--PAGE_BREAK--Как же определяют детское творчество известные отечественные ученые? Как определяют его значение для формирования личности ребенка?
Определение детского творчества одной из первых дала Е. А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисовании, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных или через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». [5]. Педагог В.Н. Шацкая считает: в условиях общего эстетического воспитания детское художественное творчество скорее рассматривается как «метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей».[7, С. 24]
А.А. Волкова утверждает: «Воспитание творчества — разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями — значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными — значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное» [7, С. 24 ].
Так чем же характеризуется творчество? Б.М. Теплов в этой связи пишет: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, — искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение» [7, С. 25 ].
Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, «которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренно педагогической стимуляции».[7, С. 25]
В процессе рисования, лепки ребенок испытывает разнообразные чувства; как мы уже отмечали, радуется красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, старается добиться удовлетворяющего его результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься (в этом случае необходимы чуткое, внимательное отношение педагога, его помощь). Работая над изображением, приобретает знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения, и т.п.
Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых — Г.В. Латунской, B.C. Кузина, П.П. Пидкасистого, И.Я. Лернера, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной, проведенный Т.С. Комаровой, позволяют нам сформулировать его рабочее определение. Под художественным творчеством детей дошкольного возраста следует понимать создание субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунок, лепка, рассказ, танец, песенка, игра); создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.); проявление инициативы во всем.
Таким образом, мы рассмотрели понятие детского творчества, определили его особенности и виды. Из всего выше сказанного мы сделали вывод о том, что одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы. Поэтому далее мы рассмотрим этот вопрос, а также определим: следует ли творчеству обучать и является ли обучение условием развития детского изобразительного творчества?
1.2 Проблема развития детского изобразительного творчества «Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества.» [4]. Г. Г. Григорьева также говорит о том, что проблема детского творчества в истории дошкольной педагогики является одной из актуальных, однако, остается наименее представленной в практике, что обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. Истоки творческих сил человека восходят к дошкольному детству. Детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок развивается как творческая личность. Однако многие авторы, исследовавшие детское изобразительное творчество (В.С. Мухина, Е.А. Флерина и др.), отмечали стремление ребенка придерживаться тех или иных форм, приемов в творчестве, которые ребенком усвоены и которые препятствуют дальнейшему движению вперед.
Своеобразие образа, создаваемого дошкольником, сам процесс его зарождения и графического воплощения обусловлен особенностями психического и личностного развития ребенка-дошкольника. В первую очередь, это особенности основных психических процессов, реализующих творческий акт. Особого внимания заслуживает анализ воображения. Исследования показывают, что у ребенка с высоким уровнем воображения произведения обычно оригинальные, непохожие на продукты творчества других детей. Воображение – основное психическое новообразование дошкольного детства. Этот возрастной период сензитивен для его развития. Следовательно, одна из главных задач взрослых – создать благоприятные условия для его развития в контексте разных видов деятельности и в первую очередь в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без него существовать. Именно в них идет наиболее интенсивное его развитие (игра, художественная деятельность). Поэтому внимание взрослых к воображению и творчеству дошкольника в процессе руководства его изобразительной деятельностью должно быть первоочередным. В работах Л.С. Выготского раскрыты основополагающие характеристики детского воображения. Детское воображение развивается относительно независимо от рассудка и потому недостаточно контролируется ребенком. Неприхотливость детской фантазии создает ложное впечатление его богатства. О бедности детского воображения и одновременной яркости, большом влиянии его на «неокрепшую душу ребенка», говорил еще К.Д. Ушинский. Л.С. Выготский также отмечал, что образы воображения строятся из элементов, взятых из действительности, из опыта человека.
Опыт ребенка мал, поэтому детское воображение у детей беднее, чем у взрослого. В то же время он отмечал и объяснял яркость, свежесть, эмоциональную насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребенка к продуктам своего воображения. Сравнивая детское воображение с воображением взрослых, он подчеркивал, что не только материал для образов у ребенка беднее, но и качество, и разнообразие комбинаций уступают комбинациям взрослого. В подготовительной группе оригинальность продуктов детского воображения можно объяснить рядом причин: ребенок к 7 годам освоил (в основном в игре) нормы, правила, ценности жизни взрослых. Поэтому произошли изменения в его мотивационно-потребностной сфере личности, а именно: появилось основное психологическое новообразование, характерное для этого возраста, — стремление к социально значимой, социально оцениваемой деятельности. Применительно к изобразительному творчеству этот мотив конкретизируется в стремлении ребенка создать образ, который поняли бы и приняли дети и взрослые, т.е. выразительный, интересный, оказывающий эмоциональное воздействие на других людей. Это одна из причин появления оригинальных образов. При наличии такого общественно направленного мотива важно, чтобы у ребенка была развита и операционно-техническая сторона деятельности, т.е. был сформирован соответствующий изобразительный опыт. Как правило, к 7 годам у детей есть определенный опыт. При наличии же обобщенных, а значит, гибких, вариативных умений ребенку легче реализовать любые, в том числе оригинальные замыслы. Это еще одна причина создания семилетками оригинальных образов. Безусловно, один из важнейших факторов успехов 7-летнего ребенка в поиске адекватных средств создания образа является разумное обучение с 4 до 6 лет.
В этот период «стабильного» (не кризисного) развития дети ориентированы в основном на усвоение норм, правил, образов деятельности, взаимоотношений взрослых (в первую в организованном обучении. В это период развивается операционно-техническая сторона деятельности как одно из условий создания оригинальных образов в 7-летнем возрасте. Поэтому определенная потеря оригинальности в работах детей средней, старшей групп по сравнению с младшей и подготовительной как бы закономерна, объяснима (хотя тенденция эта не абсолютная, а относительная). Как показали исследования О.М. Дьяченко, наибольшее количество детей с «эмоциональным» воображением относится к младшему дошкольному возрасту, в средней и старшей группах их число уменьшается и вновь возрастает в подготовительной группе.
Уровень креактивности выше, если дано задание найти творческое решение. Акцент на возможность и необходимость вариативного решения задачи должен быть постоянным. Создание оригинальных образов возможно при наличии свободы, поощрения смелости, отсутствии жестких регламентирующих оценок, когда ребенок смело варьирует свой опыт, экспериментирует, находит новое в темах, замыслах, способах исполнения. Итак, своеобразие образов, создаваемых детьми, определяется:
— личностными особенностями ребенка (уровень развития воображения, доминирование того или иного вида воображения – «познавательного» или «эмоционального»);
— возрастными особенностями (в младшей и подготовительной группах детского сада уровень оригинальности детской продукции выше, а в средней и старшей – несколько снижается);
— особенностями обучения.
Григорьева Г.Г. считает, что игра и художественная деятельность представляют большие возможности развития творческой личности дошкольника. Как уже было сказано ранее дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставит детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества. Комарова утверждает, что педагог должен создавать следующие условия для развития детского изобразительного творчества: он прежде всего обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение, учит детей способам создания изображений, средствам их выразительного решения. По мнению Теплова, систематическая педагогическая работа не может строиться в расчете лишь на самостоятельно возникающее творчество, которое у многих детей и не наблюдается, хотя эти же дети при организованном вовлечении их в художественную деятельность обнаруживают иногда незаурядные творческие способности.
Так возникает педагогическая проблема — поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное действенное желание «сочинять». Такой стимул нашел Лев Николаевич Толстой. Приступая к обучению крестьянских ребятишек, великий русский писатель уже понимал, сколь значима задача «развивать детское творчество»; как одно из возможных решений он предлагал детям совместные сочинения. «Показать не только продукт, но и самый процесс творчества писания, рисования и т.д. с тем, чтобы собственными глазами увидеть, как «это делается». Тогда, как пишет отечественный исследователь психологии детского творчества Е. И. Игнатьев, ребенок «от простого перечисления отдельных деталей в рисунке переходит к точной передаче особенностей изображаемого предмета. Одновременно изменяется роль слова в изобразительной деятельности, слово все больше приобретает значение регулятора, направляющего процесс изображения, контролирующего приемы и способы изображения»[7, С. 27 ].
