ЗНАЧЕНИЕ ПРОГУЛКИ ВЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Значение прогулок в экологическом образованиидошкольников
Удивительный мир природы… Он встречает ребенкаморем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать,думать.
В сердце каждого из нас с детства остаются нежныеи щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом,наполненном звуками и запахами; тихий пруд с зелеными берегами и голубымотражением небес; золотистое поле пшеницы в знойный летний день; крошечныйкузовок, доверху наполненный земляникой… Эти памятные картины согревают сердцево взрослой суетной жизни, соединяя тонкими невидимыми нитями с детством, гдебыло так много света и красоты.
А если ничего этого не было и вы никогда небродили по шелковым травам, не видели разноцветья лугов, не смотрелись в лесныеозера-зеркала, не слышали соловьиных трелей, потому что детство было отгороженоот живой природы безразличным отношением к ней взрослых, дефицитом жизненногопространства, забором и строгим распорядком дня в дошкольном учреждении? Ксожалению, обеднение природной среды не лучший признак нашей сегодняшней жизни.
Человек – частьприроды, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной.Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье исилы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становятся мощным средствомразностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта.
Во всех группахдетского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки.Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечиваютнепосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активнуюдеятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явленияприроды в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях,формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонныхявлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизньродной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Этоспособствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости.Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след вих сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений,воспитывают любовь к родной природе.
Прогулки широко используются для ознакомлениядетей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о такихявлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомитвоспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам (продолжительностьдня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей), организуетразнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом,листьями и т.д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитываетсялюбознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость иудовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту.
Во время прогулок на участке детского сада иливне его осуществляется повседневное ознакомление с природой. Ознакомлениедошкольников с природой является лишь частью многопланового содержания, поэтомусодержание прогулки значительно меньше по объему, чем на экскурсии.
На прогулках целесообразнее знакомить детей стеми явлениями природы или с теми признаками объектов, представления о которыхмогут сложиться лишь в течение длительного времени – в процессе наблюдений,игр, труда. Например, наблюдение за изменениями погоды в разные сезоныцелесообразнее организовать на прогулках. При этом детей знакомят сповседневными изменениями природы, например таянием снега, набуханием почек ит.д. Более полные представления о повадках птиц дети также получают во времянаблюдений и подкормки пернатых на прогулках.
В воспитательно-образовательнойработе с детьми на прогулках и экскурсиях существует тесная связь:представления, которые накапливаются у детей в процессе повседневногоознакомления с природой на прогулках, обобщаются и уточняются на экскурсиях, азнания, полученные на экскурсиях, закрепляются на прогулках.
Следует помнить, что обобщенные знания детей осезонах формируются постепенно. Начиная с первой младшей группы на основечувственного опыта должно идти накопление конкретных представлений о каждомсезоне, но только в средней группе возможно подвести детей к первичномуобобщению их знаний о характерных признаках сезона.
В старшей группе дети уже могут овладетьобобщенными знаниями о всех сезонах, но эти знания еще далеко не полны, и ихследует уточнять и закреплять в подготовительной к школе группе.
2. Организация проведения прогулок
Процесс воспитания детей непрерывен. Большиепотенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личностиребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми вусловиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условиядля всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности вактивных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающиммиром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре как с природным материалом,так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могутиспользовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития.Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. Влетнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода вдошкольное учреждение, в помещение заходят лишь для приема пищи и сна.
В зимнее время прогулка проводится 2 раза в деньобщей продолжительностью до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15° иливетреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или отменыее.
Воспитатель осуществляет основную работу сдетьми. В целях охраны жизни и здоровья детей воспитатель, начиная рабочий день(до приема детей), внимательно осматривает весь участок: нет ли поломанногооборудования, битого стекла, каких-либо нежелательных предметов и т.д. В летнеевремя могут быть грибы, незнакомые ягоды в укромных уголках площадки, палки сшипами и заостренными концами и пр.
Для того чтобы дети охотно оставались на прогулкеположенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразнойдеятельности.
Создание условий для эффективного проведения прогулок
Помимо стационарно установленного оборудования,на участок следует выносить дополнительный материал, который служит целямзакрепления, уточнения, конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, атакже тренирует их наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делатьпростейшие выводы. Это наборы определенных видов объектов, выполненных изпластмассы, гипса или дерева.
