Содержание Введение… 1.Соотношение гражданско-правового и специального законодательства в сфере защиты прав потребителей… 2. Обзор специального законодательства в сфере защиты прав потребителей.8 Заключение….12 Список использованной литературы 14 Введение. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется п. 1 ст. 45 Конституции
Российской Федерации. К числу гарантируемых государством прав относятся и права потребителей. Гарантии реализации этих прав существуют в виде экономических, юридических, организационных институтов и средств, применяемых государством на разных уровнях регулирования. Законодательство о защите прав потребителей является специальным по отношению к гражданскому законодательству актом. Оно определяет условия реализации и защиты прав потребителей.
Законодательство о защите прав потребителей является сравнительно новым, появившимся в XX веке. Его принятие обусловлено огромным расширением ассортимента товаров, работ и услуг, многообразием, сложностью и динамичностью технологий производства, развитием мирохозяйственных связей, многопорядковым увеличением количества хозяйствующих субъектов. При этом гражданин-потребитель на рынке оказывается в неравном положении по сравнению со своими контрагентами - продавцами, изготовителями, исполнителями.
Это неравенство вызывается не только несопоставимой экономической ограниченностью потребителей по сравнению с хозяйствующими субъектами, но и, как правило, отсутствием у него специальных знаний в области экономики, права, техники, технологий и т.д. Такое смещение баланса преимуществ в сторону хозяйствующих субъектов в ущерб потребителям требует принятия мер по охране интересов последних, важнейшей из которых явилось принятие специального законодательства о защите прав потребителей.
Соотношение гражданско-правовое и специальное законодательство в сфере защиты прав потребителей. Защита прав потребителей как самостоятельная отрасль законодательства возникла в Росси сравнительно недавно – в начале 90-х годов. До этого регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан осуществлялось в основном нормами гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства.
Поэтому в нормативных актах отсутствовала специфика взаимоотношений потребителя и организаций сферы обслуживания. Если провести аналогию, с представлениями древности об устройстве земли, то регулирование отношений в сфере потребительского рынка, с участием потребителя как участника рыночных отношений на территории РФ, основывается на так называемых «трех слонах», это Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс
РФ и Федеральный закон «О защите прав потребителей». Кроме этого, отношения в сфере защиты прав потребителей регулируются другими нормативными актами, например Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики», Законом РФ «О банках и банковской деятельности», Правилами бытового обслуживания населения, продажи отдельных видов товара и прочие. В соответствии со ст.
4 Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации….Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной
организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вправе устанавливать правила организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям.
Говоря в целом о законодательстве о защите прав потребителей, надо наверное, начать не с самого закона «О защите прав потребителей», а с Гражданского кодекса РФ, который охватывает весь частный оборот, в том числе и особый ряд отношений, складывающийся между предпринимателями и потребителями. Гражданское законодательство и Закон РФ «О защите прав потребителей» действуют в комплексе и дополняют друг друга.
Основное регулирование отношений между потребителем, продавцом, изготовителем и исполнителем все-таки осуществляется нормами гражданского законодательства. Конституционная норма о гарантиях судебной защиты прав и свобод граждан (ст.46 Конституции РФ) применительно к гражданскому законодательству конкретизирована положениями ст. 11 ГК РФ, предусматривающими защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав судом, в соответствии
с нормами о подведомственности. Несмотря на принципиальное совпадение подходов в ГК и Законе, некоторые различия все же есть. Во-первых, Закон в отличие от ГК РФ не первое место поставил не договор, а обязательное требование стандартов. Законом РФ от 28 мая 1992г. «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» установлено, что продукция (товары, (работы, услуги) поставляемая по государственным контрактам, должна соответствовать
обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этими контрактами. В связи с этим на практике возникают вопросы о требованиях к качеству товаров, поставляемых не для государственных нужд, и о соотношении этого Закона и «Закона о защите прав потребителей». В законе РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» зафиксированы два критерия: обязательные требования ГОСТ и условия договора. Два других критерия (обычные требования, информация
о товаре) также должны учитываться при определении качества товара, поставляемых для государственных нужд с цель дальнейшей реализации населению. Один принципиальный момент зафиксированный Законом от 28 мая 1992г.: для определения требований к качеству продукции может применяться лишь нормативная документация установленная законодательством. Правовая форма этих документов приобретает существенное значение, поскольку она связана с компетенцией соответствующего органа.
Во-вторых, ГК отсылает обычно предъявляемым требованиям в тех случаях, когда требования о качестве договором вообще не предусмотрены (существенное условие). Закон предал обычно предъявляемым требованиям самостоятельное значение, независящее от наличия или отсутствия в договоре условия о качестве. В-третьих, Закон дополнительно ввел новый критерий - информация о продукции - критерий качества.
