Реферат по предмету "Педагогика"


Разработка электронного учебника по теме "Моделирование лифа"

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего
профессиональногообразования
«Хакасскийгосударственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Институттехнологий сервиса и дизайна
Кафедратехнологии швейного производства и методики
профессиональногообучения
Утверждаю:
Зав. Кафедрой ТШП и МПО
_________
«___»____________ 2007
 
Курсоваяработа
Разработкаматериалов в помощь преподавателю и студентам по дисциплине «Моделированиеодежды» для специальности 050501 – Профессиональное обучение (Дизайн)
По дисциплине«Методика профессионального обучения»
Студент: ___________
Датазащиты:_______________
Оценка:___________________
Подпись членов комиссии:
________________
Абакан 2007

Содержание
Введение
I. Использование информационныхтехнологий в процессе обучения студентов
1.1 Принцип внедрения информационныхтехнологий в учебный процесс ВУЗа.
1.2 Роль и место информационныхтехнологий в обучении.
1.3 Требования, предъявляемые кэлектронному учебнику
II. Разработка и обоснование выборафрагмента электронного учебника в помощь преподавателю и студентам подисциплине «Моделирование одежды»
2.1 Анализ учебно-программнойдокументации и ее методическое обеспечение по дисциплине «Моделирование одежды»
2.2 Подбор дидактического материаладля разработки фрагмента электронного учебника по теме «Моделирование лифа»дисциплине «Моделирование одежды»
2.3 Структура и содержание фрагментаэлектронного учебника по теме «Моделирование лифа» дисциплине «Моделированиеодежды»
Заключение
Список используемых источников

Введение
В современной динамичноразвивающейся отечественной системе профессионального образования, в условияхнепрерывного увеличения потока информации все более значимыми становятсяпроцессы информатизации и компьютеризации. Новые информационные технологииобеспечивают реализацию новых подходов к обучению, предоставляют обучающимсяновые средства и методы поиска и управления знаниями.
При разработке новыхсредств обучения необходимо помнить, что реализация процесса обучения не можетпроходить без использования наглядных учебных пособий.
В настоящее времязначение использования в образовании и обучении мультимедиа возрастает. Так какзнания, обеспечивающие высокий уровень профессиональной квалификации,подвержены быстрым изменением, поэтому методики, основой существования которыхтехнических средств обучения, должны по своему содержанию быть весьма гибким.
Мультимедиа – быстроразвивающаяся информационная технология, отличительными признаками которойявляются:
·    Интеграция водном программном продукте различных видов информации;
·    Работа в режимереального времени;
·    Новый уровеньинтегративного общения «человек — компьютер».
В настоящее время широкоприменяются информационные технологии, которые помогают шире передать материал,поэтому разработка электронного учебника актуальна для данной дисциплины«Моделирование одежды». [9. 86с.]
От сюда вытекаетпроблема, на сколько эффективно будет изучение студентами темы «Моделированиелифа» по дисциплине «Моделирование одежды» если применить в обучении фрагментэлектронного учебника по данной теме.
Объектом исследованияявляется электронный учебник по дисциплине «Моделирование одежды».
Предметом исследованияявляется разработка фрагмента электронного по теме «Моделирование лифа»дисциплины «Моделирование одежды» для специальности 050501 – Профессиональноеобучение (Дизайн).
Цель исследования:разработать фрагмент электронного учебника по теме «Моделирование лифа»дисциплины «Моделирование одежды» для специальности 050501 – Профессиональное обучение(Дизайн).
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.    Проанализировать рабочуюпрограмму по дисциплине «Моделирование одежды», с целью выявления умений инавыков, которыми должен овладеть студент ;
2.    Выявить требования,предъявляемые к содержанию и оформлению электронного учебника;
3.    Подбор материаладля разработки фрагмента электронного учебника по теме «Моделирование лифа»;
4.    Определитьструктуру электронного учебника;
5.    Разработатьфрагмент электронного учебника по теме «Моделирование лифа» и рекомендации поего использованию на занятиях дисциплины «Моделирование одежды».

