Реферат по предмету "Философия"


Принципы и законы диалектики

План: 1. Диалектический материализм 2. Различие категорий и законов 3. Категории диалектики
Введение
Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам. Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления. Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие подчиняется законам диалектики. Диалектика – наука, составляющая душу марксизма, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума. Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях: 1) Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей ,процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность. 2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании. 3) Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики. В понимании Аристотеля, ставшего на позиции материализма, истина есть совпадение знания с предметом. Кант первым в теории познания проводит линию агностицизма. В его понимании истина есть свойство субъекта. «Вещь в себе «принципиально не может объективным образом входить в нас», не может быть познана». Агностицизм помешал Канту решить проблему истины. Истина у Гегеля перерастает быть собранием готовых догматических положений, а заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступней знаний на все более и более высокие, и так до бесконечности Термин греческого Dialektike означал искусство выяснения истины в столкновении противоположных мнений. Там где имеется много слов и смыслов, противоречащих друг другу, необходимо придти к одному смыслу, истинному, который уже ничему не противоречит. Но если диалектика оперирует противоречивыми мнениями, то это означает, что бытие во всех его видах противоречиво. По этому поводу существует два широко распространенных мнения. Согласно первому из них, диалектический спор для того и ведется, чтобы преодолеть противоречивость суждений. Второе мнение состоит в том, что после несуразиц и достижений истины выясняется, что противоречивость – ограниченная черта всех видов бытия.
1. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Диалектический материализм, вскрывая научную несостоятельность идеалистических и методологических концепций истины, дает свое решение проблемы, суть которого состоит в следующем. Истина есть адекватно верное отражение предмета, или, что - то же самое: адекватное совпадение форм сознания с предметом, адекватное воспроизведение в формах сознания форм объективной действительности. Истина есть единство объективного и субъективного:: она объективна в источнике по своему внешнему материальному содержанию, но субъективна по своему идеальному внутреннему содержанию в идеальной форме. Истина – соответствие мысли, знаний человека о мире самому миру, объективной действительности. Чтобы отличить истину от заблуждения, необходимо выяснить, насколько, наше знание соответствует действительности. Объективность истины заключается в том, что содержание знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания субъекта. Но в то же время истина субъективна по форме выражения, зависит от особенностей тех людей, которые формируют данную теорию знаний. В познании необходимо исходить из тождества и различия обыденных и научных истин. Их тождество состоит в том, что они объективны, составляют моменты единого процесса познания, взаимно превращаются в друг друга. Их различие заключается в том, что обыденная истина появляется без науки, теоретического мышления, на основе вседневного житейского опыта, на основе обыденного сознания. Она является важным фактором в психической саморегуляции и повседневной деятельности индивида. Научная истина невозможна без обыденной, она содержит ее в себе в снятом виде. Научная истина имеет глубокое влияние на практическую деятельность человека и сама возможна как результат длительного теоретического исследования. Диалектика может быть материалистической. Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности ,всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития. Абсолютная истина, т.е. полное и исчерпывающее знание о мире в целом, недостигаемая, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем. Теория знания людей носят относительный характер, они формируют истину в каких – то конкретных исторических теориях, высказываниях. Относительная истина – такое значение, которое при всем своем объективном содержании не обладает завершенностью и является неполным, и дальнейшем подвергается уточнению, развитию. Развитие познания – это длительный непрекращающийся процесс движения относительных истин, который приводит к накоплению и уточнению человеческого знания. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые «зерна» абсолютной истины. Например, механика Ньютона в ходе дальнейшего развития познания оказалась истиной в весьма ограниченной сфере приложения, относительной истиной. На смену ей пришли более сложные теории – квантовая механика и теория относительности. Тем не менее, ньютоновская механика представляет собой истину, а не заблуждение, содержит «зерна» абсолютной истины и успешно применяется в ряде областей. Истина конкретна. Она всегда обусловлена достигнутым уровнем практики и познания и связана с определенными условиями, в которых находится объект. Что касается философии, то в ней термин «диалектика» все более и более вытесняется термином «дискурс». Под дискурсом понимается процесс получения нового знания на основе философски и научно состоятельных суждений, представленных в языковой форме. Имеется в виду, что, как правило, дискурс осуществляется в форме языковых игр, в которых вырабатываются знания о различных видах реальности.
2. РАЗЛИЧИЕ КАТЕГОРИЙ И ЗАКОНОВ Различие категорий и законов возникает на основе предмета отражения. 1. а) Категория отражают общие связи, отношения, свойства и стороны объективной действительности; б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной действительности, но не отражают свойства и стороны. 2. Категории и законы различаются по форме отражения.
