стран, коллективов, народов.
Традиционнов информатике понятие «задача» подразумевает преобразование (обработку)информации, систему информационных процессов, несогласование которых или противоречиемежду которыми требует их переустройства. В современных условиях в большинствеслучаев задача сводится к разработке и исследованию информационных моделейразвития науки и решения проблем самой науки, общества, природы, а такжепредвидению глобальных опасностей развития техники и связанных с нимэкологических катастроф.
Вэтом смысле информационная культура требует отхода от технократизма в развитиимышления обучаемых при использовании компьютера.
Технократизмкак форма мышления порожден иллюзиями успехов научно-техническогопрогресса, иллюзиями потому, что всякий рост, прогресс, развитие в окружающемнас мире способствуют, с одной стороны, возрастанию материальных благ,развитию культурных ценностей, беспрецедентным достижениям науки и техники, ас другой — загрязнению среды, истощению мировых ресурсов, угрозе ядернойкатастрофы, массовым химическим поражениям, эпидемиям невиданных болезней и т.д.
Современнаяцивилизация в форме научно-технического прогресса подводит мир в его развитии кнепредсказуемой по времени и последствиям точке бифуркации со случайнымвыбором траектории дальнейшего развития, к новому процветанию или к гибелисовременной цивилизации, а то и всей Земли, биоты наней. Эти обстоятельства выдвигают проблему использования закона техногуманитариого баланса: общество живетнормально до тех пор, пока его технологии уравниваются адекватными силамисдерживания.
Представленияо содержании и смысле культуры сливаются с представлениями об инвайроментальной экологии. Еще в 60—70-х гг.французский ученый Ф. Сен-Марк писал: «Отнять упланеты природу — значит отнять у нее культуру». По мнению ученого, жизненнаясреда может предложить человеку три категории нематериальных благ:биологическую, художественную, научную. Человек же обращается с ними весьманебрежно. А по всей совокупности «человечество столь близко бездне, что емунеобходимо под страхом исчезновения в ней ответь за каждый шаг на своем пути».В решении задач исчезновения причин страха большая роль принадлежит педагогам иработникам образования — ученым,познающим не только законы природы, но и законы образования в информационномобществе, передающим эти законы школьникам.
Чтобыосмыслить и построить картину мира, человек должен принять от Вселеннойсовокупность сигналов, преобразовать, проанализировать и упорядочить их,выстроить в определенной системе миропонимания в соответствующей парадигме ипо принятым методолого-гносеологическимпринципам. Он, обмениваясь с природой сигналами, вступая с ней винформационные связи, ведет непрерывный диалог в системе «человек—природа»,«человек—Космос».
Освоениеинформационной картины мира человеком дает ему возможность, как уже указывалосьвыше, ориентироваться в меняющемся мире, в окружающем его информационномпространстве и личной информационной сфере, по возможности сознательно формируяэту сферу и через нее же влияя на социально-политическую, экономическую,экологическую и информационную структуры природы и общества.
Пониманиеинформационной картины мира, разумный анализ и использование информационныхпотоков, прямых и обратных информационных связей (с целью адаптации кокружающему миру и влияния на него) выступают необходимым компонентомсовременной не только информационной культуры, но и культуры вообще какколлективной памяти человечества: свода правил поведения человека винформационном обществе, критерия уровня понимания и восприятия мира,адекватного определению человеком своего места в нем.
Информационная культуранепрерывно развивалась напротяжении всей истории человечества, а за последние несколько тысячелетийпрошла в своем развитии несколько периодов, связанных со способомраспространения информации (наскальный, рукописный, полиграфический иэлектронный).
