Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный педагогический университет»
Институт начального, дошкольного образования и специальной педагогики
Кафедра педагогики дошкольного образования
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
курсовая работа
по специальности «Дошкольная педагогика и психология»
по дисциплине «Теория и методика развития речи детей»
«Допущена к защите»
____________________________
Исполнитель:
Куприенко Екатерина Олеговна
группа Д31(6)
_______________________
«Прошла защиту».
Оценка _____________________
Научный руководитель:
Икрянникова Татьяна Николаевна
доцент.
___________________________
Волгоград – 2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3-4
Глава1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
1.1. Особенности развития эмоций в дошкольном возрасте. Проблема эмоционального развития глазами педагогов и психологов… .……………5-14
1.2. Роль и значение игры в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..14-20
Вывод по первой главе…………………………………………………………20
Глава2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИГР КАК СРЕДСТВА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Констатирующий этап эксперимента и его результаты……………………………………………………………………….21-24
2.2. Формирующий этап эксперимента и его результаты……… …………..24-26
Вывод по второй главе……………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………26-30
Список используемой литературы………………………………………………31-32
Приложение……………………………………………………………………….33-50
Введение
В развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера. От того, какой эмоциональный фон сопровождает человека, в первую очередь, зависят его отношения с окружающим миром. Детей уже в дошкольном возрасте важно научить распознавать эмоциональное настроение окружающих и управлять собственным эмоциональным состоянием. Таким образом, выбранная для написания курсовой работы тема является актуальной.
Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одно из наиболее важных проблем педагогики и психологии.
Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Т.А. Маркова и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления.
Данная работа может иметь значимость для практической деятельности воспитания, так как раскрывает возможности использования разных средств и в том числе, игры, так как это доступное и простое средство развития эмоциональной сферы ребенка.
Целью исследования является изучение влияние игры на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является игра как средство эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Перед проведением исследования выдвигается гипотеза о том, что эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста будет проходить более успешно, если:
систематически использовать игры, подобранные по определённой методике;
учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Если создать необходимые условия и организовать педагогический процесс с использованием подвижной игры в целостной системе физического воспитания в детском саду, то можно добиться положительных результатов в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольника, используя игры.
Задачами исследования являются:
1. Дать определение эмоциям, установить их природу и рассмотреть основные классификационные признаки;
2. Рассмотреть проблему эмоционального развития детей в психологическом и педагогическом аспектах;
3. Исследовать особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста;
4. Изучить роль и значение игры в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста;
5. Изучить на практике влияние развивающей программы на формирование эмоциональной сферы детей.
При проведении исследования были использованы различные Методы, среди которых можно выделить:
— теоретический анализ научной, психолого-педагогической, методической литературы;
— Проведение педагогического эксперимента;
— Наблюдение, беседа, тестирование, количественный и качественный анализ результатов исследования, метод математической статистики.
1. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
1.1. Понятие эмоций. Проблема эмоционального развития глазами педагогов и психологов.
Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.
Эмоции — это психический процесс отражения отношения субъекта к явлениям внутреннего и внешнего мира.
В. А. Ганзен считает эмоцию формой психического регулирования, хотя оно и осуществляется на основе отражения.
Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Так же эмоции характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности.
К. Изард же выделяет в качестве основной составляющей эмоциональную экспрессию. С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев видят сущность эмоций в субъективном переживании.
Три аспекта целостного определения эмоций:
а)внутреннее переживание;
б)физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);
в)поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).
Классификация эмоциональных явлений (Грановская):
1) Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.
2) Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые.
3) Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру.
4) Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.
5) Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. По мнению Г. Селье «стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности».
Изард «10 базовых эмоций»:
Положительные: радость, интерес;
Нейтральные: удивление;
Отрицательные: горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.
Значение собственно эмоций в эмоциональной жизни человека особенно велико. Оно состоит в следующем. Во-первых, они являются основой развития чувств. Чувство возникает и развивается путем обобщения эмоций, возникающих к объекту в разных ситуациях. Во-вторых, эмоции «запускают» то или иное настроение, настроение может являться «следом» эмоции – частое эмоциональное переживание, они возникают множество раз ежедневно, поэтому они самоценны.
В.К. Вилюнас определяет эмоции как «…способность психики человека к пристрастному отражению действительности». А.Н. Леонтьев говорит, что эмоции сигнализируют человеку, какой «личностный смысл» относительно собственных потребностей имеет для него некоторое действие, объект или человек.
Согласно многим исследованиям, (К. Мерер, К. Изард), эмоция – это процесс, возникающий в ответ на значимое для индивида событие, включающее 3 взаимодействующих компонента:
1) Субъективное переживание эмоций.
2) Физиологические процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, кровеносной, мышечной, кожной системах организма. Эмоции сопровождаются сложными комплексами активации нервной системы, выбросом различных гормонов, учащением либо задержкой дыхания, изменением пищеварения, изменением работы сердца и приливом крови к различным органам, напряжением или расслаблением различных мышц. Например, при страхе возрастает частота сердечных сокращений и циклов дыхания, степень напряжения сердечной мышцы, кровь приливает к нижним конечностям, возрастает нейронная активность;
3) Экспрессия или выразительные движения лица, рук, корпуса (мимика, пантомимика, жесты, интонация).
В вопросе классификации собственно эмоций опираются на подход К. Изарда. Он выделял десять фундаментальных эмоций на основе различий в субъективном переживании, внешней экспрессии и нейрофизиологии. Это эмоции радости, удивления, интереса, страдания (печали), гнева, отвращения, презрения, страха, стыда и вины.
