Реферат по предмету "Политология"


Партии и общественные движения в свете политической науки

Министерство внутренних делРоссийской ФедерацииБелгородскийюридический институтКафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
РЕФЕРАТ
Тема:Партии и общественные движения в свете политической науки

ПОДГОТОВИЛ:
СТУДЕНТ 454 ГРУППЫ
ОКУНЕВ А.А.
 
ПРОВЕРИЛ:
Преподаватель кафедры
Путилов П.Д.

Белгород- 2008
                                                                  

Литература:
 
Основнаялитература:
*Перевалов В. Д. Политология. Учебник для вузов. — М.,2001. — Глава 6.
*Гаджиев К. С. Введение вполитическую науку – М., 1997. – Глава 6.
*Лобанов К.Н. Политология. –Белгород, 2000. – Лекции 12-13. 
 
Дополнительнаялитература:
Дарендорф Р. О будущем партий/Политология вчера и сегодня. — М., 1990.
Кочетков А.П. Политические партии иполитические системы. — М., 2003.
*Лепехин В.А. Некоторые аспектысовременного российского партогенеза // Вестник МГУ. — Сер. 12. — 2003. — № 2.
*Громыко А. А. Победы и поражениясовременной социал-демократии//Полис. — 2000. — № 3.
*Гельман В. Я. О становлениироссийской партийной системы и практиках политических коалиций//Полис. – 2001.- № 3.
*Политические партии современнойРоссии. – М… 2002.
*Сериков А. В. Профилактикаполитического экстремизма молодежи//СГЗ. – 2005. — №4.
Введение
 
В предыдущихлекциях государственно-политическая организация общества рассматривалась впрямом ее отношении к народным массам. Однако на практике такого прямогоотношения не существует. Связь тех или иных частей, слоев народа (классовых,национальных, социальных групп) опосредована политическими партиями и другимиобщественными объединениями. Уже не раз отмечалось, что общество–это неоднородная масса, и его различные части имеют различные потребности и интересы,которые они хотели бы защищать и проводить в жизнь с помощью органов власти.Поскольку группы борются между собой, конфликтуют, сложную политическую игруведут и представители их партий.
Отмечая этообстоятельство, французский политолог Алэн Турэн, один из создателей«социологии действия», подчеркивает, что всякий социальный процесс «состоит» изсистемы конфликтов социальных субъектов различного ранга и уровня. В итогедействия этих социальных субъектов ведется и борьба за власть. В конце концов,власть достается одной или другой партийной коалиции, а ее соперники остаются воппозиции, а порой и уничтожаются организационно или даже физически.
Такимобразом, аккумулируя или прогнозируя различного рода политические илисоциальные изменения, необходимо прежде всего осуществить анализ массыгражданских инициатив и движений, политических партий, что представляетсявесьма актуальным для сравнительно молодой отечественной политологии. На рубеже80-90-х годов страну захлестнула волна митингов и кампаний то «в защиту», то«против» тех или иных сил. Руководство страной было потеряно. Распаласьединственная в прошлом руководящая партия – КПСС, а возникшие на ее местерыхлые и безыдейные партии не в силах совладать с выбитой у КПСС властью. Дажесегодня взявшие в России власть различные политические объединениядемократической направленности либо не является по существу партиями либо сбольшим трудом консолидируются в таковые. Все это говорит с важности изученияроли партий в обществе и соответствующей проблемы в политологии.
1.   Партии в обществе, их функции и типология.
В современныхусловиях не просто всесторонне раскрыть сущность политической партии, ее местои роль в общественно-политической жизни. В мире действуют многие сотни партий(только в России в последнее время возник не один десяток общефедеральных ирегиональных партий, различающихся по генезису, идеологическим основам,функциям, программам деятельности, принципам и формам организации). В учебной,монографической, справочной литературе встречается более 200 определений иназывается более 30 разновидностей политических партий, что обусловленосложностью вычленения наиболее сущностных характеристик, определяющих типичныйпортрет и политическую суть этого феномена. Поэтому важно определить понятие«политическая партия».
