Реферат по предмету "Разное"


Cols=3 gutter=47> 1 Союзные республики накануне распада СССР

1) Союзные республики накануне распада СССР. Особенности Российской империи (СССР) как государства таковы: 1) Многонациональность. С древности русские княжества, в том числе Московское, формировались как славяно-финно-тюркская общ­ность. 2) Веротерпимость. В России присутствовали все мировые религии, при преобладании православия. 3) Территориальная экспансия. Вплоть до 40-х гг. XX в. государство Российское постоянно росло. 4) Высокая степень централизации управления. Россию объединяла мощная авторитарная власть. Россия всегда состояла из территорий, разнородных по уровню со­циально-экономического и культурного развития, по административно­му статусу, этнической принадлежности населения. Методы присоединения наложили отпечаток на отношение к рус­ским. Насильственное завоевание заложило традиции русо­фобии в Польше, на Северном Кавказе, в Прибалтике, Западной Украи­не, Туркмении и Узбекистане. Традиции благодарности России сложи­лись в Армении. В ст. 4 Конституции СССР 1924г. был заложен принцип самоопределения наций. В СССР существовали, центробежные силы. основу их составляли: 1) этнокультурная разнородность населения; 2) национально-территориальный принцип самоопределения народов; 3) произвол союзных властей в национально-государственном строительстве; 4) историческая память о былой независимости; 5) рост экономического потенциала и самостоятельности республик; 6) процесс формирования национальных политических элит; 7) "замороженные" этнополитические конфликты. Причиной недовольства русского населения служило также непро­порциональное формирование и распределение средств союзного бюд­жета в пользу среднеазиатских и Прибал­тийских республик. Национализм проявился прежде всего в идеологии. Демократиза­ция, политика гласности привели к появлению националистических настроений, которые проявились сначала - в виде критики национальной по­литики КПСС, затем - в образовании республиканских народных фронтов - "Руха" на Украине, "Саюдиса" - в Лит­ве, Партии национальной независимости Грузии, Комитета "Карабах" в Армении и т.д., поставивших себе целью борьбу за восстановление не­зависимости. В 1989 - 1990 гг. они пришли в власти в большинстве рес­публик. Лидером национальной оппозиции советской власти стала интеллигенция. Произошел взрыв бытового национализма в сочетании с русофоби­ей и антисоветизмом. Проявлением сепаратистских тенденций стала языковая революция 1989 - 1990 гг., когда одна за другой республики приняли законы о го­сударственном языке, которым были объявлены языки титульных наций. Шагом в сторону распада Союза стал переход на экономическую самостоятельность Прибалтийских республик по союзному закону 27 ноября 1989г. Важным фактором разрушения Союза стал "парад суверенитетов" 1989 - 1990 гг. Начал его Верховный Совет Литвы, приняв 26 мая 1989г. декларацию "О государственном суверенитете Литвы". За ним последовали акты 11 марта 1990г. "О восстановлении Литовского госу­дарства" и "О восстановлении конституции 1938г." В Латвии и Эстонии были приняты анало­гичные документы. Россия приняла декларацию о суве­ренитете 12 июня, Молдавия - 23 июня, Украина - 16 июля, Белорус­сия - 27 июля 1990г. Армения заявила о восстановлении независимости 23 августа 1990г. О восстановлении суверенитета Грузии объявлено в постановлениях Верховного Совета 9 марта и 20 июня 1990г. Акт о восстановлении независимости Грузии был принят 9 апреля 1991г. Туркменистан принял декларацию о суверенитете 22 августа, Таджики­стан - 22 августа, Казахстан - 25 октября, Киргизия - 15 декабря 1990г. Лишь Азербайджан и Узбекистан не сделали специальных заявлений о восстановлении суверенитета. Таким образом, к концу 1990г. стало ясно, что нарушены все прин­ципы федерации и союзный договор 1922г. не выполняется. Практиче­ски все республики заявили о верховенстве своих законов над союзны­ми на своей территории и об изменении своего статуса, все республики стали охранять свои экономические интересы и создали автономные системы распределения продовольственных товаров. Явочным поряд­ком начал меняться и единый социально-политический строй жизни. Этнополитические конфликты нарушили территориальное единство Азербайджана, Грузии и Молдавии. Однако существовали мощные силы, препятствовавшие разруше­нию СССР: 1) желание большинства советского народа жить в союзном госу­дарстве (на референдуме 17 марта 1991г. за сохранение СССР как об­новленной федерации проголосовали 76 % граждан, участвовавших в голосовании); 2) единство экономики; союзное руководство; 3) КПСС.