Каждой из этих эмоций соответствует свой особый субъективный смысл, особые средства внешней экспрессии и нейрофизиологические характеристики.
Интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была небольшой или, во всяком случае, неопределенной.
Удивление – тормозит все предыдущие эмоции, направляя внешние на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной информации о невозможности удовлетворения жизненных важнейших потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъекта информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.
Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданием окружающих, но и собственным представлением о подобающем поведение и внешнем облике.
Автор указывает, что каждая эмоция имеет свои градации. Например, состав эмоции печали, возможно, следующий: печаль, страдание горе.
Также, эмоции практически всегда образуют эмоциональные комплексы, например «страх – стыд – страдание» или «радость- интерес», формируя бесконечные нюансы эмоций. Вместе с тем, эта бесконечность может быть условно собрана в сходные группы – десять фундаментальных эмоций.
Эти десять фундаментальных эмоций с их оттенками и могут составить предмет развивающей работы.
Рассмотрим разные теоретические подходы к проблеме возникновения и развития эмоций у человека. «Чистых» теорий эмоций, которые не затрачивали бы другие, связанные с ним вопросы, на самом деле не существует. Это связано с тем, что эмоции, как психическое явление, очень трудно отделить от процессов, происходящих в организме человека.
Основоположником теорий эмоций стал Чарльз Дарвин. В 1872 году он опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных». Наблюдение за эмоциональным состоянием человека и животного легли в основу самой первой теории эмоций. Теория Ч. Дарвина получила название эволюционной, так как согласно теории, эмоции появились в процессе развития живых существ.
Идеи Ч. Дарвина были развиты в другой теории, авторами которой являлись У. Джелис и Ланге. Они считали, что именно телесные изменения являются первопричинами эмоций, доказывая это тем, что сначала под действием какой либо ситуации из внешнего мира, происходят изменения в организме и только потом, как следствие этих изменений возникает сама эмоция.
У психологов, также как у философов до сих пор нет единого взгляда на место эмоций в жизни и делах человека. Например, большинство исследователей поведения склонны согласиться с мнением Мерфи, что «ничто не враждебно и ничто не приобретено». Они считают, что любой, в сущности, ответ или поведенческий комплекс, требует некоторой практики или опыта. Психолог З. Фрейд разработал теорию аффектов. Ядром концепции является фрейдовская теория инстинктивных влечений.
В.К. Вилюнас определяет эмоции как «…способность психики человека к пристрастному отражению действительности». А.Н. Леонтьев говорит, что эмоции сигнализируют человеку, какой «личностный смысл» относительно собственных потребностей имеет для него некоторое действие, объект или человек.
Согласно многим исследованиям, (К. Мерер, К. Изард), эмоция – это процесс, возникающий в ответ на значимое для индивида событие, включающее 3 взаимодействующих компонента:
1) Субъективное переживание эмоций.
2) Физиологические процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, кровеносной, мышечной, кожной системах организма. Эмоции сопровождаются сложными комплексами активации нервной системы, выбросом различных гормонов, учащением либо задержкой дыхания, изменением пищеварения, изменением работы сердца и приливом крови к различным органам, напряжением или расслаблением различных мышц. Например, при страхе возрастает частота сердечных сокращений и циклов дыхания, степень напряжения сердечной мышцы, кровь приливает к нижним конечностям, возрастает нейронная активность;
3) Экспрессия или выразительные движения лица, рук, корпуса (мимика, пантомимика, жесты, интонация).
Для психологов эмоции человека – это проявление психологических особенностей его личности. Психология изучает закономерности, механизм и факты психической жизни человека и животных. Эмоциональная сфера человека изучается в психологии по двум сновным направлениям:
1. Изучение эмоций как реакции организма на взаимодействие с другими категориями психологии;
2. Исследование самого механизма проявления эмоций.
Для прикладной психологии эмоции рассматриваются в
основном с точки зрения их неадекватного проявления, что является признаком многих психических расстройств личности.
Для педагогов эмоции представляют интерес в основном с воспитательной точки зрения, так как эмоциональная сфера человека является как следствием, так и причиной различных отклонений в воспитании ребёнка. Поэтому педагогика рассматривает как вопросы нормального формирования эмоциональной сферы человека в процессе его воспитания, так и вопросы коррекции эмоциональных расстройств. Следует отметить, что на практике
зачастую проблема эмоций рассматривается в сочетании педагогических и
психологических аспектов, так как во многих случаях эмоциональное неблагополучие является следствием психических расстройств. В тоже время, не правильное эмоциональное воспитание ребёнка может в конечном итоге привести к развитию психических болезней.
В психологии и педагогике используется множество методов коррекции эмоционального состояния личности. Здесь важно оценить ситуацию и поставить правильный «диагноз». Необходимо понимать, что степень развития эмоционального неблагополучия может быть различна (начальная стадия, запущенность, переход в болезненное состояние и т.д.), и именно степень развития проблемы определяет, какие методы коррекции необходимо использовать: педагогические, психологические или смешанные. И именно отсутствие чёткой грани между компетенцией педагогики и психологии в исследуемой проблеме, эмоциональная сфера человека рассматривается одновременно как в психологическом, так и педагогическом аспектах. То есть, выясняя причину эмоционального расстройства, психолог изучает все стороны жизни человека, в том числе, в каких условиях и как он воспитывался.
Понятие «эмоциональные расстройства» означает такое проявление эмоций, которое мешает человеку в повседневной его жизни. Например, чрезмерный страх мешает человеку проявлять жизненную активность, заставляет его прятаться от реальности, а чрезмерная уверенность в себе ведёт к наглости и самоуверенности, что мешает человеку реально оценивать ситуацию и принимать правильные решения.
