Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности системы образования на Северном Кавказе

ГОУ ВПО
Дальневосточный Государственный Гуманитарныйуниверситет
Факультет изобразительного искусства и дизайна
Кафедра декоративно-прикладного искусства
Реферат
Особенности системы образования на Северном Кавказе
Выполнено студенткой
3 курса ФИИиД
Човак Екатериной Алексеевной
Хабаровск 2010 г.

Содержание:
 
1. Образование наСеверном Кавказе в 1860 г.
2. Реформа учебныхзаведений.1867- 1880 гг.
3. Состояниенацменовских школ Северного Кавказа в 1920-1934 гг.
4. Реорганизацияшколы
5. Настоящее время
Вывод
Список используемой литературы

1. Образованиена Северном Кавказе в 1860 г.
В начале1860г. На Кавказе, на месте упраздненного учебного округа была создана новаядирекция — Терская с передачей ее в подчинение горских школ, а также учрежденийобразования Бикинской и Эриванской Губерний. Но его ошибочность проявиласьдостаточно скоро: руководители областей, которые не обладали соответствующимизнаниями, зачастую принимали решения которые приводили к путанице. Осознание необходимостикоренных преобразований и неспособности провести их привели к тому, что вначале декабря 1862 г. наместником на Северном Кавказе был назначен М.Н.Романов(родной брат императора России). Первым шагом по развитию системыпросвещения и образования на Кавказе стало учреждение должности главногоинспектора учебных заведений на Кавказе, который должен был вести работу довосстановления округа с его попечителем. На эту должность был назначен бывшийдиректор Ставропольской гимназии, бывший директор Московского Лазаревскогоинститута Я.М. Неверов.
Я.М. Неверов,как и наместник, начал свою деятельность с инспекционной проверки всехобразовательных учреждений Кавказа и составил достаточно серьезно проработанныйпроект преобразования учебного дела в регионе. В основу этого документа былаположена идея обрусения Кавказа через образование, через развитие народнойшколы.
Одним изважных нововведений Я.М. Неверова стало его предложение всячески содействоватьоткрытию в регионе женских учебных заведений различных типов и уровней(гимназий, прогимназий и низших школ).
Благодаряучреждению должности главного инспектора учебных заведений и инспекции народныхучилищ, из ведения кавказских чиновников были выведены собственно учебныйпроцесс, его организация и обеспечение, что позволило более конкретно ипрофессионально решать проблемы организации образования и системыучебно-воспитательных учреждений.
Посвидетельству современников, уровень образования в учебных заведениях округавнушал опасения, что большинство воспитанников из-за плохого качества знаниймогли не выдержать экзаменов за очередной курс. Недопустимой была и ситуация сизучением языков, как местных, так и русского, из-за отсутствия учебников икниг для чтения.
Врезультате Кавказский комитет начал готовить и обсуждать циркуляр, согласнокоторому образование в различных регионах края должно было строиться с учетом ина основе религиозной, национальной и иных особенностей населения. Там, гдебольшинство населения составляли русские, должно было внедряться классическоеобразование, это же касалось Тифлиса, областных и губернских городов. Понятно,что такое образование давало возможность продолжения обучения на другихступенях системы образования и перспективы карьерного роста. Для всегоостального населения предусматривалось получение низшего, начального илиначального профессионального образования. В целом реформы системы образования ипросвещения региона были направлены на унификацию и приведение всех учебныхзаведений в соответствие с общими требованиями. И это вполне объяснимо, еслиисходить из того, что край все более и более становился органической частьюимперии. Это диктовалось также и насущной необходимостью преодоления некоторойрыхлости в организации и управлении системой просвещения и образования во всейстране. Но самое главное для региона заключалось в определении реальногоположения дел и места просвещения в жизни народов, придании ему утилитарногохарактера. А это без приведения его в соответствие с едиными требованиями былоневозможно.