^ 2) Провал Ново-Огаревского процесса. Встреча в Беловежской пуще лидеров трех союзных республик. Основным противником сохранения СССР были национальные политические элиты Прибалтийских, славянских, Закавказ­ских Республик и Молдавии. То, о чем не решались говорить официальные лица, открыто говорили интеллигенты. Главная линия противостояния легла между союзным руководством и лидерами РСФСР. После избрания Б.Н. Ельцина председателем Вер­ховного Совета на Съезде народных депутатов РСФСР 29 мая 1990г. российское руководство начало борьбу за осуществление суверенитета республики. Были созданы в течение лета 1990г. и в 1991г. необходимые высшие и цен­тральные органы управления - Центральный банк, Пенсионный фонд, Министерство обороны, КГБ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Генеральный прокурор, переподчинены им соответствующие службы и денежные средства. Необходимость пересмотра союзного договора 1922г. была очевид­на. Проекты, подготовленные Верховным Советом СССР, не устраивали республиканских политиков. С 23 апреля 1991г. в резиденции Горбачева в Ново-Огарево на­чались переговоры делегаций союзных республик и представителей союзного центра по договору о Союзе Суверенных Советских Респуб­лик. Новый договор предполагал существенное расширение полномо­чий республик, в том числе и суверенизацию автономных республик. В исключительном ведении Союза остались бы оборона, внешняя полити­ка и охрана границ, связь, информация, службы космическая, гидроме­теорологическая, стандартизации, геодезии и картографии, охрана об­щественного порядка. Собственность отошла бы к республикам. Договор 20 августа согласились подписать 9 респуб­лик из 15: РСФСР, УССР, БССР, Казахская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, Узбекская ССР и Азербайджанская ССР. Проект нового союзного договора не устраивал ни республиканских лидеров, несмотря на их согласие подписать проект договора, ни кон­сервативных политиков в КПСС. Последние и предприняли попытку сохранить СССР путем военного переворота. Провал путча 19 - 22 августа 1991г. привел к резкому усилению позиций Б.Н. Ельцина, получившего контроль над союзными силовыми структурами. Путч также усилил центробежные тенденции и привел к фактической независимости ряда республик, которую признала Россия. Литва и Эстония заявили о выходе из СССР 20 августа, Латвия - 21 ав­густа, Украина - 24 августа, Беларусь - 25 августа, Молдова - 27 авгу­ста, Азербайджан - 30 августа, Кыргызстан, Узбекистан - 31 августа, Таджикистан - 9 сентября, Туркмения - 27 октября. Медлил до декабря только президент Казахстана Н.А. Назарбаев. Путч уничтожил коммунистическую партию. Деятельность ее была приостанов­лена 23 августа и запрещена 6 ноября 1991г. Собравшийся 2 сентября V съезд народных депутатов СССР самораспустился, приняв закон "Об органах государственной вла­сти и управления Союза ССР в переходный период". Вместо правитель­ства действовал Межреспубликанский экономический комитет. Власть президента М.С. Горбачева была ограничена Госсоветом из глав 11 республик. С целью разработки Конституции Союза Суверенных Госу­дарств был избран новый Верховный Совет из депутатов съезда по 20 представителей от каждой республики. На съезд были посланы делега­ты от 7 республик. Резкую позицию стали занимать руководители некоторых союзных республик. Украина, например, отказалась принять проект конституции ССГ. 8 декабря в Беловежской пуще (Вискули) Шушкевич (Белоруссия), Ельцин (Россия) и Кравчук (Украина) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Стороны констатировали, что СССР как субъект меж­дународного права прекращает свое су­ществование, и образовали СНГ. Стороны декларировали, что Содру­жество создано с целью сотрудничества в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарных и иных областях. Стороны признали территориальную целостность друг друга, гарантировали открытость границ, свободу передвижения и информации в рамках Содружества. Сторонами предусматривались сохранение объединенного командова­ния стратегическими силами, гарантии международных обязательств СССР. Соглашение было открыто для присоединения других государств. Ожидаемый в Минске президент Казахстана Нурсултан Назарбаев за­держался в Москве. Б.