Реферат по предмету "Педагогика"


Творчество и структура дидактического процесса

Содержание
1.Структура дидактического процесса. Мотивационные этапы дидактического процесса.Методики формирования мотивации
2. Какиевиды творчества могут проявляться во время педагогического проектирования?
3.Виды анализа наблюдаемого урока
Списоклитературы0

1. Структура дидактического процесса. Мотивационные этапыдидактического процесса. Методики формирования мотивации
При всей целостности дидактического процесса он имеетсобственную структуру. Существуют различные подходы в определении структурыучебного процесса. Одним из таких подходов является соотнесение звеньевучебного процесса с этапами научного познания. При этом проявляются специфичныедля учебного процесса звенья: подготовка к восприятию знаний, закреплениезнаний, контроль за качеством усвоения содержания образования (Н.А. Сорокин,Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов).
Процесс обучения начинается с подготовки к восприятиюновых знаний и умений успешного решения учащимися новой познавательной задачи;развитием интереса к предлагаемому на данном уроке материалу на основепроблемной ситуации, истории вопроса и т.п. и к предмету в целом. В этом звенеидет проверка и корректировка знаний и умений, необходимых для успешногоовладения новым материалом.
После создания потребности в знаниях учитель организуетвосприятие новых знаний. Восприятие предполагает целостное отражение материалав сознании учащихся, однако же в процессе восприятия учитель выделяет главное,самое существенное. Этому способствует план изложения материала; вопросы,написанные на доске, на которые необходимо ответить после знакомства с новой информацией.Выделение главного, существенного в восприятии создает условия для перехода кследующему звену учебного процесса.
На основе умело организованного восприятия учебногоматериала учитель формирует научные понятия. Понятие – это форма абстрактногомышления, отражающая самые существенные признаки предмета или явления, а такжеустойчивые объективные внутренние связи между явлениями или предметами,выраженными в законах, закономерностях. Выделение главного облегчаетформирование научных понятий. Процесс формирования научного понятия начинаетсяс операции сравнения известного с неизвестным. Учащиеся находят сходныепризнаки, различия, потом дается определение понятия.
Новое знание пока не стало орудием мышления ученика. Егоследует закрепить, поэтому учитель использует первичное закрепление, а затемразличные виды построения: текущее и обобщающее. Важным условием эффективностиповторения являются элементы новизны сделать процесс обучения творческим,осознанным. На основе повторений одних и тех же действий с элементами новизны уучащихся формируются умения и навыки. Умения – это знания в действии можносформировать только при условии полного понимания.
Обеспечив усвоение материала по изученной теме, учительвключает эти новые знания в систему уже имеющихся знаний, умений и навыков. Этозвено учебного процесса предполагает использование изученного в новыхситуациях, чтобы добиваться гибкости знаний, их критичности и креативности.
Последним звеном учебного процесса является контроль какзвено обратной связи. В процессе контроля учитель выявляет пробелы в знанияхученика и оказывает ему помощь в преодолении и предупреждении отставания. Крометого, учитель контролирует и качество своей работы. С помощью различных форм ивидов контроля обеспечивается мотивация и дальнейшая успешная познавательнаядеятельность учителя.
Необходимо подчеркнуть, что процесс обучения — целостный.В каждом звене учебного процесса отражаются и все другие звенья. Уже на этапеподготовки к восприятию знаний есть и восприятие, и оперирование понятиями, изакрепление, и контроль. Но, несмотря на это, каждое звено выполняет своюспецифическую задачу при всей условности разделения учебного процесса на этапы.
Если говорить о мотивационном компоненте в процесседидактической деятельности, то он включает формирование у учащихсяположительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, которая побуждала быих к упорной систематической работе. Мотивы придают учебной деятельностизначимый смысл. Учение становится само по себе жизненно важной целью, а нетолько средством достижения других целей. Без положительной мотивациипознавательная деятельность человека может показаться ему бессмысленной.Положительные мотивы учения не возникают сами по себе, поэтому обучающие должныобеспечить целенаправленной развитие мотивационной сферы обучаемых.