2) Эмоциональные состояния, которые характеризуются изменением нервно-психологического тонуса;
3) Эмоциональные отношения (чувства), которые характеризуются эмоциональной избирательностью или связью конкретных эмоций с определенными лицами, объектами или процессами.
Факторы возникновения эмоций (Симонов П.В):
1) Потребность;
2) Вероятность удовлетворения потребности (Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций).
Эмоции выполняют следующие функции:
· отражательно-оценочную;
· переключающую;
· подкрепляющую;
· компенсаторную (замещающую);
· побудительную;
· функцию «аварийного» разрешения ситуаций;
· дезорганизующую;
· предвосхищающую;
· эвристическую;
· функцию синтезирующей основы образа, целостности отражения;
· функцию активации и мобилизации организма;
· экспрессивную.
Теории эмоций:
1) Чарльз Дарвин: «Эволюции видов», раздел «Эволюционная роль эмоций»:
— базовые эмоции у людей и животных одинаковые;
— у людей разных рас и культур базовые эмоции одинаковые;
— эмоции усложняются по мере развития животных видов.
2) Когнитивная школа: теория «Одномоментного возникновения эмоциональных и физиологических состояний»:
«Мы реагируем не на события, а на нашу интерпретацию этих событий»;
3) Теория дифференциальных эмоций Изарда.
Нарушения эмоций:
Расстройства эмоций характерны для больных с разными психическими заболеваниями:
1) У больных неврозами отмечаются болезненные эмоционально-аффективные реакции раздражения, негативизма, страха;
У больных неврозом навязчивых состояний наблюдается высокая сензитивность, тревожность; У больных истерией – лабильность эмоций, импульсивность; у больных неврастенией – раздражительность, чувство усталости, утомляемость, слабость;
2) У больных психопатией отмечается склонность к эмоционально-аффективным реакциям патологического характера; эмоционально-агрессивные вспышки при эпилептоидной, гипертимной, истероидной психопатиях. Наблюдается тенденция к пониженному настроению, тоске, отчаянию, вялости при астенической, психастенической, сензитивной психопатиях. У шизоидных психопатов – диссоциация эмоциональных проявлений (“хрупкие, как стекло, по отношению к себе и тупые, как дерево, по отношению к другим”);
3) При эпилепсии отмечается склонность к дисфориям. При височной эпилепсии – страх, тревога, снижение настроения, злобность;
4) Значительными перепадами направленности эмоций характеризуются эмоциональные проявления у больных биполярным расстройством личности (маниакально-депрессивным психозом) — от эйфории до глубокой депрессии. Отмечается склонность к дисфориям у больных депрессией.
5) Изменения в эмоциональной сфере характерны и для больных с сердечнососудистыми заболеваниями (например, при инфаркте миокарда – мрачная окраска будущего).
Роль эмоционально развития в дошкольном возрасте очень велика. В конце раннего детства, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого — некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Причиной гнева или плача могут быть, помимо «неподдающихся» вещей, и отсутствие внимания к нему со стороны близких взрослых, занятых своими делами именно в то время, когда ребенок изо всех сил старается их вниманием завладеть; ревность к брату или сестре и т.п. Как известно, аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление.
Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Это новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Динамика образных представлений более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка.
Действия ребенка строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка. Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, у него возникает тревожность — эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение.
1.2. Роль и значение игры в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Ребенок, играя, все время стремиться вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазии «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.
Американский психолог Джордж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют «шалостью» человека, – собирание своего «я»: Игра мощнейшая сфера «шалости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилетации, самоосуществление. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвернуть в окружающем мире.
В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине девятнадцатого века появляются работы виднейших педагогов Н.И. Пирогова, позднее Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерева и др. В них подчеркивается первостепенное значение подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка.
Основатель российской системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П.Ф. Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельности двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка.
П.Ф. Лесгафт указывал на наличие в подвижной игре определенной цели. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умением ребенка управлять самим собой и вызывать возвышающее чувство удовлетворения: движения используемые в игре, предварительно усваиваются ребенком в систематических упражнениях. П.Ф. Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые условия, упражнения, действия, т. е. Вводятся варианты игр. Игра осуществляется путем самоуправления. Распределение ролей предоставляется играющим при соблюдении правил игры.
П.Ф. Лесгафт рассматривал подвижную игру как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развитие у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. Он рекомендовал воспользоваться играми, чтобы научить ребенка владеть собой.
По утверждению П.Ф. Лесгофта, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество.
Идеи П.Ф. Лесгофта успешно претворялись в жизнь его последователями и учениками (В.В. Гориневским, Е.А. Аркиным)
В.В. Гориневский рассматривал подвижную игру как средство формирования личности ребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, выразительности и грациозности движений ребенка в игре. Предъявляя серьезные требования воспитательной ценности сюжета игры, методике ее проведения. При этом исключал азарт, возбуждение, недоброжелательность детей друг к другу.
Е.А. Аркин отводил значительную роль педагогу. Его искусству заинтересовать ребенка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог; при необходимости педагог успешно может подключиться к игре.
В создание теории игры значительный вклад внесли ведущие русские педагоги и психологи. Вопросы теории и методики игры разрабатывались Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым, А.В. Запарожцем, Н.Н. Поддьяковым, Е.А. Темофеевой, Т.И. Осокиной и др.
На основе анализа научно – методической литературы посвященной игре, можно сделать выводы:
1. Истоками подвижной игры является моделирование недоступной для ребенка деятельности взрослого.
2. Игры создавались с целью подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду.
