/>
А.В.Торкунов
Конец80-х годов для региона Ближнего и Среднего Востока прошел под знаком очевидногоспада напряженности, что было связано прежде всего с прекращениемирано-иракской войны. В июне 1988 года руководство Исламской Республики Иран(ИРИ) заявляет о своем принятии резолюции 598 Совета Безопасности ООН от 20июля 1987 г., требовавшей прекращения огня от участников конфликта. До этогопочти в течение целого года оно отказывалось это сделать на том основании, чтов резолюции Ирак не был осужден как агрессор. На протяжении этого года иранскаяармия готовилась к «решающему» наступлению. Оно началось в марте 1988 г., но,несмотря на первоначальные успехи, закончилось крупной неудачей.
РуководствоИРИ еще раз убедилось в том, что рассчитывать на военную победу невозможно вусловиях, когда Ирак получает массированную финансовую поддержку от Советасотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) икрупномасштабные поставки современной военной техники из СССР, Западной Европыи США. Все эти государства не могли допустить реализации идей лидера ИРИ имамаХомейни о распространении «исламской революции» на весь Ближний и СреднийВосток, а в перспективе — на весь мир.
20августа 1988 г. начались ирано-иракские переговоры о заключении мирногодоговора. Они проходили в Женеве и Нью-Йорке. Состоялось 15 раундов, но сторонытак и не смогли прийти к соглашению. В августе 1990 г. они были прерваны. Такимобразом, ирано-иракский конфликт оказался фактически замороженным на протяжениивсего последующего десятилетия. Боевые действия больше не возобновлялись.
Смертьв 1989г. имама Хомейни позволила новым, более прагматичным лидерам ИРИсконцентрировать основное внимание на решении достаточно сложных внутреннихпроблем страны, а также разработать более гибкую стратегию продвижения«исламской революции» как на юг, так и на северо-восток после распада СССР.Основная ставка была сделана не только на военные, но и на политические ипропагандистские средства, причем за образец были взяты структура идеятельность Коминтерна.
Прямопротивоположный политический курс, хотя и не сразу, был избран президентомИрака Саддамом Хусейном. Первоначально он предполагал, что накопившиеся завремя войны социальные и экономические проблемы страны ему удастся решить вкороткие сроки, опираясь на помощь арабских стран, которые встали на егосторону в ходе войны, и прежде всего стран ССАГПЗ. Однако очень скоро сталоочевидным, что никто не собирается прощать ему крупного долга (60 млрд. долл.),а тем более продолжать безвозмездную финансовую помощь.
Переходк мирному строительству неизбежно потребовал бы от Саддама Хусейна резкогосокращения численности гигантских по масштабам Ирака вооруженных сил, которыерассматривались им как наиболее эффективный инструмент превращения Ирака в«центр силы в арабском мире». Вторым таким инструментом была, как оннеоднократно заявлял, нефть, т. е. контроль над основными нефтяными источникамирегиона. Поскольку они находятся на территории его прежнего основного союзникав войне — стран ССАГПЗ, то у него стал оформляться замысел экспансии именнопротив них.
Дляреализации этого замысла требовалось найти новых арабских союзников, и 16февраля 1989 г. по инициативе Саддама Хусейна в Багдаде было подписаносоглашение о создании новой региональной организации — Совета арабскогосотрудничества, в который вошли Ирак, Иордания, Йемен и Египет. Последний вошелв нее в основном с целью окончательно снять тот бойкот, которому он подвергсяпосле подписания мирного договора с Израилем. Тогда же, чтобы не вызыватьбеспокойства у стран ССАГПЗ, в Багдад приглашается король Саудовской Аравии, иво время его визита подписывается иракско-саудовский договор о ненападении.Получилось, что Ирак, устанавливая союзнические отношения с двумя арабскимистранами, имеющими традиционные территориальные претензии к Саудовской Аравии,одновременно дает ей гарантию безопасности. При этом она как бы выделяется изчисла других членов ССАГПЗ. Они (исключая Бахрейн), и в первую очередьнепосредственно граничащий с Ираком Кувейт, такой гарантии не получают.
Совторой половины 1989г. иракская пресса начинает широкомасштабнуюпропагандистскую кампанию против политики стран ССАГПЗ в ОПЕК, обвиняя их втом, что именно они виновны в том, что ОПЕК не пошла на увеличение квоты Иракаи тем самым блокировала восстановление иракской экономики. Постепенно этаполитика начинает квалифицироваться как «экономическая война». 30 мая 1990г. назаседании Совета Лиги арабских государств (ЛАГ) Саддам Хусейн заявляет, что«экономическая война стала невыносимой». 17 июня он прямо обвиняет Кувейт втом, что тот является одним из инициаторов «экономической войны» и, кроме того,незаконно пользуется нефтяными месторождениями Румейлы, находящимися наиракско-кувейтской границе. В качестве компенсации за «кражу иракской нефти»Саддам Хусейн требует от Кувейта выплаты 2,4 млрд. долл., а затем доводит этусумму до 10 млрд. долл.
Стремясьвсячески избежать разрастания конфликта, правительство Кувейта заявляет о своейготовности обсудить все спорные вопросы и выделить Ираку займ в размере 9 млрд.долл. Однако решение уже принято, и в ночь с 1 на 2 августа 1990 г.150-тысячная иракская армия вторгается в Кувейт.
Кувейтский кризис и войнав Заливе
Небольшая,двадцатитысячная кувейтская армия не могла противостоять вторжению. Еесопротивление продолжалось несколько часов, но за это время кувейтскоеправительство и члены правящей династии смогли покинуть страну. ЗахвативКувейт, иракские войска подвергли его полному разграблению. Впоследствии толькосумма исков граждан Кувейта к иракскому правительству составила 162 млрд.долл., а общие потери Кувейта от вторжения — 240 млрд. долл.