I. Использование информационныхтехнологий в процессе обучения студентов
 
Компьютер можноиспользовать на всех этапах материала: при введении нового материала,закреплении, повторении, контроле знаний. Он может выступать как в ролиучителя, рабочего инструмента, объекта обучения, так и игровой среды.
Информационные технологиипозволяют создавать электронные средства обучения, интегрирующие свойствапрактически всех традиционных средств, использовать, корректировать и сохранятьопыт, содержащий в информационных средах, обмениваться им, минимизироватьрасходы на обучения. [4. 29c.]
1.1Принцип внедрения информационных технологий
в учебныйпроцесс ВУЗа
В условиях гуманизацииобразования формирования индивидуальности будущего педагога становитсяважнейшей целью профессиональной подготовки. Необходимо создать студентуусловия для самореализации самовоспитания и саморазвития. И, прежде всего этостановится возможным в процессе обучения, где известны цели деятельности и путиих достижения, из которых учащийся выбирает то, что наиболее соответствует егоиндивидуальности [10.5с.].
Необходимостьиспользования информационных технологий в профессиональном образовании диктуетнесколькими обстоятельствами. К ним прежде всего следует отнестифундаментальные изменения XXв.,поставившие на повестку дня вопрос о переходе к новой стратегии развитияобщества на основе знаний и перспективных высокоэффективных технология.Приоритетное развитие призваны получить информационные технологии, играющиероль катализатора как научно-технического, так и социально-экономическогоразвития общества. Использование компьютерных сетей, электронныхобразовательных сред предполагает выработку нестандартных педагогическихпрактик, как в конкретных предметных дисциплинах, так и в междисциплинарномпространстве профессионального процесса, включающего и научно-исследовательскуюработу студентов. Все это осуществляется при наличии учебно-методическогокомплекса, который включает в себя:
— современные учебники(обычного и электронного издания);
— аудио- и видеозаписи поотдельным разделам учебной дисциплины;
— рабочие тетради;
— компьютерные обучающиепрограммы;
— электронные и текстовыеучебно-методические пособия;
— компьютерные программыдля выполнения лабораторных, курсовых и дипломных проектов,научно-исследовательских работ;
— наглядные учебныепособия и альбомы, выполненные на электронных носителях информации;
— электронный справочныйматериал в виде образовательных баз данных;
— контрольно-измерительные системы на основе компьютерных программ по дисциплинами специальностям;
— методику контроляпромежуточных и итоговых знаний на основе компьютерных тестирующий программ;
— системы мониторингаобразовательного процесса по всем дисциплинам и специальностям учебногозаведения.
 Также существуютдидактические требования к современным учебно-методическим комплексам, которыедолжны:
— обеспечивать каждомустуденту возможность обучения по оптимальной индивидуальной программе,учитывающей в полной мере его познавательные способности, мотивы, склонности идругие качества;
— оптимизироватьсодержание учебной дисциплины, сохраняя и обогащая набор знаний, включенных вфедеральные и региональные компоненты;
— оптимизироватьсоотношение теоретической и практический подготовки будущих специалистов,интенсифицировать процесс обучения;
— реализовать концепциюнепрерывного образования;
— активизироватьэкспериментальную и научно-исследовательскую деятельность студентов ипреподавателей;
— сокращать психическую ифизиологическую нагрузку студентов. [15.39с.].
«Трудности могут бытьпреодолены путем разработки учебно-методических комплексов, обеспеченияприоритетности разработки стратегии и идеологии применения информационныхтехнологий в образовании на основе сочетания с традиционными педагогическимиподходами» [31.8с.].
Можно отметить что,продуманные учебно-методические комплексы, с точки зрения дидактическихтребований, могут поднять эффективность учебной деятельности в высших учебныхзаведениях на основе информационных и традиционных педагогических технологий,которые не должны противоречить друг другу.
Необходимо сказать, чтона сегодняшний день уже нет никакого сомнения, что наступивший информационныйвек российского общества будет веком компьютеризации и профессиональных знаний,следовательно, система образования должна будет решать принципиально новуюглобальную проблему, связанную с подготовкой современных конкурентно-способныхспециалистов на основе информационных и коммуникационных технологий обучения [16.37с.].

