Ясли-сад № 446
Ленинского района г. Минска
ОПЫТ РАБОТЫ
Тема:«Творчестводетей раннего . возраста как образное
познание мира.»
Воспитатель:
СеливонЕ.А.
2006 г.
Перспективное планирование
1. Составление перспективного плана.
2. Разработкатеоретической базы по теме «Творчестводетей раннего возраста как образноепознание мира».
3. Составление консультаций вродительский уголок.
4. Составление консультаций дляпедагогов.
5. Разработка игр и тренингов по теме.
6. Изготовление наглядных пособий.
7. Выставка пособий и литературы потеме.
8. Сообщение о проделанной работе напедсовете.
9. Организация показа открытого занятияпо теме.
Теоретическая база по теме «Творчество детей раннего возрастакак образное познание мира».
Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовногомира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психикималенького человека связана высокая сила воздействия на него искусства –явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, различныхего видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания,обучения и развития детей.
Особенностью изобразительной деятельности является то, что результат ее (рисунок,скульптура, аппликация) не исчезает в момент прекращения ребенком действий посозданию изображения. Более того, изображение можно рассматривать, показывать,совершенствовать.
Исследования ученых (Л. С. Выготский, Б. М.Теплова, Е. А. Флерина, Н. П. Саккулина, Н.А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева и др.) показывают, что занятиярисованием в детстве положительно влияют на развитие интеллектуальных,эмоциональных, моторных и других способностей ребенка.
Художественное развитие дошкольника, которое происходит в изобразительнойдеятельности, обусловлено наследственными и врожденными факторами, осуществляется нафоне роста и созревания организма и зависит от социокультурнойсреды. Л. С. Выготскийписал о том, что движущейсилой развития ребенка является обучение как необходимый путь «присвоения» имобщечеловеческих способностей. При этом важно, чтобы система обучающих занятий былаориентирована на «зону ближайшего развития», на созревающие, а не уже созревшие функции.
Дети очень рано начинают проявлять интерес к изобразительной деятельности. Ихпривлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этойдеятельности. Малыша восхищает след от карандаша, измененная форма пластилина, в них он видитзнакомые образы окружающего мира. Активизирует детскую изобразительную деятельностьигра. Сказочные сюжетывозбуждают воображение, а рассматривание художественныхпроизведений обогащает новыми изобразительными средствами. Важно поддерживать вребенке интерес к изобразительной деятельности в течение всего дошкольного детства.
Всесторонне развиваться, формировать и проявлять творческие способностидети могут только под руководством и при участии взрослых. Для этого необходимо знатьособенности проявления ребенка в изобразительной деятельности в каждомвозрастном периоде дошкольного детства, построения взаимоотношений с ним в этом видедеятельности.
В начале эти отношения могут строиться на основе того, что малыш обычносопровождает речью свое рисование. Речь помогает ему полнее передать «содержание»рисунка. В этот момент важно поддержать стремление ребенка рассказать о своемрисунке.С этого начинает складываться общение ребенка и взрослого в изобразительнойдеятельности. С возрастом меняется характер общения. Постепенно, к старшемудошкольному возрасту, дети осваивают различные изобразительные материалы, способыизображения.Цель общения в этот период — формирование и проявление у ребенка творческихспособностей. Существенными здесь являются наблюдательность, воображение,художественное мышление, память. Эти качества, психические процессы дошкольник развиваети совершенствует при изучении объектов изображения, рассматривании их вразличных видах изобразительного искусства, освоении различных способов изображения.
Импульсивная, всеобъемлющая активность, экспрессия в дошкольном детствепозволяют ребенку любоваться, эстетически воспринимать окружающий мир. Восторгвосприятия требует яркого воспроизведения, вызывает желание самовыразиться.Этодает возможность педагогу не только переживать вместе с малышом радостьвосприятия, но и формировать эстетическое отношение к окружающему миру, которое будит воображение, развивает образное мышление, необходимое дляхудожественно-творческой деятельности.