Таким образом, из предполагаемого нами понимания художественного творчества, представленного выше, очевидно: для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественного опыта. В повседневной жизни [5] должна быть организована специальная система игр, заданий, развивающих творчество – «педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческими, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества.» [5]. То есть обучение является важнейшим условием развития детского изобразительного творчества. Однако, на какие же критерии и уровни развития детского изобразительного творчества ориентироваться педагогу при обучении детей? 1.2 Критерии и уровни развития изобразительного творчества Саккулина Н.П. рассматривает формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, как непременные составляющие творчества. [5, С. 123]
Вопрос о конкретных критериях оценки детского творчества, как пишет Г.Г. Григорьева, является одним из сложнейших и нерешенных однозначно. «Как правило, оценивается интеллектуальное творчество: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), подвижность, оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых), любознательность…» [5, С. 123]
Одну из попыток систематизировать критерии оценки детского художественного творчества предприняла Н.А. Ветлугина [5]. Это показатели, характеризующие:
1. Отношения, способности, интересы детей:
· Развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации.
· Увлеченность, захваченность деятельностью.
· Искренность, правдивость, непосредственность переживания.
· Специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задания.
· Изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами.
· Возникновение потребности в творчестве.
2. Показатели творчества, характеризующие способы творческих действий:
· Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применение известного в новых ситуациях, создание новой комбинации из усвоенных старых элементов.
· Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.
· Нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно, самостоятельность и инициатива в применении их, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.
продолжение
--PAGE_BREAK--· Быстрота реакции, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях (беглость, гибкость).
3. Показатели творчества, характеризующие качество продукции детской художественной деятельности:
· Нахождение адекватных изобразительных средств для воплощения образа.
· Индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения.
· Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям (выразительность, грамотность, оригинальность образа).
В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка, которые можно также определить как критерии, в продуктах детской деятельности. Это – проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи различных изобразительных средств.
Для малыша (младшие группы) творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины предметов. К примеру, идет занятие, дети лепят яблоки, и, если кто-то, выполнив задание, решает самостоятельно слепить яблоко поменьше, или побольше, или другого цвета (желтое, зеленое), для него это уже творческое решение. Проявление творчества у младших дошкольников — это и какие-то дополнения к лепке, рисунку, скажем, палочка — черешок.
По мере овладения навыками (уже в старших группах) усложняется и творческое решение. В рисунках, лепке, аппликациях появляются фантастические образы, сказочные герои, дворцы, волшебная природа, космическое пространство с летающими кораблями и даже космонавтами, работающими на орбите. И в этой ситуации положительное отношение педагога к инициативе и творчеству ребенка — важный стимул развития его творчества. Педагог отмечает и поощряет творческие находки детей, открывает в группе, в зале, вестибюле выставки детского творчества, оформляет работами воспитанников учреждение.
В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.
Первый — возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное ее решение определяет только сам ребенок). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел. Чем старше дети, тем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.
Второй этап — процесс создания изображения. Тема задания не только не лишает ребенка возможности проявить творчество, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение. Значительно большие возможности возникают тогда, когда ребенок создает изображение по собственному замыслу, когда педагог задает лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.
Третий этап — анализ результатов — тесно связан с двумя предыдущими — это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляются при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности. По окончании занятия все, что создано детьми, выставляется на специальном стенде, т.е. каждому ребенку предоставляется возможность видеть работы всей группы, отметить, обосновав доброжелательно свой выбор, те, которые больше всего понравились. Тактичные, направляющие вопросы педагога позволят детям увидеть творческие находки товарищей, оригинальное и выразительное решение темы. Развернутый анализ детских рисунков, лепки или аппликации необязателен для каждого занятия. Это определяется особенностью и назначением создаваемых изображений. И.Я. Лернер так определяет черты творческой деятельности ребенка старшего дошкольного возраста:
• самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
• видение новой функции предмета (объекта);
• видение проблемы в стандартной ситуации;
• видение структуры объекта;
• способность к альтернативным решениям;
• комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.
И.Я. Лернер утверждает: творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям.
Однако Комарова Т.С. обращает внимание на то, что самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию (первая черта по Лернеру) у детей может проявиться, если они научатся воспринимать предметы, объекты действительности, научатся выделять их формы, включая в этот процесс движения обеих рук по контуру предмета (Иными словами, как обводим предмет, рассматривая его, так и рисуем — карандашами, кистью, фломастерами.). Только тогда дети смогут применять этот способ самостоятельно, только тогда постепенно приобретут свободу изображения любых предметов, даже тех, что не имеют четко фиксированной формы, например облаков, лужиц, плывущих льдин, нерастаявшего снега.
Вторая черта по Лернеру — видение новой функции предмета (объекта) — проявляется, когда ребенок начинает использовать предметы-заместители. Таким образом, знакомя детей с произведениями искусства (изобразительное искусство, литература, музыка), мы тем самым вводим их в мир эталонов прекрасного, т.е. претворяем в жизнь те цели и задачи, о которых сказано выше, — к пониманию выразительности средств и образного решения, разнообразию цветового и композиционного построения.
Таким образом, обращаясь к проблеме развития детского изобразительного творчества, выявив его понятие, а также критерии оценки и уровни развития, мы обратились к новому на сегодняшний день направлению – детскому дизайну. Наша задача показать возможности детской дизайн-деятельности в развитии изобразительного творчества детей.
Глава 2. Обучение детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна как условие развития изобразительного творчества 2.1 Дизайн как вид искусства и художественно-конструктивная деятельность «История цивилизации свидетельствует о многих изобретениях в мире науки, техники, искусства, прототипами которых явились образы природы, ее флоры и фауны, и даже планетарных объектов. Данный нам природой механизм восприятия «красиво-некрасиво» является тем ключом, пользуясь которым дизайнер создает красивый предмет и делает предметно-пространственную среду гармоничной» [15, C. 7]. Культура дизайна как область художественного проектирования объектов быта и окружающей среды сегодня по праву выступает показателем современной цивилизации. Возникновение дизайна, имеющего непосредственное отношение к современной деятельности, приходится на период, наступивший после Второй Мировой войны [27]. Причем наиболее стремительно он начал развиваться в Японии. Японии мы обязаны многим принципам, которые всегда являлись основой традиционного японского искусства, а теперь стали основополагающими во всем дизайнерском искусстве: композиция, асимметрия и целесообразность. Также рождение дизайна приходится на период появления первых дизайнерских школ [27]. Наиболее яркими из них являются: · Баухауз в Германии (1919 – 1933 гг.)
· ВХУТЕМАС в России Советского периода (1920 – 1930 гг.)
В этих школах разрабатывались главные принципы дизайнерского искусства (функционализма/конструктивизма), а также готовились первые профессиональные дизайнеры. Первая же дизайнерская контора появилась в США в начале 20-ого века. В связи с тем, что главным мотивом развития американского дизайна является экономика, американский дизайн не ассоциируется с видом искусства, а создает впечатление о том, что служит для материальных целей раскрутки товара [27]. Наиболее яркими примером американского дизайна является серия деятельности таких фирм как Nokia, Filips, Motorola, Siemens и Samsung.
Что касается России, то в русском языке слово «дизайн» появилось относительно недавно. Пришло оно из итальянского языка и в переводе имеет множество значений. “Disegno” — это замысел, план, намерение, цель, чертеж, эскиз, набросок, рисунок, узор, модель, шаблон, лежащая в основе схема, композиция. В связи с бурным развитием современных технологий, понятие дизайна приобрело новый, более широкий смысл и теперь обозначает не только какой-то отдельный предмет, а является целым направлением, применимым ко всем областям современной деятельности человека. Человек, занимающийся дизайном (дизайнер) должен обладать знаниями во многих предметных областях и умело применять их на практике, проецируя в творческом процессе создание образа. С уверенностью можно сказать, что дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена.