В качестверабочего определения можно использовать следующее: политическая партия –это организация, объединяющая на добровольной основе наиболее активныхпредставителей тех или иных классов, социальных слоев или групп ипредназначенная для их социального просвещения и придания их действиям позащите своих интересов целенаправленного и организованного характера,отстаивания их интересов в системе политических отношений и институтов.Исторический опыт показывает, что политические партии всегда и вездесоздавались как инструмент борьбы за власть, трансформации интересов различныхсоциальных общностей, идейно-политических течений в реальную политикугосударства. И главная цель их деятельности – защита социально-политическихинтересов определенных групп населения, ради чего и ведется борьба зазавоевание в удержание власти, установление взаимосвязей между обществом игосударством. Эти оценки относятся к типичным, наиболее распространенным видампартий и позволяют отличить их от политических, малочисленных клик,парламентских групп давления, досуговых клубов. Более конкретно и полнопредназначение партии проявляется в ее функциях. Опираясь на мировойопыт, можно назвать такие главные функции этого политического института, как:
– выявление, обоснование иформирование интересов определенных групп и слоев населения, главным образомтех, которые составляют социальную базу партии;
– социально-политическое просвещение,сплочение и активизация граждан на основе общности их коренных интересов,отражение этих интересов в политической идеологии и программе развитияобщества;
– разъяснение массам сложившейся ситуациии предлагаемой платформы действий, организация широкой поддержки программныхтребований со стороны населения; постоянная забота о расширении социальной базыпартийной политики. В этих целях партия налаживает взаимодействие с профессиональными,экологическими, культурно-просветительными и другими общественнымиорганизациями и движениями, инициативно участвует в формировании общественногомнения, политическом воспитании граждан;
– участие в подборе, фильтрации ивыдвижении кадров для самой партии, для формирования политической элиты,подготовки ее различных звеньев к политической деятельности, для обогащенияполитического опыта;
– организация борьбы за власть или вее защиту, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости отменяющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные иэволюционо-реформистские, вооруженные и без использования вооруженного насилияи т.д.); в условиях реальной демократии такая функция осуществляетсяконституционными способами, через систему демократических выборов органовцентральной и местной власти;
– подготовка и проведениеизбирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти,выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентскойдеятельностью. Реализуя эту функцию, партии в странах с демократическимирежимами выступают главными организаторами сохранения существующейгосударственной власти или ее замены. Именно они создают условия для мирнойсмены правительства;
– формирование в парламенте партийнойфракции, служащей связующим звеном между партией и органами власти, мощнымрычагом партийного воздействия на государственную политику в центре и наместах. Фракция широко использует законодательные инициативы, депутатскиезапросы. В силу важности роли в механизме законодательной власти дляпарламентской фракции характерна, как правило, высокая дисциплина, обязывающаядепутатов – членов партии выступать единым фронтом при обсуждении и принятиизаконопроектов. Нарушение таких правил грозит исключением из фракции и партии,потерей возможности стать депутатом на следующих выборах;
– разработка принципов и формотношений с другими политическими партиями, с учетом их социальной ориентации.Эти отношения могут быть отношениями сотрудничества, партнерства, что во многомзависит or гибкости, смелости руководствапартии, его способности к компромиссам. Сложнее складываются отношения междупартиями, отвергающими контакты, диалог. В этом случае они приобретают характерконфронтации, что резко ослабляет конструктивный потенциал противоборствующихорганизаций, их возможности обеспечить эффективную государственную политику;
– для партии, проигравшей борьбу завласть, важной функцией является организация парламентской оппозиции, давленияна государственные органы, гражданского сопротивления политике властей,противоречащей интересам социальных слоев, чьи чаяния отстаивает партия.
Полнотареализации партиями своих функций, их социальное содержание зависят главнымобразом от уровня развития общества, его социально-классовой структуры истатуса партии в механизме власти.
Важную роль висследовании политических партий играет их классификация, которая возможна наоснове множества критериев – по программным целям и идеологии, формаморганизации, методам деятельности и др. Особое значение имеет классификацияполитических партий по социально-классовому критерию. Речь здесь идет о том,интересам каких слоев населения служит партия, кому выгодна ее политика, как ееруководство поступает при решении различных политических вопросов и в делах,затрагивающих жизненные интересы общества. В современном мире можно выделитьнесколько типов политических партий.
1. Партии, идеология, программа иполитика которых направлены на утверждение и совершенствование капитализма,различных форм социальных отношений в рамках буржуазного общества. Их различаютпо конкретным подходам, способам достижения программных целей, определяя какправоконсервативные, центристские и либерально-реформистские. В марксистскойлитературе эти партии обычно называют «буржуазными»(34). Однако в свете современныхреальностей это название нуждается в некоторых пояснениях. В условиях высокойорганизованности трудящихся западных стран буржуазные партии вынуждены нетолько защищать интересы капитала, но и в большей степени, чем прежде,считаться с интересами наемных работников. Это обусловлено тем, что сегодня безих широкой поддержки невозможно победить на выборах, сохранить преобладающиепозиции в системе власти. Это вынуждает партийное руководство учитыватьинтересы различных слоев трудящихся в платформах своих партий в целяхрасширения их социальной базы. Ныне ряд буржуазных партий эволюционировали вмассовые организации, опирающиеся на различные социальные слои населения.Например, Христианско-демократический союз, представители которого занимают ключевыепозиции в органах власти Германии, Христианско-демократическая партия Италии.