Н. Ельцин инфор­мировал президента США Д. Буша, С. Шушкевич - Горбачева. Горбачев пытался сохра­нить Союз ССР. На встрече М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина и Н.А. Назар­баева в Москве 9 декабря была достигнута договоренность, что проект об СНГ будет рассматриваться как вариант Союза наряду с проектом об ССГ в парламентах республик. В Белоруссии и на Украине 10 декабря ратифицировали Минское соглашение. 12 декабря Верховный Совет РСФСР также ратифицировал Соглашение об образовании СНГ и денонсировал договор 1922г. о соз­дании СССР.^ 3) Беловежские соглашения 1991г. и их последствия. 8 декабря в резиденции белорусского лидера Вискули руководители трех славянских республик Станислав Шушкевич (Белоруссия), Борис Ельцин (Россия) и Леонид Кравчук (Украина) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Стороны констатировали, что "Союз ССР как субъект меж­дународного права и геополитическая реальность прекращает свое су­ществование", и образовали СНГ. Стороны декларировали, что Содру­жество создано с целью сотрудничества в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, пауки, торговли, в гуманитарных и иных областях. Стороны признали территориальную целостность друг друга, гарантировали открытость границ, свободу передвижения и информации в рамках Содружества. Сторонами предусматривались сохранение объединенного командова­ния стратегическими силами, гарантии международных обязательств СССР. Соглашение было открыто для присоединения других государств. Ожидаемый в Минске президент Казахстана Нурсултан Назарбаев за­держался в Москве. Участники той встречи гово­рят о спонтанности решения, но текст Соглашения свидетельствует о его продуманности, следовательно, заготовка у авторов была. Кравчук позднее отмечал, что о встрече славянских президентов в Минске договоренность была достигнута в середине ноября. Ельцин высказывал идею подобной договоренно­сти еще в начале 1991г. Понимали они и значение события, и его неле­гитимность. По союзной конституции отдельные республики имели право на выход из СССР, а не на его ликвидацию. Ельцин инфор­мировал президента США Д. Буша, Шушкевич - президента СССР Горбачева. Даже после Минского соглашения М.С. Горбачев пытался сохра­нить Союз ССР. На встрече М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина и Н.А. Назар­баева в Москве 9 декабря была достигнута договоренность, что проект об СНГ будет рассматриваться как вариант Союза наряду с проектом об ССГ в парламентах республик. Однако Верховные Советы Белоруссии и Украины уже 10 декабря ратифицировали Минское соглашение. 12 декабря Верховный Совет РСФСР также ратифицировал Соглашение об образовании СНГ и денонсировал договор 1922г. о соз­дании СССР.^ 4) Алма-атинские договоренности 1991г. и их особенности. Окончательно судьбу СССР решила встреча президентов 11 новых независимых республик в Алма-Ате 21 декабря. Президенты Азербай­джанской Республики Муталибов, Республики Армения Тер-Петросян, председатель Верховного Совета Республики Беларусь Шушкевич, президенты Республики Казахстан На­зарбаев, Республики Кыргызстан Акаев, Республики Молдова Снегур, Российской Федерации Ельцин, Респуб­лики Таджикистан Набиев, Республики Туркменистан Ниязов, Республики Узбекистан Каримов, Украины Кравчук приняли декларацию об образовании Содружества Независи­мых Государств, прекращении существования СССР и протокол к Со­глашению о создании СНГ, подписанному 8 декабря Беларусью, Росси­ей и Украиной". Алма-Атинская декларация невелика по объему. Независимые государства - Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина, заявили о следующем: Взаимодействие участников Содружества должно осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируе­мые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом со­глашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием. В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства. Содружество Независимых Государств открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств - членов бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества. Подтверждалась приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков. С образованием Содружества Независимых Государств СССР прекращает свое существование. Государства – участники Содружества гарантируют в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международ­ных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР. Государства - участники Содружества