Оглавление
Введение
Глава 1. Традиционноеобучение в целостном педагогическом процессе
§ 1. Обучение какспособ организации педагогического процесса
§ 2. Функции обучения
§ 3. Деятельностьучителя и учащихся в процессе обучения
§ 4. Виды обучения и иххарактеристика
Глава 2. Закономерностии принципы обучения
§ 1. Закономерностиобучения
§ 2. Принципы обучения
Глава 3. Формы и методыобучения
§ 1. Организационныеформы и системы обучения
§ 2. Виды современныхорганизационных форм обучения
§ 3. Методы обучения
Глава 4. Теоретическиеаспекты инновационных процессов
§ 1. Понятие обинновациях в образовании, их классификация
§ 2. Роль инноваций вразвитии школы
§ 3. Новые педагогические технологии
Список литературы
Введение
В настоящее время в нашей стране происходят существенныеизменения в национальной политике образования. Это связано с переходом напозиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школыстановится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса,предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этихзадач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связис чем появляются различные инновационные типы и виды образовательныхучреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Современная российская школа — это результат огромныхперемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. Вэтом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а еёавангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени можетподтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений иэкспериментов.
Изменение роли образования в обществе обусловило большуючасть инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного,совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становитсяактивным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов,так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования былиформирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств),обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способностьприспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование всеболее ориентируется на создание таких технологий и способов влияния наличность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальнымипотребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития(самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности креализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многиеобразовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в своюдеятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречиеммежду имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов этоделать. Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно свободноориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация»,«инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как этоможет показаться на первый взгляд.
В отечественной литературе проблема инноваций долгое времярассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем всталапроблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всехсферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только врамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованиюинновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себяиспользование современных достижений не только в области науки и техники, но ив сферах управления, образования, права и др.
Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны санализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификациии особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования. Натеоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведенийотражена в работах М.М. Поташника, А.В Хуторского, Н.Б Пугачёвой, В.С.Лазарева, В.И Загвязинского с позиций системно-деятельностного подхода, чтодает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационногопроцесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.
Сегодня инновационный поиск вошёл в “спокойное русло“, сталчастью имиджа любой уважающей себя школы, элементом “штатной ситуации “ всистеме жизнедеятельности многих образовательных учреждений региона. Носуществует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и вчастности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшемразвитии школы.
Цель работы: изучить и охарактеризовать традиции и инновациив российском образовании.
Историческисложилось, что дети, обучающиеся в развивающихся, инновационных учебныхзаведениях, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чемдети из традиционных школ. Именно по этой причине родители часто отдают детей винновационные школы, не учитывая индивидуальных способностей детей. Слабые детине всегда осиливают программу развивающейся школы, они обычно отстают отсверстников. Поэтому в наше время проблема выбора школы, различия между разнымитипами и видами школ являются особенно актуальными.
Современноепонятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как«обучение», «воспитание», «образование»,«развитие». Однако, до того, как слово «образование» сталосвязываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарныезначения рассматривают термин «образование», как существительное отглагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или«развивать» нечто новое. Создавать новое — это и есть инновация.
Такимобразом, образование по своей сути уже является инновацией.
Глава 1. Традиционное обучение в целостномпедагогическом процессе§ 1. Обучение как способ организации педагогического процесса/>/>/>Обучение – самый важный и надёжный способ получения систематическогообразования. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания,управляемой педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечиваетполноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие ихумственных сил и творческих способностей.
Обучение – этодвусторонний процесс. Деятельность учителя обычно называют преподаванием, адеятельность ученика – учением. Термин преподаванием следует считать условным,поскольку учитель не только преподаёт (преподносит) знания, но ещё и развиваети воспитывает учащихся. Учение же не только процесс овладения тем, что данопреподаванием, это сложный процесс познавательной деятельности, в которомпроисходит освоение обобщённого опыта, накопленного человечеством в видезнаний, это и приобретение индивидуального опыта познания при помощисамостоятельного оперирования знаниями, овладения необходимыми действиями испособами.
Познавательнаядеятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления ипрактической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всехвидах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный иобщественно полезный труд, ценностно-ориентационная ихудожественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполненияразличных предметно-практических действий в учебном процессе(экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.).Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой,присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении.
Процесс познанияучащихся протекает в совместной деятельности с учителем, под его руководством.Учитель направляет этот процесс в соответствии с возрастными возможностями иособенностями учащихся, он систематизирует, конкретизирует содержание обучения,придаёт логическое обоснование знаниям, которым овладевают учащиеся, онизыскивает наиболее рациональные пути вооружения своих учеников умениями,нужными в самостоятельном познании, вырабатывает навыки.
Процесс обученияпроисходит в постоянном общении учащихся с учителем, что оказывает большоевлияние на характеры протекания познавательной деятельности.
Познавательнаядеятельность учащихся протекает также в общении со сверстниками. На базе этогосоздаются многообразные отношения, которые, хотя и косвенно, оказываютзначительное влияние на учение благодаря обмену и научной информацией,поддержке и взаимопомощи в поиске, общественной оценки результатов учебноготруда.
В современном пониманиидля обучения характерны следующие признаки:
Ø цель(общая как приспособление к жизни), задачи;
Ø совместнаядеятельность учителей и учащихся;
Ø преподавание(руководство со стороны учителя);
Ø учение(самостоятельная работа учащихся);
Ø организацияпроцесса;
Ø соответствиезакономерностям возрастного развития учащихся;
Ø сочетаниетехнологичности и творчества учителей и учащихся;
Ø соответствиетребованиям жизни;
Ø одновременноеосуществление воспитания, развития, формирования учащихся.
