Реферат по предмету "Политология"


Политическая система общества характеристика и тенденции развития

--PAGE_BREAK--1.2 Место политики в современном обществе

Научный подход к изучению современной политики требует, пре­жде всего, формирование понятийного аппарата.

Ключевым является само понятие политики. Суммируя наиболее важные черты, можно согласиться со следующим определением:

Политика— это деятельность, направленная на удовлетворение интересов и решение общественных проблем путем формирования, поддержания или изменения власти и управления обществом.[3]

Такое определение является достаточным, чтобы отличить ее как особую сферу управления обществом от всякой другой близкой или смежной общественной деятельности. Это имеет как научное, так и практическое значение. Конкретность определения позволяет четко оп­ределить предмет исследования, уточнить достаточно подвижную гра­ницу с социологией, государствоведением и правоведением, экономи­ческими науками, философией и другими отраслями обществоведения. С практической точки зрения, это позволяет преодолеть две опасные тенденции. Во-первых, расширенное толкование политики, объявление политическими тех проблем, которые могут быть решены администра­тивно-правовыми средствами. Это дает возможность избежать исполь­зования политики для достижения чуждых ей целей и не допустить ос­лабления административно-правового управления обществом. Во-вторых, решения политических проблем в рамках имеющейся админи­стративно-правовой системы, что также наносит обществу значитель­ный ущерб. Проблемы потому и являются политическими, что не могут быть решены без изменения законов и самой власти.

Политика является важнейшей частью системы управления, занимающейся формированием, поддержанием или изменением управ­ления и самой власти для решения общественных проблем, оказав­шихся не по силам нравственности и административно-правовому управлению в любых сферах общественного развития.[4]

Несмотря на разнообразие обществ, в структуре каждого из них можно выделить несколько основных сфер деятельности:

-отношения общества с природой;

-экономические отношения;

— социальные отношения;

-духовная жизнь;

-отношения с другими обществами.

В различных обществах эти сферы имеют разную структуру, функции и качества, но в каждом они переплетаются и пронизывают друг друга, образуя единое целое.

При всем разнообразии и динамике политических интересов, на­строений и порождаемых ими политических проблем в основных сфе­рах развития современных обществ имеются узловые проблемы, почти постоянно требующие политических усилий. Ими определяются важнейшие направления современной политики.

Для выявления места политики в обществе необходимо учиты­вать, что в современных условиях значительно увеличились разнооб­разие, широта и интенсивность общественного развития, его различ­ных процессов. Об этом свидетельствует заметно возросшая плотность событий в пространстве и времени, обострение противоречий ипоявление огромного количества сложных проблем, возникновение новых политических интересов и идей. Все это требует корректировки или даже изменения власти и управления.

С 80-х годов XXвека во многих странах одним из главных на­правлений политической деятельности становится экологическая политика. Она появилась в результате активизации людей, стремя­щихся воспрепятствовать разрушению природной среды, хищническо­му использованию природы. Во многих странах, в том числе и в Рос­сии, приняты законы об охране природы. Ограничиваются и запреща­ются загрязняющие ее производства и транспорт, регулируется ис­пользование ресурсов, создается система экономического стимулиро­вания природоохранной деятельности, экологического предпринима­тельства и другие.

Реализация таких мер позволяет снизить загрязнение воздуха, повысить качество водных ресурсов, уменьшить выбросы опасных хи­мических продуктов, расширить природоохранные зоны, увеличить до­лю расходов на экологические цели и повысить их эффективность.[5]

В конце XXвека активизировалось другое направление — эконо­мическая политика-решение политическими средствами проблем экономики. Это обусловлено переходом многих стран к постиндустри­альному производству, глобализацией и изменениями структуры ми­рового хозяйства, ускорением научно-технического прогресса. Без по­литических решений невозможно изменить структуру собственности, соотношение и взаимодействие ее различных форм, оптимизировать структуры производства и обмена, создать необходимые условия для эффективного использования высоких технологий. Большое значение имеют политические решения для укрепления и оздоровления финан­совых систем. Неслучайно законы о бюджетах во всех странах отно­сятся к важнейшим из них.