В истории нашей страны встречались также и такие обозначения дизайна, как «Декоративное искусство» или «Техническая эстетика». Восприятие и разнообразное использование термина “дизайн” в разных странах говорит об уникальности каждой из культур и об их особом отношении к этому виду искусства. Предпосылками дизайнерского искусства являются:
· прежде всего, естественное человеческое стремление к прекрасному, а также желание воплощения новых и все более совершенных образов
· экономическая выгода, являющаяся огромным мотивом для развития дизайна
Сейчас не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна. Существует:
· дизайн интерьера
· дизайн одежды
· дизайн книги
· ландшафтный дизайн
· предметный дизайн
· выставочный дизайн
· Web-дизайн.
Основные понятиями дизайна являются:
художественное проектирование (эстетизация промышленной среды, создание духа вещи), художественное конструирование (эстетизация техники), а также области дизайна: промышленный (дизайн промышлннных товаров, конвейерно-потоковый массовый дизайн),
стайлинг «дизайн» (художественная адаптация уже готовой формы или улучшение технической части объекта, средовой дизайн (дизайн архитектурной среды (интерьер-экстерьер), услуги дизайнеров, проектирующих художественные праздники, выставки и тд),
графический дизайн (проектирование символов-знаков, логотипов, услуги дизайнеров, проектирующих полиграфическую продукцию и тд.),
публишь-арт (так называемый народный (городской) дизайн, нон-дизайн (организует процессы производства, обслуживания, сбыта, обучения),
Web-дизайн (проектирование интернет серверов),
фито-дизайн (дизайн с применением, в основном, природных элементов, цветов и растений), рекламный дизайн, футуро-дизайн (исторический дизайн и прогностический дизайн будущего),
кустарный дизайн (скорее ремесло, основанное больше на личном опыте и вкусе, чем на образовании), китч (этот стиль широко используется в современной рекламе, ориентированной на широкого (народного) потребителя), арт-дизайн (дизайн штучный, концептуальный, элитный) [28].
Известный ислледователь детского дизайна Пантелеев Г. Н. дает свое определение этого понятия: дизайн – это «конструирование вещей, машин, интерьеров и др., основанное на принципах удобства, экономичности, эргономичности и красоты.». Ярыгина А. в статье «Графический дизайн» дает несколько иное определение данного понятия — «это вид деятельности по разработке, проектированию предметно-пространственной среды, а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств и оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом». На сегодняшний день приобретают особую роль визуально-информативные системы: компьютерная графика, телевидение, фото-, поли- и голография, глобальная сеть Интернет. И дизайн культура в этом аспекте является интегративным способом познания мира. Истоки дизайн-культуры можно найти в далеком прошлом человечества. Как считает Г. Н. Пантелеев, «период проникновения дизайн-культуры в Россию назван «эпохой протодизайна». Мастера-ремесленники со свойственным им художественным вкусом создали образцы утилитарного искусства, сочетая в изделиях быта и орудиях труда единство красоты и целесообразности» [15, С. 19]. Анализируя различные работы исследователей дизайна мы выяснили, что сегодня мнение специалистов, является ли дизайн искусством, сходится в том, что дизайн-продукт может быть произведением искусства, поскольку имеет как эстетическую, так и художественную ценность, является результатом творческой деятельности, объединяет научно-техническую мысль и художественный образ. Также дизайн нельзя рассматривать вне архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства (интерьер, мебель, посуда, одежда, ландшафтное озеленение и др.). В искусстве дизайна наличествуют основные качества художественного произведения: содержательность, форма, образность, декоративность – все средства, которыми мастер достигает выразительности. «Образ как форма специфического отражения, типизация действительности, преломляясь в воображении художника, материализуется средствами цвета, пластики, звука, слова, жеста в творческом продукте. Художественный образ произведения всегда индивидуален и своеобразен, соответствуя характеру своего героя, поэтому художник, автор «одевает» своего героя в соответствующие тому или иному образу костюмы, помещает его в соответствующую среду обитания» [15, С 9.]. Таким образом, дизайн сегодня – это индустрия, работающая на информатизацию и эстетизацию нашего окружения. В сфере изобразительно пространственных искусств дизайн не имеет никаких границ. Дизайн постоянно расширяет и укрепляет свои позиции, происходит разделение дизайнеров по специальностям: одни проектируют игрушки, другие мебель, одежду и посуду и т. д. Сегодня для дизайна характерны тенденции интеграции искусств: живописи, графики, скульптуры, фотографии, литературы, музыки. Дизайн продукцию классифицируют на инженерно-техническую, архитектурно-художественную, ландшафтную, предметную, торгово-промышленную, графическую, экспозиционно-зрелищную, компьютерную, информационную. Различают дизайн плоскостной (полиграфия, реклама), предметный (одежда, мебель), пространственный (интерьер, экстерьер), смешанный (оформление празднеств). Выделяют направления художественного конструирования и системного дизайна – организация предметно-пространственной среды. Как считает А. Ярыгина одним из самых интересныхи динамичных разделов является графический дизайн. В его сферу входят выпуск плакатов, оформление книжно-журнальной и газетной продукции, так называемая «суперграфика», или роспись глухих стен и фасадов зданий, графические заставки на телевидении, оформление витрин магазинов и выставок, нагладная агитация, создание визуальных коммуникаций в городах и на транспортных артериях. «Новости» графического дизайна быстро распространяются по всему свету. «Он имеет и ярко выраженные национальные особенности, поскольку пользуется символами, понятиями и образами, традиционно присущими национальным культурам. Без графического дизайна трудно представить формирование общественной среды; он лежит в основе создания системы визуальной информации» [25, С. 66]. Также Ярыгина А. указывает на то, что графический дизайн, являясь синтезом прикладной графики и предметного творчества, базируется на выразительных средствах, присущих обоим видам художественной деятельности. Это линия, пятно, композиция, цвет, символ, шрифт. Графический дизайн – это вид искусства, пишет она, произведения которого создаются на плоскости. Основной материал – бумага, на которой особую выразительность приобретает линия и пятно. Смешанный вид дизайна нами определяется как декоративно-пространственный дизайн, который очень хорош в работе с детьми. Таким образом, рассмотрев в данном параграфе понятие дизайна в современной литературе и определив подходы разных авторов к данному понятию, мы переходим к определению понятия детского дизайна, его видов, так как в структуре эстетической ценности искусства дизайна декоративность как доступная ребенку форма проявления красоты является стержневым условием при оценке продукта дизайна, создаваемого взрослыми для детей. Понимая декоративность как форму выражения красоты, как особый тип художественного мышления следует признать правомерность использования индустрии дизайна для детей и в детском творчестве.