Отсутствиеединых требований в низших и средних учебных заведениях приводило кнеобходимости создания целой системы зачастую неоправданных льгот и привилегийдля слабо подготовленных абитуриентов. Таким образом, практическиконсервировалось ненормальное положение с наличием разного уровня образования вразличных регионах империи.
Изменениякоснулись и собственно самого образовательного процесса и учебной программы.Так, в Ставропольской гимназии, где было немало воспитанников-горцев, вместогреческого языка было разрешено преподавание естествоведения и законоведения. Сособого разрешения попечителя на изучение этих предметов могли перейти и другиесвоекоштные воспитанники. В пансионах воспитательная работа становиласьобязательной, и ее постепенно начинали превращать в систему: в нее включалисьзанятия гимнастикой. Эстетическое воспитание и развитие детей происходило назанятиях рисованием, пением, танцами, музыкой. Помимо этого проводилась работапо профессиональной подготовке по самым необходимым и востребованным срединаселения видам труда: садоводство, огородничество, основы токарного дела ииным ремеслам.
Но быливо всех этих преобразованиях и негативные моменты, касавшиеся непосредственнокоренных жителей Северного Кавказа. Отметим самый главный в политическом и вобразовательном аспекте изъян. При всей широте и многообразии принятых мер дляусиления учебной подготовки детей, и особенно по русскому языку, во всехуездных училищах были упразднены подготовительные классы. Практически самыйважный и необходимый сегмент системы образования того периода, который мог идолжен был стать основой для естественной унификации системы требований кзнаниям учащихся, для выравнивания уровня образования в разных регионах империибыл ликвидирован. Благодаря такой новации дети горцев лишались возможностиполучать полноценное образование.
Видимо,основываясь на том, что интерес представителей местного населения к образованиюи просвещению повысился, и их не нужно было привлекать всякого рода льготами,руководство края ввело плату за обучение в уездных училищах. При этом их статусменялся за счет учреждения пансионов исключительно для местных детей изпредставителей привилегированных сословий.
Всеодно- и двухклассные начальные училища империи существовали исключительно засчет общественных сумм, и только на Северном Кавказе (в Ставрополе иГеоргиевске) они содержались на казенные средства «впредь до пробуждения вместных населениях более ясного сознания необходимости в начальномобразовании». В этих училищах дети изучали Закон Божий, обучались четыремправилам арифметики и работе со счетами, чтению и письму на русском и местномязыках. Детей могли обучать и ремеслам, но учителя, преподававшие ремесла, неполучали жалования от государства, а содержались только на общественные суммы.
Педагоговдля этих училищ готовила Александровская учительская школа, которая былаоткрыта Обществом восстановления православного христианства на Кавказе в 1865 г. Причем направляли в эту школу своих кандидатов и платили за их обучение сами уездные училища.Новое Положение ужесточило и систему организации частных учебных заведенийобщеобразовательной направленности и пансионов. Устрожение порядка былонаправлено на то, чтобы в систему образования не могли попасть случайные люди.Человек, изъявивший желание открыть учебное заведение, был обязан заранеезаявить о том, к какому типу государственных учебных заведений оно должноотноситься. Кроме того, ему было необходимо представить программу работыучебного учреждения. Помимо этого, он должен был иметь соответствующийобразовательный уровень и характеризоваться благонадежностью. Руководствоактивно приветствовало и всячески поощряло стремление учредителя самомупреподавать какой-либо учебный предмет. Этот аспект говорит о стремлениивластей привлекать к системе просвещения прежде всего людей образованных, нетолько стремящихся получить прибыль, но и побуждаемых благородными целями
Подчеркиваявсе положительные, прогрессивные аспекты принятого Положения, отметим такжедостаточно большое упущение. В нем не предусматривалась преемственностьобразования в учебных заведениях различного уровня.
Окончаниенизшего училища совсем не предполагало предоставления выпускникам возможностипродолжения обучения в учебном заведении более высокой ступени.
 
2.Реформа учебных заведений.1867-1880 гг.