Успех обучения вконечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлению кпознанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения,навыки, активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъектспециально организуемого познания, субъект педагогического процесса. Поскольку развитиеученика происходит только в процессе его собственной деятельности, то основойобучения следует считать не преподавание, а учение.§ 2. Функции обучения/>/> Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержанияобразования и направленность педагогического процесса на всестороннеетворческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения:образовательную, воспитывающую и развивающую. При этом образовательная функциясвязана с расширением объёма, развивающая – со структурным усложнением, авоспитывающая – с формированием отношений (В.В.Краевский).
Образовательнаяфункция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихсясистемой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике.
Научные знания –главный компонент образования включают в себя факты, понятия, законы,закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии собразовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти вструктуру её опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечитьполноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.
Конечным результатомреализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаясяв сознательном оперировании ими, способности мобилизовать прежние знания дляполучения новых, также сформированность важнейших как специальных (попредмету), так и общеучебных умений и навыков.
Умение как умелоедействие направляется чётко осознаваемой целью, а в основе навыка, то естьавтоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Уменияобразуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебнойдеятельности и предусматривают её постепенное усложнение. Для выработки навыковнеобходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.
Воспитательная функция.Воспитывающая функция вытекает из содержания, форм и методов обучения, новместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общенияучителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определённыхвзглядов, убеждений, отношений, качеств к личности. Формирование личностивообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм итребований.
Развивающая функция.Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функцияосуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействияучителей и учащихся на всестороннее развитие личности. В контексте традиционныхподходов к организации обучения осуществления развивающей функции, как правило,сводится к развитию речи и мышления.§ 3. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения/>/> Процесс обучения учащихся в школе протекает под руководством учителя.Назначение его деятельности в управлении активной и сознательной познавательнойдеятельностью учащихся. Управление процессом обучения предполагает прохождениеопределённых этапов в соответствии с заданной структурой педагогическогопроцесса и самой педагогической деятельности:
Ø планирование;
Ø организациядеятельности учащихся;
Ø регулирование(стимулирование) процесса обучения;
Ø контроль(стимулирование активности и самостоятельности);
Ø оценивание;
Ø анализрезультатов решения педагогической задачи.§ 4. Виды обучения и их характеристика/>/> Исторически первым известным видом систематического обучения являетсяшироко применявшийся древнегреческим философом Сократом и его учениками методотыскания истины путём постановки наводящих вопросов. Он получил название методсократической беседы – постановкой вопроса учитель возбуждал любопытство,познавательный интерес ученика и сам, рассуждая, в поисках ответа на него вёлмысль ученика по пути познания.
Догматическое учение –первый вид коллективной организации познавательной деятельности, где главнымивидами были слушание и механическое заучивание.
Объяснительно –иллюстративное обучение пришло вследствие широкого привлечения в учебныйпроцесс наглядности. Основная цель этого обучения – формирование умений инавыков. Это пассивно-созерцательное обучение характерно для традиционнойшколы. Главная задача учителя сводится к изложению материала.
Самостоятельноедобывание знаний, как новый вид обучения появился в начале ХХ века. В целом этовыглядело так: на вводном занятии учитель ставил проблему, указывал литературу,инструктировал учащихся и назначал сроки выполнения задания. В чистом виде этотвид обучения имел много недостатков: не обеспечивалась систематичность знания,отсутствовал контроль, позиция учителя была пассивной.
Глава 2. Закономерности и принципыобучения§ 1. Закономерности обучения/>/>/>Образование как целостное явление – одна из наиболее значимых подсистемобщества, поэтому его законы это продукт внутренней самоорганизации.Закономерность более широкое по объёму понятие, чем «закон» и рассматриваетсякак результат совокупного действия множества законов.
Закономерности обучениявыражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом. Вобучении находят свое применение законы диалектики:
Ø законединства и борьбы противоположностей;
Ø законпереход количественных накоплений в качественные изменения;
Ø законотрицания отрицаний.
Большое значение дляорганизации и осуществления процесса обучения имеет категория меры:
Ø категориисущности и явления;
Ø единствосодержания и формы;
Ø категориянеобходимости;
Ø категориислучайности;
Ø категориивремени.
Эффективность процессаобучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает(материальных, гигиенических, социально-психологических). К числу значимыхусловий обучения относится профессионализм учителя, его творческий потенциал,способность к рефлексии, стремления к своевременному пополнению знаний икоррекции личностных качеств.
§ 2. Принципы обучения
Принципы обучения – этоисходные дидактические положения, которые отражают протекание объективныхзаконов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность наразвитие личности. В принципах обучении раскрываются теоретические подходы кпостроению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции иустановки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процессаобучения и к поиску возможностей его оптимизации.
Знание принциповобучения даёт возможность организовать учебный процесс в соответствии с егозакономерностями, обоснованно определить цели и отбросить содержание учебногоматериала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Вместе с тем онипозволяют обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения,осуществлять взаимодействие и сотрудничество. Поскольку принципы обученияформулируются на основе законов и закономерностей, то в их числе есть такие,которые выступают общими для организации учебного процесса во всех типахобразовательных учреждений.