2.2 Детский дизайн, его особенности, типы и виды Элементарные подделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением, ткачеством и др. Как показал проведенный нами анализ статей, еще совсем недавно идея дизайнерского образования дошкольников вызывала в официальных педагогических сферах категорическое отрицание. Тем не менее, жизнь не стоит на месте, и, как известно, именно она диктует свои требования. Одним из таких требований времени, которые сегодня уже невозможно игнорировать, является включение элементарных дизайнерских знаний в детских садах. Здесь можно рассмотреть два понятия – «дизайн для детей» и «детский дизайн». Г.Н. Пантелеев указывает на то, что в совокупности «дизайн для детей» и «детский дизайн» отвечают фундаментальным педагогическим задачам: они формируют эстетику среды, окружающей ребенка, стимулируют его творчество, готовят к жизни в социуме. Дизайн одежды для детей, к примеру, эстетизирует внешний вид ребенка, вырабатывает культуру гардероба, прически и др. Взрослые создают продукцию так называемой параллельной индустрии для детей: реклама и медицина, галантерея и парфюмерия, кулинария, торговые марки и товарные знаки, ориентируемые на детей. Дизайнер проектирует, производители создают, а педагог поддерживает эстетику среды, привлекая к этой работе детей. Из этого следует, что дизайнер, работающий для детей, должен знать особенности их психического и художественного развития, учитывать специфику формирования творческих способностей ребенка. В дизайн-продукции для детей учитывается то, насколько хорошо они чувствуют себя в предметном пространстве. В кукольно-игровом интерьере дети ощущают себя комфортнее, чем во взрослом, как и в знакомой обстановке, нежели в привычной. Однако новизну они воспринимают эмоционально. Таким образом, дизайн для детей – это создание для ребенка комфортной, материальной среды. Что же касается детского дизайна, то он ориентирован на «выполнение задач в области художественно-эстетического образования дошкольника» [15, С 9.]. Потребность ребенка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном. Дети моделируют украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам, обустраивают игровые комнаты и домики. Детская дизайн деятельность сходна с рукоделием, поэтому ее называют дизайн- рукоделием в таких странах как Япония, Италия, США, Франция. В содержание понятия «детский дизайн» Г. Н. Пантелеев включает понятия «дизайн-рукоделие» и «дизайн-проект». Дизайн-рукоделием можно назвать небольшие украшения-аранжировки, выполняемые детьми самостоятельно и одномоментно. «Дизайн-проект» предусматривает более сложный, длительный и коллективный характер деятельности (моделирование одежды, архитекртурно-художественный, декоративно-пространственный дизайн). Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. Также автор единственной книги на сегодняшний день о детском дизайне Г. Н. Пантелеев выделяет типы и виды детского дизайна. Типов детского дизайна он выделяет три – плоскостной (аппликативно-графический), объемный (предметно-декоративный), пространственный (архитекртурно-художественный). По каждому типу осуществляется три направления деятельности (виды детского дизайна). Первое направление – «аранжировки» — предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций. Второе направление – «дизайн одежды» — предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя – одежды повседневной и праздничной. Третье направление – декоративно-пространственный дизайн – ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы. Как бы там ни было, но ребенок склонен представлять некую общую картину, он не обучен еще расчленять творческую задачу на отдельные фрагменты, структурировать их в своем сознании. Он не может создавать чертежи и схематические рисунки. Однако чертеж, рисунок, эскиз какого-либо изделия могут быть ему понятны: уже с 4-х лет дети оказываются способны представить себе то, какую форму и размер имеет знакомая комната или участок земли; они способны понять, что значит макет того или иного предмета, комнаты. Старшие дошкольники способны мысленно представить пути решения задачи, конечный результат – образ будущего изделия, поэтому и наше исследование будет направлено на детей этого возраста. Кузнецова О.В. в своей статье «Работа с дошкольниками» [11] указывает на то, что в практике детского сада нередко смешивают содержания понятий: «изобразительная деятельность» (с рукоделиями), «творческое конструирование» и собственно деятельности «детского дизайна». Естественно, что эти ограничения условны, но вместе с тем следует отметить следующее: детская продукция после художественно-дидактических занятий складываемая в папки и коробки и далее не востребованная – это еще не детский дизайн. Так, детская выставка (интерьер, декор и костюмы к праздниками развлечениям, оформленные с их участием) могут являться объектами детского дизайна (декоративно-оформительской деятельности). Вместе с тем, как мы выяснили при изучении литературы, детский дизайн имеет общие черты с профессиональным дизайном. Это:
продолжение
--PAGE_BREAK--· оригинальность и неповторимость творческого продукта;
· знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа проектирования;
· совместно раздельный характер исполнения замысла;
· предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности;
· использование аналогичных материалов и техник;
· общий подход в оценке художественности профессионального и «детского» искусства;
· самодостаточность неконкурентоспособность продукции детского творчества (эксклюзивного поиска проектанта).
Таким образом, искусство дизайна активно входит в жизнь. Как мы выяснили, если «дизайн для детей» является одним из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров, то «детский дизайн» связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды. Дети обращают внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, величины, пропорций. Они могут собирать растения и минералы, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта. Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли), декора спектаклей, развлечений и праздничных утренников. Старшие дошкольники оценивают костюмы персонажей, одежду и внешний вид сверстников и взрослых, подражают опрятно и нарядно одетым.
Из занятий они черпают знания и уже по одежде и поведению они могут судить о возрасте и профессии, вкусах и образе жизни людей. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только по назначению (гостиная, кухня-столовая, спальня).
Наблюдая и оценивая убранство комнат (дома, в детском саду), дети переносят доступные им принципы эстетического единства (сервиз, гарнитур мебели, ансамбль декора) и художественной образности убранства в собственную практику создания кукольно-игрового интерьера.
Старший дошкольник в состоянии «увидеть» и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. Это делает возможным наряду с использованием традиционных видов изобразительной деятельности приобщение детей к новым ее видам: архитектурно-художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками-украшениями из разных материалов.
В процессе обучения детей элементам дизайна О. В. Кузнецова также советует знакомить их с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и технологиями: рисование по мокрой бумаге; рисование зубной пастой по цветной бумаге; монотипии (целлофан, бумага, стекло); рисование через копировальную бумагу; рисование пластилином; пальцевая живопись; рука-трафарет; кляксография; применение приема “набрызг”; коллаж; метод тычка; чеканки; витражи. Ведь введение в занятия элементов дизайна требует расширять знания детей о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, пластмассы, природных материалов и др.) и формировать навыки и умения при работе с ними. Это позволяет детям выбрать для воплощения своих замыслов наиболее подходящую технику или материал.
О.В. Кузнецова, также как и Г.Н. Пантелеев предлагает использовать в практике работы с детьми элементы архитектурно-художественно дизайна, ведь он отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту.
Плодотворна дизайн-деятельность детей в художественно-игровых ситуациях, типа: «Театр мод», «Праздник шляп», «Бал в сказочном королевстве». Дети проявляют себя настоящими художниками- модельерами. Придуманные ими модели шляп, платьев, костюмов отличаются оригинальностью и индивидуальностью.
Интересен и полезен дизайн композиций из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и др.). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте.
И вот, уже к старшему дошкольному возрасту дети, имея опыт изобразительной деятельности, могут стать неплохими дизайнерами. «В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, вместе с педагогам они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры. Важно, что занимаясь дизайном дети становятся не только исполнителями, но и творцами» [3]. 2.3 Проблема обучения элементам дизайна детей дошкольного возраста Обращаясь к теме нашего исследования мы столкнулись с проблемой полного отсутствия научной литературы по данному вопросу. И хотя многие педагоги считают необходимым введение обучения дизайн-деятельности в дошкольных учреждениях и представляют свои мысли в различных статьях в Интернете и журналах «Дошкольное воспитание», однако, книг по детскому дизайну практически нет. Некоторые педагоги отдельных детских садов представляют свой опыт на сайтах всемирной сети для заинтересованных лиц и мы не могли не воспользоваться этим опытом. 2 декабря 2004 года прошел семинар, организованный аттестационно-методическим центром города Реутов, на базе детского сада №1 под названием «Детский дизайн в развитии творческих способностей дошкольников». На семинаре говорилось о том, что для того чтобы ребенок покинул стены детского сада всесторонне развитым и полностью подготовленным к школьной жизни, недостаточно обучить его первейшим навыкам чтения, письма и счета, необходимо также дать толчок к развитию его творческих способностей. Своим опытом со слушателями семинара, а их было около 30 человек, поделилась воспитатель Галина Давыдова. За долгие годы работы с детьми она собрала колоссальный материал по преподаванию им основ изобразительного искусства. «О том, как вдохновить юных творцов на создание оригинальных поделок; как привить им чувство прекрасного и развить художественный вкус, как вызвать интерес к творческой работе, не забывая при этом о технике безопасности, реутовские воспитатели узнали из выступления своей коллеги. Преподавание основ изобразительного искусства в дошкольном возрасте чрезвычайно важно, поэтому заместитель директора аттестационно-методического центра Валентина Новикова убеждена, что этот семинар не последний.»[26]. Воспитатель Кузнецова Ольга Валентиновна в своей статье «Работа с дошкольниками» [11] говорит о том, что в современном мире возрастают культурные потребности людей, а, следовательно, и меняется концепция дошкольного образования «которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка». Ссылаясь на авторов программы «Истоки» Кузнецова О. В. говорит о том, что, занимаясь с детьми основами дизайн-деятельности можно сформировать у дошкольников художественный вкус, умение выражать свой внутренний мир, используя элементы дизайн-культуры.