 
Положение 1867 г. предусматривало и реформу самих учебных заведений. Так, Ставропольскаягимназия была преобразована в полную классическую гимназию и в ней было открытореальное отделение для горцев. На базе Пятигорского уездного училища быласоздана классическая прогимназия с преподаванием в ней латыни идревнегреческого языка, а Владикавказская горская школа была преобразована вреальную прогимназию. Двухклассные уездные училища в Моздоке и Георгиевске былипреобразованы в трехклассные. Уже в 1870 г. на основании этого же Положения Владикавказскую реальную прогимназию преобразовали в полную реальную гимназию. Вэтом же ряду отметим утверждение в августе 1868 г. Устава Ставропольского женского училища первого разряда
12 ноября 1868 г. было утверждено «Положение о Кавказских воспитанниках в высших испециальных учебных заведениях империи». Согласно этому документу, с цельюматериального облегчения получения высшего и специального образования по некоторымотраслям народного хозяйства кавказскому юношеству предоставлялись стипендии иказеннокоштные вакансии. Для того, чтобы получить стипендию, кандидаты встуденты или воспитанники были обязаны представить документ «онедостаточном состоянии родителей». Ежегодно в университетах выделялось: вСанкт-Петербургском (на восточном факультете) — 5 мест, в Московском — 40 (изних 5 на филологическом, 15 на медицинском факультетах), в Харьковском — 5, вНовороссийском — 10. В институтах: Историко-филологическом — 5, Училищеправоведения — 8, Инженеров путей сообщения — 4, Горных инженеров — 4,Строительном — 3, Петровской земледельческой и лесной академии — 5,Технологическом институте — 4, Константиновском межевом институте — 8,Лазаревском институте восточных языков — 15, Московском техническом училище —8, Уманском училище садоводства — 4 места.
Особо вПоложении оговаривался пункт, касавшийся подготовки учительских кадров длякрая. В связи с острым недостатком педагогов вакансии на филологическихфакультетах Московского университета и Историко-филологического института нипри каких условиях не могли быть замещены кандидатами по другим специальностям.Льгота в связи с этим предоставлялась и в плане финансовом. Так, все кавказскиевоспитанники были обязаны добираться до места учебы за свой счет, и лишь те,кто собирался поступать по учительской специальности, получали командировочныеденьги из фонда наместника.
Принятыйв 1871 г. Устав гимназий и прогимназий провел четкий водораздел междуклассическим и реальным средним Iобразованием. Первое (основанное на изучении классических языков и гуманитарныхпредметов) нацеливало выпускников на поступление в университеты, а второеносило более практичный характер благодаря набору учебных дисциплин, кудавходили естественнонаучные предметы.
Соответственноизменились постановка учебного процесса, система распределения учебных часов, асам уклад жизни в этих классах, воспитательная работа. Социальная рольизменений вполне объяснима: образование начинает приближаться к требованиямреальной жизни страны, которая не могла вечно оставатьсяпатриархально-крестьянской державой.
Интереспредставляют основные положения этого документа, который был призван обеспечитьполноценную адаптацию нового Устава гимназий и прогимназий к специфическимусловиям региона. Предлагаемые в проекте нововведения облегчали процессусвоения содержания образования детьми из местного населения. С этой цельювносились существенные изменения в распределение учебного материала и часов поклассам, перестраивалась практически вся структура учебного процесса и частичноего содержание. В гимназиях и прогимназиях предлагалось ввести дополнительноподготовительный и VIII классы. Сцелью предоставления возможности для изучения родных языков и избеганияперегрузки детей предлагалось ограничиться изучением только одного французскогоязыка. В проекте рассматривались также вопросы преобразования начальных учебныхзаведений и проблемы адаптации Положения об учительских семинариях от 24 мая 1871 г. к местным условиям. Последнее диктовалось тем, что отведенные данным документом для всейимперии три года на усвоение программного учебного материала на Кавказеоказывались недостаточными.