1.2 Роль иместо информационных технологий в обучении
В современном обучениипрежние традиции не утратили своего объективного значения. Главное назначениетрадиционного обучения – вооружить учащихся системой научных знаний, прочнымиумениями и навыками, с помощью которых они могут не только получать новыезнания, но и активно пользоваться ими в личной и общественной практики.
Из теории педагогикиизвестно, какое большое значение имеют принципы обучения, такие, какнаглядность, научность, сознательность и активность, прочное усвоение знаний,систематическое обучения. Однако в традиционном обучении главную роль играетискусство и мастерство самого педагога в использовании таких методов обучения,которые эффективно воздействуют на учащихся [30.7с.].
Использованиеинформационных технологий в учебном процессе требует особых подходов вобразовании. Для того, чтобы преподаватель смог объясним студентам нужныйматериал с помощью информационных технологий, ему необходимо пройти нужныекурсы по изучению компьютерных программ.
Концептуальнымиособенностями применения компьютерного обучения являются:
— принцип адаптивности –приспособление материала к индивидуальным особенностям каждого обучаемого;
— управляемость – в любоймомент возможна коррекция преподавателем процесса обучения;
— неограниченностьобучения – содержание, интерпретация и приложения могут быть как угодно велики [33.14с.].
Компьютер можноиспользовать на всех этапах процесса обучения: при введении нового материала,закреплении, повторении, контроле знаний. Он может выступать как в ролиучителя, рабочего инструмента, объекта обучения, так игровой среды.
Компьютерная программа –это необходимая часть дидактического материала, используемого дляинтенсификации процесса обучения иностранными языками [33.14с.].
Актуальность разработки ивнедрение электронных учебников, структура которых пока не устоялась,обусловлена: недостатком традиционных учебников, ориентированных наопределенную профессию или производственную технологию, соответствующихконкретному образовательному стандарту, образовательной программе; достаточнозатратным обеспечением учебного процесса материалами, инструментами,приспособлениями; необходимостью совершенствование методики обучения, подходовк профподготовке [4.29с.].
1.3 Требования,предъявляемые к электронному учебнику
На рынке компьютерныхпродуктов с каждым годом возрастает число обучающих программ, электронныхучебников. Одновременно не утихают споры о том, каким должен быть «электронныйучебник», какие функции должны быть.
Что же такое «Электронныйучебник» и в чем его отличие от обычного учебника? В.А. Скакун дает следующеепонятие электронного учебника:
«Электронный учебник –это комплекс информационных, графических, методических и программных средствавтоматизированного обучения по конкретной дисциплине.» [29.155с.]
Обычно электронныйучебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих идругих программ, размещаемых на магнитных носителях, в которых отраженоосновное научное содержание учебной дисциплины. Электронный учебник частодополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он: обеспечиваетпрактически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимуюинформацию, поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономитвремя при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду скратким текстом – показывает, рассказывает, моделирует и позволяет быстро, но втемпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания поопределенному разделу.
К недостаткамэлектронного учебника можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплеякак средства восприятия информации и более высокую стоимость по сравнению скнигой.
Электронный вариант учебникавмещает в себя и средства контроля, так как контроль знаний является одной изосновных проблем в обучении. Долгое время в отечественное системе образованияконтроль знаний, как правило, проводилось в устной форме. Многие, конечно, неразделяют этой позиции, считая, что тесты исключают такие необходимые навыки,как анализирование, сопоставление. Таким образом, можно надеяться, чтоприменение новых информационных технологий способствует повышению эффективностиобучения, а также являются незаменимым инструментом при самостоятельнойподготовке обучающегося.
Традиционное построениеэлектронного учебника: предъявление учебного материала, практика, тестирование.[ 36.24с. ]
В настоящее время кучебникам предъявляются следующие требования:
1.        Информация по выбранномукурсу должна быть хорошо структурирована и представляет собою законченныефрагменты курса с ограниченным числом новых понятий;
2.        Каждый фрагментнаряду с текстом, должен представлять информацию в аудио или видео («живыелекции»). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций будет линейкапрокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места.
3.        Текстоваяинформация может дублировать некоторую часть живых лекций;
4.        На иллюстрациях,представляющие сложные модели и устройства, должна быть мгновенная подсказка,появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельнымэлементам иллюстрации (карты, планы, чертежа сборки изделия, пульта управленияобъектом);
5.        Текстовая часть должнасопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократитьвремя поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром.Перспективным элементом может быть подключение специализированного толковогословаря по данной предметной области;
6.        Видеоинформацияили анимация должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычномизложении. Видео клипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрироватьявления в ускоренной, замедленной или выборочной схеме;
7.         Наличиеаудиоинформации, которая во многих случаях является основной и поройнезаменимой содержательной частью учебника.
В режиме работыэлектронного учебника можно выделит три основных режима:
1. обучение без проверки;
2. обучение с проверкой,при котором в конце каждой главы обучаемому предлагается ответить на нескольковопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;
3. тестовый контроль,предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки.
В настоящее время кучебникам предъявляются следующие требования: структурированность, удобство вобращении, наглядность изложенного материала. Чтобы удовлетворитьвышеперечисленные требования, целесообразно использовать гипертекстовыетехнологии.
«Гипертекст – это способнелинейной подачи текстового материала, при котором в тексе имеются каким-либообразом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам.Таким образом, пользователь не просто листает по порядку страницы текста, онможет отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. самуправляет процессом выдачи информации. В гипермедиа системе в качествефрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержатьтекст, графику, видеофрагмент, звук».[34.35с.]