Стремясьхоть как-то оправдать оккупацию соседней страны, иракское правительствоопубликовало заявление о том, что ввод иракских войск был осуществлен попросьбе «временного свободного правительства», якобы созданного противникамиправящей династии. Однако сформировать это «свободное» (марионеточное)правительство так и не удалось. Даже оппозиционные монархическому режиму силыкатегорически отказались сотрудничать с оккупантами. Саддам Хусейн решаетотказаться от политического маневрирования и 8 августа объявляет об аннексииКувейта, который становится девятнадцатой провинцией Ирака. В честь СаддамаХусейна она получила название «Аль-Саддамия». Тем самым подчеркиваласьокончательность аннексии. Иракская пропаганда квалифицировала ее как актвосстановления «исторической справедливости», которая была грубо попранабританскими колонизаторами в начале века.
Реакциямирового сообщества на иракскую агрессию была быстрой и достаточно резкой. Уже2 августа Совет Безопасности ООН принимает резолюцию 660, в которой осуждаютсяагрессивные действия Ирака и содержится требование о немедленном ибезоговорочном выводе иракских войск из Кувейта. Поскольку Ирак отказалсявыполнить эту резолюцию, то 6 августа принимается резолюция 661,предусматривавшая введение системы санкций против Ирака. Их применение означалополную экономическую блокаду Ирака, для обеспечения соблюдения которой быласоздана специальная комиссия (ЮНСКОМ).
Инициаторомпринятия этих резолюций были США, которые с самого начала заняли предельножесткую позицию в отношении Ирака. Располагая достаточной информацией озамыслах Саддама Хусейна, администрация президента Дж. Буша прекрасно понималабесперспективность «умиротворения» агрессора, да еще в регионе Персидскогозалива, который был объявлен «зоной жизненно важных интересов США».
Былопринято решение дать немедленный военный ответ на агрессию, чтобы не допуститьвторжения иракских войск в Саудовскую Аравию. Вполне реальную опасность такоговторжения осознали и саудовские правящие круги. Получив согласие короля Фахда,президент Дж. Буш отдал 7 августа приказ о переброске в Восточную провинциюСаудовской Аравии крупного контингента американских войска, который былподдержан в регионе Залива мощной эскадрой, насчитывавшей 80 боевых кораблей (втом числе четыре авианосца). Затем к американским войскам присоединилисьвоинские части Франции, Великобритании, Египта, Сирии и ряда других стран. Ониобразовали межнациональные силы, общая численность которых к январю 1991 г.достигла 780 тыс. человек, в том числе 540 тыс. американцев.
Нестоль единодушными в отношении иракской агрессии оказались государства региона,и прежде всего арабские. На чрезвычайных сессиях Совета ЛАГ, проводившихся вКаире 2 и 10 августа, странам ССАГПЗ не удалось добиться единодушного осужденияагрессии. Только 12 из 21 члена ЛАГ безоговорочно ее осудили. Что касаетсянеарабских стран региона, то Турция полностью поддержала позицию США, а Иранпервоначально объявил о своем нейтралитете в конфликте, но затем сталподдерживать Ирак, особенно после того, как Саддам Хусейн объявил 15 августа освоей готовности принять все иранские условия для заключения мира. Со стороныпоследнего это был лишь политический маневр, т.к. иранские требования былизаведомо невыполнимы (размер репараций — 136 млрд. долл.).
Пытаясьсохранить политическую инициативу, Саддам Хусейн предпринял целый ряд шагов,направленных, с одной стороны, на активизацию действий своих сторонников варабском и мусульманском мире, а с другой — на блокирование военных возможностейантииракской коалиции.
12августа он заявил, что предварительным условием вывода иракских войск изКувейта является отвод израильских войск со всех оккупированных территорий. Этобыла попытка увязать кувейтскую проблему с палестинской. Более того, сама аннексияКувейта квалифицировалась им как необходимая мера, призванная мобилизовать«ресурсы арабской нации» для борьбы с «сионистскими бандами». В этом контекстеСаддам Хусейн выступал как защитник интересов всех арабов и мусульман, какмировой «антиимпериалистический» лидер. Он призвал их начать «джихад»(«священную войну») против «американцев и сионистов», обвинив при этомправителей стран ССАГПЗ в «предательстве» и пособничестве «новым крестоносцам».
Посуществу, он обращался к радикальному крылу исламского движения с тем, чтобыоно начало террористическую войну против США и их союзников. Призыв к «джихаду»со стороны Саддама Хусейна был отнюдь не случаен, т.к. сразу же после окончанияирано-иракской войны он резко сменил идеологическую доктрину своего режима,отказавшись от социализма в пользу исламизма. Была составлена генеалогия, всоответствии с которой он стал потомком пророка Мухаммеда, т, е. в известномсмысле «святым». Только в этом качестве его призыв к «джихаду» имел смысл.
Однако«джихад» не состоялся, поскольку тогда правящие круги Саудовской Аравии ещесохраняли достаточный контроль над исламским движением, да и столь быстроепревращение Саддама Хусейна из социалиста в исламиста не вызвало особогодоверия у исламистов.
Открытоподдержал Саддама Хусейна лишь лидер ООП Я. Арафат, который не только одобриланнексию Кувейта и призвал находившихся там палестинцев сотрудничать сиракскими оккупационными властями, но и обратился к народам стран ССАГПЗ спризывом начать восстание с целью свержения «реакционных предательскихрежимов». Такая позиция Я. Арафата, который был поддержан фактически всемилидерами ООП, явилась полной неожиданностью для правящих кругов стран ССАГПЗ.
19августа Саддам Хусейн предпринял следующий шаг — он объявил всех иностранных граждан,находившихся на территории Ирака и Кувейта (с 9 августа их выезд был запрещен),«заложниками», жизнь которых не может быть гарантирована в случае началавоенных действий против Ирака. Только западно-европейцев и американцев среди«заложников» оказалось около 25 тыс. человек (включая женщин и детей), неговоря уже о сотнях тысяч граждан других стран. Он объявил, что все «заложники»будут распределены по военным объектам в Ираке и Кувейте и будут являться дляних «живым щитом». В качестве условия освобождения «заложников» Саддам Хусейнвыдвинул требования вывода межнациональных сил из зоны Залива, отмены системысанкций ООН и принятия Соединенными Штатами обязательства не нападать на Ирак.
