Реферат по предмету "История"


Великий Шелковый Путь: формировавние и развитие

План:
1.               Введение
2.               Формирование и развитиеВеликого шелкового пути (ВШП):
2.1                        Возникновение ВШП
2.2                        Исторические направленияВеликого шелкового пути
2.3                        ВШП и Кушанскоецарство
2.4                        ВШП и Арабский халифат
2.5                        ВШП и Чингизхан
2.6                        ВШП и А. Темур
2.7                        Программа «Шелковый путь»
2.8                      Великий шелковый путьвозрождается
3.               Заключение

Введение
«Прокладываядорогу в новое тысячелетие, мы протягиваем всем руку дружбы и взаимопонимания,символизируя   это словами: безопасность,стабильность и устойчивость развития».
И.Каримов.
В истории человеческой цивилизацииесть немало примеров длительного взаимовыгодного культурного и экономического сотрудничествамежду странами и народами с различными политическими, религиозными иэтническими традициями. Например, существовал легендарный путь «из варяг вгреки», довольно длительное время действовавший между Русью искандинавскими странами (Швеция, Норвегия, Дания). Известен в истории и солянойторговый путь, который проходил по Африканскому континенту, пролегая в основномчерез пустыню Сахару.
Но самым значительным, широко известным в мире являлся Великийшелковый путь, протянувшийся от берегов Атлантического океана до береговТихого, пересекавший весь Азиатский континент и соединявший страныСредиземноморья с Дальним Востоком в древности и раннем средневековье. Это былане просто дорога или даже система дорог от океана до океана, это был сложнейшийкультурно—экономический мост между Востоком и Западом, соединявший народы в ихстремлении к миру и сотрудничеству.
Формирование и развитие Великого шелкового пути (ВШП)
Возникновение ВШП
Возникновение Великого шёлкового пути относится коII в. до н. э. А самтермин «Великий шёлковый путь» был введён в историческую наукуучёнымиXIX столетия, после того как в 1877 году немецкий путешественник и историк К.Рихтгофен написал свою работу «Китай», вкоторой он впервые и определил этот торговый путь по восточным странамназванием «шелковый путь».
Следует заметить, что еще задолго до образования Великого шёлковогопути на территории Центральной Азии и Древнего Востока существовали пути,которые служили целям войны и мира. По ним продвигались большие армии и малыеотряды, разгорались кровавые битвы, расположенные вдоль них города подвергалисьнападениям; в мирное же время эти пути служили связующими нитями политической,торговой и культурной жизни. Именно эту их функцию всегда ценили народы.
Один из древнейших путей—«лазуритовый»— сложился еще в3—2 тысячелетиях до н.э.Он начинался в горах Памира, проходил через Иран до Передней Азии и Египта.Полудрагоценный камень лазурит (ляпис-лазурь), добываемый в районе верхней Амударьина Памире (в Бадахшане), высоко ценился ювелирамидревневосточных государств, таких как Шумер (Двуречье)и Египет. При раскопках гробниц в них были обнаружены изделия из бадахшанскоголазурита.
Другой путь— знаменитая«царская дорога» Ахеменидов— связывал вVI—IV вв. до н.э. малоазиискиегорода Эфес и Сарды на берегу Средиземного моря с одной из столиц Ирана игородом Сузы. Ещё один путь вёл из Ирана через Бактрию, Согдиану, Ташкентскийоазис и территорию Казахстана до Алтая.
ВIV в. до н.э.Александр Македонский разгромил армию последнего ахеменидскогоцаря Дария и весной329 г. до н. э. появился на границе СреднейАзии. Несмотря насильное сопротивление, АлександрМакедонский устанавливаетздесь своё господство. Им было основано большое числоАлександрий, самая далёкая из которыхнаходилась на берегах Сырдарьи,   где ныне  находится  г.Ходжент. Огромное историческое значениепоходов Александра Македонского и Селевкидовзаключается главным  образом в  активном проникновении вСреднюю Азию западной культуры. Если политическое подчинение греческимизавоевателями Маргианы, Бактрии,  Согда  оказалось недолговечным,  то  процесс эллинизации,то есть слияние греческой и среднеазиатской культур, способствовал интенсивномуподъему духовной и материальной культуры.