В своей статье она также предлагает примерное планирование занятий по ознакомлению детей с техникой дизайна в подготовительной группе.
Другой автор, Ярыгина А. представляющая свои статьи на страницах журнала «Дошкольное воспитание» считает наиболее приемлемым для детей видом детского дизайна это фитодизайн и графический дизайн. В статье «Дети и дизайн» она предлагает педагогу с детьми создавать объемно-художественные композиции из растений (аранжировки растениями) и представляет несколько вариантов таких композиций: «Пустынный ландшафт», «Японский садик», «Рябиновые бусы», «Мышка в норке», «Зеленая лягушка». Также она предлагает использовать декоративные элементы интерьерного озеленения (дизайн природных уголков).
В статье «Графический дизайн» [23], выше приведенный автор, указывает на ту серьезную роль, которую играет графический дизайн в нашей жизни, а также на доступность его для детей дошкольного возраста. Здесь она предлагает детям на занятиях изготавливать различные коробки и упаковки на разную тематику: «Новогодний сапожок», «Дизайн новогодних коробок», «Нарядные пакеты», «Коробка для торта», «Веселые ведерки», «Коробочки для карандашей» и др. Также Ярыгина считает, что одним из эффективных путей приобщения детей к дизайну является графическая сценография, которая «обслуживает театрализованную деятельность детей, совмещая в себе изобразительное и игровое начало».
В статье «Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи» Лыкова И. [12] предлагает детей активно знакомить детей с декоративно-прикладным искусством, а в частности с мастерством миниатюрной росписи на поверхности яйца. Она рассказывает о некоторых секретах старинного мастерства, предлагает материалы, которые можно использовать в детском творчестве, какие краски использовать, предлагает различные варианты росписи яиц.
Также нами в журнале «Начальная школа» были просмотрены статьи Н.М. Конышевой «Дизайнерское образование в начальной школе» [9] и «Художественный труд: основы дизайнообразования» [10], в которых говорится также о необходимости введения дизайн-деятельности, но только в начальной школе.
Однако, изучая статьи различных авторов мы обратили внимание на то, что предлагая варианты занятий, темы, материалы для детского дизайн-творчества, только один автор – Г.Н. Пантелеев – изучил эту деятельность, подошел к исследованию детского дизайна вплотную. Его работы представлены как и в дошкольном воспитании, так и в Интернете. Не так давно им была выпущена книга «Детский дизайн» [15]. Цель этой книги – первой по дизайн-культуре в отечественной педагогике – нравственно-эстетическое развитие детей 5-10 лет средствами новой художественно-декоративной деятельности детского дизайна в детском саду, начальной школе и семье. В этом пособии очень подробно рассматривается новое направление художественного воспитания — детский дизайн, его направления, освещены некоторые его культорологические и воспитательно-образовательные аспекты, представлены тематические циклы художественно-творческих занятий с детьми, даны советы и рекомендации педагогам и родителям.
Что касается современных образовательных программ, то только в одной – программе «Истоки» — обращается внимание на новое направление — детский дизайн в старшем дошкольном возрасте. В программе «Радуга» существует раздел «Художественный труд», основу которого составляет народное творчество; в программе «Детство» в разделе «Ребенок в мире изобразительного искусства и музыки» раскрываются задачи приобщения ребенка к искусству, эмоционально-эстетическому отношению к окружающему; в программе «ТРИЗ» ставятся задачи развить фантазию детей, научить их мыслить системно, воспитание творческих качеств личности.
Таким образом, можно сказать, что под давлением времени, вопрос обучения детей элементам дизайна стала невероятно актуальным, изучение его только-только начинается, возможно уже на подходе несколько серьезных трудов по этой проблеме. Но сейчас объем источников невероятно мал, хотя по имеющемуся передовому педагогическому опыту уже можно и нужно использовать дизайн-деятельность в детских садах. Ведь мы хотим, чтобы наши дети понимали красоту и умели создавать ее, так как это очень важно для всестороннего развития ребенка. Итак, каким же образом организовывать занятия детским дизайном, чтобы они способствовали развитию изобразительного творчества детей в старшем дошкольном возрасте?
2.4 Организация обучения элементам дизайна как условие развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста Новая концепция детства и художественного образования повышает сегодня ответственность семьи и педагога, формирующих у детей эстетическое отношение к миру. Развить эти природные задатки призван взрослый: научить ребенка «активно» видеть красоту действительности, природного окружения и произведений искусства, научить «изображать, украшать, строить и творить», знакомить с богатством и разнообразием произведений культуры и искусства. Как мы уже выяснили ранее, детский дизайн является одним из тех видов деятельности, который наиболее полно способствует развитию изобразительного творчества у детей. Поэтому одним из важнейших условий при организации занятий по обучению детей элементам дизайна является организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье, обеспечение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Здесь немаловажна работа с родителями их активном взаимодействии их с педагогом. Также одно из важнейших условий развития детского творчества – единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними. Освоение художественно-творческой деятельности, а соответственно и обучение детей элементам дизайна, немыслимо без общения с искусством, в данном случае – дизайн-искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность. Поскольку творчество – это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка при целенаправленном обучению детей подобной деятельности необходим. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов, и даже настроение ребенка в день, когда предстоит данная творческая работа. Непременным условием при организации занятий по детскому дизайну должна быть атмосфера творчества. То есть стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда они чувствуют себя свободно, раскрепощено, комфортно и могут творить. Важнейшим условием развития творчества является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания – существенное условие творческой активности ребенка. Другое условие – бережное отношение к процессу и результату детской деятельности. Здесь можно сказать о том порой небрежном отношении к продуктам детской деятельности, когда детские работы убираются подальше, выкидываются, а если они и выставляются, то ненадолго. Раз мы говорим детям о дизайне и его сущности, то мы должны практически использовать продукты их деятельности (оформление детского сада, групповой комнаты, игровых уголков, использование в игре, на занятиях продуктов детского творчества и т. д.) Безусловно, что и материальное обеспечение изобразительной деятельности дошкольника необходимо. Конечно, разнообразие основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним стимулируют творческую активность детей. В обучении детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна используется следующий художественный материал:
1. Бумага и картон: окрашивание бумаги разными способами: штампы, разные техники аппликации (мозаичная, обрывание); плетение из бумаги, бумажная пластика, оригами, создание игрушек с подвижными деталями, конструирование отдельных поделок из бумаги и картона.
2. Природный материал: аппликации из растений, соломки, тополиного пуха, ваты, аппликация из семечек, косточек, аппликация природными сыпучими материалами (толченая скорлупа, опил, чай), мозаика из яичной скорлупы, создание объемных поделок из шишек, соломы, мочала и другого природного материала.
3. Бросовый материал: аппликации из поливиниловых пленок, тонких пластмасс, упаковочного картона. Изготовление поделок на основе коробок (мебель, транспорт, сказочные персонажи и т.д.), работа с проволокой и фольгой (каркасные куклы).