В процессетворчества отношения между ребенком и взрослым строго индивидуальны. Ребенок будетсвободен в своем творчестве настолько, насколько взрослый знает его характер,интересы,стремления. Знает так, что по первым линиям и пятнам на листе может угадать,что задумано и в каком направлении этот ребенок способен реализовать свой замысел.Роль взрослого заключается не в том, чтобы поучать, а в том, чтобы вместе сребенком восходитьк акту творчества.
Непременноеусловие занятий по изобразительному искусству— атмосфера доверия и заинтересованного общения. Главный устроитель такойатмосферы — педагог, способный импровизировать,перевоплощаться, использовать различные средства педагогического воздействия, применять эффективные формы и методы разговорного жанра при решениихудожественно-творческих задач,вести диалоги с детьми по принципу «занимательного общения».
Способывовлечения дошкольников в процессы восприятия ипродуктивного творчества разнообразны. Доминирующими должны стать сказочно-игровые формы преподнесениянового материала, сказочныеповествования, игровые ситуации, ролевые игры, ролевая гимнастика,игры-импровизации, элементы пантомимы! Перевоплощениеребенка в зрителя, художника, актера придадут занятиям динамичность, интригующую загадочность.
Современные подходы к развитию и воспитанию дошкольников дают возможностькаждому педагогическому коллективу по-новому планировать и строить работу с детьмис учетом их возрастных, индивидуальных особенностей и интересов.
Каждый педагог поставлен сегодня в условия поиска более эффективныхметодов и приемов обучения, которые бы помогли лучше изучать и анализироватькаждого ребенка отдельно, как личность и детский коллектив в целом, раскрыватьих возможности и особенности, выявлять творческий потенциал и создавать условия дляего развития.
Творческая деятельность — это сложный процесс, который включает в себяпсихологическую подготовленность детей, их психическую активность ицеленаправленную поисковую деятельность.
Одним из важных условий развития творческой активности дошкольников являетсяналичие определенной суммы знаний, умений и навыков, без которых ребенок не можетреализовать свой замысел, выразить чувства, передать впечатления в любом видедеятельности и, особенно, в художественной изобразительной. В этом плане мудрую мысль высказалдатский композитор Н. Гаде: «Много ли проку в том, что вам есть чтосказать, если вы не знаете, как это сделать?».
В развитии творческой активности дошкольников в целом и каждого ребенка вотдельности в разных видах деятельности необходимо разумное и квалифицированноеруководство педагога.
Роль его на разных этапах работы с детьми в этом направлении не одинаковая:
— Активная, предполагающая прямое обучение и непосредственное участие педагогав этом процессе, когда дети только начинают приобретать знания, умения, когда их надоучить наблюдать и видеть, анализировать и обобщать увиденное, когда их надо вооружитьнеобходимымиспособами и приемами изображения, нетрадиционной техникой создания образов,познакомить с разными материалами и т. д.
—Менее активная,когда воспитатель направляет свои действия на
активизациюопыта детей, на закрепление знаний, умений и навыков,
наорганизацию поисковой деятельности. На этом этапе работы с детьми педагог используетнеполный, частичный показ способов изображения, примерные, вариативныеобразцы.
—Опосредованная.Действия воспитателя направлены на создание
условий,в которых бы дети могли самостоятельно реализовать свой
замысел, выразить в изобразительной, декоративно-прикладной деятельности своичувства, настроение, проявить интерес к тому или иному ее виду. Детиоказываются в ситуации поиска решений. Педагог, не
осуществляяпрямого руководства деятельностью детей, всячески способствует проявлениюинициативы, творческой активности.
С каким бы этапом не была связана деятельность педагога, она должна быть построенатак, чтобы каждый ребенок не чувствовал себя ограниченным рамками обязательногозанятия и не ощущал постоянного авторитарного давления взрослого.
В основу всех занятий-игр должны быть положены принципывоспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях, определенныебазисной программой воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях "Пралеска", а также действующими в республикеальтернативными программами. В соответствии с этим особое значение придается:ориентации педагога на личность ребенка, обеспечению условий, необходимых дляпроявлениятворчества детьми, обеспечению тесной взаимосвязи воспитательного процесса вдетском саду с гуманистическими традициями народной педагогики, фольклором,национальным искусством.