В течение этого периода сохранялись связи между Средней Азией икультурами Индии и восточного Средиземноморья. ОколоIII в. до н.э.стали устанавливаться контакты и с Китаем.
Известно, что Китайский императорBy Див138 г. до н.э. отправил своего посла ЧжанЦяняна поиски союзников в борьбепротив воинственных кочевых племён гуннов, которые опустошали северные окраиныКитая. Путешествуя, посол попал в плен к гуннам на целых десять лет. Ему удалосьбежать и через высокие перевалы Центрального Тянь-Шанявыйти к Иссык-Кулю. Пройдя вдоль берега реки Нарын, он попадает в Ферганскую долину.Для него явилось неожиданностью то, что в долине располагалось множествогородов, объединенных в одно государство. Он попытался договориться с правителемферганской долины, но тот соглашался только на установление торговых отношений,и Чжан Цяньотправился дальше на юг.Возвращаясь из путешествия, он вновь попал в плен к гуннам, но на этот разбежал спустя два года. Чжан Цяньпредставил императору подробный доклад о своёмпребывании в Средней Азии, указал удобные пути для торговли, которыевпоследствии стали основой Великого шелкового пути. Император дал ему титул«Великий путешественник».
Сведения об обмене между Китаем и Средней Азией содержатся, восновном, в китайских хрониках начиная с1в. до н.э. поVII—VIII вв. н.э. Ранние свидетельства повествуют о дарственных подношениях, которыенаправлялись из стран среднеазиатского региона кимператорскому дворцу. Отсюда также посылалисьдары, если Китай хотел привлечь на свою сторону   кого-либо   из  тамошних   владетелей.   Из среднеазиатских даров особенно ценилисьзнаменитые кони Давани, быстроногие скакуны, которыхкитайцы называли «небесными», «крылатыми». А ценились онипотому, что в Китае существовала легенда: чтобы утвердить свою божественность идостичь бессмертия император должен был вознестись на небо при помощи упряжкинеземных лошадей. Именно Чжан Цяньзавёз в Китай «небесных» коней. Этот предприимчивый путешественниквывез из Средней Азии не только лошадей, но и корм для них— семена люцерны. Вскоре посевы люцерныраспространились по всему Китаю
Постепенно торговые отношения между Средней Азией и Китаем укрепляются.Каждый год императорский двор направлял по меньшей мерепять миссий на запад в сопровождении нескольких сот стражников. Они везли ссобой шелк и металлические изделия, которые обменивали на лошадей, нефрит, коралл и другие товарыиз Средней Азии.
Китайские изделия предназначались не только для Средней Азии.Значительная потребность в уникальных шелковых" тканях била вПерсии и в государствах к западу от неё.
В Европе считали, что шёлк растет на деревьях и что только китайцызнают секрет этой культуры. В период Правления Августа Рим платил за китайскийшёлк шерстяными товарами, специями и стеклянными изделиями.
У китайцев же не было ни малейшего намерения опровергать легендыподобного рода, чем они обеспечили себе монополию и экспорт этой дорогостоящейткани. Парфяне, через территорию которых осуществлялась торговля, точно так жене видели повода для того, чтобы распространять что-либо о технических аспектахизготовления шёлка, однако получали из торговли им значительную прибыль, как имногие последующие династии, через земли которых проходили шёлковые пути.
Первая встреча римлян с этой тканью не увенчалась особой славой.Марк Мициний Красе, член триумвирата, консул иримский наместник в Сирии, мечтал пройти по стопам Александра Македонского иповторить его победы на Востоке. В 53 г.до н.э. он повёл семь легионов через Ефрат в бой против парфян. Однако не весть о победе илисмятение по поводу поражения произвели фурор в Риме, а совершенно случайноесобытие, а именно— открытие шёлка. Онобыло связано с поражением легионов.
Парфяне во время сражения для видимости обратились в бегство длятого, чтобы затем молниеносно развернуться в седле и осыпать преследующихлегионеров дождём из стрел— это былзнаменитый парфянский выстрел. Кроме того они неожиданно    развернули    огромные,   светящиеся    и переливающиеся насолнце знамена, напугав солдат настолько, что они сдались. Это стало одним изсамых тяжелых поражений Рима. А вышитые золотом знамена стали первыми шелками,которые когда-либо видели римляне.