Информационная культура директора и учителясвязана совладением ими электронно-коммуникативными системами, средствами и технологиямиобразования населения (ЭКСС и ТОН), обучения школьников (ЭКССТО), поискаинформации. Она может быть рассмотрена на трех уровнях. На информологически-методологическом уровне предполагаетсязнание научных основ инфоноосферной эдукологии и информационной педагогики, а такжепедагогической информатики; понимание роли социально-экономических,научно-технических, психолого-педагогических и физиолого-медицинских факторовиспользования ЭКССТО; сравнительный анализ научно обоснованных моделейинформатизации школы в стране и за рубежом. На теоретическом уровнетребуется знание дидактических принципов компьютерно-информационногообучения, закономерностей функционирования информационной среды учения, вопросовлогического построения курсов основ информационного моделирования, основ теленетики. На прикладном уровне требуется формированиепонятий, знаний, умений и навыков в области ЭКССТО; освоение конкретных новыхинформационных технологий обучения.
Понятие информационной грамотностивключает в себя следующиекомпоненты:
•знание системы услуг для получения текущей и ретроспективной информации ирегулярного обращения к ней, например к реферативному журналу «Информатика», кмировой сети Интернет;
•способность оценить ценность, эффективность и надежность информации,полученной из разных источников, для удовлетворения различных информационныхпотребностей;
• владение основными навыками приобретения информации в автоматизированныхсистемах и хранения собственной информации.
Информационная культура требует прежде всего отдиректора и от учащегося новых знаний и умений, особого стиля мышления,обеспечивающих им необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующихдостойное место в информационном обществе. Она выпол
отследующие функции: регулятивную, поскольку оказывает решающевоздействие на всю деятельность, включая информационную; познавательную,так как непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта иего обучением; коммуникативную, поскольку информационная культураявляется неотъемлемым элементом взаимосвязи людей; воспитательную, ибоинформационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры,овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании егоповедения.
Информационнаякультура тесно смыкается с коммуникационной культурой — культуройобщения, диалога в широком смысле этого слова: диалога народов, человека счеловеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, мысленного диалогаписателя и читателя, актера и зрителя, обучаемого и обучающего и др. СергейАверинцев, которому присуждена итальянская премия «Диалог между культурами»,полагает: «Диалог — это то, что постоянно находится в опасности, но без чего насамом деле обойтись невозможно». (Известия, 21 января 2001 г.)
Культура ицивилизация относятся к полисемантическим многозначным понятиям; они строго неразличимы и сводятся к материальным благам и текстам, накопленнымнародами, странами, человечеством.
Когда-то М.Горький определил: «Культура — это наука и искусство, цивилизация — техника иэкономика». Информация в форме информационной культуры интегрирует культуру ицивилизацию, естествознание и искусство, реальный мир и виртуальный. Вантичной гуманистической парадигме мир — это единство реального и духовногомиров, познание мира и умом и сердцем.
Образованиечерез передачу информации, достижение ее понимания и усвоение субъектомобразования — один из основных способов передачи культуры и развитияцивилизации. Настоящее образование всегда гуманно и гуманитарно, каков бы нибыл набор учебных дисциплин, — все определяет учитель, его личность, опыт,совесть и страсть.
К основнымчертам информационной цивилизации относят следующие процессы:
•сокращение числа людей, занятых в промышленном производстве и сельскомхозяйстве;
•нарастание интенсификации информационного обеспечения производства, чтоспособствует снижению потребностей в сырье, природе-сбережению и решениюэкологических проблем;
•внедрение наукоемких производств, что выдвигает в первые ряды даже малыегосударства;
•развитие в государстве взаимодействия пяти независимых ветвей власти:законодательной, исполнительной, судебной, власти интеллекта и властиинформации, причем две последние пронизывают все ветви;
•стремительное возрастание динамизма экономики;
•стирание старых границ между социальными категориями и возникновение новыхграниц между «быстрыми» и «медленными» экономиками;
•увеличение капитала, вкладываемого в образование и здравоохранение;
• рост успехов в охране природы.