Экономическая политика всегда нацелена на поиск соотношения производства и потребления в соответствии изменяющимся интере­сам и возможностям. Сокращение непосредственных экономических функций государства не изменяет общей тенденции расширения и ак­тивизации экономической политики в целом. Особенно значительные политические усилия требуются в странах с переходной экономикой, к которым относится и Россия. Для завершения переустройства ее хо­зяйства потребуется еще немало политических решений, без которых производство не может стать эффективным.

Повышение уровня развития общества и отдельных его элемен­тов, усложнение их взаимоотношений, появление в социальной сфере множества новых интересов и проблем обуславливают активизацию ирасширение третьего направления политики — социальной политики.

Главной целью социальной политики является обеспечение ба­ланса индивидуальных и общественных интересов. При всем разнооб­разии направлений она почти всегда нацелена на предотвращение со­циальных конфликтов, на поддержку наиболее пострадавших слоев общества, на предотвращение и преодоление роста преступности. В условиях перестройки одной из главных задач социальной политики является содействие адаптации людей к рыночным отношениям и поддержка наиболее уязвимых групп населения. Следует отметить, что решение социальных проблем невозможно без повышения эффек­тивности производства, а следовательно, совершенно очевидна тес­ная связь социальной политики с политической и экономической.

Существенное обновление и усложнение духовной сферы разви­тия общества привело к расширению круга ее проблем, нуждающихся в политических решениях. Следствием стало расширение иактивизация еще одного важного сектора политики — политики духовного разви­тия. Суть ее в принятии и реализации политических решений, благо­приятствующих развитию искусства, науки, образования и просвещения, информации, культов и традиций.

Объект духовной политики отличается особой сложностью и чув­ствительностью и не приемлет прямого и тем более грубого воздейст­вия. Навязывание обществу идей и направлений, даже самых замеча­тельных, в конечном счете, оборачивается ущербом, как для духовно­го развития общества, так и для тех, кто их навязывал. Поэтому в современной политике духовного развития усиливаются тенденции при­знания плюрализма и обеспечения духовной свободы общества, со­действия осознанию людьми их потребностей и реальных возможно­стей, формированию их интересов.

Глобализация, усиление взаимозависимости развития обществ в различных частях мира повышают значимость отношений между ними и роль отдельных государств в мировом сообществе, а, следователь­но, и значимость внешней политики государства.

Характер и цели внешней политики определяются потребностями и интересами страны, как их представляют себе преобладающие в ней политические силы, располагающие властью. Определение и прове­дение внешней политики часто является причиной противоборства внутренних политических сил, объектом сложных взаимоотношений в обществе.

Взаимоотношения между странами становятся все более широ­кими, разносторонними и интенсивными. Растет число и значение проблем, являющихся объектом международных отношений. Необхо­димость участия в решении таких проблем обуславливает возрастаю­щее значение внешней политики в развитии каждого современного общества.

Краткая характеристика важнейших направлений политики в со­временных обществах показывает, что в каждом из них сталкивается множество различных интересов и любое решение является результа­том взаимодействия — противостояния или сотрудничества разнооб­разных политических сил и использования власти.

Одним из важных для исследования современной политики яв­ляется вопрос о ее возможностях и границах. Политика как способ решения общественных проблем, не поддающихся решению другими способами, многим часто представляется всесильной. Некоторые дея­тели, добивающиеся популярности, подогревают такое мнение пре­увеличенными обещаниями. Другие наоборот используют несбыточ­ные надежды для выдвижения еще более крупных претензий к власти. Неспособность и нежелание реалистически оценивать возможности политики, преувеличение надежд являются причинами разочарования, принижения и даже отрицания всякого значения политики и власти.

Опыт свидетельствует, что политика и власть могут успешно реализоваться только в рамках реальных ресурсов общества. В сущ­ности, они могут осуществлять из желаемого только возможное, обес­печенное эффективностью власти и ресурсами общества, в противном случае они обречены на неудачи. Сложность состоит в том, что вы­явить реальные возможности любой политики, каждой власти очень трудно, так как они зависят от большого количества факторов и усло­вий, формализация которых затруднена. Многие из них иррациональ­ны, а решающими бывают то одни, то другие.

Политика по своей сути является целеполагающей деятельно­стью. Ее основными компонентами являются цель, средства и резуль­тат (как и любой другой деятельности). Цели политики внутренне про­тиворечивы и разнообразны, но главные из них находятся в социаль­ной системе — это интеграция внутренне дифференцированного обще­ства, гармонизация устремлений граждан, групп и слоев населения с целями всего общества. Достижение целей политики — достаточно сложная для реализации задача. Она предполагает нахождение при­емлемой для всех субъектов политики меры сочетания конфликтую­щих интересов, учитывающей неравномерность ресурсных возможно­стей и возможностей политического влияния.[6]

Цель объединяет все действия и их результаты в единую систе­му, предопределяет объект политического воздействия, а также субъ­екты политической системы.

Важное влияние цель оказывает не только на результат полити­ческой деятельности, но и на выбор средств. Однако этот процесс но­сит двухсторонний характер. С одной стороны, цель и условия ее реа­лизации во многом предопределяют используемые средства, с другой — средства, непосредственно влияя на результат, во многом опреде­ляют реалистичность цели, ее изменение или вообще отказ от цели.

Вопрос о влиянии целей и средств на результаты и нравственную оценку политики является важным предметом исследования. Среди различных позиций можно выделить три основных:

1.Нравственный характер политики определяется ее целью, апоэтому для достижения благородной общественно значимой цели допустимы и не совсем нравственные средства.

2. Приоритетное влияние на нравственную значимость политики оказывают используемые средства.

З.Как цель, так и средства, одинаково важны для придания поли­тики гуманного характера, и они должны быть соизмеримы друг с дру­гом и с конкретной ситуацией.

Разрешение противоречий между целями и средствами являет­ся одной из важных проблем политической науки. Несмотря на нега­тивное влияние на политику безнравственных действий, в некоторых ситуациях полный отказ от них может иметь еще худшие последствия.

Политика как целенаправленная деятельность включает субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий все эти элементы в движение и характеризующийся механизмом и способами их взаимо­действия. В основе действия механизма лежит одно из фундамен­тальных начал общества и политики — власть.

В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что обусловлено сложностью и многоаспектностью этого явле­ния. Каждое из них обычно акцентирует внимание на той или иной стороне или проявлении власти, и связано с определенным подходом к анализу власти.[7]

Выделяются следующие основные аспекты трактовки власти:

1. Телеологические определения

2. Бихевиорические трактовки

4. Системные трактовки

5. Структурно-функционалистском подход

6. Реляционистские трактовки

Различают следующие формы власти:

-         власть, основанная на страхе

-         власть, базирующаяся на традициях, обычаях повиноваться

-         власть, построенная на интересе

-         власть, основанная на авторитете

-         власть, построенная на идентификации подчиненного с руко­водителем

Особенности политической власти проявляются в целом ряде ее отличительных признаков:

-         легальность использования силы в пределах государства;

-         верховенство, обязательность решений для всякой иной вла­сти, способность проникнуть в любые общественные процессы;

-         публичность, всеобщность и безличность, обращение с помо­щью права от имени всего общества ко всем гражданам;

-         моноцентричность, наличие единого центра принятия решений;

-         многообразие ресурсов — политическая власть, и особенно госу­дарство, использует не только принуждение, но и экономические, со­циальные и культурно-информационные ресурсы.

В заключение следует отметить, что различные формы власти находятся в сложном взаимодействии. Многие ученые считают важ­нейшей среди них экономическую власть, власть собственников средств производства и других общественных благ. Концентрация эко­номической власти у крупных собственников действительно создает опасность установления их правления. Однако политическая власть, даже испытывая сильное воздействие власти экономической, доста­точно самостоятельна и способна превалировать над ней, подчинять ее своим целям. Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место так называемый кумулятивный эффект — усиливаю­щееся накопление власти. Все это является важным предметом ис­следования систем управления политическими процессами.

Из выше сказанного следует, что политические решения выходят в современных постиндустриальных странах на первые роли. Мы видим как при решении многих проблем в экономической, духовной и экологической сферах главную силу составляют грамотные политические решения. В данное время управленец должен знать методы и способы политики при принятии решений, так как сейчас наиболее эффективные решения это решения подкрепленные законом, то есть те самые политические решения. В связи с этим я считаю, что, то лидирующее место, которое занимает политика в жизни общества является абсолютно оправданным.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Политическая система как объект исследования и управления


Политизация общественного развития и дифференциация поли­тики требуют все более разветвленной системы политических знаний, Важнейшими ее составными частями являются знания о взаимодействии политики с окружающей средой, роли политики в обществе. Это приводит к необходимости сравнительного анализа политических систем, политических идей и концепций, изучения политических институтов, исследования политических процессов как внутри обществ, так и между ними.

Обращение к политической системе — это способ изучения и как продукта совместной деятельности людей, как процесса и результата взаимодействия законов, политических, социальных и административных структур. Первичными элементами в политической системе являются политические ресурсы, то есть те или иные силы, которые могут быть использованы для реализации власти, интересы, благодаря которым человек, группа, организация вовлекаются в процессе формирования и принятия решений, ценности и ориентации субъектов в политическом поведении.

Политическая система определяется Г. Парсонсом как «подсис­тема общества, назначение которой в определении коллективных целей, мобилизации ресурсов, принятии решений». Д. Истпон определил политическую систему как совокупность взаимодействий по поводу волевого распределения ценностей. Г. Алмонд предложил понимать под политической системой «все типы действий, имеющих отношение к принятию политических решений». С точки зрения Уорда и Макриджа, политической системой является механизм выявления, постановки проблем и принятия решений в сфере государственных отношений.[8]

Политическая система не сводится к внешне законченным процедурам и формам. А соответственно, анализ политической системы не ограничивается выявлением только официальных каналов и механизмов, но предполагает изучение результатов скрытых взаимодействий всех инте­ресов, культуры взаимодействия субъектов политических отношений, влияние негосударственных структур, стереотипов и инноваций.

Ценность введения в научный оборот понятия политической системысостоит в том, что это позволяет моделировать сложные обще­ственные системы, преодолеть ограниченность подходов к власти с позиций институционализма и норматизма, позволяет исследовать все стороны власти и общества, их взаимовлияние и взаимодействие.

В рамках системного подхода любая система, в том числе и политическая, автономна и имеет границы со средой. Они определяются «входами» и «выходами» системы.

«Вход» — это практически любое событие, которое по отношению к политической системе является внешним, влияет на нее и способно ее изменить. На «вход» в политическую систему подаются импульсы различного рода. Во-первых, это требования, которые свидетельствуют о наличии в обществе определенных потребностей и служат выра­жением мнения о правомерности или неправомерности, справедливости или несправедливости решений властей, связанных с распростра­нением общественных благ и использованием общественных ресур­сов. Во-вторых, на «входе» существует импульс поддержки, который выражает лояльность членов общества по отношению к системе и яв­ляется важнейшим фактором стабильности и долговечности системы. Без поддержки можно властвовать, опираясь лишь на одну власть, на силу, но невозможно эффективно управлять.

По своему характеру поддержка может быть открытой и скры­той. Первая — материализуется в действиях, вторая — выражается во внутренних установках и ориентациях личности, в предрасположенности к определенным политическим субъектам, отношениям, ценно­стям, явлениям. Важно также различать эмоциональную и инстру­ментальную поддержку. Эмоциональная поддержка является относи­тельно прочной и стабильной. Она обеспечивает легитимность поли­тической системы даже в условиях кризисов, помогает государству и обществу выстоять и адаптироваться к новым условиям среды. Инст­рументальная поддержка складывается под воздействием результативности деятельности субъектов, она условна, менее прочна и достаточно динамична. Эти виды поддержки гармонично дополняют друг друга и, при их оптимальном сочетании, политическая система функ­ционирует стабильно и имеет большой кредит доверия у населения.[9]

«Выход» — это ответная реакция на взаимодействие на «входе», преобразованное политической системой, ее специализированными институтами в обязывающие решения и действия по их реализации. Сущность функционирования политической системы состоит в пере­работке большого количества социальной информации и превращении ее в конкретные авторитетно-властные решения.

«Вход» и «выход» системы постоянно взаимодействуют друг с другом. Эта связь осуществляется через окружающую среду и называ­ется «петлей обратной связи». В политике обратная связь имеет ог­ромное значение для проверки правильности решений, их коррекции, устранения ошибок, усиления поддержки. Политическая система, не­дооценивающая обратную связь, неэффективна, так как она не в со­стоянии оценить уровень поддержки, провести конструктивную адап­тацию к среде, мобилизовать ресурсы в соответствии с общественны­ми целями.

Политическая система имеет определенные компоненты, без которых невозможно ее существование.

Первый компонент — политическое сообщество, совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической иерархии, связанных определенными отношениями в рамках политической системы и целей правления.

Второй компонент — должностные лица, решения которых признаются сообществом как обязательные. Должностные лица пер­сонифицируют должностные посты, они составляют основу политиче­ской власти, правят и действуют от имени и в пользу системы. Следу­ет выделить две группы должностных лиц. Первая — должностные ли­ца, занимающие посты в общесистемной иерархии, вторая — лица, обеспечивающие исполнение полномочий представителей первой группы.

Третий компонент — правовые нормы и нормы политической этики, которые регулируют работу системы, методы, способы осуществления политической власти.

Четвертый компонент — территория, которая выполняет свя­зующую роль и имеет определенные границы. Границы территории за­висят от масштабов политической системы и сложившейся структуры политической власти.

Функции по­литической системы вытекают из взаимодействия, с одной стороны, между политической системой и средой, и с другой — между социальными общностями внутри системы.

Определяющей функцией политической системы является целедостижение, суть которого заключается в формировании и утвержде­нии приоритетов среди многочисленных целей, а также в обеспечении эффективного коллективного действия для их достижения.

Из этой функции вытекают следующие основные функции:[10]

— Функция нормотворчества включает в себя процесс разработки законов, определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. Нормотворче­ство в широком понимании — это и выбор общих целей и стратегии для их достижения, это и выработка общественной политики и принятие конкретных решений, предназначенных для ее осуществления.

— Функция применения норм и правил обеспечивает приведение их в действие, в социальную практику. Важность этой функции обу­словлена тем, что окончательная судьба политического решения зави­сит от его реализации. Сложность состоит в том, что при изменении внешней среды, возникают новые условия, требующие модификации норм и правил.

-Функция контроля над соблюдением норм и правил, включаю­щая в себя интерпретацию законов, определение фактов их наруше­ния, применение соответствующих санкций на это.

Среди структурных частей политической системы первоочеред­ного внимания заслуживают институциональная и нормативная под­системы.

Институциональная подсистема или система органов власти складывается из совокупности структур центральных и региональных органов власти и управления, политической инфраструктуры, органи­заций влияния на органы власти.

Под нормативной подсистемой понимается совокупность действующих в обществе легитимных норм поведения, обязательных или допускаемых базовых ценностей и властных указаний. Для нее характерны взаимосвязь и взаимодействие отдельных элементов, способность воздействовать на политические институты и технологии. Эта подсистема выполняет следующие основные функции: нормали­зация пространства политического поведения; определение правил организации и проявления властных полномочий.

Типология политических систем представляет основу для более обстоятельной их характеристики, необходимой для ориентации в слож­ной динамике взаимодействия политических институтов, сил и власти, в современных политических процессах. Типология должна быть ком­плексной, позволяющей дать всестороннюю характеристику системе.

Политические системы различаются, прежде всего, в зависимо­сти от того, интересы какого класса они выражают и обеспечивают. В соответствии с этим критерием они подразделяются на буржуазные, социалистические и политические системы освободившихся стран. Такой подход, по сути, отражал только идеологическую функцию, не требовал кропотливого анализа функционирования и эволюции поли­тической системы. Поэтому под влиянием политического культурною сближения стали выявляться разнообразные признаки типологизации политических систем.

По мнению М. Вебера, важнейшим признаком типологизации политических систем являются формы и способы их функционирования. Такой подход отрицает главенство экономического детерминизма и форм собственности в развитии политических систем. Под влияние веберовской классификации получило признание деление политиче­ских систем на традиционные и рациональные (бюрократические).[11]

Традиционная система политической власти функционирует по принципу: выполнять надо потому, что так предписывает авторитет — монарх или обычай. Рациональная система на обосновании разумности порядка, действии абстрактных принципов и норм, доверии компетент­ности властных органов.

С позиции социокультурной среды выделяют политические сис­темы англо-американского и континентально-европейского типа, традиционные и развивающиеся системы, коммунистические сис­темы. Главное здесь — выявление ценностей, которые лежат в ней. Так, американская система (по мнению С. Липсета) основана на анти­этатизме, индивидуализме, эгалитаризме, секуляризированной куль­туре. В ее основе лежат идея свободы человека и разнообразия пози­ций, признание всеми основных целей и средств политики. Характер­ными чертами такой политики являются развитость разделения функ­ций, властей, противовесов; четкая организованность и бюрократиризованность, высокая стабильность. Для систем европейско-континентального типа характерно влияние этатизма, социалистиче­ских мотивов, элементов авторитарности.

Достаточно актуальной является типологизация на основе харак­тера распределения власти и взаимоотношений политической систе­мы и общества. Базовыми моделями здесь являются авторитарные и плюралистические системы. Суть авторитаризма заключается в со­средоточении власти в едином центре. Такой тип властвования в наи­более последовательном виде исключает коллективность, широкое поле деятельности представительных органов, самостоятельность на нижних уровнях иерархии, существование действенной оппозиции, са­мостоятельность средств массовой информации. Плюралистическая система предполагает существование множественности противовесов любой власти, децентрализации и многопартийности, исключает государство устойчивого неизменного большинства.

При исследовании политических систем одной из актуальных проблем является проблема обеспечения ее оптимальности. Под оп­тимальностью политической системы, в широком смысле, понимается ее полное соответствие основным интересам и базовым ценностям общества. Такой подход требует учета многих институциональных, со­циальных, национальных и международных факторов, что делает про­блему оптимальности в ее практическом аспекте неразрешимой. Од­нако позволяет сформулировать систему научных знаний, без которых невозможно приблизиться к решению локальных оптимальных задач.

Следует особо отметить, что понимание оптимальности испыты­вает влияние идеологических позиций. Те, кто стоит у власти, и те, кто находится в оппозиции, будут по-разному отвечать на вопрос эффек­тивности системы и проводимой политики. Для того чтобы максималь­но деидеологизировать проблему оптимальности, ее упрощают, струк­турируют и часто сводят к политическим процессам и технологиям.

Я думаю, что политическую систему общества можно определить как совокупность государственных органов, политических партий, других общественных объединений, хозяйственных организаций, институтов, в той или иной степени участвующих в политической жизни общества. Я раскрыл понятие, основные компоненты и особенности политической системы общества. Я выяснил, что политика непосредственно связана со всеми сферами жизни общества, ее решения влияют на развитие общества и помогают решать многие проблемы как внутри страны, так и за ее пределами. Проделав данную работу, во второй главе моей курсовой работы я раскрою особенности политической системы России тем самым покажу ее отличие от всех других.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.