продолжение
--PAGE_BREAK--4. Ткань и другие волокнистые материалы: аппликация из ткани, из мелко нарезанных ниток, роспись ткани красками по трафарету и свободная роспись. Очень важно, чтобы предъявляемые взрослыми творческие задания были приняты ребенком. Поэтому все эти условия необходимо создавать в дошкольных учреждениях и по возможности в семье. Комарова говорит о том, что детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога. Такое руководство возможно в том случае, когда педагог знает, чему и как учить детей, имеет необходимую подготовку в области искусства, сам владеет изобразительными навыками и умениями. Используя опыт других детских садов, Е.А. Валиулина советует планировать в группах [3]: · «Центр познавательной активности», · «Стена творчества», · «Дом-подиум», · «Уголок уединения», · «Кукольный дом», · «Театральное помещение», · Использование звукового «дизайна» в ходе занятий, перед сном, во время приема пищи, (записи шелеста листьев, плеска воды, пения птиц, которые успокаивают детей, создают особый уют и вместе с тем несут познавательную и эстетическую нагрузку). · Создание «русской избы», где в сборе подлинные старинные вещи. Дети любят и с удовольствием занимаются в ней. Для художественного творчества детей характерен поиск, непосредственность и яркость передачи впечатлений. Они любят экспериментировать с художественным и бросовым материалами, перестраивают свою деятельность в зависимости от получаемого результата, который могут сами оценить и при необходимости находят пути исправления недостатков. Методом проб и ошибок, зная цель своей работы, малыш приходит к решению поставленной задачи. Это все могут дать ребенку занятия дизайном. «В художественной дизайн-деятельности ребенка формируется его психика, интеллект, развиваются новые формы общения и возникают новые виды изо-пространственного творчества» [15, С. 28]. Таким образом, детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка. На шестом году жизни интенсивно развиваются художественное восприятие и творческие способности детей, повышается стремление к самостоятельному творчеству, формируется оценочное отношение к окружающему, поэтому именно этот возраст очень благоприятен для занятий по дизайн-деятельности. Дети уже согласованнее могут выполнять общие работы, и боле качественно – индивидуальные. А при соблюдении выше перечисленных условий будут достигнуты очень хорошие результаты.
Глава 3. Экспериментальное исследование по изучению возможностей обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с условием развития изобразительного творчества Для подтверждения нашей гипотезы нами было проведено психолого-педагогическое исследование, которое проводилось на базе ДОУ № 209 в период с 15 января по 28 марта 2008 года. В нем принимали участие дети старшей группы в количестве 5 человек (Васильева К., ПанкратовС., Магнолин Е., Кибкало С., Анатоленко Л.,). В процессе нашего исследования на этапе проведения первого констатирующего эксперимента нами была поставлена следующая цель: выявить исходный уровень развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста. Перед началом эксперимента были выделены следующие уровни развития детского изобразительного творчества: · Высокий · Средний · Низкий. Каждый уровень был охарактеризован на основе требований, отраженных в «Программе воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой. Критерии оценки уровня сформированности изобразительного творчества были выделены на основе исследований Т. С. Комаровой. Согласно данной диагностической методике Т. С. Комаровой, анализ продуктов детской деятельности производится по трех-балльной системе: · 1 балл – низкий уровень · 2 балла – средний уровень · 3 балла – высокий уровень. Особенности изображения: 1. Передача формы: 3 балла – форма передана точно; 2 балла – есть незначительные искажения формы; 1 балл – искажения значительные, форма не удалась. 2. Строение предметов: 3 балла – части расположены верно; 2 балла – есть незначительные отклонения; 1 балл – части и предметы расположены неверно. 3. Передача пропорций предмета: 3 балла – пропорции предмета соблюдены; 2 балла – есть незначительные искажения; 1 балл – пропорции предмета переданы неверно. 4. Композиция: Расположение на листе: 3 балла – по всему листу; 2 балла – на половину листа или на одной линии; 1 балл – расположение на листе не продумано. 5. Цвет: Цветовое решение изображения: 3 балла – реальный цвет предметов; 2 балла – есть отступления от реальной окраски; 1 балл – цвет предметов передан неверно. 6. Самостоятельность замысла: 3 балла – полная самостоятельность в выборе замысла; 2 балла – замысел представляет собой симбиоз идей и замыслов окружающих; 1 балл – замысел является копией чужой идеи. 7. Оригинальность изображения: 3 балла – необычность, неординарность; 2 балла – отмечаются некоторые отступления от стандартов; 1 балл – шаблонность изображения. 8. Устойчивость интереса: 3 балла – интерес сохраняется в течение всего процесса деятельности; 2 балла – интерес к деятельности периодически пропадает, возобновляется использованием игровых приемов; 1 балл – интерес к процессу деятельности отсутствует. 9. Обогащение замысла: 3 балла – в процессе работы появляются новые детали, дополняющие и углубляющие содержание; 2 балла – изображение дополняется, но не существенно; 1 балл – обогащение замысла не происходит. 10. Использование изобразительных техник: 3 балла – ребенком используются разнообразные нетрадиционные техники изображения; 2 балла – ребенок использует или пытается использовать одну из нетрадиционных техник изображения; 1 балл – ребенок не использует техники изображения, рисует шаблонно. В соответствии с вышеперечисленными критериями были охарактеризованы уровни развития детского изобразительного творчества. Низкий уровень 10-17 баллов: Незаконченное изображение с неясным содержанием, искажением форм, линий и пропорций изображаемого предмета. Изображение статично, композиция либо не продумана, либо отсутствует вообще. Рисунок выполнен в одном цвете. Замысел не отличается самостоятельностью, оригинальностью, формируется уже в процессе деятельности, но возможно его полное изменение по окончании работы. Интерес к работе отсутствует, нетрадиционные техники в работе не используются. Ребенок рисует шаблонно. Средний уровень 18-24 балла: Отличается передачей простых форм изображаемых предметов. Части предметов расположены верно, но немного нарушены пропорции. Есть небольшие неточности в изображении форм и линий. В композиции, выделяя главное, не соблюдается отношения предметов по величине. Преобладает статическое изображение; используются основные цвета без оттенков. Замысел возникает до процесса рисования, замысел неоригинален. Момент вынашивания замысла отсутствует. Уровень самостоятельности высокий, интерес к деятельности периодически пропадает. Основным выразительным средством является цвет. Возможна попытка использования нетрадиционных техник изображения, которое в процессе деятельности дополняется, но не существенно. В работе отмечаются некоторые отступления от стандартов, шаблонности. Высокий уровень 25-30 баллов: Характеризуется полнотой изображения, разнообразием компонентов. Формы предметов переданы четко, пропорционально. Изображение динамично, выполнено в разнообразной цветовой гамме. Замысел формируется до начала рисования, самостоятельно. В процессе деятельности замысел обогащается за счет дополнительных деталей. Интерес устойчив на протяжении всего процесса изображения. Ребенком используются нетрадиционные техники изображения, возможно даже не одна. Для проведения эксперимента мы дали задание детям – нарисовать все что им захочется (на свободную тематику), причем им на выбор были предложены краски и цветные карандаши (как нам известно, краски обладают большей выразительностью и ими рисовать несколько труднее, чем карандашами). Все данные о поведении детей мы фиксировали в протоколах (см. приложение 1), а после с каждым ребенком индивидуально была проведена беседа о содержании его рисунка (см. протокол беседы в приложении 2). Хотелось бы отметить, что один ребенок, Кибкало Сергей, обратил на себя внимание сразу, так как использовал в своей работе нетрационную технику изображения – он попросил вату и ею нарисовал облака, затем он, капая на лист краской, которая стекала с кисточки, показал грязный таящий снег весной (он выбрал для рисования краски и смешивал их для получения нужного цвета, в данном случае грязно зеленого). В процессе беседы мы выяснили, что этот ребенок очень много занимается дома с мамой, которая обучает его некоторым приемам рисования. По результатам диагностики мы определили, что у Сергея