Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №7
Имени И.А Кобеляцкого п. Чульман
Статья (ОБЖ,1-4 кл)
«Здоровьесбережение на уроках ОБЖ в начальной школе»
Учительначальных классов
ЛогачёваН.В
Современнаяроссийская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили быей стать местом формирования здоровья школьников. У детей не формируются уменияи навыки здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения ксохранению и укреплению здоровья.
Здоровыйобраз жизни – это поведение, стиль, способствующий укреплению, сохранению, ивосстановлению здоровья.
Всвязи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, гдезакладывается фундамент отношений человека с окружающим миром, и где, в силувозрастных психофизических особенностей — чрезвычайная любознательность иэмоциональность. Подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослымилюдьми. Незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумениепрогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а такжеотсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природнымиобитателями и явлениями, техникой и пр.- младшего школьника подстерегаетмножество опасностей.
Подтверждениемэтому служат печальные факты гибели и калеченье детей в быту, в природном окружении,на транспортных магистралях, при общении с социально опасными личностями.
Применительнок детям необходимо постоянно иметь в ввиду, что не всегда сам ребенок, можетобеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит отродителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен,но оттого, как организована его жизнедеятельность во многом будет зависеть иего будущее поведение.
Этоговорит о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодического,от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать,играть, трудиться. Я считаю, что важную роль в этом процессе может сыгратьучебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» или сокращённо – ОБЖ. Ведьглавные цели и задачи курса это:
· Осознаниеценности жизни каждого человека как уникального и неповторимого явления истремление сохранить её в опасных ситуациях;
· Формированиепонимания зависимости своей жизни от поведения, здорового образа жизни;
· Развитиеумений и навыков, направленных на сохранение жизни, укрепление индивидуальногоздоровья, привычек здорового образа жизни.
Нашашкола работает в режиме эксперимента по теме: «Здоровьесберегающие технологии иохранительные педагогические режимы как основы решения проблемы повышениякачества обученности и сохранения здоровья учащихся», и поэтому наши педагогицеленаправленно работают над этой проблемой.
Мониторингздоровья, проведённый в нашей школе, выявил следующие показатели:
1место – миопия (19%)
2место – сколиоз и нарушение осанки (14 %)
3место – желудочно-кишечный тракт (9,2)
Этиданные показывают, что около 42.2 % детей имеют те или иные отклонения всостоянии здоровья, а также у учащихся не закреплены целесообразные для ихвозраста элементарные гигиенические навыки:
1. Соблюдениережима дня
2. Умениечередовать умственную и физическую нагрузку
3. Регулярноеи рациональное питание
4. Двигательнаяактивность
5. Навыкиличной гигиены
6. Достаточныйсон.
7. Пребываниена свежем воздухе
Опираясьна изученные литературные источники и данные школы, пришла к выводу, чтопроблемы по сохранению здоровья учащихся, выработки устойчивой мотивации наздоровый образ жизни- были, есть и будут актуальными для каждого ученика. Идеяформирования здорового образа жизни находит своё отражение на уроках ОБЖ. В своейработе я применяю следующие технологии:
· Личностно– ориентированные
· Игровые
· Технологиипроблемного обучения
· Развивающиетехнологии
Всеэти технологии можно отнести к ЗСТ.
ИспользованиеЗСТ даёт нам:
1. Повыситьрезультаты обучения и воспитания.
2. Вестиучёт индивидуальных и интеллектуальных способностей учащихся.
3. Недопустимостьчрезмерной перегрузки и утомляемости.
4. Обеспечениекомфортности, сотрудничества, психологической «раскрепощённости» в классе,направленной на поддержание, укрепление и сохранение здоровья.
5. Формированиенавыков ЗОЖ.
6. Исключениеотрицательного влияния оценки на состояние здоровья.
Основнойформой организации учебного процесса является урок. Именно от урока внаибольшей степени зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим илиздоровьеразрушающим.
Важнуюроль в оздоровительной работе на уроках играет правильная организация учебной деятельности.Сюда я отношу:
1) Строгоесоблюдение режима урока.
2) Правильнаяорганизация урока (построение урока с учётом диагностики, работоспособности, рациональноеиспользование ТСО, наглядных средств ЗСТ и т.д.).
3) Обязательноевыполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям(световой, воздушный режим, цветовое оформление).
Правильнаяорганизации обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников,а также помогает учащимся осознать важность сохранения здоровья.
Наэтих уроках учащиеся получают знания о своём организме, о режиме дня, личнойгигиене.
Удетей формируются умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность всоответствии с особенностями своего организма. Уроки ОБЖ помогают понять, как нужнозаботиться о своём организме, чтобы не болеть, расти крепкими, сильными, что вомногом здоровье зависит от самих учащихся.
Цельтаких уроков: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить здоровье,применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Предлагаюупражнения, которые целесообразно проводить на разных этапах урока.
1. Вначале урока выполняются следующие упражнения.
a) «Растирание ушных раковин и пальцев рук»
Цель: активизирует все системыорганизма.
Разогреть руки, потирая их,помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнениярастереть уши ладонями.
b) «Ленивые восьмёрки»
Цель: активизировать структуры,обеспечивающие запоминание, повышение устойчивости внимания.
Нарисовать в воздухе вгоризонтальной плоскости цифру восемь по три раза: сначала одной рукой, потом — другой, затем – сразу обеими руками.
