А. П. Старков
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КОНТРОЛЯ
При практической цели обучения иностраннымязыкам в средней школе главное содержание учебного процесса составляетовладение учащимися речевой деятельностью на иностранном языке, в ходе которогорешаются воспитательные, образовательные и развивающие задачи. В «Основныхнаправлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» выдвигаетсяв числе других важное требование о всемерном повышении качества образования ивоспитания1.
Одним из условий осуществления этоготребования является организация учебно-воспитательного процесса на оптимальномуровне с учетом различных факторов, влияющих на ход и результаты обучения. Поиностранному языку оптимальная организация возможна при гибком управлении,которое позволяет вносить необходимые коррективы в ход учебной работы, учитываярасхождения между программой обучения, предложенной учебно-методическимкомплектом и учителем, и реальной учебной ситуацией, сложившейся в классе, атакже сбои и пробелы, проявляющиеся в языковой подготовке учащихся.
Для осуществления эффективного управленияучебным процессом необходимо обеспечить обратную связь на постоян-, ной операционной основе, которая выступает в форме контроля.
В методической литературе выделяютсяразличные функции контроля в обучении иностранному языку. Следуя общепедагогическомуподходу, некоторые методисты называют такие функции, какконтрольно-корректирующую, контрольно-предупредительную,контрольно-стимулирующую, контрольно-обобщающую2; другие —классифицируют контрольные функции как обучающую, диагностическую,корректировочную, управленческую, оценочную3.
О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М., 1984,с. 40.
2 См.: Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбив А. А., фоломкина С. К.., Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе М… 1982, с. 309.
тические основы методики обученияиностранным языкам в средней ред. А. А. Миролюбова и др. М., 1981, с. 418—419.
Вопрос о функциях контроля в обучениииностранному языку следует рассматривать с учетом структуры самого учебногопроцесса. Обучение общению на иностранном языке осуществляется внепосредственном взаимодействии обучающей деятельности учителя (преподавание) иучебной деятельности учащихся (учение), которые составляют единую и целостнуюсистему. В этой системе обратная связь функционирует в различных направлениях:на учителя и на учащихся. Помимо направленности, она различается также наборомфункций, их характером и содержанием.
Обратная связь, направленная на учителя,носит управленческий характер и выполняет 1) диагностическую, 2) оценочную и3) корректировочную функции. Обратная связь, направленная на учащихся, носитучебный характер и выполняет 1) корректировочную, 2) оценочную и 3)моти-вационно-стимулирующую функции.
Обратная связь, направленная на учителя,дает ему информацию о ходе учебного процесса. Анализируя речевую деятельностьшкольников, их высказывания в ходе выполнения упражнений, их реакцию на данныезадания, учитель выявляет правильность высказываний учащихся и понимание имиаудируемых и читаемых текстов; отклонения от языковых и речевых норм;характер и количество общих и индивидуальных ошибок, допускаемых учащимися, а вцелом осуществление ими учебной коммуникации; успешность выполнения поставленнойучебной задачи и упражнений; прогресс в ходе учебной деятельности. Исходнаяоперативная информация находит отражение в инструкциях учителя, общих для всехи индивидуальных для отдельных учеников, а также служит основанием длядиагностики хода учебного процесса и выявления соответствия избранной тактикии выполняемых упражнений и заданий реальным потребностям обучения. Этопозволяет объективно оценивать сложившуюся методическую ситуацию и принятьрешение о вынесении в случае необходимости коррекции в подбор упражнений, ихрежим, длительность и последовательность в организации всей работы.
Обратная связь, направленная на учащихся,несет им информацию об успешности выполнения ими поставленных учебных задач, обосуществлении учебной коммуникации, правильности высказывания или пониманияаудируемых или читаемых текстов, допущенных конкретных отклонениях от языковыхи речевых норм и способах их исправления.
Получаемая информация одновременноявляется базой для оценки учителем учебной деятельности школьника и его самооценкисвоей речевой деятельности, которые несут мощный эмоциональный мотивационныйзаряд и оказывают стимулирующее воздействие. При некоторых обстоятельствах онаможет оказать и отрицательное воздействие на учеников, приводя к затуханиюмотивов и потере стимулов к активности в работе, что также подтверждаетважность мотивационно-стимулирующей функции обратной связи в учебном процессе.
