Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Педагогика"


Здоровьесбережение на уроках безопасности жизнедеятельности в начальной школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №7
Имени И.А Кобеляцкого п. Чульман
Статья (ОБЖ,1-4 кл)
«Здоровьесбережение на уроках ОБЖ в начальной школе»
Учительначальных классов
ЛогачёваН.В

Современнаяроссийская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили быей стать местом формирования здоровья школьников. У детей не формируются уменияи навыки здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения ксохранению и укреплению здоровья.
Здоровыйобраз жизни – это поведение, стиль, способствующий укреплению, сохранению, ивосстановлению здоровья.
Всвязи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, гдезакладывается фундамент отношений человека с окружающим миром, и где, в силувозрастных психофизических особенностей — чрезвычайная любознательность иэмоциональность. Подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослымилюдьми. Незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумениепрогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а такжеотсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природнымиобитателями и явлениями, техникой и пр.- младшего школьника подстерегаетмножество опасностей.
Подтверждениемэтому служат печальные факты гибели и калеченье детей в быту, в природном окружении,на транспортных магистралях, при общении с социально опасными личностями.
Применительнок детям необходимо постоянно иметь в ввиду, что не всегда сам ребенок, можетобеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит отродителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен,но оттого, как организована его жизнедеятельность во многом будет зависеть иего будущее поведение.
Этоговорит о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодического,от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать,играть, трудиться. Я считаю, что важную роль в этом процессе может сыгратьучебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» или сокращённо – ОБЖ. Ведьглавные цели и задачи курса это:
·         Осознаниеценности жизни каждого человека как уникального и неповторимого явления истремление сохранить её в опасных ситуациях;
·         Формированиепонимания зависимости своей жизни от поведения, здорового образа жизни;
·         Развитиеумений и навыков, направленных на сохранение жизни, укрепление индивидуальногоздоровья, привычек здорового образа жизни.
Нашашкола работает в режиме эксперимента по теме: «Здоровьесберегающие технологии иохранительные педагогические режимы как основы решения проблемы повышениякачества обученности и сохранения здоровья учащихся», и поэтому наши педагогицеленаправленно работают над этой проблемой.
Мониторингздоровья, проведённый в нашей школе, выявил следующие показатели:
1место – миопия (19%)
2место – сколиоз и нарушение осанки (14 %)
3место – желудочно-кишечный тракт (9,2)
Этиданные показывают, что около 42.2 % детей имеют те или иные отклонения всостоянии здоровья, а также у учащихся не закреплены целесообразные для ихвозраста элементарные гигиенические навыки:
1.        Соблюдениережима дня
2.        Умениечередовать умственную и физическую нагрузку
3.        Регулярноеи рациональное питание
4.        Двигательнаяактивность
5.        Навыкиличной гигиены
6.        Достаточныйсон.
7.        Пребываниена свежем воздухе
Опираясьна изученные литературные источники и данные школы, пришла к выводу, чтопроблемы по сохранению здоровья учащихся, выработки устойчивой мотивации наздоровый образ жизни- были, есть и будут актуальными для каждого ученика. Идеяформирования здорового образа жизни находит своё отражение на уроках ОБЖ. В своейработе я применяю следующие технологии:
·         Личностно– ориентированные
·         Игровые
·         Технологиипроблемного обучения
·         Развивающиетехнологии
Всеэти технологии можно отнести к ЗСТ.
ИспользованиеЗСТ даёт нам:
1.        Повыситьрезультаты обучения и воспитания.
2.        Вестиучёт индивидуальных и интеллектуальных способностей учащихся.
3.        Недопустимостьчрезмерной перегрузки и утомляемости.
4.        Обеспечениекомфортности, сотрудничества, психологической «раскрепощённости» в классе,направленной на поддержание, укрепление и сохранение здоровья.
5.        Формированиенавыков ЗОЖ.
6.        Исключениеотрицательного влияния оценки на состояние здоровья.
Основнойформой организации учебного процесса является урок. Именно от урока внаибольшей степени зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим илиздоровьеразрушающим.
Важнуюроль в оздоровительной работе на уроках играет правильная организация учебной деятельности.Сюда я отношу:
1)        Строгоесоблюдение режима урока.
2)        Правильнаяорганизация урока (построение урока с учётом диагностики, работоспособности, рациональноеиспользование ТСО, наглядных средств ЗСТ и т.д.).
3)        Обязательноевыполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям(световой, воздушный режим, цветовое оформление).
Правильнаяорганизации обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников,а также помогает учащимся осознать важность сохранения здоровья.
Наэтих уроках учащиеся получают знания о своём организме, о режиме дня, личнойгигиене.
Удетей формируются умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность всоответствии с особенностями своего организма. Уроки ОБЖ помогают понять, как нужнозаботиться о своём организме, чтобы не болеть, расти крепкими, сильными, что вомногом здоровье зависит от самих учащихся.
Цельтаких уроков: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить здоровье,применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Предлагаюупражнения, которые целесообразно проводить на разных этапах урока.
1.        Вначале урока выполняются следующие упражнения.
a)        «Растирание ушных раковин и пальцев рук»
Цель: активизирует все системыорганизма.
Разогреть руки, потирая их,помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнениярастереть уши ладонями.
b)        «Ленивые восьмёрки»
Цель: активизировать структуры,обеспечивающие запоминание, повышение устойчивости внимания.
Нарисовать в воздухе вгоризонтальной плоскости цифру восемь по три раза: сначала одной рукой, потом — другой, затем – сразу обеими руками.
2.        Снятьнапряжение во время урока помогут следующие упражнения.
a)        «Дыхательная гимнастика»
Цель: гармонизировать деятельностьдыхательной, нервной сердечнососудистой систем.
Ритмичное дыхание: вдох в два разакороче выдоха.
b)        «Поза дерева»
Цель: снимает статическоенапряжение позвоночника.
Сесть за парту, ноги вместе, стопыприжаты к полу, руки опущены, спина прямая, сделать спокойный вдох и выдох.Руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу. Потянуться всем телом.Сосредоточить внимание на позвоночнике. Представьте себя деревом. Организм, какдерево наливается силой, бодростью, здоровьем. Удерживайте позу 15-20 минут.Это упражнение можно выполнять стоя.
c)        «Тренаж со зрительными метками»
Цель: снять зрительное напряжение
В четырёх углах класса фиксируютсясюжетные картинки. Это могут быть картинки из народных сказок, былин, пейзажи.Вместе картинки составляют комплекс. Под каждой картинкой помещается одна изцифр: 1-2-3-4.Все учащиеся принимают положение свободного состояния. По командеучителя 1-2-3-4 начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке.Затем порядок счёта меняется:4-3-2-1-;1-3; 4-2 и т.д. При этом учащиесясовершают синхронное движение глазами, головой, туловищем. Дети должны увидетьвсе четыре сюжета и ответить на вопрос учителя. Продолжительность тренажа 1,5минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, а также способствует развитиюзрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, реакции вэкстремальных ситуациях.
3.        Вконце работы на уроке.
Цель: обрести спокойствие иуверенность.
a)        Релаксация«Медуза» снимает психофизическое напряжение
Сидя на стуле, совершать плавныедвижения руками, подражая медузе, плавающей в воде, (выполняется под спокойнуюмузыку).
b)        Остановитьбег мыслей в голове
c)        Сказатьдобрые слова друг другу.
Оздоровительные минутки включают нетолько физические упражнения, но и « этюды для души»
Оздоровительная минутка « Сотворисолнце в себе» направлено на снятие напряжения.
-В природе есть солнце. Оно светитвсем и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза ипредставьте в своём сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик,который сеет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем к ней лучик, которыйнесёт мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка сталаещё больше. Направляем к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло,свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце
Оно несёт тепло всем- всем. ( Руки встороны перед собой).
Задача оздоровительных пауз – дать знания,формировать умения, навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепленияздоровья.
Народная мудрость гласит « здоровьевсему голова» и поэтому, проводя уроки ОБЖ, я стараюсь учитывать, что ребёнок, изучаясебя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлятьактивную, оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Занятия содержат познавательныйматериал, соответствующий возрастным особенностям детей, сочетающийся спрактическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки-упражнения для глаз,осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.Уроки ОБЖ включают не только вопросы физического, но и духовного здоровья. Малонаучить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу.Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни.
Только человек, живущий в гармонии ссобой и миром, будет действительно здоров. Для того чтобы поддержать в течениеурока внимание детей, необходима организация активной и интересной активнойдеятельности.
Помогают мне в этом нетрадиционныеуроки:
1.        Урок-КВН
2.        Урок-сказка
3.        Урок-путешествие
4.        Урок-спектакль
5.        Урок-игра
6.        Урок-викторина
7.        Урок-лекция
8.        Урок- «деловая игра»
9.        Урок-творчество
10.     Урок- «Лесная-газета»
К данному виду урока готовлюсьзаранее не только я, но и весь класс. Дети мастерят наглядные пособия, готовятсообщения по дополнительной литературе.
Для мотивации важно обеспечит успехпервого занятия, я задаю детям несколько вопросов, ответы на которыеподтвердили их здоровые привычки. Это приносит им радость и вызывает интерес к дальнейшимзанятиям. Отмечаю их искренность, умение улыбаться. Дарю детям листики-карточки с добрыми словами, например: « Ты добрый человек». Они очень радуютсяэтим словам. Здесь на поставленный вопрос ребёнок может дать любой ответ. Для тогочтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, не реагируюотрицательно на их ответы. Чувство страха всегда вызывает скованность неуверенностьв себе, рождает неискренность. Нужно иметь терпение и уважение к самым неожиданнымответам. В конечном итоге занятие должно приносить детям чувство удовлетворения,легкости, радости и желания прийти на занятие снова.
Использование валеологического компонентаи ЗСТ на уроках ОБЖ привело к положительным результатам:
·         Резкоснизился уровень утомляемости;
·         Сократилоськоличество простудных заболеваний
·         Наблюдаетсястабилизация развития миопии
·         Повысиласьмотивация учения
·         Наблюдаетсяповышение качества обученности.

Список использованной литературы:
1.        АнтроповаМ. В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовойдеятельности, М.,1968г
2.        ЗайцевГ.К. Школьная валеология, С-П.,2001г.
3.        КолеченкоА.К. Энциклопедия педагогических технологий. С-П.,2002г.
4.        ЛевитесД.Т.Практики обучения, современные образовательные технологии,2001г
5.        СелевкоТ.К.Современные образовательные технологии, СП..2002г.
6.        АфанасенкоВ.В., Черкесов Ю.Т. Валеология ,2001 г., стр.61, Сопряженноевзаимозависимоеразвитие физических и интеллектуальных способностей иоздоровление человека на мотивационной основе.
7.        ФроленкоТ.В. Начальная школа, 2000г.,№7, стр.,48, Валеологическая организация учебнойдеятельности на уроке.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Anna Karenina Characters And The Life
Реферат Desi Arnaz Essay Research Paper Cuban bandleader
Реферат Развитие живописи в России конца XIX - начала XX века
Реферат SPORTS UTILITY VEHICLES Essay Research Paper We
Реферат Disposal Of Nuclear Waste Essay Research Paper
Реферат Товароведная экспертиза производства хлебобулочных изделий из ржаной муки, показатели качества и целебные свойства
Реферат Эффективность современных промо-акций и их влияние на поведение потребителей
Реферат Проблеми реалізації конституційних прав особи в стадії порушення кримінальної справи
Реферат Современное состояние и основные направления развития обязательного социального страхования в РФ
Реферат Законодательные органы власти субъектов РФ
Реферат 1. Назвать и охарактеризовать научные дисциплины, изучающие человека
Реферат Трудовые затраты как потенциальная будущая выгода предприятия
Реферат AngloSaxon Period Essay Research Paper The AngloSaxon
Реферат Jade Peony Essay Research Paper The Jade
Реферат Book Report The Jade Peony By Wayson