высокий уровень развития изобразительного творчества (28 баллов): он верно передал форму и строение предметов, в процессе работы сохранял интерес к деятельности, обогатил свой замысел новым содержанием (он не просто нарисовал дерево, а указал на то, что это дерево весной, когда тает грязный снег). Замысел сформировался у него до начала рисования. Что касается самостоятельности выбора темы, то здесь мы выяснили, что нечто подобное он уже рисовал дома с мамой, поэтому мы не можем сказать, что идея была целиком и полностью его. Панкратов Саша, который в самом начале исследования рисовать не хотел, все же приступил к работе, хотя без особого энтузиазма, его работа получилась мрачной. Для рисования он выбрал карандаши, причем очень яркие, замысел оформил самостоятельно. Форму и строение предметов передал верно, хотя с нескольким искажением. Особой оригинальностью работа не отличалась, проявилась шаблонность в изображении дома, солнца и других предметов. Обогащение замысла не происходило, техник изображения не использовал, интерес к процессу деятельности отсутствовал. Таким образом, по уровню развития изобразительного творчества, Саша находится на среднем уровне. Анатоленко Лену мы также отнесли к среднему уровню, так как в изображении имеются некоторые искажения формы предметов, их строения, пропорции не соблюдены. Но, хотя замысел представлял собой симбиоз идей, Лена сама без посторонней помощи придумала сюжет, рисовала красками. Интерес к деятельности периодически пропадал, замысел дополнялся, но не существенно, нетрадиционных техник в работе она не использовала. Результаты диагностики выявили также детей, находящихся на низком уровне развития изобразительного творчества – Магнолин Егор и Васильева Ксения. Егор взял за основу замысел соседа по парте – Панкратова С. и тоже захотел нарисовать дом с забором. Интерес к работе отсутствовал, обогащения замысла не происходило, техники не использовались, работа явилась почти точной копией друга. Форма и строение предметов передавались неточно, рисовал красками, также как и сосед. Ксения также скопировала один элемент (палатку) у соседки, особого интереса не проявляла, изображение шаблонно, которое дополнялось, но не существенно (нарисовала рядом с палаткой камень). Таким образом, можно сделать вывод о том, что высокий уровень развития изобразительного творчества только у одного ребенка – Кибкало С., средний уровень – у двух (Панкратов С.И Анатоленко Л.), низкий – у двух (Васильева К. и Магнолин Е.). Результаты диагностики детей мы представили в таблице, по критериям и уровням выделенным ранее. ФИО Форма предметов Строение предметов Пропорции Композиция Цветовое решение Самостоятельность замысла Оригинальность изображения Устойчивость интереса Обогащение замысла Использование техник изображения Итого Кибкало Сергей 3 3 2 3 3 2 3 3 3 3 28 Магнолин Егор 2 2 2 2 3 1 1 1 1 1 16 Панкратов Саша 2 2 3 3 2 3 1 1 2 1 20 Анатоленко Лена 2 2 2 3 3 3 1 2 2 1 21 Васильева Ксения 2 2 2 2 3 1 1 1 1 1 16 Проведенный нами анализ проблемы развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в практике (беседы с воспитателями ДОУ, родителями детей, заведующей и методистом о том, насколько значимо это направление), показавший необходимость повышения уровня и качества изобразительной деятельности детей в ДОУ, а также результаты констатирующего эксперимента, позволили нам перейти кформирующему эксперименту. Цельюего явилось: развитие у детей старшего дошкольного возраста изобразительного творчества средством обучения детей элементам дизайна. Для реализации выше указанной цели нами была разработана и апробирована программа «Юный дизайнер» (см. приложение 3), состоящая из трех блоков: «Аранжировки», «Дизайн одежды» и «Декоративно-пространственный дизайн»; каждый из блоков рассчитан на три месяца. Данная программа рассчитана на весь учебный год, формой проведения взята кружковая работа. Для проведения формирующего эксперимента мы взяли один из блоков – «Дизайн одежды», в содержание которого входили следующие занятия: «Свет мой, зеркальце, скажи…» (беседа), «Одежда: вчера и сегодня» (беседа, экскурсия), «Моя модная одежда» (рисование, фриз), «Наши альбомы моды» (составление альбома, который может состоять из картинок, наклеенных на картон), «Ткань для праздничного платья» (рисование, панно), «Праздничное платье» (моделирование фасона с тканью, панно), «Русская кукла – матрешка» (беседа), «Платье для любимой куклы матрешки» (роспись силуэта для панно), «Жилище для любимой куклы матрешки» (дизайн-моделирование в макетах комнат), «Хоровод кукол» (конструирование, аппликация, роспись, моделирование, панорама-диарама). Все занятия строились по принципу от простого к сложному, очень нравились детям и вызывали у них массу положительных эмоций.
На первом занятии, которое называлось«Свет мой, зеркальце, скажи…» проводилась беседа о видах одежды, предпочтениях в одежде разных людей, о культуре одежды, об одежде мальчиков и девочек. Дети также садились перед зеркалом и рассматривали себя: «А эту кофточку мне сшила мама», «А это моя любимая майка». После этого занятия дети стали играть в «ряжения», приводили в порядок кукол.
На втором занятии — «Одежда: вчера и сегодня», мы также проводили беседу – короткий экскурс в историю одежды. Занятие прошло на одном дыхании, много было принесено из дома детьми старых семейных фотографий и вырезок из журналов. Детям понравилось сравнивать одежду прошлого и настоящего, от кого-то из детей нами было услышано модное сегодня слово «тенденция» и все стали спрашивать что это такое.
Третье занятие называлось «Моя модная одежда», на котором, дети, получив новые знания и уточнив уже имеющиеся на предыдущих занятиях, рисовали свою одежду, которую хотели бы носить здесь и сейчас. Это занятие очень увлекло детей, продолжалось дольше обычного и Кибкало С., очень творческий мальчик, нарисовал себя средневековым господином. Девочки рисовали для себя пышные платья, которые носили дамы прошлых времен. Они объясняли это тем, что такие платья всегда красивы. Затем все рисунки были вырезаны по контуру и был создан коллективный фриз «Наша модная одежда», мы выставили его в уголке для родителей на некоторое время и дети так гордились своим творением, что еще долго показывали папам и мамам какие они красивые в новой одежде.
продолжение
--PAGE_BREAK--Четвертое занятие «Наши альбомы моды» включало в себя несколько видов деятельности – рисование, аппликация, моделирование. На нем дети составляли из различных вырезок из журналов, альбомов «Кукольная одежда», «Детская одежда» свой коллективный альбом моды. Они очень долго совещались, спорили, где и как нужно, что располагать и, наконец, приняли нестандартное решение разделить альбом на следующие разделы: головные уборы, платья, обувь, аксессуары.
На пятом и шестом занятии «Ткань для праздничного платья» и «Праздничное платье» дети, даже мальчики, составляли для себя ткань и сам наряд, под эту ткань. Играли в дизайнеров-модельеров, что им очень понравилось. Ксения и Сергей даже сделали для своих нарядов вешалки. После этого вешалки сделать захотелось сделать и всем остальным.
На последующих четырех занятиях дети знакомились с куклой матрешкой, ее историей, видами, гардеробом. Здесь детям потребовалось приложить максимум усилий, включить все свое воображение и творчество, так как для куклы они делали не только одежду, но и дом, убранство этого дома. Занятия детям так понравились, что они потом из дома приносили нарисованные новые фасоны одежды для куклы, и возможные варианты убранства ее комнаты. Все принесенные работы также выставлялись и были включены в заключительную панораму-диараму.
Параллельно тому, как с детьми проводились занятия, с их родителями проводились специальные консультации «Дизайн в семье» (см. приложение 4), на которых родителям предлагалось заниматься с детьми дома элементами дизайна и давались конкретные рекомендации по организации подобных занятий дома. Также родителям объяснялась важность бережного отношения к продуктам детской деятельности, важности выполнения детьми домашнего задания.
Итак, после проведения формирующего эксперимента, мы перешили к контрольному эксперименту, чтобы выяснить, повлияли ли занятия по дизайн-деятельности на уровень развития изобразительного творчества взятых нами для психолого-педагогического эксперимента детей. Цель контрольного эксперимента: выявить итоговый уровень развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста и провести сравнительный анализ результатов. Нами была взята та же методика, которую мы использовали при проведении первого констатирующего эксперимента. Полученные результаты мы свели в таблицу, представленную ниже.