2. Партии социалистического выбора,отстаивающие и выражающие интересы трудящихся, главным образом рабочего класса.Это – коммунистические, социалистические, социал-демократические, лейбористскиепартии. Общие цели их программ и политики – достижение свободы и равноправия личности,создание социальных гарантий для реализации ее прав и интересов, утверждение вобществе социальной справедливости, реальной демократии, солидарности людейтруда; защита наемных работников от социального угнетения и эксплуатации,преодоление отчуждения работника от средств производства и управленияобществом; приоритет общественной собственности на средства производства врамках смешанной экономики, установление демократического контроля надразвитием национального хозяйства с помощью главным образом экономических мер.На международной арене эти партии приверженцы ненасильственного мира, мира безвойн и вооруженных конфликтов, нового международногопорядка. Они добиваются объединения усилий всех стран и народов в решенииглобальных проблем современности.
Эта группапартий неоднородна. Общие программные цели с разной степенью полноты ипоследовательности отражаются в их политике с учетом специфики регионов, стран;многообразны средства и способы достижения этих целей. Среди партий этой группыможно выделить партии правого толка, содержание политики которых близко к курсубуржуазно-либеральных партий (Социал-демократическая партия России, Партиядемократического социализма Японии, Партия труда Израиля и др.); центристские илевоцентристские партии, провозгласившие своимиидеалами демократическое и гуманное общество, политический и идеологическийплюрализм, смешанную экономику, в которой сохраняются позициимонополистического капитала (абсолютное большинство партий Социалистическогоинтернационала, некоторые партии, возникающие на развалинах коммунистическогодвижения), Народная социалистическая партия Бразилии, Монгольскаясоциалистическая партия, Социалистическая партия Болгарии, Демократическаяпартия труда Литвы и другие; партии леворадикального направления, которыеориентируются на марксистскую концепцию социализма, пытаются творчески учитыватьсовременные реальности, достижения мировой цивилизации (Коммунистическая партияРоссийской Федерации, Социалистическая партия трудящихся России, Российскаякоммунистическая рабочая партия и др.).
3. Партии, призванные защищать интересыпреимущественно мелких собственников города и деревни, средних слоев. Они нетолько сохраняют, но и усиливают свое влияние на политическую жизнь общества.По международной классификации их именуют демократическими. В их рядахпреобладают и задают тон представители интеллигенции, средних слоев. К нимправомерно отнести Свободную демократическую партию Германии, Болгарскийземледельческий союз, Итальянскую республиканскую партию, Демократическую партиюРоссии и др. Большинство демократических партий исходят из того, что в наибольшеймере интересам средних слоев, мелких собственников отвечает система частногопредпринимательства, защищенная государством от грабительских поползновениймонополистических монстров, а также защита интересов трудящихся. В силу этогомногие партии выступают в союзе не только с либерально-буржуазнымиорганизациями, но и партиями социалистического выбора. Однако под давлениемслоев, занимающих господствующие позиции в экономике и политической жизни, онинередко непоследовательны в решении этой задачи в реальной политике.
4. Партии, идеология, платформа ипрактические действия которых имеют национально-демократическую окраску. Онивозникают под влиянием роста национального самосознания народов, недовольстваущемлением их прав из-за нерешенных социально-экономических проблем натерритории их проживания. Именно на такой почве возникли, например, Уэльская иШотландская партии в Великобритании, Индийский национальный конгресс, партияРоссийское христианское демократическое движение.
Социальнаябаза партий такого типа крайне неоднородна. И от того, представители какойсоциально-политической группы играют решающую роль в партийном руководстве, взначительной степени зависит социально-политическая ориентация партии. Зачастуюобъективные трудности государства, нации, этнической группы используют в своихэгоистических интересах воинственные националисты, навязывающие возникающимпартиям сепаратистские, реакционные платформы и действия, попирающие правадругих народов. К подобным объединениям можно отнести партию «Национальныйфронт» во Франции, всевозможные неофашистские и расистские политические формированияв других странах. Опасное влияние воинственного национализма дает о себе знатьв Национально-демократической партии Грузии, Украинской республиканской партии,Лиге свободы Литвы, Партии национальной независимости Эстонии.
5. Особую группу составляют партии,ориентирующиеся на верующих. Программные платформы этих партий опираются надогматы основных религий. Это православные, католические, мусульманские идругие партии.Они активно борются за усиление позиций своей религии встранах, регионах, на мировой арене, защищая права и интересы верующих. Насодержание программ этих партий серьезное влияние оказывает не столькосоциально-классовый состав партии, сколько личностный фактор. Это обусловленоглавным образом тем, что лидеры клерикальных партий пользуются особым довериемих членов в определении целей и задач партийной деятельности. В программах этихпартий довольно сильно звучат общечеловеческие ценностные ориентиры, преждевсего нравственного характера – справедливость, милосердие, духовное самоочищение,добродетель. Клерикальные партии, являющиеся активным элементом политическихсистем многих стран, испытывают на себе мощное давление социальных сил,занимающих господствующие позиции в экономике и финансах страны.