Невызывает сомнения, что принятие подготовленного проекта Положения об учебнойчасти на Кавказе и за Кавказом принесло бы значительную пользу делу просвещенияв регионе. Но рассматриваемый период характеризуется активной законотворческойдеятельностью властей в области просвещения. Пока данный проект проходил всесоответствующие чиновничьи инстанции, правительством был принят ряд важныхдокументов, которые в корне изменили ситуацию во всей системе образования вимперии. Так, уже в первой половине 1872 г. были подготовлены и утверждены: Устав реальных училищ (они должны были заменить реальные гимназии), положения обучительских институтах и городских училищах (они заменяли уездные). В 1874 г. было утверждено Положение о начальных народных училищах, которое во многом меняло их статус,так как к их учреждению впредь должны были привлекаться земства и сословия
Ноорганизаторами этих и более крупных предприятий были люди, получившиеобразование в России, а затем и в Европе, они-то и стали формировать основу дляместной промышленности. Новая система хозяйствования стала требовать новыхспециалистов, умевших организовывать пока еще не очень развитое промышленноепроизводство. Нужны были рабочие кадры, имевшие профессиональное образование.
Системаобразования развивалась, становилась шире, вбирая в себя новые формы обучения,новые специализации и направления.
Анализцифровых данных и официальных циркуляров приводит к выводу, что цивилизаторскаяполитика государства по отношению к коренным народам в силу различныхобстоятельств постепенно начинала сходить на нет. Во многом это определялось идействиями руководства государства по усилению централизации управления,которая выражалась не столько в выравнивании образовательного уровня кавказцевс уровнем центральной России, сколько в шагах по постепенному искоренениюнациональной специфики народов. В качестве показателей изменения политикигосударства можно указать и на нежелание открывать учебные заведения в аулахгорцев, и нежелание открывать в регионе высшие учебные заведения и т.д.
Попечительокруга обращал внимание центральных властей на настоятельную необходимостьразворачивать деятельность на уровне правительства по дальнейшему строительствуи совершенствованию системы образования. По его справедливому суждению, в нейдолжны были быть представлены в логическом сопряжении все сегменты образования,чтобы дети могли продолжать начальное образование в учебных заведениях болеевысокого уровня. При этом отметим, что, прежде всего, попечитель имел в видуучебные заведения, в которых дети могли бы получать профессиональноеобразование. Он писал: «Такие школы служат завершением общего начальногообразования, будут ценны в глазах общества. Учреждение здесь на Кавказеправильно организованного высшего специального училища (с горным исельскохозяйственным отделениями) составляет насущную потребность и для края, идля всего государства».
Ноподобные неоднократные обращения попечителя и его же многолетние ежегодныеаналитические материалы, с аналогичными выводами, оставались без внимания и состороны Главноначальствующего, и со стороны Министерства народного просвещенияи правительства. Это можно расценивать как постепенный отход от активнойполитики просвещения детей коренных этносов, которая культивировалась с периоданаместничества М.С.Воронцова. Но вместе с тем следует учитывать и общуюобстановку в правительственных кругах, где происходили достаточно бурныестолкновения между консервативным крылом и либералами. Как известно, в начале1880-х гг. верх взяли консерваторы, что во многом предопределило состояние иперспективы развития высшего образования в России. Университеты сталивосприниматься как рассадники вольнодумства, и предложения об открытии новыхдаже не рассматривались.
 
3.Состояние нацменовских школ Северного Кавказа в 1920-1934 гг.
 
В1920-1934 гг. Северо-Кавказский край в совокупности представлял собой семьсамостоятельных автономий. Здесь достаточно быстро разрасталась сетьобразовательных учреждений, состоявшая в основном из школ I ступени, т.е. начальных. Но чтопредставляла собой такая школа в те годы? Как в ней строился учебный процесс?Каким было программно-методическое обеспечение? Какие проблемы стояли перед нейи как они разрешались?