Ихотя эти его условия не были приняты мировым сообществом, но он получилмногомесячную передышку, пока шли переговоры об освобождении «заложников».Полностью эту проблему решить так и не удалось, хотя к началу декабря 1990 г.основную массу «заложников» удалось освободить. В какой-то степени это былорезультатом действия санкций, т.к. в Ираке начались серьезные трудности спродовольствием, а также связано с расчетом на изменение позиций СССР и Китая.
Несмотряна то, что обе эти страны проголосовали за принятие резолюций 660 и 661, ониотнюдь не были сторонниками «военного решения» кувейтского кризиса. Советскоеруководство вообще попыталось сыграть роль посредника между Ираком и США,однако поиски компромиссного решения были заведомо обречены на провал. Уходитьиз Кувейта Саддам Хусейн не собирался, а согласиться на аннексию Кувейта ниСША, ни их союзники никак не могли. Они прекрасно понимали, что Кувейтомэкспансионистские замыслы Саддама Хусейна отнюдь не ограничиваются. Более того,кувейтский кризис был своего рода испытанием США на роль мирового лидера вусловиях прогрессирующего ослабления СССР.
29ноября Совет Безопасности принимает резолюцию 678, санкционирующуюиспользование военной силы («соответствующих средств») для освобожденияКувейта. Ираку был предъявлен ультиматум, согласно которому все иракские войскадолжны быть выведены из Кувейта к 15 января 1991 г. Саддам Хусейн его отверг.
17января многонациональные силы начинают операцию по освобождению Кувейта подкодовым названием «Буря в пустыне». Она продолжалась 42 дня (наземные действия- 100 часов) и завершилась полным разгромом противостоящей многонациональнымсилам 547-тысячной группировки иракских войск. Они понесли потери толькоубитыми более 100 тыс. человек, в то время как многонациональные силы потеряли223 человека (из них 146 американцев).
Посленачала активных действий авиации многонациональных сил Саддам Хусейн отдалприказ о ракетном ударе по Израилю, рассчитывая, что последний предприметответные действия, что могло бы привести к расколу в рядах антииракскойкоалиции. Однако, несмотря на потери среди мирного населения, правительствоИзраиля решило не предпринимать каких-либо ответных действий.
26февраля Саддам Хусейн заявил о признании всех резолюций Совета Безопасности. 28февраля боевые действия прекратились. Кувейт освободили, но режим СаддамаХусейна уцелел. Он был поставлен под жесткий контроль. Система санкцийсохранялась, а, кроме того, Ираку было запрещено иметь оружие массовогопоражения.
Вноябре 1994г. иракское правительство подтвердило свое признание суверенитета итерриториальной целостности Кувейта, а в декабре согласилось с демаркациейирако-кувейтской границы, проведенной ЮНСКОМ. Была создана специальная комиссияООН по взысканию с Ирака компенсации за причиненный его действиями ущерб.
Послеокончания войны в Заливе страны ССАГПЗ попытались создать в этой зоне «арабскуюсистему безопасности» путем размещения на их территории крупных контингентовегипетских и сирийских войск, но в силу целого ряда причин их действия неувенчались успехом. После этого указанные страны заключили соглашение с США,которые взяли на себя обеспечение их безопасности. Данное соглашение, посуществу, легитимизировало постоянное присутствие крупной группировки войск СШАв зоне Залива. Воспользовавшись разногласиями между комиссией ООН по контролюза уничтожением иракского оружия массового поражения и Саддамом Хусейном,который обвинил ее сотрудников в шпионаже, американские правящие круги принялирешение о свержении иракского режима. В начале 1998 г. американский конгресспринял Закон «Об освобождении Ирака», а в декабре этого же годаангло-американская авиация предприняла целую серию атак на иракские военные игражданские объекты. Началась операция «Лиса в пустыне», целью которой являетсяуничтожение сохранившегося иракского военного потенциала и физическое устранениеСаддама Хусейна. Однако в связи с косовским кризисом она была временнопрекращена.
Второйпроигравшей в ходе войны в Заливе стороной оказалась ООП, руководители которойвыступили в поддержку Саддама Хусейна, переоценив его возможности и не учтя реальногосоотношения сил.
Палестинская проблема иближневосточное мирное урегулирование
Вовторой половине 80-х годов ООП сделала основную ставку на активизациюсопротивления арабского населения Западного берега и сектора Газы израильскойоккупации. Используя крупную финансовую помощь стран ССАГПЗ (около 1 млрд.долл. в год), а также собственные достаточно крупные финансовые ресурсы, ООПудалось создать на оккупированных территориях разветвленную инфраструктуру,распоряжениям которой подчинялось все арабское население. В декабре 1987 г. сее помощью ООП развернула массовую и хорошо организованную кампаниюгражданского неповиновения («интифаду») на Западном берегу и в секторе Газы.Она началась со всеобщей 24-часовой забастовки, в которой приняли участие дажеарабы, проживающие в Израиле.
Первым,кто осознал принципиальную смену ситуации на оккупированных территориях, былиорданский король Хусейн, который 31 июля 1988г. объявил «о прекращенииадминистративных связей» с Западным берегом. Теперь не только сектор Газы, но иЗападный берег стал «ничейной территорией» с международно-правовой точкизрения. В ответ ООП провозгласила создание Палестинского государства. Напроходившей в ноябре 1988 г. ХIХ сессии Национального совета Палестины была принятарезолюция, которая гласила: «Национальный совет провозглашает во имя Аллаха иот имени народа Палестины создание государства Палестина на нашей палестинскойземле со столицей в Иерусалиме».
ОдновременноНациональный совет Палестины заявил о признании им резолюции 181 ГенеральнойАссамблеи ООН от 29 ноября 1947 г., предусматривавшей создание двух государствна территории Палестины. Выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Женеве13 декабря 1988 г., Я. Арафат подтвердил, что ООП признает и обязуетсявыполнять резолюции 242 и 338 Совета Безопасности. Около ста стран призналиобразование нового государства, а исполком ООП — в качестве его правительства визгнании.