Наиболее полно принципыобучения были сформулированы К.Д.Ушинским:
Ø обучениедолжно начинаться своевременно и быть постепенным;
Ø обучениедолжно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностямиучащихся;
Ø порядоки систематичность – одно из главных условий успеха в обучении;
Ø обучениедолжно развивать самодеятельность, активность, инициативу;
Ø обучениедолжно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком лёгким;
Ø преподаваниевсякого предмета должно непременно идти таким путём, чтобы на долю воспитания оставалось,ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.
Все принципы обучениясвязаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут бытьпредставлены как система, состоящая из содержательных и процессуальныхпринципов. Такое их деление условно: значение каждого из них не ограничиваетсятолько рамками своей группы. Однако оно методически правомерно, так какпомогает ответить на два основных вопроса дидактики: чему и как учить? Издидактических принципов вытекают правила обучения, которые подчиняютсяпринципу, конкретизируют его, определяют характер методических приёмов,используемых учителем, и ведут к реализации данного принципа. Принципы отражаютсущность процесса обучения, а правила – его отдельные стороны.
Содержательные принципыобучения отражают закономерности, которые связаны с отбором содержанияобразования и его совершенствованием. К ним относятся принципы:гражданственности, научности, воспитывающего характера, фундаментальности иприкладной направленности (связи теории с практикой, обучения с жизнью).
Принципыгражданственности отражает социальные аспекты обучения. В настоящее время егозначимость является общепризнанной в связи с изменением государственногостатуса России, необходимостью возрождения чувства патриотизма, чувства Родины,развитие национального характера, формирования национальных ценностей иразработка доктрины отечественного образования. Данный принцип выражается вориентации содержания образования на развитие субъектности личности, еёдуховности и социальной зрелости.
Принципгражданственности в обучении предполагает гуманистическую направленностьсодержания образования, которое позволяет удовлетворить социальные и личностныепотребности. Он связан с формированием гражданского самосознания, системыпредставлений о социальном и политическом укладе России, о психологическихособенностях русского этноса, его ментальны структурах, приоритетахнациональной политики и культуры.
Согласно принципугражданственности в обучении содержание образования должно быть отобрано черезпризму его социальной и личностной значимости, иметь интерпретационныйматериал, отражающий текущие события, региональную и местную специфику.
Принцип научностиобучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современнойнауки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Принцип научноститребует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и вовнеучебное время, было направлено на ознакомление обучаемых с объективныминаучными факторами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями тойили иной отрасли, приближаясь к раскрытию её современных достижений иперспектив развития. Принцип научности определяет требования к разработкеучебных планов, программ и учебников, а так же требуют использованиядополнительного материала, содержащего сведения о глобальных проблемах исовременных достижениях. Педагогическое взаимодействие, основываясь на принципенаучности, должно быть направлено на развитие у учащихся познавательнойактивности, креативного мышления, творчества.
Принцип воспитывающегообучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания.Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием, и преждевсего, с развитием креативных, индивидуальных познавательных способностей сучетом интересов обучаемых. Усвоение учебного материала развивает не толькопознавательную сферу, но и формирует личностные свойства и качества, какорганизованность, самостоятельность, усидчивость, деловитость, трудолюбие,дисциплинированность.
Принципфундаментальности и прикладной направленности обучения требует основательнойтеоретической или практической подготовки учащихся в общеобразовательной школе.
Фундаментальность вобучении предполагает научность, полноту и глубину знаний и требует систематичностисодержания, по основным отраслям знаний, оптимального соотношения ихтеоретичности и практичности, а практическая направленность – моделирования иэкстраполяции этих знаний на реальные ситуации в жизни и деятельности человека.
Содержание образования,согласно данному принципу, должно отражать преобразования в экономике,политике, культуре, то есть в том социальном контексте, в котором протекаетжизнедеятельность обучаемых.
Изучение самыхсовременных и фундаментальных теорий является недостаточным для нормальногопротекания процесса обучения. Не менее важны практические знания, пониманиеусловий и способов их применения, так как они расширяют диапазон возможностей иобогащают личный опыт, делают знания более основательными и востребованными вповседневной жизни, а не только в учебных ситуациях.
Принциппоследовательности и систематичности обучения обусловлен объективно существующимиэтапами познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального ииррационального, сознательного и бессознательного.
Преемственностькасается содержания обучения, его форм и способов, стратегий и тактиквзаимодействий субъектов в учебном процессе, личностных новообразованийобучаемых. Она позволяет объединить и иерархизировать отдельные учебныеситуации в единый целостный учебный процесс постепенного освоения закономерныхсвязей и отношений между предметами и явлениями мира.
Последовательность исистематичность в обучении позволяют разрешить противоречие междунеобходимостью формирования системы знаний, умений и навыков по предметам иформированием целостного концептуального видения мира.
Развитие системногоподхода к обучению позволило более чётко сконструировать учебный материал,создать комплекты учебных и наглядных пособий по изучаемым предметам.
Последовательность вобучении обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения,постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностейобучаемых.
Принцип единствагруппового и индивидуального обучения предполагает их оптимальное сочетание. Этообучение обусловлено тем, что индивид становится личностью благодаря, с однойстороны его общению и взаимодействию с другими людьми, с другой – своемустремлению к обособлению.
Традиционное обучение всвоей основе является групповым, так как оно организуется для учебных групп до30-40 человек, а проведение лекций – для целых «потоков» курса, факультета (до100-300 человек).
Групповое обучение,отражая общность интересов обучаемых, создаёт условия диалога, обеспечиваетсовместный поиск наиболее продуктивных способов решения задач, создает условиядля проявления взаимопомощи, повышает чувство ответственности, социальную иличностную значимость при благоприятных обстоятельствах учения.