Вот какв 1926 г. описал состояние национальных школ на Северном Кавказе А. Достоян встатье «Национальная школа, как она есть»: «Обычный тип сельскойнацменовской школы — это небольшое, тесное помещение деревенского стиля, бездостаточного света, уюта и оборудования, неприспособленное для школьной работы,требующее ремонта. Школьный инвентарь, если он есть, примитивного типа. Напартах сидят по 3—4 и более человек. Часто нет классной доски, нет мела, нетсамых необходимых учебных пособий. Зиму дети проводят на сквозняках, в холодных,не отапливаемых помещениях, лишенных и тени санитарии и гигиены, несмотря нато, что школы расположены прямо чуть ли не в лесу»
Ученикичасто пропускали уроки из-за отсутствия обуви и теплой одежды. Подавляющеебольшинство не имело учебников, школьно-письменных принадлежностей, совершенноне владело русским языком. Проблемы посещаемости школ усугублялись из-забездорожья в дождливую погоду, отсутствия мостов, а также в связи с темобстоятельством, что родители поголовно привлекали своих детей к труду в подсобныххозяйствах. Из-за полевых работ занятия начинались поздно осенью изаканчивались в начале весны. В целом, они с перебоями длились лишь 3—4 месяцав году. Вполне естественно, что за это время дети не успевали освоить программуи получить необходимые знания, поэтому из школы выпускались малограмотными. Длясравнения отметим, что в странах Европы и США средняя продолжительностьучебного года в то время составляла не менее 200 дней, этот срок был утверждензаконодательно. Например, в Дании — 246 дней, в Румынии — 240 дней. В этих жестранах длительность учебного года в сельских школах была значительно ниже иколебалась от 150 до 175 дней. В дореволюционной России средняяпродолжительность учебного года в городских школах составляла 178 дней, а всельских — 151. В исследуемый период продолжительность учебного года в школахСССР составляла: в городах — 186 дней, в сельских школах — 155.
Вгорских школах Северного Кавказа продолжительность учебного года колебалась от135 до 120 дней в году. Горская школа должна была иметь столько же учебныхдней, что и русская, а на деле их было значительно меньше. В апреле и мае всвязи с началом полевых работ занятия на должном уровне не проводились. Можносказать, что фактически учебных дней в сельских школах Северного Кавказа в годунабиралось около 100.
Обучениедетей в школах I ступени длилось5 лет. В школах Северо-Кавказского края до выпуска доходили всего 1—2 человека.После каждого года обучения учащиеся отсеивались. А.И. Гозулов в 1926 г. в книге «Начальное образование и перспективы всеобщего обучения на СеверномКавказе» сделал подробный анализ состояния дел в этих учебных заведениях исоставил в качестве примера таблицу на основе данных о распределении учащихсяпо годам обучения в одной из таких школ. Данная таблица позволяет сделатьвывод, что пятый год обучения в горских школах I ступени фактически отсутствовал. Основной контингентучащихся приходился на первые 2 года обучения, а к 4-му году оставалось толькооколо 11% школьников от первоначального набора.
Чтобы вполной мере представить себе качество обучения в горских школах I ступени, необходимо принять вовнимание особенности построения учебного процесса в тот период:
— отсутствовали классно-урочная и четковыраженная предметная системы обучения, не говоря уже о расписании уроков,звонков и т.п.;
— учебные группы формировались безучета возраста учеников;
— на занятиях не проводились регулярныйопрос и закрепление полученных знаний;
— русский язык, русская грамматика ичтение считались необязательными, наоборот, поощрялось преподавание на родномязыке — перед всеми национальными областями стояла задача 100%«коренизации» обучения (при этом не учитывалось, что на родном языкенет учебной литературы по фундаментальным наукам);
— обучение на родном языке существенносужало поле деятельности школьников, их общую эрудицию и возможности продолженияобучения в техникумах и вузахРоссии.