3. Игры возникали с целью проверки готовности к жизни (обряд инициации).
4. Игры создавались с целью развития и совершенствования основных видов движения.
Основная цель эмоционального развития дошкольника заключается в создании
условий для личностного роста, успешной социально-психологической адаптации каждого ребенка.
Уровень формирования эмоциональной сферы человека существенно влияет на его развитие и жизненный путь. Умение понимать эмоции других и адекватно выражать собственные эмоции, наличие механизма эмоционального предвосхищения, являются условием развития подлинной способности к продуктивному общению. Одна из главных ролей в эмоциональном развитии дошкольника, как младшего, так и старшего
возраста, отводится игре. Определений самого понятия «игра» множество, но можно обобщить их:
Игра — деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в
развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений. Игра — форма свободного самовыражения человека, не связанная с достижением утилитарной цели, доставляющая радость сама по себе.
О роли игры в воспитании детей говорят многие специалисты. Но необходимо отметить, что сама по себе игра не даёт большого положительного эффекта, так как игрой, особенно когда речь идёт о воспитании ребёнка, необходимо управлять. Именно поэтому, когда говорят о применении игры в формировании каких-либо качеств личности ребёнка, в том числе и в эмоциональном развитии, подразумевают применение определённых методик, содержащих набор игр и игровых ситуаций,
которые в совокупности воздействуют на воспитание ребёнка.
Игра – это то главное, чем всегда занят ребёнок. Именно поэтому важно направить игру ребёнка в нужное «русло». П.Ф. Лесгафт относился к игре не просто как к детской забаве, а видел в ней своеобразную форму деятельности, при посредстве которой они готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера. Детская игра – это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический прием воспитания
юной личности».
В процессе игры происходит овладение новыми для детей
сенсорными и моторными навыками. Игра расширяет познания ребенка о себе и о мире, дает ему ощущение господства над тем, что его окружает. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается и развивает воображение.
Воспитывая дошкольника важно передать детям определённые первоначальные навыки
эмоционального общения, которые необходимы ему в дальнейшем для обучения в школе и просто для жизни. Но у детей отсутствует понимание о необходимости получения этих навыков и знаний, и если взрослый человек может осознанно и целенаправленно учиться чему-либо, то у ребёнка такая целенаправленность отсутствует. Нельзя ребёнка заставить слушать наставления о правильном эмоциональном поведении, так как ему это будет не интересно. Дети с удовольствием занимаются только тем, что нравится им самим. Ребёнок не может воспринимать то, что ему не интересно. Игра, — это единственный не насильственный способ заинтересовать ребёнка в выполнении каких-либо действий, направленных на его развитие.
Применение определённых игровых методик должно сопровождаться и другими приёмами эмоционального развития ребёнка в совокупности. Среди основных методов и приёмов здесь можно посоветовать следующие:
1. Наблюдение;
2. Социометрическое исследование;
3.Наглядность;
4. Моделирование;
5. Использование произведений художественной
литературы;
6. Развитие речи;
7. Использование музыки;
8. Изобразительная деятельность.
Наблюдение позволяет понять, какие эмоции испытывает
ребенок, и какое влияние имеют на него те или иные игры. В процессе проведения игры воспитатель должен обращать внимание на следующие моменты:
— хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга;
— как дети включаются в игровое обучение;
— принимают чужую инициативу или сопротивляются ей;
— кто
из детей находился в центре игры, а кто молча наблюдает издали;
— какие отношения преобладают — добрые или конфликтные;
— какие эмоции преобладают -
положительные или отрицательные. Социометрические исследования (тесты) позволяют оценить эмоциональное состояние дошкольников. Они проводятся в процессе эмоционального развития и позволяют выделять эмоциональные особенности детей.
Применение наглядности в игровых методиках как метода эмоционального
развития имеет свои особенности по причине того, что эмоции беспредметны и их можно изобразить только символически. Поэтому под наглядностью здесь понимается пример эмоционального поведения воспитателя. На практике допустимо применять игры с зеркалом, в котором ребёнок может видеть как он изображает те или иные эмоции.
Интересным для эмоционального развития детей является использование
моделей. В качестве моделей эмоционального состояния в играх можно
использовать:
— пиктограммы; графические изображения лица; силуэты людей,
пантомимическое отражающие эмоции; подвижные аппликации и т.д.
Действуя с подвижной аппликацией, ребенок упражняется в моделировании эмоций, выкладывая по-разному глаза, нос, брови; ощущает динамику эмоционального состояния. Для формирования эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет мир словесного искусства. Здесь можно включать в элементы игры небольшие рассказы и сказки. Имея в группе специальный подбор литературных произведений, педагог может не только читать их детям, а использовать различные
задания-игры:
— выражение эмоций мимикой (жестами): «удивись, как Мишка: Кто ел
из моей миски и разбил её?», «покажи, как огорчится дед и баба когда узнают, что их колобка съели…» и т. д.
Важным является включать в методики элементы речи.
Чтение наизусть стишков, пересказ сказок, — всё это обогащает эмоциональную сферу ребёнка. При этом необходимо включать в обиход ребёнка установленные формы вежливого обращения (здороваться, благодарить, просить прощения и т. д.).
Важным элементом игр при эмоциональном развитии является музыка.
Вслушиваясь в слова и музыку песен и хороводов, ребенок приобретает
первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами. Другим элементом игровых методик является изобразительная деятельность детей. Здесь важно использовать как можно большую цветовую гамму, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.
Вывод по первой главе
Таким образом, можно сделать вывод, что последние годы становится все больше детей с нарушением психо — эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.