II. Разработка и обоснование выбора фрагментаэлектронного учебника в помощь преподавателю и студентам по дисциплине
«Моделированиеодежды»
2.1 Анализучебно-программной документации и методического обеспечения по дисциплине«Моделирование одежды»
В Энциклопедиипрофессионального обучения дается следующее понятие учебно-программнойдокументации:
Учебно-программнаядокументация – это совокупность нормативных документов, определяющих цели и содержаниеобразования и обучения по конкретной профессии (специальности).
К учебно-программнойдокументации относятся профессиональные характеристики профессий, учебныепланы, учебные программы, тесты и другая документация [34.179с.].
В методическом пособииВ.А.Скакуна «Методика профессионального обучения в схемах и таблицах»представлено следующее определение учебно-методической документации.
Учебно-методическаядокументация – это совокупность документов, обеспечивающая осуществлениеконструирования, планирования, выбора и применения по конкретному предмету,обуславливающее их развитие и совершенствование.
Анализ учебно-программнойдокументации является одной из основных видов деятельности педагога, проводимойс целью проектирования учебного процесса. В учебном процессе результаты анализаучебно-программной документации необходимо учитывать при составлении педагогомпланирующей документации при подготовке к занятию.
При проведении занятийпреподаватель руководствует государственным образовательным стандартом поспециальности, учебным планом, учебной программой.
В результате анализасодержания рабочей программы по дисциплине «Моделирование одежды» дляспециальности 050501 – Профессиональное обучение (Дизайн) было выявлено, чтосодержание курса полностью обеспечивает требования ГосударственногоОбразовательного Стандарта к уровню подготовки будущего специалиста.
Будущий специалист врезультате изучения данной дисциплины должен:
Иметь представление:
·         О значенииизучаемой дисциплины для специальной подготовки;
·         О современномсостоянии, тенденциях и перспективах развития моды;
·         О современныхматериалах легкой и текстильной промышленности.
Знать:
·         Теоретические основы,основные положения и современные методы дизайнерского проектирования;
·         Тектоническиезакономерности формообразования объектов предметной среды, принципыкомбинаторного решения формы объектов проектирования;
·         Пластические иконструктивные свойства материалов, применяемых при выполнении модели, способыобработки материалов.
Уметь:
·         Поставить цель исформировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций,использовать для их решения методы изученной дисциплины;
·         Читать иразрабатывать эскизы;
·         Осуществлятьвыбор материалов для изготовления макетов и оригиналов проектирования;
·         Использоватьвычислительную технику при решении технических задач, при моделированииизделий;
·         Эксплуатировать иобслуживать учебно-производственное оборудование;
·         Пользоватьсясовременной компьютерной технологии для решения основных дизайнерских задач.
Владеть:
·         Профессиональнымязыком предметной области знания;
·         Методами сборки,хранения и обработки информации [26.5с].
Проанализировав рабочуюпрограмму, было выявлено, что аудиторная работа студентов занимает 60 часов, вкоторую входят лекционные и лабораторные занятия. На неаудиторную работувыделяется 60 часов, которая заключает в себя самостоятельную работу,контрольную работу и курсовой проект. Всего часов выделено на эту дисциплину120 часов, итоговый контроль проходит в виде экзамена. Также формируется творческоеотношение к полученным заданиям, которые включают в себя:
— исследование по историии перспективам развития изучаемой темы;
— решение практическихзадач в рамках моделирования и изготовления одежды.
Итак, в процессе анализаучебно-программной документации были выявлены требования к содержанию подисциплине «Моделирование одежды», которые должны быть сформулированы устудентов в процессе изучения дисциплины. [26.6с.]
2.2 Подбордидактического материала для разработки фрагмента электронного учебника по теме«Моделирование лифа» дисциплине «Моделирование лифа»
 