Необходимопризнать тот факт, что создание собственной письменности и обучение на родномязыке было огромным шагом вперед в вопросе национальной самореализации. И, темне менее, детей нацменов всем миром надо было обучать русскому языку. Ибоименно незнание русского языка, трудности общения с преподавателями исокурсниками и послужили, на наш взгляд, одной из причин того, что в первыегоды Советской власти, когда молодых людей направляли в техникумы и вузыРоссии, они отказывались от этих предложений, а если и выезжали, то долго тамне задерживались. Ситуация стала меняться в положительную сторону только в начале1930-х гг.
кавказ начальный профессиональный женский образование

4. Реорганизация школы
Ситуациярадикально изменилась только после Постановления Правительства и ЦИК ВКП(б)«О реорганизации школы» (май 1934 г.). Организация учебного процесса значительно изменилась в позитивную сторону, как в городских, так и в сельскихшколах национальных областей Северного Кавказа. До той поры отсутствовалиприемлемые учебные планы и программы, классно-урочная форма обучения и обязательная5-балльная система оценки полученных знаний и умений. Школьники отчитывались поитогам месяца и квартала по дневникам и специальным рабочим тетрадям, которые,впрочем, вели далеко не все из них. О программах следует сказать отдельно.Учебные программы для Единой трудовой школы с 1923 г. разрабатывались ГУСом — Государственным Ученым советом при Наркомпросе СССР. Эти программывнесли коренные изменения в содержание образования, и организацию всегообразовательного процесса. Поначалу предметная система обучения была фактическиликвидирована, во главу угла ставилась практическая деятельность человека.
Вначальной школе содержание традиционных учебных предметов объединялось вокругразличных комплексных тем, таких как «Наш город», «Нашадеревня», «Праздник 1 мая» и т.д. Программы ГУСа несколько разподвергались корректировкам. По годам учебный материал распределялся попринцип)' «от близкого к далекому». И все же «первый опытреализации новых программ показал, что они хотя и помогали устанавливать связьмежду школой и жизнью, привлекать учащихся к активной общественно полезнойдеятельности, однако не обеспечивали овладения учащимися систематическимизнаниями и формирования у них учебных навыков».
В1927/1928 учебном году вводятся программы ГУСа в новой редакции — это были первыеобязательные для всех школ РСФСР государственные программы. В них сочеталоськомплексное и предметное обучение, увеличивались часы, отводимые на изучениеоснов различных наук.
Так,например, в школах I ступени русскийязык и математика выделялись для отдельного изучения, помимо ранееустановленного комплексного. Отметим, что и в школах II ступени отдельным предметам стало уделяться больше внимания,поскольку признавалась их необходимость, но в то же время стержнем обученияоставались комплексные темы.
С 1927 г. в школах обеих ступеней вводится труд — как обязательная дисциплина. Соответствовавшие урокистали проводиться с учетом возрастных особенностей учащихся.
ПрограммыГУСа позволяли решать идеологические и политические задачи, выдвинутые партиейперед школой и учителями. Как известно, старые, дореволюционные учебныепрограммы были отброшены как не соответствовавшие задачам формирования новогочеловека — строителя коммунистического общества. Главной целью теперь былаплотная увязка содержания образования с народнохозяйственными задачамипостроения социалистического государства. Отметим, что работа по программамГУСа, с момента их появления, оказалась не по плечу даже сравнительнограмотному и достаточно опытному русскому учительству. Поэтому они постоянноподвергались острой критике (например, на I Всероссийском съезде учителей в 1925 г.). Возобладавший комплексный подход к построению содержания образования был отвергнут многимивысокопрофессиональными педагогами России. Разумеется, ГУСовские программыоказались непонятными и бесполезными и для малограмотного горского учительства.Их практическое использование носило чисто формальный характер. Поэтому, вчастности, остро встал вопрос создания специальных, упрощенных учебных программдля горской школы на базе ГУСовских.
В статье«О программах для горской школы» М. Петровский резюмировал:«Горской школе приходится работать в очень своеобразных условиях,определяемых природными, хозяйственными, культурными и бытовыми особенностямигорских национальных областей Северного Кавказа… Недостаточно подготовленноегорское учительство нуждается в самой сущности советской трудовой школы, вточных, ясных и вполне конкретных указаниях, как вести работу по программамГУСа в условиях горской обстановки».
