Введение
Однойиз важнейших задач, намеченных реформой общеобразовательной школы, являетсяповышение качества образования. В решении этой задачи особое место принадлежитобучению школьников приемам рациональной учебной деятельности. В связи с этимвозникает необходимость систематической работы по формированию, у учащихсяумений и навыков учебного труда. При обучении детей биологии учителю важноразвивать у учащихся специальные умения (наблюдать биологические явления,формулировать экспериментальную задачу, составлять план биологическогоэксперимента).
Важное значение имеет применение методабеседы при изучении материала, известного школьникам из ранее изучаемых курсов.Так, на уроках ботаники при изучении материала о взаимосвязи растений иокружающей среды учитель должен учитывать полученные школьниками из курсаприродоведения знания и использовать их в качестве опорных.
Глава 1. Лабораторный практикум по ботанике как средство развитиясамостоятельности учащихся
Соотношениеобучения и умственного развития детей – одна из важнейших, современных проблем.Она стала особенно актуальной потому, что в последние годы прогресс наукиосуществляется чрезвычайно быстро и круг знаний об объектах растительного миравсе более расширяется. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед школой,является организация обучения, при которой совершенствуется умственное развитиеучащихся и возможно самостоятельное добывание знаний [1].
Однимиз основных методов школьной биологии считают наблюдение. Наблюдениенатуральных объектов и простейшие эксперименты с ними позволяют усилитьмотивацию, активизировать эмоциональную сферу личности, вызывать у них желаниепринять участие в решении разнообразных, в том числе и экологических проблем.
Самостоятельныеработы с натуральными объектами, т.е. с живыми системами разной степенисложности, способствуют формированию у школьников первичных исследовательскихнавыков. Лабораторные работы способствуют развитию творческой инициативы какобучающего, так и обучаемых.
Наукуразвивает человеческая любознательность, и задача учителя состоит в том, чтобыучащиеся не только запоминали совокупность знаний, но и сводили методсамостоятельного получения их в ходе лабораторного практикума.
Биология- наука экспериментальная, поэтому я по возможности чаще привлекаю учащихся кпостановке опытов, проведению наблюдений над живыми организмами. Налабораторных занятиях у учащихся не только повышаются знания, но и развиваютсяпрактические умения и навыки, способности каждого к самостоятельному действию.
Нельзясказать, что учителя биологии не организуют лабораторных занятий. Однако часто,эти занятия не достигают необходимого учебно-воспитательного эффекта, так какне все возможности данной учебной формы используются, особенно в целях развитиясамостоятельности учащихся.
Необходимоповысить эффективность лабораторных занятий, и нельзя ограничиваться простымрассматриванием раздаточного материала. Зрительное восприятие необходимосочетать с различными приемами воздействия учащегося на изучаемый объект, т.е.включать мышечные действия и осязание [10].
Психологиейдоказано, что практический, реальный анализ и синтез представляют первуюстепень познавательной деятельности. Если учащиеся осуществляют реальный анализрастения – рассматривают и расчленяют цветок, плод, семена, лист, стебель идр., фиксируют растение в целом или его органы, части, то такое действенноенаблюдение значительно активизирует познавательную деятельность учащихся,развивает их мышление.
1.1 Значение лабораторных работ
Передбиологическим образованием поставлена задача повышения качества усвоениязнаний, привития учащимся умений самостоятельно пополнять и углублять знания,формирования умений и навыков использования знаний в учебной работе, напрактике, в жизни. Решению этих задач во многом способствует рациональнаяорганизация лабораторных занятий, на которых учащиеся самостоятельно, хотя ипод руководством учителя, непосредственно изучают натуральные объекты,используя такие специфические для биологической науки методы, как наблюдение иэксперимент.
Лабораторныезанятия связаны с различными видами уроков (объяснительно-иллюстративными,проблемными, повторительно-обобщающими). Вместе с ними они составляют системуклассных уроков.
Данныеуроки оказывают существенное влияние на умственное развитие учащихся, так как входе самостоятельного изучения натуральных объектов по заданиям учителяучащиеся приучаются целенаправленно рассматривать их, в результате чеговозникает целостное восприятие этих объектов, представление о них, на основечего формируются различные биологические понятия и умения ими оперировать.Самостоятельно действуя в процессе лабораторных работ, учащиеся постепенноовладевают предметно-действенным анализом, что является неотъемлемым качествомтворчески мыслящего человека.
Лабораторныеработы помогают показать науку как исследование. Одни из них по традиции данытаким образом, чтобы лучше разъяснять и показать на примере сущностьизлагаемого в тексте материала. Другие совершенно иного рода. В нихзатрагиваются вопросы, по которым в учебниках нет ясного и окончательноготолкования. Они создают ситуацию, в которой сам учащийся может принять участиев исследовании. Каждая работа является реальным, действительным введением внаучное исследование. Она может начинаться с материала, который знакомучащимся, и по вопросу, решение которого уже найдено. Однако по мере углубленияв проблему уровень задания все больше и больше приближается к научномуисследованию [2].
1.2 Методика проведения лабораторных занятий по ботанике
Лабораторныезанятия за последние годы привлекают внимание как учителей, так и методистовбиологов. Многие учителя успешно проводят лабораторные работы по всем учебнымбиологическим предметам.
Подлабораторными занятиями подразумевают любой вид самостоятельной деятельностиучащихся. Наиболее четкую и аргументированную позицию в этом вопросе занимаютВ.Ф. Шалаев, В.А. Тетюрев, Б.В. Всесвятский и В.Н. Федорова. Признаваялабораторные занятия самостоятельной организационной формой учебного процесса,они указывают на следующие характерные особенности:
1. Занятияпроводятся в классных или лабораторных условиях
2. Учащиесяработают самостоятельно, используя методы наблюдения и эксперимента
3. Учительнаправляет и контролирует работу учащихся.
Перечисленныеособенности не выявляют отличия лабораторных занятий от других формпедагогического процесса, так как не раскрывают специфики наблюдений,проводимых на этих занятиях. Во-первых, наблюдения ведутся и на экскурсиях, и впроцессе демонстрации изучаемых растений; во-вторых, не всякое самостоятельноенаблюдение учащихся за изучаемым объектом является характерным для лабораторныхзанятий [7].
Посодержанию лабораторные занятия подразделяются на анатомические, морфологические,связанные с формированием у учащихся понятий о строении растений;физиологические, на которых изучаются процессы жизни растений; систематические,на которых изучается систематика растений.
Педагогическийопыт показывает, что при обучении биологии целесообразно выделять два типанаблюдений:
1. созерцательноенаблюдение, т.е. без воздействия на изучаемый объект,
2. действенноенаблюдение, т.е. сопровождающееся воздействием на объект изучения.
Например,созерцательное наблюдение на уроках ботаники осуществляется при рассматриванииплодов и семян, а также способов их распространения, при рассматриваниивнешнего вида растения или его органов (цветков, корней, стеблей, листьев,почек, клубней, луковиц), в процессе фенологических наблюдений за погодой, жизньюрастений.
Действенноенаблюдение при изучении ботаники осуществляется при рассматривании строениярастений (например, представителей семейств цветковых) с разделением их наорганы или при изучении внутреннего строения органов растений (цветков, корней,стеблей, листьев) и расчленении их на части [3].
Несомненно,созерцательное наблюдение как метод самостоятельной работы, имеет важноезначение в обучении биологии, учащиеся непосредственно, целенаправленновоспринимают отличительные особенности изучаемого натурального предмета, хотя ине воздействуют на него. В результате таких наблюдений у учащихся возникаютвосприятия, формируются представления и понятия о наблюдаемых явлениях ипредметах природы, например, на экскурсиях в природу, на классных уроках приработе с натуральным раздаточным материалом, а также при демонстрации учителемопытов и изучаемых объектов. Познавательное значение созерцательного наблюдениявозрастает, если оно сопровождается такими методическими приемами, какзарисовка с натуры или прикрепление засушенных растений к гербарным листам.