Актуальнаклассификация партий и по их функциональным и организационным критериям.Опираясь на такие критерии, американский социолог Стивен Коэн выделяет четыретипа политических партий.
1. Партии авангардного типа,появившиеся в ходе развития рабочего движения. Для них характерны повышенныетребования к вступающим в партию, детальная регламентация деятельности ивнутренней жизни партии, строгая партийная дисциплина и т. д. Главный объект ихполитики – трудящиеся массы, повседневная работа по их социальному просвещениюи организации во имя торжества справедливости. С. Коэн считает, что еслиавангардная партия приходит к власти, то она быстро становится частьюадминистративной системы, ее номенклатурой. Действительно, история знает немалоподобных примеров. Так, в силу причин объективного и субъективного характера вгосударствах социалистического выбора авангардные партии превратились в ведущеезвено командно-бюрократических режимов.
2. Партии, предназначенные гласнымобразом для избирательных кампаний (сбора средств для их проведения, выдвижениякандидатов, организации агитации в их поддержку и т. д.). Как правило, такиепартии не имеют фиксированного членства, партийных билетов, обязательныхчленских взносов. Они формируются за счет добровольных пожертвованийкорпораций, частных лиц, общественных организаций и ассигнований изгосударственного бюджета. Таковы, например, две ведущие партии США –Республиканская и Демократическая. Их нельзя называть организациями в строгомсмысле этого слова. Чтобы к ним принадлежать, достаточно на выборахподдерживать их кандидатов. Как политические организации они активизируют своюдеятельность в связи с проведением выборов в центральные и местные органывласти. Но поскольку такие выборы практически бывают каждый год, то эти партииведут работу почти постоянно на уровне своих немногочисленных органовуправления.
3. Парламентские партии. Их основныефункции схожи с задачами вышеназванных партий. Однако они более многообразны иохватывают весь спектр парламентской деятельности: разработку стратегии итактики избирательных кампаний, программ, реализации которых они будутдобиваться в органах власти; изучение общественного мнения об обстановке вразличных регионах и стране в целом, оценку формальных и неформальных лидеров;подбор и выдвижение кандидатов, их подготовку к участию в избирательнойкампании, а затем и к деятельности в системе государственных органов;идеологическую и организационную работу по обеспечению победы кандидатов на выборах;решение технических и финансовых вопросов, связанных с выборами; организациюпротиводействия конкурирующим партиям и их кандидатам; контроль задеятельностью избранных депутатов и их фракций в парламенте, муниципалитетах ит. д.
Парламентскиепартии имеют компактную организационную, структуру и постоянно функционирующиеорганы управления. Принципы их внутренней жизни допускают существованиеразличных течений и даже фракций. Этот вид партий характерен для многих странмира.
4. Партия-община или партия-клуб. Онапредставляет собой массовую организацию, объединяющую граждан не столько попринадлежности к какой-либо политической платформе, сколько по общностивзглядов, интересов, культурных запросов. В такую партию люди вступают, чтобыудовлетворить потребности в общении, обсуждении насущных, жизненно важныхпроблем с близкими по духу. К этой группе можно отнести организации «зеленых»,объединения защитников исторических памятников, «синих» (борются за коренноеулучшение социальной экологии), всевозможные ассоциации, клубы по интересам. Впоследние годы происходит их политизация. Многие из партий-общин, илипартий-клубов, становятся активными субъектами избирательных кампаний,участниками массовых политических акций. В Германии, ряде государств СНГ «зеленые»объединили свои организации и официально провозгласили создание политическихпартий защитников природной и социальной экологии, которые активно включились впарламентскую борьбу.
Последние тривида партий обходятся минимумом штатных работников, численность которыхзначительно возрастает во время предвыборных кампаний, в том числе и за счетграждан, активно включающихся в партийную работу на общественных началах.Относительная малочисленность постоянного аппарата не избавляет эти партии отвозникновения слоя партийных чиновников со своими корпоративными интересами,присваивающих себе право говорить и действовать от имени членов партии иизбирателей. Эта «болезнь» особенно характерна для стран, где у большинстванаселения низкая политическая культура, весьма ограничен опыт участия вполитической жизни.
5. «Карманныепартии» – это небольшие по численности организации, созданные, как правило,несостоявшимися лидерами «под свою» программу, для реализации своихвождистских, эгоистических устремлений. Подобные партии функционируют на уровненемногочисленного руководства и, прежде всего, самого лидера, не имея«очерченной» социальной базы. В них лидеры, писал Р. Михельс, пользуются стольнеограниченным влиянием, что влиять на членов партии можно только повлияв налидера (Либерально-демократическая партия России).
Вывод: таким образом, указанные типыпартийных объединений и партий составляют обширный спектр пространстваполитической борьбы за власть в современном обществе.2.   Некоторые тенденции в эволюции партий.