Состояниегорской школы перед внедрением этих программ было крайне плачевное. В периодикетой поры нередки сообщения следующего характера: «Инспекторскоеобследование горской школы также отметило крайне слабые результаты в областиприобретения формальных (теоретических) знаний. Отмечены такие случаи, когдаучащиеся, пробыв в школе Iступени 6—7 лет и все еще пребывая в 4 группе, не умели ни читать, ни писать,ни на родном, ни на русском языках. Такая школа вызывает к себе глубокоотрицательное отношение со стороны населения».
Согласноупрощенным программам ГУСа, дети должны были получить минимум знаний по языку,литературе и математике. Новые программы для горских школ были составленыСеверо-Кавказским краевым научно-методическим советом и обсуждены на 1-йКраевой горской методической конференции и выпущены к 1927/1928 учебному году.Эти программы значительно облегчили работу учителя. В них были отраженыприродные, хозяйственные, бытовые, культурные и прочие особенности национальныхобластей Северо-Кавказского края, а также способы ведения сельского хозяйства.
В конце1920-х гг. в целях систематизации работы выпуск упрощенных программ для Единойтрудовой школы национальных областей Северного Кавказа был сосредоточен в«Крайнациздате» (Ростов-на-Дону).
Учителямгорских школ стали рекомендовать не автоматически применять их в своейпрактической деятельности, а приспосабливать к конкретным местным условиям итребованиям, т.е. насыщать новые, откорректированные программы конкретнымматериалом, взятым из окружающей горских детей действительности.
В 1930 г. программы ГУСа выпускаются в новой редакции. И вновь во главу угла ставятся трудовое обучениев школах I ступени и политехническоеобразование в школах IIступени. По-прежнему не уделяется достаточного внимания изучению основ наук.Вместе с тем налицо четкое определение объема знаний для начальной школы —4-летки и для незаконченной средней школы — 7-летки. Обучение в последних былопостроено так, чтобы выпускники сразу могли бы стать рабочими фабрик и заводов.Укажем, что совершенствование учебных программ ГУСа продолжалось вплоть доначала Великой Отечественной войны.
В начале1930-х гг. проявляется тенденция к усилению роли политехнического образования вшколе, а с 1937 г. труд становится обязательной дисциплиной.
Безусловно,прогрессивным преобразованием следует считать, на наш взгляд, введение с начала1930-х гг. классно-урочной формы обучения со всеми ее атрибутами, что положилоконец беспорядкам и анархии, затруднявшим учебный процесс, особенно в сельскихшколах. В эти же годы вводится 5-балльная оценочная система проверки знаний иумений учащихся, сменившая рефератно-зачетную. Кроме того, наконец, началиуделять самое серьезное внимание подготовке стабильных учебников по всемпредметам. Для их создания привлекли крупных специалистов по всем отраслямзнаний и опытных педагогов. Были введены испытания по итогам IV и VII классов, что способствовало формированию у учащихсяответственного отношения к занятиям.
 
5.  Настоящее время
 
Структура, к которой />в настоящее время переходят />школыСеверного Кавказа опирается на стандартную и некогда уже апробированную схему:с 1 по 4 классы преподавание ведется на родном языке, после чего языкомшкольного обучения становится русский. Родной язык и литература остаются всетке часов в качестве обязательных предметов обучения.