Специфическим правом потребителя в сфере торгового обслуживания является право на обмен товаров ненадлежащего качества. Оно действует лишь в области торгового обслуживания и не применимо к отношениям, возникающим в других сферах оказания услуг. Согласно Закону (ст.23) обмену подлежат не все доброкачественные товары. Такое право распространяется лишь на непродовольственные товары, за исключением тех, которые будут включены в специальные перечни, утверждаемые правительствами
РФ и республик в составе РФ. Обмен доброкачественного товара, в отличие от недоброкачественного, может быть произведен только в том торговом предприятии, где он был приобретен. Потребитель может осуществить свое право на обмен доброкачественного товара в течение 14 дней, не считая дня покупки. При не согласии потребителя с отказом в обмене он вправе предъявить к продавцу соответствующий иск. Закон «О защите прав потребителей» неразрывно связан с другими нормативными актами
РФ, которые в определенной степени затрагивают интересы и права потребителя в сфере торговли, транспортных, бытовых, медицинских и других видов услуг. В связи с этим, понятие «российское законодательство о защите прав потребителей» не ограничивается только лишь данным Законом. Оно представляет собой достаточно последовательную, систематизированную и структурированную систему многих законодательных актов РФ, например Кодексом об административных правонарушениях,
Уголовным кодексом, а также законами, постановлениями Правительства РФ, которые в разной степени регулируют отдельные стороны законодательства о защите прав потребителей в России. Обзор специальное законодательство в сфере защиты прав потребителей. Отношения в сфере защиты прав потребителей регулируются и другими нормативно-правовыми актами. Такими являются, например, «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» (приняты 09.04.1985
Резолюцией № 39/248 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН), которые в соответствии со ст.2 Закона «О защите потребителей» имеют преимущественную ценность. А так же, например, законы РФ «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «О рекламе», «О страховании», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и т. д.
Федеральный закон «О техническом регулировании» принципиально изменил сами принципы и подходы к стандартизации и сертификации товаров (работ и услуг). Показательно, что в связи с принятием данного Закона признаны утратившими силу и Закон РФ от 10 июня 1993 года № 5151-I «О сертификации продукции и услуг», и Закон РФ от 10 июня 1993 года № 5154-I «О стандартизации». Смысл новой системы стандартизации в том, что обязательные документы, действовавшие до принятия закона
(ГОСТы и ОСТы), в течение следующих семи лет будут заменены на технические регламенты - документы, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). «Судьбу» ГОСТов определяет п. 1 ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании», в соответствии с которым, со дня вступления
в силу указанного Федерального закона (то есть, с 01 июля 2003 года) впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов, требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или
юридических лиц, государственного или муниципального имущества; • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Это означает, что с 01 июля 2003 года все существующие государственные стандарты (за исключением стандартов в области связи, образовательных стандартов, стандартов бухгалтерского учета и аудита, а также стандартов эмиссии ценных бумаг) являются обязательными только в указанной части.
Одновременно ст. 12 Закона устанавливает принцип добровольного применения стандартов. Это означает, что подтверждение соответствия своей продукции (работ, услуг) требованиям национальных стандартов, стандартов организаций и иных норм о стандартизации является теперь правом, а не обязанностью предпринимателя. В следующую группу входят нормативные акты принимаемые Правительством РФ. Согласно ст. 25 и 26 Закона «О защите прав потребителей»
Правительство РФ утверждает правила отдельных видов договоров купли-продажи, правила продажи отдельных видов товаров, перечень непродовольственного товара надлежащего качества, который не подлежит обмену, перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование безвозмездном предоставлении товара в пользовании на время ремонта. Объединение в гл. 39 ГК всех договоров возмездного оказания услуг, кроме выделенных в самостоятельные типы, отнюдь не
исключает присущих отдельным договорам услуг особенностей. Отмеченное обстоятельство потребовало обеспечить, не выходя за рамки гл. 39, также и специальное регулирование определенных не поименованных в ГК видов договоров услуг. Отвечая указанной потребности, появились акты, посвященные отдельным из них. В Правилах, посвященных отдельным видам услуг, указаны порядок заключения соответствующих договоров,
права потреби-теля услуг (заказчика) и исполнителя, обязанности сторон, а также их ответственность за нарушение договора. Правила детализируют порядок приема и оформления заказов на услуги, оказания услуг, порядок и форму их оплаты. В частности, заслуживают внимания положения, относящиеся к обязательному объему информации, предоставляемой предпринимателем, выдаче документов, которые служат формой договора (квитанция, талон, кассовый чек и т. п.), набору обязательных условий договора, ответственности потребителя
за переданный им материал, исчислению срока и последствиям его нарушения, правам потребителя при обнаружении недостатков в исполненном заказе. Здесь же содержится перечень услуг, по которым расчеты производятся полностью при заключении договора (покупка, доставка или пересылка подарков, доставка грузов, посреднические услуги и др.), услуг, которые предполагают оплату при заказе в объеме 50 %, и др. Нормы перечисленных Правил являются обязательными для предпринимателей, кроме тех, которые носят диспозитивный
характер и, как в них прямо указано, допускающих в договоре иное. Вот некоторые из ни: Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих
возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» Федеральный закона "Об основах туристической деятельности" определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в
Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации Правила продажи товаров по образцам (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г.