В 80-90-хгодах ХХ века отчетливо обозначились такие тенденции в развитии общества, какпадение влияния многих традиционных партий, в том числе коммунистических,усиление в некоторых из них центробежных процессов: происходит самоликвидацияряда партий, их раскол или коренная реорганизация. Главная причина такихнегативных явлений – бюрократизация, закостенелость организационных структур иметодов партийной работы, догматизация идеологических и программных установок,неспособность к самообновлению, учету в политике новых реальностей. Поддавлением названных тенденций руководство и актив партий производят переоценкуценностей, ищут пути модернизации партийных структур, программных установок,повышения эффективности своей политики.
Вдеятельности партий на первый план выходят проблемы, связанные с проведениемизбирательной кампании и парламентской деятельностью как главным направлениемполитического противоборства по вопросу завоевания или удержания власти.Поскольку определяющим условием победы на выборах в центральные и местныеорганы власти является завоевание большинства избирателей, усилилось стремлениепартий к расширению своей социально-классовой базы. В их платформах нашлиотражение (в различной степени) общечеловеческие интересы. Стали учитываться нетолько потребности и чаяния «базового» класса, социального слоя, но и другихгрупп населения. Меняется и терминологическая атрибутика. Вошли в оборот новыетермины – «партия для всех», «партия народа», «общественная партия», которыевзяли на вооружение не только организации социалистического выбора, но иполитические объединения, отстаивающие интересы крупного бизнеса, другихсостоятельных слоев общества.
Надосогласиться с мнением, что термин «партия для всех» нельзя понимать буквально.Нередко это одна из многочисленных мифологем, которые усиленно распространяютсяинформационно-пропагандистскими аппаратами самих партий. Существует несколькоканалов мощного воздействия на политику партий со стороны определенныхсоциальных групп. Прежде всего, это система финансирования партийнойдеятельности. Членские взносы и принятые в ряде стран (Германии, Италии идругих) государственные дотации покрывают лишь часть расходов. Дляфункционирования многих буржуазных партий большое значение имеют пожертвованиякрупных корпораций, субсидируемых ими же различных фондов, взятки партийнымчиновникам. Не случайно М. Вебер отмечал, что судьба партии во многом зависитот «босса», в качестве которого выступают предприниматель, или правлениекорпорации, или руководство ряда компаний и банков.
Кстати, дляобщественности нашей страны не является секретом щедрая материальная поддержка,получаемая партиями и движениями либерально-буржуазного направления отбиржевиков, кооператоров и предпринимателей. Так создается реальная возможностьдля воздействия на политическую и социальную ориентацию партии, для сращиванияпартийного руководства с капиталом. Социал-демократические и некоторыекоммунистические партии получают дополнительные средства от крупных профцентрови хозяйственной деятельности (как правило, издательской).
Итак, партияне может отстаивать интересы всех. Но каждая партия, определяя свою программу иполитику на основе интересов различных социальных групп, может рассчитывать назавоевание большинства избирателей. В современных условиях большинство партийболее терпимо относятся к инакомыслию в своих рядах. Предел такого «терпения» –основные программные цели. А платформа конкретных задач и действийпарламентской фракции и правительства, если партия правящая, принимается та,которая соберет наибольшее число голосов в партии. Некоторые партии по своейструктуре являются федерацией фракций. Однако определяющее влияние насодержание партийной политики оказывает наиболее массовая и авторитетная изних, платформа которой получила наибольшую поддержку граждан. Именно эта часть«партии для народа» определяет ее социально-классовую суть. Так, социальноелицо Австрийской народной партии (700 тыс. членов) в наибольшей степени зависитот крупных промышленников и аграриев, интересы которых в партии отстаивает Союзхозяев. В партию также входят Союз рабочих и Крестьянский союз. Разделена нанесколько фракций Либерально-демократическая партия Японии; у каждой из нихсвоя организация, свое руководство, свой лидер. Основная функция партии –организация выборов – также осуществляется на фракционной основе прикоординации общепартийного руководства.
Показателей идругой пример. В 50-60-х годах во многих социал-демократических партиях ведущуюроль играли группировки правого толка, склонявшиеся к проведению буржуазнойполитики. С конца 70-х определяющая роль переходит к левоцентристскимгруппировкам, добившимся эволюции политики Социалистического интернационала всторону большего реализма, более последовательной защиты интересов трудящихсяна основе реформирования капитализма. Это нашло отражение в программномдокументе – «Декларации принципов Социалистического интернационала», одобреннойв 1989г. его XVIII конгрессом.