Н.К. Крупская предъявила к педагогике высокие требования. «Игра есть потребность растущего детского организма»- писала она.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка (Л. Выгодский).
Искусство воспитания – это творческие технологии педагога, фундаментальная основа которых – наука. Игра в качестве эмоционального стимула рассматривается ни как самостоятельная деятельность, как средство, включающие другие виды деятельности. Отсюда – педагогически целесообразные комплексы типа труд и игра; художественная деятельность и игра; познавательная деятельность и игра. Игра – это не только показ, переживание конкретного поступка, это еще и мысль-действие, мысль-образ. И в этом ее воспитывающая сила.--PAGE_BREAK--
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИГР КАК СРЕДСТВА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Констатирующий этап эксперимента и его результаты.
Для проведения эксперимента, было взято 10 детей старшего дошкольного возроста.
За основу для написаний авторской программы “Радуга эмоций” была взята программа Крюковой С.В. “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь” и рекомендации О.В. Хухлаевой.
К основным эмоциям относятся те, которые являются врожденными. Следуя классификации предложенной К. Изардом, были взяты темы и разработаны занятия для программы “Радуга эмоций”, к ним относятся все базовые эмоции, такие как: радость, горе, страх, гнев, интерес, отвращение, стыд, презрение, удивление.
Цель программы: развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.
Задачи: научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова); совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
В эксперименте были проведены методики и тесты, которые позволили нам продиагностировать уровень развития детей дошкольного возроста.
1 Методика понимание эмоционального состояния людей.
Цели:
1. Выявить особенности восприятия и понимания детьми 4-7 лет эмоционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления-интереса изображенных людей при разных условиях восприятия:
а) опознание эмоционального состояния, переданного только мимикой;
б) опознание эмоционального состояния, переданного мимикой и позой. (В ряде случаев в качестве дополнительной информации включалась и обстановка, в которой был изображен человек.)
2. Определить зависимость успешности опознания эмоции от характера поставленной перед ребенком задачи.
3. Определить возрастные закономерности и различия в типах восприятия и уровнях понимания детьми разных эмоциональных состояний изображенного человека.
4. Установить, существуют ли различия в восприятии дошкольниками эмоционального состояния детей и взрослых людей и в чем эти различия обнаруживаются.
5. Выявить зависимость восприятия и понимания детьми разных эмоциональных состояний человека от имеющегося у них запаса знаний и владения соответствующими словесными обозначениями.
2. Методика «Лесенка.»
Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.
3. Методика «Кактус».
Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.
4. Тест М.А. Панфиловой «Страхи в домиках».
Тест позволяет выявить количество страхов у детей и определить их характер.В ходе индивидуальной беседы, выясняется, боится ли ребенок одиночества, нападения
(бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. После, составляется список страхов каждого ребенка.
Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.(индивидуальную анкету см. в прил.).
5. Тест «Дом-дерево-человек».
Эта — одна из самых известных — проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.
Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану.(обработка результатов см. в прил.).
После проведения диагностики, была составлена таблица, где отображены результаты диагностики.
Диагностика детей старшего дошкольного возраста.
Таблица №1.
Результаты диагностики указаны в таблице №1.
Названия методик
Результат
Обследование (10 чел.)
10.12.09- 10.05 10г
1.Понимание эмоционального состояния людей.
Хорошо
плохо
23% 82%
77% 18%
2.Тест Тревожности
Высокий
Средний
низкий
56% 37%
24% 40%
20% 23%
3.Методика «Лесенка»
Завышенная
Адекватная
заниженная
18% 8%
34% 49%
48% 43%
4.Методика «Кактус»
Высокий
Средний
низкий
45% 30%
42% 23%
13% 47%
5.Тест «Страхи в домиках»
Высокий
Средний
низкий
63% 46%
21% 20%
16% 34%
6.Тест «Дом-Дерево-Человек»
Трудности в общении
Недоверие
Незащищенность
Чувство неполноценности
75% 40%
61% 29%
83% 64%
54% 38%
Выделяют 3 уровня развития эмоциональной сферы:
Первый уровень – низкий.
-Умеет определять основные эмоции по внешним сигналам.
-Умеет определять оттенки основных эмоций по внешним сигналам.
-Умеет различать эмоции в интонациях речи.
Второй уровень – средний.
-Умеет определять основные эмоции по внешним сигналам.
-Умеет определять оттенки основных эмоций по внешним сигналам.
-Умеет различать эмоции в интонациях речи.
-Умеет выражать основные эмоции через интонации речи.
-Умеет сопоставлять эмоциональный звуковой образ с изображением на пиктограммах.
Третий уровень – высокий.
-Умеет определять основные эмоции по внешним сигналам.
-Умеет определять оттенки основных эмоций по внешним сигналам.
-Умеет различать эмоции в интонациях речи.
-Умеет выражать основные эмоции через интонации речи.
-Умеет сопоставлять эмоциональный звуковой образ с изображением на пиктограммах.
-Использует основные выразительные средства для передачи образа героя.
2.2. Формирующий этап эксперимента и его результаты.
На втором этапе был проведен цикл занятий содержащие игру.
Игры можно использовать для систематических занятий с подгруппой детей (7-10 человек). Занятия рекомендуется проводить 1-2 раза в неделю продолжительностью в среднем 30 минут. Необходимый минимум для достижения ощутимых результатов — 11-14 занятий.
Этапы игровых занятий:
1 этап. 3-4 занятия по 3-4 игры в каждом.
2 этап. 6-7 занятий по 3 игры в каждом. Одна игра, предложенная детьми из ужеизвестных, другая — придуманная детьми, третья — предложенная воспитателем.