Увиденная однажды, эта ткань в последующие столетия повергла Рим внастоящую «шелковую лихорадку»: Эту прохладную ткань, «легкуюкак облако» и «прозрачную как лёд», римляне назвали— «китайская вуаль».
Караваны, выходившие из Китая, направлялись к северным Тянь—Шаньским горам, пересекалитерриторию Средней Азии, а затем через Хорасан (западнее Амударьи) попадали вМесопотамию и к Средиземноморью.
Протяжённость Великого шёлкового пути составляла12 тыс. километров, поэтому мало кто изторговцев проходил всю шёлковую дорогу полностью. В основном они старалисьпутешествовать посменно и обменивать товары где-то на пол­пути.
На протяжении Великого шёлкового пути в городах и селениях, черезкоторые проходили караваны, находились караван—сараи (постоялые дворы). В нихимелись худжры («комнаты отдыха») длякупцов и обслуживающего караван персонала, помещения для верблюдов, лошадей,мулов и ослов, необходимый фураж и провиант.
Караван-сараи являлись местом, где можно было продать и купить оптоминтересный для купца товар, а главное.—узнать последние коммерческие новости и,прежде всего, цены на товары.
Хорезм, Согдиана и Фергана стали преуспевающими торговымицентрами. Шелковая дорога стимулировалапотребность в среднеазиатских товарах, таких как лошади и кормовые культуры, атакже виноград и хлопок. В городах ремесленники освоили новые виды ремесла:производство металлических изделий, перенятого у Востока, и изделий из стекла— у Запада.[1]
Исторические направления ВШП

Являясь условным назва­нием, ВШП представлял со­бой сеть дорог, покоторым в древности и средневековье осуществлялись торгово-экономические связистран Вос­тока и Запада, находившихся между тогдашними мировы­ми цивилизациями- Римской (Византийской) и Ханьской(Китайской) империями.
Охватив практически весь Евразийский континент, включая нынешнюютерриторию России. Закавказья и Центральной Азии, широко разветвленная сеть ВШПразносила по свету мировые религии, письменности к культуры. Этот путь, действо­вавшийполторы тысячи лет, сыграл огромную роль всближении двух континентов, во взаимном культурном обо­гащении многихевропейских и азиатских народов.
На грани древней и но­вой эры торговые караваны чз Китая начинали свой путь от Чаньянии шли к Дукьхуа-городу на границе у Великой стены. Отсюдамаршрут рас­ходился на два пути: север­ный и южный.
«Северная дорога» про­ходилавдоль южных склонов Тянь-Шаня и реки Тарим че­резТурфан и вела в Кашгар, Алай,а оттуда- в Ферганс­кую долину (Давань), средне­азиатское Междуречье (Са­марканд, Мера),затем пово­рачивала к низовьям Волги и Северному Причерноморью(по китайским источникам-Лисянь). Она оканчивалась в местных греческих колониях. Этадорога, однако, не была устоявшимся торговым мар­шрутом.
Таким маршрутом стала «Южная дорога», которая началафункционировать в 115 г. до н.э. благодаря открытию государственного почтового трактапо южной и северной окраинам пус­тыни Такла-Макан.Как повествуют «Описания Западного края» ханьских динас­тийных хроник, «Южная до­рога» вела в Дацинь (восточные провинции Римской империи) через Памир, Хотан, Яркенд, Балх, Мерв, Гекатомпили Экбатану (ны­нешний Хамадан).Затем она делилась на две ветви.
Одна из ветвей, в то время главная магистраль, вела в Селевкию-Ктесифон на Тигре и далее по древ­ней ахеменидской дороге (царской дороге Дария) в Междуречье(Месопотамию) и Сирию. Ее термина­лом была тогдашняя столи­ца Сирии- Антиохия.
Другая ветвь отходила в Армению, ее тогдашнюю сто­лицу Арташат. Она пролегала через Гандзак-Шахастан(Газака), тогдашний центр АтропатеныМидийской (Малая Мидия, нынешний ИранскийАзербайджан). Далее дорога проходила по восточному по­бережью озера Урмия и пе­ресекала реку Араке у Джуги(Джульфа). Затем через Нахичеван по левобережью рекиАраке она выходила в Араратскую равнину.