Существованиевнутри массовых партий различных течений в нашей печати нередко оценивается каких слабая сторона. Несомненно, существование в партии группировок со своимиплатформами создает серьезные трудности, вплоть до острых противоречий, таящихугрозу единству партии и даже способных ее расколоть. В свое время были ослабленыпозиции Компартии Индии в результате выхода из нее ряда группировок,образовавших Компартию Индии (марксистскую) и Компартию Индии(марксистско-ленинскую). В конце 1991 г. фракционная борьба КомпартииВеликобритании привела ее к расколу на 6 малочисленных группировок,соперничающих между собой. Однако большинство политологов справедливо считают:внутрипартийный плюрализм, функционирующий в границах программы и уставапартии, при сильном, сплоченном ядре ее членов имеет больше плюсов, чемминусов: усиливает аналитическую дальнозоркость партии при оценке обстановки иперспектив ее эволюции; расширяет возможности выбора оптимального вариантапрограммных целей и задач, путей их решения; расширяет возможности партииоказывать влияние на разнородные слои населения; способствует выявлению новыхпартийных лидеров и т.д. Таким образом умножаются каналы партийного воздействияна развитие общества.
Стремлениепартий перенести центр тяжести своей деятельности в сферу парламентской политикипитает и другие тенденции в их тактике. Усиливается поиск союзников, курс насоздание блоков партий на основе общего лозунга, конкретных общих задач. В этомпроявляется активное использование политики компромиссов в интересах укрепленияпотенциала партии. Такая тенденция просматривается и в молодом, еще незреломплюрализме нашей страны. Так, например, в преддверии парламентских выборов 1999года ряд сравнительно небольших партий с весьма скромными шансами на победуобразовали межпартийный блок «Союз правых сил». Нередко таким путеммалочисленные партии во главе с амбициозными лидерами рассчитывают оттеснить назадворки общественной жизни политических оппонентов, пробиться в структуры власти.
На мировойарене наблюдается и такая тенденция – партии проявляют повышенный интерес кформированию под своей эгидой внепартийных объединений, движений, клубов, кработе со всевозможными неполитическими союзами. Через них партийноеруководство надеется значительно расширить социальную базу своей партии,добиться поддержки ее политики со стороны профсоюзов, женского, молодежного,кооперативного, экологического движений. Массовость и активность их поддержкизависят от характера отношений с ними партии.
Межпартийноесоперничество вынуждает партии вести поиск путей повышения эффективности своейполитики и в других направлениях. Они учитывают возможности современных средствинформации. Благодаря техническим новшествам во многих партиях сокращаются иупрощаются организационные структуры. Они становятся более гибкими, подвижными,оперативными в решении срочных проблем, уточнении программы действий.
Партийноеруководство столкнулось с необходимостью адекватной реакции на особенностисовременного избирателя, для которого характерны возросший общеобразовательныйуровень, многообразные жизненные запросы, большая самостоятельность в оценкахполитических и иных процессов, социальном поведении. Поэтому лозунговыеплатформы зачастую не вызывают интереса у избирателя развитых стран. Необходимытщательно разработанные и обоснованные предложения.
Надосогласиться с мнением, что сегодня возрастает ориентация партий на защитуобщепартийных интересов, на противодействие политическим амбициям лидеров, ихпопыткам свернуть внутрипартийную демократию.
В целяхукрепления связей партий с различными социальными группами и слоями общества, струдовыми коллективами широко используются средства социологическихисследований – анкетирование, опросы, мониторинг общественного мнения,организуются встречи с населением, диспуты, больше внимания уделяется работеисследовательских и информационных институтов партий.
Вывод: Итак, партии как феномен политическойжизни находятся в постоянном движении, изменении, саморазвитии. И те партии,которые в своей внутрипартийной жизни и деятельности учитывают современныетенденции, обладают благоприятными возможностями для поддержки избирателями ииграют ведущую роль в формировании центральных и местных органов власти.3.   Многопартийность и ее роль в системе власти.
Классифицируяпартии по их статусу в политической системе, можновыделить правящие и оппозиционные партии. С появлением последних возникаетмногопартийный механизм власти, который остается в центре политическихдискуссий. Немалое число политических деятелей, граждан относятся отрицательноили по крайней мере настороженно к многопартийности. Одни считают, чтомногопартийность раскалывает общество на противоборствующие политическиегруппировки, мешает концентрации сил на решении важнейших задач, стоящих передобществом, угрожает его стабильности. Вывод о ненужности оппозиционных партийпосле ликвидации КПСС прозвучал даже в высших органах власти России. Другие,наоборот, утверждают, что лишь многопартийность является идеальным вариантомполитической системы. Таковы полярные позиции.
Историческийопыт свидетельствует: однопартийность присуща, как правило, политической жизниобщества, где не сложилась зрелая социально-классовая структура, сохраняютсяотсталая экономика, низкий уровень политической культуры большинства населения,не получила развития демократия. А отсюда и политическая пассивность граждан. Втаком обществе формируется мощная партия, которая концентрирует в своих рукахне только функции политического руководства, но и административно-хозяйственные,сращивается с государством, порождая своеобразный гибрид – партию-государство.Опираясь на всю мощь механизма власти, она обеспечивает себе полную гегемонию вобщественно-политической жизни страны. Другие партии могут сохраниться, но онисуществуют в качестве филиалов, придатков правящей партии. В подобной ипостасивыступали демократические партии в ГДР, Польше, Чехословакии и ряде другихгосударств.