Реакцияправящих кругов Израиля на этот шаг ООП была резко негативной. Ни о каком признаниипалестинской государственности и даже о переговорах с ООП не могло быть и речи.ООП квалифицировалась как чисто террористическая организация, любые контакты скоторой, согласно принятому 5 августа 1986 г. израильским кнессетом(парламентом) закону, рассматривались как уголовное преступление.
По-иному,учитывая новую ситуацию, стали действовать США. 14 декабря 1988 г. президентРейган дает указание «начать с ООП диалог по существу». В качествепредварительных условий от ООП требовалось признание права Израиля насуществование и осуждение терроризма. Сделанные в этом духе заявления Я.Арафата вызывают не только раскол в ООП, но и резко негативную реакцию состороны Ирака, Сирии и Ливии, которые декларируют свою решимость военнымисредствами ликвидировать «раковую опухоль сионизма». В Дамаске даже создается«Подготовительный комитет», объединяющий все палестинские организации и группы,выступающие против политического компромисса с Израилем. Своей целью он ставитустранение Я. Арафата и избрание нового руководства ООП.
Темне менее в декабре 1988 г. в Тунисе, где находилась штаб-квартира ООП, началисьамерикано-палестинские переговоры. Однако сразу же обнаружились серьезныерасхождения сторон по ключевым проблемам мирного урегулирования. Пытаясь неостаться в стороне от начавшегося диалога, Израиль выдвигает свои инициативы(«план Шамира»), которые, как и прежде, не предусматривают прямого участия ООПв процессе урегулирования. В июне 1989 г. к поискам компромисса активноподключается президент Египта Мубарак. Он был поддержан странами ССАГПЗ, ноостальные члены ЛАГ отнеслись к усилиям Мубарака настороженно.
Оценивсоздавшуюся ситуацию, США весной 1989г. выдвинули идею поэтапного мирногоурегулирования (сближение позиций «шаг за шагом»). В качестве первого шагапротивоборствующим сторонам предлагалось в принципе отказаться от политикиконфронтации и принять конкретные меры по формированию благоприятного длядостижения компромисса политико-психологического климата. В частности, арабампредлагалось отказаться от бойкота Израиля, а последнему — признать правапалестинцев.
Наконецпредлагалось добиться компромисса на основе принципа: «земля в обмен на мир».Данный принцип в целом был поддержан мировым сообществом, и в том числеруководством СССР, которое с началом перестройки попыталось сделать свойполитический курс в регионе более сбалансированным и отказаться отбезоговорочной поддержки арабских радикалов. Дистанцируясь от последних, онопопыталось выступить в роли посредника, а в каких-то вопросах даже арбитра, норазвал СССР похоронил этот новый политический курс.
ПравопреемницаСССР Россия, будучи занята своими внутренними проблемами, не была в состоянии втечение первых лет своего существования уделять серьезное внимание деламрегиона. Только в 1995 г. она начинает вновь проявлять некоторую активность.Определенную роль играет и ее связанность той системой договорных обязательствс радикальными арабскими режимами, которую она унаследовала от СССР.
ПоражениеСаддама Хусейна и падение авторитета наиболее экстремистски настроенныхруководителей ООП позволяют сдвинуть процесс мирного урегулирования с мертвойточки. 30 октября 1991г. в Мадриде начинает работу международная конференция поближневосточному мирному урегулированию, в которой приняли участие Израиль, конфронтирующиес ним арабские страны, а также делегация палестинцев (фактически ООП). США иСССР участвовали в ней как спонсоры мирного процесса (сопредседатели). Наконференции все ее участники одобрили в принципе мирное урегулирование наоснове принципа «земля в обмен на мир». Однако оформление конкретных рамокрешения палестинской проблемы потребовало десяти раундов переговоров,проходивших в течение почти двух лет главным образом в Осло.
Вомногом достижение компромисса было связано с отказом Израиля от егосверхжесткой, нереалистичной позиции в отношении ООП, которая квалифицироваласькак «террористическая организация», и при этом заявлялось, что ни при какихобстоятельствах она не может быть признана в качестве законного представителяпалестинского народа. Поскольку соответствующий статус ООП к этому времени былуже признан подавляющим большинством государств мира, такая позицияпредставляла собой очевидный анахронизм. Прекрасно понимая, что она являетсяглавным препятствием на пути урегулирования, американская дипломатиясконцентрировала свои усилия на ее смягчении, и ей это удалось. 9 сентября 1993г. Израиль и ООП заключили соглашение о взаимном признании, а 13 сентября вВашингтоне они подписали декларацию о принципах организации временногопалестинского самоуправления в секторе Газы и г. Иерихон.
Декларацияпредставляла собой не что иное, как палестино-израильское соглашение о созданиипалестинской автономии на Западном берегу и в секторе Газы, которое должно бытьпоэтапно завершено в течение пяти лет. В сущности, это была реализация тогоплана, который был изложен в принятом в 1978г. в Кэмп-Дэвиде документе подназванием «Рамки мирного урегулирования на Ближнем Востоке».
Нетолько экстремистские организации и группировки, не входящие в состав ООП, но ичасть ее членов восприняли это соглашение крайне негативно. В исполкоме ООПпроизошел раскол, а экстремисты приговорили Я. Арафата к смерти как «предателя»и инициатора «капитулянтского сговора» с Израилем. Однако остановить процессурегулирования им уже не удалось. В него включается Иордания. 24 октября 1994г. в г. Акаба был подписан иордано-израильский мирный договор, а в декабреэтого же года между Иорданией и Израилем были установлены дипломатическиеотношения.
Экстремистскиеорганизации ответили на это интенсификацией террористической войны противИзраиля. Особую активность стали проявлять боевики-исламисты из «Хамас»(«Движение исламского сопротивления») и «Аль-Джихад аль-ислами фи Филастин»(«Исламская священная война в Палестине»), а также боевики ливанской партии«Хизбаллах» («Партия Аллаха»). Расчет был не только на обострение отношениймежду ООП и Израилем, но и на активизацию противников мирного урегулирования визраильском обществе, и в частности еврейских религиозных партий. Он частичнооправдался, что, однако, не помешало правительству Израиля и руководству ООПподписать 28 сентября 1995 г. Временное соглашение, предусматривающее выводизраильских войск из шести городов, проведение выборов палестинскойадминистрации, создание крупных палестинских полицейских сил. В нем такжесодержалось обязательство ООП внести изменение в текст Национальной хартии(Устава ООП), где все еще сохранялась статья, гласившая, что целью ООП являетсясоздание «единого арабо-еврейского демократического государства на всейтерритории Палестины». Хотя еще в 1989г. Я. Арафат заявлял, что она «устарела»,но все его попытки добиться от Национального совета Палестины ее измененияуспехом не увенчались. В этом плане согласие ООП на изменение данной статьиозначало определенный сдвиг в общем настроении палестинской массы, хотя и неокончательный.