обязуются неукоснительно соблюдать принципы настоящей Декларации. В Декларации обращает на себя внимание стремление участников Содружества избежать любой формы зависимости или давления со сто­роны сильнейшего участника Соглашения - Российской Федерации, а также подчеркнутое нежелание иметь какую-либо надгосударственную структуру. Главы стран СНГ сразу же приняли ряд неотложных решений, ка­сающийся взаимных отношений и международного статуса своих стран. Особым решением они поддержали право Российской Федерации на преемственность места СССР в международных организациях и конста­тировали, что Беларусь, РСФСР и Украина окажут другим государствам Содружества помощь в решении вопросов их членства в ООН и других международных организациях. Тогда же было достигнуто Соглашение о координационных институтах СНГ. Ими стали Совет глав государств и Совет глав правительств.^ 5) Устав и статус СНГ в 1993г. Устав СНГ отразил состояние взаимоотношений стран Содружества в период наибольшего отталкивания, стремления новых независимых государств подчеркнуть обретенную суверенность прав. Устав состоит из преамбулы и девяти разделов. В преамбуле отме­чается, что причина объединения стран в СНГ - "историческая общ­ность своих народов и сложившиеся между ними связи", что государст­ва объединяются в соответствии с нормами международного права для того, чтобы обеспечить общими усилиями "экономический и социаль­ный прогресс своих народов". В первом разделе сформулированы цели и принципы Содружества, перечислены сферы деятельности. В ст. 1 подчеркивается суверенное равенство государств-членов Содружества и прямо указывается, что оно не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. СНГ определяется как межгосударственное международно-правовое региональное объединение. Целью Содружест­ва объявлено "осуществление сотрудничества в политической, эконо­мической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях" для обеспечения экономического и социального развития государств-членов в рамках общего экономического пространства и осуществления прав и свобод человека. Члены СНГ обязались строить взаимоотноше­ния на основе норм международного права, принципов уважения суверенитета, прав народов на самоопределение, нерушимости границ и территориальной целостности, неприменения силы и невмешательства во внутренние дела, обеспечения прав и основных свобод человека, уважения к культурной самобытности народов. Правовой базой межгосударственных отношений объявлены много­сторонние и двусторонние соглашения. Сотрудничество между страна­ми осуществляется в виде связей между государственными органами, общественными объединениями и экономическими структурами. Во втором разделе определяется членство в Содружестве. Различаются государства-учредители, подписавшие и ратифицировавшие минское соглашение 8 декабря 1991г. и алма-атинский протокол к нему от 21 декабря 1991г., и государства-члены, принявшие обязательства по Уставу СНГ в течение года. Членом Содружества могут стать также государства, принявшие обязательства соблюдать Устав и получившие согласие всех членов Содружества. Государства, участвующие в от­дельных видах деятельности Содружества, могут присоединиться к не­му на правах ассоциированных членов. На заседаниях могут присутст­вовать в качестве наблюдателей представители других государств. Вый­ти из Содружества государство-член может при извещении об этом за 12 месяцев. Меры к нарушителям устава применяются в соответствии с международным правом. В третьем разделе зафиксировано, что государства-члены СНГ про­водят согласованную политику в сфере безопасности, в том числе с по­мощью групп военных наблюдателей и сил по поддержанию мира. Пре­дусмотрены консультации и совместное применение вооруженных сил по решению СГГ. Раздел четвертый предусматривает мирное урегулирование взаим­ных конфликтов. Раздел пятый рассматривает сотрудничество в экономической, со­циальной и правовой областях. Здесь главным является сотрудничество и формировании общего экономического и информационного простран­ства, совместные проекты в гуманитарной сфере на основе многосто­ронних и двусторонних договоров. Предусмотрены консультации для решения споров. В шестом разделе определяются органы Содружества. По Уставу высшим органом является Совет глав государств (СГГ), который соби­рается 2 раза в год и решает принципиальные вопросы деятельности СНГ. Совет глав правительств (СГП) координирует