Протяженность этой пер­вой мировой трансконтинен­тальной торговойтрассы превышала7000 км. Основноенаправление ВШП никог­да не менялось, но локаль­ные изменения на равнинахпроисходили довольно часто. Практически неизменными были горные дороги,пролегавшие по ущельям, перева­лам и высокогорным тропам.
С древних времен Тянь-Шань и территорию совре­менного Кыргызстанапере­секали три ветви ВШП:
Памиро-Алтайский путь.От Средиземного моря, пе­ресекая Иран, караваны при­ходили в большой город Мерв, Здесь путь раздваи­вался. Одни караваны шли в г. Термез,переправлялись через Амударью, затем по берегу ееправого притока Кызыл-Су поднимались на Алтайскоенагорье. Здесь путь их лежал к удобному проходу Иркештами по тече­нию реки Кук-Су направля­лисьВ пределы Восточного Туркестана.
Ферганский путь. Дру­гие караваны из Мервана­правлялись через Бухару и Самарканд к Ходженту иприходили в Ферганскую доли­ну. Далее на Восток путь вел по предгорьям собширными богатыми пастбищами. Кара­ваны заходили в города Ош и Узгенд. Затем вверх по реке Яссы предстоял труд­ный путь вЦентральный Тянь-Шань к г. Атбаши. От­сюда одни двигалисьна юг в пределы Восточного Тур­кестана, а другие- на озеро Иссык-Куль к г. Барсхан.
Чуйский путь. В раннем средневековье он был са­мым оживленным.Караваны из Самарканда шли в Таш­кент. Затем вдоль предгорий Кыргызского хребта они приходили в Чуйскую доли­ну. Здесь сзапада на восток тянулась цепочка городов, через которые проходили караваны.Самыми крупны­ми из них были Невакет и Суяб. Из Суяба через ущелье Боом торговцы по­падали на озеро Иссык-Куль. Вдоль егоюжного побережья, минуя города Яр, Ход и Тон, караваны прохо­дили в г. Барсхан (р-он Кайсары).Из Барсхана было два пути. Один вел на север черезперевал Сан-Таш в степи Монголии и к кыргызам в Южную Сибирь. Дру­гой через перевал Джуук в Центральный Тянь-Шань и через перевал Бедель в Восточный Туркестан. Из Восточного Туркестана всепути вели в Китай.
В серединеII в. н.э. Клав­дий Птоломей далописание античного варианта ВШП. По нему дорога вела через Месопотамию (Междуречье), Ассирию (Адиабена)и Ми­дию в Экбатану, оттуда по­ворачивала к Кастийским воротам (горный перевал восточнее Рея), затемпро­ходила через Парфию в Ге­катомпил, Арию (Герат), Бактру (Балх) и МаргианскуюАнтиохию(Мерв). Путь, описанный Птоломеем, де­лился на три отрезка: от переправычерез реку Евфрат до Балха, от Балхадо Ка­менной башни и от нее до Серы (Чаньянь).Установле­ние контактов и связей меж­ду странами, находившими­ся на всем пространствеот Рима до Китая, привело к активизации тогдашней ми­ровой торговли.
ВIII- первой половинеIV в.в. положение стран Пере­дней Азии на путях мировой торговлиподверглось существенным изменениям. С возникновением Византийс­кой империи этимаршруты стали ориентироваться на Константинополь, превра­щавшийся в крупнейшийторговый и культурный центр на стыке Европы и Азии. Тогда, наряду с сирийскимучастком «Южной дороги», сформировалась новая кон­тинентальная магистраль, направившаясячерез Экба­тану и Арташат вКонстанти­нополь.
В скором времени необ­ходимость дальнейшего со­кращения, выпрямленияпути в Константинополь привела к тому, что стали использо­ваться дороги,проходящие через Рей (близ Тегерана), и дороги из Междуречья (Низибин) в Малую Азию (через Самосату).Дорога от Рея пошла по местам, где впос­ледствии возникли Казвин,Зенджан, Миане и Тебриз.
