Реферат по предмету "Культурология"


Ранние формы верований

РЕФЕРАТ.ТЕМА:Ранние формы верований.План:1.   Введение.2.   Основнаячасть.·       Анимизм, тотемизм и мана.·       Типология религии.3.   Заключение.Введение
Объектом исследованияв данной работе являются ранние формы верования и их особенности.Подобная формулировка темы относит нас к такой областиэтнографической и исторической науки, как история религии. Изучениепервобытных религиозных верований и первопричин их появленияпредполагает попытку выявить то общее и частное, что позволитнам впоследствии охарактеризовать различные культы в отдельности,или наоборот, в совокупности с другими. Целью настоящей работыявляется попытка охарактеризовать общие тенденции развития и происхожденияранних форм религий и оценить их роль в дальнейшем развитиикультуры человеческого общества.
Основнойпроблемой нам представилась необходимость выделить из обилияэтнографического материала то главное, что наиболее нагляднои емко формировало бы представление не только о чертах,присущих непосредственно какому-либо типу верований, но и организацииобщества и общественных отношений в целом, которые и обусловилипоявление данной формы религий.

Руководствуясь темой доклада,мы остановим наше внимание на таких формах ранних верований,как анимизм, тотемизм и шаманизм, внеся в подобныйряд определённые коррективы относительно того, что, действительно, можноназывать отдельной ранней формой верований. Добавим, что тема докладаставит перед нами несколько вопросов, связанных не толькос мировоззренческими, но и с неоднозначно трактуемыми вопросаминаиболее тонких сфер культуры человеческого общества, к которым относитсярелигия. Это требует от нас исключительно объективного историческогоподхода, исключающего какие-либо религиозные подоплеки.

Анимизм.Верования в древнем человеческом обществе были тесно связаны с первобытнымимифическими воззрениями и основывались они на анимизме (от лат. anima – дух, душа), наделение природных явленийчеловеческими качествами. В научный оборот термин введен английским этнологомЭ. Б. Тайлером (1832 — 1917) в фундаментальном труде«Первобытная культура» (1871) для обозначения первоначальной стадии в историиразвития религии. Тайлор считал анимизм «минимумомрелигии». Ядом этой теории является утверждение о том, что изначально всякаярелигия произошла от веры «философа-дикаря» в способность «души», «духа»отделяться от тела. Неопровержимым доказательством этого были для нашихпервобытных предков такие наблюдаемые ими факты, как сновидения, галлюцинации,случаи летаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления.

Тотемизм. Вистории религий многих древних народов важную роль играло поклонение животным идеревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные несоставляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами,подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытныйчеловек называл себя именем животного, именовал его своим «братом»ивоздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев. индейск. ототем – его род). Тотетизм – это вера в кровнородственные связи между родом иопределенными растениями или животными (реже – явлениями природы).

От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена вотдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается вноворожденных (инкарнация). Обычным явлением былипопытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическимиспособами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверейили рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода.Вероятно, что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки искульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.

Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются и в религиях классовыхобществ в Китае в древний период племя инь (иньская династия) почитало в качестве тотема ласточку.Прослеживается влияние тотемических пережитков намировые и национальные религии. Например, ритуальное поедание мяса тотема вболее развитых религиях переросло в обрядовое поедание жертвенного животного.Некоторые авторы считают, что и христианское таинство причастия коренится вотдаленном тотемном обряде.
В дальнейшем внимание исследователейпривлекла теория преанимизма и прежде всего концепция мана.Миссионеру и антропологу Р. Кодрингтону, работавшемув Меланезии, принадлежит исследование, которое стало классикой теориидинамизма. Объясняя своеобразие религии меланезийцев, он писал:«Меланезийское мышление подчинено верованию в некую силу или некоесверхъестественное воздействие, которое почти повсеместно называют мана. Мана присутствует ватмосфере жизни, она выступает принадлежностью отдельных людей и вещей, онапроявляет себя посредством таких событий, которые могут быть поняты не иначе,как следствия деятельности этой силы». Кодрингтонподчеркивал, что мана для туземцев — сила автономнаяи. имнерсональная.
Широкую известность среди европейскихрелигиоведов сведения, собранные Р. Кодрингтоном.приобрели благодаря историку религии М. Мюллеру, который получал, публиковал иинтерпретировал присланные ему из Меланезии материалы. В переложении Мюллера мана приобретает расширительное толкование: он увидел вэтом понятии одно из наиболее ранних представлений о бесконечном, от которых,по его мнению, берет начало религия. Более того, у Мюллера манастановится религиоведческим термином и обозначает первоначальную фазу религии,возникают первые очертания новой теории происхождения религии — мана-концепции.
В научных кругах изучение культурыаборигенов Меланезии встретило благожелательный прием. На рубеже XIX-XX вв. вАнглии и во Франции набирали силу противники теории анимизма. Антропологиутверждали, что древнейшие верования строятся не столько на анимистическихпредставлениях, сколько на основополагающем чувстве присутствия в миресверхъестественной силы. Р. Маретт, антрополог и одиниз крупнейших религиоведов начала века, допускал, что оно может служитьпсихологической предпосылкой анимизма и даже исторической ступеньюрелигиозности и в этом смысле обозначаться как преанизм.
Мареттполагал, что сверхъестественная (сверхнормальная)сила воспринимается архаическим сознанием двояко — как позитивная и негативная.Мана — позитивный аспект сверхъестественной силы.Представление о ее негативном воздействии заставляет ограждать общение с нейсистемой запретов — табу. Совокупность мана и табуобразуют первичный уровень религиозного сознания. Мареттне раз уточнял выдвинутые им положения, однако неизменной оставалась егоуверенность в том, что именно через понятие силы, "сверхнормального"могущества формируется первичная, «рудиментарная» религия. Этотподход сочетался с его общим пониманием религии, психологическое назначениекоторой состоит, по его мнению, в «восстановлении человеческойуверенности, поколебленной кризисом».Перед лицом последнего слабые людитеряются и готовы принять смерть, но смелые духи бесстрашно противостоят ему — тем самым религия поддерживает и ободряет человека. Упование на могущественнуюсилу выступает основанием религиозной уверенности.
С позицией Мареттав целом был солидарен антрополог К. Прейс, который выводилпроисхождение религии, культа духов и богов из веры в магическую силу, сходнуюс мана. Ее описание, сделанное Р. Кодрингтоном,послужило эмпирическим подтверждением положений преанимизма.
Взгляд теоретиков религиоведения науниверсальность архаических представлений о манаоказал серьезное влияние на историков религии. Некоторые из них под угломзрения динамизма попытались описать начальные ступени развития религий,применяя понятие мана, например, к европейскойрелигиозной архаике.
Идею демона в греческой религиирассматривали в тесной связи с мана-концепцией.Работы известного историка античности А. Гренье,исследовавшего религии этрусков и римлян, очевидным образом выдержаны в духетеории динамизма. Он писал: «Одна из характерных концепций римской религии- концепция numen'a. Numenесть, в сущности, воля. Римляне, как и другие первобытные народы, проецировалина внешние объекты и всю природу явления, сходные с их собственной жизнью. Ониеще не проводили различия между одухотворенным, душой или духом и действующейматериальной реальностью. Эти numina были разом идухом, и телом, но прежде всего они были действием. Их тела обычно были сокрытыили проявлялись лишь украдкой. В каждый момент своего существования, в каждомсвоем поступке человек ощущал себя во власти воздействующих внешних сил болеемогущественных, чем он сам. Эти силы есть numina". К сущностным свойствам нуменаисторик относил, помимо могущественности, его присутствие во всем и всегда,таинственность, бесполость, безымянностъ,безликость.