Обучение, однако, неможет быть успешным, если игнорируются индивидуальные особенности обучаемых,трудности, испытываемые каждым, различия в темпе и степени усвоения материала идр. это означает, что наряду с групповыми формами обучения следуют применять ииндивидуальное обучение. При этом важно достигать оптимального сочетанияколлективной и индивидуальной работы обучаемых.
Принцип соответствияобучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых предполагаетреализацию возрастного и индивидуального подходов.
Каждому возрастномуэтапу развития соответствуют определённые сдвиги в психическом и личностномразвитии. С возрастом большое значение приобретают индивидуально-типологическиеразличия. Индивидуальный подход требует изучения сложного внутреннего мираобучаемых, анализа системы сложившихся отношений и многообразных условий, вкоторых происходит формирование личности.
Принцип соответствияобучения возрастным и индивидуальным особенностям учащихся требует, чтобысодержание, формы и методы организации их деятельности соответствоваливозрастным этапам. Уровень познавательных возможностей и личностного развитияопределяет организацию учебной деятельности младших школьников, предоставлениесамостоятельности и инициативы подросткам и старшим школьникам. В соответствиис этим принципом должны учитываться индивидуальные характеристики темперамента,характера, способностей, воли обучаемых.
Принцип сознательностии творческой активности обучаемых утверждает их субъективность в учебномпроцессе. Это обосновывается тем, что активность личности по своей природесоциальна и субъектна. Она является интегрированным показателем еёнаправленности и деятельной сущности. Активность обучаемых может иметьрепродуктивный или творческий характер.
Обучение, имеющее всвоей основе репродуктивное учение, оставляет невостребованным личностныйпотенциал обучаемых, их творческое отношение к учебной деятельности, личнуюинициативу, самостоятельность мышления. В настоящее время экспериментальнодоказано, что творчество обучаемых находится в прямой зависимости от творчествапедагогов, которые транслируют его в процессе решения учебных задач. Учительсвоими стратегиями обучения как бы «обрекает» ученика на творчество,«заставляет» осознавать ход и результаты учения, намечать этапы выполненияучебных заданий.
Принцип доступностиобучения при достаточном уровне его трудности требует учета в его организацииреальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональныхперегрузок, отрицательно складывающихся на их физическом и психическомздоровье. Реализация этого принципа связана и с учетом уровня развитияпознавательной сферы обучаемых.
Однако обучение недолжно быть излишне лёгким. В нем должна быть соблюдена мера психическойнапряженности и неопределенности, необходимая для поддержания у учащихсяинтеллектуального и энергетического тонуса, активности и интенсификациипоисковых действий, связанных с преодолением учебных трудностей.
Рассматриваемый принциппредполагает построение учебного процесса таким образом, чтобы у учащихсяпоявлялось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха, достижения.Это помогает им снять повышенную тревожность и неуверенность в успехе прирешении учебных задач.
Одним из важнейшихположений, лежащих в основе организации процесса обучения, является принципнаглядности. Я.А.Каменский называл его «золотым правилом» дидактики, согласнокоторому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека.
Исследованияпоказывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается,значительно повышает уровень усвоения. Так эффективность слухового восприятияинформации составляет 15 %, зрительного – 25%, а их одновременное включение впроцесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. Наглядность вобучении основана на такой закономерности процесса познания, как его движениеот чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. Научные понятия изакономерности легче усваиваются учащимися, если они подкрепляются конкретнымифактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т.п.
Наглядность в обученииобеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций,лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненныхфактов. Наглядность может применяться на всех этапах процесса обучения. По меревозрастания абстрактности в обучении необходимо использовать разные видынаглядности: естественную (предметы и действия с ними), экспериментальную(опыты эксперимента), объёмную (макеты), изобразительную (картины, фотографии,рисунки), звуковую (аудиоматериалы), символическую и графическую (карты,графики, схемы, формулы), словесную (словесные описания событий, фактов,действий).
Взаимосвязь различныхпринципов процесса обучения Ю.К. Бабанский определял как проявление принципаоптимальности.
Глава 3. Формы и методы обучения§ 1. Организационные формы и системы обучения/>/>/>Организационная форма обучения – специальная конструкция процесса обучения,характер которой обусловлен его содержанием, методами, приёмами, средствами,видами деятельности учащихся.
Процесс обученияреализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративнуюроль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его компонентов. Совокупностьформ, объединенных по признаку связи учащихся и учитель посредством учебногоматериала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения.§ 2. Виды современных организационных форм обучения/>/>/>В современной дидактике организационные формы обучения, включаяобязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют нафронтальные, групповые и индивидуальные.
При фронтальномобучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса,работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся иопределяет единый для всех темп работы.
При групповых формахобучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихсякласса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперировано-групповые идифференцированно-групповые, а так же парные работы учащихся.
Индивидуальное обучениеучащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. Посвоей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковыхдля всего класса или группы задания.
При коллективной работенаблюдаются следующие признаки:
Ø классосознаёт коллективную ответственность за данное учителем задание и получает заего выполнение соответствующую оценку;
Ø организациявыполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами подруководством учителем;
Ø действуеттакое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждогоученика и позволяет каждому проявить себя в общей деятельности;
Ø естьвзаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.
С позиции целостностиобразовательного процесса основной организационной формой обучения являетсяурок. Урок – это такая форма обучения, при которой учитель в течение точноустановленного времени руководит коллективной познавательной и инойдеятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждогоиз них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия длятого, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственнов ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей идуховных сил школьников (А.А. Бударный).