РатификацияВременного соглашения в израильском парламенте сопровождалась ожесточеннойдискуссией между его сторонниками и противниками. Тем не менее 5 октября 1995г. оно было утверждено парламентом, хотя и мизерным большинством (61 «за» и 59«против»). Противники соглашения развернули широкомасштабную пропагандистскуюкампанию, обвиняя правительство в «капитуляции перед террористами». Ее финаломбыло убийство 4 ноября еврейским религиозным фанатиком премьер-министра И.Рабина, одного из наиболее последовательных сторонников мирного урегулирования.
Насостоявшихся в следующем году в Израиле выборах победу одержал сторонник болеежесткой линии Б. Нетаньяху, что привело к обострению отношений междуизраильским правительством и вновь избранной палестинской администрацией,которую возглавил Я. Арафат, оставаясь одновременно главой исполкома ООП.Усилились столкновения между израильскими войсками и палестинским населением,что побудило Совет Безопасности принять 28 сентября 1996г. резолюцию 1073,осуждающую эскалацию насилия на Западном берегу и в секторе Газы. Однако этистолкновения хотя и тормозят, но не блокируют реализацию Временного соглашения.В январе 1997 г. была достигнута договоренность о передаче под контрольпалестинской администрации г. Хеврон, где имеется израильское поселение. Отказжителей этого поселения покинуть его вызвал новое обострениеизраильско-палестинских отношений.
Темне менее, несмотря на длительные перерывы израильско-палестинские переговорыпродолжались, и в ноябре 1998 г. в местечке Уэй под Вашингтоном было достигнутоочередное соглашение, предусматривающее передачу палестинской администрации 13%территории Западного берега. В свою очередь ООП обязывалась усилить борьбу стерроризмом и отменить антиизраильские статьи Национальной Хартии, что и былосделано в декабре того же года.
Вцелом, несмотря на очевидные успехи в решении палестинской проблемы, ееключевые аспекты пока еще остаются «за кадром». Это прежде всего судьбаизраильских поселений (в них проживает около 140 тыс. евреев). Палестинцынастаивают на их ликвидации, а израильтяне (причем не только сторонники жесткойлинии) — на «праве евреев проживать в любом месте их исторической родины».Достаточно сложным является и вопрос о распределении водных ресурсов.
Делов том, что Палестина крайне бедна водными ресурсами, причем основная массапотребляемой воды берется из подземных источников, большинство которыхнаходится на Западном берегу. Около 70% потребляемой воды Израиль получаетименно с Западного берега. Установление полного контроля ООП над ним, какуказывается, создаст «реальную угрозу безопасности Израиля». Представителиизраильских правящих кругов неоднократно заявляли, что отказ от этих водныхресурсов равнозначен «самоубийству государства». В случае же признанияпалестинской государственности вряд ли приходится рассчитывать на сохранениесуществующего порядка распределения водных ресурсов. В этом одна из главныхпричин, побуждающих правящие круги Израиля настаивать на сохранении статусаавтономии для Западного берега и сектора Газы, а ООП требует от Израиляпризнания палестинской государственности.
Неменее, а скорее даже более сложной является проблема статуса г. Иерусалима,«святого» для трех религий (иудаизма, христианства и ислама). Израильскаясторона настаивает на сохранении нынешнего статуса Иерусалима как столицыгосударства Израиль. Палестинцы, которых поддерживает в этом подавляющеебольшинство мусульманских государств, требуют восстановления положения,существовавшего до арабо-израильской войны 1967 г., когда Иерусалим былразделен на две части: западную (еврейскую) и восточную (арабскую). ИменноВосточный Иерусалим должен стать столицей палестинского государства.
Решениеэтих проблем было бы в значительной степени облегчено, если бы удалось добитьсяполного мирного урегулирования между Израилем и соседними арабскими странами,однако ни Сирия, ни Ливан не последовали за Египтом и Иорданией.
Втечение всех 80-х годов правящие круги Сирии придерживались своей традиционнойполитической линии на конфронтацию с Израилем. Поддержка экстремистского крылаООП и сближение с ИРИ привели к обострению ее отношений с США и странамиЗападной Европы. Сирия была отнесена ими к числу стран, «поддерживающих международныйтерроризм», и против нее были применены экономические санкции. Ухудшилисьотношения Сирии со странами ССАТПЗ, которые прекратили с 1986 г. оказание ейфинансовой помощи. Обострились конфликты с Ираком и Турцией.
Такимобразом, к концу 80-х годов Сирия оказалась по существу во «враждебномокружении», т. е. сложилась та же ситуация, которая была в момент прихода Асадак власти двадцать лет назад. Кувейтский кризис позволил ему с наименьшимипотерями выйти из нее.
Твердостав на сторону Кувейта, войдя в антииракскую коалицию и направив крупныеконтингенты своих войск в состав межнациональных сил, президент Асад снялнапряженность в отношениях со странами Западной Европы и США, с одной стороны,и со странами ССГАПЗ и Египтом — с другой. В марте 1991 г. он выступил вкачестве одного из инициаторов принятия так называемой Дамасской декларации,которая предусматривала создание «арабской системы безопасности» в зоне Залива,что по существу означало формирование военно-политического союза стран ССАГПЗ,Египта и Сирии. Хотя содержащийся в ней замысел не был в полном объемереализован, но тем не менее принес Сирии ряд очевидных политических иэкономических выгод: прорыв «враждебного окружения», улучшение отношений сЗападной Европой и США, списание значительной части внешних долгов и т.д. Приэтом Асад сумел сохранить союз с Ираном и активизировал военное сотрудничествос Россией.