Наиболееобщей концепцией информатизации в плане общественно-политическом исоциально-экономическом выступает концепция информационного общества.Ее создатели Д. Бенк, Б. Масуда,О. Тоффлер предполагают наличие беспроблемногообщества взаимодействия и консенсуса, т. е. общества более высокого уровняпотребления, общества всеобщего благоденствия, общества когнитариатаи информационной элиты, общества всеобщего образования и культуры. Этаконцепция на первый взгляд соответствует идее инфоноосферы, но встречает многовозражений, не так гладко, как хотелось бы, реализуется на практике и относитсяв плане построения и функционирования такого общества, скорее, к областисовременного мифотворчества. В реальности глобальные сети распространениякультуры и знаний одновременно заняты «промывкой мозгов», ведениеминформационных войн, сочетанием информации с клеветой и дезинформацией,компьютерными преступлениями и порнографией.
Казалосьбы, на первый взгляд информационная цивилизация должна превратить всех людей втехнократов, вооруженных искусственным интеллектом. Но этот интеллект вооружаетпознавательные возможности человека, его духовный мир. И любые образовательныесистемы или приобретают черты гуманитарных систем, формирующихся в условияхнеопределенности и вооруженных информационными семантическими моделями, илиперерастают в них полностью.
Гуманитарныесистемы обладают следующими основными свойствами:
•Гуманитарные системы создают системы моделей мира, неразделимо сочетающие всебе сознательный и бессознательный компоненты;
•любое состояние Гуманитарные системы определяется всем пройденным ею путем;
•изменение Гуманитарные системы определяется текущим состоянием и внешним окружением;
•язык Гуманитарные системы сочетает в себе (на основе принципа дополнительности)логическую и образную составляющие;
•тексты, порождаемые Гуманитарные системы, многозначны и зависят от контекста.
Информационныегуманитарные системы всегда будут направлены на формирование гуманистическиориентированных образовательных систем и их субъектов.
Гуманизм— это принцип, а гуманитаризация и информатизация —средства реализации этого принципа.
Поэтомуинформационное общество мы определяем следующим образом: это историческая фазаразвития цивилизации, жизнь и деятельность человека в которой прежде всегосвязаны с созданием, переработкой и использованием информации. Информационноеобщество характеризуется основными признаками:
•широким распространением информационных технологий в материальном инематериальном производстве, в области науки и образования;
•превращением информации в ресурс общества наряду с природными ресурсами;
•свободной циркуляцией информации в обществе;
•созданием наукоемких технологий на базе новых информационных технологий;
•формированием новых глобальных систем непрерывного дистанционного илокализованного образования с использованием сетевых информационныхтехнологий.
Вдальнейшем, говоря «информационное общество», мы будем понимать информационнуюмодель такого общества, во все сферы и области жизни и деятельности членовкоторого включены средства телематики, теленетики и информатики в качестве орудийинтеллектуального труда, а также новые информационные технологии, в частностиобучения и самообразования, становления гуманизма, ориентированного на всеживое в мире и на весь мир в его целостности.
Информационная культуракак единая культура,наполненная информационным смыслом, — это не просто сложение различных культуp, это поиск общих сущностей вразных науках и культурах, интегрируемых учителями в информационную педагогику,и одновременно поиск новых сторон одной и той же сущности на путиинтегративного единства духовного и материального миров в построении единойкартины мира.
2.
2.2В частности, учитывая все это, директора школ, учителя иособенно учителя информатики обязаны организовать информатизацию учебногопроцесса и мероприятий проводимых на базе школы.
Болеечем десятилетнее массовое внедрение компьютеров в среднюю школу так и непривело к ожидаемой информатизации учебного процесса. Причины этого сегодняочевидны. Основным местом организации рабочих мест учащихся был принят кабинетвычислительной техники. Основным предметом, который предусматриваетиспользование компьютеров, стал курс основ информатики и вычислительнойтехники. Таким образом, оказалось, что компьютеры главным образом используютсядля того, чтобы их изучали. Учитель информатики стал по совместительствуматериально ответственным лицом за кабинет вычислительной техники. В итогеинформатизация учебного процесса с помощью компьютеров замкнулась в кабинетевычислительной техники в рамках одного учебного предмета.