Общепринятойклассификации уроков в современной дидактике нет. Наиболее разработанной ииспользуемой на практике является классификация, предложенная Б.П. Есиповым. Онвыделяет:
Ø комбинированные,или смешанные, уроки;
Ø урокипо ознакомлению учащихся с новым материалом;
Ø урокизакрепления и повторения знаний;
Ø урокиобобщения и систематизации изученного;
Ø урокивыработки и закрепления умений и навыков;
Ø урокипроверки знаний и разбора проверочных работ.
§ 3. Методы обучения/>/>/>Метод деятельности – это способ её осуществления, который ведёт к достижениюпоставленной цели./>/>/>Методы обучения – это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой– учения (В.И. Андреев)./>/>/>Методы преподавания – это разработанная с учетом дидактическихзакономерностей и принципов система приёмов и соответствующих им правилпедагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителемпозволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемыхв процессе решения определённого типа педагогических (дидактических) задач./>/>/>Методы учения – это разработанная с учетом дидактических принципов изакономерностей система приемов и соответствующих им правил учения,целенаправленное применение которых существенно повышает эффективностьсамоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения впроцессе решения определённого типа учебных задач.
Основные методыобучения имеют различные формы их воплощения и средства реализации. Названныеметоды являются общими для обучения любому предмету, но в каждом из них ониприобретают специфическую форму.
Педагогическоемастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальноесоответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развитияучащихся. Будучи очень гибкими и тонкими инструментами прикосновения к личности,методы обучения вместе с тем всегда обращены и к коллективу, используются сучётом его динамики, зрелости, организованности.
Методы обучения ихарактер деятельности учителя и учащихся (по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину)Метод обучения Деятельность учителя Деятельность учащегося Информационно-рецептивный метод Предъявление информации (учителем или заменяющим его средством). Организация действий ученика с объектом изучения. Восприятие знаний. Осознание знаний. Запоминание (преимущественно произвольное). Репродуктивный метод Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением. Актуализация знаний. Воспроизведение знаний и способов действий по образцам, показанным другими (учителем, книгой, техническими средствами). Произвольно и непроизвольное запоминанием (в зависимости от характера задания).
Метод
проблемного изложения Постановка проблемы и раскрытие доказательного пути её решения. Восприятие знаний. Осознание знаний и проблемы. Внимание к последовательности и контроль над степенью убедительности решения проблемы. Мысленное прогнозирование очередных шагов логики решения. Запоминание (в значительной степени непроизвольное). Эвристический метод Постановка проблем. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач. Планирование шагов решения. Руководство деятельностью учащихся (корректировка и создание проблемных ситуаций). Восприятие задания, составляющего часть задачи. Осмысление условий задачи. Актуализация знаний о путях решения сходных задач. Самостоятельное решение части задачи. Самоконтроль в процессе решения и проверка его результатов. Преобладание непроизвольного запоминания материала, связанного с заданием. Воспроизведение хода решения и его самостоятельна мотивировка. Исследовательский метод Составление и предъявление исследовательских задач для поиска решений. Контроль за ходом решения Восприятие проблемы или самостоятельное усмотрение проблемы. Осмысление условий задачи. Планирование этапов исследования (решения). Планирование способов исследования на каждом этапе. Самоконтроль в процессе исследования и его завершения. Преобладание непроизвольного запоминания. Воспроизведение хода исследования, мотивировка их результатов. Глава 4. Теоретические аспектыинновационных процессов§ 1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация
Нововведения, или инновации характерны для любойпрофессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятсяпредметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают,они являются результатом научных поисков, передового педагогического опытаотдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным,он нуждается в управлении.
Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение нового: новый- впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взаменпрежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящемувремени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что втолковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективностинового.
Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает“обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось висследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культурыв другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика — наука онововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности техническихнововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационныепроцессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годови в последнее двадцатилетие в нашей стране.
Применительнок педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели,содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместнойдеятельности учителя и учащегося.
Современноепонятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как«обучение», «воспитание», «образование»,«развитие». Однако, до того, как слово «образование» сталосвязываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарныезначения рассматривают термин «образование», как существительное отглагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или«развивать» нечто новое. Создавать новое — это и есть инновация.
Об инновациях в российской образовательной системе заговорилис 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и,соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальныхисследований. Термины “инновации в образовании“ и “педагогические инновации“,употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальныйаппарат педагогики.
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическуюдеятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания,имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процессзаключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целомпод инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию(рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Внаучной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“.
Новация – это именно средство (новый метод, методика,технология, программа и т.п.), а инновация — это процесс освоения этогосредства. Инновация — это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитанияновые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния вдругое. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации,а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов:генерирование идеи (в определённом случае — научное открытие), разработка идеив прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим,инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи достадии практического использования и реализация связанных с этим изменений всоциально — педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идейв нововведение и формирующая систему управления этим процессом, являетсяинновационной деятельностью. Существует и другая характеристика этапов развитияинновационного процесса. В ней выделяют следующие действия:Ø определение потребности в изменениях;Ø сбор информации и анализ ситуации;Ø предварительный выбор или самостоятельная разработканововведения;Ø принятие решения о внедрении (освоении);Ø собственно само внедрение, включая пробное использованиеновшества;Ø институализация или длительное использованиеновшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.Совокупность всехэтих этапов образует единичный инновационный цикл.