В энциклопедиипрофессионального обучения дается следующее понятие дидактического материала:
Дидактический материал –средство обучения, вид учебных пособий, содержащий исходные данные, используякоторые учащиеся преодолевают конструкторскую работу, необходимую длявыполнения поставленной перед ними задачи. [34.179с.]
Для создания фрагментаэлектронного учебника был подобран следующий материал по теме «Моделированиелифа»:
Конспект лекций длятеоретического занятия с иллюстрациями.
«Методика перемещениянагрудной вытачки»
Вытачки являются важнымконструктивным элементом одежды, при их помощи из плоской ткани создаютобъемную форму изделия. Особенно большое значение придают вытачки приконструировании женских платьев, блузок и т.п. [31.80с.
При моделировании базовыхконструкций по заданной модели используются различные приемы и способыконструктивного моделирования. Самым простым и распространенным из них являетсяспособ шаблонов. Суть его заключается в том, что готовят вспомогательное лекало(шаблон) той детали, которую необходимо преобразовать. На шаблон наносятмодельные особенности и, разрезая его, выполняют различные преобразования.Кроме способа шаблонов используются графический способ. На рисунке 3представлены варианты использования различных способов для перевода верхнейвытачки на полочке в новое положение согласно модели. [18.80с. ]
Стандартной вконструктивном решении является полочка с двумя вытачками от плечевого среза иот линии талии. Популярность лифа с такой полочкой объясняется тем, что онпрекрасно облегает фигуру, и вытачки в таком расположении выглядят ненавязчиво.В этом варианте линию середины вытачки располагают по направлению долевой нити,поэтому при стачивании такие вытачки не перекашиваются. Линия талии в такомлифе от середины переда до начала вытачки располагается по нити утка иустойчива при соединении его с юбкой (перекосы, искривления и растяженияисключены).
Конструктивное решениеполочки с вытачкой от плечевого среза, переходящей в вытачку по линии талии,наиболее приемлемо в изделиях для полных женщин или для женщин с большимигрудными железами.
В изделиях из ткани вполоску или клетку нагрудную вытачку желательно расположить под проймой внаправлении от бокового среза. В этом варианте она минимально исказит рисунокткани, так как будет скрыта под проймой. Вытачку на линии талии можно заменитьмягкими складками или сборками – и то и другое не нарушит рисунка ткани по низуизделия. [31.83с.]
В зависимости от степенипреобразования базовых конструкций приемы конструктивного моделированияразделены на четыре вида. К преобразованиям первого вида относятся: переводвытачек различных направлениях, разработка модельных особенностей воротника,лацкана, борта, карманов, мелких деталей, петель, пуговиц.
Простой переводвытачки
В женских изделияхвытачки могут выходить из различных срезов деталей и при этом иметь простую илисложную конфигурацию.
Операции по перемещениювытачек могут быть выполнены методами шаблонов, дуг и надсечек илиперпендикуляров.
Перевод вытачек способомдуг и засечек заключается в том, что на базовой конструкции наносят новоеположение вытачки. На рис.3, а эта линия СО, из центра раствора исходнойвытачки проводят несколько дуг так, чтобы они проходили через конструктивныеосновные точки бокового среза и проймы и начало новой вытачки (точку С). Затемдоводят их до линии исходной вытачки, идущей от плечевого среза. На этих дугахиз точек С, КЛ, М, и т.д. в сторону исходной вытачки (по часовой стрелки)делают засечки радиусами, равными хордами соответствующих дуг, отсеченныхлиниями раствора исходной вытачки ОА и ОБ.
Из точки С делают засечкурадиусом 1-1', из точки К – радиусом 2-2' и т.д., отмечая новое положениесрезов точками C', K', и т.д. Точки контурами проймы K', Л',M',H' и т.д.соединяют плавной кривой, аналогичной исходной линии проймы. Соединив точку O'с точкой C', получают угол раствора новой вытачки C'O'C.
Способ перпендикуляров(рис. 3, б) сходен со способом дуг и засечек. Сначала на чертеж основы такженаносят линию новой вытачки СО. На линии проймы через каждые 5-6 см задают точки 1,2,3 и т.д.
Из этих точек на линию ОКопускается перпендикуляры, отмечая их пересечение С', 1'',2'' и т.д.
Из точек C'',1'',2'' ит.д. к линии ОБ проводят перпендикуляры, на которых откладывают отрезки, равныеС-С', 1-1’,2-2’ и т.д., и их концы отмечают точками С’’’,1’’’,2’’’ и т.д. Черезэти точки проводят новый контур детали, как и при способе дуг и засечек. Этотспособ более трудоемок, чем способ дуг и засечек, и имеет ограниченноеприменение.
При переводе верхнихвытачек в новое положение на полочках в женских изделиях следует помнить, чтодлина вытачки не должна доходить до центра груди. Сокращение вытачки можетпроизводиться по биссектрисе угла вытачки или по одной из ее сторон. Величинасокращения длины вытачки может быть равна 2-4 см в зависимости от расположения и плотности облегания тела изделием. [ 18.61с.]
Перевод вытачкисложной конфигурации
Отрисовать сложную линиюфигурной вытачки на шаблоне весьма затруднительно, так как в этой части шаблонрассечен плечевой вытачкой. Проще и точнее новую конструктивную линию наноситьна целой части шаблона. Сначала вытачку переносят в любое место детали с темрасчетом, чтобы участок, на котором будет проводиться требуемая по моделиконструктивная линия, оказалась целым. Затем на шаблоне отрисовывают нужнуюконструктивную линию и переводят в нее вытачку из промежуточного положения.