Главный порокоднопартийности состоит в том, что тормозится социальное развитие общества,замедляется его демократизация, благодаря чему сохраняется отчуждение основноймассы населения от участия в политической жизни и создаются благоприятныеусловия для сосредоточения в руках партийно-государственной бюрократии основныхрычагов власти.
Однако есть идругое мнение. В частности С. Коэн допускает возможность настоящей демократиипри однопартийной системе, но при ряде условий. Одно изних–последовательная коренная демократизация политической жизни страны,деятельности и внутренней жизни партии. Необходимо обеспечить такой уровеньвнутрипартийной демократии, когда членам партии и различным течениям в партиипредоставлены политические гарантии и реальные права для участия в разработкестратегии и тактики, выступления со своей платформой и отстаивания своихпозиций.
В современноммире в большинстве государств функционируют многопартийные политическиесистемы, конкретное содержание которых зависит от сущности общественного строя,развитости таких взаимосвязанных объективных факторов, как:
– уровень развития социально-классовойструктуры, формирование внутри классов и вне их разнообразных социальных группи слоев со своими специфическими интересами. В результате усиливаетсяобщественная потребность в политической партии для выражения и защиты этихинтересов и их сопряжения с общегосударственными интересами;
– демократизация всех сферобщественной жизни, завоевание большинством граждан реальных политических прави свобод; утверждение конституционного порядка, торжество закона. Только втакой обстановке обеспечивается самостоятельность и равноправие всех партий,возможны цивилизованное соревнование, конкуренция их идеологий и платформ,защита интересов тех или иных слоев населения;
– формирование высокой политическойкультуры, без чего невозможна реализация ведущих принципов зрелоймногопартийной политической системы: признание суверенитета народа, приоритетаправ и свобод граждан; отказ от конфронтации и насилия, от стремления кдиктатуре; приверженность к компромиссу в интересах консолидации силсоциального прогресса; терпимость к инакомыслию, уважительное отношение кпозиции меньшинства; демократическая процедура принятия государственныхрешений; постоянная забота о нейтрализации центробежных тенденций в обществе;создание правовой защиты от разрушительных тенденций в обществе; созданиеправовой защиты от разрушительных антагонизмов, порождаемых нерегулируемымичастнособственническими отношениями.
На этой базеформируется зрелый субъективный фактор, осознание руководством партийнеобходимости придерживаться принципов плюрализма, цивилизованных методовполитической борьбы, ведения ее в рамках требований законов. Это условие крайневажно для функционирования многопартийности цивилизованного типа. Именно ктакому типу эволюционирует многопартийность в развитых странах. Что для неехарактерно? Прежде всего двухпартийный механизм власти (или двух межпартийныхблоков), в котором наряду с правящей партией действует партия, не получившаяподдержки большинства избирателей, но завоевавшая определенное количество меств высших и местных органах власти. Она участвует в их работе как оппозиционнаясила. Другие, менее влиятельные партии выполняют функции поддержки правящейпартии или давления на органы власти, когда они блокируются с оппозиционнойпартией.
Вместе с темсовременные двухпартийные системы, видимо, нельзя оценивать однозначно какмеханизм манипулирования сознанием и поведением граждан, исходя из интересовкласса, господствующего в экономике. По своей социально-политической сути такаясистема в какой-то мере отражает и интересы более широких слоев населения. Нынепобеда той или иной партии в избирательной кампании в решающей степени зависитот позиции наемных работников. Для обеспечения их поддержки на выборах малоодних обещаний, нужны реальные блага. Это понимают сегодня лидеры и правящих, иоппозиционных партий. Кроме того, более чем в 30 странах одной из основных влиятельныхпротивоборствующих партий является социал-демократическая, ориентирующаясяглавным образом на людей труда, на поддержку рабочего и демократическогодвижения. Такие партии, находясь у власти, добились значительного улучшенияжизни большинства трудящихся Швеции, Австралии, Новой Зеландии, Австрии,Германии, Франции и др.
В условияхмногопартийности в известной степени ослабляется господство класса,ограничивается пагубное влияние управленческой бюрократии на политическуюсистему общества. Провозглашается верховенство закона. Представители трудящихсяполучают доступ к решению общегосударственных задач и могут использовать органывласти для защиты своих прав и интересов. Создаются возможности для свободногосоревнования политических партий. Безусловно, на уровень его «свободы»накладывают отпечаток «ножницы» имущественного неравенства. Сверхбогатые слоинаселения и выражающие их интересы политические организации обладаютзначительными преимуществами в соревновании партий, в их борьбе за власть.Однако в условиях современного соотношения социально-политических сил они,находясь у власти, не могут не учитывать интересы тех, кто живет за счетпродажи своей рабочей силы. Причем «чужие» интересы они учитывают настолько,насколько это выгодно им самим.