Инновации в образованиисчитаются новшествами, специально спроектированными, разработанными илислучайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержанияинновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны,новые эффективные образовательные технологии, выполненный в видетехнологического описания проект эффективного инновационного педагогическогоопыта, готового к внедрению. Нововведения — это новые качественные состоянияучебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достиженийпедагогической и психологической наук, при использовании передовогопедагогического опыта.
Инновацииразрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работникамии организациями системы образования и науки.
Существуют различныевиды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют.
Основная закономерностьпроектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования кнаучно-обоснованному управлению инновационным процессом. Для полного и точного представления специфики инновационныхпроцессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, всистеме образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений:традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование,направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихсясистем характерен поисковый режим.В российских развивающихся образовательных системахинновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование новогосодержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий,создание новых видов учебных заведений. Кроме этого, педагогический коллективряда российских образовательных учреждений занимается внедрением в практикуинноваций, уже ставших историей педагогической мысли. Например, альтернативныхобразовательных систем начала ХХ века М. Монтессори, Р. Штайнера, и т.д. Развитие школы не может быть осуществлено иначе, чем черезосвоение нововведений, через инновационный процесс. Дабы эффективно управлятьэтим процессом, его необходимо понять, а потому — познать. Последнеепредполагает изучение его строения или, как говорят в науке, — структуры. Всякий процесс (особенно когда речь идёт об образовании, даещё о его развитии) представляет собой сложное динамическое (подвижное,нестатичное) образование — систему. Последняя же полиструктурна, а потому саминновационный процесс (как и всякая система) полиструктурен.Деятельностная структура представляет собой совокупностьследующих компонентов: мотивы — цель — задачи — содержание — формы — методы — результаты. Действительно, всё начинается с мотивов (побудительных причин)субъектов инновационного процесса (директора, учителей, учащихся и др.),определения целей нововведения, преобразования целей в “веер“ задач, разработкисодержания инновации и т.д. Не будем забывать, что все названные компонентыдеятельности реализуются в определённых условиях (материальных, финансовых,гигиенических, морально-психологических, временных и др.), которые в саму структурудеятельности, как известно, не входят, но при игнорировании коих инновационныйпроцесс был бы парализован или протекал бы неэффективно.Субъектная структура включает инновационную деятельностьвсех субъектов развития школы: директора, его заместителей, учителей, учёных,учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов,консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной службыи др. Эта структура учитывает функциональное и ролевое соотношение всехучастников каждого из этапов инновационного процесса. В ней также отражаютсяотношения участников планируемых частных нововведений. Достаточно директорусейчас написать в столбик функции каждого из названных субъектов и расположитьих в порядке значимости выполняемых в инновационном процессе ролей, какмоментально весомой, значимой увидится эта структура.Уровневая структура отражает взаимосвязанную инновационнуюдеятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном(городском) и школьных уровнях. Очевидно, что инновационный процесс в школеиспытывает на себе влияние (как позитивное, так и негативное) инновационнойдеятельности более высоких уровней. Чтобы это влияние было только позитивным,нужна специальная деятельность руководителей по согласованию содержанияинноваций, инновационной политики на каждом уровне. Кроме того, мы обращаемвнимание руководителей на то, что управление процессом развития конкретнойшколы требует рассмотрения его как минимум на пяти уровнях: индивидуальном,уровне малых групп, уровне всей школы, районном и региональном уровнях.Содержательная структура инновационного процессапредполагает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении,воспитательной работе, организации учебно-воспитательного процесса, вуправлении школой и т.д. В свою очередь каждый компонент этой структуры имеетсвоё сложное строение. Так, инновационный процесс в обучении может предполагатьнововведения в методах, формах, приёмах, средствах (то есть в технологии), всодержании образования или в его целях, условиях и пр.Структура жизненного цикла. Особенностью инновационногопроцесса является его циклический характер, выражающийся в следующей структуреэтапов, которые проходит каждое нововведение: возникновение (старт) — быстрыйрост (в борьбе с оппонентами, рутинёрами, консерваторами, скептиками) — зрелость — освоение — диффузия (проникновение, распространение) — насыщение(освоенность многими людьми, проникновение во все звенья, участки, частиучебно-воспитательного и управленческого процессов) — рутинизация (имеется ввиду достаточно длительное использование новшества — в результате чего длямногих людей оно становится обычным явлением, нормой) — кризис (имеется в видуисчерпанность возможностей применить его в новых областях) — финиш(нововведение перестаёт быть таковым или заменяется другим, более эффективным,или же поглощается более общей эффективной системой).Специалист в области педагогической инноватики академик В.И.Загвязинский, исследовавший, в частности, жизненные циклы разных инновационныхпроцессов, отмечает, что очень часто, получив положительные результаты отосвоения новшества, педагоги необоснованно стремятся его универсализировать,распространить на все сферы педагогической практики, что нередко кончаетсянеудачей и приводит к разочарованию, охлаждению к инновационной деятельности. Управленческая структура предполагает взаимодействиечетырёх видов управленческих действий: планирование — организация — руководство- контроль. Как правило, инновационный процесс в школе планируется в виде концепцииновой школы или — наиболее полно — в виде программы развития школы, затеморганизуются деятельность коллектива школы по реализации этой программы иконтроль над её результатами. Особое внимание следует обратить на то, чтоинновационный процесс в какой-то момент может быть стихийным (неуправляемым) исуществовать за счёт внутренней саморегуляции (то есть всех элементовприведённой структуры как бы нет; могут быть самоорганизация,саморегулирование, самоконтроль). Однако отсутствие управления такой сложнойсистемой, как инновационный процесс в школе, быстро приведёт к его затуханию.