Вконце 1992г. в Вашингтоне начались сирийско-израильские переговоры, которыепервоначально не носили официального характера, хотя Асад и заявил о своемсогласии на почетный мир («мир храбрецов»). Продолжение переговоров приактивном американском посредничестве хотя и сопровождалось некоторым сближениемпозиций, однако не привело к достижению соглашения. Основным объектомразногласий стало уже не возвращение Галанских высот Сирии, на что Израиль впринципе готов пойти, а границы возвращаемой территории. Сирия настаивает награницах, существовавших до арабо-израильской войны 1967 г., а Израиль — награницах подмандатной Палестины, ссылаясь, во-первых, на то, что именно онимогут считаться подлинно законными, и, во-вторых, на то, что на этой основебыли решены все территориальные разногласия при заключении мирных договоров сЕгиптом и Иорданией. Переход участников переговоров к обсуждению подобного родачастных вопросов дает основание считать, что достижение окончательногосоглашения — вопрос времени.
Вэтом случае за Сирией последует и Ливан, т.к., согласно неоднократнымзаявлениям его правительства, ливанская позиция по вопросу о мирном урегулированиис Израилем «полностью связана с сирийской». Эта позиция вполне понятна. Ливанеще не оправился от пятнадцатилетней гражданской войны (1975- 1990гг.), ноглавная причина заключается в том, что в стране продолжает оставатьсясорокатысячный контингент сирийских войск, которые должны были покинуть ее ещев 1992 г., но так и не сделали этого. Более того, любая внешнеполитическаяинициатива ливанского правительства строго лимитирована заключенными с СириейДоговором о братстве, сотрудничестве и координации (май 1991 г.) и Пактомобороны и безопасности (сентябрь 1991 г.).
Окончаниегражданской войны в Ливане и последовавшее за ним разоружениепротивоборствующих группировок (при активном участии сирийских войск) незатронули юга страны, где исламские боевики из «Хамас» и «Хизбаллах», несмотряна наличие пятитысячного контингента войск ООН, пытаются вести боевые действияпротив Израиля, который в свою очередь наносит по ним ответные удары. Накалвоенных действий на юге то возрастает, то резко спадает в результате заключениявременных перемирий.
Военнаяактивность «Хамас» и «Хизбаллах» (состоит из шиитов и ориентируется на ИРИ) наюге Ливана полностью зависит от политики Сирии, однако их появление и усилениеявляются частью более общего процесса — развития исламского движения в регионе.
Развитие исламскогодвижения на Ближнем и Среднем Востоке
Датойрождения исламского движения в регионе можно считать 1928 г., когда вегипетском городе Исмаилия шейхом Хасаном аль-Бунна была создана организация«Аль-Ихван аль-Муслимин» («Братья-мусульмане»). С самого начала она быланелегальной и представляла собой своего рода смесь религиозной секты иполитической партии. Своей целью организация ставила объединение всех мусульманв рамках «истинно исламского государства», где конституцией должен быть Коран,а правовой системой — Шариат. Для достижения этой «святой» цели допускалосьиспользование любых средств борьбы, в том числе и террора («цель оправдываетсредства»).
«Братья-мусульмане»,будучи первоначально чисто египетской организацией, тем не менее смоглираспространить свою политическую доктрину в других мусульманских странах. Подих влиянием в Иране была создана в послевоенный период организация«Федаяне-ислам» («Бойцы ислама»). Последнюю в начале 60-х годов возглавилХомейни, который после прихода к власти реализовал на практике концепцию«исламской государственности», разработанную ведущим теоретиком«Братьев-мусульман» Абдель Кадером Ауда.
Послеокончания Второй мировой войны «Братья-мусульмане» активно включились внационально-освободительную борьбу, искусно сочетая политические (в том числе илегальные) ее формы с диверсионно-террористическими. Основной удар наносился поанглийским войскам и «предателям» из числа египетских политических деятелей. В1949г. за организацию убийства премьер-министра страны был казнен основательорганизации Хасан аль-Бунна. Однако это лишь усилило позиции сторонниковвооруженных методов борьбы. В конце 1951 г. именно «Братья-мусульмане»развернули партизанскую борьбу против английских войск в зоне Суэцкого канала.Они приветствовали приход к власти офицерской группировки во главе с Г. А.Насером, но, как только убедились, что он не собирается создавать «исламскойгосударственности», попытались его уничтожить.
Вответ на это их активность была подавлена самыми жесткими репрессиями, ауцелевшие лидеры бежали из страны в Саудовскую Аравию, где с 1955 г. находитсяштаб-квартира организации. Она получила мощную поддержку со сторонываххабитского духовенства и постепенно превратилась в общеарабскую, а затем и вмировую организацию, имеющую свои филиалы и ячейки во многих мусульманскихгосударствах, а также в среде мусульманской диаспоры в Европе и Америке.
Подих непосредственным идейным влиянием правящие круги Саудовской Аравии, во главекоторой в 1964 г. встал незаурядный государственный деятель — король Фейсал(убит в 1975г.), начинают проводить политику внедрения исламской политическойдоктрины в межгосударственные отношения. В 1965 г. король Фейсал выступил синициативой создания военно-политического союза мусульманских стран — Исламского пакта. Поскольку в это время доминирующей в «третьем мире» была идеянеприсоединения, то его инициатива не нашла положительного отклика(безоговорочно ее поддержал лишь шах Ирана). Тогда правящие круги СаудовскойАравии перешли к поэтапной реализации концепции «исламской солидарности», т. е.к формированию политического союза мусульманских государств, что выразилось всоздании Организации исламской конференции (ОИК). По инициативе и в основном насредства Саудовской Аравии при ОИК создается развитая пропагандистская ифинансовая инфраструктура.