В нумене, отмечалГренье, римляне видели самостоятельную силу, котораядействовала как посредством «живых» явлений — людей, зверей и птиц(например, орла), так и посредством предметов — камней, оружия: «Убиваетне копье, это питеп убивает посредством копья».С развитием представлений об антропоморфных богах ряд наиболее устойчивосвязанных с идеей нумена предметов приобрел значениеатрибутов божества — так, копье стало атрибутом Марса, кремень и орел — Юпитера. Римские боги, согласно Гренье,«первоначально — numina, и они ими всегдаоставались». Историк обращал внимание на то, что в эпоху империи coeli numina означало небесных,великих богов, тогда как silvarum numinaуказывало на более скромных богов, населявших леса.
Греньесближает римскую идею нумена с верованиями в мана, которые требовали предельно осторожного обращения стем, на чем лежит печать присутствия этой магической силы.
Лингвист Ф. Пфистерзанимал ту же позицию. В своей работе он трактовал нумен,как идею, близкую родственному мана понятию оренда, которым пользовались ирокезы. Нумен,согласно Пфистеру, есть действующая энергия,свойственная каждому божеству и всем сакральным предметам, — именно обладание нуменом составляет сущность того, что имеет отношение кбожественному. Идея персонального бога наследует представление о нумене.
В завершенном виде подход к древнеримскойрелигии с точки зрения теории динамизма был представлен в книге крупногоисторика античных религий М. Вагенворта «Римскийдинамизм». Он пришел к выводу, что древнейшие римские представления освященном обусловливались верой в магическую силу, сходную с описанной Кодрингтоном мана. Последняятолковалась Вагенвортом как «сверхъестественнаясила» в качестве атрибута богов, как «власть»,«величие», «магия», «энергия»,«свойство», «дух», «слава», она есть также«наименование места поклонения в храме». Римляне почитали ее, называянуменом.
Нумен,по мнению религиоведа, приобретает качества имперсональной магической силы,вера в которую предшествовала представлениям римлян об индивидуальныхбожествах. Эта сила пребывает всюду — в копье, в озере, в каждой пещере,дереве, в лесу, "Numen обнаруживался тотчас, кактолько люди с содроганием замечали, что нечто приходит в движение, чтоневидимая, неизвестная сила вдруг проявляет себя", — писал Вагенворт. Эволюция слова "нумен"позволяет приблизиться к пониманию древнеримских идей о божествах. Римляне незнали ни божественного образа, ни небесного брака, не имели генеалогии богов.«Римской мифологии в собственном смысле слова никогда не существовало,однако — продолжал Вагенворт — нельзя представлятьримскую религию на начальной стадии сухим и скучным церемониалом в честьнезримо летающих фантомов, — напротив, тут мы вступаем на электродинамическуюпочву волшебства».
Обстоятельному критическому анализу мана-концепция как теория подвергнута Ф. Леманом. В историко-религиоведческом плане ее содержаниеставили под сомнение и антропологи, обнаружившие существенные неточности вматериалах Р. Кодрингтона и его сторонников, иисторики древних религий, которые указывали на персоналистическийи теистический характер древних верований. Тем не менее научную ценностьсохранили многие положения мана-концепции, непредполагающей отказа от основных принципов эволюционизма Э.Тайлора.Однако дискуссия по поводу его взглядов в результате выступлений теоретиковпреанимизма обнаружила небесспорность прежнейметодологии и создала предпосылки для появления новых подходов.
Ныне ученые пришли к выводу, что постановкавопроса о первоначальной форме верований неплодотворна. Фетишизм, культпредков, тотемизм, магия, преанимизм (мана) и т. п.находились в устойчивой связи, были частями единого целого и не исчезлинавсегда, войдя в более поздние, развитые религии.
Типология религии
Чтобы разобраться в различных верованиях имногочисленных обрядах, необходимо распределить их по определенным категориям игруппам. Ближайшей задачей является, таким образом, типологизацияразличных религиозных форм.
Вопрос о классификации религии поднимался внаучной философской мысли неоднократно. Многие ученые пытались решить его спомощью выделения стадий развития религии. Так, историк и философ К. Вольней вработе «Руины, или Размышления о расцвете и упадке империй» рассматривалтринадцать религиозных систем, но впоследствии в «Новых исследованиях одревней истории», он вычленял восемь стадий развития религии. При этом онисходил из существования начальной без религиозной эпохи.