Основными программными требованиями, в соответствии с программой«Пролеска», являются следующие:
—изучать и развиватьинтересы и склонности детей к разным видам художественной изобразительнойдеятельности;
—способствоватьразвитию личности ребенка, ее творческого потенциала средствами искусства,изобразительной и декоративно-прикладной деятельности;
—создавать условия дляразвития интереса к овладению нетрадиционными средствами и способами визобразительной деятельности;
—использовать разныеформы организации художественной деятельности, современные технологии в процессеобучения и развития.
Значимость периода дошкольного детства для раскрытия творческогопотенциала ребенка.
Задача педагога, занимающегося с детьми
изобразительным искусством, — постепенно
открывать детскому пытливому уму доступ
к отдельным элементам этого настоящего дела,
лежащего в основе подлинного творческого процесса.
Художник и педагог Н. Н. Волков
Изобразительное искусство предоставляет богатейшие возможности дляразвития творческих способностей ребенка. Само понятие «творчество»определяется как деятельность, в результате которой человек создает новое,оригинальное, реализует свой замысел, самостоятельно находя средства для еговоплощения. Этот процесс вызывает одновременно целый букет чувств: радость,удивление, гордость, интерес к познанию новых свойств материалов. Частью любого творческогопроцесса является умение видеть мир образно, в его живых красках.Развитие такого умения происходит в дошкольном возрасте. И поэтому так важно неупустить момент, чтобы расширить возможности ребенка к образному познаниюокружающего.
Дошкольник — домашний или посещающий дошкольное учреждение — достаточносвободен в своем творчестве. У него гораздо больше, чем у младшего школьника,времени на художественную деятельность. Как известно, в десять-двенадцать лет большинство детейпереживают особый творческий конфликт — «кризис рисунка», а постоянное недовольствосвоими произведениями уводитученика к другим делам и увлечениям.
Можно ли сберечь желание ребенка творить на долгие-долгие годы? Как сохранитьв нем качества творческой личности? Ведь изобразительное искусство не толькоявляется прекрасным средством развития мышления, воображения и речи, но иобладает завораживающей притягательной силой.
В настоящее время существует много интересных методических рекомендаций поорганизации изобразительной деятельности в детском саду, и это, безусловно,хорошо: творческий педагог может выбрать для себя ту методику, которая емунаиболее близкаи является наиболее эффективной для достижения поставленных целей — приобщениядошкольников к изобразительному искусству, красоте, формированияэстетического вкуса и развития художественных способностей. Дошколята с большиминтересомнаблюдают за художественным трудом педагога, восхищаются его мастерством, задаютмножество вопросов и проявляют желание овладеть новыми способами изображения врисовании и лепке, стремятся к творческому воплощению своего рисунка. Поможем нашимвоспитанникам найти себя в изобразительной деятельности, направив наши усилия надальнейшее развитие изобразительных способностей и самовыражения каждого ребенка!
Занятия по изобразительной деятельности в группе «Малыши» организованнопроводятся с 1 октября (сентябрь — это месяц индивидуальной и групповой адаптации детей).
В январе и марте во время каникул с детьми проводятся праздники по изодеятельности.
С ребенком необходимо заниматься творчеством, однако нельзя забывать, чтодля него это не только обучение художественным приемам, но и игра. Не стоит ограничиватьдетскуюсвободу и раскованность. Пусть занятия по рисованию и лепке станут для малышаинтересным средством познание окружающего мира. Необходимо помнитьвысказывание мудреца: «Ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь,который надо зажечь!»
Как ребенок сформируется, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно неупустить период дошкольного детства для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка (Н.А. Козырева). Важно привить ребенку радостьтворческих открытий, а с этой задачей может справиться только педагог-творец.
Задача педагогики — воспитать новое поколение людей, обладающихтворческим потенциалом. Система воспитания и обучения, основанная на передачезнаний репродуктивным способом, устарела. Требуется новая система, которая будет базироваться на стремлении к активному познанию мира, к преобразованиюинформации.
Природа создала человека творцом. При решении любого вопроса возникаетпотребность в элементах творчества.