Примногопартийности формируется механизм конкуренции, соперничества междупартиями, блоками партий, а через них и между классами, социальными слоями.Механизм конкуренции, действующий в цивилизованных формах, в рамках закона,решает ряд задач, крайне важных для политической системы и всего общества(способствует выдвижению альтернативных вариантов социального прогресса,дальнейшей демократизации общественной жизни), расширяет массив активныхучастников политического процесса, способствует реформированию,самосовершенствованию общественной системы.
Оппозиционныепартии полезны и как гарантия против некомпетентности, злоупотреблений всистеме власти. Они не прощают ее представителям промахов, ошибок, невнимания клюдям, понуждают их выполнять управленческие функции более эффективно. Этодостигается благодаря осуществлению оппозиционными партиями контроля задеятельностью представителей правящей партии в законодательных и исполнительныхорганах власти. Они, как «конкурент-противовес», противостоят (не всегдауспешно) попыткам вывести государственную политику за рамки коренных интересовобщества.
Многопартийностьблаготворно влияет и на внутреннюю жизнь партии. Перед лицом конкурентов ееруководство вынуждено проявлять больше инициативы в совершенствовании структурыпартийных органов, программы, стратегии и тактики, средств и методовдеятельности. Без этого нельзя привлечь на свою сторону избирателей, победить вполитической борьбе. В атмосфере межпартийного соперничества выявляютсяистинные лидеры, компетентные руководители.
Однако дажедовольно цивилизованный вариант многопартийности порождает и определенныетрудности. Непрерывное противодействие оппозиции отвлекает внимание правящейпартии на межпартийную борьбу. В свою очередь у оппозиционной партиивырабатывается стереотип преимущественно негативный оценки политикизаконодательных и особенно исполнительных органов власти. Нередко узкопартийныйэгоизм заслоняет общегосударственные интересы, подталкивает партии наиспользование нежелательных методов и средств достижения своих целей. Врезультате происходит резкое обострение межпартийных отношений, они приобретаютдеструктивный характер.
Эффективностьмногопартийной системы власти зависит от зрелости объективных условий исубъективного фактора. Недостаточная их развитость ведет к многопартийностидеформированной, «дикой», характеризующейся применением нецивилизованныхсредств и методов межпартийной борьбы, забвением партийной элитой жизненноважных проблем, вставших перед обществом.
Вывод: Резюмируя все сказанное, необходимоответить на вопрос – какая партия имеет наибольшие возможности в условияхмногопартийности стать правящей? Иначе говоря, какие параметры определяют прочностьпозиций, значимость партии в общественной системе? Есть несколько такихпараметров. Это:
– постоянное стремление опереться наданные науки, умение чувствовать пульс политической жизни и учитывать новыереальности в своей политике:
– способность обеспечить массовуюподдержку своих программных целей и задач; задействовать наиболее эффективныеметоды, средства и формы организации и мобилизации своих сторонников, развитияих политической активности; инициативно вести работу в массовых общественных организацияхс целью добиться их поддержки;
– накопленный опыт политическогоруководства, умение оценить его с позиций урока правды и творчески использоватьв новой ситуации;
– мобильность и гибкость партийнойтактики, способность оперативно вносить в нее коррективы, быстро менять своилозунги, средства, способы достижения поставленных целей с учетом меняющейсяобстановки; готовность смело идти на компромиссы, на формирование блоков,заключение союзов (хотя и временных) с другими партиями и организациями;
– эффективное сочетание стремленияопираться на массы, выражать то, что они сознают, с практическими шагами повыявлению и подготовке подлинных лидеров, способных занять высокие посты впартии и системе власти. Их отсутствие оборачивается трагедией для партии. М.Вебер отмечал, что если партия оказывается без общепризнанного вождя, топоражения будут следовать одно за другим;
– степень сплоченности,организованности, дисциплины, активности членов партии, гибкость структуры иметодов работы, характер источников и величина финансовых средств.
Заключение
Названныеусловия и параметры, определяющие прочность позиций партии, ее статус вполитической системе, вытекают из анализа международного опыта. Дляформирования в нашей стране партий, способствующих утверждениюдемократического, гуманного общества, они имеют не столько теоретическое,сколько главным образом практическое значение, ибо подсказывают основныеориентиры укрепления их авторитета, повышения их ли в преодолении кризиса,опутавшего страну.
Списокиспользуемой литературы
*МихельсР. Социология политических партий в условиях демократии //Диалог.- 1990. — № 3, 5, 7, 9, 11, 16, 18; 1991. № 3.
*Новые политические партии и коалиции в России и СНГ. Справочник. — М.,2002.
*ТимошенкоВ. И. Доктрина российских политических партий // СГЗ. — 2004. № 3.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.