ВIV-VI вв.между Византией и Ираном заключались соглашения, по которым об­мен товарами и,главным образом, китайским шелком, между персидскими и ви­зантийскими купцамипроиз­водился в специально отведенных местах-Низибине (река Тигр), Калинникуме(река Евфрат) и Арташате (река Араке), впоследствииего функции перешли к Дви­ну.
Оживление мировой тор­говли. наметившееся вV -началеVII вв., привело к от­крытию новых путей. Китайскиеисточники того времени описывают три дороги: «Се­верную», «Среднюю» и «Южную».Последняя вела в Северо-западную Индию. «Се­верная дорога», минуя ставкутюркского кагана (близ озера Иссык-Куль), огибала Кас­пийское море и выходила кПричерноморью. Что касает­ся «Средней дороги», то онавыходила через Цунлин (Памир), проходила через стра­ныЦао, Хе, Большую и Ма­лую Ань, Самарканд,Бухару, Мерв, доходила до Босы (Иран) и достигалаЗападно­го моря.
«Средняя дорога», отхо­дившая от Двина в Констан­тинополь, вела черезКарин (Феодосиополь, Эрзерум), Колонию (Койли, Гисар), от нее в Никию (Езник), Амасию, Гангру и Ангрию (Анкюра, Анкара). Дорога в южном направлении проходила че­резХлат, Хлимар, Урфу Одесса) и Дамаск в Иеруса­лим, а оттуда в Александрию.Другая дорога вела в Басру через Нахичеван, Гандзак-Шахастан, Тизбон (Ктеси-фон), Аколию (Куфа). От Гандзака-Шахастанадорога от­ходила на Ниневию (Мосул), Мцбин (Низибин) и УрфуОдесса). На северо-восток дорога проходила через го­рода Восточного Закавказьяс выходом к Каспийскому морю. Северо-западное от­ветвление от Двина вело к Фазису(Поти) и Диоскурии(Сухуми).[2]
ВШП и Кушанскео царство
В1 в. н. э.на территории Средней Азии образуется Кушанское государство,первым правителем которого был Кудзула Кадфиз. Столицей государства, вероятно, был город на месте Дальверзинтепа,вдолине Сурхандарьи. Во время правления Кудзулы Кадфиза в состав Кушанскогогосударства наряду с южными районами Узбекистана и Таджикистана вошли Афганистани Кашмир. В период правления Канишки(78—123 гг. н.э.) Кушанская держава расширяет экспансию на Восток: укрепляетсвои владения в Индии, столица государства была переведена из Бактрии в Пешавар(на севере Индии)[3],а Кушанское государство превратилось в огромнуюимперию, занимавшую территорию от Индии и Хотана доюга Узбекистана и Афганистана. Строятся новые города, развиваются ремесла иустанавливаются торговые связи с Индией, Китаем и Римской империей. В торговлеособенно высоко ценились лошади из Ферганы.
Именно в Кушанский период широкий размахпринимает международная   торговля,   способствовавшая   укреплению Великого шелкового пути.Направление торговых связей определялось следующим образом: на востоке— с Китаем, куда из Средней Азии везлишерстяные ткани, ковры, украшения, лазурит и породистых лошадей: а из Китаядоставлялись шелковые ткани, железо, никель, меха, чай, бумага, порох; на юге— с Индией, откуда вывозили пряности иблаговония. Путь в Индию был назван «висячим перевалом» из-за узких,повисших на большой высоте, карнизов в горах; на западе— через Иран с Сирией и Римом, где китайский шёлк ценился на вес золота;на севере— через Хорезм с ВосточнойЕвропой.[4]
Главная дорога проходила через Дуньхуан,Хами, Турфан, Кашгар, Узген,Ош, Куву, Андижан, Коканд, Самарканд, Бухару и Мерв (см.карту). В Мерве (современный город Мары в Туркменистане) великийшелковый путь разветвлялся.
Одна ветвь вела через Хорезм на Волгу, в Восточную Европу. Такимобразом товары из Китая, Индии, Средней Азии достигали Руси: Киева, Новгорода,а позже и Москвы. В Москве на рынке был особый, как его называли,«индийский» ряд, где торговали в основном восточные, индийские купцы.