Таким образом, северокавказская/>школа находится в процессе реформирования. По существувновь осваивая фундамент начального />образования народном языке, расширяя и углубляя возможности обучения родному языку илитературе в старших классах. />школа нуждается вглубокой научной проработке проблем, связанных с этими процессами. Отсюдавытекают важные задачи, которые предстоит решить педагогической иэтнографической наукам, усилия которых должны быть направлены на выявлениесоциолингвистических особенностей бытования языков на />СеверномКавказе, всесторонний анализ складывающейся системы образования на родномязыке, определения оптимального соотношения между родными и русским языками впроцессе преподавания, совершенствования программ и методик преподаванияродного языка и предметов на родном языке. Соответствующие рекомендации должныбыть представлены социальной и педагогической практике. Во многом этим целямслужат проводящиеся общерегиональные научно-практические конференции«Актуальные проблемы национальных кадров» (22-24 марта 1997 г., Майкоп), «Современное дошкольное и начальное />образования: опыт,перспективы, подготовка педагогических кадров» (16-17 апреля 1997 г., Нальчик), «Мир на />Кавказе через />образование,языки и культуру» (1996г., 1998г., Пятигорск) и др.
Существует значительнаяпотребность в новых учебных программах, учебниках для начальных классов,особенно по специальным предметам (математика, природоведение и др.), которые в/>настоящее время в большинстве своем представляют лишьпереводы с русского.
В то же />время очевидно, что потенциал школьной реформы не исчерпалсебя. Нововведения возможны как в части углубления языкового компонента />образования так и в области наполнениянационально-региональным содержанием процесса школьного обучения. Что касаетсяпоследнего, то первые шаги в этом направлении уже сделаны. />Вшколах республик />Северного Кавказа вводятся предметы,дающие возможность изучать традиции и обычаи местных народов, знакомиться сбогатством накопленного духовного опыта. В дагестанских />школахпреподаются циклы предметов «Культура и традиции народов Дагестана», в Адыгее — «Этнопедагогика», в />Северной Осетии внедряются такиепредметы, как «Этнография Осетии», «Национальный этикет», «Нартский эпос»
Говоря об этнокультурнойспецифике системы />образования в республиках />Северного Кавказа, нельзя не упомянуть о такойпроявляющейся тенденции, как рост популярности изучения арабского и турецкогоязыков. Их часто можно встретить в учебных программах частных,негосударственных />школ и колледжей. Но одновременно этипредметы завоевывают место в вузах. С 1990 г. арабский язык преподается в Дагестанском государственном университете, где имеются хорошие кадры востоковедов. Впопулярности восточных языков, в частности, арабского, отражается влияниеисламского возрождения, которое переживает в />настоящеевремя Северокавказский регион.
В связи с новымипотребностями глубоких общественных трансформаций, прежде всего развитиемрыночной экономики и демократических институтов, на сферу />образованиявозлагается фундаментальная задача массовой подготовки профессиональных кадровв сфере финансов и менеджмента, правоведов, социальных работников, специалистовв сфере рекреационного бизнеса и др. Излишняя гуманитаризация сферы образованиясоздает перепроизводство специалистов малополезных профессий и не производитдостаточного числа специалистов именно тех сфер общественной занятости, которыемогут обеспечить эффективные экономические преобразования, стабильноеполитическое управление, а самое главное — решить проблему достойной занятостимолодого поколения. В этом вопросе приоритеты образования прямо связаны спредотвращением социальной напряженности и обеспечением мира в регионе.
Вывод
 
В настоящее времяпроисходит возрождение культуры Северного Кавказа и соединение её с турецкой иарабской культурами. Снова в школы возвращается преподавание на родном языке.Теперь на Северном Кавказе есть преемственность образования в учебныхзаведениях различного уровня. Введена классно-урочная форма обучения. Сейчасобразование стало намного более систематизированным и поэтапным, оно направленона подготовку профессиональных кадров.

Список используемойлитературы:
 
1.  Журнал Педагогика № 4, 2008 год.“Горские школы Северного Кавказа
(1920- е- начало 1930- х гг.)”.Л.Х.-У. Гудиева, Х.С. Оздоева
2.  Журнал Педагогика № 5, 2009 год.“Реформы системы образования Северного Кавказа
в 60- х гг. 19 века”. Р.С. Бозиев
3.  Журнал Педагогика № 6, 2009 год.“Развитие системы образования на Северном Кавказе в 1870- х гг.”. Р.С. Бозиев
4.  www.valerytishkov.ru/.../kultura_i_.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.