2.3Структура и содержание фрагмента электронного учебника по теме «Моделированиелифа» специальности «Моделирование одежды»
Электронный учебник подисциплине «Моделирование одежды» (раздел «Моделирование лифа») разработан впрограмме Microsoft Offis FrontPage -2003. Для разработки и оформления учебногоматериала для электронного учебника используются программы MS Word и Paint, вхлдящиев стандартный пакет операционной системы Windows.
Программа FrontPageкомпании Microsoft входит в состав пакета MS Offis System Professional 2003редактор FrontPage содержит большой набор шаблонов и мастеров для созданиясайтов по различным тематикам. Тесная интеграция с пакетом MS Office позволяет отображать на страницах документы MS Word, таблицы и графики MS Excel, динамически получать данные из MS Access и др [ 13, с. 76] .
Фрагмент электронногоучебника предназначен для студентов обучающихся по специальности 050501 — Профессиональное обучение (Дизайн), в программу подготовки которых входитизучение дисциплины «Моделирование одежды».
Данный учебник может бытьрекомендован как для самостоятельного изучения, так и в качестведополнительного материала при подготовке к лабораторным занятиям, семинарам,экзаменам по дисциплине «Моделирование одежды».
Учебный материалпредставлен в виде фрагмента учебника, который просматривается с помощьюпрограммы Internet Explorer и некоторых других программ для просмотра Webстраниц. Учебник может быть размещён в сети Internet для общего доступа или влокальной сети.
С главной страницыдокумента Index html с помощью навигационных ссылок можно получить доступ долюбого раздела учебника (Рисунок 5).
Удобная система навигациии гиперссылок позволит легко перемещаться по блокам и модулям раздела ивыбирать индивидуальную траекторию обучения. [13.78]
Страницы электронногоучебника по «Моделированию одежды» (раздел «Моделирование лифа») состоят издвух полей (рисунок 5):
— поле управленияучебником (навигатор);
— текстовое поле.
НАВИГАТОР (в левой частиэкрана) дает представление о структуре учебника и позволяет быстро перемещатьсяпо учебнику по траектории обучения, которую выбирает сам обучающийся.
В текстовом поле учебника(правая часть экрана) содержится учебная информация в соответствии соструктурой фрагмента электронного учебника, имеются кнопки управления работы состраницами:
— кнопка возврата кпервой странице;
— кнопка возврата кпредыдущей странице;
— кнопка перехода кследующей странице.
Структура фрагмента электронного учебника:
·         содержание;
·         введение;
·         глоссарий
·         лабораторнаяработа;
·         тесты;
·         список литературы
После выбора, какого — либо подраздела, используя гиперссылки, обучаемый может перейти к содержаниюподраздела.
На уроке теоретическогообучения или при самостоятельном изучении используется теоретический материалучебника, который в качестве структурных компонентов содержит термины итеоретические сведения.
С целью самоконтролязнаний в учебнике содержится текст. Обучаемый перед изучением материала можетоценить степень владения предлагаемым материалом. Для этого он можетвоспользоваться ТЕСТОМ для самоконтроля. Это же можно сделать после изученияматериала, а также через некоторое время для самооценки остаточных знаний.
Перед выполнением заданийпредлагаются критерии оценивания.
С помощью кнопки «вперед»осуществляется переход на страницы с заданиями.
В случае если студентответил неправильно, то открывается следующее окно.
Практический разделучебника представлен в виде лабораторной работы. На рисунке 11 представленытребования к выполнению лабораторных работ.
Структура лабораторнойработы выглядит следующим образом:
Обязательным структурнымэлементом любого учебника является глоссарий, в котором содержатся все термины, используемыепри изучении раздела.
В списке литературыобучаемый может найти список учебников и монографий, в которых более углубленнорассматриваются отдельные вопросы конструктивного (технического) моделированияодежды (рисунок 14).
Таким образом, разработанный фрагмент электронногоучебника по дисциплине «Моделирование одежды» достаточно прост в пользовании исоответствует требованиям, предъявленным в разделе 1.3, таким как:
1.        Информацияпо выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представляет собойзаконченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий;
2.        Каждыйфрагмент наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио или видео(«живые лекции»). Обязательным элементом интерфейса для живых лекция будетлинейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места;
3.        Текстоваяинформация может дублировать некоторую часть живых лекций;
4.        Наиллюстрациях, представляющие сложные модели и устройства, должна бытьмгновенная подсказка, позволяющая или исчезающая синхронно с движением курсорапо отдельным элементам иллюстрации (карта, планы, чертежи сборки изделия,пульта управления объектом);
5.        Текстоваячасть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками,позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощнымцентром. Перспективным элементом может быть подключение специализированноготолкового словаря по данной предметной области;
6.        Видеоинформацияили анимация должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычномизложении. Видео клипы позволят изменять масштаб времени и демонстрироватьявления в ускоренной, замедленной или выборочно схеме;
7.        Наличиеаудиоинформации, которая во многих случаях является основной и поройнезаменимой содержательной часть учебника.
Разработанный электронныйучебник может использоваться преподавателем во время проведения лекций илабораторных работ.
Для студентов учебникможет быть рекомендован как для самостоятельного изучения, так и в качестведополнительного материала при подготовке к лабораторным занятиям, семинарам,экзаменам не только по дисциплине «Моделирование одежды».