Представьте, что, разрешив однажды ряд вопросов, человек не претендует на большеепознание мира, он удовлетворяется имеющимся уровнем знаний. Из поколения в поколениерешаются одни и те же вопросы одним и тем же способом. Хорошо это или плохо?Хорошо, таккак не требуется энергетических затрат для решения нестандартных задач. Однако такого образа жизни вчистом виде не существует. Почему? Потому,что окружающий мир постоянно меняется. Значит, меняются и вопросы, которые следует решать. Постоянный уровень знаний и творчества приводит к медленной, нонеизбежной гибели человека кактворца. Может ли человек допустить такое ненадежное свое существование? Вероятно, нет. Человек готовизменить все, чтобы остаться жить.Значит, остается один путь: увеличивать объем знаний, постоянно познавать мир, а следовательно, ибесконечно повышать уровеньтворчества.
Творчество — это не роскошь избранных, а социальная, биологическая иисторическая потребность человека, которая обеспечивает его жизнедеятельность,определяет продолжительность и качество жизни. При отсутствии поисковойактивности «творчества» отсутствуют элементы напряжения «борьбы»; следовательно,организм лишается тренировки и закалки и при этом теряется смысл существованияорганизма. Творческий стиль жизни приносит больше положительных эмоций, благоприятно влияющих наздоровье. Человек — существо социальное, продукт воспитания. Малая творческая активность порождаетмалые потребности. Человек при этомдовольствуется минимумом. Нереализованныеспособности порождают чувство бесполезности и в конечном счете ведут к деградации личности. Поэтому, есличеловек не реализует свои творческиеспособности, то его будущее вызывает тревогу.Творческие способности можно и нужноразвивать. И проблема не в поиске гениев, а в целенаправленном формированиитворческих способностей, творческого мышления, позволяющего вырабатывать умениерешать творческие задачи, находить оригинальные решения, понимать, что всевзаимосвязано: события, явления, объекты. Не зря говорили древние: «Если разрушится одна пылинка, торассыплется вся Вселенная».
Т. С. Комарова в работе «Изобразительная деятельность в детском саду: обучение итворчество» отмечает, что анализ работ философов, психологов, педагогов,искусствоведов, посвященных вопросам творчества, возникновения и развитиязамысла, воображения у детей, роли педагогического влияния, обучения в развитии этихпроцессов, позволил обнаружить, что обязательными признаками творчества являютсяпреобразование предметов, явлений, новизна, оригинальность, полученные в процессе работы.
А. Т. Шумилин пишет, что творчество — антипод подражанию, копированиюдеятельности по готовому образцу. Американские исследователи В. Лоунфельд и У. Ламберт, определяя детское творчество, выделяют такиехарактеризующие его черты, как гибкость мысли, идей, способность оперировать новымиидеями, видеть вещи в новом значении.В таком смысле проявление творчества можно видеть уже в дошкольном детстве.
Ребенок дошкольного возраста не создает произведения искусства, но его творчествонеразрывно связано с воображением, практической деятельностью и познавательной(восприятием, представлением, образным мышлением). Результатом являютсярисунок, лепка, аппликация. Чем богаче и разнообразнее познавательная деятельностьребенка, тем богаче иразнообразнее могут быть создаваемые им образы.
В книге Г. Г. Григорьевой «Изобразительная деятельность дошкольников»подчеркнуто: чтобы понять специфику творческого процесса у детей, педагоги-исследователи(Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина и др.) сравнилиего с творчеством взрослых.
Зрелой художественной деятельности, процессу творчества предшествует длительный этап накоплениявпечатлений об окружающем мире. Следующийэтап — вынашивание замысла. Затем идет творческая деятельность, исполнение, реализация замысла. Последний этап — окончательнаяоценка полученного результата и его доработка.
Безусловно, и у ребенка основой для возникновения творческих замыслов являютсяокружающий мир, впечатления дошкольника о природе, рукотворных предметах, людях ит. д. Почти все исследователи детского творчества (Л. С. Выготский, Е. А. Флерина и другие) подчеркивают его реалистическую основу.