Наиболееценным является наблюдение, сочетаемое с воздействием учащегося на изучаемыйнатуральный объект, например препарирование, применение химических реактивов,испытание на твердость и прочность, расчленение, разрезание, вскрытие,приготовление микроскопического препарата. Существенным отличием действенногонаблюдения от созерцательного является восприятие отличительных особенностейизучаемого объекта посредством органов чувств и мышления и путем моторноговоздействия на изучаемый объект, в силу чего формирующиеся у учащихсяпредставления и понятия будут значительно полнее.
Присозерцательном наблюдении реализуется только дидактический принцип наглядности,то при действенном наблюдении дополнительно реализуется и принцип моторности,положительное значение которого как одного из способов добывания знанийпризнается физиологией и психологией.
Всеформы организации учебного процесса определяются тремя главными факторами:Содержанием учебного материала, условиями, в которых протекает учебный процесс(класс, лаборатория, природа, учебно-опытный участок), и применяемыми методамиобучения. Каждая форма может эффективно сочетаться только с определеннымиметодами [4].
Воснову работы с учащимися должна быть положена схема научного познания.Приобретение знаний начинается с анализа фактов, которые закономерноповторяются (факты – события, результаты, обнаруженные в процессе наблюдений,которые могут быть зафиксированы многократно). Факты, собранные по одной проблеме,называются данными. Сбор данных, их качественная и количественная оценкапозволяют формулировать гипотезы, которые обязаны объяснить известные факты(гипотеза – предварительное решение или версия, объясняющая все известные фактыи предсказывающая другие события, явления, которые могут произойти). Всегипотезы подвергаются проверке, и случается так, что приходится выдвигать новыеверсии, осуществлять их проверку с помощью новых наблюдений, опытов,экспериментов. Если выдвинутая гипотеза выдерживает все испытания на истинностьи признается общественностью, то такая гипотеза становится теорией.
Напредлагаемых лабораторных занятиях деятельность учащихся спланирована такимобразом, чтобы отражался естественных ход знаний, т.е. от фактов, полученных входе проведения опыта, наблюдений, экспериментов, через обсуждение гипотез кзнаниям.
Участникамучебного процесса предлагаются различные по содержанию лабораторные работы. Внекоторых уже даются готовые результаты исследований, а задача учащихся состоитв том, чтобы объяснить их.
Другаячасть работ предполагает участие в исследовательской деятельности, где учащиесясмогли бы собрать или получить результаты для последующего их объяснения.
Действенноенаблюдение и эксперимент, применяемые учащимися на лабораторном занятии поботанике, следует направлять на выявление самых существенных признаков исвойств, которые наиболее ярко выражают функцию изучаемого органа. Например,учащиеся должны понять, что плоская форма листа и прозрачность его кожицыобусловлены функцией поглощения солнечных лучей при фотосинтезе; сочностьмякоти подземных побегов связана с их основной функцией – накоплением запасаорганических веществ [9].
Тематикаи цели лабораторных работ, рекомендованных программой, довольно разнообразны.Структурно почти каждое лабораторное занятие состоит из:
1. Вводнойчасти
2. Собственноработы
3. Итоговойбеседы.
Вводнаячасть ставит целью подготовить учащихся к выполнению самостоятельной работы.Она обычно носит характер краткой беседы или небольшого рассказа с элементамибеседы. Задача этой части урока – мобилизация необходимых для занятий знанийучащихся и на основе их либо краткое освещение сущности нового материала, либоиспользование их в качестве опорных для создания проблемной ситуации ипостановки проблемного вопроса, который решается школьниками в процессевыполнения самостоятельной работы.
Содержаниесамостоятельных работ включает биологические знания о строении растений в связис их образом жизни. С целью развития мышления учащихся оно должно изучаться вопределенной логической последовательности: сначала следует ориентироватьвнимание учащихся на рассмотрение важнейших черт организации растений, затем насущественные и менее существенные признаки их строения, в конце работынеобходимо направить усилия учащихся на установление связи между этимирассмотренными признаками.
Дляуспешного выполнения самостоятельных работ необходимы:
1. Предварительнаяподготовка раздаточного материала (натуральные объекты в живом либофиксированном виде);
2. Инструктивныекарточки, включающие в себя название работы, ее цель и план(последовательность) выполнения;
3. Заключительныезадания или вопросы, способствующие осознанному пониманию объектов изучения.
Эффективностьлабораторных занятий зависит от их методической организации, что достигаетсявыполнением следующих требований:
1. Восстановлениев памяти учащихся запаса знаний, умений, навыков, имеющих непосредственнуюсвязь с содержанием предстоящего лабораторного занятия.
2. Постановказадач предстоящего лабораторного занятия, чтобы учащиеся могли их успешновыполнить.
3. Проведениеучителем инструктажа перед выполнением учащимися предстоящей самостоятельнойработы, разъяснение задания, которое им следует выполнить.
4. Постепенноеразвитие познавательной самостоятельности учащихся путем последовательногоусложнения заданий.
5. Приучениекаждого учащегося к активной работе, полной дисциплине и аккуратности,соблюдение правил безопасности, особенно при работе острыми предметами (иглы,скальпель).
6. Экономиявремени, достигаемая сокращением записей и зарисовок в тетрадях.
7. Доведениесамостоятельной работы учащимися до полного завершения. Оказание учителемсвоевременной помощи учащимся, допускающим ошибки или затруднения привыполнении задания.
8. Фиксированиеучащимися в особую тетрадь для лабораторных занятий результатов опытов инаблюдений за подопытными растениями в виде записей, схем и т.д.
9. Воспитаниеу школьников культуры и эстетики труда посредством предъявления требований каккуратному выполнению работы, красивому оформлению записей, рисунков, схем,диаграмм, поддержанию чистоты рабочего места.
10. Объективнаяоценка выполняемых учащимися заданий.
Осуществлениеуказанных требований происходит постепенно, по мере того как учащиесяовладевают умениями и навыками самостоятельного выполнения заданий учителя длялабораторных работ [13].
Постепеннозадачи и содержание лабораторных занятий усложняются, а самостоятельностьучащихся возрастает, поскольку уровень их биолгических знаний, умений и навыковзначительно повышается.
Лабораторныеработы по усмотрению учителя могут проводиться как для получения новых знаний,так и для их закрепления и проверки уже имеющихся.
Другимважным условием повышения эффективности лабораторных работ является продуманнаяитоговая беседа о результатах проделанной работы с целью подведения учащихся копределенным естественнонаучным методам. Понимание сущности изучаемых явленийтребует серьезной умственной работы самого учащегося – мыслительной переработкии словесного выражения результатов чувственного восприятия.
Провестиитоговую беседу можно по следующим вопросам:
1. Какпроводили опыт?
2. Каковрезультат опыта?
3. Какиебыли затруднения в ходе проведения опыта?
4. Почемуполучился такой результат?
5. Какойвывод можно сделать из опыта?
Этивопросы рассчитаны на логическое обобщение результатов самостоятельныхнаблюдений и экспериментов, в процессе которого у учащихся формируются понятия,развиваются абстрактное мышление и речь. Однако это достигается благодаряумелому руководству мышлением учащихся со стороны учителя. Только при этихусловиях самостоятельные эксперименты и наблюдения детей бывают продуктивными иобеспечивают им сознательное и прочное усвоение биологических знаний [8].
Наэффективность лабораторных работ влияет еще один важный фактор – обеспеченностьшколы приборами и раздаточным материалом. Важно, чтобы каждый ученик имелнеобходимый комплект оборудования. Это позволяет вовлечь весь класс ввыполнение посильного самостоятельного задания. Часто работа на лабораторныхзанятиях необоснованно проводится звеньями из 3-4 учащихся. В этом случаетолько один из них непосредственно, своими руками выполняет задание, аостальные по существу ограничиваются ролью созерцателей. От этого зависиткачество приобретенных знаний и практических умений. Хотелось бы отметить, чтов нашей школе обеспеченность приборами и материалами очень низкая. Микроскописпользуется учащимися один на двоих. Для выхода из этой ситуации я рассаживаюдетей так, чтобы в паре был ребенок хорошо усваивающий материал и быстроработающий и слабого ученика. Работая вместе, они помогают друг другу. Кромеэтого мне приходиться составлять задания нескольких уровней сложности идополнительные вопросы сильным учащимся.