Хотячисло государств — членов ОИК непрерывно росло (к концу 1997 г. оно достигло54), но создать сколько-нибудь сплоченное политическое объединение, не говоряуже о политическом союзе, Саудовской Аравии не удалось в силу целого рядапричин. Среди них немалую роль играло то, что большинство вошедших в ее составгосударств сделало это по сугубо прагматическим соображениям, в расчете намассированную финансовую помощь со стороны Саудовской Аравии, а затем странССАГПЗ в целом. Конфликты между самими мусульманскими странами, и в первуюочередь ирано-иракская война, поставили под сомнение саму идею «исламскойсолидарности».
Правящиеэлиты мусульманских стран со светскими политическими режимами отнюдь нестремились к немедленной реализации исламской политической доктрины («исламскойгосударственности»), что для многих из них было равносильно самоубийству,однако и ее последовательные сторонники не смогли объединиться. Они образовалидве противостоящие друг другу коалиции. С одной стороны, Саудовская Аравия иПакистан, а с другой — Иран и Ливия. Последнюю характеризовал четко выраженныйантиамериканизм, т. е. восприятие США как главного врага мусульман («главный дьявол»)и основного союзника Израиля. Саудовская Аравия и особенно Пакистан находилисьв достаточно тесных союзнических отношениях с США, об отказе от которых немогло быть и речи.
Именнопроамериканская ориентация правящих кругов Саудовской Аравии дала основаниеимаму Хомейни, ставшему руководителем ИРИ и претендовавшему на роль духовногоглавы всех мусульман мира, обвинить их в «предательстве». Хотя коалицияСаудовская Аравия — Пакистан и сохранила свое доминирующее положение в ОИК, нопротиворечия в ней еще более обострились, и, соответственно, снизиласьэффективность ее деятельности в целом. Идею «исламской солидарности» так и неудалось реализовать на межгосударственном уровне.
По-иномуразвивалось исламское движение на общественном уровне, где доминирование(причем не только идейное) «Братьев-мусульман» было бесспорным. Со второйполовины 70-х годов они начинают активную борьбу за «исламскуюгосударственность» в Египте, Сирии, Иордании и Афганистане. Параллельно с нимив Иране действует организация «Федаяне-ислам», возглавляемая Хомейни.
Возвращение«Братьев-мусульман» в Египет произошло по инициативе преемника Г. А. Насера — А. Садата, который рассчитывал с их помощью ослабить позиции своих противников.Первоначально этот расчет оказался верным, но уже в 1974 г. «Братья-мусульмане»и примыкающие к ним группировки начинают открытую борьбу с режимом А. Садата.Процесс мирного урегулирования с Израилем стимулирует перерастание этой борьбыв террористическую войну. Заключив мирный договор с Израилем, А. Садат выноситсебе смертный приговор. 6 октября 1981 г. он был убит группой исламскихбоевиков. Сменивший его на посту президента Египта X. Мубарак вынужден былприбегнуть к жестким карательным мерам, чтобы остановить террористическуювойну, и на некоторое время ему это удалось.
ВСирии «Братья-мусульмане» действовали еще более решительно. Воспользовавшисьнедовольством значительной части населения политикой президента Асада, ониорганизовали во второй половине 70-х годов массовое повстанческое движение. Имудалось захватить два крупных сирийских города — Хама и Халеб, которыеармейские части вынуждены были брать штурмом с применением тяжелой техники иавиации. Опираясь на систему лагерей и баз, созданную в Иордании, где ониобеспечили себе широкую массовую поддержку, «Братья-мусульмане» основываютоппозиционный «Исламский фронт» в 1981 г. Он ставит своей задачей свержениережима Асада и образование исламской республики. Только к концу 1982 г.сирийской армии и органам безопасности удалось окончательно разгромить отрядыисламских боевиков. Однако, несмотря на поражение и последовавшие за нимширокомасштабные репрессии, «Братья-мусульмане» сумели сохранить значительноевлияние в стране.
ВИране «Фадаяне-ислам» во главе с Хомейни, используя поддержку других оппозиционныхшахскому режиму сил, в 1979г. относительно легко свергает монархию и создаетисламскую республику (ИРИ), попутно разгромив в ходе гражданской войны своихпрежних светских союзников.
ВАфганистане исламские группировки, направляемые «Братьями-мусульманами», в 1975г. предприняли попытки свергнуть режим М. Дауда, но потерпели неудачу. Толькопосле того как в 1978 г. власть в стране перешла в руки НДПА, которая сразу женачала строить социализм (что вызвало массовое недовольство населения), этигруппировки, опираясь на помощь Пакистана, Саудовской Аравии и США, смоглиразвернуть партизанскую войну с режимом НДПА. Она с самого начала велась имипод лозунгом «джихада». Когда, спасая режим НДПА, руководство СССР принялорешение о вводе советских войск, «джихад» из внутриафганского превращается вобщеисламский.
Всеисламские организации региона, не говоря уже о правящих кругах Пакистана,Ирана, Саудовской Аравии и ряда других стран, активно включились в оказаниепомощи афганским «муджахедам». Только в странах ССАГПЗ было собрано околоодного миллиарда долларов, что было вполне достаточным для финансированиябоевых действий «муджахедов» в течение первых нескольких лет гражданской войны.Оно осуществлялось не столько по официальным каналам, сколько через «Братьев-мусульман»и пакистанскую «Мусульманскую лигу» («Джамаа-ти-ислам»). Кроме того, через нихбыло направлено на помощь «муджахедам» около 15 тыс. арабских добровольцев. С1984г. «муджахедам» стали открыто помогать США.
В1989 г. советские войска были выведены из Афганистана, а в 1992-м пал режимНДПА. Исламисты одержали победу, но стабилизировать положение в стране так и несмогли. Разгорелась борьба за власть между лидерами «муджахедов», а затем между«умеренными» и «радикалами» (движение «Талибан»). Последние, опираясь на прямуюпомощь Пакистана и косвенную помощь США, в 1996 г. смогли занять столицу страныг. Кабул, но гражданская война продолжалась, все больше приобретая характермежэтнического конфликта.
Кначалу 90-х годов первая стадия борьбы за «исламизацию» (введение «исламскойгосударственности») региона завершилась. «Исламская государственность» былаустановлена в Иране и Судане (после военного переворота 1989 г.), а затем и вАфганистане, но Египет и Сирия устояли перед натиском исламистов. Невелики былиих успехи и в Турции. Исламское движение оказалось на перепутье, и именно кэтому времени относится война в Заливе, которая продемонстрировала глубокийраскол между мусульманскими государствами.