Рисуя, малыш реализует те же мотивы, что и в игре, только в качестве игрушкииспользует каракули, рисунки-«схемы». Потребность рассказать о переживаемомизобразительным языком, понятным для окружающих, появляется позднее. Смысл действий для ребенка — рисовать-играть, ане рисовать-изображать; ему важен процесс деятельности, а результат воспринимаетсятолько как необходимость, условие,как средство осуществления игры, своеобразная полуготоваяигрушка. Л. С. Выготскийобращал внимание на сходство любого видадетского творчества с игрой. Умение предварительно замысливатьобраз формируется под влиянием взрослых в процессе обучения. Ребеноксопровождает выполнение рисунка речью.
В деятельности ребенка есть и этап завершения работы, однако он не связан с доработкойобраза.
Таким образом, в деятельности малыша представлены все этапы творческого процесса,но они сокращены во времени, а замысливание иреализация замыслов совмещены.
Ознакомление детей с искусством
и изобразительной деятельностью.
Изобразительнаядеятельность зарождается в раннем возрасте. Еслисоздать соответствующие условия для ее проявления и совершенствования, она станет ярким и благодатнымсредством самовыражения и развитияребенка.
В базисной программе «Пралеска» определенызадачи по ознакомлениюдетей третьего года жизни с доступными детскому восприятию видамиизобразительного искусства (декоративно-прикладное, книжная графика), оказаниюпомощи в овладенииизобразительными материалами, техникой изображения, привлечению детей кизобразительной деятельности, стимулированию развития интереса к разным видамизобразительной деятельности.
Педагог вводит ребенка в мир красоты с помощью высокохудожественных идоступных детскому восприятию произведений: глиняные и деревянные игрушки, цветныеиллюстрации к книгам и т.д. Важно, чтобы рассматривание художественного произведения былоэмоциональным. Взрослый вместе с детьми любуется яркой расписной игрушкой, с интересомрассматривает иллюстрацию. При планировании работы по знакомству с декоративным искусствомбольшое внимание обращается на средства художественной выразительности: яркость икрасоту игрушки, основные цвета, форму частей и деталей. Знакомя детей с книжной графикой,воспитатель направляет их внимание на внешнее изображение: кто нарисован на картине,что делают персонажи, какие использованы цвета, основные и дополнительныедетали; подчеркиваетсясвязь изображения с текстом.
Формированиеу детей навыков изобразительной деятельности вгруппе «Малыши» заключается, во-первых, в обучении действиям, специфичным для рисунка и лепки, во-вторых, внаправлении внимания и усилий насоздание графического и пластического образа.Задача педагога — подвести своих воспитанников к пониманию, что при помощикрасок, карандаша можно изобразить множество вещей окружающего мира,помочь детям усвоить простейшие элементырисунка (мазок, линия) и основные цвета, способствовать развитию движений руки.Для рисования желательно подбиратьтакую тематику, чтобы она была интересной для каждого ребенка. Воспитатель планирует игры-занятия порисованию, основанные на игровом сюжете, например «веселые кисточки» пляшут подвеселую музыку, оставляя на елочках разноцветные огоньки, «грустный»дождик идет, капельки тихо падают на землюи т.д.
В группе«Малыши» дети усваивают первоначальные навыки владенияматериалом для лепки, создают несложные формы предметов. Лепка является чрезвычайно важным видомизобразительной деятельности, в процессе которого происходит развитие у детей чувств, восприятия и представления.Игры-занятия по лепке планируются три раза в месяц и организуются индивидуальнои малыми подгруппами. В процессерисования и лепки ведущее местозанимает «сотворчество» воспитателя и детей, объединенное общимсодержанием.
Воспитатель должен научить детей пользоваться изобразительным материалом:держать и действовать карандашом, кистью, красками (набирать краску, промывать, просушивать); достаточно смело и уверенно выполнять изобразительныедействия: рисовать линии (прямые,замкнутые), штрихи, пятна, охотно и смело лепить (отрывать кусочки, скатывать);выполнять изображения, узнаваемыедругими людьми.
Педагогсоздает условия для формирования предпосылок детского творчества. Образовательные и творческие задачи решаются в тесном единстве, поскольку овладение простейшимитехническими навыками и умениями происходитна конкретном содержании образного характера.