1-й набор: сказочные персонажи, знакомые детям. Взимнее время это Дед Мороз и Снегурочка, в летнее – девочка Машенька с братикомВанечкой и др. Дети рассматривают их, вместе со взрослым вспоминают любимыесказки, недавние праздничные, новогодние события. Иногда в руках у Машенькипоявляется корзинка. Дети замечают, начинают предполагать, куда собраласьдевочка. Так зарождается интересная беседа.
2-й набор: знакомые игрушки – медвежонок, лиса, заяц,волк, белка, олень. Одни сидят на задних лапах, другие стоят или лежат. Дляподдержания интереса детей, развития их внимательности время от времени воформление объектов вносятся сюрпризные моменты: зимой медвежонку надеваютмалахай, волку – варежки; в летнее время лисе – яркий платок. А то и румяныйколобок можно посадить на нос! Зайцу можно надеть то юбку, то фартук, мишке – краснуюрубаху, волку – лапти и т.д.
3-й набор: знакомые детям игрушки – ворона, воробей,голубь, сорока, снегирь, синица. Дети самостоятельно находят их, рассматриваютстроение тела, показывают характерные движения, голосовые реакции птиц.
Эту атрибутику расставляют по всему участку, неболее 4–5 фигур одновременно. Заменять их следует через 10–12 дней, тем самымподдерживая к ним устойчивый интерес детей.
Можно стационарно установить щит. На неговзрослый вывешивает красочно оформленную иллюстрацию знакомой сказки, время отвремени заменяя другой («Три медведя», «Теремок», «Репка», «Колобок»,«Снегурочка и лиса» и др.) Заметив новую иллюстрацию, дети останавливаются ущита, с интересом рассматривают ее и вместе с воспитателем могут вспомнитьсюжет всей сказки.
В летнее время с целью развития наблюдательности,умения замечать изменения в одном из спокойных мест участка можно организовать«озеро», врыв в землю небольшой тазик и обложив края дерном. В яркий солнечныйдень возле «озера» загорают на травке куклы, плавают по «озеру» уточки. Впасмурную погоду у «озера» сидит рыбак. Такие изменения в сюжете не оставляютдетей равнодушными. Выйдя на прогулку, дети спешат посмотреть, что происходитна «озере».
В зимнее время среди запушенных снегом кустов сгорки спускаются лыжники и саночники (соответственно одетые куклы). В течениедня здесь могут произойти изменения, например, упали на бок санки. Кто из детейзаметит это первым? В следующий раз на пригорке появится заяц, а из-за кустовза ним будет следить волк или лиса. Каждый раз найдется повод и для наблюденийи для развернутой беседы с детьми при виде этих сюрпризных моментов. Нужнатолько фантазия взрослого.
Ярко украшенный участок сам по себе вызывает удетей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку.В зависимости от сезона вход на веранду могут украшать гирлянды из цветов,снежинок или листьев золотой осени. К перилам веранды на уровне глаз малышейможно прикреплять султанчики, ветряные мельницы (в руки этот материал давать неследует во избежание травм).
По краям дорожек желательно протянутьразноцветные шнуры и ленты, снежные валы украсить орнаментом из разноцветныхльдинок. Украшения служат и игровым материалом. Между деревьями на ярком шнуремогут висеть колокольчики, разноцветные погремушки. Задача ребенка пройтипригнувшись (летом проползти) так, чтобы игрушки не зазвучали. Затем нужноподняться и дотянуться до бубна, висящего рядом, и ударить по нему ладошкой.
Достаточное количество игрового материала сделаетпрогулку более насыщенной и интересной. Ошибка практики состоит в том, что напрогулку иногда выносят игровой материал, изъятый из употребления в группе(машины без колес, куклыбез париков и т.д.). На прогулке должны бытьигрушки, которые хорошо поддаются санобработке (пластмасса, резина,дерево, гипс, яркие краски которых не блекнут на воздухе). Для игр выделяютсякрасочно оформленные куклы, одежду которых дети сами могут легко снять ипостирать, кукол дети могут искупать.
