Введение
В последнеедесятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детскогонаселения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы,химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиесяраздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическимположением, – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровьедошкольника. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучиеобщества.
Физическоездоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развитиячеловека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходитсозревание и совершенствование жизненных систем и функций организма,развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость квнешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества,привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможенздоровый образ жизни.
Физическаякультура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающеезначение для нормального физического развития двигательной сферы человека.Поэтому крайне важно правильно организовать работу в этом направлении именно вдошкольном возрасте, что позволит организму накопить силы и обеспечит вдальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитиеличности.
Физкультурноезанятие как основная форма работы по физкультуре заняла прочное место в ДОУ,которая решает целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательныхзадач.
Вместе стем разработка проблемы развития дошкольного образования на основеальтернативной организации учебно-воспитательного процесса отстает отпотребностей социума и образовательной системы в целом. Актуальность проблемыиспользования альтернативных физкультурных занятий нетрадиционнойнаправленности, которые учитывают особенности мотивов и потребностей старшихдошкольников, приобретает особую остроту для ДОУ. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывногоздоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм иметодов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплениюздоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровыйребенок может правильно, полноценно развиваться.
Многие педагогитворчески подходят к организации физкультурных занятий, придумывают интересныеформы их проведения, содержание, методы и приемы, этим самым они обеспечиваютформирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребностьзаниматься ею. Но в то же время не во всех ДОУ полноценно решаются эти задачи:формально подходят к проведению физкультурных занятий, используются в основномзанятия традиционной формы. Поэтому физкультурные занятия проходят сухо,однообразно, и как следствие этого – отсутствует интерес, желание заниматьсяфизкультурой и слабое физическое развитие и здоровье. Отсюда возникаетпотребность в изменении форм проведения занятий по физической культуре нанетрадиционные.
Обоснованиеи внедрение в практику целесообразных методов и приёмов формирования движений иразвитие физических качеств у детей – ближайшая задача физического воспитания.Необходимо развивать физическую культуру дошкольника, предусматривая в первуюочередь, формирования отношения к двигательно-активной деятельности, интереса ипотребности в физическом самосовершенствовании, получения удовольствия от игр,упражнений, от занятий.
Все это ипобудило нас обратиться к проблеме использования альтернативных физкультурныхзанятий, т.е. сделать правильный выбор между типовыми занятиями и занятиями внетрадиционной интересной форме. Мы полагаем, что проблема проведенияфизкультурных занятий в нетрадиционной форме должна заслуживать большоговнимания.
В своейработе мы попытаемся раскрыть сущность данной проблемы. А также доказатьнеобходимость использования альтернативных физкультурных занятий в работе сдетьми дошкольного возраста.Объект исследования – физкультурныезанятия с детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования – нетрадиционные физкультурные занятияс детьми старшего дошкольного возраста.
Цельисследования: обосновать использование альтернативныхфизкультурных занятий.
Задачи исследования:
1.Изучить состояние проблемы использования альтернативныхфизкультурных занятий в научно-методической литературе.
2.Охарактеризовать альтернативные физкультурные занятия в работе сдетьми 6-ти лет.
На основеанализа нормативных документов по развитию системы дошкольного образования,философских, психолого-педагогических (отечественных и зарубежных) источников,была выдвинута гипотеза:
Использованиеальтернативных (нетрадиционных) физкультурных занятий обеспечит повышениеинтереса к физкультуре, если:
1.Создать систему интересных физкультурных занятий;
2.Продумать специально организованную методику физкультурныхзанятий, включающую отбор форм проведения, содержания, методов и приемов;
3.Положить в основу нетрадиционных форм физкультурных занятийследующие критерии: интерес дошкольников к физкультуре, уровень физическойподготовленности и состояния здоровья детей, сложность содержания физкультурныхзанятий.
1. Состояние проблемы в научно-методической литературе
Ретроспективныйанализ литературных источников показывает, что постоянно повышаются требованияк уровню физической подготовленности и состоянию здоровья дошкольников (В.В. Ким,Л.И. Лубышева, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, А.Я. Наин, Н.А. Фомини др.).
Возрастаетнеобходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание удошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиямфизическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни.
Наблюдаемыйв настоящее время хронический дефицит двигательной активности детей тормозит ихнормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Одна из причин происходящего– излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая педагогуучитывать уровень развития детей, их интересы, а также возможности ДОУ (В.И. Лях,В.Н. Непопалов, Т.Н. Прунин, С.Т. Смагин и др.).
Поэтомупродолжающиеся исследования, направленные на преобразование дошкольнойфизической культуры, связаны, прежде всего, с повышением творческой инициативыпедагога, расширением состава используемых средств и методов, обеспечениемвариативности и нетрадиционности содержания занятий, учитывающих задачи иусловия их проведения, особенности контингента занимающихся, поискомнестандартных организационно-методических приемов, использованием физкультурныхзанятий игровой направленности. Это отмечают многие исследователи: Е.Н. Вавилова(33), С.И. Гальперин (45), О. Козырева (85), Л.Е. Любомирский (114), Т.И. Осокина(135), А. Щербак (208) и др.
Какговорилось выше, от состояния здоровья детей во многом зависит благополучиеобщества, а формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детскомсаду. Именно здесь происходит выбор альтернативных форм и методов организацииучебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогическихпринципах: научностии доступности, непрерывности и практической целеустремленности, динамичности иоткрытости.
Впервыепроблемы альтернативного образования были подняты Открытым Авторским Институтом АльтернативногоОбразования имени Януша Корчака, но касались они образования школьников. В тоже время, мало кто станет сейчас отрицать, что повышениеэффективности физического воспитания дошкольников – важнейшая задача современногообщества. Решить эту задачу пытались и пытаются многие ученые и педагогипоиском альтернативных подходов к физическому воспитанию в дошкольныхучреждениях.
Насегодняшний день сформулированы и определены принципы альтернативнойфизкультуры:
– принципцелостности (единство образовательной, воспитательной и развивающейфункций, где объединение знаний, умений и навыков составляют единую систему,целевая установка на качественное изменение одного состояния организма ребенкана другое, более совершенное при помощи различных средств физическоговоспитания)
– принципвариативности средств физического воспитании (одно и то же психофизическоекачество можно развивать, используя различные средства физического воспитания,имеющиеся в распоряжении педагога. Это обстоятельство дает педагогу уникальнуювозможность обеспечивать на физкультурном занятии достижение единой целевойустановки, варьируя для этого различные по характеру воздействия средствафизического воспитания)
– экзистенциальныйподход(адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальномусостоянию ребенка, гармонизация и оптимизация физического воспитания, выборформы физической активности в соответствии с личными склонностями испособностями каждого ребенка)
Усилившаясяв начале 90-х годов необходимость в создании альтернативных форм организации ипроведения физкультурных занятий в ДОУ, привела к появлению эффективныхвариантов программ физического воспитания дошкольников [7,12,15,19,21].
Однакосуществующие программы не всегда позволяют в полной мере учитывать условия,особенности работы ДОУ, запросы конкретного педагога и ребенка.
КаждоеДОУ работает по определенной программе.
Программа– это государственный документ, который определяет цель, задачи, содержаниеработы с детьми по разным видам деятельности. Чтобы узнать, какое же местозанимает организация нетрадиционных форм физкультурных занятий в ДОУ,проанализируем программы:
М.А. Васильева«Программа воспитания и обучения в детском саду».
Т.Н. Доронова«Радуга».
В.И. Логинова,Н.Н. Кондратьева «Детство».
В.Г. Алямовская«Как воспитать здорового ребенка».
Анализпрограмм проводится по следующим критериям:
1) скакой возрастной группы вводится раздел физического воспитания;
2) раскрытьсодержание данного раздела;
3) имеетли место нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий.