Основными путями и методами формирования положительнойустойчивой мотивации к учебной деятельности психологи А.К. Маркова, А.Б. Орлови другие считают:
— осознание роли содержания учебного материала. Следуетучесть, что сама по себе информация без учета интересов и потребностейобучаемых не имеет для них значения и не оказывает положительного влияния. Учетвозрастных потребностей в содержании информации помогает формировать любовь кинтеллектуальной деятельности.
— рациональная организация учебной деятельности, делающаяпроцесс познания увлекательным благодаря использованию различных методов и формучебной деятельности, заданий исследовательского характера, нестандартных,исторических и занимательных задач, учебно-проблемных ситуаций, развивающихсмекалку, гибкость ума.
— использование оценочной деятельности учителя итоварищей. Их мнение влияет на формирование положительной мотивации. Важна иситуация успеха, особенно для неуверенных в себе учащихся, а также для утратившихинтерес к учению и потребность в знаниях.
— развитие познавательного интереса как главного мотивапознавательной деятельности, формирование объективной потребности в знаниях и винтеллектуальной деятельности. Психологические основы процесса учения раскрываеттеория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Ученыйрассматривает процесс учения как систему определенных видов деятельности,выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям. Центральнымзвеном данной концепции является действие как единица деятельности ученика, какединица любой человеческой деятельности.
Выполнение действия предполагает наличие цели, котораяреализуется на основе того или иного мотива. Действие всегда направлено наматериальный предмет или идеальный объект. Оно выполняется субъектом по образцу(внешнему или внутреннему, содержащему все необходимые знания или только часть)с учетом условий действия.
2. Какие виды творчества могут проявляться во времяпедагогического проектирования?
Моральное творчество – это деятельность в сфереморально-этических отношений учащихся и педагогов с использованиемнеповторимых, оригинальных подходов, дающая качественно новый результат.
Моральное творчество необходимо прежде при проектированиипедагогических ситуаций.
Дидактическое творчество – это деятельность в сфереобучения по изобретению различных способов отбора и структурирования учебногоматериала, методов его передачи и усвоения учащихся.
Дидактическое творчество – самое распространенное идоступное для педагогов и учащегося.
Технологическое творчество – это деятельность в областипедагогической технологии и проектирования, когда осуществляется поиск исоздание новых педсистем, педпроцессов и учебных педситуаций, способствующихповышению результативности и воспитания учащихся.
Это самый сложный вид педагогического творчества. Онохватывает деятельность педагога и учащихся целиком. К такому виду творчестваотносится создание интегративного урока, бригадной формы производственного обученияучащихся, лицеев, колледжей, информационных технологий обучения.
Организаторское творчества – это творчество в сфереуправления организаторской деятельности по созданию новых способовпланирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов.
Организаторское творчество обеспечивает научнуюорганизацию труда, рациональное использование всех факторов, способствующихдостижению цели более экономным путем.
Таким образом, педагогу есть где проявить своетворчество. Все, что сам разрабатывает педагог по степени сложности и значимостиможно разделить на три группы, используя для этого техническую терминологию.Самая простая творческая разработка – рационалистическое предложение.Рацпредложение – это новое решение, посредством которого идетусовершенствование уже имеющихся и ранее применяемых отдельных компонентовпедсистем, педпроцессов, педситуаций. Новизна в этом сучае носит как быместный, локальный характер. Творчество педагога на этом уровне называетсяновацией.
Творческая разработка более высокого уровня в техникеназывается изобретением. Изобретение в педагогике – это предложение существенноотличное от уже имеющегося, позволяющее значительно улучшить развитие учащихсяи педагогов. К таким изобретениям можно отнести некоторые педагогические теории(теория развивающего обучения В.В. Давыдова, теория производственного обученияС.Я. Батышева. И др. новые виды дидактической техники и передовойпедагогический опыт, достигшие уровня инноваций.
Наконец, творчество в педагогике возможно на уровне открытия.Оно связано с установлением ранее неизвестных объективных закономерностейфункционирования педсистем, протекания педпроцессов и разрешения педситуаций.Как правило, открытия совершают те исследователи, которые близки к практике. Кним можно отнести А.С.Макаренко, открывшего закономерности формированиядетского коллектива.