Заключение
 
Данная курсовая работапосвящена разработке материала в помощь преподавателю и студенту, а именноразработке фрагмента электронного учебника по дисциплине «Моделирование одежды»(раздел «Моделирование лифа») для студентов специальности 050501 –Профессиональное обучение (Дизайн).
Необходимость разработкифрагмента электронного учебника по дисциплине «Моделирование одежды»объясняется тем, что успешное внедрение электронных средств обучения позволитперестроить весь учебный процесс, сэкономит время преподавателя, повыситактивность студентов на занятиях, внесет новизну в рутинный процесс обучения,усилит контроль усвоенных знаний и методически обеспечит самостоятельную работустудентов.
Высвободившееся времяпреподавателей и студентов можно будет направить на дальнейшеесовершенствование процесса обучения и научно – исследовательскую работу.
Рассмотрев понятия,требования и структуру ЭУ за основу понятия ЭУ взято следующее: Электронныйучебник – это комплекс информационных, графических, методических и программныхсредств автоматизированного обучения по конкретной дисциплине.
Основные требования кразработке ЭУ:
1.        Информацияпо выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представляет собойзаконченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий;
2.        Каждыйфрагмент наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио или видео(«живые лекции»). Обязательным элементом интерфейса для живых лекция будетлинейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места;
3.        Текстоваяинформация может дублировать некоторую часть живых лекций;
4.        Наиллюстрациях, представляющие сложные модели и устройства, должна бытьмгновенная подсказка, позволяющая или исчезающая синхронно с движением курсорапо отдельным элементам иллюстрации (карта, планы, чертежи сборки изделия,пульта управления объектом);
5.        Текстоваячасть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками,позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощнымцентром. Перспективным элементом может быть подключение специализированноготолкового словаря по данной предметной области;
6.        Видеоинформацияили анимация должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычномизложении. Видео клипы позволят изменять масштаб времени и демонстрироватьявления в ускоренной, замедленной или выборочно схеме;
7.        Наличиеаудиоинформации, которая во многих случаях является основной и поройнезаменимой содержательной часть учебника.
Разработанный фрагментэлектронного учебника по дисциплине «Моделирование одежды». Данный электронныйучебник включает в себе следующие функции, необходимые в процессе обучения:
-         служит удобнымсправочником, с применением гипертекстовой системы, выводя на экран мониторанеобходимую информацию;
-         устанавливаетконтроль над усвоением знаний студентов в процессе самостоятельного изучениялекционного материала;
-         дает возможностьдифференцированного подхода к лекционному материалу.
Такой учебник можно эффективноиспользовать на лекциях и практических занятиях в аудитории и длясамостоятельной работы обучаемых в оптимальном режиме и в удобное для нихвремя. В зависимости от уровня подготовки обучаемого, его профессиональныхинтересов можно обратиться к указанной в ЭУ литературе для более широкогопонимания изучаемой темы.
Данный материал имеетширокое практическое применение при работе со студентами на занятиях дляизучения нового материала, организации самостоятельной работы, повторения иобобщения знаний, ликвидации пробелов знаний, также для подготовки к экзамену ипри проведении лабораторных работ по дисциплине «Моделирование одежды»