Поэтому наличие управленческой структуры является стабилизирующим иподдерживающим этот процесс фактором, что, разумеется, не исключает элементовсамоуправления, саморегуляции в нём.Каждый компонент этой структуры имеет своё строение. Так,планирование (сводящееся фактически к подготовке программы развития школы)включает проблемно ориентировочный анализ деятельности школы, формированиеконцепции новой школы и стратегии её реализации, целеполагание и разработкуоперационного плана действий.Влияние инновационных изменений на здоровье учащихся должнопрослеживаться руководителями школ особенно тщательно.Учебная нагрузка, режим занятий определяются Уставом школына основе согласований с органами здравоохранения. Расписание занятий должновключать достаточно продолжительный перерыв, необходимый для питанияшкольников. Выбирая и самостоятельно разрабатывая варианты нового содержания итехнологий образования, коллектив и руководитель школы обязаны учитыватьнедельную загруженность учащихся уроками.Школьные нововведения всегда затрагивают интересынаселения, условия труда и занятости педагогов. Некоторые школы отходят оттрадиционного построения учебного года: меняют сроки изучения учебных курсов,экзаменов, выделяют дни и даже недели для самостоятельных занятий, переносят,иногда удлиняют время каникул.Такого же согласования требуют и другие новшества: введениеновых профильных курсов; сокращение времени на изучение отдельных предметов иих интеграция; дифференциация образования; изменения в условиях набораучащихся; создание элитарных учебных заведений и других новых типов и видовшкол.§ 2. Роль инноваций в развитии школыПосле того, как всесторонне проанализирована ситуация вшколе, определены, какие результаты работы школы необходимо улучшить,естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощьюкоторых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбеженпотому, что для достижения одних и тех же целей, тех или иных результатов могутбыть отобраны разные нововведения, каждое из которых имеет свои сильные ислабые стороны. Казалось бы, такая логика размышлений очевидна, однако вреальной практике она часто не выдерживается. Вместо обоснованного подхода квыбору идей мы видим:Ø стремлениепочти без всякого выбора внедрить, освоить буквально всё, чего раньше не было,что где-то услышали, увидели (не случайно о таких школах говорят, что они так“бешено“ развиваются, что не успевают нормально функционировать);Ø стремлениеперепробовать, освоить новое подряд, дабы таким образом найти оптимальную длясвоей школы идею. Это, фактически, работа вслепую (слепые пробы и естественно — многочисленные ошибки);Ø стремлениеосваивать непременно то, что осваивают соседи из окрестных школ для того, чтобывыдержать конкуренцию в борьбе за контингент учащихся, за хорошее мнениеродителей, руководителей органов управления образованием своего округа;Ø отчётливопрослеживается стремление любой ценой не отстать от моды, быть на её гребне, апотому они очертя голову стремятся к статусу инновационной школы и непременно свычурным, сложным названием;Ø готовностьпринять к осуществлению любую рекомендацию, любое указание местных органовуправления образованием, касающееся освоения той или иной новой идеи.Нетрудно понять, что все эти подходы к нововведениям вшколе чреваты серьёзными издержками, такими, как колоссальные перегрузки детейи учителей, снижение успеваемости по тем предметам, которые не охвачены“экспериментальной“ работой, поскольку освоение неактуальной, неоптимальнойчужой идеи, да ещё освоение неграмотное отнимает у учителей, охваченных этойдеятельностью, все силы и время, что неизбежно приводит к дестабилизациипедагогического процесса.Выбор идей реализуется путём их обсуждения, продумываниягруппой компетентных лиц – экспертов (это наиболее зрелые и прогрессивныеработники школы, приглашённые специалисты). Он включает сравнительную оценкуидей по ряду параметров и является творческим актом. Оценка идей можетосуществляться как с помощью мысленного экспериментирования, так и на основеразработки проектов деятельности предполагаемых участников преобразования. Необходимо продумывать весь организационный механизм выбораидей, включающий сбор предложений учителей, детей и родителей с помощьюсобеседования и анкетирования, выявление предпочтений всех групп людей,участвующих в инновационном процессе, обсуждение отобранных инноваций назаседаниях методобъединений, творческих микрогрупп, кафедр, а в случаенеобходимости – на заседании педсовета. Идти в достижении цели руководительдолжен не только и не столько от себя, сколько от других — исполнителей,реализаторов будущих нововведений. Очень важно, чтобы именно они самиучаствовали в поиске, оценивали и выбирали новые идеи для освоения. Иначе ихработа не будет иметь нужной мотивировки и не будет никакого обновления вспособах управления инновациями в школе. Анализ специальной литературы и опыта деятельности школсвидетельствует о недостаточной интенсивности применения педагогическихновшеств в практике работы учебных заведений. Можно выделить как минимум двепричины нереализованности педагогических инноваций. Первая причина состоит втом, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональнойэкспертизы и апробации. Второй причиной является то, что внедрениепедагогических нововведений предварительно не подготовлено ни ворганизационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном,психологическом отношении.Чёткое представление о содержании и параметрахпедагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют какотдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оцениватьи прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не разприводила школу к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение попрошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялосьприказом или распоряжением.Одной из основных причин подобной ситуации являетсяотсутствие в школах инновационной среды – определённой морально-психологическойобстановки, подкреплённой комплексом мер организационного, методического,психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательныйпроцесс школы. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методическойнеподготовленности учителей, в их слабой информированности по существупедагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды впедагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» учителей нововведениям,помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среданаходит реальное отражение в отношении учителей к педагогике.