Первой стадией является, по Вольнею, поклонение силам природы, олицетворенным впредметах, злых и добрых духах; подобно людям их задабривали, кормили; подобныйпримитивный культ отправлялся всеми. Вторая стадия — сабеизм, или культ звезд;это название происходит от слова "сабеи",что означает «звездопоклонники». В связи с тем, что эта стадиясвязана с земледельческим обществом, наблюдение за небесными светилами сталоестественной необходимостью. Постепенно звезды превратились в духов, богов;первым богом считалось Солнце. Третья стадия — «культ символов, илиидолопоклонство». Животные и растения стали предметами поклонения, возниккульт животных.
Четвертая стадия — «культ двух началили дуализм», который наиболее ярко выражен в зороастризме. На этой стадиипроизошло четкое разграничение добрых и злых божеств, а люди разделились надобродетельных и грешников. На пятой стадии возникли нравственный и мистическийкульты, представления о загробной жизни, суде, который определяетместопребывание души; происходили попытки постичь механизм Вселенной, установитьначало, приводящее се в движение. Появляются шестая и седьмая стадии, накоторых были созданы, соответственно, культ бога — Вселенной и культ души — Вселенной. Восьмая стадия характеризуется представлением о Боге — творце,построившем мир-машину; родился образ верховного Божества. Однако Вольнейподчеркивал, что в результате смешения народов образовался хаос религиозныхверований и обрядов.
Гегелю принадлежит несколько классификацийрелигии. В сочинениях «Народная религия и христианство» и«Позитивность христианской религии» исходя из своей теории отчужденияон проводит различие между «народной» и «позитивной»религией. Первая — это языческие верования античности — порождение свободы и ееоснова; вторая — христианство, а также иудаизм. Гегель рассматривал историюрелигиозных верований как единый процесс самопостижениядуха и более глубокого познания Бога. Соответственно у него ступенями развитиярелигии являлись: непосредственная религия (колдовство), религия меры(китайская), религия фантазии (индуизм), религия "в-самом-себе-бытия"(буддизм), религия добра и света (персидская), религия страдания (сирийская),религия загадки (египетская), религии духовной индивидуальности, возвышенного(иудаизм), религия красоты (греческая), религия целесообразности или рассудка(римская).
Социолог О. Конт в «Духе позитивнойфилософии» историю религии делил на три этапа — фетишизм, политеизм,монотеизм. Ученый Дж. Лёббок в «Началецивилизации» — на семь: атеизм, фетишизм, тотемизм, шаманизм,идолопоклонство, боги — сверхъестественные творцы, бот — благодетельныесущества.
Некоторые исследователи пытались отойти отисторического подхода, классифицируя религию. Так, у богослова К. Тилесуществует всего два типа религий: «естественные» (природные) и«этические». Последние понимаются как религиозно-этические учения:даосизм, конфуцианство — вплоть до буддизма и христианства.
Ряд ученых руководствовался географическим,или этническим, принципом. В частности М. Мюллер выделял в своей книге«Религия как предмет сравнительного изучения» религии арийских,семитских и туранских народов.
Существует также геолингвистическаятипологизация (К. Риннгрен,X. Стрем), рассматривающая религии письменных цивилизаций Ближнего Востока,индоевропейских цивилизаций, письменных цивилизаций Дальнего Востока,бесписьменных цивилизаций. Имеется классификация, которая исследует дваосновных типа религии: доклассового общества (первобытнообщинный строй) иклассового общества.
В отечественной научной практикепредпочтение отдавалось делению религии на ранние формы религиозных верований,национальные и мировые религии. Ныне к данной классификации можно добавитьособый тип — нетрадиционные синкретические религиозные движения.
По мнению известного историка и этнографаС. А. Токарева, типология религии, чтобы не «превратиться в сухую ибесплодную схоластику», должна удовлетворять следующим требованиям:
·       Строиться на основании существенныхпризнаков религии.
·       Отбирать из них те, которые более наглядны,легче поддаются объективному наблюдению и анализу.
·       Подходить к религии как к явлениюобщественной жизни человека.
·       Быть исторической, т. е. показыватьсоотношение форм религии в динамике, в их исторической связи.
·       Быть не формальной — подводитьисследователя к вопросу о генезисе отдельных форм религии, об их материальнойобусловленности.
ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