Списокиспользуемых источников
 
1. Арефьева О.Н., Кропотина Н.М.Интерактивные электронные учебные средства в подготовке конкурентоспособныхспециалистов. // Профессиональное образование, 2003-№12.-с.13-14.
2. Башмаков А.И., Башмаков И.А.Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. — М.:Информационно-издательский дом «Филин», 2003.-616с.
3. Бердник Т.О. Моделирование ихудожественное оформление одежды. Учебник для учащихся профессиональных лицеев,училищ и курсовых комбинатов. — Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2001(Серия «Учебники XXI века») 315с.
4. Березовский Б.М. Хузина С.А.Использование информационных технологий при создании электронных средствобучения.// Профессиональное образование – 2006.-№5.-с.29.
5. Бесплатная Web-страница своимируками: подроб. иллюстрир. рук. / под. ред. В.Б Комягина. – М.: Лучшие книги,2005. – 240с.: ил.
6. Булатова Е.Б. Конструктивноемоделирование одежды: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.Б.Булатова, М.Н. Евсеева. – 2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2004.-272с.
7. Вишняк О.В. Критерии созданияэлектронных учебных материалов. // Педагогика, 2003-№8-с.19-22.
8. Винницкий Ю.А., Нурмахамедов Г.М.Принципы разработки электронных мультимедийных учебников для средней школы. //Информатика и образование.-2006.-№10.-с.95-98.
9. Высоцкий И.Р. Компьютер вобразовании. // Информатика и образование. -2000.-№1.-с.86-87.
10. Готовцева О.Г. Развитиеиндивидуальности будущего педагога средствами мультимедийных технологий. //Среднее профессиональное образование – 2007-№3-с.5.
11. Древс Ю.Г. Теория и практикасоздания электронных учебников. Учебно-методическое пособие в помощь автору –М.: ТЕРМИКА,2003.
12. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю.Моделирование и художественное оформление одежды: Учебное пособие для студентовучреждений среднего профессионального образования. — М.: Мастерство:Издательский центр «Академия», Высшая школа, 2001-258с.
13. Зауэр Л.С. Информационные технологиив личностно – ориентированном профессиональном образовании. // Профессиональноеобразование, 2002-№8.-с.22-23.
14. Захарова И.Г. Информационныетехнологии в образовании: допущено УМО по спец-м пед. обр-я.:3-еизд.стереот.-М.: «Академия», 2007.-192с.
15. Иванов В.Г. Горбунов К.Н.Компьютерные технологии в преподавании специальных дисциплин. // Среднеепрофессиональное образование – 2006 — №1 – 39с.
16. Климов В.Г. Приоритетное развитиеинформационных технологий на основе Учебно-методических компонентов// Среднеепрофессиональное образование – 2006 — №1-37 с.
17. Клюева И.А. Требования кпрограммным средствам учебного назначения // Среднее профессиональное образование,2006 — №3.-с.23-24.
18. Мартынов А.И. Конструктивноемоделирование одежды: Учебное пособие для вузов / А.И. Мартынов, Е.Г. Андреева– М.: Московская государственна академия легкой промышленности, 2002.- 216с.
19. Михеева Е.В. Учебное пособие иэффективное использование информационных технологий в профессиональнойдеятельности.// Среднее профессиональное образование – 2006 №8.- с.8-с.62.
20. Никитина Н.Н., Железнякова О.М.,Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Уч. пособиедля студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2002 – 288с.
21. Образцов П.И. Обеспечениеучебного процесса в условиях информатизации высшей школы. // Педагогика, 2003 — № 5.- с. 27-33.
22. Орленок Л.В. Терминологическийсловарь одежды. – М.: Легпромбытиздат, 1996.-345с.
23. Педагогика: педагогическиетеории, системы, технологии: Учеб.для студентов высш.исред.учеб.заведений ./ С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шеменов идр. Под. ред.С.А, Смирнова- 3-е издание, испр. и допол.-М.: Издательский центр «Академия»,1999-512с.
24. Педагогика. Учеб.пособие длястудентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под. ред. П.И. Пидкасистого– М.: Педагогическое общество Росси, 1998-640с.
25. Профессиональная педагогика:Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям инаправлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997-512с.
26. Рабочая программа дисциплина«Моделирование одежды»: для студентов специальности 050501 – Профессиональноеобучение (Дизайн) квалификация – педагог профессионального обучения. / ЖдановаВ.К. ХГУ им. Н.Ф.Катанова, кафедра ТШП и МПО.
27. Рачинская Е.И., Сидоренко В.И…Моделирование и художественное оформление одежды. – Ростов — на-Дону.: Феникс,2002-608с.
28. Семушина Л.Г. Ярошенко Н.Г.Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях:Учебное пособие для преп. учреждений сред. Проф. образования. – М.: Мастерство,2001-272с.
29. Скакун В.А. Методическое пособиедля преподавателей специальных и общетехнических предметов профессиональныхучебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия Проф.образования», 2001.-184с.
30. Трунин В.Е. Использованиемультимедийных средств в обучении. // Среднее профессиональное образование –2007.-№7-7с.
31. Фомина З.М. Бланк А.Ф.Практическая книга по моделированию женской одежды.-2-е изд., перераб. и допол.- М: Легпромбытиздат, 1991.-256с.: ил.- ISBN-70880015202.
32. Фомичев Е.Н. Бакушев А.А.Применение информационных технологий при подготовке специалистов. // Среднеепрофессиональное образование, 2006.-№2.-с.8-11.
33. Шапошникова Ю.В. Использованиекомпьютерных программ при обучении.// Среднее профессиональное образование,2005.-№3-14-15с.
34. Энциклопедия профессиональногообразования: в 3-х томах/под ред.Батышева С.Я. – М.: АПО, 1999.- 240., ил.
35. Якуба Ю.А. Справочник мастерапроизводственного обучения: Учебное пособие / Ю.А. Якуба, А.В., О.Ю. Куракса. –Издательский центр «Академия», 2003.-352с.
36. Яшников С.А. Созданиеэлектронного учебника. – М.: Издательство ИНФРА – М, 2006-45с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.