Таблица1
Лабораторныеработы в курсе ботаники.Тема курса Лабораторные работы
Клеточное строение организмов
Царство Грибы
Царство Растения
Строение и многообразие покрытосеменных растений
Жизнь растений
Классификация растений
Природные сообщества
Устройство лупы и светового микроскопа. Рассмотрение клеток с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Рассматривание пластид под микроскопом.
Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.
Изучение строения тел шляпочных грибов.
Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Изучение строения мха (на местных видах)
Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).
Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.
Изучение внешнего и внутреннего строения корня.
Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.
Изучение макро- и микростроения стебля.
Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень. луковица).
Изучение строения цветка.
Ознакомление с различными видами соцветий.
Ознакомление с сухими и сочными плодами.
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Выявление признаков семейств по внешнему строению растений.
Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.
Налабораторных работах учащиеся работают самостоятельно по инструктивнымкарточкам. Карточки включают не только задания, определяющие самостоятельные практическиедействия учащихся, но и вопросы для анализа, размышления, а такжедополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятиянаблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь,перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их наболее глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. Порисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов.
Осмыслитьсодержание самостоятельной работы. Сделать из нее выводы и обобщения помогаетитоговое обсуждение. При подведении итогов главное внимание обращаю наустановление взаимозависимости функции и строения изучаемого органа,приспособленность организма к определенным условиям среды (элементы экологии),сравнение (выявление черт сходства и различия) с ранее изученными растениями,что позволяет осуществлять процесс последовательного логического наращиваниязнаний, их повторения и закрепления. В беседе раскрываю вопросы, ответы накоторые учащиеся не могли получить в процессе лабораторной работы. Приподведении итогов использую таблицы.
Глава 2. Использованиеметода беседы для развития самостоятельности учащихся на уроках ботаники в vклассе
лабораторный практикум ботаникасамостоятельный беседа
Применению метода беседы в учебномпроцессе уделяли внимание многие дидакты и методисты. В помощь учителюприводились рекомендации по составлению и постановке вопросов беседы, ходулогических рассуждений. Давалась и классификация беседы: вводная, разъяснительная,обобщающая (Б.Е. Райков), объяснительно-иллюстративная, частично поисковая (Е.П.Бруновт), вводная, итоговая, эвристическая, разъяснительная (Д.И. Трайтак) идр. Как видно из этого перечня, метод беседы классифицировался по разнымКритериям: или чисто дидактическим, или свидетельствующим о характереуправления познавательной Деятельностью ученика, или по тем и другимодновременно.
Однако опыт показывает, что, несмотря на довольно широкую теоретическуюразработанность метода беседы, еще далеко не все учителя владеют искусством еепроведения. Вместе с тем значение метода беседы в обучении и развитии учащихсябесспорно.
Особенно важное значение имеетприменение метода беседы при изучении материала, известного школьникам из ранееизучаемых курсов. Так, на уроках ботаники при изучении материала о взаимосвязирастений и окружающей среды учитель должен учитывать полученные школьниками изкурса природоведения знания и использовать их в качестве опорных.
Вопросы беседы, проводимой на этихуроках, должны предполагать короткие и исчерпывающие ответы, иллюстрирующиепонимание учащимися материала о влиянии растений на окружающую среду такуюформу работы: рассмотреть в учебнике географии VII класса геохронологическуютаблицу и проследить по нему развитие животного мира на Земле по эрам ипериодам.
Главными же в этой беседе должны бытьвопросы, ответы на которые свидетельствовали бы о понимании учащимися материалао приспособленности растений и ее относительном характере. Так, целесообразно,на наш взгляд, задать пятиклассникам такие вопросы: какие приспособления,имеющиеся у растений, помогают им перенести низкие зимние; температуры? Какприспособлены растения к дефициту, влаги? Какое значение в жизни растения имеютвидоизмененные листья? При изучении нового материала важно организовать беседутак, чтобы она предполагала индуктивный ход рассуждений, при котором учащиесяпостепенно продвигаются от незнания к знанию. Каждый вопрос такой беседы долженбазироваться на имеющихся знаниях и в то же время содержать некоторую новую информацию,которая ставила бы ученика перед необходимостью решения новой для него задачи.Например, на уроке по изучению строения семян (тема «Семя») учащимсяцелесообразно предложить ответить на такие вопросы: какое строение имеют семенафасоли, гороха, редиса? Как называется плод у фасоли и гороха? Что представляетсобой зерновка пшеницы? Можно ли считать ее семенем?
После вывода о том, что представляетсобой зерновка, можно задать вопрос: каково строение семени пшеницы? Ответ наэтот вопрос учащиеся дадут после проведения лабораторной работы по изучениюсемени пшеницы, проводимой на атом уроке.
Важноезначение имеет применение метода беседы на уроках, посвященных обобщениюизученного материала. Вопросы беседы в этом случае должны акцентироватьвнимание учащихся на основном содержании урока или темы, важном для развитияосновных биологических понятии и для формированиядиалектико-материалистического мировоззрения и атеистических взглядовшкольников. Целесообразно применение метода беседы и в развитии познавательнойсамостоятельности учащихся. При этом главными факторами эффективности методабеседы являются) 1) знание учащимися учебного материала, 2) уровень развитияучащихся (наличие опорных знаний, интеллектуальных умений и навыковмыслительных операций). Исходя из этих положений, учитель прежде всего долженвыяснить, что знают и умеют учащиеся, насколько свободно они оперируют этимизнаниями и умениями, какими приемами мыслительной деятельности овладели, какиеобщенаучные умения у них сформированы. Установить это учитель должен на первыхуроках темы в ходе беседы репродуктивного характера. Например, чтобы получитьответы, иллюстрирующие конкретные знания учащихся по теме «Общее знакомство сцветковыми растениями», можно задать учащимся такие вопросы: какназывается этот плод? Назови особенности строения рассматриваемого плода? Чтотакое соцветие? Как распространяются плоды н семена различных растений? И т. п.После того как определен уровень развития учащихся, необходимо проанализироватьучебный материал урока с точки зрения возможности его изучения на определенныхэтапах урока методом беседы. Исследованиями установлено, что наиболееэффективно применение метода седы при изучении материала средней трудности, таккак при изучении простого по содержанию материала вопросы не вызовут у учащихсякаких-либо затруднений, а следовательно, и интереса к изучаемой теме, аслишком сложный материал может снизить активность в силу го непониманияучащимися. Третье условие — постепенное усложнение вопросов беседы,направленное на более самостоятельное оперирование знаниями. Реализуется этоусловие при соблюдении первых двух путем постановки перед учащимися вопросов,требующих от ученика более сложных умственных действий. Для этого следует изурока в урок увеличивать число вопросов, требующих для ответа не репродуктивныхзнаний, а продуктивного мышления. При этом следует усложнять и приемы,активизирующие умственную работу ученика, и уменьшать помощь со стороныучителя.
Применяяметод беседы при изучении материала «Средней сложности, следуетпредусмотреть ряд условий.
Первоеусловие — целенаправленность проводимой беседы. Учитель должен четко себепредставлять цель беседы, представлять, на что нужно направить вниманиешкольников для достижения этой цели. В одних случаях важно сосредоточитьвнимание учащихся на воспроизведении ранее пройденного материала, необходимогодля восприятия нового, изучаемого. Например, для понимания сущности роста корняучащиеся должны вспомнить Процесс деления растительной клетки, а при изученииминерального питания растений им понадобятся знания о внешнем и внутреннемстроении корня, о корневом делении.
Вдругих случаях необходимо сосредоточить внимание учащихся на лучшем запоминанииизучаемого материала. Например, при изучении процесса дыхания растений вниманиеучащихся должно быть сконцентрировано на свойствах газов, газообмене придыхании, агротехнических приемах, проводимых человеком в целях улучшенияаэрации почвы, и т. д.
Второеусловие — использование для беседы интересных фактов, результатов опыта илиэксперимента, демонстрации натуральных объектов — факторов, способствующихэмоциональному настрою представить ранее изученное, найтилогические связи с изучаемым, сделать необходимые выводы.
