Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Анализ стихотворения Тютчева "Не то, что мните вы, природа..."

Анализ стихотворения Тютчева «Не то, что мнитевы, природа...»
Для Тютчева характерно представление овсеобщей одушевленности природы, о тождестве явлений внешнего мира и состоянийчеловеческой души. Это представление во многом определило не только философскоесодержание, но и художественные особенности тютчевской лирики.
«Не то, что мните вы, природа…» написано непозднее 1836 года в Мюнхене. Тютчев блистал в одном из знаменитых центровевропейской культуры как в ученом и литературном мире Мюнхена, так и впридворном, дипломатическом и светском кругах. В литературе широкораспространено убеждение, что Шеллинг оказал сильное влияние на формированиефилософского миросозерцание поэта. Тютчев глубоко проникся «поэтическими»сторонами философской системой немецкого мыслителя и сумел найти для нихвысокохудожественное выражение.
В 1836 году Тютчев переслал в Петербургрукописное собрание своих стихотворений. Они попали к Жуковскому и Пушкину,поэты по достоинству оценили стихи.
В лирике Тютчева «поэтизация» природыдоведена до наивысшей точки своего выражения. Ярким примером служитстихотворение «Не то», в котором автор говорит такими словами, какими принятоговорить о человеке: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик-В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...
Полемическая запальчивость этогостихотворения вызывает естественный вопрос: кто эти «вы», которых далее поэт,обращаясь к читателю, называет в третьем лице — «они»? Как известно, впервопечатном тексте цензура исключила две строфы — вторую и четвертую,неприемлемые с ортодоксально-церковной точки зрения. Пушкин, со своей стороны,настоял на том, чтобы выброшенные строфы были отмечены точками, так какотсутствие этих строф нарушало композиционную цельность стихотворения. Точки женедвусмысленно указывали на то, что это дело рук цензуры, а не редактора.Позднее Н. В. Сушков просил Тютчева вспомнить недостающие в стихотворениистрофы, но поэт не смог восстановить их в своей памяти.
И все же стихотворение не потеряло своегосмысла, главной идеи — взаимоотношений человека и природы. Через всепроизведение автор проводит мысль о том, что «глухие» люди не умеют чувствовать,а, следовательно, не умеют жить. И если для них она безлика, то для Тютчеваприрода- «голос матери самой». Ее образами он выражает свои сокровенные мысли,чувства, сомнения, мучительные вопросы.
Тютчев выступает против сторонников«вульгарных механистических представлений о природе как о голом механизме,бездушной машине»: Они не видят и не слышат, Живут в сём мире, как впотьмах,Для них и солнцы знать не дышат И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили, Весна в грудиих не цвела, При них леса не говорили, И ночь в звездах нема была! И языками неземными, Волнуя реки и леса, В ночи не совещалась с ними В беседе дружескойгроза! Стихотворение написано в форме обращения, у него нет заглавия, чтопредает более глубокий смысл. Произведение начинается со слова «не», чтобыполнее оградить читателя от неверного понимания природы.
Стихотворение «Не то, что мните вы,природа…» является настоящим натурфилософским исповеданием веры Тютчева.Полемический тон сочетается в этом стихотворении с чувством большойчеловечности. Автор заканчивает его словами, в которых меньше всего осужденияпо адресу тех, кто думает иначе: Не их вина: пойми, коль может, Органа жизньглухонемой! Увы, души в нем не встревожит И голос матери самой! Стихотворениенаписано четырёхстопным ямбом, а перекрёстный способ рифмовки гармонирует счередованием женских и мужских рифм. Ассонанс на «и», «а»,и «о» придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорныхсогласных (аллитерация) делает его более мелодичным и музыкальным. Более торжественноже оно звучит благодаря употреблению устаревших слов («лик»,«чрево», «древо») и ударения («приклеил») Особаяже смысловая нагрузка создаётся при помощи анафоры: Вы зрите лист и цвет надреве: Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве Игрою внешних,чуждых сил?..
Автор использует такие выразительныехудожественные средства, как олицетворение («Солнцы не дышат», "не совещалась в беседе дружеской гроза"), метафоры («весна нецвела», «ночь нема была»), сравнения («живут в сём мире, каквпотьмах»). Всё это придаёт речи красочность и выразительность,способствует наиболее полному раскрытию художественного образа. В стихотворениивстречаются типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в концеих ставятся восклицательные знаки, что придаёт художественной речи нужнуюавторскую интонацию.
Одно из самых замечательных явлений русскойпоэзии — стихи Ф.И. Тютчева о пленительной русской природе. Он был тончайшиммастером стихотворных пейзажей.
Список литературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.