сотрудничество органов исполнительной власти, собирается 4 раза в год. Решения СГГ и СГП принимаются на основе общего согласия. СГГ и СГП могут создавать рабо­чие и вспомогательные органы на постоянной и временной основе из полномочных представителей. Координационно-консультативный комитет (ККК) определен как постоянно действующий испол­нительный и координационный орган Содружества и состоит из двух полномочных представителей государств-членов. ККК возглавляется председателем, имеет Секретариат во главе с Координатором ККК – заместителем председателя. ККК должен был обеспечивать организаци­онно-техническую сторону работы СГГ, СГП и других органов Содру­жества. Местом пребывания органов Содружества, кроме СМО и СКПВ, был определен Минск. Рабочим языком Содружества признан русский. Раздел седьмой определял рамки межпарламентского сотрудничест­ва. Оно проводится Межпарламентской ассамблеей, состоя­щей из парламентских делегаций. Работу ассамблеи организует Совет. Процедурные вопросы ее регулируются регламентом. Местом пребыва­ния ассамблеи определен Санкт-Петербург. В разделе восьмом предусмотрено долевое финансирование органов Содружества и раздельное финансирование представителей, экспертов и консультантов. Одни статьи Устава устарели еще до его ратификации учредителями Содружества, другие получили наполнение с течением времени. Реаль­ная структура органов Содружества сейчас уже заметно отличается от уставной.^ 7) Формирование руководящих органов СНГ в начале 90-х гг. XX века. Формирование структуры органов СНГ началось в декабре 1991г. В Алма-Ате было заявлено о создании координацион­ных органов - Совета глав государств и Совета глав правительств, а также объединенного командования общего военно-стратегического пространства и передаче ре­шения о применении ядерного оружия президенту РСФСР. Вторым шагом по созданию координационных органов СНГ стало принятие Временного соглашения о Совете глав го­сударств и Совете глав правительств СНГ. Совет глав госу­дарств является высшим органом для обсуждения принципиаль­ных вопросов, связанных с координацией деятельности государств Со­дружества. Статья 2 определила равенство государств при решении вопросов взаимодействия и принцип принятия решений - консенсус. Необязательность вы­полнения решений сразу же превратила СГГ в дискуссионный клуб. Для организации работы СГГ и СГП 16 января 1992г. в Москве был подписан протокол для организационно-технической подготовки и проведения засе­даний СГГ и СГП Содружества, а также протокол об утверждении Ко­ординатора Рабочей группы. 8 февраля такая группа была создана решением СГП в Москве. Особым соглашением о вооруженных силах и пограничных войсках было подтверждено право государств на создание собственных Воору­женных Сил и постановлено решить вопрос о порядке упра­вления силами общего назначения. Особым соглашением участники Содружества признали необходи­мость объединенного командования стратегическими силами и опреде­лили их состав. Соглашение о совмест­ной деятельности по исследованию и использованию космического про­странства предусматривало образование Межгосударственного совета по космосу. В январе - марте были разработаны и заключены соглашения, определяющие органы управления Вооруженными Силами на переходный период до формирования собственных вооруженных сил странами - участниками СНГ. На заседании 14 февраля 1992г. в Минске было достигнуто соглашение о статусе страте­гических сил. Они должны были обеспечивать безопасность всех участ­ников Соглашения, находиться в совместной собственности, управлять­ся командующим стратегическими силами, который подчиняется СГГ и Главнокомандующему ОВС СНГ. Туркмения и Молдова не подписали этого документа, а Украина и Азербайджан обозначили конец 1994г. сроком выхода из Соглашения. 20 марта в Киеве был подписан ряд соглашений об управлении, которые определяли, что высшим органом Содружества по вопросам обороны является Совет глав государств. Он осуществляет военную политику, определяет кон­цепцию коллективной обороны, принимает военную доктрину и ядерную стратегию, устанавливает со­став и структуру Объединенных вооруженных сил, создает Главное ко­мандование, назначает Главнокомандующего и т.