Необходимо также добавить, что не всегда сам педагогготов к нему из-за своей психологической инерции. Предрасположенность кконкретному методу, форме, средствам приводит его к игнорированию других. Формыпроявления психологической инерции самые разнообразные: изначальноекатегорическое неприятие новых идей и решений.
3. Виды анализа наблюдаемого урока
Виды аспектного анализа урока:
— педагогический анализ;
— психологический анализ;
— методический анализ;
— гигиенический анализ.
Целесообразно рассмотреть компоненты каждого изпредлагаемых в литературе видов анализа урока.
Психологический аспект анализа урока может бытьрассмотрен через следующие компоненты: управление внимание учащихся; управлениеразвитием мнемонических особенностей; учет закономерностей функционирования иразвития мышления.
Методический аспект анализа урока может быть рассмотренчерез следующие компоненты: основная учебная цель урока; методическая логикаурока; использование различных средств обучения; использование различныхметодических приемов; использование различных организационных форм обучения.
Гигиенический аспект анализа урока может быть рассмотренчерез следующие компоненты: характеристика учащихся класса; учет возрастныхособенностей учащихся; соблюдение санитарно-гигиенических требований;предупреждение утомления и перегрузки школьников; владение учителем приемамисаморегуляции в профессиональной деятельности.
Педагогический аспект анализа урока может быть рассмотренчерез следующие компоненты: место урока в системе уроков; правильностьпостановки цели урока; организация урока; содержание урока; методика проведенияурока; общение на уроке; работа и поведение учащихся на уроке.
Также в литературе предложены следующие формы анализаурока:
1 — краткий (оценочный) анализ — это общая оценкаучебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной,воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;
2 — структурный (поэтапный) анализ — это выявление иоценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность,обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;
3 — системный анализ — это рассмотрение урока как единойсистемы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременногорешения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений инавыков учащихся, усвоения ими способов учения;
4 — полный — это система аспектных анализов, включающихоценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихсяпо таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способовумственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципови результативности урока;
5 — структурно-временной анализ — это оценкаиспользования времени урока по каждому его этапу;
6 — комбинированный анализ — это оценка (одновременная)основной дидактической цели урока и структурных элементов;
7 — психологический анализ — это изучение выполненияпсихологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельностиучащихся развивающего типа);
8 — дидактический анализ — это анализ основныхдидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемови средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебногоматериала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательнойдеятельностью учащихся и т.п.);
9 — аспектный анализ — это рассмотрение, детальное ивсестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороныили «отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельностиучащихся.

Список литературы
1. БезруковаВ.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие дляинженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов.– Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга». – 1996. – 344 с.
2. БулатоваО.С. Искусство современного урока: пособие для студ. высш. учеб. заведений –М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.
3. ГребенюкО.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384 с.
4. Педагогика:Учебник/ Под. ред. Л.П. Крившенко. – М.: Изд-во Проспект, 2004. – 432 с.
5. ХуторскойА.В. Современная дидактика: Учебное пособие. – Мн.: Высш.шк., 2007. – 639 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Специфические нарушения речевого развития у детей раннего возраста
Реферат Відеопам ять у текстовому режимі
Реферат Обоснование инвестирования природоохранных мероприятий (на примере ОДО "Гута")
Реферат Информационные технологии в антикризисном управлении
Реферат Велоспорт
Реферат Основы высшей матиматики
Реферат Инвестиционно-строительная деятельность в условиях рыночной экономики
Реферат Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)
Реферат Руководство и эффективность
Реферат Abuse 2 Essay Research Paper Impact of
Реферат «О текущем моменте» № 7 (79), июль 2008 г. Ещё раз: либерализм — враг свободы
Реферат Кадровое планирование в системе государственного муниципального управления
Реферат Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста
Реферат Место и роль экономики Соединенных Штатов Америки в международной торговле
Реферат Розничный товарооборот