Информацию по обратной связи учащиесямогут получить тремя путями:
1) из указаний учителя, который в той или иной форме сообщает учащемуся об успешности выполнения поставленных учебных задач,корректирует его учебно-речевые действия, дает оценку этим действиям, поощряя и стимулируя речевую деятельность ученика;
2) путем внешнего самоконтроля (взаимоконтроля) с помощью ключей или приемов программированного обучения, осуществляя коррекцию и самооценку речевых действий;
3) путемвнутреннего самоконтроля, осуществляемого самостоятельно в процессе выполнения речевых действий на базе сформированных внутренних психических моделей этих действий, сопоставлением этих моделей с порожденными высказываниями.
В процессе реального речевого общенияфункционирует обратная связь в форме внутреннего самоконтроля, котораясоставляет существенный и неотъемлемый компонент механизма восприятия ипорождения высказываний. Обеспечение функционирования внутренней обратнойсвязи входит в задачи обучения практическому владению иностранным языком. И входе обучения речевой деятельности контроль, осуществляемый учителем, ивнешний самоконтроль (взаимоконтроль) в той или иной форме не толькоспособствуют овладению учащимися речевой деятельностью, но и формируют ихвнутренний самоконтроль.
Сопоставление управленческих и учебныхфункций обратной связи (контроля) показывает, что оценка и коррекция в том идругом случае отличаются не только своей направленностью, но и содержанием. Впервом случае методической оценке и коррекции подвергается обучающаядеятельность учителя: подбор адекватных упражнений, их режим,последовательность и организация — по результатам их воздействия на учебно-речевыедействия учащихся. Во втором случае оценке и коррекции подвергается самаучебно-речевая деятельность ребят, формируемая с помощью адекватных средствобучения.
Таким образом определяются структураобратной связи, направленной на учителя и на учащихся, и их взаимодействие входе учебного процесса по иностранному языку, а также роль контроля как формыосуществления обратной связи и средства управления обучением.
В двух основных формах контроля —— текущеми итоговом — его функции проявляются по-разному.
Текущий контроль осуществляется по ходупрограмм освоения языкового материала и овладения различными видами
речевой деятельности. В процессевыполнения учащимися упражнений и заданий учитель извлекает информацию о ходеработы, здесь же анализирует с точки зрения решаемых задач качественные иколичественные показатели речевых действий учащихся и выявляет отклонения отзапланированных действий, на основе проведенного анализа оценивает учебныедействия школьников- и свои обучающие действия и принимает оперативные решенияпо коррекции высказываний и учебных действий учащихся. В случае значительныхотклонений от программы действий учитель прибегает к отсроченным решениям повнесению в программу коррективов, касающихся набора, характера и режимаупражнений, выполняемых на последующих уроках. Текущий оперативный самоконтроль(и взаимоконтроль) заложен в упражнениях, построенных с элементамипрограммирования, например в лингафонных практикумах1 и некоторыхраздаточных дидактических материалах. Таким образом, при текущем контроле вравной мере проявляются все функции обратной связи, управленческие и учебные,призванные обеспечить оптимальный уровень учебного процесса по иностранномуязыку.
При итоговом контроле на первый планвыступают учебные функции, а среди них ведущей становится оценочная. С помощьюспециальных контрольных материалов и заданий и особых приемов, в том числе итестовых, устанавливается уровень обученности учащихся речевой деятельности наиностранном языке за определенный период (четверть, полугодие, учебный год)или по завершению определенного цикла учебной работы. Оценка контрольной работышкольника сохраняет свою мотивационно-стимулирующую функцию, а вот учебнаякорректировочная функция итогового контроля проявляется слабо. Управленческие функцииитогового контроля факультативны, они носят отсроченный характер и могут бытьиспользованы для выработки методической тактики или внесения изменений вразработанную программу на последующий период (или цикл) учебной работы сучетом тех недоработок в языковой подготовке учащихся, которые выявились припроведении итоговых контрольных работ.