Поклонятьсятаким богам — значит исполнять их волю или следовать их примеру. Неудивительно,что в языческом обоготворении плодородия мы наблюдаем полное отсутствие моралив половой жизни. Если, рассуждая по-язычески, половоевлечение есть бог, то надо отдаваться этому влечению ранних этапах развития всвязи со страхом, вызванным невозможностью объяснить явления природы ипредставить свое место в мире, человек приписывает сверхъестественное всемуокружающему, и, в первую очередь, предметам, непосредственно связанным с егожизнью: животным, которые его окружают, на которых он охотится, от которыхзависит его жизнь; явлениям природы, которые он не в состоянии предугадать и откоторых зависит успех в земледелии и опять же его жизнь. Человек пытаетсявоздействовать на сверхъестественные силы, обращаясь к ним, молясь, приносяжертвы. Он пытается обеспечить себе и свой семье удачу в жизни во всехотношениях. Но уже на этом уровне возникают морально-нравственные законы покаеще на подсознании, установление которых приписывается тем же силам. Онипередаются из поколения в поколения.


Сначала бог для человека изображается в животном обличии или как полуживотное-получеловек, и его функции в основном связаныс жизнью самого дальнейшем мы встречаем частичное отделение необъяснимого отприроды, т.е. существование независимых физически, но покровительствующихприроде духов, которых человек не может видеть и ощущать, но считает возможнымвлияние на них. Сам способ влияния не изменился — это те же моления ижертвоприношения. Уже на этом уровне возникают вопросы о возникновении всегосущего, возникают космогонические мифы о возникновении мира. Также появляютсяпредставления о сущности смерти, о продолжении существования после смерти ит.д.
Список литературы
1. Токарев С. А.; Ранние формы религий М., 1980
2. Тайлор Э. Б.; Первобытная культура, М., 1989
3. Энциклопедия «Аванта+», Религии Мира, т.1, М.,1997
4. Яблоков И. Н.; История Религии М., 2002
5. Яблоков И.Н.; Основы религиоведения М., 2002
6. Крадин Н.Н.; «Политическаяантропология» М.,2004
7. Мирча Элиаде;Шаманизм: архаические техники экстаза.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Nanotechnologies
Реферат Экономическая эффективность производства и продажи подсолнечника на примере ЗАО "Россыпное" Калачеевского района Воронежской области
Реферат Ymca Essay Research Paper The YMCA have
Реферат Evolution Vs Christianity Essay Research Paper Evolution
Реферат Розробка змісту тестового контролю навчальних досягнень учнів з теми "Динаміка поступального і обертального руху"
Реферат Алгебраическая проблема собственных значений
Реферат Саванный слон
Реферат Анализ производства и реализации продукции СПК Скуратовский
Реферат Межпредметные связи в высшей школе: математическое обеспечение курса аналитической химии
Реферат Основные способы спортивной ловли рыбы
Реферат Контрольная работа по Административное право
Реферат Viii конгресс этнографов и антропологов России г. Оренбург, 1 – 5 июля 2009 г
Реферат Адсорбционная технология для биохимической очистки сточных вод коксохимического производства
Реферат Обучение персонала: преодоление трудностей и достижение целей
Реферат Социология религии статус предмет уровни знаний и методы исследования