Начинаяс 1985 года комплекты вычислительной техники для оборудования кабинетовинформатики в школы поставлялись централизованно. Каждая такая школа сталаперед необходимостью приема на работу учителя информатики. Поскольку массоваяподготовка учителей этого профиля запаздывала, наиболее естественной ивероятной стала переквалификация инженеров-программистов и учителей математикив учителей информатики.
2.3Проведенные мною исследования школ на степеньинформатизации, большинство из них оставляют желать лучшего. Было исследованодва вида городских (обычная и специальная) школ и сельская школа.
Насегодняшний день в нашей республике большинство школ оснащены хотя бы однимкомплектом компьютерного класса и доступом в интернет, но в большинствегородских школ из-за нехватки компьютеров использование компьютерного классадругими учителями для проведения занятий невозможна.
Ачто касается сельских школ, этот вопрос ставит другие проблемы. Такие как:неграмотность учителей в использовании компьютера, нехватка пакетов обучающихпрограмм, низкий уровень преподавания информатики, как для учащихся, так и для учителей.
Учащиесядолжны встречаться с компьютером не только на уроках информатики, но и в другихсферах учебной деятельности. Только тогда будет интерес, навык, грамотность,… виспользовании компьютера не, как объекта изучения, но и как хорошегоинструмента в жизни и деятельности человека.
Поройиз-за отсутствия преподавателя уроки информатики вовсе не проводятся. Такиечерты особенно характерны для школ отдаленных улусов.
Вэтом плане более хорошо себя чувствуют коммерческие школы. Учитываятруднодоступность таких школ для большинства населения, перед педагогами иобразованием республики в целом стоит большая проблема которая может статьбольшим препятствием в информатизации всей республики.
Однойиз главных причин такой картины является нехватка специалистов способных датьтолчок, в освоении новых информационных технологий не говоря уже и о развитии.
Нижеприводится таблица результатов исследований школ на степень информатизации последующим категориям:
· Количество ПК
· Наличие внутришкольной сети
· Наличие связи с Интернет
· Начало изучение предмета «Информатики»
· Использование ПК в изучении др. предметов
· Использование ПК в организации и проведениимероприятий
· Грамотность виспользование учителями ПК
Название школы на примере которых рассматриваются виды школ
Количество ПК
Наличие внутришкольной сети
Наличие связи с Интернет
Начало изучение предмета «Информатики»
Использование ПК в изучении предметов
Использование ПК в организации и проведении мероприятий
Грамотность в использования учителями ПК
школа-гимназия №26
20
+
+
5 класс
23%
30%
45%
Национальная гимназия
20
+
+
1 класс
61%
75%
50% Октемский лицей
(Октемская школа-гимназия)
15
-
+
1 класс
61%
85%
35%
2.4Таким образом, в настоящее время типичной является ситуация,при которой основным единственным учителем в школе, умеющим пользоватьсякомпьютером и знающим, как его использовать, является учитель информатики.Поскольку все компьютеры сосредоточены в кабинете вычислительной техники, тоиспользуются они в основном на уроках информатики. Если школа приобретает программыдля использования компьютеров при изучении других предметов, то возможно редкоепроведение таких уроков в кабинете вычислительной техники, естественно принепосредственном участии учителя информатики, как единственного учителя,способного запустить эти программы на компьютерах. Такая модель использованиякомпьютера в школе получила название классно-урочной.
Трудноожидать в обозримом будущем, что школы смогут оборудовать компьютерами каждоерабочее место учащихся. Это не реально еще и потому, что ни учителя, нипроизводители образовательных программ сегодня не в состоянии предложитьучащимся постоянную содержательную работу за компьютером хотя бы по некоторымучебным предметам, кроме основ информатики. Это относится не ко всем школам, нок значительному большинству из них.
По-видимому,классно-урочная модель использования компьютера достигла предела своихвозможностей. Следовательно, задача информатизации учебного процесса должнарешаться другими способами.