Третьеусловие — постепенное усложнение вопросов беседы, направленное на болеесамостоятельное оперирование знаниями. Реализуется это условие при соблюденийпервых двух путем постановки перед учащимися вопросов, требующих от ученикаболее сложных умственных действий. Для этого следует из урока в урокувеличивать число вопросов, требующих для ответа не репродуктивных знаний, апродуктивного мышления. При этом следует усложнять и приемы, активизирующиеумственную работу ученика, и уменьшать помощь со стороны учителя.
Демонстрируя вытяжку хлорофилла,полученную при, изучении внутреннего строения листа, учитель задает вопрос: чтоэто за вещество, из каких клеток оно получено? (Актуализация ранееприобретенных знаний..)
Демонстрируя проросток фасоли,выращенный на свету, и проросток, выращенный без света, учитель задает вопрос:какие условия нужны для образования хлорофилла? (Самостоятельное установлениепричинно-следственных связей по результатам опыта.)
Как определить наличие крахмала влистьях? (Умозаключение.)
Почему не образовался крахмал в белыхполосках хлорофитума? (Объяснение и установление причинно-следственных связей.)
Почему не оказалось крахмала в листерастения, простоявшего в темном помещении несколько дней? Куда он мог исчезнутьза это время? (Объяснение и установление причинно-следственных связей.)
Какие условия необходимы для образованияв листьях крахмала? (Обобщение знаний.)
Что произойдет, если на срез клубнякартофеля нанести каплю йода? (Оперирование знаниями.).
Как перемещается образовавшийся влистьях крахмал в другие органы растения? В каком виде он перемещается? На чторасходуется крахмал, образовавшийся в листьях растения? (Оперированиезнаниями).
При проведении поисковой беседы поуказанным выше вопросам обеспечивается высокая познавательная самостоятельностьучащихся, их активность, отмечается понимание и запоминание сложного материалаурока.
При изучении темы «Стебель» учительимеет возможность так спланировать проведение беседы, чтобы пятиклассникиприводили доказательства, обоснования, собственные умозаключения. Например, науроке «Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю» можнопредложить учащимся ответить на следующие вопросы.
Какие органические вещества входят всостав семян? Как это можно установить?
Чем можно объяснить наличие крахмала всеменах?
Где образовался крахмал?
Как он переместился по растению?
Где содержится запас питательныхвеществ?
Как определить, по какому слою стебляперемещаются органические вещества?
Вопросы последующих бесед Должныориентировать школьников на осмысленный, обобщенный ответ. Например, при изученииклеточного строения растения можно задать учащимся такие вопросы.
Какие признаки сходства характерны длявсех органов растения? В чем состоит их отличие?
Чем объясняется это отличие?
В чем выражается взаимосвязь органоврастения?
В работе учителя метод беседы долженвсегда сочетаться с другими приемами и методами. Так, в начале обученияпредмету метод беседы должен использоваться в сочетании с методом наблюдения.Особенно важно такое сочетание при изучении физиологического материала, Приэтом следует строго продумывать вопросы беседы, способствующие обобщениюимеющихся знаний и развитию приемов логических операций. На первых этапахобучения целесообразно давать учащимся образцы обобщенных ответов. Приведемпример. Чтобы ученик дал Правильный ответ на вопрос «Что представляет собойсемя растения?», следует сориентировать его на использование имеющихся у негоконкретных знаний, например, о строении семени фасоли. Если ученик вспомнит,что семя фасоли имеет кожуру и зародыш (с зародышевым корешком, зародышевымстебельком, почечкой с листочками и семядолями), он без труда ответит навопрос, указав, что семя — это зародыш будущего растения, оно имеет запаспитательных веществ и защищено от неблагоприятных условий.
Наконец важно помнить о том, чтобы входе беседы обязательно использовались различные приемы фиксации изучаемогоматериала — составление и заполнение таблиц, схем, зарисовка объектов и ихчастей, письменные ответы и т. п. Это помогает.учителю контролировать действиякаждого ученика, следить за тем, как усваивается на уроке изучаемый материал.
Итак, использование метода беседы науроке дает учителю реальную возможность развивать познавательнуюсамостоятельность учащихся. Успех работы будет зависеть от того, насколькоправильно определит учитель место этого метода в учебном процессе, продумаетцель и содержание вопросов беседы, степень самостоятельности учащихся вподготовке ответов на вопросы, четко спланирует деятельность учащихся на уроке.
Глава3. Техника выполнения лабораторных работ по ботанике
1.Анатомо-морфологические особенности растений
Тема:“Клеточное строение растений”.
Цель: Исследовать
строениемякоти сочных плодов.
Оборудование: плоды помидора, физалиса, арбуза, ручные лупы,препаровальные иглы.
Инструктивная карточка.
1.Вспомните классификацию плодов. Рассмотрите плоды, определите их.
2.Разломитеплод помидора. Рассмотрите строение мякоти плода невооруженным глазом.
3.Руководствуясь правилами пользования лупой, рассмотрите клеточное строениемякоти плода.
4.Кончиком препаровальной иглы отделите одну клетку мякоти помидора и рассмотритепри помощи лупы ее величину, окраску, форму.
5.Отломите кусочек арбуза и на изломе, пользуясь ручной лупой, рассмотритеразмер, окраску, форму клеток мякоти арбуза.
6.Разломите плод физалиса овощного и рассмотрите клетки. Чем характеризуютсявнешнее строение клеток мякоти этого плода?
7.Зарисуйте изученные клетки.
8.Сравните их внешний вид. Найдите черты сходства и отличия, сделайте вывод [5].
Тема:“Изучение клеток кожицы лука”.
Цель: Изучить особенности строения растительной клетки.
Оборудование: сочные чешуи лука, раствор йода, набор длямикроскопирования, микроскоп.
Возьмитенебольшой пузырек, налейте в него воды и капните йодной настойки, для получениясветло-желтого раствора йода. Для работы лучше брать не белую, а фиолетовуюлуковицу.
Инструктивная карточка.
1.Пинцетом снимите тонкую пленку с внутренней стороны сочной чешуи лука иположите ее кусочек на предметное стекло.
2.Расправьте препарат препаровальной иглой, капните раствором йода и накройтепредметным стеклом.
3.Рассмотрите препарат сначала при увеличении 56 C, а затем при увеличении 140 C.
4.Зарисуйте микропрепарат и укажите главные части клетки (ядро с ядрышком,цитоплазму, вакуоль, оболочку) [4].
Тема:“ Обнаружение бесцветных пластид в клетках кожицы листа традесканции”.
Цель: Обнаружить бесцветные пластиды растительной клетки ирассмотреть их строение.
Оборудование: лист традесканции, набор для микроскопирования,микроскоп.
Бесцветныепластиды (лейкопласты) можно наблюдать в клетках кожицы комнатного растениятрадесканции. Они сосредоточены вокруг ядра как мелкие бесцветные шарики.Прочитайте в учебнике материал о строении кожицы листа, об особенностяхстроения и значении устьиц.
Инструктивная карточка.
1.Возьмите лист традесканции в левую руку, нижней стороной наружу. Кончикомпрепаровальной иглы надорвите кожицу с нижней стороны листа и пинцетом оторвитекусочек и положите его на предметное стекло. Приготовьте микропрепарат.
2.Рассмотрите препарат при увеличении 56 C. Найдите клетки кожицы. Какую ониимеют форму? Между клетками найдите устьица. Зарисуйте клетки кожицы.
3.Рассмотрите препарат при увеличении 140 C. Найдите бесцветные пластиды вокругядра.
4.Зарисуйте строение клетки, обозначив части клетки и пластиды.
5.Сравните строение клеток элодеи и кожицы традесканции. Сделайте вывод [1].
Тема:“Изучение клеток томата”.
Цель: Продолжить ознакомление с разнообразием растительных клеток.
Оборудование: ломтик зрелого томата, набор длямикроскопирования, микроскоп.
Инструктивная карточка.
1.Приготовьте микропрепарат из мякоти зрелого томата и рассмотрите его приувеличении 56 C.