Функциональный подход к контролю как кформе обратной связи в процессе управления обучающей деятельности учителя иучебной деятельности учащихся в их взаимосвязи ставит перед методистами иучителями ряд важных проблем, еще не нашедших своего решения. К числу такихпроблем относится в первую очередь вычленение объектов контроля при практи-
1 См.: Горчев А. Ю. Лингафонныйпрактикум по английскому языку для 4 класса. Пособие для учителя. М., 1982; ШеперМ. Н., Горчев А. Ю. Лингафонный практикум по немецкому языку для 4 класса.Пособие для учителя. М., 1982; Шапко А. П., Горчев А. Ю. Лингафонныйпрактикум по французскому языку для 4 кла'сса. Пособие для учителя. М., 1982.
ческой цели обучения иностранным языкам.Выдвижение в качестве объектов контроля видов речевой деятельности требуетвместе с тем учета степени усвоения учениками грамматических форм, лексики ипроизношения в интегрированном виде, как они функционируют в реальном общении.
Особую остроту приобретает поискфункциональных форм и приемов контроля, адекватных объекту контроля, а такжехарактеру и уровню овладения данной речевой деятельностью. Попыткииспользовать письменные контрольные работы в качестве универсальной формыконтроля, например для установления степени обученности учащихся устно-речевойдеятельности, представляют собой нарушение принципа функциональности и необеспечивают объективного отражения уровня владения учащимися именно этимвидом речевой деятельности.
Важным требованием к контролю в любойформе является объективность полученных результатов, которая позволяет датьточную оценку и определить рекомендации по коррекции учебной речевойдеятельности ребят и методической деятельности учителя. Чтобы можно былопроанализировать ход учебного процесса, оценить результаты контроля, определитьпри необходимости рекомендации по коррекции и их адрес, необходимо установитьдифференцированные параметры оценки по видам речевой деятельности и аспектамязыка и обеспечить их качественную и количественную интерпретацию, чтопредставляет особую сложность при комплексном обучении речевой деятельности вшколе.
В связи с необходимостью качественного иколичественного описания объектов и результатов контроля следует четкоразграничивать понятия «оценка» и «отметка». Оценка дает качественнуюхарактеристику наблюдаемого хода учебного процесса, предназначенную дляучителя в методических целях или для учащихся в учебных целях. Оценка позволяеттакже. осуществлять другие функции — корректировочные,мотивацион-но-стимулирующие. Отметка в форме баллов отражает лишьколичественную характеристику хода учебного процесса ученика. В настоящее времяпятибалльная система школьных отметок и форма учета успеваемости по иностраннымязыкам нуждаются в совершенствовании, так как они дают лишь общее,приблизительное представление о ходе учебно-воспитательного процесса бездифференциации по видам речевой деятельности, что не позволяет эффективноиспользовать отметки в целях управления этим процессом.
В условиях общеобразовательной школынемаловажным требованием является экономичность проводимых на уроке контрольныхработ. Из-за недостатка учебного времени их длительность должна быть предельноограниченной. Это касается итоговых (четвертных, полугодовых и годовых)контрольных работ по видам речевой деятельности. Фактор экономичности (как вотношении длительности, так и в отношении частоты проведения) особенно важенпри использовании специальных работ и заданий для проведения текущего контроля,которые требуют времени, так необходимого для речевых упражнений.
Изложенные соображения объясняют тотповышенный интерес к тестовым формам контроля, который проявился в последнеевремя среди методистов и учителей иностранных языков. Однако тестовая методикаконтроля требует специальных исследований, практической разработки и опытнойпроверки, с тем чтобы эта форма контроля могла удовлетворять школьным условиями эффективно обеспечивать функционирование обратной связи при обучении иностранномуязыку.
Решение указанных, а также других проблемконтроля поможет организовать учебный процесс на оптимальном уровне и такимобразом способствовать совершенствованию учебно-воспитательной работы поиностранному языку в духе реформы общеобразовательной и профессиональной школы.