д. Реше­ния ССГ по вопросам обороны принимаются на основе консенсуса. Помимо Глав­ного командования Объединенных вооруженных сил, для координации военного строительства был образован Совет министров обороны. Со­глашение подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Рос­сия, Таджикистан, Узбекистан. Статус воен­ных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира в СНГ, порядок их применения и обеспечения их действия были определены ташкентскими протоколами от 15 мая 1992г. На более тесное сотрудничество в области обороны пошли лишь Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Узбекистан, подписав в Ташкенте 15 мая 1992г. Договор о коллективной безопасности. Договор предусматривал коллективные действия в случае агрессии про­тив одной из стран его участников. Более широкую поддержку получили договора, направленные на поддержку ядерного щита и системы ПВО. Соглашение от 6 июля 1992г. закрепило сохранение единой системы ПРО, военно-космических сил и единого командования ими. Молдова эти договора не под­писала. Украина не вошла в систему ПВО. В течение 1992г. был упорядочен режим охраны границ и созданы соответствующие органы координации. В экономической и информационной сферах в 1992г. сотрудниче­ство стран СНГ было направлено на поддержание прежних хозяйствен­ных связей, на раздел имущества и ответственности. Вместо бывших союзных ведомств создавались межгосударст­венные координирующие специализированные советы. При всей своей неэффективности они ослабили удар от обвального распада союзных хозяйственных связей. В создании координирующих органов участвовали не все члены Содружества. Определенные усилия были предприняты и в сотрудничестве зако­нотворческих органов стран СНГ. 27 марта 1992г. в Алма-Ате было подписано соглашение о Межпарламентской ассамблее государств-участников СНГ (Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана и наблюдателей от Азербайджана и Молдовы). Ассамблея была учреждена как консультативный институт для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, пред­ставляющих взаимный интерес. Основная задача МПА - разработка модельных законов, сближающих законодательство стран. Была также создана Межпарламентская информационно-справочная служба. Результаты институализации отношений между странами СНГ были зафиксированы в Уставе, который был принят СГГ 22 января 1993г.^ 8) Организационная структура СНГ в 1994—2000 гг. СГГ и СГП сохранили свои функции и значение высших политиче­ских органов Содружества. Сохранился и сложившийся порядок их ра­боты, закрепленный Правилами процедуры, утвержденными 17 мая 1996г. СГГ. Порядок замещения места председателя СГГ предусматривает смену председателя через год. Однако Россия сохранила место председателя СГГ и после этого решения. СГП по-прежнему не играет самостоятельной роли в руководстве Содружеством, выполняя решения СГГ в части координации сотрудни­чества органов исполнительной власти в экономической, социальной и других сферах общих интересов. Возросла роль Межпарламентской ассамблеи, которая признана межгосударственным органом. МПА занимает­ся гармонизацией законодательных актов государств СНГ путем приня­тия модельных законов, синхронизацией ратификационных процедур, мирным урегулированием конфликтов, для чего образованы комиссии. В составе МПА работает 10 постоянных отраслевых комиссий по подготовке модельных законодательных актов. Техническую сторону работы МПА обеспечивает Секретариат во главе с Генеральным секре­тарем. Главой МПА является Председатель Государственной Думы Рос­сийской Федерации Г.Н. Селезнев. Из уставных координирующих институтов Содружества функцио­нируют также Экономический Суд, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными вой­сками. Упразднены Координационно-консультативный комитет, Глав­ное командование Объединенных вооруженных сил. Комиссия по пра­вам человека не имеет статуса координирующего органа. К неуставным координирующим органам сейчас относятся Совет коллективной безо­пасности, Экономический совет. Исполнительный комитет. Первым из уставных органов Содружества перестал существовать Главкомат ОВС после фактического распада Объединенных вооружен­ных сил Содружества. Было принято реше­ние о реорганизации Главкомата ОВС в Штаб по координации военного сотрудничества государств СНГ, который стал рабочим органом Совета министров обороны. Реальное военное сотрудничество протекает в рамках Договора о коллективной безопасности, вступившего в силу 20 апреля 1994г. и продленного в 1999г. на новый срок. Фактически это договор об оборо­нительном союзе. Из Договора вышли в 1999 г. Азербайджан, Грузия и Узбекистан. Другим направлением военного сотрудничества является поддержа­ние мира, предотвращение и урегулирование конфликтов. Организую­щим это направление институтом остаются Коллективные силы по под­держанию мира. 24 сентября 1993 г. главами Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Тад­жикистана и Узбекистана был подписан Договор об Экономическом союзе государств, предусматривавший поэтапную интеграцию по об­разцу Европейского союза. В декабре к Экономическому союзу при­соединились Туркменистан и вошедшая в СНГ Грузия. В апреле 1994 г. к союзу присоединилась Украина в качестве ассоциированного члена. 