N 918, с изменениями от 2 октября 1999 г 7 декабря 2000 г.) Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, разработанные в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими
учреждениями (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями") Правила оказания платных образовательных услуг (Утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505 (с изменениями от 1 апреля 2003 г 28 декабря 2005 г 15 сентября 2008 г.) Заключение. Общие нормы гражданского права развиваются в
Законе о защите прав потребителей применительно к сфере регулируемых им вопросов. Законодательство о защите прав потребителей является специальным по отношению к гражданскому законодательству актом. Оно определяет условия реализации и защиты прав потребителей. Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность
их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей, государственную и общественную защиту их интересов, объединение в общественные организации потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав. Соответственной этому является структура Закона. Она включает преамбулу, содержащую определение основных понятий, применяемых в Законе; Раздел I. Общие положения;
Раздел II. Защита прав потребителей при продаже товаров; Раздел III. Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг; Раздел IV. Государственная и общественная защита прав потребителей. Законодательство о защите прав потребителей, регулируя достаточно широкий круг правоотношений, не ограничивается данным Законом. Это законодательство также связано с актами других отраслей и подотраслей права.
Право на безопасность товаров, работ, услуг является одним из основополагающих прав потребителей. Оно обеспечивается не только Законом о защите прав потребителей, но и рядом специальных законодательных актов - Законами Российской Федерации "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг" и др. Деятельность по защите прав потребителей неразрывно связана с антимонопольной практикой формирования конкурентной среды.
Поэтому Закон тесно сопряжен с Законом РФ "О защите конкуренции". Полномочия органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность по защите прав потребителей, определяются нормами административного права. Возможность применения мер административной ответственности этими органами предусмотрена, в частности, Кодексом об административных правонарушениях РФ. Законодательство о защите прав потребителей кроме законодательных актов включает в себя и целый
комплекс подзаконных актов - правила, отражающие отраслевые особенности различных видов деятельности, которые нецелесообразно регулировать на уровне закона. Система подобных подзаконных актов имелась всегда, но у нее была существенная негативная черта - эти акты были ведомственными, отражающими прежде всего интересы производителей и продавцов, что приводило к ущемлению прав потребителей, коллизии юридических норм.
Закон о защите прав потребителей позволил избежать этой ситуации: во-первых, основная часть его статей содержит нормы прямого действия, то есть не требует развития в виде дополнительных нормативных актов и позволяет потребителям отстаивать свои интересы на основе этих статей; во-вторых, статьей 1 Закона установлен важнейший принцип - нормативные акты по вопросам защиты прав потребителей принимаются только Правительством Российской Федерации, которое не вправе поручать министерствам и ведомствам принимать
такие акты. Таким образом, правовое регулирование в области защиты прав потребителей поднимается на новый уровень, создавая тем самым прецедент для постепенного отказа от системы ведомственных нормативных актов там, где это не вызвано действительной необходимостью. Список литературы: 1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании от 12 декабря 1993)// «Российская газета» от 25 декабря 1993 №237 2. Закон
Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 03.07.1992 года. № 2-ФЗ. 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) 4. Гражданский кодекс Российской Федерации Ч.1-4 М.: ИНФРА-М, 2007. 5. Селянин А.В. Учебное пособие для вузов - Москва: Юстицинформ, 2009г.
6. Балушкин И.А Михайлова Н.С.Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный), 2008г 124 с. 7. Власов А.А. Проблемы обеспечения законности по ГПК и АПК РФ 2006 года. // Арбитражный и гражданский процесс. 2005, № 6. С.27-33. 8. Грачева Е. Вниманию потребителей.
Коммент. к закону «О защите прав потребителей» // Человек и закон 2007 №2. 9. Закон о защите прав потребителей с научно-практическим комментарием. — М 2009г. 10. Кульницкая С. Юридический коктейль. Права потребителя. // Человек и закон 2007 №7. 11. Ревенко О.А. Потребитель и его права. Коммент. к Закону «О внесении изменений и дополнений в
Закон РФ «О защите прав потребителей» // Юрид. газ. 2009 №6.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |