Введение
«Экологическоевоспитание – формирование осознано-правильного отношения к природным явлениям иобъектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольномдетстве».
«Экологическоевоспитание – это ознакомление детей с природой, в основу которого положенэкологический подход, при котором педагогический процесс опирается наосновополагающие идеи и понятия экологии».
Вдошкольном возрасте экологическое воспитание необходимо проводить с учетомвозрастных особенностей детей. Содержание экологического воспитания включаетдва направления:
– экологическиезнания детей;
– отношениек предметам и явлениям.
Цельэкологического развития:формирование у детей элементарных экологических знаний, здорового образа жизни,мышления и поведения.
1. Задачиоздоровительной направленности
· охранять и укреплять здоровье детей;
· учить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой;
· формировать умения рационально использовать ресурсы длягармоничного развития личности;
· учить детей согласовывать свое поведение с факторами внешнейприродной среды.
2. Задачиобразовательной направленности
· формировать элементарные экологические знания;
· развивать экологические представления;
· формировать начала экологического мировоззрения;
· уточнять, систематизировать и углублять знания детей о природныхявлениях;
· формировать систему знаний о живой и не живой природе;
· показать единство и многообразие форм живой природы;
· формировать умение решать самостоятельно различные экологическиезадачи;
· развивать творческое воображение, логическое мышление и фантазию;
· учить детей самостоятельно находить решение в сложных ситуациях;
· формировать представления о природных явлениях и учить пониматьпричинно – следственные связи внутри природного комплекса:
а) познакомить детей с особенностями жизни животного мира(животные в природе живут в определенных местах, питаются определенной пищей инуждаются в определенных условиях для выведения потомства);
б) показать взаимосвязь растений и животных со средой обитания:растения служат кормом для животных, животные распространяют семена;
в) показать разнообразие живых организмов, их экологическоеединство, сообщество живых организмов;
г) показать детям, что человек часть природы, его жизнь на Землево многом зависит от природы, а сохранность ее связанна с деятельностьчеловека;
· познакомить детей с Красной книгой.
3. Задачивоспитательной направленности
· продолжать формировать бережное отношение к миру природы;
· формировать бережное отношение к недрам нашей Земли;
· формировать эмоционально – доброжелательное отношение в процессеобщения с живыми существами;
· воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремлениесочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту;
· воспитывать у детей уважительное отношение к традициям своегонарода;
· формировать гуманное отношение к природе;
· формировать интерес и любовь к родному краю в процессеэкологического воспитания, формировать представления об экологических проблемахгорода;
· формировать умения создавать и поддерживать необходимые условиядля роста растений и жизни животных в неволе;
· воспитывать у детей ответственное отношение к домашним животным иживотным уголка в дошкольном учреждении;
· формировать ответственное и бережное отношение к леснымбогатствам, уважение к труду лесничих, пониманию того, что лес – национальноебогатство;
· воспитывать бережное отношение к труду сельского жителя
· формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля, откоторого зависит жизнь всего живого.
4. Задачипо развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями
· формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатнымирастениями;
· формировать трудовые навыки и умения по уходу за домашнимиживотными;
· учить детей ухаживать за объектами уголка природы детского сада;
· учить детей заботиться об экологической чистоте своего двора,участка детского сада, группы, города;
· формировать представления об экологических проблемах своегогорода;
5. Задачипо формированию эстетических суждений о природе через продуктивные видыдеятельности
· развивать интерес и любовь к родному краю в процессеэкологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке и аппликации;
· формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
· учить детей отражать в продуктивных видах деятельности своеотношение к миру природы;
· показать, как народные мастера используют в своем творчествеприродные ресурсы: дерево, глину, камни и т.д.
· учить видеть, как народные мастера отражают красоту окружающейприроды в своих изделиях.
Задание №1
Цель: определить уровеньзнания детей о характерных особенностей мира животных, птиц и насекомых.
Оборудование.
Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственныйдвор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветвидеревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг.
Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки;волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры.
Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны,снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы,муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.
Инструкция к проведению
Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбратьживотных и разместить их на карте с учетом места их проживания.
Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигуроквыбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбратьнасекомых и разместить их на карте.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложитьребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией.Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.
После того как ребенок справится с заданием, педагог предлагаетему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображениянасекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбраннымикартинками.
Как называется животное (птица, насекомое)?
Что ты можешь рассказать о нем?
Твое отношение к ним.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
Ребенок без особого труда распределяет представителей животногомира по видам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны сосредой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связно ипоследовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес иэмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределениипредставителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Восновном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерныепризнаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечаетпоследовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес иэмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Уровень ниже среднего
Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителейживотного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегдасоотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назватьхарактерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если иотвечает, то в основном неверно. Не проявляет интереса и не выражает своеотношение к животным, птицам и насекомым.
Задание №2
Цель: определить уровеньзнаний детей о характерных особенностях растительного мира.
Оборудование. Комнатныерастения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружнаясемейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений;распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
Инструкция к проведению
Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.
Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатныхрастений?
Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одногорастения).
Для чего нужны людям комнатные растения?
Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках)выбрать:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
г) цветы сада и цветы леса (астра, под снежник, ландыш, тюльпан).
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья,кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предлагаемых растений. Без помощивзрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатныхрастений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес иэмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Средний уровень
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видоврастений: деревьев, кустарников и цветов. В основном правильно выделяет группыпредлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. Безпомощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развитиякомнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практическиеумения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Уровень ниже среднего
Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники ицветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не можетаргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживатьза комнатными растениями. Практические умения и навыки ухода за комнатнымирастениями не сформированы. В процессе практической деятельности постояннообращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает своеотношение к растениям.
Задание №3
Цель: определить уровеньзнания детьми характерных особенностей неживой природы.
Оборудование. Трибаночки (с песком, с камнями, с водой).
Инструкция к проведению
Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того, какребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующиевопросы.
Какие свойства песка ты знаешь?
Где и для чего человек использует песок?
Какие свойства камней ты знаешь?
Где и для чего человек использует камни?
Какие свойства воды ты знаешь?
Где и для чего человек использует воду?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильноназывает отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельнорассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. Приответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.
Средний уровень
Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.Правильно называет отличительные объекты неживой природы. После дополнительныхвопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживойприроды.
Уровень ниже среднего.
Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимогобаночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектовнеживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.
Задание №4
Цель: определить уровеньзнания у детей времен года.
Оборудование. Альбомныйлист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Инструкция к проведению
Педагог: Какое время года тебе нравится больше всего и почему?
Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назовивремя года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, чтопоследует за ним и т.д.
Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»:
Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.
На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужнойпоследовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляеттворчество и фантазию при ответе на вопрос «Какое время года тебе нравитсябольше и почему?». По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иноговремени года. Комментирует свой рисунок. Выражает эстетическое отношение кприроде.
Средний уровень
Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняетсяназвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признакикаждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки. На вопрос «Какоевремя года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно. В рисункеотражает существенные признаки того или иного времени года. Выражаетэстетическое отношение к природе.
Уровень ниже среднего
Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняетсяназвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разныхвремен года. Отвечая на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?»,называет только время года. В рисунке не может отразить характерные признакитого или иного времени года. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание №5
Цель: определить уровеньотношения детей к миру природы.
Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.
Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (еслиони есть)? (Если у ребенка нет домашних животных, спрашивает: «Если бы у тебядома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?».)
Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природыв детском саду (если они есть)? (Если в детском саду их нет, спрашивает: «Еслибы в детском саду были рыбки, попугайчики и хомячки, как бы ты стал ухаживатьза ними?».)
Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участкедетского сада всегда росли растения?
Как мы можем помочь зимующим птицам?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц ирастений. Без труда выражает свое отношение к проблеме.
Средний уровень
Ребенок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, какнужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда непонимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц ирастений. Может выразить свое отношение к проблеме.
Уровень ниже среднего
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеетпредставления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателямиУголка природы. Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизньюживотных, птиц и растений. Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.