Впрограмме М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду»предусматривается охрана и укрепление здоровья, особенно нервной системыребенка, совершенствование функции организма ребенка, полноценное физическоеразвитие, воспитание интереса к различным, доступным ребенку видам двигательнойдеятельности, формирование нравственно-волевых черт личности. Программанацеливает на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам,воспитание физических качеств, развитие координации движений, пространственнойориентировки, равновесия, формирование способности оценивать качествовыполнения движений, правил подвижной игры. Большое место отводится физическимупражнениям в игровой форме и подвижным играм. В старшей и подготовительной вшколе группах включено обучение детей спортивным упражнениям и элементамспортивных игр [14]. Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий непредложены.
Впрограмме под редакцией Т.Н. Дороновой «Радуга» подчеркивается важностьвнимания педагогов к физической культуре. От обучения детей физической культурезависит их психофизическое здоровье, поэтому программа воспитывает потребностьи любовь к движению, формирует знания и умения, направленные на творческоеиспользование двигательного опыта, формирует потребность в здоровом образежизни, приобщает к спорту, учит самообладанию в угрожающих жизни и здоровьюситуациях, умению вести себя. Значительное внимание в программе отводитсяфизическим упражнениям как средству физического воспитания. Им отводитсяпрофилактическая, реабилитационная, лечебная и развивающая роль. В программе неразработаны нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий. [6].
Авторскимколлективом преподавателей РГПУ им. А.И. Герцена разработана программа «Детство».В ней условно выделено четыре блока, в том числе блок «Здоровый образ жизни»,который представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детейздоровыми, крепкими, жизнерадостными». В программе воспитания двигательнойкультуры перечислены физические упражнения для каждой возрастной группы, ихсодержание. В программе «Детство» нетрадиционные формы проведения занятий такжене продуманы.[5]
Интересной,на наш взгляд, является программа В.Г. Алямовской «Как воспитать здоровогоребенка» [1]. Состоит из несколькихосновных разделов:
1) организациядвигательной деятельности;
2) лечебно-профилактическаяработа, закаливание;
3) планированиеи организация физкультурных мероприятий;
4) диагностикафизического развития;
5) воспитаниепотребности в здоровом образе жизни;
6) совместнаяработа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка.
Программаставит ряд задач:
1)укрепить здоровье детей;
2)воспитание потребности в здоровом образе жизни;
3)развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физическойподготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
4)создание условий для реализации потребности в двигательной активности;
5)выявление интересов, склонностей, способностей детей к двигательнойдеятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
6)приобщение детей к традициям спорта.
Авторыпредусматривают следующие типы занятий:
1)занятия обычного типа;
2)игровые занятия;
3)занятия-тренировки;
4)прогулки-походы;
5)сюжетно-игровые;
6)занятия на спортивных комплексах и тренажерах;
7)занятия, построенные на танцевальном материале;
8)занятия на свободное творчество;
9)занятия из серии «Забочусь о своем здоровье».
Проанализировавпрограммы, мы сделали следующий вывод, что во всех программах есть раздел «Физическоевоспитание». Обучение физкультуре начинается с первой младшей группы. Во всехпрограммах подчеркивается, что ребенок на физкультурных занятиях долженпочувствовать мышечную радость и полюбить движение. Это поможет ребенкупронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту издоровому образу жизни.
Вбазисных программах М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения вдетском саду», Т.Н. Дороновой «Радуга», В.И. Логиновой и Н.Н. Кондратьевой«Детство» нетрадиционные формы физкультурных занятий не предусмотрены.
Наиболеесодержательно в этом плане выглядит программа В.Г. Алямовской «Каквоспитать здорового ребенка», где предлагаются различные формы проведенияфизкультурных занятий.
Современныенаучно-методические представления об альтернативных занятиях по физкультуреосновываются на научных исследованиях и опыте практических работников.Обоснованы определенные подходы к структуре, содержанию, типам занятий, определены критерииоценки их эффективности.
Таким образом, альтернативная физкультура в детском возрасте – эточасть системы физкультурно-оздоровительного комплекса. В процессе занятийфизической культурой, в основу которых положен игровой метод и широкоеиспользование имитационных движений, у детей формируются навыки и умения, воляи сознания. Это помогает поддерживать дисциплину, создает положительныйэмоциональный фон.
Еслифизическаякультура – это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса, основная ее форма –физкультурные занятия.
Однакопостоянное использование только данной структуры зачастую «ведет к снижениюинтереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности.Поэтому необходимо использовать нетрадиционные подходы к построению исодержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей,индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку,учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип подборадвижений.
Выходиз этой ситуации – использование вариативных и нетрадиционных физкультурныезанятий в ДОУ. В отличие от традиционного подхода (где главная функция педагога –непосредственная организация деятельности детей, передача им в деятельностисвоего взрослого опыта), личностно ориентированная модель отводит педагогу инуюроль, заключающуюся в организации такой образовательной среды, котораяобеспечит возможность реализации индивидуальных интересов, потребностей испособностей, то есть самостоятельной деятельности и эффективного накопленияребенком своего личного опыта. Активная двигательная деятельность помимоположительного воздействия на здоровье и физическое развитие обеспечиваетпсихоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки поведения в обществе.
Организациятаких занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровьядетей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальнуюдеятельность детей и воспитателя. Результатом обучения и воспитания детейявляются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневныхжизненных ситуаций. Главное заключается в том, чтобы все они были направлены нарешение следующих задач:
–укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационныхвозможностей организма, умственной и физической работоспособности;
–гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата;
–формирование правильной осанки;
–совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств;
– развитиепсихических способностей и эмоциональной сферы;
–воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическимиупражнениями.
Основнымиусловиями считаются:
·воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;
·включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры;
·развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;
·создание условий для творчества и преобладание положительных эмоций нафизкультурных занятиях;
·выполнение детьми движений с установкой на легкость и красоту на занятиях;
·создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоениядвигательного опыта.
Такимобразом, воспитание двигательной культуры дошкольника должно быть одной изнаиглавнейших задач каждого педагога не только в теории, но и в практическойежедневной работе с детьми.
альтернативный физкультурный упражнениезанятие
2.Характеристика альтернативных физкультурных занятий в работе с детьми 6-ти лет
Физкультурныезанятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ.Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:
· Удовлетворитьестественную потребность в движении, запрограммировать ее определенную дозу;
· Обеспечитьразвитее и тренировку всех и функций организма ребёнка через специальноорганизованную, оптимальную для всех детей данного возраста и для каждого ребёнкав отдельности физическую нагрузку;
· Датьвозможность каждому ребёнку демонстрировать свои двигательные умениясверстникам и учиться у них.
Традиционное,классическое занятие,образцы которого можно найти во многих методических пособиях, состоит из трехчастей:вводно-подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, подвижные игры;
Вводнаячасть включает в себя упражнения, подготавливающие организм к физическойнагрузке – различные виды ходьбы, бег, прыжки, упражнения на развитиеравновесия, на профилактику нарушения осанки и т.д.
Основнаячасть, целью которой является обучение, закрепление и совершенствование навыковосновных движений, развитие физических качеств. В основную часть входят:общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижная игра, способствующаядвигательных навыков, дающая возможность повысить эмоциональный тонус детей.
Заключительнаячасть предполагает проведение упражнений, игр малой подвижности для приведенияорганизма в спокойное состояние. Такова структура классического физкультурногозанятия.
Наданный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решитькомплекс задач и проблемы, стоящие перед педагогом. Но эффективностьнововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ееиспользования.
Нетрадиционностьпредполагает отличие от классической структуры занятия за счет использованияновых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесениянекоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизменнымглавное:
ü На каждом занятии должны реализовываться задачи обучения,воспитания и развития ребёнка:
ü Обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам:обучение, закрепление, совершенствование;
ü Содержание и методика проведения должны способствовать достижениютренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.
Итак, какиеже варианты проведения физкультурных занятий можно использовать.
Формыальтернативных физкультурных занятий в работе с детьми 6-ти лет в дошкольныхучреждениях:
1)игровые занятия, построенные на основе игр и игр-эстафет с включением игр.Целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышеннойинтеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, дляобеспечения положительных эмоций, Вводная часть такого занятия может бытьнедолгой, т. к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой илисредней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокойподвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть такогозанятия должна обеспечить снижение нагрузки.
2)занятия-тренировки или тренировочные занятия – это серия занятий по обучениюспортивным играм с элементами легкой атлетики; закрепление определённых видовдвижений. Оно обеспечивает возможность многократно повторить движение,потренироваться в технике его выполнения. Традиционная структура может бытьнесколько нарушена за счет исключения общеразвивающих упражнений и увеличениявремени работы над основными движениями, элементами спортивных игр приобязательном обеспечении разумной и правильной физиологической нагрузки.
3)занятие, построенное на одном движении, как вариант тренировочного занятия.Структура его построения аналогична предыдущему, но для упражнений в основныхдвижениях отбирается только один из видов (например, лазание), дети упражняютсяв различных его видах: ползании по скамейке, лазании по гимнастической стенке,пролезании в обруч и т.д. При планировании такого занятия важно продуматьпоследовательность упражнений, чтобы чередовать нагрузку на разные группы мышц.Поэтому в водной части и подвижной игре этот вид движения лучше неиспользовать.
4)круговая тренировка – принцип организации такого занятия достаточно прост:вводная и заключительная часть замятия проводятся в традиционной форме. Вовремя, отведённое для общеразвивающих упражнений и основных движений,организуется круговая тренировка. Для этого следует подготовить несколько группс одинаковым спортивным инвентарём в каждой, чтобы дети одной группы моглиупражняться на них одновременно, и расположить их по кругу. Например: длягруппы детей в 20 человек нужно подготовить 5 групп предметов: скакалки, мячи,пролёты гимнастической лестницы, скамейки, фитболы – по 4 каждого вида, ирасположить их в последовательности, обеспечивающей тренировку разных группмышц. Каждый ребёнок встает к какому-либо пособию и упражняется на нем 2минуты. Затем по сигналу педагога дети переходят по кругу к следующему пособиюи так далее, пока не замкнётся круг. В зависимости от степени нагрузкиполученной на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способпозволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает детям проявитьтворческую инициативу, придумывая способы выполнения упражнения.
5)сюжетно-игровые занятия – построенное на сказочной или реальной основе. Беря заоснову классическую структуру занятия, содержание двигательной деятельностисогласуется с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастнымвозможностям детей, учитывая их уровень: репортаж со стадиона, цирк, поездка надачу, сказочные сюжеты и т.д. Такие занятия сочетаются с задачами по обучениюспортивному ориентированию, развитию речи и т.д.
6)занятия на спортивных комплексах и тренажерах. Такие занятия помогают достичьнужного оздоровительного эффекта за сравнительно небольшой период времени.Оздоровительная техника помогает решить и проблему дефицита пространства,поскольку легко умещается даже в небольшом пространстве;
7)занятия, построенные на танцевальном материале, на музыкально-ритмическихдвижениях – нравятся детям, применяются для успешного создания бодрогонастроения у детей. Вводная часть состоит из разных видов ходьбы и бега подмузыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. Общеразвивающиеупражнения проводятся в виде ритмической гимнастики. После неё можно предложитьдетям музыкальные игры и танцы. Эти занятия проводятся не менее двух раз вмесяц. Они служат своеобразным отчетом о проводимой работе по обучению детеймузыкально-ритмическим движениям;
8)занятия на свободное творчество. На таких занятиях надо уметь не толькопроявить интерес, но и уметь в свободной двигательной деятельности использоватьполученный двигательный опыт, т.е. все время находиться в творческом поиске;
9)занятия из серии «Забочусь о своем здоровье»проводятся не менее 3–4 разв месяц. На этих занятиях дети учатся приемам расслабления, аутотренингу,самомассажу, разминке в постели.
10) занятияс элементами психогимнастики – это специальный вид занятия (этюды, упражнения,игры), направленные на развитие и коррекцию познавательной иэмоционально-личностной сферы психики ребенка. Между телом и психикой человека,его сознанием существуют весьма сложные взаимосвязи. Учитывая это, физические упражненияможно использовать не только для физического совершенствования, но и дляразвития памяти, внимания, воли, воображения, развития творческих способностей.Также включены такие нетрадиционные методы, как вводная медитация, спонтанныйтанец, релаксация. Они помогают создать на занятиях положительный эмоциональныйнастрой, устранить замкнутость, снять усталость. С их помощью у детейразвиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Упражнениясопровождаются различными текстами, помогающими детям лучше представить тот илииной образ, войти в него.
11) сэлементами Хатха-йоги – основу занятий составили комплексы физическихупражнений с элементами Хатха-йоги. Для проведения таких занятий подбираютсясамые доступные йоговские позы. Проведение таких занятий просто необходимо дляполного гармоничного развития дошкольников, т.к. большинство упражненийХатха-йоги естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц,определенные положения людей, предметы. Многие позы названы их именами. Знакомыеобразы кошки, льва, рыбы, аиста, дерева и т.д. помогают детям лучше представитьту или иную позу, будят фантазию и воображение. Благодаря этому дети лучшезапоминают упражнения и легче их осваивают.
Дляобеспечения дифференцированного подхода к детям при обучении и закрепленииосновных движений можно использовать в старшей и подготовительной группах можноиспользовать следующие занятия:
1)занятие по карточкам. После проведения вводной части и общеразвивающихупражнений каждый ребёнок помучает карточку, на которой в виде пиктограммизображены основные движения, в которых нужно поупражняться данному ребёнку, иуказана последовательность выполнения упражнений. По сигналу педагога детиупражняются в первом, изображенном на карточке виде движения, через 2 минутыпереходят к следующему и т.д. На индивидуальных карточках может быть изображени предмет, с которым надо поупражняться ребёнку. Это позволяет предложитьотдельным детям выполнить упражнения с гимнастической палкой для профилактикинарушения осанки, с гантелями для развития силы, девочкам – с лентами,мальчикам с фитболами, или выбрать физкультурный снаряд по желанию. Кроме того,такое занятие хорошо использовать в работе со слабослышащими детьми, за счеткарточек дети четко понимают задачу, которая перед ними стоит.
2)занятие с одним пособиеминтересно уже тем, что на таком занятии упедагога есть возможность продемонстрировать детям многообразие способовиспользования какого-либо спортивного предмета в различных видах деятельности(прыжках, беге, метании, лазании, равновесии). Оно включает в себяразнообразные упражнения, что обеспечивает развитие физических качеств,двигательных умений, оказывает положительное влияние на различные виды мышц испособствует воображению, фантазии, дети учатся использовать один предмет вразных ситуациях. Например: занятие с обручем.
Вводнаячасть – бег из обруча в обруч, ходьба приставным шагом боком по обручу, прыжкииз обруча в обруч.
Общеразвивающиеупражнения – с обручем.
Основныедвижения – в обруч различными способами, бег змейкой между ними.
Подвижныеи малоподвижные игры подбираются также с использованием обруча.
3)интегрированное занятие. Интеграция – процесс сближения и связи наук. Посколькув ДОУ проводится много интеллектуальных занятий, иногда можно проводитьинтегрированные занятия. «Физкультура – математика» или «Физкультура – конструирование».Важно то, что такие занятия не должны быть частыми, и должны быть очень хорошопродуманы воспитателем и инструктором. В основном такое занятие можно провестина закрепление материала.
4)диагностическое или контрольное занятие может быть построено в виде приема вшколу космонавтов, спортивную школу, для чего дети проходят как бы проверку насилу, выносливость, умение выполнять основные движения. Диагностику также можнопровести в игры «Вертушка». Каждый ребёнок или группа детей получают путевойлист по типу занятия по карточкам, на котором указаны движения и порядок ихвыполнения. На станциях их поджидают эксперты (воспитатель, инструктор),которые фиксируют результаты выполнения упражнения. Такой прием в проведениидиагностики очень эффективен.
5)занятия-походы – это длительная спортивная ходьба по заданному маршруту. Этизанятия позволяют детям укрепить свое здоровье, так как ходьба и бег –универсальные виды движения, при которых работают все группы мышц. Расстояние,которое дети проходят во время похода – от 1,5 до 3 км, время непрерывногодвижения – от 15 до 25 минут, длительность промежуточного привала – 5–10 мин.,большой привал, на котором организуются игры, соревнования и отдых передобратной дорогой – 30–40 минут. Отправляясь в мини-поход с некоторыми егоатрибутами (рюкзак, фляжка с водой), первую часть пути и после привета детипроходят несколько медленнее. Чтобы ввести организм в режим нагрузки, темпходьбы может быть несколько увеличен, но необходимо строго следить засостоянием детей. Перед привалом темп также снижается. Впереди идут менееподготовленные дети, в конце колонны – физически более крепкие, чтобы колоннане растягивалась.
6)занятия с элементами спортивного ориентирования – проводятся на участкедетского сада. Перед занятием 2 команды получают маршрутные листы. На нихсхематично изображен участок, где будет проходить занятие и путь следованиякоманд. После небольшой разминки команды отправляются в путь в сопровождениивоспитателя и преодолевают различные препятствия: перелезают через барьеры илипролезают сквозь них, лазают по гимнастической лестнице, идут по бревну и т.д.Заканчивают маршрут обе команды в одном месте, где их поджидает письмо или сказочныйперсонаж с предложением поиграть, провести эстафету и т.д.
Это разнообразие, в проведении физкультурных занятий помогает педагогуразвить в детях интерес к физкультуре, повысить двигательную активность детей имоторную плотность занятий.
Вырабатывая навыки владения основными движениями и выполнения физическихупражнений, происходит знакомство детей с физическими, физиологическимипроцессами человека во время занятий физкультурой (строение тела, мышц,правильной осанки, роли позвоночника в организме, работе сердца, о роли режимадня, о правильном питании). Кроме того, о правилах поведения, помощи притравмах (ушибы, порезы, обморожения и т.д.) – всё это для осознанного отношенияк физкультурным занятиям.
При выборе таких занятий воспитателю необходимо учитывать:
· задачи,
· содержание,
· место и условия проведения занятия,
· физическую подготовленность детей,
· степень владения ими определеннымивидами движений,
· индивидуальные особенности
· интерес детей.
Интерес – это осознанное, избирательное, положительное отношение кчему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующегоего объекта.
Интерес характеризуется широтой (например, по всем видам спорта),глубиной (проявление специального интереса к одному виду спорта), устойчивостью(длительность сохранения), мотивированностью (случайный или осознанный),действительностью (проявляет ребенок активность для удовлетворения интереса илиже он пассивен).
Интересы детей бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье,сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Сучетом конкретных причин проявления дошкольниками интереса к физическойкультуре руководитель физического воспитания должен строить свою работу поагитации и пропаганде физической культуры, по формированию интереса кфизкультуре, независимо от проходимого материала. Однако дополнительнопроявляют и дифференцированный интерес к различному программному материалу(мальчики отдают предпочтение спортивным играм, а девочки – подвижным). Отправильной постановки целей зависит поддерживание, а порой и формированиеинтереса и целеустремленности дошкольников в сфере физической культуры.Поддерживание интереса и целеустремленности дошкольников во многом зависит оттого, испытывают ли они удовлетворение, и формируется ли у нихудовлетворенность занятиями физической культурой.
Содержание занятий подбирается в соответствии с поставленнымипрограммными задачами. Чередование упражнений разного характера и интенсивностис периодами отдыха при использовании разных способов организации детей(фронтальной, групповой, индивидуальной), одновременного или поочередноговыполнения упражнений обеспечивает моторную плотность занятий примерно на 60–80%.Применяя различные приемы руководства деятельностью детей на занятиях,воспитатель постоянно заботится о том, чтобы все дети были на них активны,проявляли инициативу и навыки самоорганизации.