Структурные компоненты прогулки
Непременным условием успешного развития ивоспитания младших дошкольников на прогулке является одновременное овладениеими умственными и практическими действиями. При проведении прогулокиспользуются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшиеподгруппы, индивидуально). Это успешно решается в ходе систематическипроводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные наблюдения напрогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда,взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления.
Таким образом, наблюдение – один из главныхкомпонентов прогулки.
Фронтальнаяорганизация наблюдений на прогулках используется, когда детей знакомят с яркимисезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке,показывают новый способ действия. При проведении коллективных наблюденийиспользуются те же приемы, что и на занятиях: вопросы, загадки, сравнения,обследовательские действия, художественное слово и т.д., однако, учитывая, чтона детей во время прогулок действуют разнообразные раздражители, наблюденияпроводятся кратковременно и многократно повторяются.
Во время прогулок ведутся индивидуальныенаблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое,привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельныенаблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать.
Детей следует привлекать к активным мыслительнымоперациям, к выполнению разнообразных движений по ориентировке на местности, квоспроизведению действий обследования предлагаемых объектов для того, чтобысистематизировать вновь приобретенные знания и закрепить полученные ранее.Широкое включение в этот процесс зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильныхи вкусовых ощущений способствует более глубокому познанию окружающего мира,оставляя в сознании ребенка увлекательные и незабываемые впечатления.Дидактические задания следует считать структурным компонентом прогулки детейраннего дошкольного возраста.
Посильные трудовые действия детей естественнымобразом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектамиокружающей среды. В силу собственной активности дети стремятся включиться всовместный со взрослым трудовой процесс, мере усвоения трудовых навыков онивыступают в роли равноправного партнера, а затем уже по собственной инициативеувлеченно действуют с разнообразным природным материалом, испытывая радость отполученных результатов. Выполняя одновременно и трудовые и дидактическиезадания, дети заняты интересным и полезным делом. Именно в этой непринужденнойобстановке каждый воспитанник приобретает положительные черты личности и навыкиправильного взаимоотношения со сверстниками.
Вследствие новых видов деятельности на прогулкевозникают ситуации, вызывающие новые отношения ребенка со взрослым и еесверстниками. Идет интенсивное формирование личностных качеств каждого ребенка.
Таким образом, трудовые действия детей следуеттакже считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки.
На прогулках воспитатель организует игры сприродным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр научастке следует иметь оборудование (песочные дворики, ящики с песком, бассейн,плескательницы). Формочки, сосуды, совочки, печатки периодически выносятся напрогулки. Кроме этого, широко используются разнообразные игровые упражнения на узнаваниедеревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам и следам и т.д.), игры сигрушками, приводимыми в движение ветром.
Постоянно и разнообразно двигается ребенок научастке. В теплое время года потребность в активных движениях удовлетворяетсяполностью. Зимой эта проблема стоит довольно остро. При норме 10 тысяч шагов задень младшие дошкольники по собственной инициативе могут сделать лишь 1200–1500шагов, в то время как при продуманной организации и педагогически правильномруководстве они показывают результаты до 6000 шагов каждый. Таких результатовребенок достигает без каких-либо усилий для себя, увлеченно двигаясь по участкув процессе выполнения дидактических заданий, активно участвуя в организованныхподвижных играх, занимаясь интересной самостоятельной деятельностью. Становитсяочевидным, что подвижные игры и игровые упражнения также являются обязательнымкомпонентом каждой прогулки.
Таким образом,структурными компонентами прогулки являются:
– разнообразные наблюдения,
– дидактические задания,
– трудовые действия самих детей,
– подвижные игры и игровые упражнения.
Все эти компоненты позволяют сделать прогулкуболее насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельныепедагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного,что запланировано взрослым в конкретной прогулке.
Каждый изобязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут иосуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости отсезонных и погодных условий, объекта наблюдений, настроя детей эти структурныекомпоненты могут осуществляться в разной последовательности. Например, впасмурный морозный день дети, выйдя на прогулку, сразу же включаются вподвижную игру, что неизменно поднимает их эмоциональной тонус.
В знойное летнее время дети сразу же начинаютвыполнять трудовые действия, наполняют бассейн водой, чтобы затем использоватьее в течение всей прогулки.
Главное – каждый из компонентов прогулки вноситсвое, неповторимое в развитие и воспитание, в формирование личностных качествмладших дошкольников.