ФИО Форма предметов Строение предметов Пропорции Композиция Цветовое решение Самостоятельность замысла Оригинальность изображения Устойчивость интереса Обогащение замысла Использование техник изображения Итого Кибкало Сергей 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 29 Магнолин Егор 2 2 3 2 3 3 2 3 2 2 24 Панкратов Саша 2 2 3 2 3 3 3 3 3 1 25 Анатоленко Лена 3 2 1 3 2 3 2 3 3 1 23 Васильева Ксения 2 2 2 3 3 3 3 2 2 1 23 По итогам данной таблицы, мы можем сделать следующее заключение: на высоком уровне развития изобразительного творчества находятся 2 ребенка (Кибкало С. и Панкратов С.), на среднем – 3 ребенка (Магнолин Е., Анатоленко Л., Васильева К.), на низком уровне не оказалось никого. Кибкало Сергей выполнил очень качественную работу, рисовал красками и использовал нетрадиционные техники изображения. Почти по всем критериям он показал очень высокий уровень. Панкратов Саша удивил качеством и оригинальностью своей работы и, сравнивая его предыдущие результаты, мы увидели — изначально находясь на среднем уровне развития изобразительного творчества, ребенок переместился на высокий. Повысился уровень самостоятельности в выборе замысла у этого ребенка, а также интерес к деятельности сохранялся на протяжении всего процесса работы, к содержанию добавлялись новые элементы. Магнолин Егор перешел от мрачных цветов в своих рисунках к более ярким и «позитивным» и хотя шаблонность в его работе все же присутствует, он стал уходить от старых приемов, используя новые (раньше ребенок не любил рисовать краски, теперь он не только использует их везде, но и учится смешивать и получать новые цвета. Васильева Ксения также перестала заглядывать в рисунки подруги по парте, а стала рисовать и придумывать содержание сама и хотя не все еще получается, как сама она говорит: «Я стараюсь». Анатоленко Лена перестала бросать работу, если она не получилась. Она не отказывается от темы задуманного, а продолжает рисовать (она хотела нарисовать котенка, однако он у нее не получился, она его не дорисовала, а обогатила рисунок новым содержанием – нарисовала цветочную клумбу с разными цветами). Сравнительной анализ контрольного и констатирующего этапов эксперимента представлен на диаграмме 1, из которой виден существенный прогресс, который произошел за короткие три месяца, когда дети занимались дизайн деятельностью.
\s Из данной диаграммы мы видим, что у каждого ребенка повысился уровень изобразительного творчества по сравнению с предыдущим. Таким образом, мы можем также сказать, что в результате занятий по детскому дизайну (что подтвердил опрос среди педагогов и родителей) дети стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность. Творческая активность проявилась также в способности планировать свою работу. Дети научились замысливать образ, искать средства их воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. Все чаще в высказываниях детей стало звучать местоимение «Я»: «Я нарисую так…, Я сделаю это по-своему…, Я думаю…, Я видел…, Я чувствую…, Я могу…». Это говорит о том, что дети научились открывать, творить для себя мир и себя в своем мире. У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении аранжировки из природных материалов, подбирать и создавать фасоны одежды, костюмов, обстановку для игр и спектаклей, праздничных утренников, благоустраивать бытовые и праздничные интерьеры.
Заключение Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте. Поэтому в своей работе мы обратились к этой новой на сегодняшний день деятельности – детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию изобразительного творчества. В ходе нашего исследования нами была поставлена цель: определить возможность обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с целью развития детского изобразительного творчества, а также разработка программы «Юный дизайнер» направленной на развитие изобразительного творчества. В теоретической части нашей работы мы рассмотрели понятие детского изобразительного творчества, его виды, критерии и уровни развития, а также определили понятие детского дизайна, его типы и виды, проблему обучения этой деятельности детей дошкольного возраста и организацию занятий по дизайн-деятельности. В экспериментальной части исследования осуществлялась проверка выдвинутой нами гипотезы о том, что обучение детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с целью развития детского изобразительного творчества будет эффективным при соблюдении определенных требований. На первом констатирующем этапе эксперимента мы выявили у детей старшей группы исходный уровень развития изобразительного творчества. На втором этапе мы проводили формирующий эксперимент, апробируя нашу программу «Юный дизайнер». Целью данного этапа было развитие изобразительного творчества у детей средством занятий по дизайн-деятельности. С детьми проводились занятия, а параллельно велась работа с родителями (проводились консультации по организации занятий по детскому дизайну дома, а также объяснялась важность выполнения детьми домашних заданий и необходимость сохранения работ детей в целости). По окончании формирующего эксперимента, мы провели контрольный эксперимент, целью которого было: выявить итоговый уровень развития изобразительного творчества у детей. Результат эксперимента показал серьезный прогресс в развитии уровня самостоятельности детей при выполнении заданий, работы детей стали более оригинальными и интересными, повысился интерес к изобразительной деятельности, а к занятиям по дизайну особенно, дети стали использовать свои навыки дома и в саду в других видах деятельности. Таким образом, результаты эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу и доказали, что старшие дошкольники, имея опыт изобразительной деятельности, становятся хорошими дизайнерами, а в результате занятий этой деятельностью повышается изобразительное творчество. В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, помогая друг другу, с помощью педагога, они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры.
Список литературы 1. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства// Художественное творчество: Сборник, 1982, С. 236-242. 2. Антонова С.И. Весь мир в букете//Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2003. — № 6. – С. 45. 3. Валиулина Е.А. Создаем развивающую среду своими руками. www.dou.ru/new/make_eviroment.shtml. 4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 1998. – 272 с. 5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 344 с. 6. Катханова Ю.Ф. Дизайн: Учебное пособие для младших школьников: ВЛАДОС, 1994. – 48 с. 7. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?// Дошкольное воспитание. – 2005. — № 2. – С. 8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с., ил. 9. Конышева Н.М. Дизайнерское образование в начальной школе// Начальная школа. -2006. — № 5. – С. 26-30. 10. Конышева Н.М. Программа по трудовому обучению для 1-4 классов начальной школы: Художественный труд (основы дизайнобразования)// Начальная школа. – 1998. — № 10. – С. 20-31. 11. Кузнецова О.В. Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития творчества дошкольников. festival.1september.ru/index.php?numb_artic=419196. 12. Лыкова И. Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи// Дошкольное воспитание. – 2007. — № 3. – С. 46-52. 13. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 03. 08 «Дошкольное воспитание»/ Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.; Под ред. Т.С. Комаровой. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с., ил. 14. Пантелеев Г. Детский дизайн// дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 26-30. 15. Пантелеев Г. Детский дизайн. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 192 с., ил. 16. Пантелеев Г.О детском дизайне// Дошкольное воспитание. – 1997. — № 11. – С. 55-60. 17. Парамонова Т. Лоскутный стиль// Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2006. — № 3. – С. 34-36. 18. Прокофьева Э. Психология детского творчества. prokofieva@beep.ru. 19. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Под. ред. Т.И. Ерофеевой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 344 с. 20. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и псхология (дошк.)»/ В. Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с. 21. Швайко Г.С. Совет педагогов: Детский дизайн на занятиях по изобразительной деятельности// Ребенок в детском саду. – 2004. — № 1. – С. 24-29. 22. Широкова С. Ландшафтный дизайн в ДОУ// Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2006. — № 4. – С. 46. 23. Ярыгина А. Графический дизайн// Дошкольное воспитание. – 2005. — № 2. – С. 35-41. 24. Ярыгина А. Дети и графическая сценография// Дошкольное воспитание. – 2005. — № 11. – С. 24-30. 25. Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов// Дошкольное воспитание. – 2006. — № 2. – С. 65-71.
Конспект консультации для родителей «Детский дизайн в семье»
Уважаемые родители!
Сегодня мы хотим обратить ваше внимание на тему нашей консультации. Мы, обучая детей элементам дизайна на занятиях, хотели бы поговорить с вами о том, как можно организовывать подобную деятельность дома. Занятия дизайном очень нравятся детям, увлекают их, но самое главное, несут в себе огромный развивающий потенциал.
Итак, чем же можно заниматься с детьми дома?
1. Выводите ребенка на экскурсии в музеи, по городу, знакомьте с архитектурой города, с природой, образцами фольклора.
2. Важно предоставлять ребенку игровой и обучающий материал в виде «полуфабриката», чтобы он сам мог собрать игрушку, дооформить ее.
3. Занимайтесь вместе с детьми дизайн-рукоделием (сделать настенный «коврик-карман», в который можно положить небольшой альбом, игрушку).
продолжение
--PAGE_BREAK--