Заключение
Дошкольный возраст – это время активного формирования организма ребенка.В этот период закладывается фундамент таких двигательных качеств, как сила,ловкость, гибкость, быстрота, выносливость, совершенствуются функциональныевозможности организма.
В этом немаловажную роль играет физическая культура как часть системыфизкультурно-оздоровительной работы, а основная ее форма – физкультурныезанятия.
Однако постоянное использование только классической структуры зачастую«ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению ихрезультативности. Поэтому необходимо использовать нетрадиционные подходы кпостроению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес кним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределятьнагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принципподбора движений.
Поэтому в дошкольных учреждениях появилась необходимость использоватьальтернативные физкультурные занятия. Оздоровительный эффект, достигаемый припроведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей,благотворно влияющими на психику ребенка.
При выборе таких занятий воспитателю необходимо учитывать задачи,содержание, место и условия проведения занятия, физическую подготовленностьдетей, степень владения ими определенными видами движений, индивидуальныеособенности и интерес детей.
А все разнообразие, в проведении альтернативных физкультурных занятийпомогает педагогу развить в детях интерес к физкультуре, повысить двигательнуюактивность детей и моторную плотность занятий.
Списоклитературы1. Алямовская В.Г. Программа «Как воспитатьздорового ребенка».
2. Глазырина Л.Д. Физкультура дошкольникам старшеговозраста. М., 2000.
3. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой вобразовательном учреждении. Москва – Скрипторий 2006 г.
4. Голомидова С.Е. Физкультура, нестандартные занятия.Волгоград издательско-торговый дом «Корифей» 2005 г.
5. Доронова Т.Н. Якобсон С. Соловьева Е. Гризик Т. ГербоваВ. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольноговозраста в условиях детского сада. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.
6. Ерастова А.П. Роль активного отдыха в повышенииработоспособности детей на занятиях в детском саду // Роль физическоговоспитания в подготовке детей к школе. – М.: ФиС, 1980. – С. 47 – 54.
7. Ефименко Н.Е. Театр физического развития и оздоровлениядетей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
8. Коршолова Л.В. Влияние ежедневных физкультурных занятийс детьми 5–7 лет. Часть 1. М., 1971.
9. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованиюдетей школьного возраста. Избр. пед. соч. т. 2, М., 1952.
10. Лескова Г.П. Роль умственной деятельности в освоениидетьми физических упражнений (Педагогическая практика студентов по курсу «Теорияи методика физического воспитания детей дошкольного возраста»). М., 1984.
11. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.,Просвещение, 1986. – 304 с.
12. Пензулаева. Физкультурные занятия с детьми 5–6 лет. М., 1988.
13. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией Васильевой М.А. Москва– Мозаика – Синтез 2005 г.
14. Рунова М.А. Дошкольное учреждение: оптимизация режимадвигательной активности // Дошкольное воспитание. – 1998. – №6. – С. 81–86.
15. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физическоговоспитания и развития ребенка. М., 2001.
16. Утробина К.К. Занимательная физкультура длядошкольников. Москва – Гном Д 2003 г.
17. Физкультура – это радость. Библиотека программы «Детство» / Подредакцией Л.Н. Сивачёва – Детство – Пресс, Санкт – Петербург 2003 г.
18. Фомина А.И. Физическая культура в подготовительнойгруппе детского сада. – М.: ФиС, 1984. –113 с.
19. Чупаха И.В. Программа «Здоровый ребёнок» в рамкахреализации программы «Здоровьесберегающие технологии» / Научно – практическийсборник инновационного опыта. Ставрополь «Народное образование» 2003 г.
20. Шебеко В.И., Ермак И.И., Шишкина В.А. Физическоевоспитание дошкольников. М., 1996.
21. Щербак. Тематические физкультурные занятия и праздники. М., 1994.
22. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическоевоспитание дошкольников / Учебное пособие. – М.: Академия, 1998. – 192 с.