3 этап. 2-3 занятия по 3-4 игры, предложенные детьми. На 4-5-ом занятии у детей обычно появляется желание самим придумывать игры. Этим и обусловлено использование таких игр на втором этапе работы. Придуманные детьми игры способствуют развитию воображения, творчества. Они помогают в решении кор-рекционных задач, так как дети включают в содержание игр проблемы, которые их волнуют.
В формирующей части эксперимента, остановимся занятиях с игрой, содержащих схематические изображения эмоций.
1. ПРОЧИТАЙ ПИСЬМО
Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.(подробное описание и ответы детей смотри в прил.)
2.ВОЛШЕБНЫЕ ШАРЫ
Цель: развитие воображения, наблюдательности, выразительности речи.(описание игры в см. прил.).
3.СНЕЖИНКИ
Цель: развитие внимания, наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображениям.(описание см. в прил.)
4.НАРИСУЙ ОБЛАКО
Цель: развитие воображения, сосредоточенности.
Описание игры. Детям предлагается нарисовать облако, каждому свое, с определенным настроением. Настроение облака может быть таким, как у автора рисунка.(Описание игры см. прил.)
5.КУБИК
Цель: развитие выразительности движений, внимания, произвольности.(Описание игры и ответы детей см. прил.).
6.Мое отношение к эмоциям.
Цель: развитие способности осознания, принятия и выражение
собственного отношения к эмоциям.
7. Да! Нет!
Цель: изучение мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций через вербализацию чувств.
8… Лепим сказку (см.Приложение.).
Цель: учим направлять энергию детей в определенный вид деятельности, расслаблять руки. Закрепление навыков совместной деятельности. Изменение психосоматического состояния. Осознание внутренних чувств.
На занятиях, дети активно учувствовали в игре, были заинтересованы, принимали активное участие.
Вывод по второй главе
Таким образом, Таким образом, можно сделать вывод о том, что игры, выраженные в определённой программе, благоприятно сказываются эмоциональном развитии детей. После проведения игр с детьми. Результаты стали выше. Дети стали лучше знать эмоции других людей. Также получили положительные эмоции во время игры. Для развития эмоциональной экспрессии, ее механизмов: вербальных и невербальных, а также формирования основ выразительности внешних эмоциональных проявлений целесообразно использовать эмоционально-экспрессивные игры. Учитывая возрастные особенности детей, эмоционально-игровой контекст носит, конкретный, подсказывающий и направляющий характер.
продолжение
--PAGE_BREAK--Туловище
Символизирует мужественность.
Туловище угловатое или квадратное – мужественность.
Туловище слишком крупное – наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей.
Туловище ненормально маленькое – чувство унижения, малоценности.
Лицо
Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный контакт с действительностью.
Лицо подчеркнуто – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.
Подбородок слишком подчеркнут– потребность доминировать.
Подбородок слишком крупный – компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.
Уши слишком подчеркнуты – возможны слуховые галлюцинации. Встречаются у особо чувствительных к критике.
Уши маленькие – стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.
Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы – сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.
Глаза изображены как пустые глазницы – значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность. Глаза выпучены – грубость, черствость. Глаза маленькие– погруженность в себя. Подведенные глаза – грубость, черствость. Длинные ресницы – кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.
Полные губы на лице мужчины – женственность. Рот клоуна – вынужденная приветливость, неадекватные чувства.
Рот впалый – пассивная значимость. Нос широкий, выдающийся, с горбинкой – презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.
Ноздри – примитивная агрессия. Зубы четко нарисованы – агрессивность. Лицо неясное, тусклое – боязливость, застенчивость. Выражение лица подобострастное – незащищенность. Лицо, похожее на маску – осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.
Брови редкие, короткие ~– презрение, изощренность.
Волосы
Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней).
Волосы сильно заштрихованы – тревога, связанная с мышлением или воображением.
Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову – субъектом управляют враждебные чувства.
Конечности
Руки – орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.
Широкие руки (размах рук) – интенсивное стремление к действию.
Руки шире у ладони или у плеча – недостаточный контроль действий и импульсивность.
Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны – субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.
Руки скрещены на груди – враждебно-мнительная установка.
Руки за спиной – нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.
Руки длинные и мускулистые – субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.
Руки слишком длинные – чрезмерно амбициозные стремления.
Руки расслабленные и гибкие – хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.
Руки напряженные и прижатые к телу – неповоротливость, ригидность.
Руки очень короткие – отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности. Руки слишком крупные – сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.
Отсутствие рук – чувство неадекватности при высоком интеллекте.
Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне– социально-ролевой конфликт.
Руки изображены близко к телу – напряжение. Большие руки и ноги у мужчины – грубость, черствость. Сужающиеся руки и ноги – женственность. Руки длинные – желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.
Руки длинные и слабые – зависимость, нерешительность, потребность в опеке.
Руки, повернутые в стороны, достающие что-то – зависимость, желание любви, привязанности.
Руки вытянуты по бокам – трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.
Руки сильные – агрессивность, энергичность. Руки тонкие, слабые – ощущение недостаточности достигнутого.
Рука как боксерская перчатка – вытесненная агрессия. Руки за спиной или в карманах – чувство вины, неуверенность в себе.
Руки неясно очерчены – нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.
Руки большие– компенсация ощущаемой слабости и вины. Руки отсутствуют в женской фигуре.– материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.
Пальцы отделены (обрублены) – вытесненная агрессия, замкнутость.
Большие пальцы – грубость, черствость, агрессия. Пальцев больше пяти – агрессивность, амбиции.