Формирование навыков и умений в процессе элементарной деятельности с изобразительными материаламидолжно подчиняться созданию изобразительногообраза и воспитанию интереса к изобразительнойдеятельности. Педагог способствует тому, чтобы ребенок проявлял интереск изобразительной деятельности, стремилсязаниматься ею по собственной инициативе, рассказывал о своих интересах в рисунке, видел образ в своихрисунках и лепке.
Этихуспехов от детей можно ждать к трем годам в том случае, если для развитияизобразительной деятельности ребенка созданы все условия.
Рисование — интересный и полезный вид деятельности, в ходе которогоразнообразными способами с использованием самых разных материалов создаютсяживописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного,развивает креативность (творческое начало личности), формируетэстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет всебе и элементы психотерапии — успокаивает, отвлекает, занимает.
Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках.Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходиморазвивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. Таким образом,при умелой организации занятий и учете психологических и физиологическихособенностей детей 1—3 лет рисование может стать одним из любимых занятий малышей.
При обучении детей раннего возраста рисованию активно используется игра.Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек ипредметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки,потешки и т.д. Такой метод обучения позволяетзаинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание, создает необходимыйэмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Занимаясь рисованием с маленькими детьми, необходимо учитыватьособенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие навыки. Дети неумеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления набумагу (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно),ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край и т. п.Часто отсутствие умений сердит и расстраивает малышей, они оставляют попыткинарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задержаться на уровне хаотических линий (черкание, каляки-маляки).
Поэтому рекомендуется начинать занятия рисованием с обучения малышейпростейшим навыкам и приемам: держать правильно карандаш (фломастер, кисточку);рисовать простые линии и формы; не выходить во время рисования за край листабумагиили за ограничительную линию. Рисуя «палочки» и «дорожки» (вертикальныеи горизонтальные прямые линии), кружочки и овалы, ребенок открывает для себяобобщенные формы и линии как основу множества образов, учится находить в них сходство сокружающими предметами и явлениями. Освоив минимальный арсенал умений, малышиполучают возможность передавать на бумаге элементарный образ, начинают чувствовать себяболее уверенно в этом занимательном виде деятельности. А рисование пальчиками иладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками,впечатления от манипуляций с цветом.
При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей —прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлятьмалышам возможность поэкспериментировать. После того как необходимые навыкисформированы и техника рисования усвоена, проводятся обобщающие занятия, на которыхдетям предоставляется возможность продемонстрировать свое умение при созданииоригинальных изображений.
Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса иположительного отношения к изобразительной деятельности, занятия по сюжетномурисованию развивают речь, фантазию и творчество, знакомят с окружающим миром, способствуютличностному и эстетическому развитию.
Развитие речи.
Занятия по сюжетному рисованию являются одновременно и занятиями поразвитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведетсянепрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует ихречевую активность,способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог сигрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия рисованием стимулируютразвитие коммуникативной функции речи.
Кроме этого, в увлекательной игре, находясь на пике эмоций, выполняяпрактические действия, малыши способны усвоить много новых слов ивыражений. Поэтому занятия рисованием способствуют расширению активного и пассивногословаря детей.
Для удобства использования описанных занятий в практической работе мыприводим примерный текст беседы взрослого с детьми, а также стихотворения, потешки, загадки. Этот вариант можно взять за основу, а вдальнейшем развивать диалог с детьми с учетом их интересов, возросшихвозможностей,конкретной ситуации.
Ознакомление сокружающим миром.
Для занятий подобраны сюжеты, близкие опыту ребенка. Они позволяют уточнитьуже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. Рисуя сдетьми, педагог рассказывает о различных явлениях природы (дождь, снег, времена года ит. п.), о жизни людей (в городе и деревне, праздники, прогулки и т.д.) и о жизниживотных. Соответственно теме занятия подбирается дидактический материал.
Описанные в книге задания позволяют дать детям знания о цвете, величине, форме, количествепредметов и их пространственномрасположении.
Развитие фантазии итворчества.
Занятие рисованием предполаг