21 октября 1994г. было подписано Соглашение о создании Межго­сударственного экономического комитета Экономического союза (МЭК). Од­новременно было подписано соглашение о Платежном союзе и созда­нии Валютного комитета. Отсутствие видимого прогресса в экономической интеграции вызвало критику руководства России со стороны других участников СНГ. 2 апреля 1999г. СГГ принял решение упразднить МЭК и Исполнитель­ный секретариат. Вместо них был образован Исполнительный комитет СНГ. Необходимость в специальным органе, координирующем экономиче­скую политику в СНГ, привела к образованию 25 января 2000 г. Эконо­мического совета Экономического союза. Он унаследовал структуру и функции МЭК. Его главной задачей является формирование зоны сво­бодной торговли. Экономический Суд СНГ призван обеспечить единообразие применения договоров и соглашений государств-участников СНГ и предназначен для решения экономических споров. Выросла роль Совета министров иностранных дел. Из совещательного органа он превратился исполни­тельный орган, принимающий решения в период между заседаниями СГГ и СГП. Кроме политических и координирующих органов, Уставом СНГ предусмотрено создание органов отраслевого сотрудничества. Их обра­зовано 70. Наиболее важные из них в про­мышленности; в сельском хозяйстве; в транспорте и связи; в области научно-технической полити­ки; в финансовой сфере. 21 октября 1994 г. СГП утвердил Общее положение о межгосударственных органах СНГ. Отраслевые органы сотрудничества часто реорганизуются, в 1999г. функции 9 из них были переданы Исполкому СНГ. Структура и функции органов Содружества будут и дальше менять­ся в зависимости от характера его эволюции.^ 10) Тенденции экономического развития стран СНГ в 90-е гг. XX в. Для стран постсоветскою пространства были характерны единые тенденции развития экономики в первые десять лет обретения незави­симости: 1) глубокий кризис производства; 2) финансовый кризис, ги­перинфляция, девальвация валют; 3) падение жизненного уровня, сни­жение качества жизни. Ни одна из бывших республик СССР еще не прошла период кризи­са. По особенностям экономической ситуации постсоветские государст­ва можно разделить на четыре группы. К первой относятся страны Бал­тии - Литва, Латвия и Эстония. Они, еще находясь в составе СССР, на­чали экономические реформы, связанные с отпуском цен, отказом от государственного регулирования рынка и производства, денационали­зацией промышленных, сельскохозяйственных, транспортных предпри­ятий, сферы услуг. Вместе с тем страны Бал­тии первыми начали и выход из кризиса. Сейчас их экономика восстановлена на две трети. Ко второй группе можно отнести Белоруссию, Киргизию, Казах­стан, Россию, Туркмению, Узбекистан. В этих странах реформы нача­лись позднее, чем в Прибалтике. Россия и Казахстан, после небольшого оживления в 1997г., пережили спад в 1998г., связанный с дефолтом российского рубля, и с 1999г. начали подъем. Наилучшим выглядит положение Узбекистана, практически восстановившего объем производства советского времени. К третьей группе стран относятся бывшие республики СССР, пора­женные длительными вооруженными конфликтами, возникшими в 1989 - 1990 гг. В них падение производства к середине 90-х гг. составило до 2/3 советского уровня, а в Грузии - 3/4. До сих пор экономика них государств пребывает в тяжелейшей депрессии. Молдавия и Грузия сохранили только около трети экономического потенциала. Особняком стоит Украина, больнее других переживавшая разрыв хозяйственных связей. Это без серьезных политических потрясений и воо­руженных конфликтов привело Украину к тому же экономическому краху, что и воюющие государства СНГ. Характерной чертой падения ВВП стран Содружества и Балтии яв­ляется в целом более глубокий кризис промышленности. Более других отраслей промышленности были сокращены техниче­ски сложные и наукоемкие отрасли