25апреля 1991 г. в столице Судана г. Хартуме по инициативе радикального крылаисламского движения была созвана «исламо-арабская народная конференция», вкоторой приняли участие представители исламских партий и организаций из 50стран мира. На ней было принято решение создать в противовес правительственнойОИК неправительственную организацию исламо-арабской конференции (ОНИАК) соштаб-квартирой в Хартуме. Генеральным секретарем новой организации был избранлидер суданского филиала «Братьев-мусульман» Ат-Тураби. Перспективными целямиОНИАК являются достижение «исламской солидарности» и «борьба с международнымсионизмом». Были также определены текущие задачи — недопущение «капитуляцииперед Израилем» и «освобождение оккупированных территорий». К категориипоследних были отнесены не только Западный берег и сектор Газы, но также районырасположения американских войск и базы в странах ССАГПЗ. На третьей сессииОНИАК (1995 г.), в которой участвовали представители уже из 80 стран, коккупированным территориям была отнесена и Чечня.
Наконференции выявились разногласия между «умеренными» и «радикалами». Первыевыдвинули лозунг: «Сначала отвоевать человека, потом — государство», т. е. посуществу сделали упор на мирные и легальные методы политической борьбы. Ихоппоненты — «радикалы», составлявшие подавляющее большинство, настаивали нанеобходимости первоочередного захвата государственной власти с помощьювооруженной борьбы, и прежде всего различных форм террора. В конечном счетеименно «радикалы» определили стратегическую линию ОНИАК. В Судане была созданасистема лагерей по подготовке исламских боевиков. Оформилась намежгосударственном уровне новая коалиция Иран — Судан. Прежний союзник Ирана — Ливия после окончания ирано-иракской войны резко свернула сотрудничество с ним.Более того, ливийский лидер М. Каддафи обрушил репрессии на ориентировавшихсяна Иран исламистов-радикалов, заявив, что «Хизбаллах» — это не «партия Аллаха»,а «партия дьявола».
Задачи,поставленные ОНИАК, не остались на бумаге. С весны 1992 г. развернуласьширокомасштабная террористическая война, которая захватила не только БлижнийВосток, но и Северную Африку. Отдельные исламистские группы предпринимаютпопытки перенести ее на территорию США и Франции. Особой интенсивности онадостигает в Египте и Алжире, а также в Палестине и зоне расположения американскихвойск в Саудовской Аравии.
В1994 г. президент Египта X. Мубарак обратился с настоятельным требованием ккоролю Саудовской Аравии Фахду прекратить финансирование радикальныхисламистских организаций и групп. В 1995 г. саудовское правительство официальнозаявило, что сделало это и что им арестовано несколько сот исламскихтеррористов — членов «Аль-Джихад аль-Ислами» (военное крыло«Братьев-мусульман»). В значительной степени эти меры были вызваны сериейтеррористических актов против саудовских военных объектов и американскихвоеннослужащих. Однако финансирование радикальных исламистов все жепродолжалось «без ведома и согласия правительства», хотя и в меньших масштабах.На роль основного спонсора исламского движения выходит Иран.
Размахтеррористической войны вызывает серьезное беспокойство мирового сообщества. Вмарте 1996 г. в египетском городе Шарм аш-Шейхе была проведена встреча навысшем уровне стран — участниц ближневосточного мирного процесса (включая США иРоссию). На ней основное внимание было уделено проблеме терроризма и егонегативному воздействию на миротворческие усилия. Участники наметили ряд мер поборьбе с терроризмом. Однако большого эффекта они не имели, и террористическаявойна продолжалась. Более того, боевики-исламисты стали все чаще прибегать кубийствам иностранных граждан (туристов, бизнесменов, дипломатов и др.).
Решительноеосуждение мировым сообществом, в том числе многими мусульманскими странами,террористической войны, развязанной исламскими «радикалами» в регионе,стимулировало активизацию «умеренных». Инициативу берет на себя лидер турецкойПартии благоденствия Н. Эрбакон, ставший премьер-министром страны последосрочных парламентских выборов в декабре 1995 г. В контексте борьбы с«международным сионизмом» он выдвинул идею противопоставить «семерке»промыш-ленно развитых стран «восьмерку» развитых мусульманских государств,которые бы олицетворяли «справедливый исламский порядок». 15 июня 1997г. вСтамбуле состоялась конференция, на которой была принята декларация о созданииэтого нового объединения. Судя по его составу (Турция, Иран, Афганистан,Пакистан, Бангладеш, Малайзия, Египет и Нигерия), нет серьезных основанийрассчитывать на его сколько-нибудь реальную жизнеспособность.
Даи сам Н. Эрбакан был почти сразу же свергнут военными, которые развернулиширокомасштабную кампанию преследования исламистов. Тем самым были еще большеослаблены позиции «умеренных». Доминирующее положение «радикалов» сталонесомненным, что и нашло свое выражение в ряде новых крупных террористическихактов.
Список литературы
Арабскиймир в конце XX века. — М., 1996.
ВавиловА.И. Политическая история американо-арабских отношений (80-е — начало 90-хгодов). Опыт критического осмысления. — М., 1994.
ВасильевА.Г. Россия на Ближнем и Среднем Востоке: от мессианства к прагматизму. — М.,1993.
ЕгоринА.З. Война за мир на Ближнем Востоке. — М., 1995.
ОмарА.А. США, исламский Ближний Восток и Россия. — М., 1995.
Cohen M.J. Fighting World War Three from the Middle East. — Ilford,1997.
Danspeckgruber W.F., Tripp C.R.H. The Iraqi Agressian againstKuweit: strategic lessons and implication. — Oxford, 1996.
Feldman Sh. The Future of U.S. — Israel Strategic Cooperation. -•Wash., 1996.
Letiv S. American and the Persian Gulf. — L., 1995.
Smith M.A. Russia and the Middle East. — Camberly, 1994.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.policy03.narod.ru/