Пальцы без ладоней – грубость, черствость, агрессия.
Пальцев меньше пяти – зависимость, бессилие. Пальцы длинные – скрытая агрессия. Пальцы сжаты в кулаки – бунтарство, протест. Кулаки прижаты к телу – вытесненный протест. Кулаки далеко от тела – открытый протест. Пальцы крупные, как гвозди (шипы) – враждебность.
Пальцы одномерные, обведены петлей – сознательные усилия против агрессивного чувства.
Ноги непропорционально длинные–сильная потребность независимости и стремление к ней.
Ноги слишком короткие – чувство физической или психологической неловкости.
Рисунок начат со ступней и ног – боязливость. Ступни не изображены – замкнутость, робость. Ноги широко расставлены – откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).
Ноги неодинаковых размеров – амбивалентность в стремлении к независимости. Ноги отсутствуют – робость, замкнутость. Ноги акцентированы – грубость, черствость. Ступни – признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.
Ступни непропорционально длинные – потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.
Ступни непропорционально мелкие – скованность, зависимость.
Поза
Лицо изображено так, что виден затылок – тенденция к замкнутости.
Голова в профиль, тело анфас – тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.
Человек, сидящий на краешке стула – сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.
Человек, изображенный бегущим – желание убежать, скрыться от кого-либо.
Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой и левой стороне – отсутствие личного равновесия.
Человек без определенных частей тела указывает на от-вержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).
Человек в слепом бегстве – возможны панические страхи.
Человек в плавном легком шаге – хорошая приспособляемость.
Человек – абсолютный профиль – серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.
Профиль амбивалентный – определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны – особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.
Неуравновешенная стоячая фигура – напряжение.
Куклы – уступчивость, переживание доминирования окружения.
Робот вместо мужской фигуры – деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.
Фигура из палочек – может означать увиливание и негативизм.
Фигура Бабы-Яги – открытая враждебность к женщинам.
Клоун, карикатура – свойственное подросткам ощущение неполноценности. Враждебность, самопрезрение.
Фон. Окружение
Тучи – боязливая тревога, опасения, депрессия. Забор для опоры, контур земли – незащищенность. Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.
Линия основы (земли) – незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка, придает стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, например, «мальчик катается на тонком льду». Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже – под человеком.
Оружие – агрессивность.
Многоплановые критерии
Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка – сфера конфликта.
Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы – зависимость.
Контур. Нажим. Штриховка. Расположение Мало гнутых линий, много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.
Закругленные (округленные) линии – женственность. Комбинация уверенных, ярких и легких контуров – грубость, черствость.
Контур неяркий, неясный – боязливость, робость. Энергичные, уверенные штрихи – настойчивость, безопасность.
Линии неодинаковой яркости – напряжение. Тонкие продленные линии – напряжение. Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, – изоляция.
Эскизный контур – тревога, робость. Разрыв контура – сфера конфликтов. Подчеркнута линия – тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).
Зубчатые, неровные линии – дерзость, враждебность. Уверенные твердые линии – амбиции, рвение.
Яркая линия – грубость. Сильный нажим – энергичность, настойчивость. Большая напряженность.
Легкие линии – недостаток энергии. Легкий нажим – низкие энергетические ресурсы, скованность.
Линии с нажимом – агрессивность, настойчивость.
Неровный, неодинаковый нажим – импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.
Изменчивый нажим –эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.
Длина штрихов
Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет –удлиняются.
Прямые штрихи – упрямство, настойчивость, упорство. Короткие штрихи – импульсивное поведение. Ритмичная штриховка – чувствительность, сочувствие, раскованность.
Короткие, эскизные штрихи – тревога, неуверенность. Штрихи угловатые, скованные – напряженность, замкнутость.
Горизонтальные штрихи – подчеркивание воображения, женственность, слабость.
Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи – незащищенность, недостаток упорства, настойчивости.
Вертикальные штрихи – упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.
Штриховка справа налево – интраверсия, изоляция. Штриховка слева направо – наличие мотивации. Штриховка от себя – агрессия, экстраверсия. Стирания – тревожность, опасливость. Частые стирания – нерешительность, недовольство собой. Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) – это хороший знак.
Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка – наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта.
Стирание без попытки перерисовать (т.е. поправить) – внутренний конфликт или конфликт собственно этой деталью (или с тем, что она символизирует).
Большой рисунок – экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.
Маленькие фигуры – тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.
Очень маленькая фигура с тонким контуром – скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.
Недостаток симметрии – незащищенность.
Рисунок у самого края листа – зависимость, неуверенность в себе.
Рисунок на весь лист – компенсаторное превознесение себя в воображении.
Детали здесь важно их знание, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их воспринимает; относительную значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность. Детали существенные – отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, чаще показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение. Избыток деталей – «неизбежность телесности» (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности. Лишнее дублирование деталей – субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми. Недостаточная детализация – тенденции к замкнутости. Особо щепетильная детализация – скованность, педантичность.
Ориентация в задании
Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его – критерии неутерянного контакта с реальностью.
Принятие задания с минимальным протестом – хорошее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования.
Извинения из-за рисунка – недостаточная уверенность.
По ходу рисования уменьшаются темп и продуктивность – быстрое истощение. Название рисунка – экстраверсия, потребность и поддержка. Мелочность. Подчеркнута левая половина рисунка – идентификация с женским полом.
Упорно рисует, несмотря на трудности – хороший прогноз, энергичность.
Сопротивление, отказ от рисования – скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.