2.Рассмотрите форму и цвет клеток. Какие части клеток видны?
3.Найдите в цитоплазме оранжево-красные зернышки – хромопласты.
4.Зарисуйте клетки мякоти томата. Обозначьте их части.
5.Сравните строение клеток элодеи и томата. Почему они имеют разную окраску?
6.Перечислите пластиды растительной клетки.
7.Заполните таблицу:
Пластидырастительной клеткиНазвание Цвет В каких клетках наблюдается Окраска органа, в котором содержатся пластиды
Тема:Одноклеточные зеленые водоросли, их строение, питание и размножение.
Цель: Изучить особенности строения зеленых водорослей.
Наданном уроке учащиеся знакомятся на примере хлореллы, хламидомонады с условиямиобитания, строением и жизненными отправлениями одноклеточных зеленыхводорослей, уясняют, что это одноклеточные организмы.
Оборудование: живая культура водорослей; микроскоп; предметныеи покровные стекла, пипетки, фильтровальная бумага, препаровальные иглы,раствор йода.
Инструктивная карточка
1.Снимите иглой немного зеленого налета с кусочка коры и перенесите его напредметное стекло в каплю воды. Накройте препарат покровным стеклом, слегка егоприжимая. Выступившую из-под стекла воду удалите фильтровальной бумагой.
2.Под большим увеличением микроскопа рассмотрите форму хлорококка и его строение.Найдите оболочку, хлоропласт – у водорослей он называется хроматофором, — цитоплазму (между хроматофором и оболочкой).
Отчего зависит зеленая окраска хроматофора?
Зарисуйтеодноклеточную водоросль хлорококк.
3.Нанесите на предметное стекло около покровного каплю йода, а с противоположногокрая с помощью фильтровальной бумаги удалите воду, пока раствор йода неокажется под покровным стеклом. Рассмотрите окрашенный препарат.
Какизменилась окраска частей клетки? Есть ли в клетке водоросли крахмал? Еслиесть, то как он здесь образуется?
4.Сравните отдельные клетки хлорокока между собой. Все ли они одинаковогоразмера? Рассмотрите делящиеся клетки, имеющие наружную перетяжку.
5.Сравните строение клетки водоросли с бактерией. У кого из них более сложноестроение? Какие черты сходства между ними?
Подведениеитогов работы.
Одногоиз учащихся вызываю к доске и предлагаю нарисовать хлорококк, обозначить его части.Теперь дополнительно поясняю (по таблице), что у хлорококка в центре клеткиимеется ядро с ядрышком, что форма хроматофора чашевидная. После этого детирисуют ядро с ядрышком.
Далеевыясняем вопрос о питании и дыхании одноклеточных водорослей. Выяснив вопрос опутях поступления воды и растворенного в ней углекислого газа, т.е. исходныхпродуктов фотосинтеза. Подвожу учащихся к ответу о питании зеленых водорослей.Для закрепления знаний рисую на доске схему питания водорослей. А дети то жесамое делают в тетради.
Затемвыясняем вопрос о дыхании водорослей и повторяем понятие об обмене веществ.Поясняю, что водоросли могут использовать из окружающей среды и готовыеорганические вещества, что это роднит их с бактериями, которые питаются восновном готовыми органическими веществами.
Знания,приобретенные на лабораторном занятии, позволяют учащимся сделать вывод овегетативном размножении хлорококка. Рассказываю, пользуясь таблицей, чтохлорококк размножается также бесполым путем – с помощью подвижных зооспор – иполовым – путем слияния мелких подвижных клеток (изогамет).
Обсуждениеитогов данной лабораторной работы проводится так же, как на предыдущем уроке.Пользуясь таблицей, внимание учащихся обращаю на форму хроматофора. Поясняюособенности размножения путем своеобразного полового процесса – копуляции,называемой у водорослей конъюгацией. Отмечаю, что размножение сходно схлорококком: бесполое – подвижными зооспорами – и половое – путем слияниядвужгутиковых подвижных клеток.
Итоговоеобсуждение заканчиваю краткой беседой о значении зеленых водорослей в природе ижизни человека.
Тема: Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение.
Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение шляпочных грибов.
Учащиесязнакомятся на данном уроке со средой обитания, строением, питанием,размножением шляпочных грибов, явлением симбиоза у растений, делением грибов насъедобные и ядовитые.
Налабораторном занятии путем самостоятельного изучения природного материалаучащихся выясняют внешнее строение шляпочных грибов, рассматриваютмикростроение плодового тела гриба, узнают о симбиозе на примере грибницы икорней брусники.
Оборудование: фиксированные препараты шляпочных грибов,грибокорень брусники, скальпели, микроскопы, предметные и покровные стекла,пипетки, препаровальная игла, фильтровальная бумага, раствор йода.
Инструктивная карточка.
1.Рассмотрите плодовое тело шляпочного гриба. Найдите у гриба ножку и шляпку,зарисуйте и обозначьте части рисунка.
2.Сделайте продольный разрез плодового тела, рассмотрите нижний слой шляпки.Какое строение он имеет – трубчатое или пластинчатое?
3.Скальпелем сделайте тонкий срез трубочек (или пластинок) и приготовьте давленыйпрепарат (сожмите срез между двумя предметными стеклами). Рассмотрите подмикроскопом при малом увеличении тонкие прозрачные нити – нити грибницы, изкоторых состоит плодовое тело гриба, и округлые тела – споры (клетки беспологоразмножения). Зарисуйте и сделайте надписи.
4.Кончиком иглы перенесите немного тонких корней брусники на предметное стекло.Окрасьте препарат раствором йода и накройте покровным стеклом. Рассмотритепрепарат под микроскопом (малое увеличение). Найдите темные тонкие нитигрибницы и толстые неокрасившиеся корни брусники (грибница и кореньпереплетаются между собой). Зарисуйте микростроение грибокорня. Приведитепримеры взаимовыгодного сожительства двух разных растительных организмов [2].
Подведениеитогов работы.
Двоеучащихся схематично рисуют на доске строение шляпочного гриба, микростроениеплодового тела, срастание грибницы и корня у брусники. Учащимся предлагаетсяразделить шляпочные грибы, исходя из строения нижнего слоя шляпки, высказатьсвои предположения о приспособленности грибов к распространению спор в природе(ветром, водой, животными). В беседе уточняем строение плодового тела (плотноепереплетение грибницы) и понятие грибокорня (микориза) – взаимовыгодноесожительство гриба и корня. Выясняем, почему определенные виды грибоввстречаются вблизи определенных деревьев и кустарников.
Обсуждениезаканчивается беседой о ядовитых и съедобных грибах, мерах, предупреждающихотравление, о первой помощи при отравлениях, правилах сбора грибов.
Длясистематизации знаний предлагаю заполнить следующую таблицу:Примеры симбиоза Состав симбионтов В чем проявляется взаимная польза
Клубеньки на корнях бобовых
Чайный гриб (уксуснокислые бактерии и дрожжи)
Грибокорень
Лишайник
Тема:Мохообразные. Характеристика мхов.
Цель: 1. Познакомить учащихся с характерными особенностями высшихрастений на примере мхов. 2. Показать черты усложнения в организации мхов (посравнению с водорослями).
Оборудование: живые растения или гербарные экземплярыкукушкина льна, сфагнума или других мхов; микроскопы; таблицы.
Инструктивная карточка.
1.Рассмотрите внешнее строение мха. Найдите стебель и листья. Укажите форму,расположение, размер и окраску листьев, характер стебля (ветвистый, неветвистый).
2.Рассмотрите верхушку стебля и найдите коробочку со спорами. Установите значениеспор в жизни растения.
3.Рассмотрите под микроскопом лист мха и зарисуй его в тетради, подпишитеназвания основных частей листа.
4.Ответьте на вопросы: чем отличаются мхи от водорослей и цветковых растений построению? В чем сходство и различие в питании мхов и цветковых растений?
2.Физиологические особенности растений
Тема:Клеточное строение корня.
Цель: Исследовать особенности внешнего и внутреннего клеточногостроения корня.