В течение всего года в обязательном порядкепроводится и вечерняя прогулка. Так как взрослый дополнительно занят встречей сродителями, на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение итрудовые действия (снимаются два структурных компонента прогулки).
На фоне самостоятельно играющих детей педагогможет что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя наинтересную них тему, организовать индивидуальные игры – развлечения понаблюдатьс подгруппой детей за каким-либо необычным явлением и событием, котороезаметили они сами. Главное – сделать так, чтобы на прогулке не было скучно.
Целевые прогулки
Начиная со второй младшей группы проводятсяцелевые прогулки по участку и с выходом за его пределы. Учитывая природноеокружение детского сада, наиболее яркие сезонные явления природы, возможностидетей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и чтопосмотреть. На такой прогулке выделяется основная задача – ознакомление детей сявлением или объектом природы для расширения и уточнения детских впечатлений.
Целевыепрогулки кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Детизнакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона, напримергнездованием грачей, ледоходом. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг,на пастбище и т.д. Кроме того, организуются прогулки, познавательное содержаниекоторых ограничено (сбор ягод, цветов).
Целевые прогулки могут носить познавательныйхарактер, например прогулка к месту гнездования грачей и др.
Планируя целевую прогулку за пределы дошкольногоучреждения, оба взрослых должны хорошо узнать место, где будут останавливатьсядети, предусмотреть все необходимое в пути, чтобы ничто не угрожало жизнималышей. Младший воспитатель сопровождает детей в целевых прогулках, можетподключиться и старший методист дошкольного учреждения.
Основной целью прогулок может быть и организациядетской деятельности в природе, например сбор ягод в лесу (средняя группа),сбор цветов на лугу (с малышами).
Следует помнить, что при организации целевыхпрогулок с маленькими детьми важной является эмоциональная сторона.
На прогулках кнаблюдениям могут привлекаться не все дети в зависимости от воспитательныхзадач; наблюдения по инициативе детей всемерно поощряются. В старшей иподготовительной к школе группах все большее значение приобретают длительные исистематические наблюдения природы.
Прогулки – походы
«Институтом усовершенствования» называют туризм,потому что он дает человеку знания, развивает ловкость, находчивость,выносливость, дарит здоровье и дружбу, воспитывает чувство ответственности заохрану природы и окружающего мира. Человек должен как можно раньше испытатьрадость путешествия, преодолеть как можно больше расстояний. Прогулки-походызакладывают у дошкольников стойкий интерес к туристическим походам в будущем,формируют необходимые навыки.
Прогулки-походыначинают проводить с детьми старшего дошкольного возраста. Также материалпрогулок – походов можно использовать и в работе с младшими дошкольниками, еслиупростить содержание, сократить расстояния прогулок, снизить физическиенагрузки.
Каждый походдолжен стать эмоционально – значимым событием в жизни детей, поэтому необходимотщательно отбирать разнообразные, интересные маршруты путешествий, обеспечивающиетесное общение с природой.
В городских условиях сделать это непросто, однакопри желании вполне возможно. В каждом городе есть скверы, парки, тенистыеаллеи, небольшая речка или пруд, различные зоны отдыха, тихие улочки наокраинах с садами частных домов, лесопарки. Они своеобразны, неповторимы имогут стать прекрасным объектом для наблюдений и частью маршрута. Социальныеобъекты, такие, как библиотека, музей, стадион, магазин, почта, такжевключаются в план путешествий при условии, что дорога к ним будет проходитьчерез зеленую зону города. Прогулки-походы целесообразно проводить один – двараза в неделю.
Воспитатель продумывает программу ознакомления сприродой так, чтобы дети могли наблюдать последовательность сезонных явлений,устанавливать причинно-следственные связи в них, постепенно овладевать знаниямии элементарными умениями природоохранной деятельности человека.
В прогулках-походах важно предусмотретьоптимальные физические нагрузки, которые должны увеличиваться постепенно сучетом здоровья и двигательной подготовленности детей.
Из всех форморганизации физического воспитания в дошкольном учреждении именнопрогулки-походы позволяют наиболее объективно спрогнозировать постепенноеувеличение физических нагрузок.