§3. Новые педагогические технологии
Инновации в сфере образования направлены на формированиеличности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, наобновление содержания образовательного процесса.
/>
Каждая педагогическая эпоха породила свое поколениетехнологий. Первое поколение образовательных технологий представляло собойтрадиционные методики; технологиями второго и третьего поколений былимодульно-блочные и цельно-блочные системы обучения; к четвертому поколениюобразовательных технологий относится интегральная технология.
Внедрение нетрадиционных педагогических технологийсущественно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволяет решатьмногие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения,дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательнойперспективы учащихся.
Для всех технологий характерны определенные общие признаки:осознанность деятельности учителя и учеников, эффективность, мобильность,валеологичность, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельнаядеятельность учащихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени; индивидуализация.
Компьютерные технологии нетолько помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов,но и получить более сильную обратную связь.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, посравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципанаглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практическихзанятиях – умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задачаобеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога“ученик-компьютер”.
Анализ имеющегося опыта показывает, что условно системуиспользования компьютера на уроке технологии можно разделить на три стадии(этапа).
Первый – компьютерная поддержка уроков. Здесь компьютериспользует только учитель в качестве средства визуализации материалов урока.
Второй – компьютерное сопровождение уроков технологии. Наэтом этапе кроме использования учителем компьютера в качестве эффективногосредства предоставления или иллюстрации материалов урока, компьютер может бытьиспользован учениками в качестве средства повторения ранее изученного материала(например, устройство станка или швейной машинки, свойств материалов, выбораспособов декоративной отделки, помощь в подборе объекта труда для тематическойтворческой работы и т.д.). Здесь же компьютеру может быть доверен текущийконтроль знаний учащихся, например – с целью допуска ученика к работе на томили ином станке и пр. Так как к работе с компьютером допускаются ученики, тоучитель должен знать и соблюдать правила организации безопасной работы учащихсяс компьютерной техникой, и рабочее место, оборудованное компьютером, должнобыть соответствующим образом организовано.
Третий – этап использования современных компьютерных программв обучении. Особенностью этого этапа является проведение уроков технологии сработой всех учащихся на компьютерах под руководством учителя. Высока рольприменения на уроках технологии различных электронных справочников,энциклопедий, программ.
Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяетвозможности и учителя и ученика во всех видах деятельности.
Проектная деятельность такжеявляется методом активизации учебно-познавательной активности. Этомуспособствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта.Учитель, выступающий координатором, лишь направляя деятельность ученика,который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней,систематизирует, полученные данные и представляет их, используя различныетехнические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии.
Технологии, которые объединяются названием “Портфолио ученика”,способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению,размышлению. “Портфолио ученика” – инструмент самооценки собственногопознавательного, творческого труда, рефлексии его собственной деятельности.
Метод интеграции,который способствует формированию межпредметных понятий, определяет характермежпредметных связей по фактору времени (предшествующие связи, перспективные,синхронные), позволяет осуществлять межпредметную координацию содержанияучебного материала с целью его оптимизации (устранения дублирования,разночтения, хронологической несогласованности). Данный метод позволяетадаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся,создаёт благоприятные условия для развития личности каждого учащегося,формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки,максимально возможной успешности обучения.
В системе нашей педагогической деятельности интегрированныеуроки занимают особое место. Они помогают развивать познавательную и творческуюактивность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Проведение таких уроков –один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основереализации принципов деятельностного подхода в обучении.
Включение учеников в активную учебную работу, использованиепри этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительнорасширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формойорганизации учебной деятельности.
Инновационные методы в преподавании – это новые методыобщения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их кнынешним проблемам. Инновационные методы – это методы, позволяющие ученикамсамоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своейпрофессии.
В современном процессе обученияиспользуются, как традиционные, так и инновационные методы обучения. Нужно нетолько продвигать вперёд инновационные методы, но и не забывать о традиционныхметодах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто необойтись.
А. Адамский утверждал, что: «Тольконаивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогикаявляется универсальной заменой традиционных методов обучения».
Нужно, чтобы традиционные иинновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли другдруга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.
Список литературы:
1. Сластёнин, В.А.Педагогика/ В.А. Сластёнин. — М.: Школа-Пресс, 2000г.
2. Ожегов, С.И.Словарь русского языка/ С.И. Ожегов. — М.: 1978. —
3. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современнаяэнциклопедия/Е. С. Рапацевич.- Минск: Современное слово. — 2005
4. Тюнников, Ю.С.Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий,подход/ Ю.С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004. -№ 5.Лазарев, В. С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С.Лазарев// Сельская школа. — 2003. — № 1.
5. Орлова, А. И.Возрождение образования или его реформа?/ А.И. Орлова// Преподавание истории вшколе. — 2006 — № 1. 6. Ерофеева,Н.И. Управление проектами в образовании/Н.И. Ерофеева//Народноеобразование.-2002.-№ 57. Загвязинский,В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В.И.Загвязинский//Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. — Тюмень: 1990. — с. 8.
8. Каменский, А.К.Нормативно-правовая база общественно-государственного управления школой/ А. К.Каменский// Директор школы. — 2006. — № 3.
9. Руднев, Е.Н.Миссия, стратегия и практические действия/ Е.Н. Руднев// Директор школы. — 2006. — № 8.
10. Лазарев, В.С. Управлениенововведениями — путь к развитию школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. — 2003.- № 1.