Оборудование: Проросшие луковицы репчатого лука с водой,проростки редиса, салата, пшеницы, покровные и предметные стекла, стакан сводой, препаровальная игла, микропрепараты корневого чехлика, корневые волоски,поглощающего участка.
Инструктивная карточка.
1.Рассмотрите корни репчатого лука невооруженным глазом и при помощи лупы.Найдите корневой чехлик. Рассмотрите микропрепарат корневого чехлика подмикроскопом. Нарисуйте клеточное строение чехлика. Обозначьте его части.
2.Найдите на корнях редиса, пшеницы, салата участки с корневыми волосками.Отметьте их расположение на корне. Нарисуйте корень и корневые волоски.Подпишите каждый участок корня.
3.Рассмотрите его при помощи микроскопа. Найдите корневой волосок и рассмотритеего. Зарисуйте корневой волосок и обозначьте все его части. Почему измениласьформа клетки?
4.Рассмотрите поперечный разрез проводящего участка корня. Найдите сосуды корня.Зарисуйте клеточное строение этого участка корня. Найдите сосуды корня.Зарисуйте клеточное строение этого участка корня.
5.Сравните внутреннее строение плодов помидора и арбуза и строение корня. Найдитечерты сходства и отличия. Чем объяснить особенности растительных тканей корня,сделайте вывод.
Тема:Строение стебля.
Цель: Изучение внутреннего строения стебля на примере хвойных илиственных деревьев.
Оборудование: части стеблей деревьев, препаровальные иглы,альбом.
Инструктивная карточка.
1.Рассмотри поперечный и продольный срезы веток и найди слои стебля древесногорастения.
2.На продольном срезе ветки отдели кору, на ощупь определи свойство поверхностидревесины, найди в тексте учебника объяснения этого свойства.
3.Рассмотри строение коры, древесины и сердцевины с помощью лупы. Препаровальнойиглой выдели части коры (пробку и лубяные волокна), древесину и сердцевину.Расположи их на лабораторном месте и подпиши названия каждой из этих частей.
4.Оформи аппликацию “Строение древесного растения”, зарисуй в тетради продольныйсрез ветки и подпиши название каждого слоя, используя при этом соответствующийтекст и рисунок учебника.
Тема:Видоизмененные побеги.
Цель: Исследовать побеги клубней картофеля в связи с выполняемымифункциями.
Оборудование: клубни картофеля, скальпель, альбом.
Знакомитьучащихся с видоизмененными побегами начинаем в ходе беседы о значении картофеля(пищевая, кормовая и техническая культура). С целью актуализации ранееусвоенных учащимися знаний об органах цветкового растения предлагаем для обсуждениявопрос: можно ли назвать клубень картофеля корнем, листом, цветком, плодом? Врезультате создается проблемная ситуация (что же такое клубень картофеля?) инеобходимость решения учебной задачи, в ходе которого учащиеся должныопровергнуть ошибочные предположения и доказать, что клубень картофеля –видоизмененный побег.
Решениеэтой задачи проводится в такой последовательности: учащиеся перечисляютпризнаки плода и побега, выясняют, какие из этих признаков присущи клубню, иделают вывод о том, что клубень – видоизмененный побег. Они убеждаются в этом входе лабораторной работы, предусматривающей изучение внешнего и внутреннегостроения клубня. Выполняя работу по инструктивной карточке.
Инструктивная карточка.
1.Рассмотри клубень, найди почки. Зарисуй контур клубня и обозначь глазки ирасположенные в них почки.
2.Вспомни, как располагаются почки на клубне.
3.Сосчитай число глазков на клубне; большее число их располагается на верхушке,меньше – на основании; определи, где у клубня верхушка, где – основание.
4.Рассмотри тонкие поперечные срезы клубня картофеля на свет и найти частистебля; зарисуй строение поперечного среза клубня картофеля; подготовь ответ навопрос: почему очищенный молодой картофель скользит в руках?
5.Сравни внутреннее строение стебля липы и внутреннее строение клубня; объясничерты отличия.
Тема:Передвижение воды по растению
Цель: Ознакомиться с принципом поступления воды к листьям и почкамрастения.
Оборудование: поперечные срезы древесных пород растений,альбомы.
Изучениевопроса о передвижении воды и минеральных веществ по стеблю начинаем сповторения материала о корне, поступлении воды и минеральных веществ врастение, взаимосвязях строения и функции корня. Проводим беседу о строении ифункциях листа и предлагаем учащимся ответить на вопрос: по какой части стеблявода поднимается в листья?
Обсуждениеэтой темы завершаем демонстрацией опыта, доказывающего, что вода и минеральныесоли передвигаются по древесине стебля, и предлагаю учащимся изучить результатыэтого опыта руководствуясь при выполнении лабораторной работы инструктивнойкарточкой.
Инструктивная карточка.
1.Рассмотри поперечный и продольный срезы веток липы, поставленных в подкрашеннуюводу.
2.Зарисуй их, подпиши названия слоев, с помощью цветного карандаша изобрази результатыопыта.
3.Объясни, почему окрасилась древесина, а не сердцевина и кора.
3.Экологические особенности растений.
Тема:“Многообразие соцветий цветковых растений”.
Цель: 1. Познакомиться со строением простых и сложных соцветий.Научиться распознавать типы соцветий.
Наданном уроке знакомимся с многообразием соцветий в связи с привлечениенасекомых для опыления.
Оборудование: наборы гербарных листов растений с различнымитипами соцветий, живые цветы.
Инструктивная карточка.
1.Начертите таблицу:
Особенностистроения соцветийНазвание соцветия Особенности его строения Пример растения
2.Ознакомьтесь с гербарными листами растений, соцветия которых нужно определить.
3.Рассмотрите поочередно каждое растение, найдите его название в этикетке. Какоесоцветие у данного растения? Заполните таблицу.
4.Сделайтевывод о роли соцветий в опылении растений.
Тема:Голосеменные. Сосна – типичный представитель голосеменных растений.
Цель: Познакомить учащихся с характерными особенностямиголосеменных растений на примере сосны обыкновенной.
Инструктивная карточка.
1.Рассмотрите внешний вид шишек сосны обыкновенной. Отметьте их форму, размеры,окраску. Свои наблюдения запишите в тетради.
2.Рассмотрите хвою сосны. Определите форму, расположение на стебле. Измерьтедлину хвои и обратите внимание на ее окраску. Свои наблюдения запишите втетради.
3.Используя рисунки и текст учебника, подготовьте рассказ о биологическихособенностях сосны, придерживаясь следующего плана:
а)продолжительность жизни растения;
б)продолжительность жизни хвоинок;
в)отношение к свету, влаге, почве;
г)особенности строения в связи с условиями произрастания.
4.Физиологические особенности растений [3].
4.Систематические группы растений.
Тема:Растения семейства розоцветных.
Цель: Научить учащихся распознавать растения семейства розоцветных.
Оборудование: гербарные экземпляры, цветки (спиртовой материал)и плоды шиповника, вишни, земляники, малины, яблони, скальпель.
Инструктивная карточка.
1.Рассмотрите гербарный образец шиповника, отметьте особенности строения стебля.Рассмотрите листья и охарактеризуйте их: простые или сложные, расположение настебле, тип жилкования, наличие прилистников.
2.Рассмотрите рисунок. Из каких частей состоит соцветие шиповника? Как называетсяплод шиповника?
3.Рассмотрите цветок шиповника и охарактеризуйте его. Какой у него околоцветник(простой или двойной)? Найдите чашечку, подсчитайте число чашелистиков, какназывается такая чашечка? Найдите венчик. Подсчитайте число лепестков. Какназывается такой венчик? Сколько тычинок и пестиков в цветке шиповника?
4.Скальпелем разрежьте цветок вдоль. Обратите внимание на форму цветоложа. Какрасполагаются части цветка на цветоложе?
5.Рассмотрите внешнее строение плода шиповника. Разрежьте плод и рассмотрите еговнутреннее строение. Внутри сочного цветоложа найдите плоды-орешки. Какназывается плод шиповника?
6.Зарисуйте цветок и плод шиповника. Рядом напишите формулу цветка.