производства под влиянием жесткой конкуренции и ограничительной политики на мировых рынках. Финансовый кризис выразился в разрушении единого рублевого пространства, гиперинфляции, девальвации национальных валют, де­фиците бюджета, росте внешней и внутренней задолженности всех стран постсоветского пространства. В большинстве стран постсоветского пространства вырос уровень не только абсолютной нищеты, но и относительной. Общей чертой экономического кризиса в странах СНГ является па­дение жизненного уровня. Падение жизненного уровня привело к снижению качества жизни, падению затрат на товары длительного пользования. Снизились также затраты населения на услуги, потребление электроэнергии. В большинстве стран СНГ и Балтии произошло сокращение про­должительности жизни, рост смертности населения, сокращение рождаемости, во всех странах, за исключением мусульманских, обозначилась депопуляция. Экономический кризис стал главной причиной социально-политической нестабильности стран постсоветского пространства и слабости интеграционных тенденций в экономической сфере.^ 11) Региональные экономические группировки на постсоветском пространстве в 1992— 1999 гг. Хронологически первой региональной организацией на постсовет­ском пространстве следует считать ^ Центрально-Азиатское сотрудниче­ство (ЦАС). 4 января 1993 г. руководители пяти центральноазиатских республик встретились в Ташкенте где было заявлено об общих экономических интересах стран региона. Новая коалиция получила на­звание "Центрально-Азиатское региональное содружество" (ЦАРС). В 1994г. к договору при­соединилась Киргизия. В том же году были созданы руководящие органы сообщества - Межгосударственный совет в составе президентов и пре­мьер-министров, его постоянно действующий орган - Межгосударствен­ный исполнительный комитет (МИК), Совет министров иностранных дел. Совет министров обороны, Центрально-Азиатский банк сотрудничества и развития. В 1996г. были образованы Совет премьер-министров, Ассо­циация предпринимателей. Статус наблюдателей в Межгосударственном совете имеют Россия, Грузия, Украина, Турция, Индия. В 1998г. к организации присоединяется Таджикистан, и она полу­чает название "Центрально-Азиатское экономическое сообщество" (ЦАЭС). Реальные результаты деятельности организации невелики и ограни­чиваются некоторыми успехами в области координации информацион­ной, транспортной сфер и в здравоохранении. Оживила взаимные военно-политические связи в рамках ЦАЭС уг­роза исламского терроризма. Профиль деятельности организации изме­нился, отражением чего стало изменение ее названия. В декабре 2001 г. ми встрече в Ташкенте президенты Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана приняли решение дать организации назва­ние - "Центрально-Азиатское сотрудничество". Вторым по времени образования является ^ Евразийское экономическое сообщество в составе России, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана. Сообщество берет свое начало от Соглашения о Таможенном союзе между РФ и Республикой Беларусь. Интеграционные институты - Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентский комитет. Председателем Межгосударственного совета стал Назарбаев, штаб-квартира Интеграционного комитета находилась в Алма-Ате. Целью Соглашения о Таможенном союзе и Договора об углублении интеграции было создание единого экономического пространства. Поэтапно предполагалось образовать режим свободной торговли, единое тамож


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методы анализа управленческих решений
Реферат Pyrotechnics Essay Research Paper PYROTECHNICSPyrotechnics special effects
Реферат Сущность денег 2 Особенности организации
Реферат Потребительская кооперация 2
Реферат Развитие общества, как цивилизационный процесс
Реферат American Literature Romanticism Essay Research Paper In
Реферат Twelve Angry Men Essay Research Paper Twelve
Реферат Регистры налогового учета разрабатывайте самостоятельно
Реферат Ознайомлення з творами українських художників на уроках образотворчого мистецтва в початковій школі
Реферат Метапневмовірусні інфекції птиці
Реферат Netscape Analysis Report Essay Research Paper Netscape
Реферат Компоненты, границы и морфологическая структура ландшафтов
Реферат Организация системы социальной помощи в период неурожая и голода 1891-1893 гг на примере Курской
Реферат Древняя Греция и Рим, общее и особенное в культуре
Реферат Контроль, учет и анализ в процессе управления