2.5В качестве набора таких способов рекомендуется использоватьдругие методологические и организационные модели учебного взаимодействияучащихся с информационными технологиями. В принципе могут применяться следующиеметодологические модели использования информационных технологий в компьютерныхприложениях.
Модельизучения (1). Эта модель предназначена для изучения, освоения компьютера,пользовательского интерфейса, программы. Происходит освоение инструмента,орудия труда. Модель характеризуется непосредственным общением с компьютером сцелью последовательного выполнения действий и проверки правильности реакциипрограммного обеспечения. Модель имеет вспомогательное значение какподготовительный этап, обеспечивающий возможность реализации других моделейиспользования компьютера. В подавляющем большинстве случаев в школе покаиспользуется в основном эта модель.
Модельсуществования (2). В последние годы все большее практическое значениеприобретают программные средства, реализующие некоторые искусственные средыметодом моделирования (simulation) или созданиемвиртуальной реальности. Используются также средства мультимедиа. При этомпользователь такого программного средства (в нашем случае — учащийся)воспринимает эту искусственную среду как реальность, в которой он некотороевремя существует. Назначение таких программных средств может быть различным.Наиболее часто эта модель реализуется в компьютерных играх, тренажерах. Другимпримером использования может быть использование сети Интернет, некоторыеприложения которой позволяют реализовывать коллективную модель существования вискусственных средах.
Модельсуществования имеет большое значение, поскольку обладает наибольшим по силевоздействием на пользователя. Реализуется модель при непосредственном общениипользователя с компьютером. В качестве одного из вариантов учебного применениямогут быть использованы созидательные игры, реализующие макроэкономические исоциальные модели (например, SimCity, MotorCity, Civilization, Simsи другие).
Модельуправления собственной информацией (3). Эта модель реализуется, когда врезультате работы с компьютером пользователь накапливает некоторые материалы,требующие специального внимания в смысле организации хранения, обновления ит.д. Это самостоятельная работа, для выполнения которой требуются персональныересурсы долговременной памяти. В простейшем варианте модель управлениясобственной информацией реализуется при создании учащимися собственныхподкаталогов с результатами своей деятельности: текстов, графиков, таблиц ит.п.
Модельуправления технологическим процессом (4). Это модель использования компьютера вкачестве интеллектуального интерфейса между управляемым процессом и оператором.Что касается учебного процесса, то эта модель может использоваться прикомпьютеризованном управлении физическими или химическими опытами. Существуютнаработки по управлению физическими параметрами в классной комнате, такими кактемпература, влажность, освещенность и другие. Они могут быть включены вучебный процесс при изучении таких дисциплин как физика, география,природоведение и другие.
Модельтворчества (5). При достаточном овладении компьютером как инструментом (модельизучения) учащийся может быть поставлен в ситуацию творчества. Компьютер взначительной степени снижает трудоемкость написания сочинений, позволяетоформить создаваемые тексты с высоким полиграфическим качеством. Созданиекомпьютерных рисунков и программирование также можно рассматривать кактворчество. Процесс творчества требует специальной творческой атмосферы,которой трудно добиться на уроке, тем более в ситуации, когда количествокомпьютеров ограничено и все учащиеся должны делать одно и то же.
Модельобщения (6). Современные компьютерные сети реализуют функцию передачи сообщениймежду их пользователями. Возможности эти таковы, что в последние годы онипревратились в значимый элемент человеческой культуры, который не может бытьреализован другими средствами передачи сообщений на расстояние (почта, телефон,телеграф, факс). В компьютерных сетях наравне с простым общением на бытовомуровне могут быть реализованы образовательные проекты, содержащие наряду сматериалами учебного назначения также и специфические для телекоммуникацийэлементы мотивации учащихся. Эти средства позволяют также осуществлятьдистанционное обучение с реализацией метафоры виртуальной классной комнаты.
Модельпросмотра (browsing, surfing)(7). Учащийся, искушенный в использовании компьютера, обычно начинаетзнакомство с другим экземпляром компьютера не с реализации поставленной передним задачи, а с того, чтобы узнать с