Другая ветвь шла через Балх и   земли современного Афганистана в Индию.Третья направлялась к Багдаду и далее к Средиземному морю. Здесь товарыперегружались на корабли и попадали в Египет, Византию, Италию.
Примечательно, что кроме основных дорог Великого шёлкового путисуществовали и примыкавшие к ним караванные тропы. Известно, что существовал«золотой» путь. По мнению А.Сагдуллаева, В.Костецкого, Н.Норкулова он былназван так из-за сказочных богатств Кураминскихи Алтайских гор, а также реки Зарафшани шёл в направлении к Папу и Заркенту, к поселениям рудокопов и стоянкамкочевников. А по мнению А.Аскарова— это был путь вСибирь, проходивший через Давань(Фергану) по побережью озера Иссык-Куль, по которому возили  золото.   Но вполне  вероятно,   что функционировали оба эти пути.
Существовал и так называемый «серебряный» путь, покоторому шли караваны с центрально-азиатским серебром в те государства, где егоне хватало: через Хазарский каганат, Булгарское государство— в Киевскую Русьи страныЕвропы. Серебро, добываемоев рудниках Шашаи на горе Кухи—сим («Серебряная гора»), шло начеканку монет. Судя по находкам серебряных монет – дирхемов— на территории России, Германии истран Балтики, они вывозились и как деньги, и кактовар. Торговля восновном была меновая, деньгислужили лишь единицей счета. Купцы оценивали свойтовар в определенную  сумму и меняли егона другой товар такой же стоимости.

С караванами на Запад и Восток по Великому шелковому пути шли купцы,дипломаты, искатели лёгкой наживы и приключений,  простые труженики —  ремесленники и земледельцы,а также паломники— пилигримы. Особенно много бродило по караванным путямбуддийских монахов и :служителей культа Будды. Ихдвижение не было бесцельным, по сути они осуществляли распространение религии.Постепенно буддизм из Индии проникает и в страны,расположенные вдоль Великого шёлкового пути. Временем активного проникновения буддизма в Среднюю Азию датируется известноебуддийское святилище Айртам(Северная Бактрия,II в. н.э.).
Особенно сильный центр буддизма был обнаружен археологами прираскопках в Термезе, в местечке Дальверзин-тепа. Здесьнаходится целый комплекс храмов, посвященных Будде.Судя по раскопкам, это был мощный и весьма долговременный центр буддизма на юге Средней Азии, откуда началось широкое распространение этой религии по всей территории СреднейАзии, ставшей в период Кушанскойимперии государственной религией.
Затем  по  караванному пути  буддизм  постепеннораспространился в Китай, далее двинулся в Японию, Юга—Восточную Азию и страны Индокитая. Сейчас мызнаем, как глубоко внедрился буддизм во всех этихстранах. Особенно прочно он укоренился в Китае и Японии. То есть самая активнаяи самая непосредственная роль в распространении буддизмапринадлежит именно Великому шелковому пути.
Буддизм был не единственным учением, попавшим в Среднюю Азию и Китайо Запада. Наряду с зороастризмом здесь имели место несторианскоехристианство и манихейство.
Несторианцыбежали в Среднюю Азию и Китай от преследований,которые начались, когда их толкования христианских сюжетов были объявленыправославной церковью в Сирии ересью, в частности, они считали, что Иисус былрожден человеком, а затем уж стал мессией (Христом).
Китайцы называли христианство «учением света» и отличалиего от зороастризма, который они обозначали как «учение огня». ВКитае зороастризм не получил широкого распространения и оставался большейчастью религией чужеземцев.
Манихейство, «учение о двух принципах», имело впротивоположность этому большой успех. Оно сочетает в себе элементы  зороастрийских и  христианских  религиозных представлений. Характерным такжеявляется строгий дуализм, утверждаемый двумянепримиримыми принципами Добра и Зла. Запрещенное вПерсии вIII в., манихейство прочно обосновалось в Согдиане, а начиная сVIII в. нашло многочисленных сторонников вСредней Азии среди уйгуров. Период его расцветадлился вплоть до Х в. Отношение китайцев к манихейцамбольшей частью зависело от ихотношений с уйгурами, а они, в свою очередь, были жизненно важными для функционированияторговли на Великом шёлковом пути.
