Реферат по предмету "Педагогика"


Обьект,предмет,задачи и функции педагогики

Содержание
 
1.Объекти предмет педагогики
2.Задачии функции педагогики
3.Традиционныеметоды педагогики
Тестпо предмету педагогика
Глоссарий
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Существованиечеловеческого общества невозможно без передачи подрастающему поколениюнакопленного обществом опыта. Еще на заре общественной жизни взрослые внелегкой борьбе с природой должны были учить детей тому немногому, что они самизнали и умели: как разжигать костёр, как изготавливать лук и стрелы для охотына диких зверей и т.п. Такая передача знаний и умений молодому поколению и былатой деятельностью, которую мы теперь называем обучение.
Обучение было и всегдабудет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодогопоколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта естьнеотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.
Цели данной работы — знакомствос предметом Педагогики, рассмотреть её с научной точки зрения, дать определение.
Задачи — Понять каквозникла и развивалась эта наука. Что она исследует. Определить границы ипредмет области.
Изученность работы — визложении кратко и емко описана информация по основным темам курса Педагогика:объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики, основные категориипедагогики, связь педагогики с другими дисциплинами, образование каксоциокультурный феномен и педагогический процесс.
Актуальность даннойработы в том, что знание педагогики необходимо огромному количеству людей:родителям, работникам сферы обслуживания, работникам правоохранительных органови другим.
Структура работы –содержание, введение, основная часть работы, тесты к тексту, глоссарий и списокиспользованной литературы.

1.Объекти предмет педагогики
Свое названиепедагогика получила от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. Вдословном переводе «пайдогогос» означает «детоволитель». Педагогом в ДревнейГреции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенкасвоего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый.
Позже слово«педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства«вести ребенка по жизни », т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовноеи и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании детей.
Такое понимание педагогикисохранилось в плоть до середины XXв.И только в последние десятилетия возникло понимание того, что вквалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но ивзрослые.[1]
Педагогика – это наукаизучающая закономерности и целенаправленную практику обучения и воспитаниячеловека, приобщение человеческих существ к жизни общества, связанные с этимпедагогические процессы и педагогическую деятельность. Иначе говоря, наука,обеспечивающая изучение и реализацию педагогических закономерностей, выявлениекоторых – цель и результат исследования ее объекта и предмета.[2]
Педагогика — это наукао воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляются в самом широкомсмысле, включая образование, обучение, развитие. Поэтому в мировомПедагогическом лексиконе всё чаще употребляются новые термины – «андрогогика»( от греч. «андрос» — мужчина и «аго» вести) и «антрополо́гия»( от греч. «антропос» — человек и «аго» — вести) [3]
Область внимания ивлияния научной педагогики так же связана и с изучением, и с реализациейпедагогических явлений и процессов. Возможные разные взгляды на объект ипредмет педагогической науки. Среди них следующий: ее объектом являетсяобразование – сфера обучения и воспитания, а предметом — закономерностипроцессов, происходящие в системе отношений, которые формируются в этой сфере.
Иначе существуетпедагогическая практика – сознательная или стихийная. Её объектом выступаетреальное взаимодействие участников педагогического процесса, а предметом –способы взаимодействия, обусловленные его целями и содержанием иобуславливающие его методы и формы. Здесь действуют механизмы управления иорганизации деятельности, отношений и общения людей, их самоорганизациях вгруппах и коллективах, рефлексии и самовоспитания каждого человека.
Закономерностипедагогической науки и педагогической практики взаимосвязаны, опираются друг надруга, проверяются опытом, но в принципе различны: первые сосредоточены наизучении педагогических процессов, вторые – на их содержании и технологии. И теи другие действительно служат совершенствованию своего предмета, только когдаони предстают во взаимодействии, т.е. в единстве идеи и ее осуществления. Вэтом смысле, и правда, нет ничего практичнее хорошей теории, как нет ничегоболее продуктивного для науки чем хороший опыт.[4]
Так же в предметпедагогики входит такое понятие как Дидактика (др.- греч. поучающий) теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формированияубеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
педагогиканаблюдение опыт беседа

2.Задачии функции педагогики
Педагогическая науказанимается решением следующих задач:
1. Изучение сущности изакономерностей развития и формирования личности.
2. Определение целейобразования и воспитания.
3.Разработкапедагогических технологий реализаций целей (содержания, форм, методов, средствобучения и воспитания)
4.Внедрение результатовпедагогических исследований в практику.
Функции педагогики –своего рода производные от её задач: направления, сферы компетенции,необходимые для решения этих задач. В свою очередь функции задают программу,содержание и технологию, определяют условия эффективности и характер анализарезультатов такого решения. То есть, проще говоря, функции педагогики –познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основеуказывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленныхцелей.
Функции педагогическойнауки: теоритическая, технологическая. К теоритической относят-
1.Описальный иобъяснительный – изучение передового педагогического опыта, его трактовка.
2.Диагностический– выявление состояния педагогических явлений, успешности деятельности педагога,установление условий и причин, её обеспечивающих.
3.Прогностический –исследование педагогической действительности и построение на её основе моделиобразования.
К технологическойотносят:
1. Проективный разработкаметодических материалов, определяющих план педагогической деятельности, еёсодержание и характер.
2.Преобразовательный– внедрение достижений педагогической науки в практику.
3.Рефлексивный икорректировочный — оценка влияния научных исследований на практику обученияс последующей коррекцией научной и практической деятельности.
 