Следует учесть,что физическое напряжение во время похода определяется не только расстоянием ипродолжительностью пути. Большое значение имеет состояние дороги, темп икачество ходьбы, включение таких интенсивных движений, как бег, прыжки, частотаи продолжительность отдыха. Поэтому один и тот же маршрут может обеспечитьразный уровень нагрузки.
Одной из задач прогулок-походов являетсясовершенствование движений в естественных природных условиях, обогащениедвигательного опыта детей.
Разнообразие движений, используемых ребенком в своейдеятельности, является важным показателем не только его двигательного, но иобщего развития. Поэтому во время прогулок-походов предоставим детямвозможность полной свободы движений. Уж если им посчастливилось оказаться влесу, то пусть они взбираются на деревья, проверяя свою ловкость, крепость рук;состязаются в быстроте, силе, выносливости; достают высоко расположенную ветку,подпрыгнув с места или с разбега; перепрыгивают через канавку; бросают шишки,желуди, снежки в дерево, пень или как можно дальше. От взрослых требуется лишьодно – надежная страховка.
Прогулки-походы с дошкольниками непродолжительны,маршруты не отличаются сложностью, однако и для них нужна специальнаяэкипировка. Необходимые предметы нужно подготовить заранее с расчетом на всех детей,определить место хранения этих предметов, уточнить обязанности взрослых поремонту, гигиенической обработке снаряжения.
Отправляясь впоход, предусматривается одежда и обувь по сезону и погоде.
Чтобы поощрять творчество детей, полезно иногдабрать в поход небольшие мольберты для рисования, фломастеры, карандаши. Увоспитателя должны быть: набор инструментов (шило, нож, складная пила), иголка,нитки, клей, булавки.
Полезно иметь и некоторый инвентарь для того,чтобы при необходимости очистить место стоянки, например маленькие складныеграбли, лопатку.
Поход с детьми на природу требует тщательнойподготовки, соблюдения техники безопасности.
Прежде всегопроверяется запрограммированный маршрут. Руководитель накануне похода обследуетдорогу, места стоянок и игр, измеряет расстояние, определяет время движения.Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного родафизических нагрузок с отдыхом; продумать, какие движения целесообразнееиспользовать на тех или иных участках дороги с учетом естественных препятствий.
Прогулка – походсостоит из следующих основных, равнозначных, взаимосвязанных между собойчастей: дороги до места стоянки, отдыха и игр на стоянке, дороге обратно.
Нельзя быть настоящим хозяином на Земле без любвик природе. Одной из задач прогулок-походов является воспитание бережногоотношения к окружающей среде. В местах прогулок-походов необходимо подчеркнутобережно относиться к каждой травинке, цветку, кустику; привлекать детей кучастию в практических делах по охране природы. Дети постепенно постигнутистину – там, где побывал человек, должна оставаться чистота.
Каждый выход на природу необходимо увязывать сразными видами деятельности. Принесенные из похода дары природы дети могутиспользовать на занятиях по развитию речи, в театрализованных представлениях, врисовании, аппликации, в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх.
Необходима оценка результативности каждойпрогулки-похода – это поможет увидеть все плюсы и минусы организациипутешествий в природу в целом и способствовать их совершенствованию.
Что принять за критерии оценки? Настроение исамочувствие детей, а также то, с какими впечатлениями дети вернулись изпохода. Если они обсуждают увиденное, рассказывают о нем, сохраняют принесенныедары, значит, поход был удачным.
Самостоятельныеигры детей – один из самых главных показателей яркости их впечатлений. Задачапедагога не только заметить эти впечатления, но и закрепить их, развить.
Заключение
Каждый ребенокдолжен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимодля его здоровья. Прогулка – это замечательное время, когда взрослый можетпостепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать ожизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое времягода – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возлереки, озера или моря.
Приобщая ребенка к миру природы, взрослыйсознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес ижелание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенкасочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь,показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме,необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться (сферанравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красотыв мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе,контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. Приэтом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет вполноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – этосфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.
Следует отметить, что полноценное общение сприродой, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями,вызывает у ребёнка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это –ничто иное, как психическое здоровье, который укрепляет организм в целом иявляется основой физического здоровья.
Конспект прогулки«Листопад»
Цель:показать детям многообразие красок золотой осени.Раскрыть новое понятие листопад.
Ход прогулки:
В теплый погожий осенний день воспитатель, выведядетей на прогулку, обращается к ним: «Посмотрите, дети, наступила осень. Всюземлю покрыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья – всежелтое. Поэтому осень называют желтой, золотой.
Пойдемте, тихо побродим по листьям (листья подногами шуршат). Слышите, как они шуршат?
Видите, то один листик летит к земле, то другойкружится-кружится и медленно ложится на землю. Подул ветер, и много листьев сшуршанием полетело на землю. Это листопад».
— Листопад,листопад,
Листья желтые летят… –
повторяют дети за воспитателем. Он уточняет:легкие листья, вот поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся ввоздухе».
Педагог кладет сухой листик на столик, предлагаетлюбому: «Подуй!» Лист летит со стола, все согласны: легкий лист. Дуют желающие.Сами отбирают понравившийся лист и дуют.
Педагог просит отобрать один самый красивый,самый понравившийся ребенку листик. С каждым из детей уточняется окраскалистика. Воспитатель демонстрирует его всем, восхищается: «Какая добрая осень,постаралась, получился такой красивый листик! А ты его отыскал, молодец!» Потомначинает собирать: «Один листок, еще листок и еще… Получилось много листьев – целыйбукет! Посмотрите, какой у нас букет – пышный, нарядный! Кто повторит, какой унас букет?» Потом уточняет: «Осень старалась, трудилась, раскрасила все вжелтый цвет. Золотая осень!» Обращается к детям:
«Кому мы подарим этот пышный букет?» Все вместерешают, что подарить его нужно нянечке Вере Петровне – она ведь не гуляла.
Взрослый предлагает: «Посмотрите вокруг искажите, какого цвета осень?» С помощью детей уточняется, что осень желтая.«Золотая осень!» – конкретизирует взрослый. Можно пропеть детям припев когда-топопулярной песни:
Листья желтые над городом кружатся,
С тихим шорохом нам под ноги ложатся,
И от осени не спрятаться, не скрыться,
Листья желтые, скажите, что вам снится?
«Как вы думаете, что будет сниться осеннимкрасивым листьям?» – обращается к детям взрослый, предлагая каждому задуматься,высказаться. Сам приходит на помощь: «Наверное, листьям будет сниться, как онилетели медленно на землю, как легко кружились, а солнышко улыбалось, и детишкирадовались им».
Взрослый показывает детям оставшиеся листья ипредлагает из них сделать маленькой Олечке красивый пояс (быстро скрепляялистья веточкой, взрослый тут же наряжает девочку). Всем захотелось иметь такойже пояс. Взрослый предлагает: «Вы набирайте красивые листья, подходите ко мне,а я буду делать вам пояса. Отбирайте самые красивые крупные листья – тогда ипояса будут красивые. Только не спешите, а то я не успею». Взрослый делаеттакже всем шапочки, веночки, сумочки. Получившие поделку могут идти играть, нонекоторые остаются, наблюдая за действиями взрослого.
Во время игры взрослый предлагает сгрести вохапку листья, подбросить и громко продекламировать:
Листопад, листопад… и т.д.
Дети поиграли и с удовольствием откликнулись на предложениепринять участие в подвижной игре «Листопад». Прогулка продолжается.
Прогулка – поход «Листопад в лесу»
Общее расстояние – 1,5 км
Продолжительность – 1 ч
Программный материал:
Движения:ходьба в приседе, полуприседе, на носках, с закрытыми глазами; бег галопом, скружением на месте, змейкой; прыжки на месте на двух и одной ноге, вверх изприседа с доставанием ветки дерева, с поворотом на 180°, с двойным поворотом;влезание на дерево.
Природа: наблюдение листопада.
1. Перед выходомвспомнить стихи и загадки об осени:Листопад
Опавшей листвы разговор еле слышен: –
Мы с кленов… Мы с яблонь… Мы с вишен…
С осинки… С черемухи… С дуба… С березы…
Везде листопад: на пороге морозы!
(Т.О. Капотов.)Листики
Праздник осеньюв лесу – и светло, и весело.
Вот какие украшенья осень здесь развесила.
Каждый листик золотой – маленькое солнышко.