7.Рассмотрите цветок вишни и охарактеризуйте его. Какой у него околоцветник(простой или двойной)? Найдите чашечку, подсчитайте число чашелистиков, какназывается такая чашечка? Найдите венчик. Подсчитайте число лепестков. Какназывается такой венчик? Сколько тычинок и пестиков в цветке вишни?
8.Скальпелем разрежьте цветок вдоль. Обратите внимание на форму цветоложа. Какрасполагаются части цветка на цветоложе?
9Зарисуйте цветок вишни. Рядом напишите формулу цветка.
10.Рассмотрите на рисунке строение плодов вишни, земляники, малины, яблони. В чемих отличие от плодов шиповника?
11.Сделайте продольный разрез плодов вишни, земляники, малины и поперечный –яблони. Рассмотрите их внутреннее строение. Участвует ли в образовании этихплодов цветоложе? Как называются эти плоды?
12.Зарисуйте плоды вишни, земляники, малины, яблони. Подпишите их название.
13.Ответьте на вопросы: какое строение имеют цветки шиповника и вишни. В че6м ихотличие и сходство. Как называются плоды шиповника, вишни, малины, земляники,яблони? Перечислите общие признаки семейства розоцветных; сделайте вывод изапишите в тетрадь.
Тема:Растения семейства крестоцветных.
Цель: Научить распознавать растения семейства крестоцветных.
Оборудование: гербарные экземпляры дикой редьки (сурепки),пастушьей сумки, цветки (спиртовой материал), плоды, скальпель.
Инструктивная карточка.
1.Рассмотритерисунок. Из каких частей состоит цветок дикой редьки? Как называются плодыкрестоцветных? Охарактеризуйте их.
2.Рассмотрите гербарный образец дикой редьки. Отметьте особенности строениястебля, листьев (простые или сложные, жилкование, листорасположение, наличиеили отсутствие прилистников).
3.Рассмотрите цветок дикой редьки и охарактеризуйте его. Какой у негооколоцветник (простой или двойной)? Найдите чашечку, подсчитайте числочашелистиков, как называется такая чашечка? Найдите венчик. Подсчитайте числолепестков. Как называется такой венчик? Сколько тычинок и пестиков в цветкедикой редьки?
4.Рассмотрите внешнее строение плода дикой редьки. Раскройте плод и рассмотритеего внутреннее строение. Внутри находится перегородка, на которой располагаютсясемена. как называется такой плод? Рассмотрите плоды пастушьей сумки. В чемсходство и различие плодов дикой редьки и пастушьей сумки?
5.Зарисуйтецветок дикой редьки и напишите формулу цветка. Зарисуйте плоды дикой редьки,сурепки и пастушьей сумки.
6.Ответьтена вопросы: какое строение имеет цветок дикой редьки? Как называются плодыкрестоцветных? Перечислите общие признаки семейства крестоцветных; сделайтевывод и запишите в тетрадь.
Тема:Растения семейства бобовых.
Цель: Научить распознавать растения семейства бобовых.
Оборудование: гербарные экземпляры гороха посевного, клевера,цветок и плод гороха (спиртовой материал), скальпель.
Инструктивная карточка.
1.Рассмотрите рисунок. Из каких частей состоит цветок гороха? Как называется плодгороха? Охарактеризуйте его.
2.Рассмотрите гербарные образцы гороха посевного, клевера. Отметьте особенностистроения стебля, листьев (простые или сложные, жилкование, листорасположение,наличие или отсутствие прилистников). Рассмотрите корневую систему. Найдите утолщенияна корнях. Как они образовались? Какое значение имеют?
3.Рассмотрите цветок гороха посевного и охарактеризуйте его. Какой у негооколоцветник (простой или двойной)? Найдите чашечку, подсчитайте числочашелистиков как называется такая чашечка? Найдите венчик. Аккуратно выделителепестки. Все ли они одинаковые? Как называются лепестки? Сколько тычинок ипестиков в цветке гороха посевного? Как располагаются тычинки?
4.Рассмотрите внешнее строение плода гороха. Раскройте плод и рассмотрите еговнутреннее строение. Обратите внимание на расположение семян. Как называетсятакой плод?
5.Зарисуйте цветок гороха и напишите его формулу. Зарисуйте плод.
6.Ответьте на вопросы: какое строение имеет цветок гороха? Как называется плодбобовых? В чем его отличие от плода крестоцветных? Перечислите общие признакисемейства бобовых; сделайте вывод и запишите в тетрадь [6].
Тема:Растения семейства сложноцветных.
Цель: Научить распознавать растения семейства сложноцветных.
Оборудование: гербарные экземпляры одуванчика лекарственного,мать-и-мачехи, василька, соцветия одуванчика, подсолнечника (спиртовойматериал), плоды одуванчика и подсолнечника, лупа, скальпель.
Инструктивная карточка.
1.Рассмотрите на рисунке схему строения соцветия – корзинка, найдите в соцветии цветкиразного типа. Какие типы цветков характерны для сложноцветных? Как называетсяплод сложноцветных?
2.Рассмотрите гербарные экземпляры одуванчика лекарственного, мать-и-мачехи,василька. Отметьте особенности листорасположения, строения стебля, листьев(простые или сложные, жилкование, наличие или отсутствие прилистников).
3.Рассмотрите корзинки одуванчика лекарственного, мать-и-мачехи, василька. Какиецветки расположены по краю соцветия, а какие в центре?
4.Рассмотрите соцветия одуванчика и охарактеризуйте его. Аккуратно выделитецветок из соцветия. Рассмотрите его под лупой. Найдите чашечку. Рассмотритевенчик. Из каких лепестков он состоит? Как называется такой цветок? Сколькотычинок и пестиков в цветке одуванчика? Обратите внимание. Что пыльники тычиноксрослись и образуют пыльниковую трубку. Над пыльниковой трубкой видны дварыльца пестика.
5.Рассмотрите соцветия подсолнечника. Обратите внимание на различие центральных икраевых цветков корзинки. Аккуратно выделите центральный цветок из соцветия.Рассмотрите его под лупой. Найдите чашечку. Рассмотрите венчик. Из сколькихлепестков он состоит? Как называется такой цветок? Сколько тычинок и пестиков вцветке? Обратите внимание, что пыльники тычинок срослись и образуют пыльниковуютрубку. Над пыльниковой трубкой видны два рыльца пестика. Выделите краевойцветок. Рассмотрите его под лупой. Из скольких лепестков он состоит? Какназывается такой цветок? Какую функцию выполняют центральные и краевые цветки?
6.Рассмотрите внешнее строение плодов одуванчика и подсолнечника. Чем ониотличаются? Раскройте плод подсолнечника и рассмотрите его внутреннее строение.Как называется такой плод? Как распространяются плоды одуванчика?
7.Зарисуйте схему соцветия одуванчика, язычковый цветок одуванчика, трубчатый и ложноязычковыецветки подсолнечника, плоды одуванчика и подсолнечника.
8.Ответьте на вопросы, сделайте вывод и запишите в тетрадь.
Вопросы:
1)Какое строение имеют цветки сложноцветных?
2)Как называется плод сложноцветных?
3)Какие общие признаки характерны для растений семейства сложноцветных?
Тема:Растения семейства пасленовых.
Цель: Научить распознавать растения семейства пасленовых.
Оборудование: гербарные экземпляры паслена сладко-горького,картофеля, дурмана, цветки и плоды картофеля (спиртовой материал), лупа,скальпель.
Инструктивная карточка.
1.Рассмотрите рисунок. Из каких частей состоит цветок картофеля? Как называютсяплоды пасленовых? Охарактеризуйте их. Вспомните, какое строение и назначениеимеет клубень картофеля.
2.Рассмотрите гербарные образцы паслена сладко-горького, картофеля, дурмана.Отметьте особенности листорасположения, строения стебля, листьев (простые илисложные, наличие или отсутствие прилистников).