В период после Х в. манихейство в западной части Центральной Азиибыло окончательно вытеснено исламом, а в восточной части— буддизмом.
Но этот путь, соединявший многие страны, способствовал  только миграции религий, параллельно с этимшёл столь же активный культурный взаимообмен, в том числе письменности и музыки.
Средняя Азия всегда отличалась своеобразием музыкаль­ного искусства. А её выгодное географическоеположение в период   функционирования   Великого  шёлкового   пути способствовалооживлению и в сфере её музыкальной жизни. Средняя Азия выступала не толькопосредником, но и активным участником процесса музыкального взаимообогащениянародов. Политическая обстановка, сложившаяся врегионе, в результате которой Средняя Азия, Восточный Туркестан и СевернаяИндия вошли в государственное объединение Кушанскойимперии(I— IV вв.),государства эфталитов(V—сер.VI вв.), Тюркского каганата (сер.VI— VII вв.), способствовала установлениюнаиболее тесных контактов с восточными странами. В этот период усиливается ихэтническая и культурная общность, укрепляются связи с Китаем.
В монографии Э.Шефера«Золотые персикиСамарканда» приведены данные  о разнообразныхдарах императорскому дворцу, а также о широкой торговле. Это знаменитыесреднеазиатские кони и собаки— очевидно охотничьи, пользовавшиеся широким спросом впридворной среде. С охотничьими забавами связан был привоз в Китай ловчих соколов, а также гепардов. Из Хорезмапоступали меха пушных зверей— соболей,белок, лисиц, куниц, бобров, зайцев, ' привозились также выделанные шкурыкозлов, а из тюркских стран— войлочныеизделия и доспехи из лошадиной кожи. В Китае ценили иноземное вино, и хотя кVIII в. изготовление его уже было здесьосвоено, из Чача (Ташкентский оазис) в эту пору привозилось вино,приготовленное «по иранскому способу». Из Тохаристанадоставляли лекарство "читрагандха"— средство от ран и кровотечений,представлявшее смесь целебных смол и трав. В качестве лекарственных препаратовупоминается «терновый мед»—всем известная верблюжья колючка, сладкий сок которой обладает целебнымисвойствами.
Значение Великого шелкового пути не исчерпывалось торговым обменом иоседанием вдоль его магистралей тех или иных изделий в качестве посольскихдаров или предметов рынка. Шелковый путь в огромной мере способствовалретрансляции технологических достижений. Так, шелководство и шелкоткачество,которые долгое время были монополией Китая, вV—VI вв, продвинулись в Среднюю Азию, Иран и Византию. И,  наоборот,  техника изготовления  стекла, поступавшегоиз стран Средиземноморья, проникла в Иран и Среднюю Азию, а вV в. её освоили в Китае.
Существует версия приобретения западныммиром знаний об изготовлении шёлка. Это произошло посредством того, что насовременном языке можно было бы назвать промышленным шпионажем. Китайскаяпринцесса в420 или440 гг. должна была выйти замуж за правителя Хотанаи не хотела отказываться от шёлкавдали от своей родины. Поэтому спрятав личинки. шелкопряда в своей прическе, она пронесла их контрабандойвХотан.Так началось изготовление шёлка за пределами Китая, хотя поначалу и в маломобъёме. Из Средней Азии в Византию личинки шелкопряда, а вместе с ними основыизготовления шёлка, попали, спрятанные в дорожном посохе несторианского монаха. Таким образом была разрушенамонополия Китая на производство шёлка.
ВШП и Арабский халифат
ВVII в. н.э.на Аравийском полуострове образовалось новое государство— Арабский халифат, начавшее вести завоевания, благодаря которымуже вVIII в. н.э.оно занимало территорию от берегов Атлантики до Средней Азии. Буддийские храмы в Средней Азии были превращены вмечети. Арабский язык стал государственным и литературным языком. Обязанностькаждого мусульманина совершить в течение жизни хадж(паломничество) в священный город Мекку помогала развивать пешеходные иторговые дороги. Базируясь сначала в Дамаске, а затем в Багдаде новая империядобилась высоко р


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.