2. Снятьнапряжение во время урока помогут следующие упражнения.
a) «Дыхательная гимнастика»
Цель: гармонизировать деятельностьдыхательной, нервной сердечнососудистой систем.
Ритмичное дыхание: вдох в два разакороче выдоха.
b) «Поза дерева»
Цель: снимает статическоенапряжение позвоночника.
Сесть за парту, ноги вместе, стопыприжаты к полу, руки опущены, спина прямая, сделать спокойный вдох и выдох.Руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу. Потянуться всем телом.Сосредоточить внимание на позвоночнике. Представьте себя деревом. Организм, какдерево наливается силой, бодростью, здоровьем. Удерживайте позу 15-20 минут.Это упражнение можно выполнять стоя.
c) «Тренаж со зрительными метками»
Цель: снять зрительное напряжение
В четырёх углах класса фиксируютсясюжетные картинки. Это могут быть картинки из народных сказок, былин, пейзажи.Вместе картинки составляют комплекс. Под каждой картинкой помещается одна изцифр: 1-2-3-4.Все учащиеся принимают положение свободного состояния. По командеучителя 1-2-3-4 начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке.Затем порядок счёта меняется:4-3-2-1-;1-3; 4-2 и т.д. При этом учащиесясовершают синхронное движение глазами, головой, туловищем. Дети должны увидетьвсе четыре сюжета и ответить на вопрос учителя. Продолжительность тренажа 1,5минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, а также способствует развитиюзрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, реакции вэкстремальных ситуациях.
3. Вконце работы на уроке.
Цель: обрести спокойствие иуверенность.
a) Релаксация«Медуза» снимает психофизическое напряжение
Сидя на стуле, совершать плавныедвижения руками, подражая медузе, плавающей в воде, (выполняется под спокойнуюмузыку).
b) Остановитьбег мыслей в голове
c) Сказатьдобрые слова друг другу.
Оздоровительные минутки включают нетолько физические упражнения, но и « этюды для души»
Оздоровительная минутка « Сотворисолнце в себе» направлено на снятие напряжения.
-В природе есть солнце. Оно светитвсем и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза ипредставьте в своём сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик,который сеет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем к ней лучик, которыйнесёт мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка сталаещё больше. Направляем к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло,свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце
Оно несёт тепло всем- всем. ( Руки встороны перед собой).
Задача оздоровительных пауз – дать знания,формировать умения, навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепленияздоровья.
Народная мудрость гласит « здоровьевсему голова» и поэтому, проводя уроки ОБЖ, я стараюсь учитывать, что ребёнок, изучаясебя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлятьактивную, оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Занятия содержат познавательныйматериал, соответствующий возрастным особенностям детей, сочетающийся спрактическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки-упражнения для глаз,осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.Уроки ОБЖ включают не только вопросы физического, но и духовного здоровья. Малонаучить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу.Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни.
Только человек, живущий в гармонии ссобой и миром, будет действительно здоров. Для того чтобы поддержать в течениеурока внимание детей, необходима организация активной и интересной активнойдеятельности.
Помогают мне в этом нетрадиционныеуроки:
1. Урок-КВН
2. Урок-сказка
3. Урок-путешествие
4. Урок-спектакль
5. Урок-игра
6. Урок-викторина
7. Урок-лекция
8. Урок- «деловая игра»
9. Урок-творчество
10. Урок- «Лесная-газета»
К данному виду урока готовлюсьзаранее не только я, но и весь класс. Дети мастерят наглядные пособия, готовятсообщения по дополнительной литературе.
Для мотивации важно обеспечит успехпервого занятия, я задаю детям несколько вопросов, ответы на которыеподтвердили их здоровые привычки. Это приносит им радость и вызывает интерес к дальнейшимзанятиям. Отмечаю их искренность, умение улыбаться. Дарю детям листики-карточки с добрыми словами, например: « Ты добрый человек». Они очень радуютсяэтим словам. Здесь на поставленный вопрос ребёнок может дать любой ответ. Для тогочтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, не реагируюотрицательно на их ответы. Чувство страха всегда вызывает скованность неуверенностьв себе, рождает неискренность. Нужно иметь терпение и уважение к самым неожиданнымответам. В конечном итоге занятие должно приносить детям чувство удовлетворения,легкости, радости и желания прийти на занятие снова.
Использование валеологического компонентаи ЗСТ на уроках ОБЖ привело к положительным результатам:
· Резкоснизился уровень утомляемости;
· Сократилоськоличество простудных заболеваний
· Наблюдаетсястабилизация развития миопии
· Повысиласьмотивация учения
· Наблюдаетсяповышение качества обученности.
Список использованной литературы:
1. АнтроповаМ. В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовойдеятельности, М.,1968г
2. ЗайцевГ.К. Школьная валеология, С-П.,2001г.
3. КолеченкоА.К. Энциклопедия педагогических технологий. С-П.,2002г.
4. ЛевитесД.Т.Практики обучения, современные образовательные технологии,2001г
5. СелевкоТ.К.Современные образовательные технологии, СП..2002г.
6. АфанасенкоВ.В., Черкесов Ю.Т. Валеология ,2001 г., стр.61, Сопряженноевзаимозависимоеразвитие физических и интеллектуальных способностей иоздоровление человека на мотивационной основе.
7. ФроленкоТ.В. Начальная школа, 2000г.,№7, стр.,48, Валеологическая организация учебнойдеятельности на уроке.