Соберу в корзину я, положу на донышко.
Берегу я листики… Осень продолжается.
Долго у меня праздник не кончается.
(А. Шибыцкой.)
Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когдаэто бывает? (Осенью.)
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья.)
Падают с ветки золотые монетки. (Листьяосенью.)
Все паны поскидали кафтаны. Один пан не снялкафтан. (Листва и хвоя.)
Отметить наиболее характерные признаки осени,сообщить цель похода – наблюдение листопада. Во время перехода до места стоянкипредусматриваются разные виды и способы движений, в зависимости от рельефаместности. Часть пути целенаправленно предусматривается как естественная полосапрепятствий в природных условиях: дети идут мелким и широким шагом междудеревьями, в приседе и полуприседе – под ветками; подпрыгивают, доставая веткидеревьев; перепрыгивают кочки, выступающие корни деревьев, узкие канавки. Длякратковременной остановки выбирается такое место, где широко представленыпороды лиственных и хвойных деревьев. Обратить внимание на красивое сочетаниеразноцветных листьев с зеленой хвоей и голубым небом. Отметить, что расцветкалистьев у разных деревьев неодинакова. Послушать, как шумят деревья на ветру.Оставшуюся часть пути до стоянки дети проходят быстрым шагом.
2. На стоянке дети наблюдают, как падают листья,как много листвы на земле: здесь и яркие свежие листья, и уже потемневшие.Обратить внимание, как по-разному падают листья у различных деревьев: у осины –стремительно вниз, у клена – долго качаются или кружатся в воздухе, прежде чемопуститься на землю.
Игры и упражнения.
«Листопад». Дается задание найти по двасамых крупных ярких листа. Воспитатель говорит, что каждый из детей будет темлисточком, который у него в руках, и продолжает: «Пришла осень, листья надеревьях из зеленых превратились в разноцветные – желтые, красные, рыжие,коричневые. Висели листья на высоком дереве (дети поднимают руки с листочкамивверх), а потом оторвались от родной ветки и стали медленно падать на землю,коснулись земли и затихли, как будто уснули. Подул слабый ветерок, подхватиллисточки и стал их кружить медленно-медленно (дети кружатся на месте). Поиграллисточками и затих. А потом налетел сильный ветер и погнал листочки вдоль дороги,по лесу, устроил настоящий веселый листопад (дети бегают по поляне слисточками, кружатся, прыгают, выполняют прыжки с поворотами)».
«Послушные листья». Воспитатель читаетстихотворение:
Падают, падают листья,
В нашем лесу листопад,
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят…
Затем берет в руки легкий шарф или колечко спривязанными к нему разноцветными ленточками разной длины, машет им над головойи говорит детям: «Я – ветер, вы – листья. Ветер спит, и листья уснули (всеприседают, закрывают глаза). Подул ветер и погнал листья (дети двигаются вразных направлениях – прямо, боком, спиной вперед), закружились листья наместе; стих ветер, листья отдыхают».
«Что я слышу?». Предложить детям послушать,закрыв глаза, как падают листья, шумит ветер. Пошуршать листвой при ходьбе, неотрывая ног от земли («лыжный шаг»), кружась на месте и с продвижением вперед,подбрасывать ногами листья вверх.
Самостоятельная деятельность: влезание на дерево(обеспечить страховку), наблюдение за птицами, сбор листьев, желудей.
3. Короткая дорога обратно.
Последующая работа:
• принесенные листья складываются в большую корзину;детям предлагается самостоятельно провести игру «Листопад»;
• рисование на тему «Листопад»;
• проведение выставки детских работ;
• оформить рисунки в паспарту и преподнести вподарок детям и взрослым с автографом;
• несколько работ оставить в альбоме «Свернисажа» (на память о походе).
Литература
1.Лучич М.В. Детямо природе. – Москва, 1989.
2.Методикаознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой.– Москва, 1992.
3.Наблюденияи труд детей в природе / Сост. А.Ф. Мазурина. Москва, 1976.
4.Николаева С.Н. Любовьк природе воспитываем с детства. – Москва, 2002.
5.Теплюк С.Н. Занятияна прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – Москва, 2001.
6.Шишкина В.А.,Дедулевич М.Н. Прогулки в природу. – Москва, 2003.