а) Категории являются особым видом внимания; б) Законы диалектики, как и другие, представляют собой особый вид суждений. Рассмотрим три закона диалектики: 1. Закон единства и борьба противоположностей, 2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,
3. Закон отрицания. Из этого нельзя сделать вывод о том, что будто бы законы этим и ограничиваются. Законов целое множество, есть и непознанные. Но этим мы здесь выделяем основные. Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивость, характеризуют диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и методологии познавания и действия. Противоречивость бытия познается лучше тогда, когда мы знаем что такое противоречие. Противоречие представляет собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил. Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой. Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимоисключающие и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета. В мире все взаимосвязано. Эта взаимосвязь имеет универсальный характер и пронизывает все бытие.
3. КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ Формы взаимосвязи могут иметь форму: связи единичного и общего; части и целого; индивидуального. Диалектика позволяет познать сложные истины, противоречивые универсальные связи бытия, используя категории. Философские понятия, отражающие универсальные связи бытия, образуют группу категорий диалектики. Эти категории, как правило, парные. Отражают "полярные" стороны явлений, вещей, процессов. В процессе познания категорий, отражающих многообразие связей реального мира, можно выделить два категориальных ряда: а) первый категориальный ряд выражает "устройство" и "организованность" бытия. К этому ряду можно отнести следующие парные категории диалектики: "единичное и общее", "многое - единое", "сходство-различие", "качество-количество","простое-сложное","часть-целое","конечное-бесконечное","форма-содержание" и т.д. б) Другой категориальный ряд выражает универсальные связи детерминации. К ним относятся: "явление-сущность", "причина-следствие", "случайность-необходимость","возможность-действительность" и д.р. Первый ряд категорий можно назвать "горизонтальными",а "второй"-"вертикальным". Смысловое разъяснение категорий: 1) Единичное и общее. Свойства и связи, присущие только данному образованию, отсутствующие у других называются единичными. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, вещь, отличающуюся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных. Все то что неповторимо в явлении присуще только ему, отсутствует у других явлений, можно назвать единичным .Общее-то, что повторяется в других явлениях, что присущее не одному, а многим явлениям. Общее - это объективно существующее сходство единичных предметов, их однотипность, принадлежность к одной и той же группе. Общее существует в отдельном, отдельное выражает черты общего. Над единичным "властвует" общее, которое безжалостно "заставляет" последовательно гибнуть единичное как переходящее во имя сохранения общего как что-то устойчивое; единичное умирает, но род живет. Всякое общение лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы, которые имеют единичное наряду с повторяющимися свойствами - неповторимое. 2) Явление и сущность. Эти категории позволяют осмыслить всеобщие связи бытия путем соотнесения поверхностных и глубинных уровней действительности. Внешние, наблюдаемые означаемые, более подвижные, изменчивые характеристики предмета называется явлением. Внутренние, глубинные, скрытые, относительно устойчивые характеристики предметов, определяющие их природу, называются сущностью. Эти явления выступают комплексно, как совокупность.
Вопросы: 1. Что такое диалектика? 2. Кто первым в теории познания вводит агностицизм? 3. Отличие абсолютной истины от относительной истины? 4. Основные законы диалектики?
Список литературы: Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496с. Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1995. – 511с. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840с. Хапчаев И.А. Основы философии. – Пятигорск, 1997. – 294с.
Категориальный анализ понятий: Диалектика – наука, составляющая душу марксизма, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума. Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Истина – соответствие мысли, знаний человека о мире самому миру, объективной действительности. Абсолютная истина, т.е. полное и исчерпывающее знание о мире в целом, недостигаемая, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем. Относительная истина – такое значение, которое при всем своем объективном содержании не обладает завершенностью и является неполным, и дальнейшем подвергается уточнению, развитию. Развитие познания – это длительный непрекращающийся процесс движения относительных истин, который приводит к накоплению и уточнению человеческого знания. Свойства и связи, присущие только данному образованию, отсутствующие у других называются единичными. Общее - это объективно существующее сходство единичных предметов, их однотипность, принадлежность к одной и той же группе.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Родриго Диас де Бивар как национальный герой испанского эпоса "Песнь о моем Сиде"
Реферат Організація та моделювання процесу обслуговування споживачів за місцем навчання
Реферат Латинская Америка в 70-е годы
Реферат Становлення багатопартійності в України
Реферат Проблемы научной этики
Реферат Психологические особенности российского предпринимателя
Реферат Формирование и развитие профессионального мастерства работника социальной службы
Реферат Аналого-цифровая следящая система. Цифровые временные фазовые дискриминаторы
Реферат Система моделей для CAD/CAE станков
Реферат Технология социальной работы
Реферат Is Man Inherently Good Bad Both Essay
Реферат The Downfall Of Romeo And Juliet Essay
Реферат Мир прозы Довлатова
Реферат Развитие сети степных ООПТ. Попытка создания нового степного заказника в Алтайском крае
Реферат Alienation Essay Essay Research Paper Haley AndersonEnglish