3.Традиционныеметоды педагогики
Традиционными обычноназывают методы, доставшиеся современной педагогике по наследству отисследований, стоявших у истоков педагогической науки. Вот примеры некоторых изних-
Наблюдение– наиболее доступный и распространённый метод изучения педагогической практики.Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть:
~ длительным;
~ систематическим;
~ разносторонним;
~ объективным;
~ массовым.
Недостатки наблюдения:оно не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использованииэтого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтомунаблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетаниис другими методами.
Изучение опыта– еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широкомсмысле означает организованную познавательную деятельность, направленную наустановление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого вучебно – воспитательных системах.
С помощью данногометода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенныезаключения о целесообразности их применениях в новых условиях. Поэтому этотметод называют историческим.
В современном,несколько суженном смысле под изучением опыта понимают изучение передовогоопыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельные учителей.
Изучение продуктовученического творчества (домашних и классных работ по всемучебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов) о многом скажет опытномуисследователю. Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы,отношение к делу и своим обязанностям, мотивы деятельности и другие качества –это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где с успехом можноприменять этот метом. Он, как и все другие, требует тщательного планирования,корректного использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами.
Беседы –Традиционный метод педагогических исследований. В беседах, диалогах, дискуссияхвыявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции.
Педагогическая беседакак метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователяпроникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иныхпоступков. Но беседы – очень сложный и не всегда надёжный метод, поэтому онприменяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъясненийи уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении илииспользовании иных методов.
Разновидность беседы,её новая модификация – интервьюирование, перенесённое в педагогику изсоциологии. Интервьюирование обычно предполагает публичное обсуждение;исследователь придерживается заранее подготовительных вопросов, ставит их вопределённой последовательности.

Тестпо предмету педагогика
 
1. Педагогика изучает ирешает проблемы …
а) воспитания;
б) обучения;
в)образования;
г) развития.
2. Педагогика – наука,изучающая факты и закономерности …
а) мышления;
б) развития;
в) социализации;
г) воспитания.
3. Педагогическая отрасльзнаний …
а) возникла в эпоху Возрождения;
б) возникла в античный период истории;
в) является одной из самых древних, онапрактически неотделима и всегда сопровождала процесс развития общества;
г) появилась в начале XVII столетия.
4. Объект познания впедагогике – это…
а) человек, развивающийся в результатевоспитания отношений;
б) процесс обучения;
в) процесс обучения и воспитания;
г) процесс развития.
5. Предмет педагогики –это …
а) воспитательные отношения,обеспечивающие развитие человека;
б) процесс обучения;
в) проблемы образования;
г) педагогический процесс.

Глоссарий Метод педагогическихисследований — способ изученияпедагогических явлений.
Дидактика — (от греч. didaktikos — поучающий) — раздел педагогики; теория образования иобучения. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков иформирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования,совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающеевоздействие учебного процесса на учащихся.
Андрагогика (гр. андрос — взрослый человек, мужчина; агогейн — вести) — раздел теории обучения,раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослымсубъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этойдеятельностью со стороны профессионального педагога. Понятие «андрагогика» было введенов научный обиход в1833 году немецким историком педагогики А. Каппом.
Антрополо́гия (др.-греч. ἄνθρωπος— человек; λόγος— «слово, речь») — совокупность научныхдисциплин, занимающихся изучением человека, егопроисхождением, развитием, существованием в природной (естественной)и культурной (искусственной)средах.
Педаго́гика(др.-греч. παιδαγωγική —искусство воспитания, от παῖς— ребёнок и ἄγω — веду) — наука овоспитании, обучении и образовании человека.

Заключение
Педагогика — одна изсоциальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть еепредметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности:как из ребёнка, существа почти исключительно биологического, формируетсяличность — существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру ипреобразующее этот мир. Этот процесс протекает по свойственным ему законам, тоесть в нем проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями,определенные изменения влекут за собой соответствующие результаты. Этизакономерности выявляет и изучает педагогика.
Итак, педагогическаянаука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающихпоколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностейформирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знаниепедагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальныепедагогические решения.
Давний спор о том, чтотакое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытаниепрактикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания неразвивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения ивоспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительскогомастерства.
К усвоению педагогикинадо подходить как к научно – познавательной деятельности, на базе которойможет и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элементпедагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это долженбыть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это егопуть – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновеннойтребовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.

Списокиспользованной литературы
 
1. Анисимов В.В Общие основы педагогики:учебник для вузов/ В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д Никандров. – М.:Просвещение, 2006.-574с.
2.Вигман С.Л Педагогика в вопросах иответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-208 с.
3.Каменская Е. Н. Педагогика: Учебноепособие. — М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 320 с.
4. Подласый И. П. Педагогика: учебник –М.: Юрайт – Издат, 2009.- 540 с.
5. Педагогика: учебное пособие / подредакцией П.И. Пидкасистого. – М.: Издательство Юрайт, Высшее образование,2009.-430 с.
6. Шевченко Т.В. Педагогика за 24 часа/Т.В. Шевченко. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 286 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.