“Дерево”
Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево – символ стоящего человека). Корни – коллектив, бессознательное. Ствол – импульсы, инстинкты, примитивные стадии. Ветви – пассивность или противостояние жизни.
Интерпретация рисунка дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж). Как уже отмечалось, интерпретация К. Коха была направлена в основном на выявление патологических признаков и особенностей психического развития. На наш взгляд, в интерпретации имеется ряд противоречий, а также наблюдается использование понятий, которые трудно конкретизировать. Например, в интерпретации признака «округленная крона», «недостаток энергии», «дремота», «клевание носом» и тут же «дар наблюдательности», «сильное воображение», «частый выдумщик» или: «недостаточная концентрация» – чего? Какая реальность стоит за этим понятием? Остается неизвестным. К тому же толкование признаков содержит чрезмерное употребление обыденных определений. Например: «пустота», «напыщенность», «высокопарность», «плоский», «пошлый», «мелкий», «недалекий», «жеманство», «притворство», «чопорность», «вычурность», «фальшивость» и тут же – «дар конструктивности», «способности к систематике», «техническая одаренность»; или сочетание «самодисциплина», «самообладание», «воспитанность» – «напыщенность», «чванство», «безучастность», «равнодушие».
Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с нормальными людьми в процессе психологического консультирования вряд ли допустимо произносить подобные эпитеты в их адрес.
Земля приподнимается к правому краю рисунка – задор, энтузиазм.
Земля опускается к правому краю листа – упадок сил, недостаточность стремлений.
Корни
Корни меньше ствола – тяга к спрятанному, закрытому. Корни равны стволу – более сильное любопытство, уже представляющее проблему.
Корни больше ствола – интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.
Корни обозначены чертой – детское поведение в отношении того, что держится в секрете.
Корни в виде двух линий – способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.
Симметрия – стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, моральные проблемы.
Расположение на листе двойственное – отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т.е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция – желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки.
Расположение слева направо – увеличивается направленность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.
Форма листвы
Круглая крона – экзальтированность, эмоциональность. Круги в листве – поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования.
Ветви опущены – потеря мужества, отказ от усилий. Ветви вверх – энтузиазм, порыв, стремление к власти. Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, самораспыление. Суетливость, чувствительность к окружающему, отсутствие противостояния ему.
Листва-сетка, более или менее густая – большая или меньшая ловкость в избежании проблемных ситуаций.
Листва из кривых линий – восприимчивость, открытое принятие окружающего.
Открытая и закрытая листва на одном рисунке – поиски объективности.
Закрытая листва – охрана своего внутреннего мира детским способом.
Закрытая густая листва – скрытая агрессивность. Детали листвы, не связанные с целым – малозначительные детали принимаются за характеристику явления в целом.
Ветви выходят из одного участка на стволе – детские поиски защиты, норма для ребенка семи лет.
Ветви нарисованы одной линией – бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.
Толстые ветви – хорошее различение действительности. Листья-петельки – предпочитает использовать обаяние. Пальма – стремление к перемене мест. Листва-сетка – уход от неприятных ощущений. Листва как узор – женственность, приветливость, обаяние. Плакучая ива – недостаток энергии, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.
Зачернение, штриховка – напряжение, тревожность.
Ствол
Заштрихованный ствол – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.
Ствол в форме разломанного купола – желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.
Ствол из одной линии – отказ реально смотреть на вещи.
Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми – может самоутверждаться и действовать свободно.
Листва тонкими линиями –тонкая чувствительность, внушаемость.
Ствол линиями с нажимом – решительность, активность, продуктивность.
Линии ствола прямые – ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.
Линии ствола кривые – активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.
«Вермишель» – тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.
Ветви не связаны со стволом – уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка «убежать» в мечты и игры.
Ствол открыт и связан с листвой – высокий интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить внутренний мир.
Ствол оторван от земли – недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.
Ствол ограничен снизу – ощущение несчастья, поиск поддержки.
Ствол расширяется книзу – поиск надежного положения в своем кругу.
Ствол сужается книзу – ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое «Я» против беспокойного мира.
Общая высота – нижняя четверть листа – зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.
Нижняя половина листа – менее выраженная зависимость и робость.
Три четверти листа – хорошее приспособление к среде. Лист использован целиком – хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.
Высота листа (страница делится на восемь частей):
1/8 – недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка четырех лет,
1/4– способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия,
3/8 – хорошие контроль и рефлексия,
1/2 – интериоризация, надежды, компенсаторные мечты,
5/8 – интенсивная духовная жизнь,
6/8 – высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов,
7/8 – листва почти на всю страницу – бегство в мечты.
Манера изображения
Острая вершина – защищается от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад; желание действовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах; хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти; поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.
Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) – детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции.
Два дерева – могут символизировать себя и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпретации).
Добавление к дереву различных объектов – трактуется в зависимости от конкретных объектов.
Пейзаж – означает сентиментальность.
Переворачивание листа – независимость, признак интеллекта, рассудительность.
Земля
Земля изображена одной чертой – сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.
Земля изображена несколькими различными чертами – действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа–спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.
ПРОЧИТАЙ ПИСЬМО
Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.
Описание игры. Почтальон (им может быть подготовленный взрослый или ребенок) приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Каждому ребенку вручается по письму, и дети друг за другом рассказывают, что они «прочитали» в своем письме.
Когда дети хорошо научатся сочинять рассказы по коротким письмам, можно увеличить количество изображений, а также можно предложить им самим сочинить и написать письма и затем, обменявшись ими, расшифровать послания товарищей.
Варианты писем и примерная их расшифровка:
продолжение
--PAGE_BREAK--