3.Рассмотрите цветок картофеля и охарактеризуйте его. Какой у него околоцветник(простой или двойной)? Найдите чашечку, подсчитайте число чашелистиков.Срастаются ли чашелистики? Как называется такая чашечка? Рассмотрите венчик,подсчитайте лепестки. Срастаются ли лепестки венчика? Как называется венчик?Сколько тычинок и пестиков в цветке картофеля?
4.Рассмотрите плод картофеля. При помощи скальпеля разрежьте плод и рассмотритеего внутреннее строение. Определите тип плода.
5.Зарисуйте цветок картофеля и напишите его формулу. Зарисуйте плод в разрезе.Подпишите на рисунке околоплодник и семена.
6.Ответьте на вопросы, сделайте вывод и запишите в тетрадь.
Вопросы:
1)Какое строение имеет цветок картофеля?
2)Как называется плод картофеля?
3)Какие общие признаки характерны для растений семейства пасленовых?
Тема:Растения семейства лилейных.
Цель: Научить распознавать растения семейства лилейных.
Оборудование: гербарные экземпляры ландыша майского, тюльпана,цветки и плоды ландыша, цветки тюльпана (живой или спиртовой материал),скальпель.
Инструктивная карточка.
1.Рассмотрите на рисунке цветки тюльпана и ландыша. Найдите околоцветник,тычинки, пестик. Охарактеризуйте его.
2.Рассмотрите гербарные образцы тюльпана и ландыша. Обратите внимание наподземные видоизмененные побеги. Как называются такие видоизмененные побеги?Отметьте особенности листорасположения, строения стебля, листьев (простые илисложные, жилкование, наличие или отсутствие прилистников).
3.Рассмотрите цветки ландыша и тюльпана. Какой у них околоцветник (простой илидвойной)? Подсчитайте число листочков околоцветника. Срастаются ли листочкиоколоцветника у тюльпана и ландыша? В чем сходство, а в чем отличие в строенииоколоцветника ландыша и тюльпана? Сколько тычинок и пестиков в цветках ландышаи тюльпана?
4.Рассмотрите плоды ландыша и тюльпана. При помощи скальпеля разрежьте плоды ирассмотрите их внутреннее строение. Определите тип плодов.
5.Зарисуйте цветки ландыша и тюльпана. Напишите формулы цветков. Зарисуйте плоды.Подпишите их название.
6.Ответьте на вопросы, сделайте вывод и запишите в тетрадь.
Вопросы:
1)Какое строение имеют цветки ландыша и тюльпана?
2)Как называются плоды ландыша и тюльпана?
3)Какие общие признаки характерны для растений семейства лилейных?
Проверказнаний учащихся.
Проверкузнаний провожу с целью выяснения того, насколько хорошо выучили учащиесязаданный материал, а также чтобы закрепить его и углубить, ликвидироватьпробелы в знаниях учащихся по тому или иному вопросу, и проверить как учащиесяусвоили практические умения и навыки. Проверка должна быть направлена на болееглубокое и сознательное усвоение учащимися теоретических знаний и назакрепление приобретенных умений и навыков.
1.Предлагаю учащимся гербарные листы с растениями (1 вариант: ромашкалекарственная, пшеница, вьюнок полевой, вика, земляника, одуванчик; 2 вариант:хмель, горох, чина лесная, рожь, подорожник, земляника;). Учащимся предложилирассмотреть розданные им натуральные объекты, определить тип стебля у каждогорастения и заполнить самостоятельно таблицу. На примере полыни полевой вместе сучителем заполняют первую строку таблицы, а дальше самостоятельно. По окончанииработы таблица выглядела так:
Разнообразиестеблей (1 вариант)№ п/п Название растения Тип стебля 1 Ромашка лекарственная Прямостоячий 2 Пшеница Прямостоячий 3 Вьюнок полевой Вьющийся 4 Вика Лазающий 5 Земляника Ползучий 6 Одуванчик Укороченный
2.При проверке знаний в качестве раздаточного материала применяем “немыерисунки”, выполненные на листах плотной бумаги. Предлагаем рассмотреть то илидругое и самостоятельно сделать соответствующие надписи. Кроме этогоразработала перфокарты которые помогают сэкономить время проверки работучащихся и могут использоваться многократно.
3.Метод проверочной беседы с использованием при ответе натуральных и графическихнаглядных пособий.
4.Тестовые задания.
5.Письменные контрольные работы. Письменная проверка, выясняющая усвоениеучащимися понятий о жизни и потребностях растений, проведенная после подведенияитогов лабораторных работ, показала большую полноту и осознанность ответовучащихся экспериментальной группы по сравнению с учащимися контрольных классов.
6.Провожу экскурсии в природу. Особенно интересная экскурсия получается послеизучения темы “Классификация растений”. Учащиеся собирают различные растения иопределяют их принадлежность к тому или иному семейству. Приятно, что многиеребята уже не пользуются определителями, распознавая растения по их признакам.После экскурсии результаты заносим в тетрадь и делаем соответствующие выводы.
Ответыучащихся свидетельствуют о том, что мышление в результате осмысленногопроведения работы с растениями обогатились. Перед учащимися жизнь растенийпредстала как единство многих процессов, зависящих от многих факторовокружающей среды. В ответах на поставленные вопросы учащиеся опирались наличную практику.
Всеэти положительные факты – результат не только деятельности по развитию мышленияпри проведении лабораторных работ, но и соответствующей работы на уроках, атакже развитию самостоятельности учащихся.
Самостоятельныенаблюдения и опыты над растениями на лабораторных занятиях не толькоактивизируют внимание учащихся, но также удовлетворяют и поддерживают ихлюбознательность, пытливость и интерес. У детей возникает много вопросов,ответы на которые они начинают искать в опытах и объяснениях учителя, в учебнике,в доступной им литературе.
Налабораторных занятиях самостоятельная работа учащихся носит открытый длянаблюдения характер, что позволяет учителю контролировать ход познавательногопроцесса. Усвоение новых знаний, закрепление и проверка их органически соединяютсяв единый учебный процесс. Умения и навыки, приобретаемые на лабораторныхзанятиях являются необходимой ступенью в подготовке к опытнической работе нашкольном участке.
Литература
1. АгаповаТ.Д. Биология. 6 класс. Живой организм: Тетрадь для лабораторных работ. М.:“Айрис – пресс”, 2003. 48 с.
2. АлпатовВ.Г. //Лабораторные занятия по изучению водорослей и грибов// Биология в школе.№ 5. 1990. с. 59-64.
3. БезуельС. Мир живой природы (советы, наблюдения, опыты). М.: “Астрель”, “Планета детства”,2000. 128 с.
4. ИлларионовЭ.Ф. Поурочные разработки по биологии 6 класс. М.: “Вако”, 2003. 320 с.
5. ИшкинаИ.Ф. Тематическое планирование (биология 5-9 класс). Волгоград. “Учитель –АСТ”, 1999. 76 с.
6. КлючниковаН.М., Пятунина С.К. //Лабораторные работы по разделу “Растения”// Биология вшколе. № 6. 2003. с. 40-41.
7. КонстантиновВ.М. Лабораторный практикум по зоологии позвоночных. М.: “Академия”, 2001. 272с.
8. МаксимоваВ.Н., Ковалева Г.Е., Гольнева Д.П., Чередеева Н.Г. Современный урок биологии.М.: “Просвещение”, 1998. 154 с.
9. МуртазинГ.М. //О методике лабораторных занятий по ботанике// Биология в школе. № 1.1963. С. 11-16.
10. Муртазин Г.М. //Повышениеучебно-воспитательного значения лабораторных занятий// Биология в школе. № 5.1995. С. 37-41.
11. Трайтак Д.И. Практическаянаправленность обучения ботанике. М.: “Просвещение”, 1980. 144 с.
12. Чепурных Е.Е.//Нормативные документы// Вестник образования № 9. 2004. с. 25.
13. Шамова Т.И. //Опреподавании биологии в 1988/89 учебном году// Биология в школе. № 4. 1988.с.13-16.
14. Шваб Д. Настольная книгадля преподавателей биологии. М.: “Просвещение”, 1974. 416с.
15. Яковлев В.А., Спирин Л.Ф.Активные формы и методы обучения биологии. М.: “Просвещение”, 1992. 160 с.